О пользах, которые обретает душа
в отделении от схватываний воображения;
и отвечает на определённое возражение,
и изъясняет одно различие между схватываниями
естественными и сверхъестественными.
Пользы, которые имеем в опустошении воображения
от форм воображаемых, хорошо видны в свете тех пяти вредов,
о которых сказано, что причиняются душе, если она хочет
удерживать эти формы, как также говорили мы о формах
естественных.
Но, помимо сих, душа имеет другие выгоды
довольного отдыха и спокойствия для духа. Потому что,
оставив то, что естественно имеет, когда освобождается от
образов и формы, освобождается также от заботы о том, суть
ли они добры или злы, и как должно поступать с одними, а
как с другими, и от труда и траты времени духовных
наставников, в желании увериться через них, суть ли сии
формы добры или злы, того ли они рода или другого; чего нет
никакой необходимости знать, так как ничто из этого не
имеет значения.
Итак, время и богатство души, которое тратится на это и
на уразумение сего, может быть потрачено на другое, лучшее
и более полезное занятие, каковы суть воление [согласное] с
Богом и забота о снискании обнажения и нищеты духовной и
чувственной, которая состоит в желании действительного
вырастания изо всех этих пристрастий к утешениям и
схватываниям, как внутренним, так и внешним. Что хорошо
совершается в желании и заботе об удалении себя от этих
форм, так как отсюда следует такая великая выгода, как
присоединение к Богу который не имеет ни образа, ни
формы, ни фигуры тем большая, чем больше отчуждение
ото всех форм, образов и фигур воображаемых.
Но, скажут по случаю, почто, мол, многие духовные
советуют озаботиться обеспечением души сообщениями и
чувствованиями Бога, и желанием воспринять Его, чтобы
иметь, чем одарить Его, так как, если Он не даёт нам, мы
ничего не даём Ему. И, как говорит Святой Павел: Не
возжелайте загасити духа (1Фесс. 5, 19). И Супруг
Супруге: Положи меня, как приманку на сердце
твоё, как подсадного на плечо твоё (Песн. 8, 6). Что уже
есть некое схватывание. О каковых всех, согласно учению
вышеизложенному, не только не следует заботиться, но, более
того, хотя бы Бог их посылал, должно отвергаться и
отклоняться. И, яко ясно есть что, так как Бог их даёт, то
даёт Он их ради добра и производит благое действие, значит
мы не должны выбрасывать жемчужины силою, и ещё это есть
род заносчивости не желать допустить [в себе] дел
Божиих, так как без них, сами по себе, не можем много значить.
Чтобы ответить на это возражение, необходимо
обратиться к тому, что мы говорили в главах [16 и 17]
Второй Книги, где большею частью отвечено на это сомнение.
Ибо мы говорим там, что благо есть наполнение души
схватываниями сверхъестественными, когда они суть от благой
части, и душа остаётся пассивной в тот момент, когда они
представляются чувствам, а собственные потенции души не
совершают никаких действий.
Откуда понятно, что душе не нужно воли к тому, чтобы
допускать их [в себя], потому что, как мы уже сказали, если
душа в тот момент желает работать своими потенциями, то
скорее своими низкими естественными действиями
воспрепятствует сверхъестественному, которое посредством
этих схватываний Бог в это время производит в них, нежели
извлечёт какую-либо пользу из своих трудов; но, так как эти
схватывания воображения в духе даются душе пассивно, так же
пассивно должна вести себя здесь душа, ни во что не
вкладывая своих действий, ни внутренних, ни внешних. И это
значит сберечь чувствования Бога, потому что таким образом
[душа] не губит их своим низким способом действий. И это
означает также не гасить духа, ибо он гасится, как раз,
если душа желает вести себя иначе, чем Бог ведёт её. А
именно, в то время, как Бог уделяет ей духа в пассивности
[её] как в этих схватываниях она хочет вести
себя при этом активно, работая с уразумением или исканием
чего-либо в них.
И ясное дело, что если душа в этот момент хочет
действовать с усилием, не будет её труд превосходящим её
естество, потому что сама по себе не способна на большее;
поскольку сверхъестественно не движет она себя, и не может
двигнуть, но подвизает её Бог и влагает чудное в неё. Итак,
ежели душа хочет тогда действовать с силою, какую имеет в
себе, то препятствует своей работой активной той
пассивности, в каковой сообщается с нею Бог; и это есть
дух, так как полагается в её собственной работе которая
иного рода и более низкая, чем та, которую сообщает ей Бог,
ибо та, что Богова, пассивна и сверхъестественна, а
та, что душевна, активна и естественна; и она есть гашение
духа.
Что она более низка есть также вещь ясная; ибо
потенции души не могут сами по себе рефлектировать и
оперировать, если только не над некоей формой, фигурой и
образом; и это есть кожура и акциденция субстанции духа,
который прячется под этой кожурой и акциденцией.
Каковые субстанция и дух не едины с потенциями души в
истинной интеллигенции и любви, если только не в
прекращении деятельности потенций; потому что намерение и
цель таковой деятельности не заключается только лишь в
приятии душой разумной и любовной субстанции этих форм.
Отсюда и разница, которую имеем между деятельностью
активной и пассивной, и преимущество, каковое имеем между
становящимся и уже сделанным, подобно как между тем, что
только намереваются получить и достичь, и тем, что уже
[получено] и достигнуто.
Откуда также следует, что если душа хочет использовать
свои потенции активно в таковых схватываниях
сверхъестественных которым (как мы сказали) Бог
уделяет духа в пассивности [души], то, как минимум,
оставит сделанное, чтобы возвратиться к деянию, и ни
сделанным воспользуется, ни своими действиями не сотворит
ничего, кроме воспрепятствования сделанному, потому что
(как сказали) не может самостоятельно заполучить духа,
которого Бог уделяет душе без её активности. И так напрямую
загасит духа, которым Бог субстантивирует сказанные
схватывания воображения, если душа стяжает в них сокровище
себе. Итак, она должна их оставить, держа себя пассивно и
отрицающе; ибо тогда Бог двинет душу к большему, которого
она не могла бы достичь сама. О чём свидетельствует пророк
говоря: Поставлю ногу на стражу мою, и утвержу шаг над
моими припасами и буду наблюдать то, что мне говорится
(Авв. 2, 1). Что есть, как если бы сказал: Возвышусь надо
всей стражей моих потенций и не дам шага вперёд в моих
действиях, и так смогу наблюдать, что мне говорится, то
есть понимать и ощущать то, что мне сообщается
сверхъестественно.
И то, чему радуется Супруг, подразумевая любовь,
которую питает к Супруге, и которая, как правило,
предполагает подобие одного любовника другому, в главном
их. И поэтому он говорит ей: чтобы положила его на
сердце своё, как манок (Песн. 8, 6) куда все
стрелы любви из колчана (которые суть действия и побуждения
любви) попадают в цель для чего всё, что есть в нём,
является манком; и так все начинают быть для него, и так
уподобляется душа ему посредством действий и побуждений
любви, вплоть до преображения в него. И говорит, чтобы
положила также его на плечо, как приманку,
поскольку в нём действует любовь, ибо в нем питается и
нежится Возлюбленный.
Постольку всё, о чём душе следует заботиться во
всех схватываниях, которые приходят ей свыше, как
воображаемых, так и всякого иного рода (не больше видений,
чем речений или чувствований, или откровений), это не
прилепляться к букве и кожуре, то есть всё, что означает
или представляет или даётся понять, только обращает к любви
Божией, которая внутренне причиняется душе. И в этом же
ключе следует обращать внимание на чувства: не на вкус или
сладость, или фигуру, но только на чувства любви, которые
ей причиняются.
И лишь для того это благое действие может иной раз
[совпадать] с теми образами и схватываниями, которые
вызывают любовь, чтобы вложить в дух побуждение любви.
Потому что хотя не производит затем такого эффекта, когда
вспоминается, как в первый раз, когда сообщилось, теперь,
когда вспоминается, то обновляет любовь и даёт возвышение
разума в Боге, главным образом через припоминание некоторых
фигур, образов или чувств сверхъестественных, которые
обычно запечатлеваются в душе способом долговременным, и не
оставляют душу никогда. А те, что так запечатлеваются в
душе, почти всякий раз, когда душа обращает на них
внимание, причиняют ей божественные действия любви,
сладости, света и т.д., один раз меньшие, другой
большие, так что через них они запечатлеваются. Итак Бог
сотворяет их по великой Своей Милости, потому что имеет в
Себе неисчерпаемый кладезь добра.
Сии фигуры, производящие такие действия, живо
укореняются в душе: не так, как другие образы и формы,
закрепляемые в фантазии. Итак, нет необходимости душе
обращаться за ними к своим потенциям, когда желает
припомнить [сии формы], ибо видно, что она имеет их в самой
себе, подобно тому, как видится образ в зеркале. Когда
случается какой-либо душе иметь в себе сказанные фигуры
формально, успешно сможет припоминать их действием любви, о
котором говорили, потому что не мешают союзу любви в вере,
так как она не желает напитаться обликом, но пользуется
любовью, тут же оставляя фигуру; и так [в пассивном
припоминании эта фигура] скорее ей поможет.
Трудно даётся знание того, когда эти образы
запечатлеваются в душе, а когда в Фантазии. Потому что те,
которые в фантазии, бывают много чаще. Так как некоторые
персоны обычно привносят в воображение и фантазию видения
воображаемые, и весьма часто они представляются одним и тем
же способом, либо потому что этот орган у них
слишком ухватлив, и стоит им только подумать, тут жe
представляется и рисуется им в фантазии какая-либо
заурядная фигура, либо потому что влагаются они в них
бесом; либо также потому что их влагает Бог, без того,
чтобы они запечатлевались в душе формально.
Могут, однако, быть распознаны по их действиям, ибо те,
что суть натуральны или от беса, хотя весьма
соответственны, не имеют никакого благого эффекта и не дают
душе духовного обновления, но она их лишь сухо наблюдает.
Хотя те, которые всё же суть благи, при воспоминании
производят некое благое действие, из тех, которые они
причинили душе в первый раз. Однако формы, которые
запечатлелись в душе, всегда, когда обращаются к ним,
производят в душе некоторое действие.
Имеющий таковые впечатления легко распознает те и
другие, так как для имеющего опыт разница между ними
совершенно ясна. Скажу только, что те, которые формально
запечатлеваются в душе на долгое время, случаются более
редко. Однако, будь то те или эти, добро есть душе но
хотеть ничего постигать, кроме Бога в надежде верою.
А тем, которые возражают, говоря, яко заносчивостью
представляется отбрасывание этих вещей, если они суть
добры, скажу, что скорее воздергная скромность использует
их наилучшим образом (как уже сказано) и руководится ими с
большей безопасностью.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.