Толкует о ближайшем способе единения с Богом, каковым есть вера;
говорит, стало быть, о второй части "тёмной ночи", или о ночи духа.
Глава 1
Цитируется вторая строфа:
Средь тьмы защищена,
Тайными лестницами ограждена.
О блаженство горнее!
Во мраке ночи, в укрытьи стеснена
Когда в доме моём настала тишина
В этой второй строфе душа воспевает горнее
блаженство, достигнутое благодаря обнажению
духа ото всех несовершенств души и ото всех
вожделений вещей духовных. И это для неё тем большее
счастье, чем труднее было успокоить духовную часть своего
"дома", чтобы, опираясь только на самый верх, и через то
возносясь к Богу, войти в ту внутреннюю темноту, каковой
является обнажение души ото всех вещей, как
чувственных, так и духовных.
Потому-то называется здесь вера лестницами и, к
тому же тайными, так как все её начала и догматы
суть тайные, и укрыты как для всех чувств, так и для
разума. По этой причине душа остаётся в потёмках,
относительно естественного света чувств и разума, выходя за
границы природы и разума, чтобы подниматься по лестницам
веры, которые проникают и досягают глубин Божиих.
Поэтому также говорится далее, что шла ограждена,
когда следуя дорогою веры, сменила наряд и способ ношения
его на Божеский. Наряжена же душа для того, чтобы не была
узнана и задержана ни вещами чувственными, ни разумом, ни
сатаной. Ибо тому, кто идёт верою, ни одна из этих вещей не
повредит.
Для этого душа здесь так одета, укрыта и далека от
всяческих служб сатанинских, ибо действительно, как она
сама говорит, идёт в темноте и в укрытии, то есть
укрыта от лица сатаны, для которого свет веры горшее мрака.
Можно, стало быть, сказать, что душа, идущая верою, ступает
вперёд, укрыта и ограждена от сатаны, как то позднее ещё
яснее увидим.
Потому же говорит, что вышла средь тьмы и
защищена, поскольку тот, кто имеет счастье идти в
темноте веры, имеючи её, подобно слепому, за проводника, а
также и тот, кто отрёкся ото вех естественных иллюзий и
душевных рассуждений, идёт безопасно вперёд, как то уже
говорили.
Итак, душа говорит далее, что вышла средь той
ночи, когда в доме её настала
тишина, под "домом" здесь разумеется "духовная"
или разумная её часть. Когда душа, стало быть доходит до
единения с Богом, её естественные органы становятся
утишенными, выравниваются бурные возбуждения и чувственные
терзания в её душевной части. Поэтому не говорим здесь, что
вышла средь огорчений, как то было первой строфе,
т.е. в ночи чувств, поскольку, чтобы войти в ночь
чувств, или выйти из них окончательно и обнажиться ото
всех чувствований, необходимо было мучение любви
чувственной. Чтобы окончательно утишить дом духа,
необходимо только чистою верой отказаться ото всех властей,
склонностей и желаний духовных. Если душа этого достигнет,
тогда соединится с Возлюбленным в единении простом, чистом,
любовном и уподобляющем.
Надлежит заметить, что в первой строфе,
относительно части чувственной, душа говорит, что
вышла в ночь тёмную; относительно же части духовной
говорит, что вышла средь мрака. Ибо мрак в части
духовной больше, нежели мрак ночи. Даже посреди
тёмной ночи можно ещё что-то увидеть, в полном же мраке
ничего не видно. Подобно этому и в ночи чувств остаётся ещё
какой-то свет: остаются мысль и разум, поскольку они тогда ещё
не затемнены. Ночь же душевная, то есть вера, уничтожает
всякий свет, как в разуме, так и в мыслях. Говорит далее
душа, что вышла средь тьмы и защищена, чего не
говорила перед тем, ибо, чем меньше душа действует
собственным умением, тем безопаснее поступает, так как идёт
с помощью веры.
Всё это мы будем пространно объяснять в этой Второй
Книге. При чтении её должен благочестивый читатель
внимательно примечать, так как в ней пойдёт речь о вещах
чрезвычайно важных, касающихся только духа. И хотя поначалу
будет она немного неясна, однако первое будет отворять
дверь последующему, и понявши первое, легко будет понять
целое.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.