О вредах,
кои понятия сверхъестественные могут сотворить душе,
если она размышляет над ними. Говорит о том, сколько их.
Пять родов вреда подстерегают духовного,
если он сосредотачивается и размышляет над теми понятиями и
формами, в которых запечатлеваются вещи, проходящие через
него путём сверхъестественным.
Первый состоит в том, что часто
обманываешься, принимая одно за другое.
Второй, который близок к первому и состоит в
возможности впадения в спесивость и суетность.
Третий заключается в том, что бес прилагает
большую руку к обману посредством сказанных схватываний.
Четвёртый есть тот, что препятствует единению с
Богом в надеянии.
Пятый состоит в том, что, по большей части, о
Боге судят низко.
Что до первого рода, то ясно, что если
духовный хватается за сказанные понятия и формы и
размышляет о них, должен многажды обманываться по своему
рассудку, ибо, как никогда не может полностью знать вещи,
которые естественно являются воображению, ни иметь о них
полное и верное суждение, так ещё менее способен к сему
относительно вещей сверхъестественных, которые превосходят
наши способности, и случаются редко.
Откуда, частенько думает, что они суть вещи от Бога, а
не являются только его фантазией; и многажды, о том, что от
Бога, думает, что сие от беса, а о том, что от беса,
думает, что от Бога; и ещё чаще ему остаются формы и
понятия, весьма согласные с добром и злом, чужим и своим, и
прочие фигуры, которые ему представляются, и он держит их
за очень верные и подлинные, и не таковы, но весьма
и весьма фальшивы. А об иных, истинных, судит как о
фальшивых, хотя более безопасно держать их за таковых, так
как это рождается от смирения.
А если и не обманется в истине, может обмануться
в количестве и качестве, думая о малом, как о
великом, а о великом, как о малом. И относительно качества,
принимает содержание своего воображения за ту и другую
вещь, а оно не есть ни та, ни другая, принимая, как молвит
Исайя, тьму за свет, а свет за тьму, и горечь за сладость,
а сладость за горечь ( 5, 20). И, наконец, если попадает в
точку в одном, то только чудом не ошибается в другом; тот
же, кто не хочет прилагать рассудка к суждению, довольно
для него, что делает из сих вещей событие, чтобы (по
меньшей мере пассивно) воспоследовал некий вред, даже если
и не сего рода, то какой-либо из тех четырёх, о которых тут
намереваемся говорить.
То, что нужно духовному для того, чтобы не впасть
в сей вред заблуждения в своих суждениях, это не желать
прилагать свой рассудок к тому, чтобы знать, что
есть имеемое и ощущаемое им в себе: будь то такое или сякое
видение, понятие или чувствование; ни жаждать познать сие,
ни сделать из него событие, кроме как для того,
чтобы рассказать о нём отцу духовному, да научит он, как
освободить память от этих схватываний. Так как всё имеемое
ими в себе не способно помочь любви Божией столько, сколько
малейший акт веры живой и надежды, которые действуют в
пустоте и отказе ото всего
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.