В коей обсуждается второй род благ различимых,
в которых может тщетно радоваться воля.
Второй вид различимых и обладающих вкусом благ, в
которых может радоваться воля, составляют те, которые
провоцируют или заставляют служить Богу, и которые зовём
провокативными. Таковые суть проповедники, о которых можем
говорить с двух сторон, а именно: в том, что касается самих
проповедников, и в том, что до слушателей; потому что как в
отношении одних, так и других, не ошибёмся, если покажем,
как должно вести к Богу радость воли тех и других,
соответственно данной практике.
Относительно первых, проповедник,
чтобы принести пользу народу и не затруднить себя самого
тщетной радостью и самомнением, должен заметить себе, какое
исполнение является более духовным, чем вокальным; потому
что, хотя пользуется словами сущими, их сила и воздействие
лежат не в них, но во внутреннем духе. Откуда, более
высокое учение, которое проповедуется, и более утончённая
риторика и возвышенный стиль, в который она одета, не
пользуют больше, чем дух. Ибо. хотя истина есть, что Слово
Божие действенно само по себе, согласно Давиду, который
говорит, яко Он подаёт глас, глас истины (Пс. 67, 34),
однако, также огнь имеет доблесть жечь, а не жжёт, когда
субъект не расположен к тому.
И для того, чтобы учение возымело свою силу,
необходимы два расположения: одно у того, кто проповедует,
а другое у того, кто слушает; так как обычно бывает польза,
когда имеется расположение со стороны того, кто учится.
Отчего и говорится, что каков учитель, таков бывает и
ученик. Потому что, когда в Деяниях Апостольских некие семь
сынов кого-то из священноначалия иудейского научились
заклинать бесов той же самой формулой, что и св.Павел,
рассердился на них бес, говоря: Иисуса исповедую и Павла
знаю; а вы чьи будете? (19, 15). и набросился на них,
обнажил и язвы наложил. Этого не случилось бы, если бы они
имели потребное расположение, и если бы не было так, что
Христос не хотел, чтобы совершали сие
Его Именем. Потому что однажды нашли апостолы одного,
кто не будучи учеником, изгонял беса именем Христовым
[Господа Нашего], и воспрепятствовали ему, а Господь
упрекнул их [говоря]: Не препятствуйте сему, ибо никто
не возможет речи злое о Мне вскорости, и ежели во Имя Мое
вершит какую-либо доблесть (Мт. 9, 38). Однако
удерживает гнев на тех, кто обучая закону Божию, не блюдут
его, и, проповедуя Духа Свята, не имут его. Яко рече об
этом через св.Павла: Учиши других, а себя самого не
учишь. Проповедуя, что нельзя красть, крадёшь (Рим.
2, 21). И через Давида рече Святодух: Грешнику сказал
Бог: Почто проповедуешь, не будучи справедливым, и держишь
закон Мой в устах твоих, а дисциплину ненавидишь, и слова
Мои бросаешь за спину? (Пс. 49, 16, 17). Чем даёт понять,
что также не дарует духа, чтобы получали выгоду.
Вообще видим, что насколько можем здесь
судить чем лучшую жизнь ведёт проповедник, тем
больший плод получает, вопреки вульгарности своего стиля и
худости своей риторики и своего общего учения; потому что
дух живой придаёт ему окраску; а другой, напротив, обретёт
очень мало пользы, несмотря на свой весьма высокий стиль и
учение. Потому что, хотя истина есть, что хороший стиль и
манеры, и возвышенное учение, и добрый язык, подвизают и
производят большее действие, сопутствуя доброму духу;
однако, без последнего, даже если даёт проповедь сладость и
вкус чувству и разуму, очень мало или ничего не придаёт эта
игра воле. Потому что обычно остаётся она столь же слабой и
ленивой, как и раньше, для того чтобы трудиться, хотя
говорились чудные вещи, чудесно рассказанные, яко служат
они только для ублажения слуха, как концертная музыка или
колокольный звон; но дух, как сказал, не вышел из двери
своей более, чем до того, не имея гласа истинного, который
восставил бы мёртвого из гроба его.
Мало значения в том, чтобы слышать [звучит ли
одна музыка лучше другой], если не подвизает меня [эта
музыка] больше, чем другая, на свершение труда. Потому что,
хотя говорится о чудесах, тут же забывается, так как не
привносят огня воле. Ибо, сверх самого себя, не приносит
многого плода то, что захватывает чувство во вкусе этого
учения, но препятствует прохождению к духу, оставаясь
только в оценке способа и привходящих обстоятельств
слышания, восхваляя проповедника за то и за это, и, скорее,
поэтому следуя за ним, чем ради исправления, которое отсюда
извлекают.
Эту науку даёт хорошо уразуметь св.Павел в Поедании к
коринфянам (1Kop. 2, 1-4), говоря: Аз, братия, когда
прихожу к вам, не прихожу проповедовать Христа с высоким
учением и мудростью, и мои слова и моя проповедь не
являются красноречивой премудростью людской, но
явлением духа и истины.
Однако же, намерение Апостола и моё здесь заключается не
в том, чтобы осуждать хороший стиль и красноречие, и
удачные обороты, ибо они весьма кстати проповеднику и
уместны в его занятии; тем более, что хороший стиль даже
вещи павшие и испорченные подымает и восставляет, тогда как
дурной оборот и добрые портит и погубляет.
Конец Книги Третьей
Примечание:Четвёртой книги сего труда
св.Иоанн не написал, а ежели и написал, то она пропала. Вместо неё
"Дорогу на Гору Кармель" заключает другое произведение св.Иоанна под
названием "Темная Ночь", в котором говорится о пассивном очищении
души.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.