Указывает знаки,
которые должен заметить в себе человек духовный,
чтобы мог узнать, когда должен оставить размышление
и разумное понимание и прийти к состоянию созерцания.
Чтобы наука эта не осталась запутанной, предстоит
в сём разделе выяснить, в какое время и при каких
обстоятельствах должен человек духовный бросить работу
дискурсивного мышления, отправляемого через помянутые
представления, формы и образы. Ибо нельзя оставить её ни
рано, ни поздно, но лишь тогда, когда дух сего требует.
Нужно освободиться от них в подходящее время, чтобы на
пути к Богу они не препятствовали. Нельзя, однако,
оставлять помянутых представляющих размышлений прежде
времени, чтобы не отступить назад. Хотя для продвигающихся
схватывания этих способностей не являются ближайшим
средством приближения к цели, зато для начинающих служат в
качестве дистантного средства. Приводят они и приучают свой
дух с помощью чувств к тому, что духовно. Являются также
дорогой, ведущей через обнажение чувств от всяких форм и
представлений низких, преходящих и природных. В свете
сказанного, мы даем здесь верные знаки, которые должен
заметить в себе человек духовный, чтобы мог узнать, в сей
ли час должен он их оставить или нет.
Первым знаком является состояние, в
котором человек не может уже ни размышлять, ни пользоваться
воображением. Не находит уже в том удовлетворения, как то
бывало раньше, но скорее находит сухость в том, что
поначалу усиливало чувство и вызывало удовольствие. Если,
однако, находит вкус и способен рассудить умом, то не
должен бросать рассуждения, за исключением тех минут, когда
душа его обретает покой и утишение. О сём будем говорить,
как о третьем знаке.
Вторым знаком является состояние, в
котором нет никакого желания занимать воображение или
чувства посторонними частными вещами, будь то внешними или
внутренними. Не говорим, чтобы воображение не могло
обращаться к тому или сему (ибо даже в минуту большой
сосредоточенности привыкла она блуждать), но, что душа не
нравится себе в умственном занятии посторонними вещами.
Третий, наивернейший знак есть тот, что
душа нравится себе единственно в пребывании при Боге с
любовным вниманием, во внутреннем покое, утишении и
отдохновении, без подробных рассуждений и без актов и
упражнений сил души: памяти, ума и воли (по меньшей мере в
смысле дискурсивной чёткости, означающей логическое
прохождение от одного пункта до другого). Душа пребывает у
Бога исключительно о помощью внимания и общего любовного
познания, и без остановки над чем-либо отдельным.
Эти три знака должен наблюдать в себе человек
духовный одновременно, чтобы мог смело и безопасно оставить
стан размышлений и чувствований и войти в стан созерцания и
духа.
Одного же знака без другого недостаточно, потому
что может случиться, что действительно нельзя уже
пользоваться представлениями и размышлять о вещах Божиих,
как прежде, но из-за рассеяния и не достаточного
прилежания. Потому-то духовный человек должен зафиксировать
в себе и второй знак, то есть, что нет у него никакой охоты
к занятию ума прочими привычными вещами. Ибо если
невозможность занятия воображения и чувств вещами божьими
происходит от рассеянности и охлаждения, то тем сильнее
ощущает человек желание и склонность к занятию сил своей
души вещами посторонними, и ради них-то и пренебрегает
вещами божьими.
Недостаточно также заметить в себе знаки первый и
второй, если не видишь одновременно и третьего. Ибо ежели
нельзя размышлять о вещах божиих при одновременном
недостатке охоты к мышлению о вещах мирских, то это может
происходить от меланхолии или другого болезненного
расположения, имеющего свой источник в голове или сердце.
Такие состояния обычно вызывают в чувствах некоторый
беспорядок и онемение. Причиняют же то, что душа ни о чём
не мыслит и не ощущает даже желания думать о чём-либо, но
желает только пребывать в сём милом ей онемении. Для
противостояния сему необходим третий знак, то есть любовное
сознание и внимание души, пребывающей в покое, как мы об
этом уже сказали.
Вправду, поначалу трудно заметить в этой фазе
таковое любовное знание. Происходит сие по двум причинам:
во-первых, потому что поначалу это любовное знание имеет
обыкновение быть очень тонким и незаметным и действует
неощутимо; во-вторых оттого, что душа, приученная к
упражнению в размышлениях другого рода, не замечает и не
чувствует этой нечувственной новости, которая чисто
духовна. Тем более, что не понимает её, не может найти в
ней успокоения и старается о впечатлении более чувственном.
И хотя бы этот внутренний, полный любви покой разливался
сильнее, не отдаёт себе отчёта в нём и не радуется в нём.
По мере того, однако, как душа привыкает удовольствоваться
им, в ней будет возрастать путём каждый раз всё более
ощутимым вообще любовное познание Бога. Только тогда душа
найдёт в сём большее наслаждение, чем во всём другом. Так
как оно даёт ей покой отдохновение, наслаждение и
блаженство безо всякого утруждения.
Чтобы лучше объяснить эти проблемы, дадим причины
и основания тому в следующем разделе. Узнаем тогда, как
необходимы суть эти три знака на духовном пути.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.