О вредах, кои последуют душе
за полаганием радости в сём роде благ.
Как мне представляется, три главных вреда
могут воспоследовать душе за полаганием ею радости во
благах сверхъестественных, а именно: обманывать и быть
обманутой, повредиться в душе относительно веры,
отщеславиться или иначе осуетиться.
Что до первого, то весьма легко обмануть
других и обмануться самому, радуя себя таким образом о
трудах своих.
И для того есть разум, чтобы знать эти труды
которые суть ложные, а которые истинные, и как, и в какое
время должны исполняться, для чего нужны многая
осмотрительность и многий свет от Бога: и одно и другое
много препятствует опенке этих трудов и радости о них.
И это из-за двух вещей: первая та, что радость
притупляет и затемняет рассудок; вторая та, что с этой
радостью человек не только скупится слишком скоро поверить
ему, но ещё и сильно подталкивается к трудам безвременным.
И в данном случае, когда добродетели и труды, которые
исполняются, суть истинны, довольно этих двух дефектов,
чтобы многажды обмануться в них, или не понять их так, как
должно, или не получить от них прибытка и не
воспользоваться ими наиболее подходящим образом. Потому
что, хотя истина есть, что когда Бог подаёт сии дары и
милости, то дарует также и свет потребный, и побуждение, к
тому чтобы исполнить их как и когда должно; тем не менее,
из-за несовершенства и присвоения, которые могут быть
сопряжёнными с ними, возможно много ошибаться, не используя
их с тем совершенством, которого Бог хочет, и так и тогда,
как и когда Он хочет. Как, читаем, хотел, чтобы поступил
Валаам, когда он против воли Бога решился идти злословить
народ Израиля; за что Бог, разгневавшись, хотел убить его
(Числ. 22, 22-23). А св.Иаков и св.Иоанн хотели свести
огонь с неба на самаритян, яко не давали приюта нашему
Спасителю, за что Он упрекал их (Лк. 9, 54-55).
Откуда видно ясно, что решимость к свершению сего
им придала некая страсть несовершенства спрятанная в
оболочку радости и оценки своих деяний когда это
было не к месту. Ибо, если подобное несовершенство
отсутствует, то побуждаются и решаются на свершение
добродетелей только так и тогда, как и когда Бог подвигает
к этому, а до того это не нужно. Именно поэтому огорчил Бог
известных пророков через Иеремию, говоря: Не посылал Аз
пророков, и они прейдут; не вещал Аз в них и их
пророчествах (23, 21). И затем говорит: Обманывают
народ мой своими вымыслами и своими чудесами, тогда как Аз
не давал им поручения, ни посылал их (там же, 23, 22). И
также говорит там о них, яко видят видения своего
сердца, и что они [т.е. сердца их] говорят,
чего не происходило бы, если не имели бы отвратительного
присвоения дел своих.
Откуда, через эти авторитетные свидетельства
даётся уразуметь, что вред сей радости не только приводит к
несправедливому и извращённому использованию милостей,
подаваемых Богом (подобно творимому Валаамом и теми, о
которых здесь говорится, что творили чудеса, с помощью
которых обманывали народ), но доводит до того, что
используют их без того, чтобы расценивать их, как Богом
данные; подобно тем, кто прорицали свои бредни и оглашали
видения, которые сами слагали, и которые им бес
представлял. Ибо, поскольку бес привлекает их этими вещами,
даёт им в этом широкое поле и обильный материал, вмешиваясь
множеством способов, то с этим расправляют паруса и
набираются бесстыдной дерзости, не зная меры в этих чудных
делах.
И не только в них, но столь далеко заводит
радость об этих делах и алчность к ним, что делает, яко
ежели таковые [кудесники] уже раньше заключили оккультный
договор с бесом (потому что многие из них через этот
оккультный договор творят сии вещи), то теперь пришли к
дерзости заключения с ним договора явного и открытого,
захватывая в ученики бесу, по соглашению, и ближних своих.
Отсюда выходят волшебники, чаровники, маги, ворожеи и ведьмы.
И к такому злу приводит радость их об этих делах,
которая достигает не только желания покупать дары и милости
за деньги, (как хотел того Симон Маг) (Деян. 8, 18), чтобы
служить бесу, но ещё и к стремлению обладать вещами
священными, и даже такими, о которых невозможно говорить
без трепета, божественными, как будто уже видят себя
захватившими высокочтимое тело Нашего Господа, Иисуса
Христа, для использования в своих злодействах и мерзостях.
Расширь и яви здесь Бог своё великое милосердие!
И сколь же пагубны таковые для самих себя и
опасны для христианства, каждый может очень ясно уразуметь.
В связи с чем следует заметить, что все эти маги и ворожеи,
которые имелись между детьми Израиля через каковых
Саул погубил землю желанием подделать истинных пророков
Бога были отданы в толикие мерзости и блуды.
Должен, стало быть, тот, кто имеет милости и дары
сверхъестественные, отдалиться от алчности и радости
употребления их, освобождая себя в трудах своих; так как
Бог, который даёт ему их сверхъестественно ради пользы
Церкви своей или её членов, подвигнет его так же
сверхъестественно на употребление сих даров так и тогда,
как и когда должно ему практиковать их. И который
раз велит своим верным, чтобы не заботились ни о том, что
говорить, ни как говорить (Мт. 10, 19), потому что вера есть
дело сверхъестественное, захочет также (яко ведь
прибыль от сих трудов не малая), чтобы человек, которого
Бог имеет своим работником, ожидал бы подвижки своего
сердца, потому что в своей добродетели он должен
задействовать всю доблесть. Посему-то ученики в Деяниях
Апостольских (4, 29-30), несмотря на то, что были наделены
этими милостями и дарами, совершали моление Богу,
испрашивая, да прострёт руку свою на помощь им, и да подаст
знамения и здоровье им, чтобы вошла в сердца их вера Нашего
Господа Иисуса Христа.
Второй вред, к которому может повести
первый, есть повреждение в вере, и может осуществляться
двумя способами. Первый в том, что касается
других. Потому что начинают вершить чудеса или добрые дела
без времени и необходимости, что является искушением Бога,
которое есть великий грех; и желаемое может у них не
получиться и породить в сердце умаление авторитета веры и
снижение доверия к ней; потому что, хотя иной раз у них и
получается, оттого что Бог хочет этого из других причин и
видов, как совершил колдовство Саул (1Цар. 28, 12) (ежели
истина есть, что то был Самуил, кто показался там), но
получается не всегда; а когда получается, это не
освобождает их от блуда и вины за то, что используют
благодатные дары, когда это не нужно.
Во втором способе может точно так же получить
ущерб в том, что касается достоинства веры; потому что,
совершая многажды эти чудеса, далеко отходит от навыка
верить по существу, каковой навык тёмен; итак, где сходятся
вместе множество знамений и свидетельств, меньше там заслуг
в вере. Откуда, Св.Георгий говорит, что нет заслуги веры,
когда разум человеческий испытывает её.
Итак, Бог никогда не совершает этих чудес [безвременно],
но только когда они необходимы для уверования. Именно
потому, что ученикам Его не доставало заслуги веры в Его
воскресение до того, как Он показался им, творил Он многие
дела, так как видел, что они не веруют. Потому вначале
Марии Магдалине показал пустой гроб и затем сказали ей о
сём [ангелы] ибо вера от слышания, как говорит
св.Павел (Рим. 10, 17) и, услышавши это, поверила
первой в то, что видела. И хотя показался ей, был Он, как
обыкновенный человек, чтобы завершить наставление в вере,
которой ей не хватало, теплом своего присутствия. А
ученикам вначале послал, чтобы поговорили с женщинами, и
лишь затем увидели гроб. А тем, которые шли в Эмаус,
вначале воспламенил сердца верой, чтобы его увидели, но не
был бы ими узнан (Лк. 24, 15); и, наконец, после упрекал всех
за то, что не имели доверия к тем, кто возвещал о Его
воскресении, а св.Фому за то, что хотел опытно
удостовериться в Его язвах, когда говорил ему, яко блаженны
те, которые, не видевши Его, веровали (Ин. 20, 29).
Итак, не является свойством Бога творить чудеса,
который (как сказано) если и творит их, чаще не
может творить. И потому упрекает Он фарисеев, за то что не
давали веры, кроме как знамениям, говоря: Ежели не
увидят чудес и знамений, не поверят (Ин. 4, 48). Теряют,
стало быть, много в том, что до веры, те кто любят
радоваться о таких делах сверхъестественных.
Третий вред состоит в том, что
обыкновенно через радость сих дел впадают в тщеславие или
иную какую-нибудь тщету. Потому что уже самая радость о сих
чудесах, не переживаемая чисто, как мы сказали, в Боге и
ради Бога, есть тщета. За таковую попрекал Наш Господь
учеников своих, которые радовались тому, что бесов
отвязывают (Лк. 10, 20); каковая радость, если и не тщетна,
то порицается.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.