Объясняющая,
что при вхождении в общее созерцательное познание,
продвигающиеся должны ещё не раз воспользоваться
естественным мышлением и деятельностью естественных чувств.
Относительно того, о чём мы говорили, может
появиться сомнение: обстоит ли дело так, что
продвигающийся, которого Бог начинает вводить в это
сверхъестественное созерцательное познание, о котором мы
говорили, через то самое, что начинает утешаться им, не
сможет уже никогда воспользоваться путём размышления,
рассуждения и форм естественных.
На это отвечу, что по меньшей мере сие не означает,
чтобы начинающие входить в обладание сим любовным и простым
постижением, вообще никогда не пытались размышлять, ни
стараться об этом, и это потому, что в начале
пользования сим познанием ни состояние созерцания не
является столь совершенным и устоявшимся, чтобы тут же по
желанию могли устанавливаться в душевных актах; и также
начинающие эти не так ещё далеки от размышления, чтобы
никогда не могли рассуждать и размышлять, как пред тем,
известными им способами и в известных формах, находя при
этом, наверное, новые вещи. Напротив, поначалу, когда на
основе вышеприведенных знаков станет видно, что душа не
исполнена ещё отдохновением и познанием должны обязательно
пользоваться размышлением, пока не дойдут до длящегося
обладания упомянутым познанием, достоверно совершенным.
Последнее же имеет место тогда, когда, приступая к
размышлению, тут же входят в эти познание и покой, без
возможности раз мышления и без желания к оному. Пока сие не
наступит, а происходит это обычно у тех, которые уже
продвинулись в духовной жизни, должны они
пользоваться то одним, то другим способом.
Бывает так, что душа войдёт в это любовное и
спокойное присутствие, не используя своих способностей,
т.е. в том, что до единичных актов, ничего не делая, только
получая; в иное же время, чтобы войти в состояние
созерцания, должна помочь себе размышлением спокойно и в
меру. В минуту вхождения в созерцание прекращается действие
её способностей. Тогда действительно, это великолепное
познание совершается в душе само, а она не делает ничего,
только пребывает в любовном внимании Богу, не желая ни
видеть, ни чувствовать. В этом состоянии Бог уделяется душе
в её пассивности, подобно тому, как свет уделяется тому,
кто не делает ничего, лишь очи его отверсты. Это
приятие света, вливающегося в душу путём сверхъестественным
является пассивным познанием. И, если говорим о душе, как о
бездеятельной, то не потому, что она якобы не познаёт, но
потому, что не познаёт собственным усилием. Ибо принимает
только то, что ей уделяется, как то происходит в озарениях,
явлениях или вдохновениях Божиих.
Чтобы получать сей свет Божий проще и изобильнее,
нужно лишь, чтобы душа не старалась водвориться в иной
ясности, вытекающей из других, более отчётливых светов или
форм, или понятий, или, наконец, из каких либо видов
рассуждений дискурсивных, потому что ничто из этого не
подобно тому безмятежному и чистому свету. Когда бы душа,
стало быть, захотела в стане сём познавать и взвешивать
отдельные вещи, хотя бы самые духовные, то помешала бы сему
тонкому, простому и общему свету духа, как бы заслоняя его
тучами. Это было бы подобно человеку, у которого пред очами
стала бы какая-либо вещь, и взгляд, уткнувшийся в неё,
становится лишённым и света и перспективы.
Отсюда следует ясно, что когда душа совершенно
очистится и опорожнится ото всех видимых форм и образов,
пребывает в сём свете, чистом и простом, преображаясь в нём
в стане совершенства. Этого света всегда хватает душе, но
часто по причине образов и завес сотворённого, которыми
укрыта, свет сей не может проникнуть к ней. Когда, однако,
душа через обнажения и нищету духа отбрасывает полностью
те препятствия и завесы, тут же ставши простой и ясной,
преображается в простую и чистую Мудрость, которая есть Сын
Божий. Ибо когда в душе возлюбленной не достаёт того, что
суть естественно, тут же вливается в неё то, что
божественно, путём как естественным, так и
сверхъестественным.
Человек духовный, когда не может уже размышлять,
должен научиться пребывать в любовном внимании к Богу, с
полностью упокоенным умом, хотя ему и мнится, что он
бездельничает. Ибо тогда в скором времени проникнет ему
душу божье отдохновение вместе с предивным и возвышенным
познанием Бога, покрытым божьей любовью. Пусть избегает
ненужных уже форм, представлений и размышлений, чтобы,
беспокоя душу, не вырывал её из довольства и покоя к тому,
что принимает с неохотой и отвращением. Если же кто боится
того, что ничего не делает, пусть заметит, что много
делает, успокаивая душу и удерживая её в отдохновении без
какого-либо делания и похотения. Ибо тогда исполнится то,
что Господь говорит через Давида: Vocate, et videte quoniam
ego sun Deus; "Увольтесь и узрите, яко Аз есмь Бог"
(Пс 45, 11); или: Увольте себя ото всех вещей (как
внутренних, так и внешних) и узрите, что Аз есмь Бог.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.