|
Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИГлава Четвертая ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ Времяпрепровождение как форма структурирования время применяется в социальных и временных условиях различной степени сложности и само может различаться по степени сложности. Однако если использовать в качестве единицы социального взаимодействия транзакцию, соответствующие ситуации можно разбить на единицы, которые называются простым времяпрепроводждением. Эту единицу можно определить как серию полуритуальных простых дополняющих транзакций, сгруппированных вокруг единой темы, целью которых является структурирование промежутка времени. Начало и конец этого промежутка обычно обозначается процедурами или ритуалами. Транзакции приспосабливаются таким образом, чтобы каждый участник извлекал максимум выгод или вознаграждений за этот промежуток времени. Чем выше его приспособленность, тем больше получит каждый участник. Времяпрепровождением обычно занимаются на вечеринках или в период ожидания перед началом официальных встреч и собраний; эти периоды ожидания развиваются по тому же сценарию и в том же темпе, что и сами встречи (вечеринки). Времяпрепровождение может принимать форму "болтовни", а может превратиться в более серьезное, то есть аргументированное обсуждение. Большие приемы с коктейлями часто представляют своего рода галерею разнообразных способов времяпрепровождения. В одном углу группа людей играет в "Родительский комитет", в другом в "Психиатрию", в третьем в "Знавал когда-то" или "Подумать только", а в четвертом в "Дженерал моторс", в то время как буфет отведен женщинам, которые предпочитают играть в "Кухню" или в "Гардероб". Такие приемы проходят совершенно единообразно, меняются только имена присутствующих. Для разных социальных слоев характерен свой набор форм времяпрепровождения. Формы времяпрепровождения можно классифицировать по разным признакам. Внешние параметры определяются социологически (пол, возраст, брачный, культурный, расовый или экономический статус). "Дженерал моторс" (разговор о машинах) и "Кто победил" принадлежат к числу "мужских разговоров". "Покупки", "Кухня" и "Гардероб" относятся к "женским разговорам". "Ухаживание" обычное времяпрепровождение для подростков, а "Доходы и расходы" для людей среднего возраста. К этой же группе относятся другие разновидности "светской болтовни": "Как это делается" годится для короткого авиаперелета; "Что почем" любимая тема в недорогих барах; "Знал когда-то" (ностальгические воспоминания) любимое занятие представителей среднего класса, таких, как продавцы; "Вы знакомы" (с таким-то) для одиноких людей; "Подумать только" (что стало с добрым стариной Джо) часто использует тему экономических успехов или неудач; "А на следующее утро" ("Похмелье") и "Коктейль" ("Я знаю рецепт получше") типичны для некоторых честолюбивых молодых людей. Структурно-транзакционная классификация носит более личный характер. Так, в "Родительский комитет" можно играть на трех уровнях. На уровне Ребенок Ребенок это разновидность игры "Что делать с упрямыми родителями"" на уровне Взрослый Взрослый собственно "Родительский комитет", особенно популярный среди начитанных молодых матерей; у более пожилых людей возникает форма "Несовершеннолетняя преступность", отвечающая уровню Родитель Родитель. У супружеских пар времяпрепровождение может приобрести вид "Скажи им, дорогой"" в этом случае жена играет Родителя, а муж не по летам развитого Ребенка. Еще более убедительна психологическая классификация форм времяпрепровождения. Например, и в "Родительский комитет", и в "Психиатрию" можно играть в проецирующей и интроецирующей формах. Анализ "Родительского комитета" в проецирующей форме представлен на рисунке 6а. Этот анализ основан на следующей парадигме Родитель Родитель: A. Преступности среди несовершеннолетних не было бы,
если бы не эти разводы.
"Родительский комитет" интроецирующей формы основан на отношении Взрослый Взрослый: B. Мне кажется, я просто не могу быть хорошей матерью.
"Психиатрия" проецирующего типа представлена в форме Взрослый Взрослый: Д. Мне кажется, его заставляет так вести себя
подсознательная оральная фрустрация.
Рисунок 6б представляет "Психиатрию" интроецирующего типа, тоже разновидность времяпрепровождения Взрослый Взрослый: Ж. Эта картина символизирует для меня порок.
Рис. 6. Времяпрепровождение Помимо структурирования времени и предоставления участникам взаимно приемлемых поглаживаний, времяпрепровождение выполняет функцию социального отбора. Пока продолжается времяпрепровождение, Ребенок каждого из присутствующих тщательно оценивает собравшихся. К концу приема каждый из гостей выбирает нескольких игроков, с которыми хотел бы встретиться еще, отбрасывая других участников, сколь бы искусными или приятными они ни показали себя в ходе времяпрепровождения. Отобранные являются вероятными кандидатами для более сложных взаимоотношений для игр. Эта система отбора, какой бы она ни выглядела рациональной, действует в основном на бессознательном и интуитивном уровне. В некоторых случаях в процессе отбора Взрослый подавляет Ребенка. Наиболее ясно это видно в деятельности страхового агента, который старательно учится принятым в обществе приемам времяпрепровождения. А пока он занят времяпрепровождением, его Взрослый внимательно слушает и отбирает тех, с кем страховой агент хотел бы потом встретиться. Его выбор мало зависит от того, насколько эти люди искусны в играх или искренни; он, как и в большинстве других случаев, основан на второстепенных факторах в данном случае на их готовности покупать. Однако разные формы времяпрепровождения обладают интересной особенностью: обычно они не смешиваются между собой. Так, например, не смешиваются "мужской разговор" и "женский разговор". Люди, увлеченно играющие в "Знавал когда-то", будут недовольны, если кто-то попытается сыграть в "Что почем" или в "А на следующее утро". Те, кто играет в проецирующий "Родительский комитет", будут сопротивляться вторжению интроецирующего "Родительского комитета", хотя не так сильно, как в противоположной ситуации. Времяпрепровождение образует основу для выбора знакомых и может привести к дружбе. Женщины, которые собираются по утрам попить кофе и поиграть в "Непутевого мужа", холодно встретят новую соседку, которая попытается сыграть во "Все превосходно". Если они утверждают, что у них непутевые мужья, им будет неприятно слышать, как соседка заявляет, какой у нее замечательный муж, ну, просто само совершенство. Поэтому долго они ее терпеть не станут. Так и на приеме с коктейлями, если кто-то желает перейти из одного угла в другой, он либо должен присоединиться к времяпрепровождению, которое там имеет место, либо суметь перевести поезд на другой путь. Разумеется, хорошая хозяйка сразу возьмет управление в свои руки и объявит программу: "Мы здесь играем в проецирующий "Родительский комитет". Хотите с нами?" Или: "Послушайте, девочки, вы уже достаточно поиграли в "Гардероб". Вот мистер Д, он писатель (политик, хирург), и я уверена, он согласится поиграть в "Смотри, мама, какой я молодец". Не правда ли, мистер Д?" Времяпрепровождение помогает человеку утвердиться в его роли и укрепить свою жизненную позицию. Понятие роль близко к тому, что Юнг называл маской или личиной (persona), только оппортунизма в ней поменьше и ее корни глубже уходят в мир индивидуальных фантазий. Так, в проецирующем "Родительском комитете" один игрок может исполнять роль сурового Родителя, другой роль праведного Родителя, третий роль снисходительного Родителя, а четвертый Родителя-помощника. Все четверо испытывают и проявляют состояние Родителя, но каждый ощущает его по-разному. Человек утверждается в своей роли, если выглядит в ней убедительно то есть если он не встречает антагонизма, или только укрепляется в ответ на антагонизм, или получает одобрение (поглаживания) со стороны некоторых людей. Утверждение роли укрепляет позицию индивида, и это можно назвать экзистенциальной выгодой времяпрепровождения. Позиция есть простое утверждение, которое влияет на все транзакции индивида; в конечном счете оно определяет его судьбу, а часто и судьбу его потомков. Позиция может быть более и менее абсолютной. Типичные позиции, с которых можно играть в проецирующий "Родительский комитет", таковы: "Все дети плохие!", "Все другие дети плохие!", "Все дети бедняжки!", "Всем детям трудно приходится!" Эти четыре позиции могут определить роли сурового, праведного, снисходительного Родителя и Родителя-помощника соответственно. В сущности, позиция определяется мысленным отношением, и в соответствии с этим отношением индивид осуществляет все транзакции, определяющие его роль. Выбор и закрепление позиции происходят удивительно рано, начиная со второго и даже первого года по седьмой год жизни во всяком случае задолго до того, как человек наберется достаточно опыта и знаний, чтобы принять такое серьезное решение. По позиции нетрудно определить, каким было детство человека. И если не вмешается что-то или кто-то, всю остальную жизнь он проведет, укрепляя свою позицию и справляясь с трудностями, которые ей угрожают: избегать их, отбиваться от некоторых их элементов или так манипулировать ими, чтобы эти обстоятельства из угрожающих стали благоприятными. Почему разные приемы времяпрепровождения столь стереотипны? Одна из причин их стереотипности в том, что они служат стереотипным целям. Но преимущества, которые они дают играющим в них людям, так велики, что становится понятным, почему люди играют так увлеченно и почему времяпрепровождение так приятно, когда партнеры относятся к нему творчески и благожелательно. Времяпрепровождение не всегда легко отличить от деятельности, и часто возникают разные их комбинации. Многие обычные приемы времяпрепровождения, такие, как "Дженерал моторс", представляют собой то, что психологи назвали бы: "Выбери из ряда вариантов и заверши предложение". А. Мне нравится форд/шевроле/плимут больше, чем
форд/шевроле/плимут, потому что...
Очевидно, что в таком стереотипном обмене может быть получена и ценная информация. Следует упомянуть еще несколько распространенных приемов времяпрепровождения. "У меня тоже" часто является вариантом "Какой ужас!". "Почему бы им не..." (сделать что-нибудь) популярно среди домохозяек, не желающих становиться эмансипированными. "Тогда мы" времяпрепровождение уровня Ребенок Ребенок. "Что бы такое придумать" занятие озорничающих подростков или развеселившихся взрослых. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Психоанализ Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|