|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологииЛомов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методоло- гические проблемы социальной психологии. М., 1975. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социаль- но-психологических феноменов. // Методология и методы социальной психологии. М., 1977. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьни- ков. М.: Просвещение, 1980. Хараш А.У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности. // Теоретические и методологические про- блемы социальной психологии. М., 1977. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. М., 1961. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. Пер. с польск. М" 1969. Понятие социальной перцептии Глава 7 ОБЩЕНИЕ КАК ВОСПРИЯТИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА (перцептивная сторона общения) Как уже было установлено, в процессе общения должно присутствовать взаи- мопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок парт- нера по взаимодействию, или как не только понимание, но и при- нятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспри- нимается партнер по общению, иными словами, процесс воспри- ятия одним человеком другого выступает как обязательная состав- ная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Прежде чем раскрывать в содержательном плане характерис- тики этой стороны общения, необходимо уточнить употребляе- мые здесь термины. Весьма часто восприятие человека человеком обозначают как <социальная перцепция>. Это понятие в данном случае употреблено не слишком точно. Термин <социальная пер- цепция> впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разра- ботки так называемого нового взгляда (еVV Ьоо1с) на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная де- терминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в част- ности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс воспри- ятия так называемых социальных объектов, под которыми подра- зумевались другие люди, социальные группы, большие социаль- ные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие че- ловека человеком относится, конечно, к области социальной пер- цепции, но не исчерпывает ее. Если представить себе процессы социальной перцепции в пол- ном объеме, то получается весьма сложная и разветвленная схема (рис. 9). Она включает в себя различные варианты не только объ- екта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия вы- ступает индивид (И), то он может воспринимать другого индиви- да, принадлежащего к <своей> группе (1); другого индивида, при- надлежащего к <чужой> группе (2); свою собственную группу (3); <чужую> группу (4). Если даже не включать в перечень большие 117 Субъект восприятия: Индивид (И) Группа (Г) (1) (2) (c (5) (6) ( 5 (3) c 0 0 (-) 0 (R сз со со 5 - субъект восприятия О - член группы о - объект восприятия /- ( ) - группа Рис. 9. Варианты социально-перцептивных процессов социальные общности, которые в принципе так же могут воспри- ниматься, то и в этом случае получаются четыре различных про- цесса, каждый из которых обладает своими специфическими осо- бенностями. Еще сложнее обстоит дело в том случае, когда в качестве субъ- екта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и группа (Г). Тогда к составленному перечню процессов соци- альной перцепции следует еще добавить: восприятие группой своего собственного члена (5); восприятие группой представителя другой группы (6); восприятие группой самой себя (7), наконец, воспри- ятие группой в целом другой группы (8). Хотя этот второй ряд не является традиционным, однако в другой терминологии почти каж- дый из обозначенных здесь <случаев> исследуется в социальной психологии. Не все из них имеют отношение к проблеме взаимо- понимания партнеров по общению (Андреева, 1981. С. 30). Для того чтобы более точно обозначить, о чем идет речь в ин- тересующем нас плане, целесообразно говорить не вообще о соци- альной перцепции, а о меж-аичностной перцепции, или межлич- ностном восприятии (или - как вариант - о восприятии человека 118 человеком). Именно эти процессы непосредственно включены в общение в том его значении, в каком оно рассматривается здесь. Иными словами, в данном контексте речь идет лишь о позициях 1) и 2) предложенной схемы. Но кроме этого, возникает необхо- димость и еще в одном комментарии. Восприятие социальных объ- ектов обладает такими многочисленными специфическими черта- ми, что само употребление слова <восприятие> кажется здесь не совсем точным. Во всяком случае ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, не уклады- вается в традиционное описание перцептивного процесса, как он дается в общей психологии. Поэтому в социально-психологичес- кой литературе до сих пор продолжается поиск наиболее точного понятия для характеристики описываемого процесса. Основная цель этого поиска состоит в том, чтобы включить в процесс восприятия другого человека в более полном объеме некоторые другие позна- вательные процессы. Многие исследователи предпочитают в этом случае обратиться к французскому выражению <соппаапхе (3аи1п11>, что означает не столько <восприятие другого>, сколько <познание другого>. В отечественной литературе также весьма часто в качестве синонима <восприятие другого человека> потребляет- ся выражение <познание другого человека> (Бодалев, 1982. С. 5). Это более широкое понимание термина обусловлено специ- фическими чертами восприятия другого человека, к которым от- носится восприятие не только физических характеристик объекта, но и поведенческих его характеристик, формирование представле- ния о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д. Кроме того, в содержание этого же понятия включается фор- мирование представления о тех отношениях, которые связывают субъект и объект восприятия. Именно это придает особенно боль- шое значение ряду дополнительных факторов, которые не игра- ют столь существенной роли при восприятии физических объек- тов. Так, например, такая характерная черта, как селективность (избирательность) восприятия здесь проявляется весьма своеоб- разно, поскольку в процесс селекции включается значимость це- лей познающего субъекта, его прошлый опыт и т.д. Тот факт, что новые впечатления об объекте восприятия категоризуются на ос- нове сходства с прежними впечатлениями, дает основание для сте- реотипизации. Хотя все эти явления были экспериментально за- регистрированы и при восприятии физических объектов, значи- мость их в области восприятия людьми друг друга в огромной сте- пени возрастает. Другой подход к проблемам восприятия, который также был использован в социально-психологических исследованиях по 119 межличностной перцепции, связан со школой так называемой тран- зактной психологии, отдельные положения которой были уже рас- смотрены в предыдущей главе. Здесь особенно подчеркнута мысль о том, что активное участие субъекта восприятия в транзакции предполагает учет роли ожиданий, желаний, намерений, прошло- го опыта субъекта как специфических детерминант перцептивной ситуации, что представляется особенно важным, когда познание другого человека рассматривается как основание не только для понимания партнера, но для установления с ним согласованных действий, особого рода отношений. Все сказанное означает, что термин <социальная перцепция>, или, в более узком смысле слова, <межличностная перцепция>, <восприятие другого человека> употребляется в литературе в не- сколько вольном, даже метафорическом смысле, хотя последние исследования и в общей психологии восприятия характеризуются известным сближением восприятия и других познавательных про- цессов. В самом общем плане можно сказать, что восприятие дру- гого человека означает восприятие его внешних признаков, соот- несение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он вос- принимается и другим человеком - партнером по общению - также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы <чи- таем> другого человека, расшифровываем значение его внешних данных (Рубинштейн, 1960. С. 180). Впечатления, которые возни- кают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе об- щения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точнос- ти <прочтения> другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. Представление о другом человеке тесно связано с уровнем соб- ственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, бо- гатство представлений о самом себе определяет и богатство пред- ставлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глу- боких характеристик), тем более полным становится и представле- ние о самом себе. Этот вопрос в свое время на философском уров- не был поставлен Марксом, когда он писал: <Человек сначала смот- рится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к челове- ку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относить- 120 Механизмы взаимопо- нимания в процессе общения ся к самому себе как к человеку>. По существу ту же мысль, на уровне психологического анализа, находим у Л.С. Выготского: <Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других> (Выготский. 1960. С. 196). Как мы видели, сходную по форме идею высказывал и Мид, введя в свой анализ взаимодействия образ <генерализованного другого>. Однако, если у Мида этот образ характеризовал лишь ситуацию непосредственного взаимодействия, то в действительности, по мыс- ли Б.Ф. Поршнева, <Петр познает свою натуру через Павла только благодаря тому, что за спиной Павла стоит общество, огромное множество людей, связанных в целое сложной системой отноше- ний> (Поршнев, 1968. С. 79). Если применить это рассуждение к конкретной ситуации об- щения, то можно сказать, что представление о себе через пред- ставление о другом формируется обязательно при условии, что этот <другой> дан не абстрактно, а в рамках достаточно широкой соци- альной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним. Индивид <соотносит> себя с другим не вообще, а прежде всего преломляя это соотнесение в разработке совместных решений. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стра- тегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения. Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при по- строении стратегии взаимодействия каждому приходится прини- мать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, уста- новки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Каж- дое из этих понятий требует специального обсуждения, Термин <идентификация>, буквально обозначающий отождест- вление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого челове- ка является уподобление себя ему. Это, разумеется, не единствен- ный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставигь себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. 121 Существует много экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения его роли в процессе общения. В част- ности, установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением - эмпатией. Описательно эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не ра- циональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стрем- ление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия противостоит пониманию в строгом смысле этого слова,термин используется в данном случае лишь метафорически: эмпатия есть аффективное <понимание>. Эмоциональная ее природа проявля- ется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько <продумывается>, сколько <прочувствуется>. Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот <другой>. Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто при- нимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочув- ственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному. И в том, и в другом случаях налицо будет <принятие в расчет> поведения другого человека, но результат наших совместных действий будет различным: одно дело - понять партнера по общению, встав на его позицию, действуя с нее, другое дело - понять его, приняв в расчет его точку зрения, даже сочувствуя ей>, но действуя по-своему. Впрочем оба случая требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, <другой>, т.е. партнер по общению, понимать меня. От этого будет зависеть наше взаимодействие. Иными словами, про- цесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. В от- личие от философского употребления термина, в социальной пси- хологии под рефлексией понимается осознание действующим ин- дивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркаль- ных отражений друг друга, <глубокое, последовательное взаимоот- ражение, содержанием которого является воспроизведение внут- реннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внут- реннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя> (Кон, 1978. С. 110). Традиция исследования рефлексии в социальной психологии достаточно стара. Еще в конце прошлого века Дж. Холме, описы- 122 вая ситуацию диадического общения некоих Джона и Генри, ут- верждают, что в действительности в этой ситуации даны как МИНИ- МУМ шесть человек: Джон, каков он есть на самом деле (у Холмса буквально <каким его сотворил Господь Бог>); Джон, каким он сам видит себя; Джон, каким его видит Генри. Соответственно три <позиции> со стороны Генри. Впоследствии Т. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию до восьми персон, добавив еще: Джон, ка- ким ему представляется его образ в сознании Генри, и соответст- венно то же для Генри. В принципе, конечно, можно предполо- жить сколь угодно много таких взаимных отражений, но практи- чески в экспериментальных исследованиях обычно ограничива- ются фиксированием двух ступеней этого процесса. Г. Гибш и М. Форверг воспроизводят предложенные модели рефлексий в об- щем виде. Они обозначают участников процесса взаимодействия как А и Б. Тогда общая модель образования рефлексивной струк- туры в ситуации диадического взаимодействия может быть пред- ставлена следующим образом (Гибш, Форверг, 1972). Есть два партнера А и Б. Между ними устанавливается комму- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|