Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69
Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69
Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63
Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64
Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66
Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67
Бонавентура. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДУШИ К БОГУ | ГЛАВА III Об узрении Бога через Его образ,
ГЛАВА III Об узрении Бога через Его образ, запечатленный в естественных способностях (души)
Две первые ступени, ведущие нас к Богу через Его
следы, в которых свет Его отсвечивает во всем творении, приводят нас туда, где
мы вновь входим в себя, то есть к нашей душе, в которой отсвечивает образ Бога.
Поэтому, дойдя до третьей ступени, мы входим в нас самих, как бы оставив внешний
притвор, мы входим в святая святых, то есть во внутреннюю часть скинии Завета.
Теперь мы должны попытаться через зеркало увидеть Бога, где словно светильник
отсвечивает истинный свет на лике нашей души, то есть в нем отражается образ
Пресвятой Троицы. Итак, войдя в себя, и ты увидишь, как пламенно душа твоя любит
самое себя. Но может ли она любить себя, если не знает, а знать себя, если не
помнит? Ведь мы ничего не схватываем разумом, что не присутствовало бы в нашей
памяти. На основании этого ты убедишься, что твоя душа обла-дает тремя
способностями, видимыми не телесными глазами, а мысленными. Итак, исследуй
действие и состояние этих трех способностей, и ты сможешь увидеть Бога через
самого себя, через образ, но увидеть "через зеркало, гадательно".
Действием памяти является сохранение и представление
не только настоящего, телесного и преходящего, но прежде всего предшествующего,
простого и вечного. Ибо ведь память удерживает прошлое через воспоминание,
настоящее через принятие, будущее через предвидение. Также память удерживает
простое, подобное началам количеств непрерывных и дискретных, таким, как точка,
мгновение, единство, без которых невозможно вспомнить или мыслить все вытекающее
из этого. Память удерживает также принципы наук и аксиомы, как вечное и
относящееся к вечному. Она никогда не может их забыть, так как пользуется
разумом, а услышав их, одобряет и соглашается с ними. Однако она не воспринимает
их заново, но распознает как врожденное и хорошо знакомое, как это явно следует,
если кому-либо предложить такие принципы, как "О чем-либо утверждение или
отрицание", или "Все целое больше своей части", или какую-либо другую аксиому,
которая не противоречит "внутреннему смыслу". Таким образом, во-первых, это
актуальное удерживание всего преходящего, прошедшего, а также настоящего и
будущего имеет образ вечности, в которой настоящее неотделимо от всего времени.
Во-вторых, душа формируется извне не только через способность представления : от
высшего начала она принимает простые формы, которые не могут войти через двери
чувств и чувственных образов. В-третьих, душа имеет неизменный, постоянно
присутствующий в ней свет, в котором она помнит незыблемые истины. Итак, своим
действием память показывает, что сама душа — это образ Бога, и это подобие
настолько присутствует в ней и настолько она заключает в себе присутствие Бога,
что схватывает Его, и своей способностью она "способна к Его восприятию и
участию (в Его жизни)".
Действие умозрительной силы состоит в постижении
терминов, предложений и заключений. Разум схватывает значение термина, когда
понимает его определение. Но любое определение основывается на более высоком
определении, и так каждое вплоть до высшего и наиболее общего, незнание которого
не позволяет понять определение низшего. Таким образом, незнание сущего самого
по себе не позволяет дать полного определения какой-либо частной субстанции. Но
сущее само по себе можно познать, только лишь познавая его вместе с его
характерными чертами, каковыми являются: единство, истина, благо. Сущее может
быть мыслимо как неполное или полное; несовершенное или совершенное; сущее в
возможности или актуально сущее; сущее с точки зрения чего-либо или просто
сущее; частично сущее или полностью сущее; преходящее сущее или постоянно сущее;
сущее посредством другого или сущее само по себе; сущее, смешанное с не-сущим,
или чисто сущее; зависимое сущее или абсолютное сущее; сущее производное или
первое сущее; сущее изменяемое или сущее неизменное; сущее простое или сущее
составное. Но "отсутствие и недостатки можно познать только лишь через
позитивное", из чего следует, что наш разум может основывать знание о
каком-либо сущем сотворенном лишь на знании сущего в высшей степени чистого,
актуального, полного и абсолютного, которым является Сущее простое и вечное и в
чистоте которого заключены причины всего. Каким же образом разум может знать,
что это сущее недостаточное и неполное, если он не имеет знания о сущем без
недостатка? Таким же образом можно рассмотреть и другие характерные черты
сущего. Считается, что разум истинно понимает предложение тогда, когда с
достоверностью знает, что оно истинно. А знать об истинности и есть знать
вообще, потому что нельзя ошибиться в понимании этого. В этом случае разум
знает, что истина не может быть другой, и тогда он осознает, что она неизменна.
Но так как наша душа подвержена изменениям, то она может видеть в неизменном
сиянии лишь благодаря некоему совершенно неизменному свету, благодаря лучу,
который не может исходить от изменяемых и сотворенных вещей. Она знает тогда в
этом свете, "Который просвещает всякого человека, происходящего в мир",
"Который есть Свет истинный" и "Слово, Которое было в начале у Бога". Наш разум
постигает истинность заключения, когда видит, что заключение необходимо следует
из посылки, причем когда видит это не только в необходимых терминах, но также и
в терминах возможных, как, например: если человек бежит, следовательно, он
движется. Это необходимое состояние разум постигает не только в вещах сущих, но
также и в вещах несущих. Как, например, в случае если человек существует, то
очевидно, что, если человек бежит, следовательно, движется, но это так же
очевидно, если он и не существует. Таким образом, необходимость заключения не
происходит из существования вещи в материи, что является лишь возможностью, а
также не происходит из существования вещи в душе, что было бы тогда лишь
фикцией, если бы не существовало в вещи, следовательно, она происходит из образа
в вечном замысле (Бога), в соответствии с которым вещи имеют свойства и взаимное
состояние, соответствующие их представлению в этом вечном замысле. Как говорит
Августин в "Истинной религии", свет истинного разума нисходит от этой истины и
к самой истине стремится прийти (всякий добрый мыслитель). Из этого с
очевидностью следует, что наш разум соединен с вечной истиной, и благодаря лишь
ее наставлению он может с уверенностью схватывать что-либо истинное. Итак, ты
через себя можешь видеть наставляющую тебя истину, но только в том случае, если
тебе не препятствуют вожделенные и чувственные обрзы, эти облака, закрывающие
лучи истины.
Действие способности выбора заключается в обсуждении,
суждении и желании. Обсуждение — это исследование того, что лучше: то или
другое. Но лучшее определяется только через восхож-дение к самому лучшему,
восхождение же — это следование высшему сопоставлению, ведь узнать, какой из
двух, этот или другой, лучше, можно, лишь сопоставляя с самым лучшим. Но никто
не может определить степень подобия с чем-либо, если он его не знает: я не могу
знать, что некий человек похож на Петра, если я не знаю Петра или не знаком с
ним, следовательно, обсуждение с необходимостью требует запечатленности в душе
идеи высшего блага. Суждение же основывает свою уверенность об объекте
обсуждения на каком-либо законе. Но на основании закона можно уверенно судить о
чем-либо только в том случае, когда этот закон правильный и сам не подлежит
обсуждению. Но наша душа выносит суждение о самой себе, следовательно, не может
судить о законе, на основании которого она сама судит: закон выше нашей души, и
на основании его она судит, поэтому он запечатлен в ней. Ничего нет выше
человеческой души, кроме Того, Кто ее создает: следовательно, разрешающая
способность в суждении, в том случае, когда она полностью разрешает стоящую
перед ней проблему, достигает божественных законов. Желание — это прежде всего
то, что в наибольшей степени движет душой. Наиболее же движет душой то, что она
любит; а то, что она больше всего любит, — это блаженство. Блаженством можно
обладать лишь через высшее благо и окончательную цель: следовательно, ничто не
влечет так желание человека, как высшее благо, или то, что ведет к нему, или же
имеет его образ. Такова сила высшего блага, что сотворенные существа ничего не
могут любить, кроме как через желание этого блага, даже тогда, когда они
ошибаются и блуждают, принимая образ и подобие за истину. Следовательно, ты
видишь, как душа близка Богу и как, в соответствии с присущим каждой способности
действием, память ведет нас к вечности, разум — к истине, способность выбора — к
высшему благу.
Другие три способности: порядок, происхождение и
состояние — ведут нас к самой Пресвя-той Троице. Так из памяти рождается разум,
словно ее дочь, ведь мы понимаем с помощью образа, хранящегося в памяти, который
отражается во взоре разума и представляет собой ничто иное, как слово. Память и
разум, вследствие того, что они соединены воедино, вдохновляют любовь. Эта
триада, то есть порождающий разум, слово и любовь, находится в душе в таком же
взаимоотношении, как память, разум и воля. Они единосущны, соравны,
единорожденны во времени и взаимно охватывают друг друга. Итак, если совершенный
Бог — это дух, следовательно, Он обладает памятью, разумом и волей, а также
рожденным Словом и вдохновленной Любовью, которые необходимо отличны друг от
друга, так как один исходит от другого, но различаются они не сущностью и не
акциденциями, но личностью. Когда душа рассматривает самое себя, она возвышается
до узрения через зеркало Пресвятой Троицы, Отца, Слова и Любви, трех совечных
соравных и единосущных Лиц, каждое из которых пребывает, не смешиваясь в двух
других, и в то же время все три являются единым Богом.
Душа в умозрении своей триединой основы посредством
своих тройных способностей, благодаря которым она является образом Бога, с
помощью света знания совершенствуется, приобретает познания и получает тройное
представление о Пресвятой Троице. Философия ведь на самом деле подразделяется на
естественную, рациональную и моральную. Первая занимается причиной бытия и
поэтому ведет к всемогуществу Отца; вторая занимается законом мышления и поэтому
ведет к мудрости Слова; третья занимается порядком жизни и поэтому ведет к благу
Святого Духа. В свою очередь естественная философия подразделяется на
метафизику, математику и физику. Первая изучает сущность вещей, вторая изучает
числа и фигуры, а третья — природу, силу и действие процесса распространения.
Поэтому первая ведет к Первоистоку — Отцу, вторая ведет к Его образу — Сыну,
третья ведет к Их дару — Святому Духу. Рациональная философия подразделяется на
грамматику, обучающую искусству выражения; логику, обучающую аргументации; и
риторику, обучающую искусству убеждать и трогать. Подобным образом и они
открывают тайну Пресвятой Троицы. Моральная философия подразделяется на мораль
индивидуальную, семейную и социальную. Поэтому первая открывает нерожденность
Первоистока, вторая — рожденность Сына, третья — свободу Святого Духа.
Итак, все эти науки основаны на надежных и
непогрешимых правилах, которые словно лчезарный свет из вечного закона нисходят
в нашу душу. И поэтому озаренная и переполненная таким сиянием наша душа, если,
конечно, она не слепа, может сама вести себя к созерцанию вечного света, что
приводит мудрых в восхищение и, наоборот, безумных, неверующих от разумения
приводит в смятение, таким образом, исполняются слова пророчества: "Свет Твой
чудный на вершинах гор вечных — в смятении все безумные сердцем".
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.