В коей начинается обсуждение
пятого рода благ, в которых может радоваться воля,
и которые суть сверхъестественны.
Говорит каковы они, и как различаются духовными,
и как должно направлять радость о них Богу.
Теперь следует обсудить пятый род благ, в которых
душа может радоваться, и которые суть
сверхъестественные. Под таковыми мы понимаем здесь
все дары и милости, подаваемые Богом, которые превосходят
способности и доблести естественные и которые зовутся
gratis datas [милостивыми дарами], каковы суть дары
мудрости и знания, которые дарованы были Соломону, и дары
благодатные, о которых говорит св.Павел (1Kop. 12, 9-10),
а именно: вера, благостыня здоровья, свершение чудес,
пророчества, знание и различение духов, возвещение слов и
дар языков.
Каковые блага, хотя поистине также суть духовны,
как и те, которые мы должны теперь обсудить, тем не менее,
поскольку между ними существуют большие различия, хочу это
различение провести. Потому что осуществление их имеет
непосредственное отношение к пользе человеков, и ради этих
польз и цели дарует их Бог, как говорит св.Павел, яко
никому не даётся дух, ежели не к пользе остальных (там
же, 9,7); под каковым даянием разумеются здесь названные
дары благодатные. Тогда как в случае духовных [благ], их
исполнение и употребление совершается исключительно от души
к Богу и от Бога к душе, в общении разума и воли, и т.д.,
как расскажем о том после.
Итак, есть различие в предмете, ибо в том, что до
духовных, имеем только Творца и душу, а в том, что до
сверхъестественных, имеем тварь. И также различаются в
субстанции, и как следствие, в действии, и также, с
необходимостью, в учении.
Однако, говоря теперь о дарах и милостях
сверхъестественных, как здесь их понимаем, скажу, что для
очищения от праздной радости в них, необходимо отметить
здесь две выгоды, принадлежащих этому роду благ, а именно:
преходящую и духовную.
Временная заключается в выздоровлении от недугов,
обретении зрения слепыми, воскрешении мёртвых, отвязывании
бесов, предсказании грядущего ради заботы о себе, и прочее
того же сорта.
Польза же духовная и вечная состоит в том, чтобы
познавать Бога и служить Ему через эти труды, ради тех, кто
трудится, или ради тех, кому и перед кем трудятся.
Что до первой пользы, которая преходяща,
то труды и чудеса сверхъестественные мало или совсем
недостойны радости души; потому что, исключая вторую
пользу, они мало или ничего не значат для человека, так как
сами по себе не являются средством единения души с Богом,
если только это не дела милосердия. И эти труды и дары
сверхъестественные могут совершаться, не будучи
благодатными и милосердными, либо как поистине
дарованные Богом милости, как то сотворено было пророку
Валааму и Соломону, либо как совершаемые ложно, как в
случае Симона Мага; либо посредством других тайн природы.
Каковые деяния и чудеса, если имеют быть к некоей пользе,
являются истинными, данными Богом. И к тому, исключая
вторую пользу, стоящее поучение даёт уже
св.Павел, говоря: Ежели говорит кто языками
человеческими я ангельскими и не имеет милосердия, делается
как металл колокольный, который звенит. И ежели
пророчествует и знает все таинства и все науки, и ежели
имеет всю веру, такую, что движет горы, и не имеет при этом
милосердия, есть ничто, и т.д. (там же 13, 1-2). Откуда
Христос [Господь Наш] сказал бы многим, которые, оценивая
свои деяния таким образом, выпрашивали за них славу и
говорили Ему: Господи, разве не пророчествовали
во имя Твоё и не совершали многие чудеса? И оказал им:
Отойдите от Меня, делатели злого (Мт. 7, 22-23).
Должен, стало быть, радоваться человек не тому,
что имеет такие дары и осуществляет их, но если извлекает
из них второй плод, духовный, как то: служение Богу в них с
истинным милосердием, в котором содержится плод жизни
вечной. За что и пенял наш Спаситель ученикам своим,
которые радовались тому, что отвязывают бесов, говоря:
Не тому радуйтесь, что бесы вам послушны, но тому, что
имена ваши записаны в книгу жизни (Лк. 10, 20); что в
доброй теологии всё равно, если сказать "Радуйтесь, если
ваши имена записаны в книгу жизни". Под чем разумеем, яко
не должен человек радоваться, кроме как ежели идёт таким
путём, что совершает труды свои в милосердии; ибо какова
польза, и какова цена пред Богом тому, что не есть Любовь
Бога? Человек несовершенен, если не крепок и не
осмотрителен в очищении радости о всех этих вещах, полагая
её единственно в том, чтобы исполнить волю Божию. И тогда
воля единится с Богом посредством этих благ
сверхъестественных.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.