Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком



29 страница


понимание умного человека, дав описание его облика и поведения.  

Например, один из них, отвечая на наш вопрос, сказал: <У ум-  

ного - высокий лоб, внимательные глаза (острый взгляд). Чаще  

всего умный человек спокойный, внимательно следит за всеми и  

всем. Для него характерна уверенность во взгляде и поступках>.  

 

Воспитатели, далее, могут вкладывать одно и то же содержа-  

ние в такие, например, понятия, как <трудолюбие>, <коллекти-  

визм>, <инициативность>, <самостоятельность> и др., но у них  

могут не совпадать конкретные представления о том, как сильно  

и широко у ученика должна проявляться тенденция к совершению  

в определенных условиях определенных поступков, чтобы можно  

было бы сказать о высоком, среднем или низком уровне сформи-  

рованноеT у него названных черт. И в результате одни из них  

считают, что развитие характера данного школьника или форми-  

рование той или иной черты у него достигло желательного для  

этого возраста .максимума, а другие полагают, что до. дости-  

жения такой проектной отметки ему еще более или менее да-  

леко.  

 

Эти факты одновременно свидетельствуют о том, что каждый  

 

из воспитателей руководствуется при оценке развития как харак-  

тера учащегося в целом, так и отдельных черт, его составляющих,  

определенным представлением - <эталоном>, с которым он сопо-  

ставляет свои впечатления, накопившиеся о каждом школьнике.  

 

11 1  

 

171  

 

7  

STR.172  

Эти <эталоны> соединяют в себе как идейный, так и образный  

запас знаний о людях, накопленный воспитателем. Каждый из них  

есть своего рода сплав сформулированных в моральном кодексе  

строителя коммунизма общегражданских требований к советско-  

му человеку вообще и к школьнику в частности, преломленный  

воспитателем через личный опыт совместной деятельности и об-  

щения с разными людьми, в том числе и с учащимися того воз-  

раста, к которому относятся характеризуемые школьники. В силу  

неодинаковости этого опыта, разной степени анализа и обобще-  

ния его каждым педагогом <эталоны>, которыми воспитатели  

пользуются как измерителями развития личностных качеств каж-  

дого учащегося, полностью не совпадают.  

 

Очевидно, мы вправе предполагать, что все выявленные выше  

зависимости, влияющие на содержание формирующихся у разных  

учителей понятий о личности учащегося, имеют более общее зна-  

чение, что они дают о себе знать не только в сфере общения пе-  

дагога и школьника.  

 

Выявляя значение деятельности в образовании знания о лич-  

ностных качествах ее участников, необходимо видеть и те <белые  

пятна>, которые в таком знании могут быть. При взаимодействии  

людей только в условиях одного вида деятельности, а тем более в  

условиях ее отдельных проявлений у субъекта часто формируется  

бедное, одностороннее и порой просто неправильное понимание  

другого человека.  

 

Мы .провели изучение понятий, формирующихся у учащихся о  

личности каждого из работающих с ними педагогов. В содержа-  

ние этих понятий оказались включенными главным образом та-  

кие стороны и черты личности учителя, от которых зависит успех  

или неуспех его учебно-воспитательной деятельности и которые  

в этой деятельности наиболее ярко проявляются.  

 

Свое мнение об особенностях личности 15 учителей нам выска-  

зали пятьдесят юношей и девушек, только что окончивших сред-  

нюю школу. Все их суждения .по содержанию четко подразделя-  

ются на одиннадцать групп. Молодые люди высказывались об  

идейной убежденности своих бывших наставников, отмечали их  

общий культурный уровень и широту знаний. Абсолютно все оп-  

рошенные дали оценку педагогическому .мастерству учителей  

(насколько хорошо каждый из них вел свой предмет). В характе-  

ристиках содержались также высказывания выпускников школы  

об отношении каждого из учителей к своим обязанностям (любит  

ли он педагогическую работу или не вкладывает в нее души).  

В личности учителей отмечались также в .ряде случаев отношение  

каждого из них к себе, качества ума, воли, эмоционально-дина-  

мические качества и были предприняты отдельные попытки ре-  

шить, насколько характеризуемый учитель в целом отвечает име-  

ющемуся у каждого школьника идеалу воспитателя. Все без ис-  

ключения характеристики содержали оценку отношения каждого  

учителя к учащимся. Особенности этого отношения, по сравнению  

<  

 

172  

 

с другими проявлениями личности учителя, были осмыслены не-  

давними выпускниками школы более полно и детально.  

 

В содержании сформировавшихся у юношей и девушек поня-  

тий о личности каждого из их бывших учителей оказались отоб-  

раженными лишь такие качества последних, о которых школьни-  

ки могли заключить, наблюдая за действиями и поступками учи-  

телей в обстановке школы.  

 

Односторонний и ограниченный характер понятия о личности  

учителя, которое формируется у школьников, хорошо виден и при  

непосредственном ознакомлении с их высказываниями об учите-  

лях. Вот несколько таких высказываний: <Преподаватель хи-  

мии - Е. А. Б-ч - добрая, чуткая женщина. Пользуется у уче-  

ников истинной любовью, иногда в ущерб авторитету педагога.  

Хорошо знает предмет, хорошо ведет уроки, но недостаточно тре-  

бовательна к ученикам. Очень мягкий человек, что все-таки я счи-  

таю ее недостатком. Уроки проводит живо и интересно, ценит  

юмор учеников и разрешает его проявлять, поэтому атмосфера  

на ее уроках очень шумная, но в границах допустимого, и дело-  

вой характер урока от этого не теряется. К ученикам относится  

как к взрослым сверстникам, что, видимо, правильно. Немного  

больше твердости и немного меньше мягкотелости - лучшего пе-  

дагога трудно вообразить> (автор характеристики Д.).  

 

<С-ва М. Н. - завуч школы. Блестящее знание предмета вы-  

деляло ее среди других учителей. Присущие ей чуткость и отзыв-  

чивость, непримиримость к нарушителям и отсутствие штампов в  

работе, а также высокая эрудиция и внутренняя культура вызы-  

вали у учеников уважение к М. Н. Я не слышал из ее уст высо-  

копарных речей. В каждом ее шаге чувствовалась партийность,  

но не на словах, а в делах. Нужно сказать, что я не был ее лю-  

бимцем и не раз попадал под ее <огонь>, носправедливости ради  

нужно добавить, что у нее не было любимцев> (автор характе-  

ристики Л.).  

 

Особенность формирования у человека понятия о другой лич-  

ности, зависящая от характера объединяющей людей конкретной  

деятельности, что сообщает содержанию этих понятий известную  

односторонность, ярко выступает и в тех характеристиках, кото-  

рые дают руководители производственных коллективов отдельным  

 

работникам.  

 

Вот, например, две характеристики, данные старшим масте-  

ром одного из цехов Кировского завода Ленинграда отдельным  

рабочим этого цеха, которые также иллюстрируют указанную осо-  

бенность. <Тов. С-на Ольга Михайловна окончила техническое  

училище. В механический цех пришла токарем 4-го разряда. Тов.  

С-на учится на 2-м курсе техникума и продолжает работать то-  

карем. Общественной работой занимается с удовольствием. Член  

комсомольского бюро, ведет культурно-массовый сектор. Хорошая  

спортсменка. В этой работе активности хоть отбавляй. Но обще-  

ственная комсомольская работа плохо увязывается с производст-  

 

173  

STR.174  

венной. В отношении к труду С-на проявляет недисциплинирован-  

ность, и это сказывается отрицательно на качестве работы. В це-  

хе чувствует себя как в гостях. Не любит свою профессию>.  

 

<Тов. Д-н Георгий Федорович пришел из технического учили-  

ща токарем 5-го разряда. Это спокойный, уважительный товарищ.  

С профессией быстро освоился. Потребовалась помощь наладчика  

только первое время. В производственном отношении это стара-  

тельный и настойчивый человек. Может выполнять самые слож-  

ные задания, но часто теряет веру в себя. Иногда дело доходит  

до паники. Требуется к нему особый подход, чтобы заставить  

его поверить в свои собственные возможности. Так было, напри-  

мер, с составлением комплексного плана, когда Д-н заявил: <Что  

Вы, товарищ А-в (автор характеристики. - А. Б.), мне не соста-  

вить!> А сейчас Д-н имеет два комплексных плана и одно рац-  

предложение. С товарищами замкнутый и вовлечь его в какое-  

нибудь коллективное дело бывает трудно>.  

 

Таким образом, и в последних двух случаях в содержание име-  

ющегося у человека понятия о конкретной личности оказываются  

включенными по преимуществу качества, раскрывающиеся в уз-  

ких рамках конкретного вида деятельности (производства) и свя-  

занного с ним общения.  

 

Однако подобный ограниченный и односторонний характер  

складывающегося у человека впечатления о характеризуемых им  

лицах, к сожалению, отнюдь не мешает ему давать этим лицам  

обобщенную оценку. Явление, когда на основе психологической  

оценки поведения человека в условиях одной деятельности инди-  

вид выносит затем оценку личности в целом, не замечая узости  

той эмпирической базы, на которую опирается его общее сужде-  

ние о другом человеке, в практике общения встречается чрезвы-  

чайно часто. У индивида в таких случаях возникает уверенность,  

что другого человека он знает хорошо и всесторонне, и в даль-  

нейшем это мнение начинает влиять на его поведение по отноше-  

нию к данному человеку. Естественно, это мнение может оказать-  

ся и часто действительно оказывается ошибочным.  

 

Одна из многих положительных сторон движения бригад ком-  

мунистического труда, члены которых стремятся жить, учиться и  

работать по-коммунистически, заключается в том, что члены их  

общаются друг с другом не только во время работы, но вместе  

отдыхают, участвуют в общественной жизни, помогают друг дру-  

гу в учении, в быту. Взаимодействие членов бригад коммунисти-  

чеокого труда развертывается, таким образом, по многим на-  

правлениям, благодаря чему у каждого из них знания о других  

членах бригады таковы, что в совокупности они дают разносто-  

ронний, содержательный и правдивый облик товарища по  

бригаде.  

 

Как духовное богатство индивида зависит от широты и харак-  

тера его связей с действительностью, так и <богатство> форми-  

рующегося у него понятия о другой личности признаками, кото-  

 

174  

 

рые верно отражают ее содержание, [Предполагает <богатство> от-  

ношений индивида с другими людьми.  

 

Всесторонняя оценка другого человека как личности, фиксиро-  

вание людьми наиболее существенных ее характеристик (что за-  

висит от широты контактов с этим человеком и <человековедчес-  

ких> способностей познающих его лиц) всегда положительно ска-  

зываются на качестве прогнозирования поведения этого человека  

в са.мых разнообразных ситуациях. Отбор и включение в содержа-  

ние формирующегося понятия о другом человеке действительно  

типичных черт его характера, его главных ценностных ориента-  

ции, отражение в этом понятии его способностей означают созда-  

ние совершенной модели личности этого человека, которая затем  

выступает как необходимое условие для последующего адекват-  

ного поведения по отношению к нему тех, кто такую <модель>  

 

оказался в состоянии создать.  

 

Несовершенство такого моделирования, с которым связано не-  

умение психологически правильно расшифровать существо оце-  

ниваемой личности или каких-то сторон в ней, как правило, имеет  

своим следствием неоправданный выбор .мер воздействия по отно-  

шению к оцениваемому, малую эффективность форм контакта с  

 

ним, низкую результативность общения.  

 

Таким образом, содержание представлений и понятий челове-  

ка о других людях и поведение, которое он повседневно по отно-  

шению к ним практикует, составляют звенья одной цепи. И зная,  

как человек оценивает других, что в них для него значимо, на  

чем он прежде всего фиксирует свое внимание, можно с большой  

долей вероятности предположить, как он доведет себя, как проя-  

вит себя в общении с конкретным лицом. И, с другой стороны,  

когда старая истина <о человеке надо судить не по его словам,  

а по его делам> реализуется в психологическом исследовании об-  

щения, она позволяет нам на основе изучения действий и стиля  

поведения человека по отношению к другим людям выявить осо-  

бенности, характеризующие отражение им этих людей. По тому,  

как в совместной деятельности с другими людьми мы ведем себя  

по отношению к ним, .можно с большой долей определенности ска-  

зать, насколько глубоко мы их понимаем и правильно оцениваем.  

Пример, который мы приводим, нам кажется, подтверждает спра-  

ведливость сказанного.  

 

Нами были изучены стили поведения, проявившиеся при рабо-  

те с учащимися 7-8-х и 9-10-х классов у 22 воспитателей. По  

особенностям стиля руководства учащимися воспитатели условно  

были разделены на три группы: <автократическую>, <либераль-  

ную>, <демократическую>. После этого им было предложено вы-  

полнить серию заданий, которые требовали от каждого из них:  

 

1) назвать наиболее яркие положительные и отрицательные ка-  

чества (если они есть), характеризующие, по их мнению, под-  

ростков и старших школьников; 2) указать на шкале <полярных  

профилей>, до какого уровня и какие характерологические каче-  

 

175  

STR.176  

ства развиты у большинства названных групп школьников; 3) пе-  

речислить, жакие качества и какого уровня развития они хотели  

бы видеть в личности этих учащихся; 4) охарактеризовать опре-  

деленных учащихся из классов, в которых они работали.  

 

Количественно-качественный анализ полученных от учителей  

ответов показал, что педагоги, отнесенные к <автократической>  

группе, сильно недооценивают развитие у учащихся, которых они  

характеризуют, таких качеств, как коллективизм, инициативность,  

самостоятельность, требовательность к другим. Одновременно у  

них преувеличенное представление о <сформированноеT> у под-  

ростков и старших учащихся таких качеств, как неорганизован-  

ность, недисциплинированность, лень, безответственность, импуль-  

сивность.  

 

Воспитатели, входящие в группу <либералов> (в своих взаи-  

моотношениях с учащимися пассивно-уступчивые), наоборот, по-  

лагают. что названные выше первыми качества плюс смелость,  

общительность, самолюбие, правдивость развиты у школьников  

7-10-х .классов до высокого уровня. В отличие от воспитателей  

,из первой .группы, они, кроме того, считают, что организованность,  

дисциплинированность, трудолюбие, ответственность, скромность,  

выдержка и настойчивость у учащихся, о которых они высказыва-  

лись, развиты по крайней мере до среднего уровня.  

 

У педагогов, условно отнесенных по особенностям их стиля  

руководства учащимися к группе <демократов>, крайностей, вы-  

ражающихся в сильной переоценке развития у школьников 7-  

10-х классов либо отрицательных, либо положительных качеств,  

обнаружено не было. Мнения воспитателей с <демократическим>  

стилем руководства, когда они высказывались о степен-и сформи-  

рованности различных качеств личности у учащихся и о желатель-  

ном уровне их развития, были более разнообразными и индиви-  

дуализированными, чем у представителей <автократической> и  

<либеральной> групп. Выяснилось также, что, оценивая учащихся,  

воспитатели с <автократическим> и <либеральным> стилями руко-  

водства допускают значительно больше ошибок типа <стереотипи-  

зация>, <действие ореола> и <проецирование>, чем представители  

<демократического> стиля, судящие о личности школьника более  

точно.  

 

В научной литературе имеются и другие данные, подтверждаю-  

щие существование указанных зависимостей .между характером  

поведения человека по отношению к другим людям и его соци-  

альночпсихологической оценкой их личностных особенностей; эти  

данные были получены при изучении руководителей производст-  

венных коллективов, типов врачей, родителей и т. д.7 Все они  

 

7 В и Н е г ,1. М. ТЬе 1п1егасНоп о{ СИеп4 апД ТЬегар;з4.- .1оигпа1 о{ АЬ-  

погта! апс1 8ос;а1 Р8усЬо1о у, 1952, N 47, р. 366-378; СгоскеН У. Н.,  

Ме1(Ппег Т. Аипогиапашэт апД 1п1егрегвопа1 РегсерНоп.-Лоигпа! о{ АЬ-  

погта! апс1 ос;а1 Рэуспо1оеу, 1956, N 53, р. 378-382; О г о п 1 и п (1 N. Е. ТЬе  

Оепега! АЫШу 1о Зийе 8осюте1пс 5Ыиз. Е1етеп1агу 51и(1еп1 ТеасЬегз 5о-  

 

176  

 

подобным людям в прошлом.  

 

аогпеШс РегсерНопз о! С1ата1ез апа РирПв- Зоигпз! о! ЕаисаУопа! Рзуспо-  

1оеу, 1956, N 47, р. 147-157.  

STR.178  

ГЛАВА 9  

 

ФОРМИРОВАНИЕ  

ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ  

О ДРУГОМ ЧЕЛОВЕКЕ  

 

/ В повседневной жизни, в рабочей и нерабочей обстановке каждо-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1149
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 12 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 11 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 10 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 9 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 7 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 6 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 5 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 4 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 3 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 2 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 1 страница
  • Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком » 30 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 20 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 18 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 19 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 1 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 21 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 22 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 23 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 24 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 25 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 26 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 27 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 28 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 31 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 32 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 33 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 16 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 17 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь