Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69
Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69
Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63
Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64
Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66
Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67
Иоанн Креста. ДОРОГА НА ГОРУ КАРМЕЛЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 16 В коей начинается обсуждение тёмной
В коей начинается обсуждение "тёмной ночи" воли.
Предлагается подразделение аффектов воли.
Мы ничего бы не сделали для очищения разума и
укоренения его в истине веры, а памяти в истине
надежды, если бы не очистили также и воли в том, что
касается третьей доблести, каковая есть милосердие,
благодаря которой труды, предпринятые в вере, суть живы и
имеют великую цену, а без неё не стоят ничего; ибо, как
говорит св.Иаков, без трудов милосердия вера мертва
есть (2, 20).
И чтобы обсуждать теперь Ночь и обнажение активное этой
потенции, для наставления и оформления её в этой
божественной доблести милосердия, не найдём авторитетного
свидетельства более подходящего, нежели представленное во
Второзаконии, главе 6 (или 5), где говорит Моисей:
Возлюби Господа бога твоего всем сердцем твоим и всею
душою твоею, и всею крепостью твоею. В каковом слове
содержится всё, что человек духовный должен делать, и то,
что я здесь имею ему сообщить, для того чтобы по-настоящему
прийти к Богу через единение воли посредством милосердия.
Ибо сим приказывается человеку, чтобы все его потенции и
аппетиты, и действия, и аффектации души исполнялись в Боге,
таким образом что все способности и силы души служили бы не
иначе, как подобно высказанному о сём Давидом, который
говорит: Fortitudinem meam ad te custodiam; Силу мою у
Тебя сокрываю (Пс. 58, 10).
Крепость души заключена в её потенциях, страстях
и похотениях, каковые все управляются волею. Так как, когда
эти потенций, страсти и вожделения воля исправляет в Боге и
отклоняет их ото всего, что не есть Бог, то тем же
сохраняет крепость души для Бога, и так приводит к любви к
Богу всю свою силу.
И для того чтобы душа способна была на это, трактуем
здесь очищение воли ото всех её беспорядочных аффектаций,
от каковых рождаются похотения, аффекты и действия
неупорядоченные; оттуда же исходит и не сохранение всей её
силы для Бога. Таковых аффектаций и страстей имеем
четыре, как то: радость, надежда,
печаль и страх. Каковые страсти, будучи
подвергнуты разумному упорядочению в порядке Божием, так
что душа ни радуется иначе, как в чистом почитании и
прославлении Бога, ни полагает надежды в иной вещи,
ни печалится безвременно, ни боится ничего,
кроме Бога, ясно, что сохраняют и исправляют
крепость души и способности её для Бога. Потому что, чем
больше душа радуется вещам отличным от Бога, тем меньше
исполняется она радостью в Боге; и чем более надеется на
иную вещь, тем менее надеется на Бога; и так же в остальном.
И чтобы лучше наставить в сей науке, будем
обсуждать (согласно нашему обыкновению) каждую из этих
четырёх страстей и хотений воли по отдельности. Ибо всё
дело вхождения в союз с Богом состоит в очищении воли от ее
аффектов и похотений, через что воля человеческая и низкая
стала бы волей божественной, творящей те же вещи, что и
воля Божия.
Эти четыре страсти настолько сильнее царствуют в
душе и одолевают её, насколько слабее воля укреплена в
Боге, и чем более наклонна к творениям. Ибо тогда с большой
лёгкостью радуется вещам, которые недостойны радости, и
надеется на то, что не принесёт ей пользы, и печалится о
том, чему, по случаю, должна бы радоваться, и боится того,
чего не следует бояться.
Эти аффекты рождают в душе все пороки и
несовершенства, которые возникают, когда они [сиречь,
аффекты] разнузданны, и также все добродетели, когда они
упорядочены и сдержаны.
И известно, что если каким-либо способом одна из сих
страстей упорядочивается и становится подлежащей рассудку,
тем же способом подчиняются и все остальные, ибо так
соединены и так родственны между собой эти четыре страсти
души, что куда реально движется одна, туда же виртуально
движутся и другие; и если одна из них реально
сосредотачивается, другие три виртуально также
сосредотачиваются в той же мере. Поэтому, если воля
радуется какой-то вещи, то в той же мере надеется на неё, и
виртуально сюда же подключаются печаль и страх касательно
сей вещи; в той мере, в какой она теряет вкус к вещи, так
же теряет страх и печаль о ней, и оставляет надежду на неё.
Посему воля с этими четырьмя страстями означается той
фигурой; которую видел Иезекииль (1, 8-9) в виде четырёх
животных, соединённых в едином теле, которые имели четыре
лица, и крылья одного цеплялись за крылья другого, и каждое
из них ходило пред своим обличьем, и когда шло вперёд, не
оборачивалось назад. Итак. таким образом оставались
сцепленными перья каждого из этих аффектов с перьями
каждого другого, так что если который из них где бы то ни
было подымал своё лицо, то есть начинал действовать,
необходимо другие должны были виртуально следовать за ним;
и когда одно крыло опускалось (как там говорится), должны
были опускаться все, а когда поднималось, поднимались и
остальные. Там, где твоя надежда, идут туда и твоя радость,
и твой страх, и печаль; и если ворочается, они ворочаются,
и так же остальные.
Там, где должно помнить [О духовный!], что где бы
не пребывала одна страсть из этих, идёт туда также вся
душа, и воля, и остальные потенции; и заживут все
пленниками в той страсти, и остальные три страсти в них
пребывают живыми, чтобы удручить душу вместе со своими
пленниками и не оставить ей воспарения к свободе и
отдохновению сладкого созерцания и союза. Как об этом
говорит тебе Боэций, что если хочешь в ясном свете
познать истину, отбрось от себя радость и надежду, и страх,
и печаль. Потому что, насколько сии страсти царят, не
дозволяют пребывать душе с покоем и миром, которые потребны
для мудрости, которую естественно и сверхъестественно
способна воспринять.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.