Говорит о способе соблюдения души,
чтобы могла войти в ту "ночь чувств".
Надлежит теперь дать некоторые предостережения
ради научения и для облегчения вхождения в сказанную
"ночь чувств". Во-первых, нужно знать, что душа
обычно входит в ту ночь чувств двояким образом:
активным и пассивным.
Активный составляет то, что душа может сделать и
действительно делает, чтобы войти в ту ночь, и об этом
будем говорить в приведенных ниже предостережениях.
В пассивном же способе душа не делает ничего,
оставаясь пассивной, только Бог совершает в ней свои
действия. Этот способ мы объясним в четвертой книге,
когда будем говорить о начинающих. Там же, по милости
Божией, предложим больше предостережений для начинающих,
соответственно большому числу несовершенств, которым обычно
подпадают на той дороге, здесь же не будем на этом
слишком задерживаться. И даже не было бы желательно много
говорить о них на том месте, где занимаемся единственно
причинами, по которым эта дорога зовётся ночью, а
также тем, какова она и каковы части её.
Поскольку, однако, памятование хотя бы и некоторых
средств предосторожности и предостережений для упражнений в
сей ночи желаний сделало бы эту науку слишком поверхностной
и мало полезной, хотим преподать здесь по меньшей мере
короткий способ. То же самое сделаем в конце каждой из тех
двух частей или причин этой ночи,
которые будем обсуждать с помощью Божьей.
Приведенные ниже предостережения в деле
побеждения вожделений хотя суть кратки и немногочисленны,
почитаем их, однако, за способные помочь и эффективные в
той мере, в какой суть кратки. И кто, стало быть, искренне
захочет ими воспользоваться, не будет нуждаться ни в каких
иных, ибо в сих найдёт всё.
Во-первых: необходимо иметь постоянное
устремление к наследованию во всём Христу, стараясь
уподобить жизнь свою Его жизни, над которой часто нужно
размышлять, чтобы уметь ей следовать и блюсти во всех
обстоятельствах так, как он бы Себя соблюл.
Во-вторых: чтобы тем лучше исполнить
первое намерение, надлежит отбросить всякие стремления,
которые навязываются чувством, насколько несоразмерны они
чести и хвале Божией; избавиться и обнажиться от них нужно
ради любви Иисуса Христа, который в сей жизни не хотел и не
имел иного стремления, кроме исполнения воли своего Отца, и
это называл своим хлебом (Ин. 4, 34).
И так, например, когда появляется возможность слышания
чего-то приятного, что не имеет целью службу и восхваление
Бога, нужно отречься склонности к сему, и не слушать; когда
можно увидеть, что-либо приятное, что не относится к Богу,
не нужно ни желать этого, ни смотреть на то; точно так же
надо поступать в том, что касается речи и других вещей. И
все чувства надо так умерщвлять очевидно, по мере сил. Если
же нельзя чего-то избежать, то довольно того, что нет в сём
пристрастия, хотя бы соответствующие впечатления и ощущались.
Пусть душа старается таким способом иметь чувства
умерщвлены, лишены каких-либо пристрастий, погружены как бы
в темноту. При таком прилежании, за короткое время много
продвинется.
Для умерщвления и успокоения четырёх страстей
естественных, как то: радость, надежда, страх и боль, из
согласования и упокоения которых вытекают вышепомянутые и
всякие иные полезности, надлежит применить совершенно
достаточное средство, которое подам. Будет то источником
множества добродетелей и заслуг.
Старайся всегда склоняться:
не к легчайшему, а к труднейшему;
не к приятному, а к неприятному;
не к тому, что вкусно, а к тому, что невкусно;
не к тому, что даёт отдохновение, а к тому, что требует
труда;
не к тому, что утешает, а к тому, что не есть утешение;
не к тому, что побольше, а к тому, что поменьше: не к
тому, что возвышенно и ценно, но к тому, что низко и
презираемо;
не к тому, чтобы жаждать чего-либо, но к тому, чтобы не
хотеть ничего, не искать того, что получше среди вещей
тварных, но того, что похуже.
Желай из любви ко Христу дойти до полного обнажения,
убожества и отречения ото всего, что есть на свете.
Усилия эти нужно предпринимать всем сердцем и с
покорностью воли. Ибо если сердце приступит к ним, исполняя
старательно и проворно, вскоре найдёт в них великую роскошь
и утешение.
Достаточно правильно исполнять то, о чём мы
сказали, чтобы войти в ночь чувств. Для большей
пользы дадим ещё один способ тренировки, который научит
нас, как умерщвлять похоть тела, похоть очей, и гордыню;
именно о них говорит св.Иоанн, что господствуют в мире (1
Ин. 2, 16) и из них вырастают все иные похоти.
Во-первых, стараться подчиниться в
поступках и желать, чтобы другие нас подчиняли себе (и это
против похотей тела.
Во-вторых: подчиняться в словах, и желать, чтобы
другие нас здесь подчиняли (и это против похоти очей).
В третьих: подчиняться в мыслях и желать, чтобы
другие так о нас думали (и это против надменности и спеси),
В завершение этих предостережений и указаний
остаётся добавить здесь те стихи, что написали в "Дороге на
Гору" (под рисунком "Горы совершенства", нарисованной
Святым), образ которой помещён на титуле этой книги. В
стихах тех заключена наука, как взойти на вершину горы, то
есть к высокому единению с Богом. И хотя речь там идёт,
главным образом, о вещах чисто духовных и внутренних,
частично, однако, трактуют они и о духе несовершенства в
том, что чувственно и внешне. Это видно от двух дорог по
обеим сторонам тропинки совершенства. Стало быть, нужно их
применять здесь к тому, что относится к части
чувственной. В другой же части той ночи будет она
относиться к части душевной.
Стихи суть следующие:
Чтобы дойти до вкушенья всего, не хоти вкушать
ничего ни в чём,
Чтобы дойти до имения всякого, не хоти
иметь ничего ни в чём.
Чтобы дойти до того, чтобы всем
быть, не хоти быть никем и нигде.
Чтобы дойти до
познанья всего, не хоти узнавать ничего ни в чем.
Чтобы
дойти до того, к чему не имеешь пристрастия, должен идти
через то, к чему не имеешь пристрастия.
Чтобы дойти до
того, чего не узнаешь, должен идти чрез то, чего не
познаешь.
Чтобы дойти до того, чего не имеешь, должен
идти чрез то, чего не имеешь.
Чтобы дойти до того, что
ты не есть, должен идти через то, что ты не есть.
СПОСОБ НЕ ВЫСТАВЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ НИЧЕМУ
Когда задержишься на чем-либо, перестаёшь стремиться
ко всему.
Ибо, чтобы дойти целиком до всего, должен
запрячь себя целиком во всё.
А когда дойдёшь до
владения всем, должен им владеть, не хотя ничего.
Так
как если хочешь иметь что-либо во всём, не имеешь в Боге
твоего чистого имения.
В таком обнажении дух найдёт свой покой и
отдохновение.
Поскольку не гонится ни за чем, ничто не будет его
терзать по дороге ввысь, и ничто не потянет его долу, ибо
будет в самом сердце своей кротости. А как только чего
возжелает, уже этим самым утрудит себя.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.