|
Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТЧАСТЬ ПЯТАЯ: ПРОЦЕСС ВЗРОСЛЕНИЯ Глава 14 ЧТО ТАКОЕ ЗРЕЛОСТЬ? Сара все время испытывала чувство беспокойства. Я никогда не могу расслабиться, призналась она мне при первой встрече, несмотря на то что дела у меня идут очень успешно и все вокруг просто прекрасно. Я всегда думаю о том, что вот-вот что-нибудь произойдет или что я все-таки что-то сделала не так. Ее беспокоило в основном, что о ней думают другие люди. Постоянно держа себя в узде, она делала все, что только могла, чтобы вышестоящие оценили по достоинству ее работу. Кроме того, у Сары подругами всегда были пожилые женщины, на которых она постоянно равнялась, но почему-то никогда не могла им угодить. Начиная с того времени, когда ей было двадцать лет, и вплоть до настоящего времени, когда ей исполнилось уже тридцать восемь, в жизни Сары все время были женщины, которые всегда выглядели приличными, милыми и заботливыми. Они досаждали Саре все эти годы. Несмотря на всю их "хорошесть", у них был критический склад характера, перекрывающий все остальное. "Твоя спальня будет выглядеть теплее, если ты повесишь занавески другого цвета", обычно говорили они. Или: "Если бы ты более строго воспитывала своих детей, они бы больше тебя слушались". Что бы они ни говорили, Сара тут же соглашалась с их советами и ждала их одобрения. Когда они не одобряли ее, она страдала от чрезмерного ощущения вины, но когда получала их одобрение, то получала всего лишь кратковременное удовлетворение. Сара пыталась удовлетворить не только этих женщин, она также изо всех сил старалась угодить своему мужу. Она жаждала его одобрения и чувствовала себя ужасно, если не получала его. В сексуальном плане она была скованной и не получала удовлетворения, потому что всегда беспокоилась, вела ли она себя "достаточно хорошо" для своего мужа и не пыталась ли сама получить удовольствие. С годами она совсем потеряла интерес к сексу, но не хотела, чтобы ее муж видел в ней холодную партнершу. Бедная Сара! Она была просто маленьким человечком, который пытался выжить в таком огромном мире. Что же она делала не так? Сара проигрывала во всех важных для нее взаимоотношениях. Ее муж и все ее подруги были над ней, и ее задачей являлось получение их одобрения. Только так она могла почувствовать, что в ее жизни все нормально. Как ребенок, она постоянно ждала родительской похвалы. Она была "маленьким человечком в мире больших людей". Сара не могла наслаждаться взаимоотношениями со своими
сверстниками и другими взрослыми людьми. Свобода,
свойственная взрослым людям, свобода принимать
собственные решения без разрешения других, свобода
положительно и отрицательно оценивать собственную
деятельность, свобода выбирать собственные ценности и
мнения, не соглашаться с мнением другого человека сразу и
наслаждаться сексуальными отношениями с равноправным
супругом, эта свобода каким-то образом прошла мимо
нее.
Каждый человек, рожденный на земле, обязательно испытывал ощущение, что в этом большом мире он маленький человечек, которому дано задание со временем обязательно стать большим. Мы рождаемся детьми и находимся под властью взрослых, а со временем сами получаем власть над собой и становимся ответственными за свои жизни. Эта глава посвящена вопросу, как выйти из взаимоотношений зависимости во взрослый мир и принять на себя роль взрослого человека, равного другим взрослым. Взросление это процесс перемены взаимоотношений зависимости на равноценные взаимоотношения с другими взрослыми. Взросление предполагает приобретение власти над собственной жизнью, что является важнейшей частью образа Божьего. Власть имеет несколько граней: сила, компетентность, управление, влияние и свобода подчинения. У взрослых есть сила, или право давать повеления, требовать послушания, совершать действия и принимать конечное решение. Взрослые часто получают власть благодаря компетентности, или запасу знаний. Они также имеют власть управлять благодаря положению, или позиции, которую занимают. Родители, например, имеют власть над своими детьми, потому что они их родители. Кроме того, взрослые обладают влиянием на своем поле деятельности. То, что они делают, влияет на других людей. Последняя грань власти это способность сдать свои права и отдать себя в подчинение другим. Как образ Божий, мы должны командовать в собственной жизни, на той территории, которую Бог дал нам, управлять, когда в этом возникнет необходимость, иметь влияние на собственное владение, иметь достаточно для этого знаний и подчиняться власти Божьей и других людей без возражений. Очевидно, что взросление это очень тяжелый труд. Очень много внешних сил и обстоятельств вмешиваются в этот процесс; однако, несмотря ни на что, мы должны завершить процесс зрелости, так как этого хочет от нас Бог. Если мы не достигаем зрелости, если мы остаемся во внутреннем своем человеке ребенком, мы будем страдать от серьезных психологических и эмоциональных проблем. Взрослые, которые не смогли стать "большими людьми", постоянно проигрывают своим сверстникам, или, защищаясь, занимают позицию подавления окружающих. В любом случае, задача развития заключается в установлении равенства по отношению к другим взрослым. Это возможно только в том случае, если чувство вины, тревожность, депрессия, сексуальные расстройства были признаны и проработаны, если были развиты таланты и духовная связь служения. Процесс развития начинается со счета "ноль один" в пользу взрослого мира и, в конечном итоге, приводит к возрастанию в премудрости и любви (Лк. 2:52). Тогда человек становится взрослым во взрослом мире. Взросление это процесс приобретения новой и новой силы и ответственности, так как с возрастом мы можем правильно этим пользоваться. По-настоящему взрослый человек может решать жизненные проблемы без конфликтов. Сюда входят и проблемы, связанные с карьерой, с сексуальной жизнью, дружескими отношениями, развитие отношений с другими взрослыми как с равноценными партнерами и высказывание собственной точки зрения. Взрослый человек приобретает чувство уверенности в жизни. Этот процесс, в начале которого мы являемся маленькими людьми и постепенно становимся равными с большими людьми, начинается с установления взаимосвязи, определения границ, отделения от других людей и объединения добра и зла. Но в конечном итоге сущность этого процесса заключается в том, чтобы выйти из отношений зависимости, которые имеет ребенок, и войти в мир взрослых равноценным человеком, твердо стоящим на ногах. Это конечная ступень развития, на которой каждый может использовать дары, данные Богом, и принять ответственность за свою жизнь. Это большой скачок во взрослый мир, но мы обязаны его сделать и стать равноценными взрослыми людьми. Только тогда мы сможем стать братьями и сестрами детьми одного небесного Отца. Иисус призывает нас выйти из отношений, строящихся по принципу зависимости, и все же повелевает подчиняться власти. "На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак
все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по
делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на
плеча людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же
дела свои делают с тем, чтобы видели их люди... любят...
приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их:
"учитель! учитель!" А вы не называйтесь учителями, ибо один
у вас Учитель Христос, все же вы братья; и
отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас
Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками,
ибо один у вас Наставник Христос" (Мф. 23:2-5,7-10).
Иисус говорит о том, что нужно выполнять заповеди Моисея, но не возвышать одних людей над другими. Не стоит видеть в людях отцов, ибо Бог единственный Отец взрослых христиан, а взрослые между собой являются братьями и сестрами. Не стоит видеть в других людях начальников, потому что Христос является единственным начальником. Он призывает нас к всеобщему единству как верующих, но Он не отменяет власти тех, кто поставлен управлять нами. Мы должны воспринимать других как равных братьев и сестер, даже если они находятся в позиции руководителя. Подчиниться им означает подчиниться Богу, а нелюдям. Люди, которые верят, что другие находятся над ними, остаются в положении ребенка, ставя выше себя человека, но не Бога. Это убеждение оказывает неблагоприятное воздействие на способность следовать за Богом и искать Его одобрения, вместо того чтобы делать то, что прикажут люди. Люди, которые остановились в своем развитии на стадии "удовлетворения других", не могут взять управление жизнью в свои руки, как это повелевает Бог. "Впрочем и из начальников многие уверовали в Него, но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги; ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию" (Ин. 12:42,43). Эти верующие не могли исповедовать свою веру, потому что хотели одобрения земного начальства. Им еще предстояло вырасти во взрослых людей. Сравните поведение фарисеев с тем, что сказано об Иисусе в Евангелии от Марка (12:14): "Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь". Иисус не боялся того, что скажут о нем люди; Ему также не требовалось одобрение людей. В результате Он говорил истину и позволил людям решать, нравится им это или нет. Иисус также предостерегал нас: "Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо" (Лк. 6:26). Скорее всего, в случае, когда все говорят о нас хорошо, мы занимаем позицию удовлетворения людей. Мы должны говорить от полноты нашего сердца. Люди, заботящиеся об удовлетворении других, закрывают половину своего сердца. И в закрытую часть их сердца не проникает даже истина от Бога: "Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?" (Ин. 5:44). Павел тоже говорит о том, что нам не следует искать "человеческого ободрения", так как это ловушка: "Но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши" (1 Фес. 2:4). И Иисус, и Павел понимали, что значит зрело относиться к выполнению порученного им задания; нельзя говорить истину Божью и при этом искать одобрения других людей. Так поступают дети, а дети не могут выполнять работу взрослых. Поэтому желание получить Божье ободрение, а не одобрение других людей, является важным аспектом возрастания в зрелый возраст. Взрослые принимают решения, отстаивают свои взгляды, устанавливают ценности, не размышляя о том, будут ли они приняты другими взрослыми, и понимают, что могут понести наказание от закона за свои действия. Вместе со зрелостью приходит полная свобода и высокое чувство ответственности. Но главное заключается в том, что взрослым не нужно получать "разрешение" от другого человека, чтобы думать, чувствовать или действовать. Взрослые сами отвечают за последствия своих мыслей, чувств и поступков. Сара это пример человека, не ставшего взрослым. У нее не было внутреннего "разрешения" от самой себя на управление своей жизнью, она не могла самостоятельно думать и действовать. Ей нужно было постоянное одобрение и разрешение от других взрослых. И она будет страдать повышенным чувством тревожности и беспокойства до тех пор, пока не выйдет из позиции ребенка, которым управляют другие. Взросление это процесс приобретения власти над своей собственной жизнью. Вы, вероятно, можете вспомнить людей, которые "управляют" собственной жизнью и ведут себя как взрослые. Они знают, во что верят, сами думают за себя, самостоятельно принимают решения, не зависят от одобрения других людей, и у них есть достаточный запас знаний для области, в которой они функционируют, или в нескольких областях. Они стали взрослыми. Вы также можете, наверное, вспомнить людей, пытающихся угодить всем вокруг. Это люди, которые ждут, когда другие скажут им, что делать, которые слепо следуют тому, что сказал человек, "наделенный властью". Они легко впитывают мысли и мнения других. Их легко заставить поменять направление на противоположное. Другие люди оказывают влияние на их личность, при этом ведомые постоянно испытывают сильное чувство вины, тревожность. Эти люди не стали взрослыми. Вот и все, что я хотел сказать вначале для рассмотрения
вопроса взрослости. Взрослость необходима, чтобы человек
сам мог решить, подчиняться ему Богу или нет. Давайте
рассмотрим библейский взгляд на власть и подчинение.
Вначале Бог сотворил чудесный мир и вверил его человеку, чтобы тот ухаживал за ним и управлял им. Бог поставил Адама и Еву в положение управляющих над своим творением: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по
подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами
морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над
всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по
земле. <...> ...И сказал им Бог: плодитесь и
размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и
владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами
небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле"
(Быт. 1:26,28).
Неотъемлемая от данной позиции власть заключалась в том, чтобы определить полный курс для всего творения. Бог дал человечеству свободу пользоваться настоящей властью по отношению ко всему творению, что могло иметь реальные последствия и реальную ответственность за них. В этом случае не было генеральной репетиции. "Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей" (Быт. 2:19). Послушайте, какой сильной властью наполнена эта фраза: "как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей". Было только одно условие в этой высокой позиции управления подчинение самой высшей власти Богу. Бог сказал Адаму и Еве, что в рамках отведенных им владений они могут делать все, что хотят, но только должны оставаться в рамках, установленных Богом. Они не должны были оспаривать власть Бога лишь одним действием: "от дерева познания добра и зла, не ешь от него" (Быт. 2:17). Бог предупредил их, чтобы они не преступали Его требований и не нарушали установленных для них границ. Если они сделают это, они умрут. Это модель любой власти. Бог дает нам высокую позицию управления и власти, взрослости и ответственности, свободы быть "во главе" своей собственной жизни. Вместе с этим нам дается указание подчиняться Божьей власти и помнить о своей подотчетности Ему. Отметьте три аспекта положения "во главе": власть, ответственность и подотчетность. Неуважение к этому доверию лежит в самой сущности грехопадения. Адам и Ева не подчинились Божьей власти, и мы все страдаем от последствий их поступка, потому что первые люди вышли из-под власти Божьей. Мы страдаем также и от последствий личных поступков, когда не принимаем ответственность за собственную жизнь. Другими словами, когда мы ведем себя как дети, находясь во взрослом возрасте, нас ждут серьезные неприятности. Это именно то, что сделали Адам и Ева. Они послушались того, что сказал змей, не сомневаясь в правоте его слов, и результат был разрушительным. Возможно, вы ощущаете последствия того, что не взяли власть над тем владением, которое дал вам Бог в управление. Может быть, ваши финансовые дела в плачевном состоянии; или вы не можете точно сказать, во что верите; или ваши дети делают все, что им вздумается; или ваши таланты так и остались не развитыми. В любых ситуациях, не принимая управление над тем, что вверено нам Богом, мы покидаем позиции, на которые поставил нас Бог, и это несет в себе разрушительные последствия. Это не наказание от Бога; это подтверждение того количества доверия и ответственности, которые Он нам вверил. Это позиция власти, на которую поставил Бог каждого из нас. Но после грехопадения Адама и Евы у нас больше нет свободы в управлении своей собственной жизнью. Вместо этого, мы становимся рабами греха, и грех имеет власть над нами. Послание к Римлянам посвящено тому, как мы потеряли свободу и стали рабами греха и как через благодать можем получить свободу и быть слугами праведности (Рим. 6:17,18). Избавление это возвращение свободы и власти, которые были даны человеку при сотворении. Сейчас мы можем объединиться с "новым Адамом", Иисусом, Который никогда не восстанет против Бога! Этот последний Адам стал "животворящим духом" (1 Кор. 15:45). Поэтому объединиться с Иисусом означает быть восстановленным в положении, которое нельзя потерять. Это положение, с которого мы имеем возможность управлять своей жизнью. Вот как могущественно спасение! Успех нашей задачи вернуть себе власть над своей жизнью зависит оттого, насколько мы находимся "в Нем" (Кол. 3:3; 1 Ин. 2:4-6; Кол. 2:6). Иисус не может нарушить свое предназначение как второй Адам, и чем больше мы отождествляемся с Ним, тем больше становимся похожими на Него и тем больше принимаем ответственность за собственную жизнь. Власть существовала от начала, потому что Бог был единственной властью над всем существующим. А так как Он является властью, мы также должны были получить ее, являясь Его образом и подобием. В Ветхом Завете Бог многих людей ставил для управления над другими людьми. "Изберите себе по коленам вашим мужей мудрых, разумных и испытанных, и я поставлю их начальниками вашими" (Втор. 1:13). Однако при этом Он всегда хотел, чтобы Его цари и правители были в контакте с Ним и вели Его людей к общению с Ним. Была определена власть закона и установлены определенные правила в семье. Но при этом во власти всегда присутствовали три принципа: власть, ответственность и подотчетность. Родители, например, имели власть над своими детьми и должны были учить их путям Божьим. "И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим" (Втор. 6:6,7). Родители являлись Божьими представителями власти в жизни детей, чтобы дети, когда вырастут, могли обратиться к своему Отцу и Его власти. Когда дети получают инструкции от своих родителей, они принимают их в свой внутренний мир и развивают послушное сердце, чтобы позднее последовать за небесным Отцом так же, как они следовали за земным отцом. "Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь" (Втор. 5:16). Когда дети растут и воспитываются на пути Господнем, они находят себя через послушание Божьим путям. В Ветхом Завете это давало мудрость и хорошие родовые связи, которые позволяли людям удачно строить свою будущую жизнь. Если они воспитывались на правильном жизненном пути и имели хорошие отношения со всеми родственниками, тогда дорога жизни перед ними была достаточно гладкой. Назначение власти в Ветхом Завете это отражение важной стороны характера Бога. Власть Бога открылась, когда он передал часть ее Адаму и Еве, потом Моисею и патриархам, потому различным судьям и царям, и потом пророкам, которые стали возвещать пришествие Христа. Это означало, что должен прийти настоящий Царь, Тот, Кому дана вся власть на небе и на земле. Он установит Свое царство и будет править в нем. Позже, когда Христос уже установит Свою власть, все будет подчинено Ему. На этой позиции Он Сам подчинится Своему Небесному Отцу и Он окончательно восстановит Божью власть. Павел так говорит нам об этом: "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,
каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в
пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство
Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую
власть и силу; ибо Ему надлежит царствовать, доколе
низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг
истребится смерть, потому что все покорил под ноги
Его; когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что
кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит
Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да
будет Бог все во всем" (1 Кор. 15: 22-28).
Это план избавления. Христос должен вернуть все Богу, получив власть над всем живущим; потом Он отдаст ее Богу, и Сам подчинится Его власти. Его способность властвовать над всем позволит Ему покорить все, что было утеряно, и вернуть это Богу, Который и дал Ему власть сделать все это. Какой потрясающий план! То же самое, что Бог делает с Иисусом, Иисус делает с нами. Он дает нам власть в Нем вернуть все то, что было утеряно, заявить на это свои права, затем отдать Ему, а Он отдаст это Своему Отцу. На самом деле Бог позволяет нам принимать участие в войне, в ходе которой будет возвращено все, что было утеряно. Чтобы участвовать в этой битве, нам нужно сделать две вещи, которые сделал Иисус. Во-первых, мы должны подчиниться власти и научиться послушанию. "Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию" (Евр. 5:7,8). Мы должны научиться послушанию вначале по отношению к своим родителям, потом Господу. Это позволит нам быть совершенными через Его воспитание. "И совершившись сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного" (Евр. 5:9). Мы должны уметь подчиняться власти Бога во Христе и впитывать в себя Его образ. Во-вторых, мы должны сами принять власть над тем, что было передано нам, и вернуть утерянное, чтобы потом возвратить это Богу. Мы должны принять на себя роль правителя в управлении собственной жизнью и следовать Его примеру, чтобы участвовать в плане избавления. Потом мы будем править с Ним вечно как сонаследники. В Новом Завете Иисус принимает власть над жизненными обстоятельствами и повелевает нам делать то же самое. Давайте посмотрим на некоторые стороны власти Иисуса, чтобы лучше понять, какую власть Он повелевает нам принять на себя. Сила, или власть "И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?" (Мк. 1:27). "И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом
встав запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.
Люди же удивляясь говорили: кто Этот, что и ветры и море
повинуются Ему?" (Мф. 8:26,27).
Иисус показывал не раз, что имеет власть над многими явлениями. Он доказал Свою власть, применяя ее в различных событиях. Компетентность "И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению
Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники
и фарисеи" (Мф. 7:28,29).
Иисус знал Слово Божье и обладал навыками его толкования. Его слушатели чувствовали власть. Управление "Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал
иметь жизнь в Самом Себе; и дал Ему власть производить и
суд, потому что Он есть Сын Человеческий" (Ин. 5:26,27).
Переданные полномочия это власть, данная кому-либо. Иисус получил Свою власть от Своего Отца. Влияние После того, как Иисус изгнал злого духа из человека в синагоге, "разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее" (Мк. 1:28). Применяя Свои дары, Иисус приобрел влияние на других людей, которые уважали Его за Его умения, знания и таланты, используемые Им во благо. Именно этим Он и приобрел влияние. Подчинение "Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья
народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но
между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть
большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть
первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для
того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать
душу Свою для искупления многих" (Мф. 20:25-28).
Важная часть власти, которую имел Иисус, это способность отдать Свои права и послужить другим. Он был послушен воле Своего Отца до смерти крестной. Мы должны повторить Его послушание; это очень важная сторона приобретения власти. "Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во
Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал
хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв
образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став
как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и
смерти крестной" (Флп. 2:5-8).
Так же, как Иисус приобрел власть во всех перечисленных
аспектах и гранях, мы должны возрастать в обретении власти
и применять свою силу. Мы должны управлять, если это нам
поручено, развивать необходимый для этого запас знаний,
использовать заработанное влияние, и при этом уметь
подчиняться другим. Иисус ведет нас к этому. Он был
человеком, подобным нам, просто Он не делал ошибок, которые
обычно делаем мы (Евр. 4:15). Он может быть для нас
примером, потому что также был искушен во всем, пока
возрастал. Но Он не согрешил. Он может помочь нам получить
власть над собственной жизнью.
Если мы согласились, что процесс взросления требует силы и знаний, тогда становится понятно, почему он настолько трудный. Когда мы рождаемся, у нас очень мало и сил, и знаний. Вся сила и знания находятся в других, а мы гораздо меньше, чем окружающие нас люди. Однако мы продолжаем расти и приобретаем жизненную мудрость. Мы приобретаем все больше способностей и знаний, пробуем делать различные вещи, развиваем собственную личность, приобретая опыт из внешнего мира. Мы перенимаем родительские черты характера и начинаем развивать их, пользуясь примером взрослых. Через этот процесс идентификации со значимыми людьми мы учимся принимать на себя роли взрослых и подражать им во всем. Этот процесс взросления длится около восемнадцати лет, а потом продолжается всю жизнь. Раннее детство В начальной стадии главное качество, которое мы принимаем в свой внутренний мир, это любовь. Мы учимся тому, что большой человек, который заботится о нас, любит нас, и мы устанавливаем с этим человеком взаимосвязь, которая позволяет нам перенять эти важные стороны его характера. Если все идет хорошо, родители устанавливают для нас некоторые ограничения, и после определенного периода борьбы с ними, мы в конечном итоге понимаем, что ограничения также очень полезны для нас. В конце концов, мы приобретаем все больше и больше знаний о внешнем мире, и наши родители поручают нам все более серьезные задания, учитывая наши способности на данный момент. Если мы хорошо справляемся с ними, нам поручают более серьезные и сложные задания, и мы приобретаем такое важное качество, как ответственность. Компетентность, сила и подотчетность возрастают в нас. Сначала ребенку разрешается кататься на велосипеде на улице, за пределами двора; позже, в возрасте шестнадцати лет, ему могут позволить ехать на своей машине в близлежащий город. "Верный в малом и во многом верен" (Лк. 16:10). В возрасте от четырех до шести лет начинают развиваться более серьезные стороны личности, связанные с ролевым поведением и развитием сексуальности. Маленький мальчик отождествляет себя с отцом, мужчиной, а маленькая девочка отождествляет себя с мамой, женщиной. Все дети при этом пытаются подражать взаимоотношениям родителей. Мальчик хочет "девочку точно такую же, на которой женился его папочка", а девочка хочет "мальчика точно такого же, который женился на ее мамочке". Это следующая стадия в развитии личности, здесь прокладывается путь к правильному сексуальному поведению во взрослом возрасте. В это же самое время дети начинают перенимать у родителей некоторые нормы, и самой важной для них становится предметная деятельность, или взаимодействие с предметами. Родительское одобрение это единственный путь избавиться от чувства вины в этот период развития, поэтому дети подавляют в себе дух противления по отношению к своим родителям, несмотря на то что он в этом возрасте также возрастает. Чувство вины оттого, что ребенку хочется занять место родителя одинакового с ним пола, становится слишком сильным, и, в конце концов, ребенок сдается и становится точной копией взрослого. В возрасте между семью и двенадцатью годами для ребенка
становится очень важным достижение совершенства в
выполнении заданий и исполнении социальных ролей. Дети
школьного возраста обычно очень трудолюбивы, они пытаются
развивать все, доступные им, навыки деятельности; они как
будто играют в работу, учатся жить во взрослом мире.
Отношения со сверстниками также занимают очень важное место
в этом возрасте.
Пока дети растут и постепенно становятся взрослыми, родители могут помочь им в этом процессе или нанести непоправимый вред их личности в каждом аспекте данной им власти. Сила Сила, которая нужна ребенку, чтобы позже принять на себя обязанности взрослого, берет свое начало в раннем отождествлении себя со взрослыми. Если проявление родительской силы было нежным, теплым и искренним, но в то же время и решительным, ребенок воспринимает эту силу личности как хорошее качество. Если родители проявляли силу по отношению к ребенку пассивно или, наоборот, сурово, тогда у ребенка формируется смешанное мнение об этой силе. С одной стороны, если пример силы в жизни ребенка был пассивным, он не научается ощущать собственную силу, и это может нанести непоправимый урон уже во взрослой жизни. Иисус призывал нас, чтобы мы могли противостать злу, но если ребенок не представляет, как это "противостать", как он может научиться этому? Он чувствует себя взрослым, но может проявить только тот запас силы, который получил от своих родителей. (Ребенок принимает в свой внутренний мир такой запас силы, который он видел в личности родителей, а не силы, проявляемой в процессе родительского управления.) Он ощущает себя слабым, если общается с доминирующей личностью, и достаточно сильным, если общается со здоровой личностью с нормальным запасом внутренней силы. С другой стороны, если сила родителя приобретает форму жестокости, в ребенке рождается ненависть к силе вообще, и он не может принять ее без личностного конфликта. В Новом Завете так говорится об этом: "Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. "Почитай отца твоего и мать", это первая заповедь с обетованием: "Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле". И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем" (Еф. 6:1-4). "Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всем, ибо
это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших,
дабы они не унывали" (Кол. 3:20,21).
Эти два отрывка четко определяют роли родителя и ребенка. Ребенок должен слушаться своих родителей, а родитель не должен вызывать гнев ребенка или разочаровывать его. Ребенок не примет личностные качества того, кого он ненавидит. Ему нужно развивать в себе силу, увеличивать знания о внешнем мире и влияние на него, чтобы применить их во взрослой жизни. Если этого не произошло в детском возрасте, тогда человеку очень трудно овладеть собственной жизнью и подчиниться Богу. Ральфу было двадцать восемь лет, когда он пришел ко мне на прием. Его увольняли практически с каждого места работы, на которое он устраивался. Почему это происходит? спросил я его. Ну, эти ребята всегда хотят приструнить меня, как будто я никто. Я не могу переносить, когда со мной так обращаются. Поэтому я говорю себе: "Я покажу им", и я так и делаю. Но обычно это стоит тебе работы. Разве не стоит задуматься? спросил я. Да, конечно стоит, сказал он с уверенностью. Я не стану кланяться им и делать то, чего хотят они. Никто не сделает этого со мной еще раз. Не сделает чего? спросил я. Ральф начал трястись от гнева. Он рассказал, сколько лет он терпел оскорбительное обращение своего авторитарного отца. Научившись люто ненавидеть всехлюдей, обладающих властью, Ральф так и не понял, как нужно подчиняться им. Он также не знал, как иметь власть над собственной жизнью. Он остался маленьким мальчиком, борющимся с властью своего отца. После долгой и упорной работы Ральф смог разрешить свои проблемы с людьми, обладающими властью. Вначале он понял, как избавиться от переполняющего его гнева в адрес отца, затем стал применять навыки подчинения некоторым пожилым людям. С Божьей помощью он стал взрослым и принял на себя ответственность за свою жизнь. Майкл проявлял противоположную реакцию на своего отца. Он всегда пассивно подчинялся ему и полностью отверг свою собственную внутреннюю силу. Когда какой-либо мужчина требовал сделать что-либо, он безропотно выполнял это. Его жизнь протекала достаточно мирно, пока к тридцати годам он не стал уставать от ощущения опасности и запутанности. Он на самом деле потерялся во взрослой жизни. В группе терапии Майкл встретил нескольких сильных и поддержавших его мужчин. Около года он избегал конфликтных ситуаций с другими, но, в конечном итоге, смог бросить им вызов. Он понял, что может ответить и не почувствовать при этом себя наказанным ребенком. Он стал участвовать в спортивных соревнованиях и ощущать себя уверенным в этой деятельности. Он больше не боялся победить, как это было в прошлом. Он нашел людей, чье чувство собственного достоинства могло это выдержать. Приобретенное чувство уверенности в себе обнаружило себя и в мире бизнеса, и, в конечном итоге, Майкл рискнул перейти на новую работу. Пройдя долгий путь, вступая в споры и борьбу с авторитетными людьми, Майкл поборол прошлый страх властного отца. Решение Майкла пассивно выполнять любое требование и агрессивная реакция Ральфа были одинаково неверными и разрушительными. Ни один из них не принял на себя роль взрослого, потому что их отцы пренебрегли Божьим повелением. Один раздражал своего сына; другой позволил своему сыну впасть в уныние. Компетентность В процессе взросления у ребенка должно быть достаточно возможностей приобретать все больше знаний о внешнем мире, родители должны поддерживать этот процесс. Кроме того, родители должны быть примером компетентности для ребенка, чтобы он перенял от них представление о том, как ценны для человека работа и деятельность. Дети отождествляют себя с положительной моделью взрослого и учатся тому, что "исполненное желание бальзам для души". Они должны брать пример со своих родителей, в процессе этого им надо учиться достигать совершенства, развивать самооценку и хвалить кого-либо помимо самих себя. Ребенок развивает компетентность тогда, когда его индивидуальная сила и таланты признаются и поддерживаются его родителями. Один молодой человек, пришедший ко мне на прием, рассказывал, как он часами отрабатывал приемы в бейсболе, а его отец проходил мимо и ни разу не обронил ни слова. Когда он хотел сделать что-нибудь новое, отец реагировал на его идеи таким образом, что это напоминало ледяной душ, сразу же гасящий огонь. В ранней юности, когда ему нужно было, наконец, начать самостоятельную жизнь и встретиться с внешним миром, сама мысль об этом ввергала его в депрессию. Он был переполнен противоречивыми чувствами: у него не было образа поддерживающего родителя, который подбодрил бы его и который верил бы в его силы. Отец не развил в нем ощущение компетентности. Чтобы ребенок развивал свои способности, должна появиться возможность. Ребенку надо чувствовать, что, когда он пытается научиться чему-нибудь новому, он поступает хорошо. Родители должны по достоинству оценивать усилия ребенка и предоставлять ему все необходимое, чтобы он мог перейти на следующий уровень. Например, если мальчик учится играть в бейсбол, ему не нужна самая лучшая и самая дорога бейсбольная бита, но было бы неплохо, чтобы у него была подходящая бита для тренировок. Если ребенок знает, что он может узнавать новое, вся его жизнь пойдет как по маслу. У таких детей развивается самое основное уверенность в своей способности выполнять задания. Это означает ощутить взрослость. Исправление Как мы отметили раньше, взаимоотношения между идеальным и реальным "я" должны быть построены на любви и принятии. Правильное воспитание должно следовать этим указаниям; так же и Бог поступает с нами. Ребенок, с которым обращаются сурово и наказывают за ошибки, начинает бояться пробовать что-либо новое. Страх неудачи часто берет свое начало в раннем детстве, когда строгий родитель делал выговор за любую ошибку. Отношение Бога к нам, когда мы учимся чему-либо, иное. В Послании к Евреям сказано, что научение это процесс ("навыком приучены" Евр. 5:14); поэтому Бог работает с нами только тогда, когда мы постоянно приобретаем новые знания. Когда дети приобретают новые навыки, родителям нужно относиться к ним с пониманием и терпением. Если мы поступаем именно так, тогда детям будет нравиться начинать что-нибудь новое. В Послании к Евреям так говорится о власти, которая с любовью относится к пребывающим в процессе возрастания: "Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не
может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно
нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с
дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и
обрести благодать для благовременной помощи. Ибо всякий
первосвященник, из человеков избираемый, для человеков
поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и
жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и
заблуждающим; потому что и сам обложен немощью" (Евр. 4:15
5:2).
Наш Первосвященник (Иисус) мягко исправляет нас, потому что Он снисходит к нашим слабостям и понимает их. Если родители следуют примеру Христа, тогда научение будет радостным жизненным опытом. Власть, присущая положению Управлять можно только из положения, предоставляющего власть и доверие. Только потому что дети доверяют управление своим родителям, родители могут применить свою власть, когда это необходимо, и добиться повиновения. Родители являются примером для своих детей, и дети пытаются отождествлять себя с родительской властью. В истории Адама и Евы Бог управлял ими, потому что они доверились Ему. Кроме того, Он дал им право управлять миром. Когда их поведение вышло за определенные рамки, Он показал им силу Своего управления. В результате наступили неотвратимые последствия их поведения. Это показывает, какой была всегда власть Бога во вселенной и какой она останется на грядущие века. Человечество и небесное воинство усвоили, что, если Бог сказал что-то, так оно и будет. Дети, которые воспитываются в семье, где власть не имеет силы, не научаются ни уважать власть, ни отождествлять себя с ней. В соответствии с научными исследованиями, люди, которым чаще всего подражают, обладают следующими характеристиками: они проявляют теплоту и любовь; у них есть что-то общее с тем, кто подражает; они не совершенны, но владеют жизнью на должном уровне; и они осознали и приняли данную им силу. Поэтому детям в процессе их развития нужны родители, которые, обладая властью, обладают и силой своего родительского управления. Приобретенное уважение позволит ребенку подчиняться родителям вследствие нормального чувства "страха" страха, основанного на любви. Сила, обладающая любовью, является наилучшей силой, с которой ребенок может отождествиться, и большая часть этой силы берет свое начало не столько в личных качествах родителей, сколько в их умении управлять. Растущее чувство уважение к родительскому управлению закладывает в ребенке основу для уважения закона, высших и церковных властей (Рим. 13:1). Это также даст им возможность выполнять поручения вышестоящих независимо от того, какое место они будут занимать в жизни лидера церкви, заводского рабочего, президента компании или строителя. У них формируется представление о том, что значит подчиниться управлению или принять на себя управление. Подростковый возраст Если все эти процессы проходили правильно, значит, для двенадцатилетнего подростка подготовлена достаточно здоровая почва. Подростковый возраст это возраст, когда ребенок начинает сбрасывать с себя узы детства. Это начало вхождения во взрослый мир на равных правах, и так же, как любое свержение власти, не обходится без восстания. Библия сравнивает детство с рабством, потому что ребенок не владеет своей жизнью на законных правах: "Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не
отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен
попечителям и домоправителям до срока, отцем назначенного.
Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены
вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени,
Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от
жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы
нам получить усыновление" (Гал. 4:1-5).
Выйдя из рабства, ребенок борется до тех пор, пока не осознает свою свободу как взрослый человек и не примет свою новую роль. Это может иногда напоминать шторм. В подростковом возрасте маленький человек становится большим и пытается принять управление своей собственной жизнью, но часто у него это не получается. Ребенок, почти взрослый, стоит одной ногой в детском мире, а одной во взрослом; он пытается сбросить власть других людей и стать самостоятельным человеком. Подростковый возраст это время, когда ребенок оспаривает существующие авторитеты и решает поступать по-своему. В действительности, родительский контроль должен смениться родительским влиянием. Если родители построили хорошие взаимоотношения со своим ребенком за эти годы, они могут попытаться усилить свое влияние на подростка в этот период. Но у них будет очень мало контроля над своими детьми. К этому времени ребенок является достаточно взрослым, чтобы делать все, что он считает нужным. Он уже может воспринимать последствия своих поступков, а значит, может сам поставить себе необходимые ограничения. Но управлять им со стороны очень сложно. Подростки уже сами могут контролировать свое поведение и свою реакцию на раздражители внешнего мира. В это прекрасное время все происходящее подготавливает подростка к взрослой жизни. Он чувствует в себе силу, которая отличается от той, что была у него раньше, в детском возрасте. Он становится достаточно мобильным и может найти работу, за которую будет получать хорошие деньги. Он также может уже сам покупать вещи и платить за них из заработанных денег. Также у него развивается интеллектуальный потенциал, который помогает ему понять устройство внешнего мира. Внутренний голос подростка постоянно выкрикивает: "Дай мне самому сделать это. Вы всегда относитесь ко мне как к ребенку!" Подросток пытается использовать собственную силу в построении своей жизни. Также происходят изменения в позициях управления. В этот период родители теряют уважение своих детей. Подросток начинает больше прислушиваться к другим авторитетам, вне своего дома. Он понимает, что мама и папа являются не единственными, кто знает ответы на все вопросы. Лидеры неформальных группировок, учителя и тренеры становятся более привлекательным источником влияния. Возможность следовать советам других людей дает ребенку чувство независимости от своих родителей, что так важно для подросткового возраста. Помимо этого, главной привязанностью становится группа сверстников. Когда подростки становятся взрослыми, поддержка общества и друзей им нужны больше, чем поддержка родителей. Это нормальное явление. Устанавливая взаимоотношения со сверстниками, подростки научатся на всю оставшуюся жизнь создавать дружеские связи. Есть много людей, которые в свои тридцать лет так и не смогли разорвать эмоциональную связь со своими родителями. Когда они пытаются отдалиться от своих родителей, у них не хватает навыков завязать дружеские связи, их переход во взрослость остался незавершенным. Они остались детьми, потому что не смогли научиться строить полноценные взаимосвязи со сверстниками. Подростки начинают понимать свои настоящие привязанности и таланты, приобретая власть и над этой частью своей жизни. Они пробуют разные виды деятельности и делают выводы о том, нравятся им или нет спорт, наука, социальная работа или искусство. Они еще не готовы делать карьеру, так как только открывают свои основные интересы и способности. Они часто конфликтуют со своими родителями, потому что их интересы могут не совпадать с тем, чего хотят от них родители. Родители должны проиграть эту битву, они все равно ее проиграют, но это случится позже и с большими потерями. Дети начинают сами принимать решения, и эти решения нужно уважать. Когда подростки понимают, какие наклонности дал им Бог, они, чтобы взращивать свои таланты, устремляются к тому, что находится вне дома. Это могут быть спортивные команды, школьные клубы, общественные организации, группы в церкви, которые являются для подростков бесценными в процессе исследования ими себя и внешнего мира. Работа должна стать для них особенно важной. Подросток должен научиться зарабатывать деньги законным способом. Ему также нужна свобода, чтобы решить, куда ее применить. Если родители помнят, что подростковый возраст это переходный период во взрослость, они зададут себе вопрос: "Что поможет им подготовиться к тому периоду, когда они не будут жить здесь и нас не будет рядом?" Подобный вопрос потребует много мужества, но он может снизить до минимума конфликт поколений. Подростковые годы это время установления более близких отношений с противоположным полом. Подростки изучают собственные тела и начинают чувствовать нечто такое, чего никогда не чувствовали раньше. Они учатся устанавливать отношения на более глубоком уровне, впервые испытывая романтическую привязанность, которая намного глубже детской любви. Они сбрасывают с себя груз прежних лет и становятся средоточием влечений, которые очень трудно контролировать. При этом они еще не понимают, зачем нужно контролировать влечения. Теперь им необходимо тактичное руководство родителей и других авторитетных лиц, которые смогли бы подтвердить ценность сексуальных отношений, но при этом показали бы пути ограничения своей сексуальности (но не подавления). Большинство родителей считают эту задачу очень трудной, потому что боятся проявлений подростковой сексуальности. С одной стороны, они не хотят разрушать их представления о сексе; с другой хотят установить надлежащие ограничения. Важную роль в этом вопросе играет молодежный лидер в церкви. Подростки также борются за право самостоятельно выбирать жизненные ценности. Впервые в жизни они начинают не соглашаться с морально-нравственными устоями родителей. Они должны спросить маму и папу, во что они верят, и прийти к собственному решению, принимать им родительские убеждения или искать свои. Если убеждения родителей становятся их собственными убеждениями, они все равно позже от них отрекутся, или станут фарисеями. Поэтому существование молодежных групп при церкви очень важно, там подростки могут выражать свои сомнения и спрашивать мнения других людей. Их друзья также предоставят им свои ответы, поэтому важно, чтобы в церкви были устойчивые молодежные группы и влиятельные лидеры. Важно, чтобы подросткам было с кем пройти "долину смертной тени детской веры". Библия приводит множество примеров того, как человек проходит через этот период спора с Богом (вспомним хотя бы истории блудного сына и двух детей виноградаря). Подростки должны перерасти стандарты своих родителей и выбрать собственные стандарты и ценности в жизни. Не поймите меня превратно; родители являются очень важными людьми в этом процессе, но подросткам нужна свобода, чтобы они могли сами думать и выбирать, спрашивать и сомневаться, особенно в позднем подростковом возрасте и ранней юности. В это время другие взрослые играют большую роль в их жизни. Если процесс проходит успешно, люди, "сходящие с конвейера", могут называться взрослыми. Они являются самими собой, ответственны сами за себя, могут выйти из родительского дома и начать собственную жизнь со своими талантами, направлениями, целями, силой, способностью управлять, влиянием и компетентностью. Это процесс взросления, и понятно, почему он является настолько сложным. Однако в это время им нужен толчок для осознания личной силы, компетентности, влияния, способности управлять и способности подчиняться. Эти процессы начали развиваться, но еще не завершились полностью. Если посеяны хорошие семена, и почва была хорошей, молодые люди готовы нырнуть во взрослый мир со всеми его победами и поражениями. К этому времени они начинают думать сами за себя, ощущать себя твердо стоящими на ногах, не соглашаться с представителями власти и отстаивать собственное мнение. У молодых людей к этому времени есть необходимые инструменты, чтобы высвободить себя из-под власти родительской и перепоручить власти Бога и всему человечеству. Главный вопрос заключается в том, чтобы подростки чувствовали себя достаточно адекватно в различных областях жизни. Они должны ощущать себя наравне с остальными взрослыми и не пытаться заставить других выполнять родительские обязанности для них. Если человек достиг взрослого возраста, он не должен больше искать кого-либо, кто выполнял бы для него родительские функции, например, думал бы за них, указывал бы им, как жить и во что верить. Другие взрослые могут восприниматься как эксперты, к которым можно обратиться за помощью или советом, но каждый человек должен быть ответственен за свою собственную жизнь. Это называется зрелостью. Духовный смысл подросткового перелома Чрезвычайно важно увидеть связь между рассмотренным выше шагом в зрелость и его значением в духовном возрастании. Подростковый период в духовном смысле это время, когда мы сбрасываем с себя законнические путы, которые мешают нам строить личные отношения с Богом. Мы должны отказаться от власти наших родителей как божественных заместителей и позволить Богу стать нашим Отцом. Другими словами, нам надо отказаться от своих родителей, чтобы быть усыновленными Богом. Если мы не прошли через этот процесс, мы остаемся в духовном детстве и не сможем выйти из-под давления закона и подчинения его правилам. Павел ставит знак равенства между родительскими структурами и законом, как мы видели выше. Если мы вновь посмотрим на отрывок из Послания к Галатам (Гал. 4:1-7), мы увидим, почему у людей бывает так много духовных проблем. Павел сравнивает детство с рабством (Гал. 4:1) и говорит о том, что дети были "порабощены вещественным началам мира". Эти вещественные начала мира, его основные принципы, в другом месте названные заповедями человеческими, являются бесполезными в деле достижении настоящей зрелости: "Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для
чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: "не
прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся", что все
истлевает от употребления, по заповедям и учению
человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном
служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором
небрежении о насыщении плоти" (Кол. 2:20-23).
Павел хочет сказать, что мы должны освободиться от рамок и быть приняты как сыновья и дочери Божьи. Эта свобода от родительских структур приводит нас к взаимоотношениям любви с Богом и к послушанию Его принципам. Это уводит нас от образа мышления, основанного на соблюдении правил, и позволяет жить в соответствии с принципами, а не правилами. Однако, если мы никогда не спорили с властью наших земных родителей, тех, которые дали нам первый закон, мы не сможем спорить с властью закона вообще. Мы не сможем в таком случае понять, что закон не способен спасти нас. Вот почему люди, связанные, подобно фарисеям, слепым подчинением власти, строго придерживаются законов. Они стараются быть "достаточно хорошими", чтобы собственная законническая совесть приняла их. Послушайте, что говорит об этом Павел: "А до пришествия веры мы заключены были под
стражею закона, до того времени, как надлежало
открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко
Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры,
мы уже не под руководством детоводителя" (Гал. 3:23-25).
Мы должны выйти из-под закона, потому что его руководство закончилось. Мы усыновлены новым родителем, Самим Богом! Как Павел, мы должны отвергнуть представления о том, что подчинение родительским наставлениям могут спасти нас: "Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть" (Рим. 3:20). Это приводит нас к прямым взаимоотношениям с Богом как с Отцом и лишает рабской ментальности: "Посему ты уже не раб" (Гал. 4:7). Этот призыв к свободному соединению и подчинению Богу является противоположным детской системе правил. Мы должны выйти из прошлой системы постановлений и рамок и родительского управления нами, чтобы стать свободными для подчинения Богу в Духе. Павел выражает свое мнение о сущности свободы следующим образом: "К свободе призваны вы, братия, только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя»" (Гал. 5:13,14). Он повторяет то, что Иисус однажды сказал фарисеям, представителям власти того времени, призвав их выйти из отношений подчинения правилам, основанных на детском отношении к Богу, и перейти к взаимоотношениям с Отцом, построенным на любви. Фарисеи так и не прошли духовную стадию подросткового возраста, когда могли научиться оспаривать мнение старейшин и отцов и выстроить собственную систему убеждений: "Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников,
пришедшие из Иерусалима; и увидевши некоторых из учеников
Его, евших хлеб нечистыми, то есть, неумытыми руками,
укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания
старцев, не едят, не умывши тщательно рук; и пришедши с
торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они
приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и
скамей. Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем
ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми
руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо
пророчествовал о вас лицемерах Исайя, как написано:
«люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко
отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям,
заповедям человеческим»" (Мк. 7:1-8).
Вопросы фарисеев и их осуждение происходили из почитания родительских структур и заповедей человеческих, "преданий старцев". Фарисеи не были достаточно свободны, чтобы увидеть истину. Иисус также обвинял фарисеев в том, что для них важнее исполнить предания старцев, чем угодить Богу. Снова влияние учений человеческих: "Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили
отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и
соглашаетесь с ними; ибо они избили пророков, а вы строите
им гробницы" (Лк. 11:47,48).
Здесь Иисус говорит о том, что законники поддерживали злые дела своих предков, а это значит, что и сами были такими же. Он призывает нас спрашивать себя, чему именно мы беспрекословно подчиняемся; Он призывает оставить эту преданность учениям человеческим и отдать свою верность Иисусу (Мф. 10:34-37). Преданность Ему должна быть сильнее, чем преданность в наших земных отношениях с родителями и представителями власти, потому что родительские отношения у нас должны быть с Богом. Мы видим, как Иисус решил вопрос со своими родителями, когда начал проявлять свою независимость и поставил перед собой цель, отличавшуюся от родительской. До определенного возраста Иисус был под властью родителей, как то повелевается законом. Но в подростковом периоде все начало меняться. Когда Иисусу было двенадцать лет, его родители заметили, что Он отделился от них в храме. Когда они сказали Ему, что беспокоились, Иисус ответил: "Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?" (Лк. 2:49). В другом моменте Он также ясно дал понять, что в первую очередь будет подчиняться Богу, а не своей матери: "Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой" (Ин. 2:4). Иисус возрастал и передавал свою преданность Богу, то же самое должен сделать каждый из нас. Во всех этих примерах Иисус хотел подчеркнуть два момента. Во-первых, нам нужно выйти из-под родительской власти и отдать свою преданность Богу. Во-вторых, когда это произойдет, наше мышление должно последовать за нашим выбором, и мы больше не должны починяться заповедям человеческим. Помните, как фарисеи критиковали учеников Иисуса за то, что те срывали колосья в субботу? Иисус ответил им: "Разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам
и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий и ел хлебы
предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим
с ним, а только одним священникам? Или не читали ли вы в
законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу,
однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше
храма; если бы вы знали, что значит: "милости хочу, а не
жертвы", то не осудили бы невиновных; ибо Сын
Человеческий есть господин и субботы" (Мф. 12:3-8).
Когда Иисус говорит, что Сын Человеческий есть господин и субботы, Он ставит Себя выше каких-либо правил. Правила были написаны, чтобы служить определенному плану, и этот план любовь. Черно-белое слепое подчинение правилам сменилось мышлением, основанным на принципах любви. Наше подчинение Иисусу должно стать на место подчинения традициям родителей. Жесткие люди с фарисейским образом мышления не могут принять учение Иисуса. Если у них нет строгих правил на каждый случай жизни, они теряются и начинают придумывать новое правило, что и делали фарисеи. Библия говорит нам, чтобы мы любили, и если мы нарушили одно из "преданий старцев", но поступили в соответствии с принципами любви, так тому и быть. Фарисейское учение не учитывало людские нужды, такие, как голод или болезни (Мф. 12:10-12). Если когда-либо убеждения человека не позволяют ему помочь другому человеку в беде, ясно, что его мировоззрение не вмещает в себя любовь Божью. Они "осуждают невиновных" (Мф. 12:7). Однажды я услышал от одного из руководителей церкви, что если единственный способ вылечить ребенка от аутизма* заключается во вмешательстве медицины, значит, воля Божья для этого ребенка оставаться в страдании. Он сказал, что не видит в Писании указаний на допустимость вмешательства медицины. Если Бог создал ребенка таким, значит, Он хотел, чтобы ребенок оставался без любви и общения. Мировоззрение этого пастора слишком узко, чтобы вместить в себя любовь. Он не свободен от предписаний о "субботе" и поэтому готов "осудить невиновного". * Психическое нарушение, связанное с активным отстранением от внешнего мира, вызванным погружением в мир личных переживаний. Примеч. ред. Когда люди отделяются от законнических "принципов этого мира", во взаимоотношениях и в их способности любить наступают радикальные перемены. Их мышление с жесткого и конкретного становится свободным и символичным, основанным на принципах любви. Они начинают понимать тайны Бога и приходить к Нему, применяя Его истину в мудрости и любви, вместо того чтобы прятаться за строгими законническими формулами. Евангелие предстает перед ними как руководство к построению взаимоотношений между ними и Богом, а не как список правил, которые нужно выполнить. Меняется представление людей о различных ситуациях, и они начинают руководствоваться светом любви. В главе, посвященной любви, Павел говорит следующее: "Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил,
по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а
как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим
как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к
лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я
познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь;
но любовь из них больше" (1 Кор. 13:11-13).
Когда люди начинают рассуждать как взрослые, выйдя из черно-белого детского мышления, милосердие и сострадание становятся главными чувствами, а любовь самой важной. Люди, которые не прошли через подростковый период в духовной сфере и не вышли из области родительских правил, не думают, что видят сквозь "тусклое стекло, гадательно" или "отчасти". Они уверены, что у них есть "абсолютно точный" ответ на все вопросы. Когда мы становимся подростками в духовном сфере, мы замечаем, что пытаемся быть ближе к Богу, нашему Отцу. Нам нужна Его поддержка, чтобы пройти через испытания. Мы не уверены ни в чем, и наше мировоззрение не дает нам ответа на ежеминутно возникающие в жизни вопросы. Мы понимаем, что нам нужны взаимоотношения с Ним, а не просто система правил. Мы проходим через собственную Гефсиманию, пытаясь подчиниться воле Божьей, несмотря на боль, которую при этом испытываем (Лк. 22:42). Нет простых разумных ответов на боль; ответ заключается в общении с Богом во время испытаний. Те, кто хочет видеть все ответы в маленьких черно-белых коробочках, не понимают евангельского учения. Люди, которые отказались от подчинения правилам, смогли вступить в реальные взаимоотношения с Богом как со своим Отцом. В их рассуждениях подчинение правилам уступает место мышлению, основанному на принципах. Они меняют свое мировоззрение; если раньше оно основывалось на законе, то теперь основывается на любви. Их вера перестает быть просто этической системой и становится общением с живым Богом. Отвержение человеческих "традиций" и попытка понять суть вещей, присущие импульсивному подростковому периоду, являются единственным способом построить взаимоотношения с небесным Отцом. Когда мы перестаем подчиняться правилам, которые "держат нас в узде", мы оказываемся в положении "нищих духом" (Мф. 5:3) и поэтому нуждаемся в Отце. В этом и заключается смысл усыновления. Это избавление и духовная зрелость. Мы должны осознать свое детское подчинение закону, признать это и войти в общение с милосердным Отцом. Это вера, которая спасает. Освобождение из пут подчинения закону позволило великим пророкам, таким, как Иоанн Креститель, выполнить свое предназначение. Иоанн Креститель противостал духовным руководителям своего времени, назвав их "порождения ехиднины" (Мф. 3:7). Мартин Лютер противостал религиозной власти своего времени, заявлявшей, что нет прямой связи с Богом, только через посредника. Человек, который ощущает себя взрослым, может выполнить то, чего требует от него Бог. Мы должны владеть собственной жизнью и не нуждаться в родительском одобрении, "угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши" (1 Фес. 2:4). В следующей главе мы посмотрим, что происходит, если мы не делаем этого. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|