О том, как должно направлять к Богу радость
и силу воли посредством благочестия.
Известны, стало быть, те, которые настолько же
большее упование возлагают на эти дела и обряды, насколько
меньшее доверие имеют к Богу, и не добиваются у Бога того,
чего желают. Есть некоторые, кто молятся больше ради своей
претенциозности, нежели ради чести Божией; которые даже
если предполагают, что Бог поможет, если должен помочь, а
если нет, то нет, тем не менее, из-за отсебятины и тщетной
радости, которую в это дело привносят, умножают без меры
свои мольбы, тогда как им лучше бы измениться в вещах более
для них важных, таких как очищение по правде своей совести
и реальное понимание проблем своего спасения, отодвинув
подалее за спину все свои мольбы, которые не об этом. И,
таким образом, добиваясь того, что более важно, достигнут
также и всего другого, что не является для них благом
(несмотря на то, что не просят об этом) гораздо лучше и
скорее, чем если всю свою энергию положат на это.
Потому что таково обещание Господа, говорящего
через евангелиста: Ищите прежде и главным образом
Царствия Божия и правды Его, и всё остальное приложится
вам (Мт. 6, 33); ибо сие есть претензия и мольба,
которая больше Ему по вкусу. И чтобы достичь исполнения
просьб, которые имеем в сердце своём, нет лучшего средства,
чем полагать силу нашей молитвы в вещах, которые больше по
вкусу Богу; ибо тогда не только дарует то, что просим, то
есть спасение, но ещё и то, о чём Он знает, яко нуждаемся
в том, и что есть добро для нас, хотя об этом и не просим,
согласно тому, кто дал благо разумения Давиду во псалме,
говоря: Ограда Господь тем, кто призывает Его в
истине (114, 18), которые молят Его о вещах, кои суть
наивысокоистинны, как относящиеся к спасению; ибо об этих
молвит тут же: Волю тех, кто боится Тебя, исполняешь, и
просьбы их слышишь, и спасаешь; ибо защитою Бог желающим
благого (Пс. 144, 19). Итак, будучи ограждёнными, как
говорит здесь Давид, не остаётся другой вещи к
удовлетворению и предоставлению им, даже такой, какую им на
ум не приходило просить. Ибо так читаем, что поскольку
Соломону случилось просить у Бога о вещи, которая нравилась
Ему, каковой была мудрость, потребная, чтобы править
справедливо своим народом, ответствовал ему Бог молвя:
Поскольку ты благоволишь более к некоей мудрости, чем к
другой вещи, и не просишь победы с умервщлением врагов
твоих, ни богатства, ни долгой жизни, Аз
дарую тебе не только мудрость, о коей просишь, чтобы
править справедливо Моим народом, но ещё и то, о чём не
просил Меня, дарую тебе; то есть богатство, и материю, и
славу такие, каких ни до, ни после тебя не имел и не будет
иметь царь, тебе подобный (2Пар. 1, 11-12).
И так то сотворил, умиротворив врагов его, таким
образом, что выплачивали дань ему все в окружности, не
беспокоя его. То же самое читаем в Бытии, где Бог, обещая
Аврааму умножить потомство его законное подобно звездам
небесным, согласно просьбе его к Нему, сказал: Также
умножу потомство сына рабыни, ибо он твой сын (21, 13).
Таким образом, стало быть, следует направлять к
Богу силу воли и радость её в молениях, не заботясь о том,
чтобы опереться на изобретение обрядов, которые не
используются и не одобряются католической Церковью, оставив
моду и манеру подсказывать мессу священнику, ибо Церковь
там на своём месте, где он держит тот порядок мессы,
каковой должен быть; и не хотеть бы им использовать новые
приклады, как будто они знают больше, чем Св.Дух и Его
Церковь. Чтобы верили, яко ежели по простоте такой не
слышит их Бог, то и не услышит, хотя бы много инноваций
сотворили.
Ибо таков есть Бог, что ежели испрашивают у Него благого
и на Его условиях, то будет им, чего хотят; но ежели идут
за своим интересом, не должны говорить к Нему.
И в остальных обрядах, относящихся к Богослужению
и прочим проявлениям благочестия, не хотели бы прислонять
волю к другим церемониям и способам молитвы, чем те,
которым обучает нас Христос (Лк. 11, 1-2); яко ясно ведь, что
когда ученики вопросили Его, да научит их молиться, даровал
им всё, что нужно для того, чтобы услышал нас Отец Вечный
ибо кто, как не Он, знает Его характер, и
единственное, чему научил Он их, были семь прошений в
Отче Наш, в которые включены все наши нужды духовные
и преходящие, и не оставил им никаких иных множественных
способов говорения и обхождения. Напротив, Он, скорее,
сказал им в другой части, чтобы когда молятся, не старались
много говорить, так как хорошо знает наш Отец Небесный, в
чём нуждаемся (Мт. 6, 7-8). Единственно наказал со многою
настойчивостью, чтобы упорствовали в молитве, а именно в
Отче Наш, говоря в другой части, что нужно всегда
молиться и никогда не прекращать (Лк. 18, 1); но
не учит нас [этим] многоразличию просьб, а только
чтобы они повторялись многократно со рвением и заботою;
потому что, как говорю, в них заключено всё, что есть воля
Божия, и всё, в чём мы нуждаемся. Оттого, когда Его
Величество трижды прибег к Отцу Вечному, все три раза молил
одними и теми же словами Отче Наш, как говорят
евангелисты, молвя: Отче, если невозможно тому быти,
чтобы не испить сей чаши, да свершится воля Твоя
(Мт. 26, 39).
А что до обрядов, которыми учит Он нас сопровождать
молитву, то это одно из двух: или спрятаться у себя в
задней половине, где, без шума и не обращая внимания ни на
что, можем творить её с большей полнотой и чистотой сердца,
согласно сказанному Им: Егда молишися, взойди к себе в
задняя и, затворивши двери, молись (Там же, 6, 7),
или, ежели нет, то в уединённой пустыне, как
Он сие творил, и в лучшее и более спокойное ночное время.
Итак, нет того, чтобы означать особое время, ни дни особые,
ни выделять одни перед другими для проявлений нашего
благочестия; ни того, чтобы использовать другие способы, ни
того, чтобы играть словами или молитвами помимо тех, что
использует Церковь, и как использует; потому что все они
сводятся к тому, что мы износим в Отче Наш.
И не осуждаю за то, но, скорее, поощряю,
что есть некие дни, в которые иные лица предполагают
совершать дела благочестия [как некоторые, в девятины]
такие, как посты и тому подобное, но упираю на то, чтобы
ввели в свои пределы способы и обряды, с которыми сие
творят. Как сотворила Юдифь тем, что в Бетулии, которых
упрекнула, яко полагают пределы Богу во временах и сроках,
в кои надеются на Божие милосердие, говоря им: Вы
полагаете Богу срок для милосердия Его? He к тому это,
говорит, чтобы подвигнуть Бога к милосердию, но к
тому, чтобы пробудить Его гнев (8, 11-12).
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.