В коей обсуждаются слова субстанциальные,
которые внутренне сотворяются духу.
Говорится об отличии их от формальных,
о пользе, которую в них имеем, и о смирении и уважении,
которые душа должна испытывать к ним.
1. Третий род слов внутренних, о котором
ведём речь, суть слова субстанциальные, которые,
хотя также формальны, поскольку большей частью формально
запечатлеваются в душе, отличаются, однако, тем, что слова
субстанциальные производят действие живое и субстанциальное
в душе, а чисто формальные действуют не так. Тот факт, что
все слова субстанциальные суть формальные, происходит не
оттого, что все слова формальные субстанциальны, но
единственно оттого, что (как сказано выше) субстанциально
запечатлевают в душе то, что означают. Так, ежели Наш
Господь формально говорит душе: "Будь блага", тут же
субстанциально становится благой. Или если говорит ей:
"Люби Меня", тут же обретает и ощущает в своей субстанции
любовь Божию; или если ей, много устрашённой, скажет: "Не
бойся", тут же ощутит великую отвагу и спокойствие. Потому
что Бог сказал, и слова Его, как говорит
Премудрость, полны могущества (Еккл. 8, 4); и так
сотворяется в душе субстанциально то, что Он ей говорит.
Ибо сие есть то, что хотел сказать Давид, когда произнёс:
Испробовал, что даёт Он гласу Своему, гласу силы
(Пс. 67, 34). И так содеялось с Авраамом, когда, говоря с
ним, сказал ему: Ходи предо Мной и будь совершен
(Быт. 17, 1), тут же сделался совершенным и всегда
ходил, почитая Бога.
И такова сила Его Слова в Евангелии, которым излечивал
больных, воскрешал мёртвых, и т.д., единственно
произнесением его. И так же действуют на некоторые души
речения субстанциальные. И суть они для души безмерная
важность и драгоценность, ибо суть её жизнь и доблесть, и
благо несравненное, потому что одно такое слово больше
творит добра, чем сама душа могла бы сотворить за всю свою
жизнь.
В том, что касается этих слов, не имеет душа
ничего, что бы сделать, [ни чего бы хотеть или не хотеть,
ни что бы отвергнуть, ни чего бы бояться. Не имеет ничего,
что бы сделать], во исполнение
того, о чём они гласят, потому что эти слова
субстанциальные не произносит Бог для того, чтобы возложить
на душу работу, но чтобы они работали в ней; в чём и
состоит отличие их от слов формальных и последовательных.
И говорю, что не имеет, чего пожелать или не
пожелать, потому что не требуется желания души для
того, чтобы Бог делал Своё дело, и также не довольно
нежелания души для того, чтобы Бог перестал бы
воздействовать на неё; но должна принимать эти действия
[Бога] с покорностью и смирением.
Не имеет, что бы отвергнуть, потому что действие
сих слов в душе субстанциально и исполнено добра Божьего, в
котором, так как принимает его пассивно, её
участие во всём наименьшее.
Не боится никакого обмана, поскольку ни разум, ни
бес не могут ни вложиться сюда, ни добиться действия
субстанциального в душе, при её пассивности, путём
запечатления эффекта и усвоения его слов, если только сама
душа не поддастся ему в акте добровольном; и тогда,
поселившись в ней, как её господин, впечатает в неё свои
воздействия, но не добрые, а злые. [Ибо, поскольку такая
душа становится единой с ним в порочной воле, легко может
бес запечатлеть в ней действия своих слов и речений во
злобе ея.] Так как по опыту знаем, что даже добрые души во
многих случаях он подчиняет путём внушения, влагая в них
большую силу, то, если становятся злыми, способен завершить
своё дело в них. Но эффектов, подобных тем, благим, не в
состоянии произвести, поскольку его слова не идут в
сравнение со Словами Бога; рядом с ними их как бы и нет
вовсе, и действия их суть ничто рядом с теми, [что от
Бога]. Оттого говорит Бог через Иеремию: Что общего у
мякины с чистым зерном? Слово Моё не подобно ли огню и не
подобно ли молоту, разбивающему скалу? (23, 28-29).
Итак, сии слова субстанциальные много служат союзу души с
Богом, и поскольку весьма внутренни, весьма субстанциальны,
суть и весьма полезны. Счастлива душа, с которой беседует
Бог. Говори, Господь, бо раб Твой слушает (1Цар.
3, 10).
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.