|
Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)тически к реагированию на существующую символиче- скую структуру в плане конформного поведения. Таким образом, подход Р. Мертона акцентировал в основном влияние референтной группы лишь на выбор консЬорм- ного поведения. Подлинная обусловленность выборов референтной группы социальной структурой общества, характером социальных отношений вновь остается не- раскрытой.
Большинство работ по проблеме референтной груп- пы в западной социальной психологии, появившихся в 60-е и 70-е годы, посвящено частным эмпирическим ис- следованиям. Отдельные содержащиеся в них положе- ния теоретического или методологического характера не получили широкого признания, как, например, выделе- ние Т. Шибутани кроме двух функций референтной
215
группы, указанных Г. Келли, еще третьей функции, по- будительной, то есть побуждающей индивида стремить- ся стать членом референтной группы [179]. Не нашло поддержки и предложение М. Куна о замене термина <референтная группа> термином <референтная катего- рия>, которая бы включала как референтную группу, так и референтных индивидов, и его предложение ввести понятие <ориентирующий другой>. Что касается общего состояния теории референтной группы в настоящее вре- мя, то многие авторы отмечают, что, несмотря на про- дуктивность выделения данной категории для эмпириче- ских исследований, последние породили больше вопро- сов, чем дали ответов, и пока еще не найдено ключа к предсказанию поведения индивида в отношении ре- ферентной группы [99, 202].
При оценке теорий референтной группы следует от- метить, что данные теории предпринимают попытку осмысления реального и весьма важного социально-пси- хологического феномена. Они обратили внимание на важность процесса самооценки для поведения личности и на связь самооценки с принадлежностью к группе, а также показали большее влияние ценностей и норм внешних rovnn на социальные установки и поведение индивида. Понятие референтной группы может служить инструментом для изучения социально-психологических механизмов взаимодействия объективного социального положения личности и ее социальных установок, для выявления некоторых механизмов взаимодействия меж- ду мотивацией индивида и социальной структурой. Однако эти возможности не находят должной реализа- ции в западной социальной психологии прежде всего потому, что представители теорий референтной группы фактически сводят социальные отношения к межлич- ностным, абстрагируясь .от более широкого и в конеч- ном итоге решающего исторического и социально-эконо- мического контекста.
В заключение целесообразно провести сравнение особенностей интеракционистской ориентации с другими теоретическими ориентациями в социальной психоло-
216
гии. Главное ее отличие от всех других ориентации за- ключается в том, что она пришла в социальную психо- логию из социологии, а не из традиционных психологи- ческих школ и поэтому отправным пунктом для инте- ракционистских теорий является не индивид, а процесс символического взаимодействия (интеракции) индиви- дов в обществе, которое преимущественно понимается интеракционистами как система коммуникаций и меж- личностных отношений.
При сравнении интеракционистской ориентации с нео- бихевиористской следует иметь в виду, что Дж. Мид объявлял себя приверженцем так называемого <со- циального бихевиоризма>. По справедливому утверж- дению М. Г. Ярошевского, есть веские основания связы- вать Дж. Мида с бихевиористским движением в фило- софском плане, поскольку философской основой для них явились <прагматические воззрения на человека как на существо, интеллектуальные функции которого служат единственному назначению - адаптации к среде с целью успешного, с точки зрения интересов индивида, выжи- вания> [58, 294]. Однако Дж. Мид был в принципе против таких основополагающих принципов бихевио- ризма, как индивидуализм и антиментализм. Используя понятие <социальный бихевиоризм>, Дж. Мид прежде всего имел в виду необходимость изучения внешних -проявлений поведения индивида в процессе социальной интеракции и объяснения внутренних психических про- цессов в терминах внешне наблюдаемого поведения.
Различия во взглядах классического бихевиоризма и Дж. Мида находят свое отражение в различном пони- мании современными необихевиористами и интеракнио- нистами основных механизмов поведения и активности личности. В отличие от ттеобихериооистского подхода к человеку как к <психологической машине>, бездумно реагирующей на СТИМУЛЫ внешней среды, интеракпио- нисты рассматривают человека как активного участника взаимодействия, который сам выбирает, оценивает и регулирует свое поведение посредством символической коммуникации. Интеракционисты, подобно бихевиори- стам, придают большое значение научению, но и здесь решающая роль отводится ими символической коммуни- кации в противоположность бихевиористам, которые фактически игнорируют значение языка как специфиче- ски человеческого средства научения,
217
Что касается психоаналитической ориентации, то главное отличие интеракционистов заключается в том, что, уделяя первостепенное внимание рациональному по- ведению человека, они фактически игнорируют эмоцио- нальную сферу и сферу подсознательного.
Ближе всего интеракционисты стоят к когнитивист- скому направлению. Подобно когнитивистам, представи- тели интеракционистской ориентации на первое место ставят рациональное поведение, уделяют большое вни-> мание когнитивным аспектам коммуникации, функциям социальных установок, считают важным процесс со- циальной перцепции как один из существенных факто- ров рнтеракции и т. д. Однако когнитивисты значительно менее <социальны>, проблемы индивид-общество ими фактически не ставятся и поэтому, естественно, в их ра- ботах не возникает проблем социальной роли, референт- ной группы, хотя последние имеют прямое отношение к формированию социальных установок.
Интеракционистская ориентация, сохраняя свою спе- цифику, испытывает влияние других ориентации. У раз- личных авторов это проявляется по-разному. Например, работа одного из известных представителей символи- ческого интеракционизма Т. Шибутани <Социальная психология> показывает, что автор, излагая интерак- ционистский подход к пониманию проблем индивида и общества, испытывает известное воздействие идей пси- хоанализа [53].
В современных интеракционистских теориях, безу- словно, представляют интерес попытки их представите- лей раскрыть важные социально-психологические меха- низмы взаимодействия индивидов в группе на межлчч- .ностном уровне, показать роль языка в формировании человеческой психики, трактовка личности как созна- тельного и активного участника социального процесса, обобщение большого эмпирического материала, особен- но в области исследования социальной роли и референт- ной группы. Однако эти позитивные моменты в теориях интеракционистов не могут быть реализованы в полной мере из-за субъективно-идеалистических исходных по- сылок, принимаемых авторами этих теорий. Именно это приводит к главному ограничению - интерпретации са- мой природы <социального> лишь как <интеракции>. Верная сама по себе мысль, что взаимодействие и обще- ние есть непосредственная реальность общественных
218
отношении, данная индивиду в его повседневном опыте не доведена здесь до конца, поскольку акцент сделан лишь на одной стороне проблемы: интеракция рассмот
SaSrT данная ма aSo;, ноа социальное> (как система объективно сущест
ГоТмааТаГ отношений) снова 9казыв?ется
219
Глава VI
РАЗВИТИЕ
КРИТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ
В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГИИ НА ЗАПАДЕ
Совокупность теорий, функционирующих в определен- ный период времени в сообществе представителей той или иной научной дисциплины, составляет, естественно, важнейшую часть в общей структуре данной области зна- ния. Однако эта область собственно теоретических пост- роений не исчерпывает всего содержания науки. Относи- тельно самостоятельно в ней существуют и такие обла- сти, как методология (включая сюда и все конкретные методики исследования), и наконец, - что и составляет основной массив научной продукции - практика иссле- дований (включая сюда применение их результатов в прикладных областях). Поэтому достаточно полная кар- тина состояния науки в тот или иной период ее сущест- вования может быть дана только при условии анализа всех ее составных частей.
Но вместе с тем положение теоретического знания в теле каждой научной дисциплины (так же, впрочем, как и общей > тологии) может служить известным индп- тояния. Именно анализ сферы принимае- эрий позволяет точнее всего определить тии развития науки, увидеть в обобщен- чение достигнутых результатов, так и 1удностей, а порою и тупиковые пози- этому на поворотных рубежах движе- асти научного знания всегда обостря- чу состояния теорий. В современных дологическая рефлексия> получи-. т в социальной психологии, здесь
также обозначается в качестве ее важнейшей составной
части интерес к метатеоретическому анализу. Однако на этот раз внимание к исследованию теоретической обла- сти социальной психологии отличается от имеющего ме- сто и в прошлом <нормального>, повседневного интереса, проявляемого к содержанию отдельных теорий или да- же к нормам их конструирования.
После полустолетия своего довольно стабильного суще- ствования в ее современном виде социальная психология на Западе оказалась сегодня перед лицом таких испыта- ний, что мера ее сегодняшней рефлексии является не- сравнимой с теми ее проявлениями, которые имели ме- сто и раньше. Решающей причиной этой ситуации явил- ся тот факт, что в эпоху бурных социальных процессов, охвативших Европу и Америку в первой половине XX в.,
социальная психология оказалась лицом к лицу с наи- более острыми социальными проблемами. Готовность (или неготовность) ее к выполнению вставших задач мо- гла быть проверена только путем достаточно глобаль-. ного анализа всего предшествующего развития, выхода за рамки традиционной оценки качества отдельных ис- следований, отдельных теоретических построений, от- дельных методических приемов. Этот общий взгляд на состояние науки привел многих исследователей к выво- ду, что социальная психология в настоящее время пере- живает глубокий кризис. И хотя оценка глубины этого кризиса весьма различна (наиболее остро ситуация;
оценивается Дж. Сильверменом, который впервые упот- ребил сам термин <кризис> в отношении социальной психологии [180]), сам факт его существования при-
знается многими.
Если проявлением кризиса считают неспособность со- ц-иальной психологии ответить на острые проблемы, выд- вигаемые входе общественного развития, то содержание кризиса связывают с целым рядом слабостей, обнару- жившихся в самой системе социально-психологического знания. Большинство упреков относится к сфере методо- логии [7], но все чаще именно в этом же ключе начина- ют анализировать и область теорий. Объектом критики становятся теперь не просто отдельные теоретические построения и позиции, что имело место и ранее, но состоя- ние теоретического знания в социальной психологии в целом, принципы построения теорий и, наконец, содер- жание исходных посылок теоретического анализа, обу-
221
словленных принятой автором философской орйента- цией.
Таким образом, можно констатировать, что начиная с 60-х годов, внутри западной социальной психологии усиливаются критические тенденции, порожденные ее внутренним кризисом, констатация которого (в различ- ных, правда, терминах) получает широкое распростране- ние в литературе. Нельзя сбрасывать со счета эту тен- денцию, которая в современных условиях становится од- ним из факторов, характеризующих состояние социаль- ной психологии как науки в 70-х годах XX в. Источники этой критической тенденции весьма разнообразны. Учи- тывая тот факт, что современная социальная психология для Запада долгое время отождествлялась с американ- ской социальной психологией, весьма примечательным является прежде всего такой источник, как голос опре- деленной группы американских социальных психологов, который все громче звучит в различного рода публи- кациях.
Другим источником критики является позиция груп- пы европейских социальных психологов, объединенных преимущественно вокруг Европейской Ассоциации экс- периментальной социальной психологии. ЕАЭСП возни- кла в 1963 г. по предложению американских ученых Дж. Ланцетти и Л. Фестингера при поддержке Амери- канского Комитета по социальным исследованиям, кото- рый обеспечил организацию первых мероприятий, а так- же частичное финансирование ЕАЭСП. С самого начала <европейский> принцип не означал чисто территориаль- ную характеристику, но скорее - некоторую позицию от- носительно американской социальной психологии. Нако- нец, еще один источник критики - позиция тех западных исследователей, которые выступают от имени марксиз- ма. Эта группа весьма неоднородна, так как в ней наря- ду с защитой и обоснованием марксистских принципов в социальной психологии представлены взгляды и так на- зываемого <неомарксизма> - течения, популярного сре- ди представителей леворадикального движения конца 60-х годов. Их позиция весьма специфична и должна быть выделена для специального анализа.
Что касается позиций американских социальных пси- хологов, то и они весьма неоднозначны. Критика в адрес существующей ситуации присутствует, пожалуй, почти во всех работах, но мера ее глубины и остроты, естествен-
222
но, различна у разных авторов. Общие тенденции, кото- рые можно уже сегодня подметить, заключаются в том, что для большой массы социальных психологов сформу- лированные в прошлый период нормы исследования по- прежнему сохраняют значение эталонов, общий стиль их работ остается неизменным, несмотря на (или даже вопреки им) драматические дискуссии о судьбах науки, развертывающиеся в литературе. Наиболее консерватив- ным пластом социальной психологии остается именно основной массив исследований, относительно которого полемика о принципах науки остается как бы внешней. Это обстоятельство чрезвычайно усложняет анализ об- щего состояния социальной психологии в США. В ог- ромном количестве публикаций удельный вес таких ра- бот, содержание которых может быть иллюстрацией, что <ничего не произошло>, довольно велик. Поэтому при ознакомлении по преимуществу с этим кругом работ может родиться впечатление о сохраняющейся стабиль- ности состояния социальной психологии. Кроме того, су- ществует огромное количество учебников для студентов, в которых действительно необходимо <проговорить> всю ситуацию, как она складывалась на протяжении послед- них сорока - пятидесяти лет, и где современному состоя- нию может быть уделено несколько страниц в заклю- чении.
Картина, вырисовывающаяся из этого источника, также может быть значительно искаженной. В этом ос- новном массиве исследований критический элемент, ес- ли он и присутствует, представлен частными замечания- ми в адрес частных методик, в лучшем случае - в адрес тех положений частных теорий, которые слабо поддают- ся экспериментальной проверке.
Гораздо определеннее критическая позиция заявлена в работах тех исследователей, которые сами связаны с областью теоретической деятельности (что не исключает известности этих авторов и в области эксперименталь- ной практики). К этой группе можно отнести многих весьма известных представителей американской социаль- ной психологии: М. Дойча, Р. Абельсона, Р. Зайонца, Т. Ньюкома, С. Аша, Э. Аронсона, Ф. Зимбардо, Д. Кемп- белла и многих других. В их работах зачастую соседству- ют исследования, которые сами становятся объектом критики, как это имеет, например, место с исследования- ми конформизма Ашем или согласия Ньюкомвм, со спе-
223
циальными теоретическими критическими экскурсами в область общей ситуации, сложившейся в социальной пси- хологии.
В статье, помещенной в сборнике под названием <Со- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|