Рекомендации по оптимизации развития личности и группы



1 страница


РЕКОМЕНДАЦИИ по оптимизации развития личности и группы  

 

Для повышения уровня развития междичностных отношений  

группы необходимо:  

 

IX организовать совместную деятельность (игровую, учебную,  

трудовую);  

 

2) использовать коллективные формы занятий (когда общий  

результат зависит от оптимального взаимодействия и усилий  

всех участников группы);  

 

3) создавать ситуации совместных переживаний (когда участ-  

ники группы вместе радуются общим успехам или огорчаются  

цо поводу неудач).  

 

Для повышения эффективности взаимодействия с участни-  

ками группы необходомо:  

 

1) применять методы опосредованного взаимодействия (через  

референтных лиц);  

 

2) взаимодействовать в первую очередь с участниками, зани-  

мающими "полярные позиции" в группе (с целью, изменения  

их потребностей, мотивов, интересов, направленностей, ценно-  

стных ориентаций и т.п.).  

 

РазделЗ.СОЦЙАЛЬНО-  

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ  

 

3.1. Общение  

 

"Нёпо^федстввнное общение меж-  

ду людьми не заменить ничем".  

С. Н. Паркинсон.  

 

"...для человека не существует бо-  

лее чудовищного наказания, чем  

быть предоставленным в обществе  

. самому себе и оставаться абсолютно  

 

незамеченным".  

У.Джеймс  

 

ЭЛЛ* Феноменология общения  

 

Каждый из нас живет и работает среди людей. Мы ходим в  

гости встречаемся с друзьями, выполняем с коллегами по рабо-  

те какое-то общее дело и т.д. В любой ситуации мы, независимо  

от нашего желания, общаемся с людьми - родителями, сверст-  

никами, учителями, коллегами: Одних мы любим, к другим от-  

носимся нейтрально, третьих ненавидим, с четвертыми вообще  

неизвестно зачем разговариваем.  

 

Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду,  

состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией,  

взаимодействуем с другими людьми, познаем их и, вместе с  

этим, переживаем собственное состояние, возникающее в ре-  

зультате общения.  

 

Общение можно рассматривать как способ объединения ин-  

дивидов, а также как способ их развития.  

 

По своим формам и видам общение чрезвычайно разнооб-  

разно. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непо-  

средственном и опосредованном, вербальном (словесном) и не-  

вербальном и т.д.  

 

Непосредственное общение является исторически первой  

формой общения людей друг с другом. На его основе в более  

поздние периоды развития цивилизации возникают различные  

виды опосредованного общения. Опосредованное общение мо-  

 

жет рассматриваться как неполный психологический контакт  

при помощи письменных или технических устройств, затруд-  

няющих или отделяющих во времени получение обратной связи  

между участниками общения.  

 

Различают также межличностное и массовое общение. Меж-  

личностное связано с непосредственными контактами людей в  

группах или парах, постоянных по составу- участттаков. Массо-  

вое общение ~^это множество непосредственных контактов не-  

знакомых людей, а также коммуникация, опосредованная раз-  

личными видами средств массовой информации.  

 

Выделяют, кроме того, межперсональное и ролевое общение.  

В первом случае участниками общения являются конкретные  

ли^шости, обладающие уникальными индивидуальными качест-  

вами, которые раскрываются другому походу общение и орга-  

низации совместных действий. В случае ролевой коммуникации  

ее участники выступают как носители определенных ролей  

(учитель-ученик, покупатель-продавец). В ролевом общении  

человек лишается определенной спонтанности своего поведе-  

ния, так как те или иные его шаги, действия диктуются испол-  

няемой ролью. В -процессе такого общения человек отражается  

уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная еди-  

ница, выполняющая определенные функции.  

 

Общаясь с другими людьми, че^оцек усваивает общечелове-  

ческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы,  

ценности, знания и способы деятельности, а также формируется  

как личность. То есть, общение выступает важнейшим факто-  

ром психического развития человека. В общем виде можно оп-  

ределить общение как универсальную реальность, в которой за-  

рождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни  

психические процессы, состояния и поведение человека.  

 

По своему назначению общение многофункционально. Мо^-  

новгщелзгть пяль основмых функций общения.  

 

1. Прагматическая функция общения. Реализуется при взаи-  

модействии людей в процессе совместной деятельности.  

 

2. Формирующая функция общения. Проявляется в процессе  

формирования и изменения психического облика человека. Из-  

вестно, что на определенных стадиях развитие поведения, дея-  

тельности и отношения ребенка к миру и к самому себе опосре-  

довано его общением со взрослым. В ходе развития внешние,  

опосредованные общением формы взаимодействия ребенка и  

 

взрослого трансформируются во внутренние психические функ-  

ции и процессы> а также в самостоятельную внешнюю актив-  

ность ребенка. ,  

 

Общение ребенка и взрослого - это не только передача перво-  

му суммы умений, навыков и знаний, которые он механически ус-  

ваивает, но и сложный процесс взаимных влияний, обогащений и  

изменений. Ребенок зачастую актавно и критично перерабатывает  

предлагаемый ему чужой опыт, используя его для построения не-  

противоречивой картины мира. Ребенок и принимает, и воспроиз-  

водит, реализует опыт других (взрослых) людей,  

 

3. Функция подтверждения. В процессе общения с другими  

людьми человек получает возможность познать, утвердить и  

подтвердить, себя. Желая утвердиться в своем существовании и  

в своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях.  

Еще Уильям Джеймс отмечал, что для человека "не существует  

более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в об-  

ществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным". Во  

многих психотерапевтических системах это состояние человека  

фиксируется понятием "неподтверждение". Причем в отличие  

1 от отрицания, которое может быть выражено словами "Ты не  

i' Прав" или "Ты- плохой" и предполагает известную долю под-  

тверждения (хотя и с негативной оценкой), неподтверждение  

рзначает "Тебя здесь нет", "Ты не существуешь". Известно, что  

повседневный опыт человеческого общения изобилует процеду-  

^рами, организованными по принципу простейшей "подтвер-  

1 задающей терапии": ритуалы, знакомства, приветствия, имено-  

1вания, оказание различных знаков внимания. Указанные проце-  

1^дуры направлены на поддержание у человека "минимума под"  

 

Гиержденности".  

 

1 4. Функция организации и поддержания межличноетных от-  

Сношений. Восприятие других людей и поддержание с нимираз-  

^личных отношений (от интимно-личностных до сугубо деловых)  

1ЙМ* любого человека неизменно связано с оцениванием людей  

IH установлением определенных эмоциональных отношений -  

1аябо позитивных, либо негативных по своему знаку. Конечно,  

поциональные межличностные отношения - не единственный  

ш социальной связи, доступный современному человеку, од-  

>ко они пронизывают всю систему взаимоотношений между  

дьми, чаете) накладывают свой отпечаток и на деловые., и да-  

на ролевые отношения. '  

 

5. Внутриличностная функция общения реализуется в обще-  

нии челорека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю  

речь, построенную по типу диалога). Такое общение может рас-  

сматриваться как универсальный способ мышления человека.  

 

В социальной психолся^ш вьвделяет три типа межличностно-  

го общения: .. .  

 

императивное общение -это авторитарная, директивная фор-  

ма взаимодействия с партнером по общению с целью достиже-  

ния контроля над его поведением, установками и мыслями,  

принуждения его к определенным действиям или решениям.  

В данном случае партнер по общению рассматривается как объ-  

ект воздействия, выступает пассивной, "страдательной" сторо-  

ной. Особенность императива в том, что конечная цель обще-  

ния - присуждение партнера - не завуалирована. В качестве  

средств оказания влияния используются приказы, предписания  

и требования. Можно указать ряд сфер деятельности, где доста-  

точно эффективно использование императивного общения.  

К таким сферам относятся: военные уставные отношения, отно-  

шение "начальник ^- подчиненный" в экстремальных условиях,  

работа при чрезвычайных обстоятельствах. Но можно выделить  

и те сферы межличностных отношений, где применение импе-  

ратива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские от-  

ношения, детско-родительские контакты, а также вся система  

педагогических отношений;  

 

манипулятивное общение - это форма межличностного обще-  

дия, при которой воздействие на паршефа по общению с целью  

достижения своих намерений осуществляется скрытно. Как и им-  

пергоив, манипуляция предполагает объективное восприятие парт-  

нера по общению, стремление добиться контроля над поведением  

и мыслями другого человека. Сферой "разрешенной манипуляции"  

является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого  

типа общения стала концевдия общения, развитая Дейлом Корне-  

ги (см. 184] и его последователями. Широко распространен мани-  

пулятивный стиль общения и в области пропаганды.  

 

Следует отметить, .что владение и использование средств ма-  

нипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере,  

как правило, заканчивается для человека переносом таких на-  

выков ив остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего  

разрушаются от манипуляции отношения, построенные на люб-  

ви, дружбе и взаимной привязанности.  

 

При манипулятивном общении партнер воспринимается не  

как целостная уникальная личность, а как носитель определен-  

ных, "нужных" манипулятору свойств и качеств. Однако чело-  

век, выбравший в качестве основного именно этот тип отноше-  

ния с другими, в итоге часто сам становится жертвой собствен-  

ных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать  

^фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, ру-  

ководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень  

собственной жизни. Как отмечает Э.Шостром 1243] - один из  

'ведущих критиков "карнегианского" подхода в общении, мани-  

пулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апа-  

(тия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, ци-  

1низм и недоверие к себе и другим. В целом профессии педагога  

1и психолога можно отнести к наиболее подверженным манипу-  

^лягивной деформации. Например, в процессе обучения всегда  

Присутствует элемент манипуляции (сделать урок интереснее,  

1замотивировагь учащихся, привлечь их внимание и т.д.). Это  

liacro приводит к формированию у профессиональных педаго-  

IFOB устойчивой личностной установки на объяснение, научение,  

^доказательство.  

 

1 Объединив императивную и манипулятивную форму обще-  

^зяия, можно охарактеризовать их, как различные виды моноло-  

^ческого общения. Человек, рассматривающий другого как  

ьект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой,  

своими целями и задачами, не видя истинного собеседника,  

норируя его. Как говорил по этому поводу А.А.Ухтомский,  

повек видит вокруг себя не людей, а своих "двойников";  

диалогическое общение - это равноправное субъект-субъект-  

е, взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, само-  

^нание партнеров по общению. Оно возможно лишь в случае  

блюдения ряда правил взаимоотношений:  

1. Наличие психологического настроя на актуальное состоя-  

ЕС собеседника и собственное актуальное психологическое со-  

Цэо^ние (следование принципу "здесь и теперь").  

 

2. Использование безоценочного восприятия личности парт-  

?ра, априорная установка на доверие к его намерениям.  

 

3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на  

)бственные мнения и решения.  

 

4. Содержания общения должны включать проблемы и нере-  

шенные вопросы (проблематизация содержания общения).  

 

Зак. 1132  

 

5. Следует персонифицировать общение, т.е. вести разговор  

от своего имени (без ссылки на мнения авторитетов), представ-  

лять свои истинные чувства и желания.  

 

Диалогическое (гуманистическое) общение позволяет дос-  

тичь более глубинного взаимопонимания, самораскрытия парт-  

неров, создает условия для взаимного личностного роста.  

 

Э.Шостром 1243} предложил ряд советов учителям, пытаю-  

щимся уйти от монологической формы общения с детьми. На-  

пример, уважительно и бережно относиться ко всем вопросам и  

содержательным высказываниям учеников, так как именно в  

них проявляется интерес ребенка и только через эти интересы  

можно привлечь его к активному сотрудничеству. Адекватное  

реагирование на подобные вопросы учеников предполагает:  

- терпеливое и полное рыслушивание вопроса.  

- более широкое освещение вопроса, что позволяет рас-  

смотреть проблему еще с одной стороны. ОГвет не должен быть  

поспешным, это обижает и задевает того, ддя кого он является  

важным;  

 

- учет того, что ученик не всегда задает вопрос затем, чтобы  

получить на него точный ответ. Ему важно показать свое уме-  

ние думать, свои знания. Ребенок может задать вопрос, на кото-  

рый вчера он уже получил ответ от родителя, и теперь хочет по-  

хвастаться своими знаниями. Вопрос может быть задан и в на-  

дежде на какой-то длительный разговор, мало относящийся к  

вопросу [163.С.7-Щ.  

 

3.1.2. Компоненты и средства общения  

 

Изучение общения показывает сложность, разнообразие,  

многоуровневость проявлений и функций этого феномена. Ука-  

занная сложность феномена общения требует выделения отдель-  

ных его составляющих, описания структуры. Существует не-  

сколько подходов к структурированию общения. Одним из час-  

то употребляемых является подход, при котором выделяют три  

рзаимосвязанные стороны общения - коммуникативную, инте-  

рактивную и перцептивную. *  

 

Коммуникация заключается в обмене информацией между  

общающимися индивидами. Интерактивная сторона общения  

проявляется в организации взаимодействия между участниками  

общения, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, состояния-  

 

^ми, но и действиями. Перцептивная сторона общения представляет  

1собой процесс воо^рияпия партнерами по общению друг друга и  

^установления на этой основе взаимопонимания меаду ними.  

1 Отдельный круг задач связан с решением вопросов о средст-  

1вах и механизмах воздействия людей друг на друга в условиях  

IHX совместных дейстеий. К таким механизмам д социальной  

рсихологии традиционно относят: психическое заражение, вну-  

шение и подражание [2. С. 95-961.  

 

Общебне, как обмен шформациеХ^ Говоря о коммуникации,  

прежде всего, имеем ввиду обмен между людьми различ-  

и представлениями, идеями, интересами, настроениями,  

"гвами, установками и т.п. Если все это можно рассмат-  

пъ как информацию, то процесс Коммуникации может быть  

^онят как процесс обмена информацией. Но такой подход к че-  

еческому общению является очень упрощенным (в данном  

чае мы акцентируем внимaниe' лишь на формальной стороне  

блемы). Это обусловлено тем, что в условиях такого обще-  

информация не только передается, но и формируется, уточ-  

тся, развивается,  

 

Специфика межличностной коммуникации раскрывается в  

> процессов и феноменов: психологической обратной связи,  

жчии коммуникативных барьеров, коммуникативном влия-  

и существовании различных уровней передачи информации  

[ример, вербального и невербального). Проанализируем эти  

ценности подробнее.  

 

Основная цель информационного обмена в общении -  

1рабо1ха общего смысла) единой точки зрения и согласия  

^поводу различных ситуаций или проблем. Для межлично-  

эго общения характерен механизм обратной связи. Содер-  

ие данного механизма состоит в том, что в межличност-  

коммуникации процесс обмена информацией как бы уд-  

мется и, помимо содержательных аспектов, информация,  

гулающая от реципиерта к коммуникатору, содержит све-  

дя о том, как реципиент воспринимает и оценивает пове-  

w коммуникатора. Выделяют прямую и косвейную обрат-  

) связь. Косвенная обратная связь ~ это завуалированная  

иа передачи партнеру психологической информации. Для  

о обычно используются различные риторические вопро-  

насмешки, иронические замечания, неожиданные для  

iepa эмоциональные реакции. В данном случае комму-  

 

никатор должен сам догадываться^ чтб именно хотел сказать  

ему партнер по общению, какова же на самом деле его реак-  

ция и его отношение к коммуникатору.




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 3117
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Берн Эрик » Процесс общения » 1 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 10 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 18 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 17 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 16 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 15 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 14 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 13 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 12 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 11 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 36 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 9 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 8 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 7 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 6 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 5 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 4 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 3 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 2 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 1 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 20 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 35 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 34 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 33 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 32 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 31 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 30 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 29 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 28 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 26 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь