В коей обсуждаются слова внутренние,
которые формально сотворяются в духе путём сверхъестественным.
Сообщает о вреде, который может быть причинён,
и о необходимой предосторожности,
чтобы не быть в них обманутыми.
Второй род слов внутренних суть слова
формальные, которые иной раз приключаются духу путём
сверхъестественным, без посредства какого-либо чувства,
либо в сосредоточенности духа, либо нет.
Мы зовём их формальными, потому что они формально
говорятся духу третьим лицом, без того чтобы он что-либо
вкладывал в них [от себя]. И оттого существуют многие
отличия этих слов от тех, о которых мы перестали говорить;
потому что имеем не только то отличие, что дух от себя не
вкладывает ничего в них, но, как сказано, приключаются иной
раз и в состоянии рассеяния [несобранности] духа, весьма
отвлечённого от того, что ему говорится. Не бывает так в
ранее рассмотренных словах последовательных, ибо они всегда
касаются того, о чём думаешь.
Эти слова иной раз весьма формальны, иной раз
не столь; так как часто они суть как понятия, в
которых что-то говорится духу, либо в форме ответа, либо в
другой форме собеседования с духом. Иной раз это одно
единственное слово, иной раз два или больше; иной раз они
последовательны, как проходящие [одно за другим] поскольку
их изнесение длится в форме преподания или обсуждения
чего-либо с душой, и всё это без какого-либо вклада самого
духа, потому что всё это, как если бы одна персона
беседовала с другой. Как, читаем, случилось с Даниилом,
который говорил беседуя с ангелом в себе. Это было
формальное и последовательное рассуждение в его духе
(внутри) и обучение его, о чём также сказал и ангел,
говоря, что пришёл, чтобы научить его (9, 22).
Эти слова, когда они не более чем формальны, не
производят в душе большого действия. Ибо, обыкновенно, суть
единственно для научения или освещения какой-либо вещи; и,
чтобы произвести это действие, нет необходимости в
сотворении ещё других эффектов, сверх того конечного, что
они причиняют. И они же, когда суть от Бога, всегда
действуют в душе, поскольку быстро и недвусмысленно
погружают душу в то, что её наставляет или научает,
положение, в котором душу, иной раз, не покидают трудности
и противоречия, а скорее впадает она в большие; сие Бог
сотворяет ради лучшего научения, смирения и блага души. И
это противоречие весьма обычно оставляется, когда душе
приказывают вещи [принадлежащие] большинству, или вещи, в
которых может присутствовать некое превосходство для души;
а в вещах покорности и смирения полагается для души большая
лёгкость и проворство. Так, читаем в Исходе (3-4) что когда
Бог велел Моисею, чтобы шёл к фараону и освободил народ,
тот ощутил такое противоречие, что Бог должен был трижды
повелеть ему это и продемонстрировать ему знамения; и всё
это не помогло, пока Бог не дал ему в компаньоны Аарона,
который и понёс часть чести.
Нечто противоположное происходит, когда слова
сообщения суть от беса, который в вещах большой важности
полагает лёгкость и проворство, а в низких
противоречие. Сие верно, потому, что Бог настолько
отвращается видения душ, наклонных к большинству, что даже
когда Он приказывает нечто такое и помещает их в
соответствущие положения, не желает, чтобы имели проворство
и жажду повелевать [большинством]. И в сей живости, которую
обычно полагает Бог на душу в этих словах формальных,
заключается отличие от других слов последовательных,
которые не подвигают духа в такой мере, как эти, ни придают
ему такой живости, так как эти более формальны, и в
них разумение меньше вставляет от себя. Хотя это не
отменяет того, что иной раз последовательные слова
производят большее действие, по причине очень
стремительного сообщения, которое иной раз божественный дух
имеет с человеком; многие различия имеются скорее в
способе. В сих словах формальных у души нет сомнений
относительно того, что не она их произносит, яко хорошо
видит, что нет, главным образом, когда она не
пребывала в том, о чём ей говорится; а если пребывала,
знает весьма ясно и отчётливо, что это пришло с другой
стороны.
До этих слов формальных душе столь же мало дела,
сколь и до тех, последовательных; так как сверх того, что
занимают дух тем, что не является законным и ближайшим
средством единения с Богом кое есть вера
могут очень легко быть сфальсифицированы бесом. Потому что
иной раз трудно распознать, которые слова суть доброго
духа, а которые злого. Так как не производят
большого действия, с трудом могут различаться по их
действиям; иной раз ещё и потому, что слова, кои от беса,
влагают большую энергию в несовершенных, чем такие же слова
от духа благого в духовных. Не следует ни интересоваться
тем, о чём они гласят, ни делать из них события,
будь они от благого или от злого духа. Должно, однако,
открыть их духовнику зрелому или особе рассудительной и
знающей, на предмет того, что согласуется в них с учением и
видением, и его советом, и держаться относительно них со
смирением и отрицательно. А если не находится такого
опытного лица, то много лучше, не делая события из этих
слов, не делиться ни с кем, ибо легко наткнуться на такую
особу, которая скорее разрушит душу, чем выстроит её.
Потому души не должны общаться с кем угодно, ведь это очень
важно: промахнуться или попасть в десятку в столь важном деле.
И обращайте пристальное внимание на то, чтобы
душа, следуя собственному мнению, ни события делала, ни
допускала в себя то, о чём говорят эти слова, без
тщательного рассмотрения и совета постороннего. Ибо в сей
материи случаются обманы тонкие и необычные; и настолько,
что, по-моему, если душа не становится во враждебную
позицию к таким вещам, не может не впасть в обман во многих
из них [больший или меньший].
А поскольку эти обманы и опасности, и
предостережения относительно них уже обсуждены прежде в
главах 17, 18, 19 и 20 сей книги, это освобождает меня от
того, чтобы много распространяться здесь о них. Скажу
только, что главная наука состоит в том, чтобы ни из чего
не делать события, [хотя нечто и кажется таковым, без
руководства во всём рассудка и того, чему научила нас
Церковь, и учит всякий день ].
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.