В коей разъясняется,
как, хотя Бог отвечает на то, о чём Его просим иной раз,
Ему не нравится, что мы используем такой способ обнаружения истины.
И выясняется, как, хотя снисходит и отвечает,
во многих случаях досадует.
Удостоверимся, как говорили, что некоторые
духовные полагают благой любознательностью то, что иной раз
для познания некоторых вещей используют путь
сверхъестественный, думая, что, коль скоро иной раз Он
отвечает на их домогательства, то значит стояние их хорошо,
и Богу нравится; в то время как верно, что, хотя и
отвечает, ни стояние хорошо, ни Богу нравится, но скорее не
нравится; и мало того, во многих случаях Он гневается и
скорбит зело.
Причиной сему то, что ни одному творению не разрешается
переступать границы, которые Бог положил в естественном
порядке для руководства им. Также человеку Он положил
границы естественные и разумные для руководства им;
следовательно, желать их преступать недозволено, а желать
исследовать и постигать вещи путём сверхъестественным
значит преступить границы естества; следовательно, это вещь
недозволенная, и значит Богу не нравится, ведь
всякое беззаконие Его оскорбляет. Это добре узнал царь
Ахав, ибо, хотя и от Бога увещал его Исайя, чтобы просил
какого-нибудь знамения, не захотел сделать этого, говоря:
Non peram et non tenatabo Dominum. To есть: Не попрошу
сей вещи и не искушу Бога (Ис. 7, 12). Потому что
сообщаться с Богом путями экстраординарными, каковы суть
пути сверхъестественные, значит искушать Его.
Скажут: ведь если дело обстоит так, что Богу не
нравится сие, почто же тогда Бог иной раз отвечает? Говорю,
что иной раз отвечает демон. Но и когда Бог отвечает,
говорю, что сие происходит по причине слабости души,
которая хочет идти по этой дороге, для того чтобы не
впала в безнадежность и не поворотила на дорогу иную; или
для того, чтобы не думала, будто Бог в ссоре с нею и
чрезмерно недоволен ею; или в иных видах, о которых Бог
знает, основывающихся на слабости данной души. Поэтому,
когда видит, что приспело, отвечает и снисходит к этому
пути, как поступает также со многими слабыми и
нежными душами: да вкусят и насладятся общением с Богом
более ощутительно, как уже говорил выше; но вовсе не
потому, что Он хочет или что Ему нравится, когда с Ним
сообщаются в таком ключе и таким путём. Ещё каждому Он даёт
как уже говорили, согласно его состоянию, потому что Бог
подобен источнику, из которого каждый черпает тем сосудом,
который принёс с собой, и бывает, что Он дозволяет брать
такими вот сосудами и трубами сверхобычными; но вовсе не
следует отсюда, что вольно хотеть и брать воду с их
помощью, если только то не сам Бог, который может дать
когда, как и кому хочет, и через то, что Он хочет, безо
всякой нашей претензии на участие в этом. И так, как
сказали, иной раз снисходит к потребностям и мольбам
некоторых душ, коих, потому что добры и просты,
не хочет оставить своим вниманием, чтобы не
опечалить их, но не потому, что Ему нравится такое их
стояние.
Сие наилучше уяснится посредством сравнения.
Некий отец семейства имеет на столе своём множество
различных яств одно другого лучше. И вот дитя просит
блюдо, но не самое лучшее, а первое, какое попадётся: и
просит его потому, что знает вкус его лучше, чем иных. И
поскольку отец видит, что хотя бы он предложил дитяти
лучшее из блюд, дитя его не примет, а только то, что
просит, и что для него нет вкуса в других, то дабы не
остаться ему без своей пищи и неутешным, даёт ему с печалью
то самое. Как видим, именно так поступил Бог с сынами
Израилевыми, когда просили Его о царе: дал им его с
неохотою, потому что сие не было добром для них. И вот,
сказал Самуилу: Audi vocem populi in omnibus quea loquuntur
tibi: non enim te abiecerunt, sed me. Чем желал сказать:
Слушай глас народа сего и дозволь им царя. как они
просят, ибо не тебя отвергли, но Меня (1Цар. 8,7),
чтобы не царил Аз над ними. И подобным же образом снисходит
Бог к некоторым душам, дозволяя им то, что не является
лучшим, потому что они не хотят или не умеют ходить
где-либо, кроме как в тех "палестинах". И ещё, некоторые
также достигли нежности и услады духа или чувства, и даёт
им их Бог, потому что не готовы они вкушать яства более
крепкие и твёрдые трудов крёстных Сына Его, каковые Он
хотел бы раздавать более, чем какие-либо иные.
Несмотря ни на что, по моему мнению, желать
познавать нечто путями сверхъестественными хуже, чем желать
каких-либо других духовных услад в чувствах. Ибо я не вижу,
как может душа, претендующая на них, избежать греха,
по меньшей мере простительного, хотя бы и
преследовала самые добрые цели и была весьма усовершена, и
так же тот, кто даёт ей на то указания и дозволения. Потому
что не имеем нужды ни в чём таком, так как есть у нас
естественный разум, закон и учение евангелическое, которых
более чем достаточно, чтобы руководствоваться ими, и нет у
нас таких нужд и затруднений, которых не могли бы мы
развязать и утолить сими средствами к удовольствию Бога и
пользе для души.
И поскольку мы пользуемся разумом и учением
евангельским, которые, хотим этого или не хотим,
говорят нам о неких вещах [сверхъестественных ],
можем принимать только такие из них, которые во многом
совпадают с разумом и законом евангельским. И принимать их
не потому, что они нам открылись, но по причине
разумной, отставив в сторону всякое чувство откровенное; и
ещё затем целесообразно рассмотреть и испытать их разумом
много тщательнее, чем если бы не было о них откровения,
поскольку демон говорит многие вещи правдоподобные и
подходящие, и согласные с разумом, чтобы [тем вернее] обмануть.
Где же оставлено нам во всех наших трудах,
тяготах и нуждах лучшее и более верное средство, чем
молитва и надежда, что Он удовлетворит нас теми средствами,
какими пожелает? И посоветуемся с Писанием, в котором
читаем, что царь Иосафат, будучи утесняем со всех сторон
врагами, подвигнулся на молитву, и сказал святой царь Богу:
Cum ignoremus quod facrer debeamus ad te (2 Цар. 20,12). И
это, как если бы сказал: Когда не достаёт средств и не
приложишь ума к обеспечению нужд наших, единственное
остающееся нам возвести очи на Тя. Ибо Ты
обеспечиваешь, как Тебе больше нравится.
А что Бог также, хотя и отвечает иной раз на
такие претенциозные запросы, сердится (хотя и даёт ответ),
добро будет теперь подтвердить некоторыми авторитетами Писания.
В первой книге Царств (28,6) говорится, что царь
Саул попросил, чтобы беседовать ему с пророком Самуилом,
который уже умер, и тот явился ему и возвестил пророчество;
и вместе с тем Бог разгневался, ибо тотчас упрекнул его
Самуил за таковое дело, говоря: Quare inquietasti me, ut
suscitarer? To есть: Почто беспокоишь меня
воскресением? (Там же, 15).
Знаем также, что хотя ответил Бог на моления
сынов Израилевых и даде им мясо, коего просили, не замедлил
разгневаться на них много; ибо тотчас свёл огонь с неба в
наказание, как читаем о сём в Пятикнижии (Числа II, 32-33),
и заметил о сем Давид, говоря: Adhuc escae eorum erant in
ore ipsorum et ira Dei descendit super eos. Чем хотел
сказать: Ещё держали куски в устах своих, а уже нисшёл
на них гнев Божий (Пс. 77, 30-31).
И также читаем в Числах (22,23), яко разгневался
Бог зело на Валаама пророка, за то, что пошёл к
мадианитянам, званный Валаком, царём их (хотя говорил Бог,
что делать; но пошёл, потому что имел охоту идти и просил о
том Бога), поэтому явился ему, бывшему в пути, ангел с
мечом и хотел убить его, и сказал: Preversa est via tua,
mihi que contraria. Путь твой извращён и противен
Мне. И за то хотел его убити.
Такими вот способами и многими другими снисходит
Бог, гневаясь, к желаниям души. О чём имеем множество
свидетельств в Писании и, кроме того, многие примеры. Но в
них нет необходимости, ибо дело ясное.
Говорю только, что дело сие рискованное более, чем умею
сказать о том, хотеть общаться с Богом такими
путями; и, кто не оставляет их, много заблуждается; и
оказывается много раз оконфуженным тот, кто привязывается к
таким способам. И понаторевший в таких делах поймёт меня,
исходя из собственного опыта. Так как помимо трудности
безошибочного познания речений и видений исходящих от Бога,
середь них имеется множество исходящих от беса: ибо
обыкновенно он приходит по душу в таком же платьи и
действует таким же образом, что и Бог, посылая душе вещи,
весьма подобные тем, с помощью которых Бог сообщается с
нею, чтобы совратить её, подобно тому, как волк
входит во двор овчий в шкуре овчей, так что только с трудом
можно распознать его. Именно потому, что говорит много
вещей истинных и согласных с разумом, и вещей, которые в
самом деле случаются, очень легко обмануться думая, что раз
происходят в реальности и точно так, как должны бы
происходить, значит они несомненно от Бога. Оттого, что не
знают, яко есть вещь наилегчайшая тому, кто владеет светом
естественным, познать эти вещи и многие другие, которые
были или будут, по их причинам. И поскольку бес держит эту
искру разума весьма живой, может с лёгкостью выводить
действие из причины, хотя и не всегда этот эффект наступит,
т.к. все причины подвластны воле Божией.
Приведём пример. Бес знает, что состояние земли и
воздуха, и сроки, зависимые от солнца, каким-то образом и в
определённой стадии, в такое-то время, когда эти элементы
расположатся нужным образом, согласно сроку, который
приходит, необходимо становится заразным, и так заражает
народ язвой, в большем или меньшем числе. Здесь виждь
познание моровой язвы в её причине. Что великого в том,
если бес откроет это душе, говоря: "Отныне через год или
половину случится мор", который и впрямь случается? И это
пророчество беса! Таким же образом может узнать трясение
земли, подсмотрев, что пустоты её наполняются воздухом, и
сказать: "В такое-то время сотрясётся земля". Что есть
познание натуральное, для коего довольно держать душу
свободной от страстей, о чём говорил Боэций в следующих
словах: Si vis claro lumine cerrere verum, quadia pelle,
timorem spemque fugato,nec dolor adsit. То есть: хочешь
познать реальность в естественном свете, отбрось от себя
наслаждение и страх, и надежду и скорбь.
И так же можно узнать события и вещи
сверхъестественные в их причинах, согласно божественному
Провидению, которое справедливо и обязательно помогает в
том, чего требуют благие или злые причины в сынах
человеческих. Поэтому возможно знать естественным образом,
что такая-то персона, или такой-то город и иные вещи,
придут к такой или сякой нужде, в такую-то и такую-то
точку, в которую Бог, в согласии со Своими Провидением и
справедливостью, приходит споспешествовать соответственно
причине, наказывая или вознаграждая, или в качестве
причины, и после говорить: "В такое-то время дарует
Бог то-то или сделает это, или определённо случится то".
Как дала знать святая Юдифь Олоферну, убедив его в том, что
сыны Израилевы без сомнения будут разбиты, принимая во
внимание множество грехов их (11, 12) и беды, что принесли
они. И, перечислив грехи их, тут же сказала: Et quoniam
haec faciunt, certum est quod in perditionem dabuntur
(11, 12). Чем хотела сказать: После того, как содеяли
таковое, несомненно будут разбиты. Что есть сознание о
наказании из причины, и это всё равно, что сказать:
Верно то, что таковые грехи имеют быть причиною таковых кар
Божиих, что есть справедливо. И, как говорит божественная
Мудрость: Per que quis peccat haec et torquetur. В чём или
чем грешишь, через то и мучаешься (наказан бываешь).
Бес может узнавать это не только естественным
образом, но и из опыта, который получает, подсматривая, как
Бог творит вещи, подобные сим, и говорить о них заранее и
определённо. Так же св.Товия узнал по причине о наказании
города Ниневии; и так предостерёг своего сына, говоря:
Смотри, сын, в час. когда я и мать твоя умрём, покинь
сию землю, ибо не продлится она. [Video] enim quod
iniquitas eius finem dabit. Вижу ясно,яко та самая
злоба должна стать причиной её наказания, от коего
прекратится она и разрушится (14, 12-13). Всё это бес и
Товия могли также познать не только из злобы города, но и
из опыта, наблюдая, как за грехи мира Бог уничтожил его
потопом, и за таковые же содомитов, погубленных
огнём, хотя, кроме того, Товия знал то и от Духа Свята.
И мог узнать бес (также), яко Пётр по естеству
не мог жить более стольких-то лет, и сказал об этом
заранее; и так многие другие вещи и многими способами,
которых не перечесть; и начинать не стоит по причине их
запутанности и тонкости, с которой они вводят в
заблуждение; и от каковых невозможно избавиться, не убегая
всех откровений и видений, и речений сверхъестественных.
За них справедливо гневается Бог на тех, кто их
дозволяет, ибо видит, яко сие есть дерзость, так
ввязываться в толикие риски и самомнение и любопытство, и
отрасль высокомерия, и корень и основание тщеславия, и
презрения к делам Божиим, и начала многих зол, в кои многие
впали. Все таковые столь разгневали Бога, что Он намеренно
оставляет их в заблуждении и обмане, и слепоте духовной, и
сходе с правых путей жизненных, давая место их тщете и
фантазиям, как сказал, о том Исайя, говоря: Dominus niscuit
in medio eius spiritus veriginis (19, 14). Что значит:
Господь вмесил в сердце его дух кружения и
замешательства. Что на добром романском означает
духа превратного понимания. Каковые слова Исайи
просто в точности соответствуют тому, о чём мы говорим,
потому что они о тех, кто старается познать вещи, бывающие
сверхъестественным образом. И по сему говорит, что вмесил
им в сердце Бог дух превратного понимания. Не оттого, что
Бог действительно хочет или желает им духа заблуждения, но
потому что они сами хотят иметь то, чего не могут
заполучить естественным образом. Гневаясь на то, оставляет
их лишёнными разума, не подавая им света в том, во что Бог
не хочет, чтобы они ввязывались. Итак, говорит (Исайя), что
Бог вмесил в них того духа путём отнятия света. И таким
образом явился причиной вреда, известного как causa
privativa, или причина лишающая, состоящая в том, что Он
оставляет их без своего света и благорасположения; будучи
же лишёнными таковых, неизбежно входят в заблуждение.
И таким образом даёт Бог разрешение бесу, чтобы
ослеплять и много обманывать заслуживших это своими грехами
и дерзостью, И может сие бес, и удаётся ему это, потому что
верят они ему и держат его за духа благого. Настолько, что
хотя и много убеждаемы суть в том, что се не он, не
имеют способа выйти из обмана, поскольку имеют уже в себе
с попущения Божия духа превратного понимания;
как, читаем, случилось то с пророками царя Ахава, которым
дозволил Бог обмануться духом лжи, дав разрешение бесу на
них, говоря: Decepies et praevalebis; egredere et fac ita.
Чем желал сказать: Превозмоги своею ложью и обмани их;
изыди и сотвори тако (3Цар. 22, 22). И столь преуспел с
пророками и царём по части обмана их, что не восхотел
поверить пророку Михею, который пророчествовал правду прямо
противоположную тому, о чём пророчествовали другие. И это
случилось, потому что Бог дозволил им ослепнуть, дабы
получили они то, чего хотели, ибо следовал и ответствовал
им Бог, согласно их похотениям и желаниям; каковые были
верным средством и расположением к тому, чтобы Бог дозволил
их намеренно ослепить и обмануть.
Потому так пророчествовал о сём Иезекииль в
имени Божьем, изрекая против тех, кто желает познавать пути
Божий из любопытства, от тщеты духа своего, он сказал:
Когда таковой человек придёт к пророку, чтобы вопросить
его обо Мне, Аз. Господь, отвечу ему Сам, и положу лицо Моё
во гнев на такого человека, и даже пророка введу в
заблуждение о том. о чем вопрошает: Ego, Dominus,
decepi prophetam illum. To есть: Аз. Господь, обману
того пророка (14, 7-9). Или то, что должно быть понято,
не совпадая с Его благоволением, остается поэтому
подверженным обману; и именно это хочет сказать, когда
говорит: Аз. Господь, отвечу им Сам, гневаясь; то
есть лишает Он своих милости и благоволения такового
человека. Откуда, с необходимостью ослепившись, бывает (сей
человек) обманутым, по причине потери поддержки Бога. И
затем приходит бес, чтобы отвечать соответственно вкусу и
желанию того человека; и как ему нравится, ибо получает
ответы и сообщения такие, каких хочет, то (в силу этого)
впадает во многое заблуждение.
Кажется, будто мы несколько отошли от намерения, которое
объявили в начале главы, где обещали доказать, что Бог,
хотя отвечает, но иной раз гневается. Однако, если
посмотреть внимательно, то всё, что мы сказали,
подтверждает наше предположение, ибо по всему видно, яко
Богу не нравится, когда желают таковых видений, так что
дают повод к тому, чтобы всеми способами быть в них
обманутыми.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.