|
Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)исследованиях. Они выявляют, как правило, противоре- чивые требования, предъявляемые к носителям одной ро- ли разными социальными группами. Классическим в дан- ной области считается исследование М. Комаровской, которое было проведено среди студенток одного из аме- риканских колледжей. Результаты исследования показа- ли противоречивость ожиданий-требований, предъявляе- мых к студенткам колледжа со стороны родителей и со стороны студентов колледжа. Если родители ожидали от студенток высоких показателей в учебе, то студенты мужского пола неодобрительно относились к хорошей учебе студенток, так как в этом случае они рассматри- вали их как своих конкурентов. Для них роль студентки связывалась с ожиданиями весьма средних успехов
в учебе [134].
Т. Ньюком, говоря о многочисленности ролей, кото- рые приходится выполнять одному лицу, отмечает: <По- разительно, как большинству из нас удается выполнять столь много различных ролей при минимуме конфлик- тов> [158, 449]. Он объясняет это прежде всего тем, что несовместимые роли, заключающие возможность воз- никновения ролевого конфликта, <не пересекаются>, то есть выполняются в разное время и в разных условиях. Однако, вопреки утверждениям Ньюкома, как свиде- тельствует повседневная практика и многочисленные ис- следования, ролевые конфликты являются весьма част- ным явлением. Это объясняется сложностью обществен- 203
.ных отношений, возрастающей дифференциащ обшет .альной структуры и дальнейшим разделением большие венного труда. Ролевые конфликты, по мнению орушест ства исследователей, отрицательно влияют на психологи вление взаимодействия, поэтому социальные ,-, "<-,,"
я. Д.ИИ- uUUv
пытаются выработать какие-то общие концещ- новывающие пути устранения ролевых ко.Ф71 . Одна из таких концепций, <теория ролевой нат" _ ста> Гуда, уже рассматривалась выше. Сходна- " д можно обнаружить и ,в работе Н. Гросса, У. Ь А. Макичерна [НО]. Они выделяют три rpyrai ."р! .ров, имеющих отношение к проблеме устране .вых конфликтов. Первая группа факторов с язаа с субъективным отношением к роли ее HQI (то есть насколько значимы ролевые требован} "прлттт сителя данной роли, насколько он считает их с г. д выми). Вторая группа факторов включает сан, - ложительные и отрицательные), которые мо ""ь применены за исполнение или неисполнен - К третьей группе факторов вышеуказанные авт р " сят тип ориентации исполнителя роли, среди ко. выделяют две: ориентацию на моральные ц прагматическую ориентацию. Исходя из тт/какой факторов, полагают авторы, можно предсказ< способ решения ролевого конфликта предпочт т т и иной исполнитель роли. В конечном итоге лре011 ваются две альтернативы: индивид, ориентР на моральные ценности, при решении роле _ фликта будет исходить из своего морального <,"г1пятшмр к требованиям роли; прагматически ориент! лица будут руководствоваться теми ожидаем] . циями, которые могут последовать в резул. """"р или иного исполнения ими данной роли. Как дд _ другие ролевые концепции, рассуждения Грс здравого сона и Макичерна опираются на соображение г
смысла- " теорий за- Особое место среди представителей ролевых г
нимает Э. Гоффман. Он является весьма """"нпй автором, выдвинувшим особую концепцию <с1 поово- драматургии>. Суть ее заключается в том, что -srwa. дит почти полную аналогию между Рвлением ными ситуациями и театральным "РВДества как Гоффман рассматривает реальных членов o6ir _ дпр.,. актеров и, пользуясь театральной терминолог]
204
подробно исследует <технологию> ролевого поведения, обращая особенно большое внимание на символические формы ролевого поведения. Подобно Г. Блумеру и дру- гим представителям Чикагской школы, Гоффман совер- шенно не обеспокоен проблемой выбора адекватных ме- тодов исследования и неопределенностью используемых им терминов, расплывчатостью определений и употреб- ляемых понятий. Для подтверждения своих положений он в основном использует метод наблюдения. Кроме то- го, он широко пользуется примерами, взятыми из худо- жественной литературы, из мемуаров, автобиографий, газет и журналов и даже из личных бесед.
Наиболее полно идеи Э. Гоффмана изложены им в монографии <Человек в повседневном поведении> [107]. Абстрагируясь от целостных личностных характеристик индивида, Гоффман рассматривает его лишь как носи- теля самых различных ролей, заданных извне, не свя- занных ни между собой, ни с особенностями личности, ни с содержанием осуществляемой им деятельности, ни с объективными социально-историческими условиями. При этом Э. Гоффман исходит из того, что человек в про- цессе социального взаимодействия способен не только смотреть на себя глазами партнера, но и корректиро- вать собственное поведение в соответствии с ожидания- ми другого с тем, чтобы создать о себе наиболее бла- гоприятное впечатление и добиться наибольшей выгоды от этого взаимодействия.
Сводя весь смысл ролевого поведения, по существу, лишь к созданию определенного впечатления о себе у партнера по взаимодействию или у <аудитории>, Э. Гоффман самым тщательным образом анализирует те факторы ролевого поведения, которые служат этим целям. Он исходит из того, что для эффективного взаи- модействия партнеры должны иметь информацию друг о друге. Средствами такой информации служит их внешность, предыдущий опыт взаимодействия с подоб- ными индивидами и то окружение, в котором находится индивид. Однако наиболее значимая информация содер- жится в словах и делах партнеров по взаимодействию. Гоффман считает их наиболее важными не только из-за их значимости, но и потому, что индивид в значительной степени может держать эту информацию под своим контролем. Управляя своими словами и поступками, он может в определенных рамках создавать нужное ему
205
представление 6 себе, <имэдж> в .глазах партнеров по взаимодействию.
При описании ролевого поведения Э. Гоффман поль- зуется в основном понятиями, взятыми из театрального обихода. В отличие от других представителей ролевых теорий Э. Гоффман предпочитает говорить не о ролевых ожиданиях и требованиях, а о ролевой <партии>. Он вводит понятие <фасада> (front) исполнения роли, под которым он понимает стандартные выразительные сред- ства, которые намеренно или непроизвольно исполь- зуются индивидом во время исполнения роли [107, 22]. Элементами фасада являются: окружение, внешность ин- дивида и манера поведения. На многочисленных приме- рах Э. Гоффман пытается доказать, что партнеры по взаимодействию ожидают друг от друга согласованно- сти между окружением, внешностью и манерой поведе- ния индивида. Весьма существенным Э. Гоффман счи- тает место ролевого взаимодействия индивидов, выде- ляя <авансцену>, где непосредственно происходит это взаимодействие, и <кулисы>, где происходит деятель- ность, имеющая отношение к исполнению роли, но не- доступная для глаз аудитории. Такая характеристика места ролевого поведения необходима Э. Гоффману для того, чтобы подчеркнуть более строгое следование тре- бованиям роли на авансцене (например, в поведении врача, когда он общается со своим пациентом) и необя- зательное их соблюдение <за кулисами> (например, поведение врача вне поля зрения пациента). Весь этот понятийный аппарат используется Э. Гоффманом для описания различных тонкостей <технологии> ролевого поведения индивида при исполнении им самых различ- ных ролей - от социальных до межличностных - в его повседневной жизни. При этом весь процесс социального взаимодействия трактуется им как процесс приспособле- ния личности к ситуации и самомаскировки, а индивид выступает как носитель многочисленных разрозненных, чуждых его личности ролей либо в качестве марионетки, либо циничного обманщика. Э. Гоффман считает, что исследователь не должен доверять внешним формам ролевого поведения. <Перед исследователем человече- ского театра, - пишет он, - встают следующие вопро- сы: если мотивация действия внешне социально прием- лема, следует ли искать другой, более глубоко лежащий мотив? Если индивид подтверждает свой мотив соот-
206
ветствующими эмоциональными проявлениями, должны ли мы ему верить? Если индивид кажется действующим под влиянием аффекта, не скрывает ли он таким обра- зом свои истинные намерения?> [108, 85]. Ставя эти вопросы, Э. Гоффман не пытается дать ответ, каким образом исследователь должен их решать. Все его вни- мание обращено на описание определенных приемов и условий успешного выполнения роли. Причем под успеш- ным выполнением роли понимается получение личной выгоды для ее исполнителя независимо от объективных результатов его деятельности для данного общества или для данной группы. Поэтому оценка <правильности> ролевого поведения, по мнению Гоффмана, базируется не на выполнении функциональных требований роли и даже не на сознательности ее исполнения, а главное для исполнителя роли заключается в том, чтобы создать у других, у <аудитории> впечатление, что он правиль- но выполняет данную роль.
Достаточно очевидно, что содержание концепции Э. Гоффмана является в определенной степени отраже- нием общественных отношений в капиталистическом обществе, в частности, того факта, что социальные роли чужды по своему содержанию человеку и ему приходит- ся приспосабливаться к ним, прибегая к самомаскиров- ке и обману. Однако абсолютизация этих моментов и превращение их в универсальный принцип человече- ского поведения настолько неправомерны, что за это Гоффман подвергается критике и со стороны своих коллег [66; 99 и др.]. Его также справедливо критикуют за слишком прямолинейную аналогию между социаль- ной действительностью и театральным действием, за нестрогость применяемых методов исследования. Опре- деленный интерес в концепциях Гоффмана представ- ляют его попытки как бы раскрыть механизм ролевого поведения, выявить и проанализировать ряд факторов и условий, которые характеризуют ролевое поведение, а также процесс восприятия роли другого и управления собственным поведением. Однако эти моменты никак не могут компенсировать недостатки общеметодологи- ческого плана, в том числе явно идеалистическое пони- мание социальной действительности, когда единствен- ной реальностью выступает символическое взаимодей- ствие, оторванное от содержательной деятельности лю- дей. -
207
представление 6 себе, <имэдж> в глазах партнеров по взаимодействию.
При описании ролевого поведения Э. Гоффман поль- зуется в основном понятиями, взятыми из театрального обихода. В отличие от других представителей ролевых теорий Э. Гоффман предпочитает говорить не о ролевых ожиданиях и требованиях, а о ролевой <партии>. Он вводит понятие <фасада> (front) исполнения роли, под которым он понимает стандартные выразительные сред- ства, которые намеренно или непроизвольно исполь- зуются индивидом во время исполнения роли [107, 22]. Элементами фасада являются: окружение, внешность ин- дивида и манера поведения. На многочисленных приме- рах Э. Гоффман пытается доказать, что партнеры по взаимодействию ожидают друг от друга согласованно- сти между окружением, внешностью и манерой поведе- ния индивида. Весьма существенным Э. Гоффман счи- тает место ролевого взаимодействия индивидов, выде- ляя <авансцену>, где непосредственно происходит это взаимодействие, и <кулисы>, где происходит деятель- ность, имеющая отношение к исполнению роли, но не- доступная для глаз аудитории. Такая характеристика места ролевого поведения необходима Э. Гоффману для того, чтобы подчеркнуть более строгое следование тре- бованиям роли на авансцене (например, в поведении врача, когда он общается со своим пациентом) и необя- зательное их соблюдение <за кулисами> (например, поведение врача вне поля зрения пациента). Весь этот понятийный аппарат используется Э. Гоффманом для описания различных тонкостей <технологии> ролевого поведения индивида при исполнении им самых различ- ных ролей - от социальных до межличностных - в его повседневной жизни. При этом весь процесс социального взаимодействия трактуется им как процесс приспособле- ния личности к ситуации и самомаскировки, а индивид выступает как носитель многочисленных разрозненных, чуждых его личности ролей либо в качестве марионетки, либо циничного обманщика. Э. Гоффман считает, что исследователь не должен доверять внешним формам ролевого поведения. <Перед исследователем человече- ского театра, - пишет он, - встают следующие вопро- сы: если мотивация действия внешне социально прием- лема, следует ли искать другой, более глубоко лежащий мотив? Если индивид подтверждает свой мотив соот-
206 . Ц
ветствующими эмоциональными проявлениями, должны ли мы ему верить? Если индивид кажется действующим под влиянием аффекта, не скрывает ли он таким обра- зом свои истинные намерения?> [108, 85]. Ставя эти вопросы, Э. Гоффман не пытается дать ответ, каким образом исследователь должен их решать. Все его вни- мание обращено на описание определенных приемов и условий успешного выполнения роли. Причем под успеш- ным выполнением роли понимается получение личной выгоды для ее исполнителя независимо от объективных результатов его деятельности для данного общества или для данной группы. Поэтому оценка <правильности> ролевого поведения, по мнению Гоффмана, базируется не на выполнении функциональных требований роли и даже не на сознательности ее исполнения, а главное для исполнителя роли заключается в том, чтобы создать у других, у <аудитории> впечатление, что он правиль- но выполняет данную роль.
Достаточно очевидно, что содержание концепции Э. Гоффмана является в определенной степени отраже- нием общественных отношений в капиталистическом обществе, в частности, того факта, что социальные роли чужды по своему содержанию человеку и ему приходит- ся приспосабливаться к ним, прибегая к самомаскиров- ке и обману. Однако абсолютизация этих моментов и превращение их в универсальный принцип человече- ского поведения настолько неправомерны, что за это Гоффман подвергается критике и со стороны своих коллег [66; 99 и др.]. Его также справедливо критикуют за слишком прямолинейную аналогию между социаль- ной действительностью и театральным действием, за нестрогость применяемых методов исследования. Опре- деленный интерес в концепциях Гоффмана представ- ляют его попытки как бы раскрыть механизм ролевого поведения, выявить и проанализировать ряд факторов и условий, которые характеризуют ролевое поведение, а также процесс восприятия роли другого и управления собственным поведением. Однако эти моменты никак не могут компенсировать недостатки общеметодологи- ческого плана, в том числе явно идеалистическое пони- мание социальной действительности, когда единствен- ной реальностью выступает символическое взаимодей- ствие, оторванное от содержательной деятельности лю- дей. -
207
Подводя итог анализу ролевых теорий в рамках ин теракционистской ориентации, необходимо подчеркнуть, что эти теории заслуживают внимания, во-первых, по- тому, что в них предпринимается попытка дать социаль- но-психологический анализ такого важного для понима- ния социального поведения людей феномена, как со- циальная роль. Интересен большой эмпирический ма- териал, собранный на основе лабораторных и полевых исследований ролевого поведения, а также попытки классификации ролей и ролевых конфликтов, выявления социально-психологических факторов и механизмов ро- левого поведения. Однако значимость данных моментов в ролевых теориях значительно снижается из-за их ме- тодологических недостатков, характерных для всей ин- теракционистской ориентации, прежде всего из-за све- дения всех социальных явлений к социально-психологи- ческим и игнорирования содержательной деятельности личности в ролевом поведении и объективных социаль- но-исторических условий, детерминирующих в конечном итоге те требования, которые предъявляются к ролево- му поведению людей.
ТЕОРИИ РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППЫ
Теории референтной группы весьма тесно связаны Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|