Иоанн Креста. ДОРОГА НА ГОРУ КАРМЕЛЬ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



Глава 31

В коей обсуждаются слова субстанциальные,
которые внутренне сотворяются духу.
Говорится об отличии их от формальных,
о пользе, которую в них имеем, и о смирении и уважении,
которые душа должна испытывать к ним.

  1. 1. Третий род слов внутренних, о котором ведём речь, суть слова субстанциальные, которые, хотя также формальны, поскольку большей частью формально запечатлеваются в душе, отличаются, однако, тем, что слова субстанциальные производят действие живое и субстанциальное в душе, а чисто формальные действуют не так. Тот факт, что все слова субстанциальные суть формальные, происходит не оттого, что все слова формальные субстанциальны, но единственно оттого, что (как сказано выше) субстанциально запечатлевают в душе то, что означают. Так, ежели Наш Господь формально говорит душе: "Будь блага", тут же субстанциально становится благой. Или если говорит ей: "Люби Меня", тут же обретает и ощущает в своей субстанции любовь Божию; или если ей, много устрашённой, скажет: "Не бойся", тут же ощутит великую отвагу и спокойствие. Потому что Бог сказал, и слова Его, как говорит Премудрость, полны могущества (Еккл. 8, 4); и так сотворяется в душе субстанциально то, что Он ей говорит. Ибо сие есть то, что хотел сказать Давид, когда произнёс: Испробовал, что даёт Он гласу Своему, гласу силы (Пс. 67, 34). И так содеялось с Авраамом, когда, говоря с ним, сказал ему: Ходи предо Мной и будь совершен (Быт. 17, 1), – тут же сделался совершенным и всегда ходил, почитая Бога.

    И такова сила Его Слова в Евангелии, которым излечивал больных, воскрешал мёртвых, и т.д., единственно произнесением его. И так же действуют на некоторые души речения субстанциальные. И суть они для души безмерная важность и драгоценность, ибо суть её жизнь и доблесть, и благо несравненное, потому что одно такое слово больше творит добра, чем сама душа могла бы сотворить за всю свою жизнь.

  2. В том, что касается этих слов, не имеет душа ничего, что бы сделать, [ни чего бы хотеть или не хотеть, ни что бы отвергнуть, ни чего бы бояться. Не имеет ничего, что бы сделать], во исполнение того, о чём они гласят, потому что эти слова субстанциальные не произносит Бог для того, чтобы возложить на душу работу, но чтобы они работали в ней; в чём и состоит отличие их от слов формальных и последовательных.

    И говорю, что не имеет, чего пожелать или не пожелать, потому что не требуется желания души для того, чтобы Бог делал Своё дело, и также не довольно нежелания души для того, чтобы Бог перестал бы воздействовать на неё; но должна принимать эти действия [Бога] с покорностью и смирением.

    Не имеет, что бы отвергнуть, потому что действие сих слов в душе субстанциально и исполнено добра Божьего, в котором, – так как принимает его пассивно, – её участие во всём наименьшее.

    Не боится никакого обмана, поскольку ни разум, ни бес не могут ни вложиться сюда, ни добиться действия субстанциального в душе, при её пассивности, путём запечатления эффекта и усвоения его слов, если только сама душа не поддастся ему в акте добровольном; и тогда, поселившись в ней, как её господин, впечатает в неё свои воздействия, но не добрые, а злые. [Ибо, поскольку такая душа становится единой с ним в порочной воле, легко может бес запечатлеть в ней действия своих слов и речений во злобе ея.] Так как по опыту знаем, что даже добрые души во многих случаях он подчиняет путём внушения, влагая в них большую силу, то, если становятся злыми, способен завершить своё дело в них. Но эффектов, подобных тем, благим, не в состоянии произвести, поскольку его слова не идут в сравнение со Словами Бога; рядом с ними их как бы и нет вовсе, и действия их суть ничто рядом с теми, [что от Бога]. Оттого говорит Бог через Иеремию: Что общего у мякины с чистым зерном? Слово Моё не подобно ли огню и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? (23, 28-29). Итак, сии слова субстанциальные много служат союзу души с Богом, и поскольку весьма внутренни, весьма субстанциальны, суть и весьма полезны. Счастлива душа, с которой беседует Бог. Говори, Господь, бо раб Твой слушает (1Цар. 3, 10).



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 591
Категория: Библиотека » Религия


Другие новости по теме:

  • Аристотель. О ДУШЕ | Примечания КНИГА ПЕРВАЯ Глава первая А именно как
  • Аристотель. О ДУШЕ | ТРАКТАТ О ДУШЕ I Психологические трактаты относятся к
  • Аристотель. О ДУШЕ | КНИГА ТРЕТЬЯ ГЛАВА ПЕРВАЯ 22 Что нет никаких
  • Аристотель. О ДУШЕ | КНИГА ВТОРАЯ ГЛАВА ПЕРВАЯ 412a Вот что надлежало
  • Аристотель. О ДУШЕ | КНИГА ПЕРВАЯ ГЛАВА ПЕРВАЯ 402a Признавая познание деломпрекрасным
  • Бонавентура. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДУШИ К БОГУ | ПРОЛОГ Вначале я взываю к Первоистоку, откуда исходит
  • Бонавентура. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДУШИ К БОГУ | ГЛАВА I О ступенях восхождения к Богу и
  • Бонавентура. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДУШИ К БОГУ | ГЛАВА II Об узрении Бога в Его следах
  • Бонавентура. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДУШИ К БОГУ | ГЛАВА III Об узрении Бога через Его образ,
  • Бонавентура. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДУШИ К БОГУ | ГЛАВА IV Об узрении Бога в Его образе,
  • Бонавентура. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДУШИ К БОГУ | ГЛАВА V Об узрении божественного единства через его
  • Бонавентура. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДУШИ К БОГУ | ГЛАВА VI Об узрении Пресвятой Троицы в Ее
  • Бонавентура. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДУШИ К БОГУ | ГЛАВА VII О духовном и мистическом восхищении, в
  • С. Л. Франк. ДУША ЧЕЛОВЕКА | Глава VIII ДУША И ТЕЛО I Уже не
  • С. Л. Франк. ДУША ЧЕЛОВЕКА | Глава IV СОСТАВ ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ I Мы впали
  • С. Л. Франк. ДУША ЧЕЛОВЕКА | ЧАСТЬ ВТОРАЯ КОНКРЕТНАЯ ДУШЕВНАЯ ЖИЗНЬ И ЕЕ ФОРМИРУЮЩАЯ
  • С. Л. Франк. ДУША ЧЕЛОВЕКА | Глава VI ДУША КАК НОСИТЕЛЬ ЗНАНИЯ I В
  • С. Л. Франк. ДУША ЧЕЛОВЕКА | Глава VII ДУША КАК ЕДИНСТВО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ I
  • С. Л. Франк. ДУША ЧЕЛОВЕКА | Глава III ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ I Наметив
  • С. Л. Франк. ДУША ЧЕЛОВЕКА | Глава II ДУШЕВНАЯ ЖИЗНЬ И СОЗНАНИЕ. ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ I
  • С. Л. Франк. ДУША ЧЕЛОВЕКА | ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: СТИХИЯ ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ Глава I МИР
  • С. Л. Франк. ДУША ЧЕЛОВЕКА | Вступление О ПОНЯТИИ И ЗАДАЧАХ ФИЛОСОФСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Из
  • С. Роуз. ДУША ПОСЛЕ СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ VII ОПЫТЫ ВЫХОДА ИЗ ТЕЛА В ОККУЛЬТНОЙ
  • С. Роуз. ДУША ПОСЛЕ СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Некоторый человек был богат, одевался в порфиру
  • С. Роуз. ДУША ПОСЛЕ СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ I НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ОПЫТОВ Совершенно неожиданно
  • С. Роуз. ДУША ПОСЛЕ СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ II ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ ОБ АНГЕЛАХ Мы знаем
  • С. Роуз. ДУША ПОСЛЕ СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ III ЯВЛЕНИЯ АНГЕЛОВ И БЕСОВ В ЧАС
  • С. Роуз. ДУША ПОСЛЕ СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ IV СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ НЕБА В Жизни после
  • С. Роуз. ДУША ПОСЛЕ СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ V ВОЗДУШНОЕ ЦАРСТВО ДУХОВ Чтобы понять, в
  • С. Роуз. ДУША ПОСЛЕ СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ VI ВОЗДУШНЫЕ МЫТАРСТВА В этом падшем мире



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь