В коей обсуждаются схватывания,
которые воспринимает разумение чувств внутренних,
что сверхъестественно приключаются душе.
Говорит о причине таковых и о том,
каким способом должна обретать их душа,
чтобы не иметь в них препятствий
на пути единения с Богом.
Обсудим теперь четвёртый и последний род
схватываний интеллектуальных, которые, как мы говорили,
могут приходить уму со стороны чувств духовных, кои
частенько сверхъестественно сотворяются душам [особ]
духовных, и кои относим к различённым постижениям разума.
Эти духовные чувства могут быть
подразделены на два типа:
Первые суть чувства в аффекте воли. Вторые
суть чувства в субстанции души. И первые и вторые могут
возникать различным образом. Те, что до воли, когда
суть от Бога, весьма возвышенны; намного более высоки в
сравнении с теми, что до субстанции души, и
многоблагодатны, и пользительны. Таковых ни сама душа, ни
тот, кто о ней заботится не могут ни знать, ни понимать
причину, от которой исходят, ни каким образом Бог оказывает
такие милости; потому что они не зависят ни от трудов души,
ни от её рассмотрений, хотя те и другие суть доброе
приуготовление к ним. Дарует их Бог, кому пожелает, и
почему пожелает. Потому что случается, яко одна особа
практикуется во многих трудах, и не одаривает её этими
прикосновениями, а другая много меньше [трудится], и ей
дарует наивозвышеннейшие, и в большом обилии. Итак, нет
нужды в том, чтобы душа была действительно заполнена и
занята вещами духовными (хотя это много лучше для обретения
их), чтобы Бог даровал эти прикосновения, от которых душа
получает сказанное чувство, потому что часто она совсем
беззаботна в отношении их. Из этих касаний одни хорошо
различимы и проходят быстро, другие не столь различимы и
длятся дольше.
Эти чувства, поскольку суть только чувства, не
принадлежат разумению, но единственно воле, и посему
намеренно не обсуждаю их здесь, до той поры, пока будем
обсуждать ночь воли и очищение воли от её пристрастий, что
произойдёт в Книге Третьей, которая последует. Однако,
поскольку часто и очень часто они переливаются в разумное
постижение, и в понятие, и в интеллигенцию, необходимо
здесь упомянуть о них только в этих видах. Ибо известно,
что сии чувства как те, что до воли, так и те, что
до субстанции души, и либо внезапные касания Бога, либо
длящиеся и последовательные часто (как говорил)
переливаются в разумные схватывания, понятия или
интеллигенции, каковые становятся высочайшими и сладчайшими
восприятиями Бога в разуме, которым так же невозможно
подобрать именование, как и тому чувству, из которого они
излились. И эти понятия иной раз получаются одним способом,
иной раз другим; когда более возвышенны и ясны, когда
менее, в соответствии с теми касаниями, которые производит
Бог что причиняют те чувства, из которых эти понятия
выходят и соответственно с их особенностями.
Чтобы предостеречь и направить разум через эти
понятия, в вере, к единению с Богом, не нужно здесь многого
места. Ибо, как требуем, чтобы чувства, о которых говорим,
сотворялись в душе пассивно, без того, чтобы она делала
что-либо со своей стороны для получения их, так же понятия
от них принимаются пассивно в разуме, который философы
называют возможным, без того, чтобы он делал
что-либо со своей стороны. Откуда, чтобы не ошибиться в
них, ни помешать пользе, ими приносимой, он не должен также
ничего делать с ними, но вести себя пассивно относительно
них, без приложения своих природных способностей. Потому
что, как это случается, мы говорили, со словами
последовательными, очень легко [разум] своей активностью
возмущает и разрушает сии деликатные понятия, которые суть
сладкая интеллигенция сверхъестественная, которой не
достигает естественная, и не может постигнуть путём
делания, но только приятием.
Итак, не следует ни добиваться их, ни жаждать принимать
их, чтобы разум не начал сам формировать иные, и чтобы бес
не вошёл с иными, изменёнными и ложными; что он весьма
хорошо может устроить посредством сказанных чувств или тех,
которые он сам может положить на душу, которая вручает себя
этим понятиям. Имейте себя отреченными, смиренными и
пассивными в них: ибо ведь в пассивном приятии Бога уделяет
Он их, когда изволит, ходящему смиренно и непритязательно.
[Этого довольно, чтобы закончить с постижениями
сверхъестественными разума, в том, что касается движения
разума через них, в вере, к союзу божественному. И
достаточно понятно] сказанное в отношении их, потому что,
какая бы вещь не приключилась душе в связи с разумением,
найдутся [поучение и предостережение об этом] в разделах,
уже рассказанных. И хотя те кажутся столь отличными и
ничего общего не имеющими [с этими, однако, зная, что нет
такой интеллигенции, которую нельзя было бы свести к одной
из четырёх разновидностей различённых понятий, можно
извлечь поучение и предостережение относительно них из
того, что было сказано о других, подобных сим четырём. А
этими займёмся в Третьей Книге, где с Божьей милостью
обсудим очищение духовное и внутреннее воли, в том, что
относится до её внутренних склонностей, и что здесь
называем Ночью деятельной.]
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.