Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ

- Оглавление -




ЧАСТЬ ВТОРАЯ: СОЕДИНЕНИЕ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ


Глава 3

ВЗАИМОСВЯЗЬ

Я стоял в фойе реанимации, ожидая скорой помощи. Звонок из полиции не дал много информации о самоубийце; был назван только пол и возраст пациента. С другой стороны, этой информации было достаточно, чтобы сделать предположения.

Почему тридцатипятилетняя женщина пыталась покончить с собой? Я не понимал. Потому что она не знала Господа? Или от нее ушел муж? Или у нее умер ребенок? Что заставило ее поверить, что смерть – единственный выход?

Приехала машина скорой помощи с включенной сиреной. Когда ее везли по коридору, я мельком увидел взъерошенные светлые волосы и вызывающий взгляд. Она боролась – но не за свою жизнь. Она боролась за свое право умереть.

– Отойдите от меня! – кричала она, пугая медсестер, – у вас нет никакого права мешать мне умереть! Это моя жизнь, и я могу делать с ней все, что захочу. Вы не смеете так поступить со мной! Не делайте этого! Вы не смеете...

Ее глаза затуманились, и она потеряла сознание.

Следующим утром я навестил женщину, чтобы сделать психиатрическое заключение. Сквозь бледность было заметно, что она красива.

– Как вы себя чувствуете? – спросил я.

– Ужасно, благодаря вам всем, – она сложила руки на груди и с вызовом посмотрела на меня.

– Кто-то причинил вам боль вчера вечером?

– Вы сохранили мне жизнь. Это достаточно больно, – сказала она. – Все, чего я хотела, это умереть, а теперь я не могу сделать даже это.

В последующие недели консультирования я узнал больше о жизни Джоан. И одно за другим мои представления о ее проблемах рушились. Она знала Господа. Более того, она была посвященным руководителем в своей церкви, и ее любящий муж – также уважаемый пастор. У нее было четверо прекрасных детей и множество друзей, на которых можно было положиться. И все-таки она отчаянно хотела покончить с жизнью.

Внутренний мир Джоан очень отличался от ее внешнего мира. В то время как все вокруг выглядело прекрасно, внутри нее была чернота. Ее дни начинались с ощущения внутренней пустоты – настолько глубокой, что она могла буквально видеть ее. Каждый день, когда она поднимала себя с постели, грудь сдавливала депрессия. Все было напрасным. Муж, дети, друзья – ничего для нее не значили. На самом деле, люди пугали ее. В их приятных словах она видела глубоко спрятанную ненависть.

Длинные трудные дни переходили в бесконечные вечера. Она находила успокоение лишь во сне. Но в последние несколько месяцев даже сон покинул ее. Она просыпалась после нескольких часов сна и смотрела в потолок. Она открывала Библию, пыталась читать и молиться, но ничего не помогало. Казалось, что Бог также покинул ее.

Что же было не так? Как это возможно – внешне быть настолько благополучной, а внутри чувствовать себя такой покинутой, что решиться даже убить себя? Во время ее пребывания в клинике открылась причина такого положения. Несмотря на большое количество людей в ее жизни, она была одинока – изолирована. Отрезанная от Божественных и человеческих связей, Джоан жила в аду на земле.

Джоан страдала от депрессии настолько глубокой, что не хотела жить. Но депрессия не была настоящей проблемой Джоан. Что-то в последние тридцать пять лет препятствовало ей быть в общении с Богом и другими людьми. Каким-то образом Джоан не прошла одну из основных ступеней развития. Она не научилась тому, что усваивают в младенческом возрасте, тому, для чего была сотворена, – она не научилась устанавливать взаимосвязи с Богом и людьми.

ЧТО ТАКОЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ?

Взаимосвязь – это установление эмоциональных отношений с другим человеком, это умение доверять другому человеку на самом глубоком уровне. Когда два человека устанавливают взаимосвязь друг с другом, они делятся своими мыслями, мечтами и чувствами без страха, что будут отвергнуты.

Робби, двадцатисемилетний бухгалтер, работающий в маленькой корпорации, пришел ко мне на прием, потому что страдал от такой сильной депрессии, что не мог ни есть, ни спать. Несколько дней он не мог заставить себя даже пойти на работу. Он был в отчаянии.

– У вас есть близкие друзья? – спросил я его во время нашей первой встречи.

– У меня много друзей, – ответил Робби, – я работаю с большим количеством людей и выполняю много работы в церкви. В моей жизни много людей.

– Кому я могу позвонить, чтобы он рассказал мне, как вы себя чувствовали последние несколько недель? – спросил я.

– Что вы имеете в виду?

– Когда я думаю о близких друзьях, я имею в виду о тех, кто на самом деле знает меня, кто знает, когда мне больно, и знает, как мне помочь.

– Ну, это чересчур, – сказал Робби. – Никому нет дела до моей депрессии. Я никому не могу рассказать об этом. Тогда они подумают, что со мной не все в порядке.

– Но все именно так и есть, – сказал я. – Вы в такой депрессии, что не можете больше функционировать нормально. И никто из друзей не знает, как вы на самом деле себя чувствуете. Как вам может стать лучше, если вы находитесь в вакууме?

Робби выглядел озадаченно.

– Я не понимаю, о чем вы говорите.

Я говорил о взаимосвязи. Взаимосвязь – одна из основных и фундаментальных идей жизни и всей вселенной. И основная человеческая потребность. Бог сотворил нас с жаждой общения, общения с Ним и с другими людьми. В самой своей сути мы коллективные существа.

Без твердых личных взаимоотношений человеческая душа погрязает в пучине психологических и эмоциональных проблем. Душа не может благоденствовать, если не находится в связи с другими. Не важно, какими характеристиками мы обладаем или каких высот мы достигли, без крепкой эмоциональной взаимосвязи, без взаимосвязи с Богом и людьми мы, как Джоан и Робби, будем страдать от болезни души.

Ничто на планете, созданной Богом, не растет без источника силы и питания. Библия часто описывает рост на примере растений. Подумайте о том, как растут растения. Они должны быть соединены с чем-то вне себя. Стебель соединен с корнями, которые уходят глубоко в землю, где они получают влагу и питательные вещества, чтобы передать их в стебель. Стебель также связан с ветками, которые соединены с листьями, а листья принимают солнечный свет и преобразовывают эту энергию в химические соединения, которые питают растение.

Самый известный отрывок, где используется образ растения, – это глава 15 Евангелия от Иоанна, где Иисус говорит: "Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет" (ст. 5,6). В стихе 12 Иисус указывает на важность общения друг с другом: "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас".

Без такой взаимосвязи с Богом и другими мы будем медленно высыхать и вскоре умрем так же, как ветвь, отрезанная от лозы. Именно этот недостаток эмоциональной взаимосвязи привел Джоан и Робби к депрессии такой глубокой, что они стали взывать о помощи.

БИБЛЕЙСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ

Почему наша потребность во взаимосвязи настолько сильна и почему отсутствие ее настолько разрушительно для нашего благополучия?

Бог – существо, которому необходима связь со своим творением. Он сотворил вселенную по этим же законам. В основе самой жизни лежит идея взаимоотношений. Все живое каким-нибудь образом связано с чем-либо или с кем-либо.

Бог не одинок

Но с кем может быть связан Бог? Есть только один Бог. Ответ заключается в том, что Бог не существует сам по себе. Он существует и всегда существовал во взаимосвязи. Он – три личности в одной. Он – Бог-Отец, Бог-Сын и Бог Дух Святой. Он – часть Троицы.

Троичные взаимоотношения упоминаются в самой первой главе Бытия, когда Бог говорит: "Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему". И Иисус описал качество и бесконечность этих отношений, когда сказал Отцу: "[Ты] возлюбил Меня прежде основания мира" (Ин. 17:24), До сотворения Бог находился во взаимосвязи, в близких отношениях со Своим Сыном.

Послушаем, что говорит Иисус о Своей связи с Отцом:

"Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня" (Ин. 17:20-23).

Повторяя слова в и едино в этом отрывке, Иисус делает ударение на идее взаимоотношений – Его взаимоотношений с Отцом и наших взаимоотношений с Ним. Близкие отношения – это основная истина существования, сама основа подобия Божьего.

Бог есть любовь

"Бог есть любовь, – пишет апостол Иоанн, – и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1 Ин. 4:16). В самой Своей сущности и во всех Своих действиях Бог – это любящий Бог. И так как мы сотворены по Его образу и подобию, любовь является основой человеческого бытия и основой христианского бытия. "Возлюбленные! – говорит Иоанн, – будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога" (1 Ин. 4:7). Любовь – основа личности Бога; и поэтому любовь – основа также и нашей личности.

Даже истина побеждается любовью. Когда у Иисуса спросили, какая наибольшая заповедь в законе, Он ответил:

"«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф. 22:37-40).

Когда мы понимаем, что основа земного бытия – взаимоотношения, потому что так живет Бог, становится ясно, почему любовь считается высшей моральной ценностью. Закон – это структура или основа для любви. Закон – это путь, на котором любовь может быть пережита человечеством.

Взаимоотношения, или взаимосвязь, являются поэтому основой природы Бога. Так как мы сотворены по Его подобию, общение – это наша самая фундаментальная потребность, это основа нас самих. Без общения, без привязанности к Богу и к другим мы не можем быть самими собой. Мы не можем по-настоящему быть людьми.

Посмотрите снова на растения. Если мы подрежем растение под корень, стебель упадет, так как не сможет держать себя. Если мы поместим растение под навес и скроем его от солнечного света, оно будет расти слабым и хилым. Если мы перестанем поливать растение, оно завянет. Другими словами, если мы лишим растение связи с другим творением, оно не будет расти.

Если мы хотим расти и процветать, нам нужно быть "укорененными и посаженными в любви". Мы буквально должны взять любовь Бога и других, чтобы зарядить процесс своего преобразования и обеспечить появление плодов. Как можно ожидать цветов на растении, если оно посажено в картонную коробку и помещено в гараже! Растение в таких условиях долго не протянет. Для роста ему нужны солнечный свет, вода и питание.

Однако иногда мы думаем, что можем удовлетворить свои потребности без других людей. Мы считаем, что сможем расти, находясь в эмоциональной и духовной изоляции. Это серьезное нарушение основного закона вселенной, и оно может привести к серьезным проблемам.

Когда взаимосвязь нарушена

Адам и Ева были сотворены в общении с Богом и друг с другом. С самого начала Бог определил человеческие отношения как основную ценность. Он посмотрел на человека, которого создал, и сказал: "Не хорошо быть человеку одному". Поэтому Он решил создать "помощника, соответственного ему".

Изначально у Адама и Евы были взаимоотношения с Богом, друг с другом и с самими собой. Они были сотворены цельными, не в конфликте с собой, то есть не были "разделены сами с собой". Все их потребности были полностью удовлетворены. Они существовали в совершенной взаимосвязи.

Но потом Адам и Ева ослушались Бога. Они съели запретный плод. Впервые они были отрезаны, отдалены от Бога. У них не было больше фундаментальных взаимоотношений, в которых они нуждались. Это ввергло их в состояние изоляции – от Бога и друг от друга. Они стали страдающими людьми.

С этого момента отчуждение стало нашей основной проблемой. Совершенную любовь заменили чувства изоляции и ненависти. Доказательством того, что нарушенные взаимоотношения являются нашей основной проблемой, могут служить библейские мысли об искуплении. Библия называет это примирением:

"Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле плоти Его, смертью (Его), чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою" (Кол. 1:19-22).

Миссия Евангелия – это восстановление нарушенных взаимоотношений, которые должны соединять нас всех. Соединение – это связь с Богом, другими людьми и самими собой.

Мы не рождаемся в этой взаимосвязи, потому что живем в греховном мире. Нам приходится приобретать ее, и это трудный процесс, связанный с развитием. Без прохождения этого процесса соединения мы обречены на отдаление и одиночество. Мы не только не будем расти, но начнем внутренне разрушаться.

Физики называют это законом энтропии. В соответствии с этим законом в закрытой системе, какой является наша вселенная, вся имеющаяся в наличии энергия постепенно расходуется. С убыванием энергии возрастает хаос. Наша вселенная без поступления энергии извне со временем будет все более и более хаотичной. Физики называют это "переутомлением" вселенной. Солнце и звезды, наполняющие ее, в конце концов, одно за другим остынут и превратятся в темные груды; их энергия, рассеянная по всему космосу, не будет более доступной для человечества. Физики называют это "максимальной точкой энтропии".

В психологической и духовной сферах этот закон действует еще более разительно. Если человека оставить одного, его внутренний мир будет становиться все более хаотичным.

Сюзанна, двадцативосьмилетний дизайнер, пришла ко мне на прием по поводу депрессии. Она сказала, что страдает от депрессии "с тех пор, как себя помнит".

Когда она закончила колледж, депрессия усилилась. За последние несколько лет она иногда приходила в такое состояние, что начинала вся дрожать. Иногда ее настроение становилось таким мрачным, что она не могла даже нормально думать. Периодически она слышала голоса.

В последующие недели выяснилось, что Сюзанна выросла на ферме, она средний ребенок в семье из пяти детей. У нее было две старших сестры и два младших брата. Ее мать заботилась о ней (в материальном плане), но часто была слишком усталой от забот, связанных с большой семьей и с постоянными болезнями брата, который родился меньше чем через двенадцать месяцев после рождения Сюзанны.

У предоставленной самой себе девочки, вынужденной в одиночку размышлять о себе и окружающем мире, развилось множество страхов. Она боялась незнакомых людей и ситуаций, когда ей нужно было заговорить с ними. Она не была уверена в своем спасении, думала, что Бог ненавидит ее за темные мысли" и поэтому она идет прямиком в ад.

У Сюзанны ни разу не было настоящей эмоциональной связи с кем-либо. Как все люди, страдающие от одиночества, она испытывала страхи, которые психологи называют "параноидальными". Она боялась, что другие люди ненавидят ее и могут причинить боль.

В конечном итоге, после месяцев индивидуальной терапии Сюзанна присоединилась к маленькой группе. Сначала она научилась проявлять доверие к членам группы, затем почувствовала себя более уверенной для того, чтобы попытаться установить отношения в церкви. Она начала ощущать взаимосвязь, чувствовать свою принадлежность к человеческому сообществу. Паранойя покинула ее, и в конце концов она даже завела близких друзей.

В результате сближения с другими людьми депрессия Сюзанны постепенно рассеялась. Она периодически чувствовала себя подавленной, но это не сопровождалось ощущением ужаса и пустоты, как было раньше. Кроме того, она начала более ясно мыслить. Короче говоря, она повернула вспять закон энтропии в своей жизни. Начав устанавливать взаимосвязь с другими людьми и перестав быть "закрытой" системой, она получила новую энергию, с помощью которой смогла двигаться вперед и управлять своей жизнью.

УСТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Если все идет нормально, мы начинаем устанавливать взаимосвязь естественным путем в младенческом возрасте. Рождаясь, мы перемещаемся из теплой, мокрой, темной, мягкой среды в холодную, сухую, яркую и твердую – из утробы матери, где все наши потребности автоматически удовлетворялись, в мир, где мы становимся зависимыми от людей, склонных ошибаться. В мгновения своего рождения мы находимся в шоке, в эмоциональной изоляции.

Один взгляд на новорожденного дает полное представление о его полной изоляции. Затем мать берет ребенка, прижимает к себе и мягко разговаривает с ним. И немедленно происходит преобразование. Он перестает плакать, и его мускулы расслабляются. Он поворачивается к своей матери в поисках теплоты, пищи и любви. Эмоциональная связь с матерью начинается именно в этот момент.

Со временем ребенок постепенно усваивает заботу своей матери. Он начинает накапливать воспоминания о том, как она ухаживает за ним. В каком-то смысле ребенок помещает мать внутрь себя и хранит ее в своей памяти. Этот процесс внутреннего принятия дает ему чувство безопасности. У него есть склад теплых воспоминаний, куда он обращается, когда мать отсутствует.

Таким образом формируется "самоуспокаивающая" система, в которой ребенок в буквальном смысле общается с тем, кто его любит, когда этого человека нет рядом. Ребенок не может выстроить эту систему сразу, потому что у него нет для этого достаточного количества любви. Но после тысячи проявлений взаимосвязи в памяти выстраивается след.

В то время как взаимоотношения крепнут, ребенок подходит к другому этапу: он достигает "эмоционального постоянства предмета".*

* Речь идет вот о чем: если мы посмотрим на какой-нибудь предмет, а потом закроем глаза, то на протяжении нескольких секунд у нас остается образ этого предмета. Мы можем, например, вызвать в своем мозгу образ стула, и совсем не обязательно смотреть на него в данный момент. В общем, это называется константностью восприятия. Автор применяет этот термин символически, желая показать, что любовь может храниться внутри как отражение любви, проявленной кем-либо извне. – Примеч. пер.

Это означает, что ребенок может ощущать себя любимым постоянно, даже в отсутствии того, кто его любит. Он также получает возможность любить того, кого нет рядом, кого он поместил в свой внутренний мир.

Если вы когда-либо переживали теплые чувства при мысли о любимом человеке, то вы понимаете преимущества этой драгоценной возможности. Если в момент страха или боли вы подумали о тех, кто вас любит, и вслед за этим обрели мужество и надежду, это значит, что у вас сформировалось "эмоциональное постоянство предмета". Этот феномен позволяет трехлетнему ребенку играть на заднем дворе и не впадать в панику, взрослому человеку – работать в офисе, когда жены нет рядом. В этом случае ребенок и взрослый человек чувствуют, что они эмоционально защищены, даже когда находятся в одиночестве.

Точно так же, как ребенок развивает "эмоциональное постоянство предмета", мы развиваем "духовное постоянство предмета". Рождаясь духовно, мы начинаем помещать воспоминания о Боге в свой внутренний мир. Пример такой духовности – молитва Иисуса Своему Отцу. Это молитва о том, чтобы Он был в нас и Его любовь пребывала в нас. Бог последователен в Своей работе с нами.

Авторы Библии постоянно напоминают своим читателям – надо "помнить", что Бог сделал это и это, что Он вел их куда-то или освободил от тех или других врагов. Бог взывает к нашей памяти духовного переживания, чтобы у нас были силы идти дальше. Мы годами выстраиваем чувство "духовного постоянства предмета" с Богом, по мере того как накапливаем записи моментов доверия.

Детская эмоциональная связь с матерью служит началом всех видов физиологических, психологических и неврологических процессов внутри ребенка. Он начинает развиваться физически и эмоционально, если за ним ухаживают. Бог предписал матери буквально "вызвать младенца к жизни". Эмоциональная взаимосвязь матери и ребенка вводит ребенка в человеческий мир, и у него развивается чувство принадлежности к человеческой расе.

Несмотря на то что веками матери интуитивно знали важность соединения со своими младенцами, только в последнем столетии ученые начали изучать этот феномен. В 1945 году было проведено одно исследование. Физические потребности всех младенцев были удовлетворены. Их кормили, когда они испытывали голод, и меняли мокрые пеленки. Однако из-за нехватки медицинского персонала только изредка детей брали на руки и разговаривали с ними. Среди тех детей, кого вообще не брали на руки, очень возрос процент заболеваемости и даже смертности. Кроме того, их психологическое развитие замедлялось или вообще останавливалось. Это и другие исследования наглядно демонстрируют, что из-за недостатка эмоциональной связи ребенок может заболеть или умереть, либо его развитие будет нарушено.

Если младенец в первый год жизни имеет взаимосвязь с матерью, во второй год жизни он начинает учиться независимости. В этой стадии независимости, однако, взаимосвязь также играет важную роль. Ребенку нужна эмоциональная безопасность, чтобы испробовать только что открытую возможность. Находясь в безопасности близких взаимоотношений, ребенок учится отличать хорошее от плохого и приобретает опыт ошибок.

Это чувство безопасности приводит ребенка на игровую площадку, чтобы установить взаимосвязь с другими детьми, чтобы почувствовать себя членом группы. После того как ребенок вкусит положительные эмоции в роли частички "общества", он сможет дальше развивать эмоциональные связи – вначале с детьми такого же пола, а затем – и противоположного, что станет основой будущих любовных отношений.

Через несколько лет ребенку потребуется развитое чувство эмоциональной привязанности, когда ему надо будет покинуть дом, найти работу или поступить в колледж, и все это на основе безопасности, которую он получил в детстве. Во взрослом мире молодой человек найдет друзей, с которыми у него устанавятся новые эмоциональные связи. Эти связи будут питать его всю жизнь.

ВАЖНОСТЬ ВЗАИМОСВЯЗИ С ДРУГИМИ

Все большее количество исследований доказывает, что взаимосвязи оказывают положительное влияние на процесс выздоровления от целого ряда болезней, включая даже^рак, инфаркты и инсульты. Одно исследование показало, что перенесший инфаркт пациент, которому дали кота, о котором он должен был заботиться, поправлялся быстрее, чем люди из контрольной группы, в которой наблюдение за выздоровлением велось без привлечения домашних животных.

Это свидетельство из области кардиологии показывает, что эмоциональные связи пациента радикально влияют на то, будут у него болезни сердца или нет. Эксперименты показали, что химический состав крови больного изменяется, когда его одолевают горькие мысли. Теперь доктора учат больных, проходящих курс лечения, быть внимательными и любящими и больше доверять другим. Способность человека любить и устанавливать взаимосвязи с другими является основой для психологического и физического здоровья.

Если мы находимся во взаимоотношениях любви, в отношениях взаимосвязи, мы живы и мы растем. Если мы изолированы, мы медленно умираем.

Библия приводит много примеров, когда состояние нашего "сердца" влияет на всю нашу жизнь:

"Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни" (Прит. 4:23).

"Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей" (Прит. 14:30).

"Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает" (Прит. 15:13).

"Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир" (Прит. 15:15).

"Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости" (Прит. 17:22).

"Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух – кто может подкрепить его?" (Прит. 18:14).

Наше эмоциональное и психологическое благорасположение зависит от состояния нашего сердца; и главное – наше сердце должно находиться в глубоком единении с Богом и другими. Библия говорила об этом много лет назад, наука доказала это сейчас.

Если мы приходим в этот мир и учимся эмоциональной привязанности и доверию к другим, мы развиваемся эмоционально, физически и психологически. Мы реализуем то, что было задумано нашим Создателем. Если мы не учимся эмоциональной привязанности к другим, тогда наш рост останавливается. У нас могут появиться проблемы, с которыми столкнулся Терри.

Терри двадцать семь лет, и он сделал карьеру в области продажи недвижимости. У него собственная компания и большое количество агентств по недвижимости в городе, где он жил. Терри женат, у него дочь и два сына. В клинику он обратился, жалуясь на увеличивающееся напряжение и тревожность. Чем большего успеха он достигал, тем сильнее становилось напряжение. Он думал, что его проблемы напрямую связаны с работой.

"Чтение Библии и молитва мне не помогают, – признался он, – это нисколько не снижает напряжение".

Когда мы стали рассуждать о его жизни, то открыли пугающий факт: не его работа была причиной напряжения, наоборот – напряжение втягивало его в работу. Если он чувствовал напряжение и панику, он уходил с головой в работу. Работа защищала его от боли. На работе он был главным. Но чем старше он становился, чем успешнее шли его дела, тем меньше он получал удовлетворения от своей работы и тем меньше защиты от боли она ему давала.

Мы перенесли внимание на домашнюю жизнь Терри. Он сказал, что выбрал свою жену за ее "красоту, самобытность, чистоту и ум". Он не смог бы пережить, если бы жена ушла от него. Когда он был далеко от нее, он впадал в депрессию. Когда депрессия усиливалась, он даже забывал, как выглядит его жена, и ему нужно было посмотреть на ее фотографию, чтобы вспомнить, что она любит его. Но важно то, что, когда он был со своей женой, он не чувствовал близости с ней.

На одном из приемов мы разбирали последнюю депрессию Терри, которая была настолько глубокой, что казалась бесконечной. Вдруг Терри в ужасе закричал: "Мне нужна мама! Я хочу чувствовать ее внутри! Она должна жить внутри меня, откуда она не сможет уйти!" Терри никогда не читал книг по формированию "эмоционального постоянства предмета", но в душе он знал, чего ему не хватало.

Терри начал посещать маленькую группу, которую спонсировала его церковь. Он познакомился с несколькими мужчинами, которым можно было доверять, и стал делиться с ними своими проблемами и заботами и слушать других. Так начинается процесс построения взаимоотношений. Эти связи с другими людьми начали давать ему успокоение. Со временем это успокоение осталось внутри него. Он понял, что может любить другого человека независимо от его местонахождения. Он также понял, что любовь других людей по отношению к нему не зависит от того, где он находится физически.

Его способность устанавливать узы дружбы распространилась и на его семейную жизнь. Впервые он стал больше внимания уделять заботам жены о поведении сына и более внимательно относиться к жалобам дочери на мальчиков и домашние задания. Взаимоотношения в семье стали более тесными. Он всегда играл в футбол с сыновьями, но теперь в их отношениях появилось что-то новое – они стали более открыто выражать свои чувства. У детей исчезли проблемы с поведением.

В одну из наших последних встреч Терри пришел к заключению: "Я не знал, как работает Бог. Он провел меня через переживание эмоциональной близости с другими, чтобы избавить от боли. Но я по-прежнему хотел бы, чтобы Он сделал это более легким способом".

ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ЛОЖНЫХ УЧИТЕЛЕЙ

Если вы не научились в детстве устанавливать взаимосвязь в своей семье, то вряд ли найдется "более легкий способ" сделать это уже во взрослом возрасте. К сожалению, некоторые духовные руководители делают этот способ еще труднее.

Очень много раз (я затрудняюсь даже сказать, сколько именно) я видел израненных, одиноких людей, которые с помощью христианского психолога начинали понимать необходимость эмоциональной связи с другими людьми. Они начинали открываться другим людям, членам тела Христова, впервые понимая значения слов из Послания к Галатам: "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов" (6:2).

Затем их "духовные руководители" говорили им, что подобное "объединяющее" учение идет от "гуманистической" психологии; они же должны "полагаться лишь на Господа". Подобный совет может оказать разрушительное воздействие на израненного человека.

Как можно заявлять, что ставить взаимоотношения на первое место неверно, если Библия учит, что прежде всего нам нужна любовь и привязанность? Сам Христос учил, что весь закон может быть сведен к двум заповедям: люби Бога и люби ближнего, как самого себя.

Я думаю, Христос имел в виду духовных руководителей того времени, когда сказал: "Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плеча людям, а сами не хотят и перстом двинуть их" (Мф. 23:4). Они не позволяют людям получать помощь у тех, кто понимает их боль, но сами не делают ничего, чтобы облегчить их страдания.

Эти учителя забыли о важности взаимоотношений в освящении, в процессе работы над своей святостью. Процесс освящения основывается на прорабатывании наших взаимоотношений с Богом, с другими людьми и с самими собой. Если какая-нибудь из этих связей нарушается, у нас начинаются проблемы. Учение, отвергающее важность взаимоотношений, не от Бога. Апостол Иоанн говорит: "Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти" (1 Ин. 3:14). Учение о том, что мы можем любить Бога и не любить своего ближнего – ересь. "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" (1 Ин. 4:20).

Эти учителя больше озабочены "правильностью" своей доктрины, чем душевными травмами людей. Иисус именно таких учителей имел в виду, когда сказал: "Если бы вы знали, что значит: "милости хочу, а не жертвы", то не осудили бы невиновных" (Мф. 12:7). Нельзя невиновным израненным людям, которые нуждаются в любви и сострадании, предлагать оставить общение с верующими и через это самопожертвование достигать святости. Нет ничего более далекого от Божьей истины, чем учение без любви и сострадания.

Слова Иисуса – "милости хочу, а не жертвы" – взяты из Книги Пророка Осии (Ос. 6:6). В соответствии с "Ryrie Study Bible" еврейское слово, переведенное как "милость", hesed, означает "любовь принадлежности" или "верную любовь, любовь завета". Это значение подчеркивает соединение тех, кто находится в отношениях любви.

Когда мы видим, как велика потребность людей в эмоциональных взаимоотношениях с другими, мы понимаем, почему так много людей отчаянно борются со своими проблемами и почему любое учение о духовном совершенстве в одиночку не является библейским. Некоторые, подобно Терри, могут всю жизнь страдать от тревожности и от постоянного чувства напряженности, пока сердце "не утвердится в любви".

ПРЕИМУЩЕСТВА ВЗАИМОСВЯЗИ

У взаимосвязи есть много положительных сторон. Вот три из них: люди, имеющие близкие отношения с Богом и другими людьми, стоят на прочном моральном фундаменте; у них большая сопротивляемость стрессу; их достижения имеют смысл. Позвольте мне объяснить это.

Основа нравственности

Библия говорит о морали, основанной на любви, а не на исполнении правил. Если Бог сотворил нас с потребностью в общении с Ним и другими, значит, удаляясь от этой взаимосвязи, мы страдаем от чувства потери и боли.

Хорошая мать берет ребенка на руки не потому, что "обязана" это делать. Она делает это потому, что чувствует, как это необходимо ребенку. Она любит его. Друг приходит посетить больного друга не потому, что "должен", а потому, что чувствует слабость друга. Только сострадание приводит нас к настоящей жертвенной любви.

Много раз мы читаем в Евангелии, что Иисус "имел сострадание" к людям. Греческое слово "сострадание" имеет корень, близкий к слову "внутренности". Речь идет о чувстве сильной привязанности, которое испытывал к людям Иисус. Библия не говорит, что Иисус делал что-либо потому, что должен был, или потому, что это было правильно. Он не делал ничего для успокоения совести. Он делал все, исходя из глубокой привязанности к другим, потому что разделял их чувства.

Иногда я задаю своим пациентам в группе терапии один вопрос:

– Если бы я дал вам бейсбольную биту и разрешил ударить ею меня по лицу, вы бы сделали это?

– Нет, – обычно говорят все члены группы.

– Почему нет? – спрашиваю я.

– Потому что нехорошо бить кого-либо. Это неправильно, – говорит кто-нибудь.

– Потому что вам будет больно, а я не хочу, чтобы вам было больно, – говорит другой человек.

– Кому бы вы смогли доверить бейсбольную биту? – спрашиваю я группу.

Группа быстро приходит к заключению, что вряд ли ударит тот, кто не хочет причинить мне боль, то есть человек, который смог почувствовать, каково будет мне с разбитым лицом.

Мы часто поступаем неправильно. Правила редко могут удержать нас в рамках морали. Любовь гораздо лучше справляется с этой задачей. Мы думаем о том, что не можем причинить боль человеку, которого любим. Гораздо реже мы думаем о каком-то нравственном законе, который должны соблюдать.

Способность справляться со стрессом

Когда у нас есть хорошие друзья, поддерживающие нас в трудную минуту, нам легче переносить стрессовые ситуации.

Это утверждение было наглядно продемонстрировано однажды, когда я наблюдал за двумя очень богатыми людьми. Оба многого достигли и были уважаемы в своих кругах. Оба были очень активны в своих церквах и группах. Оба говорили, что у них очень много друзей. Затем за одну неделю оба обанкротились. В последующие месяцы обоих бросили жены, и дети остались жить с матерями. На этом сходство в их историях заканчивается.

Один из них был на грани самоубийства. Он закрылся в своем доме на целый месяц и не отвечал на звонки друзей. Будучи не в состоянии справиться с депрессией, он начал принимать наркотики. Когда это не принесло облегчения, он уехал из города.

Второй также впал в депрессию. Но он созвал всех своих близких друзей, и на этом собрании сказал им, что ему потребуется их поддержка в ближайшие месяцы. Он попросил каждого пообещать ему, что ежедневно кто-нибудь из них будет приглашать его на обед. Так он будет чувствовать их поддержку, когда начнет бороться за возвращение к нормальной жизни. Он позвонил психологу, чтобы тот помог ему пережить депрессию и горе по поводу ухода жены и детей. Через год к нему вернулась удача, и его личная жизнь стала налаживаться.

Эти два человека отличались не только методами, которые они избрали, чтобы выйти из кризиса. Их чувство привязанности к другим людям радикально отличалось. Первый человек не мог позволить себе нуждаться в ком-либо; у него не было прочных личных взаимосвязей. Он был один, когда пришла катастрофа. И потому, что у него не было глубоких личных связей с другими, он даже не знал, как попросить о помощи.

Другой человек в прошлом лечился от алкогольной зависимости. Он получал поддержку группы в течение многих лет. Он научился ценить взаимосвязи с другими. Он знал, что люди и общение с Богом помогут ему в трудной ситуации. Он мог отделить свою душу от богатства и достижений, потому что хранил в сердце любовь других людей. В результате он смог обратиться к друзьям и воспользоваться их силой, когда она ему понадобилась. Его связи с Богом и другими людьми помогли ему успешно преодолеть трудности.

Значение достижений

Люди, установившие взаимосвязь, способны быть терпимыми и могут конструктивно использовать время, когда остаются одни. Быть одному не значит быть одиноким. Как мы видели раньше, когда говорили об "эмоциональном постоянстве предмета", такие люди хранят в своем сердце любовь того, к кому привязаны. Они держат это ощущение любви в эмоциональном хранилище, и со временем любовь возрастает. Поэтому они не боятся остаться в одиночестве и могут сделать в это время очень много полезных дел.

Они также знают, почему работают. Они работают не ради увеличения материальных благ. Они работают не для того, чтобы заглушить душевную боль. Они работают на благо человечества.

Один мой знакомый, работающий в строительной компании, жаловался на то, что результаты его труда ему безразличны. Он просто "делает деньги". Он жил в состоянии эмоциональной изоляции, и его стремление к достижениям было ориентировано лишь на выполнение задачи. Другой очень мягкий, общительный человек говорил о своей работе в строительной компании следующим образом: "Я люблю свою работу. Здесь я могу проявить свои таланты и возводить хорошие дома, где люди смогут растить своих детей. Мне нравится ощущение, что я строю здания, которые обеспечат людей работой, жильем и дадут им чувство безопасности". Перед вами два человека, делающих одну и ту же работу, но с пугающе разным отношением к ней.

Взаимосвязь придает значение достижениям и смысл другим нашим занятиям. Умение устанавливать отношения, способность располагать к себе людей делает возможным развитие всех наших талантов, данных Богом.

Но как научиться устанавливать взаимосвязь? Прежде чем приступить к разговору о том, что мы упустили в детстве, давайте обратим внимание на разрушающие результаты отсутствия взаимосвязи с другими людьми.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1309
Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ АНТИНАУКА КАК АЛЬТЕРНАТИВНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: ОТРИЦАНИЕ ПРАВА НАУКИ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ В ПЕРВОМ ПРИБЛИЖЕНИИ Внешне дело
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | Ссылки Имеется в виду конференция Антинаучные иантитехнические тенденции
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КАРТИНЫ МИРА Если мы хотим
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ НА ПУТИ К ВЫВОДАМ Среди примеров, которые
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ТРИ СПОСОБА ИСПРАВИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ Начнем с вопроса:
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СТРУКТУРА МОДЕРНИСТСКОЙ КАРТИНЫ МИРА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ МОДЕРН: ВЗГЛЯД ФИЛОСОФА Мы еще вернемся к
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧТО ТАКОЕ МОДЕРН СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Мы наметили
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОЧЕМУ ФЕНОМЕН АНТИНАУКИ ДОЛЖЕН ВЫЗЫВАТЬ У НАС
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция I Философия сегодня. – Необычайное и правдивое
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция II Упадок и расцвет философии. – Драма
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция III Тема нашего времени. – Наука –
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция IV Познание Универсума и Мулетиверсума – Примат
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция V Необходимость философии. Присутствие и соприсутствие. –Основная
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VI Верование и теория жизнерадостность – Интуитивнаяочевидность
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция XI Основная реальность жизни. – Категории жизни.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция X Новая реальность и новая идея реальности.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция IX Тема нашего времени. – Коренная реформа
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VIII Открытие субъективности. – Экстаз и спиритуализмантичности.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VII Данные Универсума. – Картезианское сомнение. –
  • Г.Хорошилов, Б.Виногродский. ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА СТРОКОЙ? | Г.Хорошилов, Б.Виногродский ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА СТРОКОЙ Перевод В.Данченко
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Джон Уайт ред. ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕИздательство Трансперсонального
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ ВВЕДЕНИЕ ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ Что такое просветление
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Ричард М. Бак ОТ САМО-СОЗHАHИЯ К КОСМИЧЕСКОМУ
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Алан Уотс ЭТО ОНО Некоторые люди ошибочно
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Олдос Хаксли ВЕЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Плодовитое перо Олдоса
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Хьюстон Смит СВЯЩЕННОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Понятие священное бессознательное
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Эвелин Андехилл ЖИЗНЬ В ЕДИHЕHИИ Hезнание духовных



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь