|
Иоанн Креста. ДОРОГА НА ГОРУ КАРМЕЛЬИоанн Креста
Пролог К Н И Г А П Е Р В А Я В сей книге повествуется о том, что являет собой "тёмная ночь", и как надобно пройти сквозь неё, дабы дойти до единенья с Богом; особо объясняется "тёмная ночь" чувств и вожделений, а также вред, который причиняют душе оные. Глава 1 Цитируется первая строфа. Говорит о двух разных ночах, чрез которые проходят особы духовные, соответственно двум частям человека: низшей и высшей.
Объясняющая, что такое та "тёмная ночь", через которую душа прошла, как она говорит, чтобы дойти до единения. Рассказывает о её причинах.
Повествует о первой причине сей "ночи", то есть об избытии вожделений ко всем вещам. Изъясняет причину, отчего зовётся то "ночью".
Доказывающая конечность прохождения души через "тёмную ночь чувств", которая есть умертвление желаний, чтобы могла дойти до единения с Богом.
Опираясь на авторитет Св.Писания, уведомляет, в продолжение, что душа обязательно должна пройти через ночь умертвления вожделений ко всем вещам, чтобы могла дойти до Бога.
Говорит о двух главных вредах, которые вожделения причиняют душе. Первый из них есть недопущение добра в душу, второй же это простое вреждение.
Говорит о том, как вожделения мучают душу. В подтверждение приводит сравнения и доводы из Св.Писания.
Говорит о том, как вожделения затемняют и ослепляют душу.
Говорит о том, как вожделения грязнят душу. В подтверждение приводятся сравнения и доводы из Св.Писания.
Говорящая о том, каким способом вожделения охлаждают и ослабляют душу в добродетелях.
Уведомляющая, что душа, чтобы смочь дойти до единения с Богом, должна непременно избыть все желания, даже наименьшие.
Дающая ответ на другое вопрошание: каких вожделений достаточно, чтобы причинить душе упомянутые выше ущербы.
Говорит о способе соблюдения души, чтобы могла войти в ту "ночь чувств".
Разъясняющая второй стих строфы: "Огорченьем любви возжжена".
В коей разъясняются остальные стихи сказанной песни. Начинает объяснять эту вторую часть или причину "ночи", которая есть вера. Подтверждает двумя доводами, что она темнее, чем части первая и третья.
Почему вера для души есть "ночь тёмная". Это обосновывается доводами, примерами и образами Св.Писания.
Повествует в общем, что душа, насколько то от неё зависит, должна пребывать в темноте, чтобы вера могла наверняка проводить её к высшему созерцанию.
Объясняющая, что такое единение с Богом. Приводится сравнение.
Объясняющая, как три теологических добродетели усовершают три области души и как устраивают мрак и пустоту в этих областях.
Рассуждающая о том, как узка дорога, ведущая в жизнь вечную. Кто, стало быть, желает ею идти, должен быть обнажён и освобождён ото всего. Начинающая разговор об обнажении разума.
Показывающая в общем, что никакое творение, и никакое понятие разумное не может служить непосредственным орудием единения с Богом.
Каким образом вера является для разума ближайшим и подходящим средством, через которое душа может дойти до единения с Богом в любви. Что подтверждается цитатами и образами Cв.Писания.
Показывает различия между понятиями и познаниями, всеми, которые доступны разуму.
О препятствиях и трудностях, которые могут вытекать из схватываний чувственных, получаемых сверхъестественно, когда они оказывают себя как внешние телесные чувства. Как душа должна от них предохраняться.
Повествует о естественных схватываниях воображения. Объясняет их и доказывает, что не могут они быть адекватным средством для единения с Богом. Рассказывает, какой получается вред, если душа не отказывается от них.
Указывает знаки, которые должен заметить в себе человек духовный, чтобы мог узнать, когда должен оставить размышление и разумное понимание и прийти к состоянию созерцания.
Обосновывает потребность в тех трёх знаках и указывает на их неотменимость для продвижения души вперёд.
Объясняющая, что при вхождении в общее созерцательное познание, продвигающиеся должны ещё не раз воспользоваться естественным мышлением и деятельностью естественных чувств.
Говорит о схватываниях воображения, появляющихся в фантазии путём сверхъестественным. Указывает, что не могут они служить душе ближайшим средством единения с Богом.
Разъясняющая цель и способ поведения Бога в уделении душе благ духовных посредством чувств. Отвечающая на сомнение, которое в связи с этим появилось.
Трактующая об ущербе, который некоторые мастера духа могут причинить душе, из за того, что не ведут её добром в том, что касается помянутых видений; и также говорящая, как они, несмотря на происхождение от Бога, могут вводить её в обман.
В коей провозглашается и доказывается как, несмотря на то, что видения и изречения, причастные Богу, суть подлинные, мы можем обманываться относительно них. Сие доказывается авторитетом Св.Писания.
В коей доказывается с помощью авторитета Писания, как изречения и слова Бога, хотя всегда суть правдивы, не всегда суть точны о собственных своих причинах.
В коей разъясняется, как, хотя Бог отвечает на то, о чём Его просим иной раз, Ему не нравится, что мы используем такой способ обнаружения истины. И выясняется, как, хотя снисходит и отвечает, во многих случаях досадует.
В коей возбуждается сомнение, почему не дозволяется отсель, в Законе Благодати, вопрошать Бога сверхъестественным образом, как то было в Законе Ветхом. Обосновывается сие авторитетом св.Павла
В коей начинается трактовка постижений ума, которые очищены для духовного пути. Говорит о том, каковы суть эти вещи.
В коей трактуется тот образ действия, который характерен для духовных сверхъестественных видений.
В коей обсуждаются откровения. Говорит о том, что они суть и полагает одно различение.
В коей обсуждаются интеллигенции истин, обнажённых в разумении, и говорится, каковы они суть в двух видах, и как душа должна располагаться относительно них.
В коей обсуждается второй род откровений, который есть обнаружение тайн [и таинств] оккультных. Трактует способ, каким они могут служить единению с Богом, и каким препятствовать, и как бес может в этой части ввести во многое заблуждение.
В коей обсуждаются речения [внутренние], которые сверхъестественным образом могут приключаться духу. Говорит, каким образом сие бывает.
В коей трактуется первый род слов, которые формулирует иной раз дух, собранный в себе. Говорится о причине таковых и о пользе и вреде, кои могут в них заключаться.
В коей обсуждаются слова внутренние, которые формально сотворяются в духе путём сверхъестественным. Сообщает о вреде, который может быть причинён, и о необходимой предосторожности, чтобы не быть в них обманутыми.
В коей обсуждаются слова субстанциальные, которые внутренне сотворяются духу. Говорится об отличии их от формальных, о пользе, которую в них имеем, и о смирении и уважении, которые душа должна испытывать к ним.
В коей обсуждаются схватывания, которые воспринимает разумение чувств внутренних, что сверхъестественно приключаются душе. Говорит о причине таковых и о том, каким способом должна обретать их душа, чтобы не иметь в них препятствий на пути единения с Богом. В коей обсуждаются естественные схватывания памяти и говорится, как должно освобождаться от них, для того, чтобы душа могла соединиться с Богом в части этой потенции.
В коей говорится о трёх видах ущербов, которые принимает душа, не затемнённая в части понятий и рассуждений памяти. Обсуждается здесь пример.
Трактующая о втором вреде, что может прийти к душе со стороны беса путём схватываний естественных памяти
Третий вред, который преследует душу на пути естественных различённых понятий памяти.
О дивидендах, которые получает душа от забывания и опустошения ото всех размышлений и понятий, которые естественно способна иметь благодаря памяти.
В коей трактуется второй род схватываний памяти, каковы суть понятия и фантазии сверхъестественные.
О вредах, кои понятия сверхъестественные могут сотворить душе, если она размышляет над ними. Говорит о том, сколько их.
Второй род вреда, заключающийся в риске впасть в самооценку и тщетное чванство
О третьем вреде, который может воспоследовать душе от беса посредством схватываний воображаемых памяти.
Четвёртый вред, последующий душе от схватываний различённых сверхъестественных памяти, который препятствует единению
Пятый вред, который может воспоследовать душе в формах и схватываниях воображаемых сверхъестественных, в коих заключены суждения о Боге низкие и несоответственные.
О пользах, которые обретает душа в отделении от схватываний воображения; и отвечает на определённое возражение, и изъясняет одно различие между схватываниями естественными и сверхъестественными.
В коей обсуждаются понятия духовные, поскольку могут западать в память.
В коей духовному сообщается общий образ правления собой в том, что относится до этого чувства.
В коей начинается обсуждение "тёмной ночи" воли. Предлагается подразделение аффектов воли.
В коей начинается обсуждение первого аффекта воли. Говорит о том, что такое радость, и проводит различение вещей, которым воля способна радоваться.
В коей обсуждается радость касательно благ преходящих. Говорится, как следует выпрямлять радование о них по Богу.
О вредах, которые могут воспоследовать душе, радующейся благам преходящим.
О преимуществах, которые воспоследуют душе в отстранении её от веселий, приносимых вещами преходящими.
В коей обсуждается, каким образом тщета есть полагать радость воли во благах естественных, и как следует через них направлять себя к Богу.
О вредах, которые последуют душе, полагающей радость воли во благах природных.
О выгодах, которые получает душа не полагающая радости своей во благах естественных.
Которая трактует третий род благ, в коих воля способна полагать аффект радости, и которые суть блага чувственные. Говорит, каковы они, и скольких видов, и как следует направлять волю к Богу, очищаясь от этой радости.
Трактующая вреды, которые принимает душа в желании полагать радость воли во благах чувственных
О выгодах духовных и преходящих которые вытекают для души из отрицания радости, сопряжённой с вещами чувственными.
В коей начинается толкование четвёртого рода благ, которые суть блага моральные. Говорит, каковы они бывают и каким образом законно сопрягается с ними радость воли.
О семи вредах, в которые можно впасть, полагая радость воли во благах моральных
О выгодах, которые последуют душе за отделением от радования о благах моральных.
В коей начинается обсуждение пятого рода благ, в которых может радоваться воля, и которые суть сверхъестественны. Говорит каковы они, и как различаются духовными, и как должно направлять радость о них Богу.
О вредах, кои последуют душе за полаганием радости в сём роде благ.
О двух выгодах, которые приобретают в отрицании радости по поводу даров сверхъестественных.
В коей начинается обсуждение шестого рода благ, которым может радоваться воля. Говорит о том, каковы они, и производит первое подразделение их.
О благах духовных, которые различимо могут выпадать разуму и памяти. Гласит, как должна вести себя воля относительно радости о них.
О благах духовных сладостных, которые различимо могут выпадать воле. Говорит о том, скольких видов они бывают.
В коей продолжается об образах и говорится о невежестве, которое относительно них имеется у некоторых личностей.
О том, как направлять к Богу радость воли с помощью изображаемых предметов, способом, который не приводит к ошибкам и не создаёт препятствий.
Которая продолжает обсуждение благих поводов. Говорит о красноречии и местах, предназначенных для молитвы.
О том, как следует использовать красноречие и храмы, направляя дух к Богу посредством их.
В коей обсуждается направление духа к внутреннему сосредоточению, согласно сказанному.
О некоторых вредах, в которые впадают те, кто отдаются удовольствию чувственному от вещей и мест благочестивых сказанным способом.
О трёх различиях мест молитвенных, и как надлежит вести себя воле относительно их. Нахожу три вида мест, посредством которых подвизает Бог волю к благочестию.
В коей трактуются другие поводы для молитвы, которые используют многие. Каковые поводы суть многие изменения в обрядах.
О том, как должно направлять к Богу радость и силу воли посредством благочестия.
В коей обсуждается второй род благ различимых, в которых может тщетно радоваться воля. Категория: Библиотека » Религия --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|