В коей обсуждается,
каким образом тщета есть полагать радость воли
во благах естественных, и как следует через них
направлять себя к Богу.
Под благами естественными понимаем здесь
красоту, привлекательность, остроумие, телосложение и все
прочие дары телесные, а также в душе доброе разумение,
осмотрительность, со всеми прочими вещами, принадлежащими
уму; во всех таковых полагают человеки радость, через
желание похвалы, которую к этим вещам прилагают, и не
воздают раньше благодарности Богу, который дарует им
сказанные блага, для того чтобы через них быть познанным и
возлюбленным.
Радоваться же только им одним [не относясь к Богу] есть
тщета и заблуждение, как молвит о сём Соломон, говоря:
Обманчива прелесть и тщетна красота; боящаяся Бога, та
будет восхвалена (Притч. 31, 30). Чем научает нас, что
сих даров естественных должен человек скорее опасаться, так
как через них может он легко расточить любовь Божию и
впасть в суету, привлечённый ими, и быть обманутым. Потому
и говорит Давид, яко прелесть плотская обманчива,
потому что сбивает с пути человека и влечёт его к тому, что
ему не подходит, через тщетную радость и удовольствование
ею или через то, чем эта прелесть обладает; и что
красота тщетна, так как падает человек многими
способами, когда ценит её и радуется ей, ибо должен
радоваться только если служит она в нём Богу, или в других
через него. Но скорее должен бояться и остерегаться, чтобы
не стали, как-нибудь, его таланты и прелести естественные
причиной оскорбления Бога, и чтобы не оскорбили Бога его
пустая самонадеянность или странная склонность, полагающая
очи на них (т.е. на таланты и прелести).
Посему должен быть осторожным и жить осмотрительно тот,
кто так наделён, чтобы не стали дары его, из пустого
хвастовства, причиной чего-либо, что отдалило бы сердце его
от Бога. Ибо эти милости и дары естественные столь
провокативны и рискованны, как для того, кто ими
обладает, так и для того, кто любуется ими, что едва
ли кто избежит какого-либо кручёного аркана и привязи
своего сердца в них. Откуда видим, что многие лица
духовные, обладающие дарами телесными, исходя из этого
опасения, достигают Бога с помощью молитв, чтобы им
обезобразиться, дабы не послужить причиною и не дать повода
ни себе, ни другим для привязанности или радости тщетной.
Должен, стало быть, духовный очищать и затемнять
свою волю в части такого тщетного веселья, принимая во
внимание, что красота и все прочие природные данные суть
земля, и от неё пришли, в неё же воротятся; и что прелесть
и одарённость есть пар и воздух той земли, и что, дабы не
впасть в суету, следует именно так оценивать их, и в вещах
сих направлять сердце к Богу в радости и весельи о том, что
Бог в Себе есть наипревосходнейше все эти красоты и
прелести, бесконечно выше всякой твари; и что, как молвит
Давид, всё сие, подобно одеянию, обветшает и прейдёт, и
только Он пребывает неизменным всегда (Пс. 101, 27). И
посему, ежели [духовный] во всех тех вещах не направляет
свою радость к Богу, всегда будет обманут и введён во блуд;
потому что к таковой радости относятся слова Соломона,
которые он произнёс, судя о радости, относимой к твари,
говоря: Скажу веселью: почто впустую манишь? (Эккл.
2, 2). То есть когда сердце [человека] позволяет тварному
увлечь себя.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.