О выгодах, которые получает душа
не полагающая радости своей во благах естественных.
Множество суть тех выгод, которые последуют душе,
отдаляющей своё сердце от подобной радости, ибо, кроме
того, что расположена к любви Божией и другим добродетелям,
непосредственно даёт место скромности относительно себя
самой и общему милосердию в отношении к ближнему. Поэтому,
не привязываясь ни к одному из благ естественных,
выставляющих себя на показ, кои суть обманчивы,
он [сиречь духовный] оставляет душу ясной и
свободной, для того чтобы любить их в целом, рационально и
духовно, как хочет того Бог от возлюбленных своих. Через
что уясняем себе, яко никто не заслуживает любви, если не
за доблесть, которой обладает. И когда посему жребию бывает
возлюблен, то больше согласно Богу и ещё со многою
свободою; а если с привязанностью, то главным образом с
привязанностью к Богу.
Ибо в таком случае, чем более возрастает сия любовь, тем
больше возрастает любовь Бога, и чем больше любовь Бога,
тем больше и любовь ближнего; потоку что у него тот же
самый мотив и та же самая причина [любить], что и у Бога,
[доблесть].
Из отрицания этого рода радостей получается ему
другая превосходная прибыль, и заключается она в том, что
он исполняет и хранит указание нашего Спасителя, который
говорит через св.Матфея, яко тот, кто хочет следовать
за Мной, да отвержися себя (16, 24); что никоим образом
не может сотворить душа. если полагает радость в своих
добротах естественных, ибо тот, кто творит из себя
нечто, ни себя отрицается, ни следует за Христом.
Есть ещё одна великая прибыль в отрицании этого
рода радостей, и состоит она в причинении душе великого
успокоения и удалении отклонений, и [она] даёт
сосредоточение в органах чувств, главным образом в очах.
Поэтому, не желающий радоваться в роде сём не хочет ни
смотреть на эти вещи, ни отдавать им остальных чувств,
чтобы не быть привлечённым или связанным ими; ни тратить
время или силу мысли на них; он поступает подобно
благоразумному змею, который затыкает свои уши, чтобы не
слышать колдовских заклинаний, которые творят в нём некое
впечатление (Пс. 57, 5). Поэтому охраняющий врата души,
каковыми служат органы чувств, много хранит себя и
увеличивает спокойствие и чистоту ея.
Имеется и еще выгода не меньшая, чем те, что уже
оприходованы в умервщлении сего рода радостей, и состоит
она в том, что предметы и дурные понятия не производят
впечатления и нечистоты, как в тех, кто всё ещё
удовольствуется чем-то в роде сём. И через то, отрицание и
умервщление таковой радости влечёт за собой духовную
очистку души и тела, то есть духа и чувств, и ведёт к
ангельской сообразности с Богом, сотворяя душу и тело
храмом, достойным Духа Свята. Что невозможно для того, кто
радуется в сердце своём добротам и прелестям естественным,
так как при этом не требуется ни попустительства, ни
памятования о вещах скверных, ибо самого веселья [о благах
естественных] достаточно для нечистоты души и чувства
вместе с понятиями им соответствующими, ибо как молвит
Премудрый, Дух Свят отделяет Себя от мыслей, кои суть
неразумны, т.е. не принадлежат высшему уму в Порядке
Божием (Прем. 1, 5).
Ещё одна общая польза вытекает для него [из
сказанного отрицания], и состоит она в том, что помимо
освобождения от зол и вредов, помянутых выше, исключаются
также суеты бесчисленные и множество других вредов, как
духовных, так и преходящих, и, главное, впадение в
непочтительность, каковая есть качество всех тех кто
одобряет, веселясь или кичась, сказанные особенности
природные, свои или чужие. Итак, все те суть одарённые и
почитаемые за рассудительных и мудрых каковы они
суть поистине кто не придаёт важности таковым вещам,
кроме тех, что по душе Богу.
Из сказанных выгод вытекает последняя, которая
состоит в возвышенном достоянии души, столь необходимом для
служения Богу, а именно в свободе духа, с которой легко
побеждают соблазны и успешно проходят труды, и добродетели
процветают.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.