Бодалев А.А. » Психология общения



7 страница


к речевым контактам людей друг с другом и только к обмену  

их той информацией, которая заключена в речи, обращае-  

мой ими друг к другу. В общении участники его преследуют  

определенные цели. Их побуждают к нему какие-то моти-  

вы. На характеристики его всегда влияет ситуация, в кото-  

рой оно протекает. Но, перечисляя все эти относящиеся к  

общению особенности, безусловно, надо прежде всего по-  

мнить: взаимодействуют в общении друг с другом люди,  

которые являются личностями и, контактируя друг с дру-  

гом, они выступают друг для друга в качестве объектов и  

субъектов познания. И от того, какие характеристики, про-  

являя себя в этом качестве, они обнаруживают, зависит  

очень многое как в конкретной картине их общения, так и  

в его результатах.  

 

Как объекты познания участвующие в общении люди  

могут отличаться большей или меньшей открытостью перед  

другими участниками общения, обладать более богатой или  

более бедной мимикой, актерскими способностями, чтобы  

формировать о себе нужное им впечатление, или таковых  

не иметь вовсе. И особенностями своего физического обли-  

ка, оформления внешности они также могут подталкивать  

вступающих с ними в контакты людей к очень определен-  

ным суждениям о себе - о состоянии своего здоровья, о  

характере переживаемых эмоций, о своих вкусах, о мате-  

риальном достатке, о своих привычках и т.д. Понятно также  

и своим поведением, осуществляемыми действиями чело-  

век в момент контакта с другими людьми тоже дает им  

информацию о себе.  

 

Еще более длинный ряд более простых и более сложных  

психических характеристик отмечается у человека, когда  

ему приходится проявлять себя в качестве субъекта позна-  

ния во время общения. Однако прежде чем раскрывать все  

эти характеристики, надо, наверное, помнить не только о  

том, что по степени сформированности их, а также по их  

наличию люди будут очень сильно отличаться друг от друга,  

 

48  

 

но что и само проявление этих характеристик будет зави-  

сеть от того, какие цели преследует человек, общаясь с.  

другой личностью.  

 

Если, начиная общение, ставить перед собой цель отве-  

тить себе на такие трудные вопросы: что представляет из  

себя другой человек и почему он такой? У решающего эту  

задачу в общении человека будет мобилизована одна сте-  

пень его познавательных ресурсов. Если же будет пресле-  

доваться другая цель, например, вступив в общение с  

каким-то человеком, убить время, то это повлечет совсем  

другой уровень активности, также связанный с познанием  

этого человека.  

 

И не только уровень познавательной активности, прояв-  

ляемой человеком в общении, но и внешняя или внутренняя  

концептуальная схема, которой пользуется человек для  

оценивания другой личности, зависит от поставленной про-  

блемы. От того, в чем ее суть, будут зависеть и направлен-  

ность внимания, и особенности фиксируемой в образах  

восприятия информации, даваемой обликом и поведением  

другого человека, и характер ее отбора, систематизации и  

обобщения в понятиях, относящихся к расшифровке лич-  

ностной сути этого человека, и работа памяти и воображе-  

ния, инициируемая впечатлениями, которые вызвал о себе  

этот человек.  

 

Что же касается сравнительно устойчивых характери-  

стик, которые обнаруживаются у человека, когда он оказы-  

вается в роли субъекта познания других людей, то они  

многочисленны и их можно классифицировать по разным  

основаниям (Г.М. Андреева, Б.А. Еремеев, В.Н. Куницы-  

на, В.А. Лабунская, А.А. Леонтьев, В.Н. Панферов, Л.А.  

Петровская, А.У. Хараш и др.).  

 

Я же хочу предварить раскрытие и группирование этих  

характеристик одним очень важным психическим свойст-  

вом личности, которое определяет многие их параметры.  

Свойство это - наличие у человека отношения к другому  

человеку как к ценности или его антипода - отношения к  

нему как к лишенной души вещи. Кардинальная разница в  

этих отношениях глубочайшим образом влияет на развитие  

и на работу интеллекта личности, когда он оказывается  

направленным на познание и на оценку другого человека.  

 

Нужно, чтобы люди испытывали потребность в том ве-  

личайшем богатстве, каким является другой человек,- пи-  

сал К. Маркс. Если такая потребность у человека  

формируется, то у него одновременно во всех составляющих  

 

49  

STR.50  

его интеллект элементах нарабатываются характеристики,  

дающие ему возможность знать и понимать людей и уметь  

к каждому из них подойти. (В.Н. Мясищев).  

 

У первых, для которых типично отношение к другому  

человеку как к ценности, внимание, восприятие, память,  

воображение, мышление оказываются более продуктивно и  

результативно функционирующими, чем у вторых. И это  

прежде всего выражается в более глубоком постижении  

личностной сути другого человека, в схватывании его ин-  

дивидуально-неповторимого своеобразия.  

 

Многими исследованиями в психологии (А.Б. Добрович,  

В.Н. Мясищев, В.Н. Панферов и др.) установлено, что на-  

личие у человека постоянно интереса к другим людям уси-  

ливает сосредоточенность его внимания на них, делает  

более ярким и содержательно насыщенными его образы вос-  

приятия их, активизирует извлечение им из своей памяти  

представлений, связанных с прошлым опытом общения,  

могущих помочь лучше понять тех, с кем ему проходится  

общаться сейчас, интенсифицирует деятельность вообра-  

жения, чтобы по особенностям экспрессии и вообще по по-  

ведению участников общения судить об их отношении к  

происходящему, активизирует работу его мышления по вы-  

явлению наиболее существенного в фиксируемой у них по  

ходу общения информации, чтобы на основе ее сделать  

верный вывод о каждом из тех, с кем пришлось общаться.  

 

Поскольку при контактах с другими людьми у человека  

с гуманистическим отношением к ним постоянно срабаты-  

вает установка выявлять индивидуально неповторимое сво-  

еобразие каждого человека и достоинства, которые этот  

человек в себе несет, то у него, в его опыте общения, не  

наблюдается образования и накопления в большом числе  

стереотипов, через призму которых он на каждом шагу  

преломлял бы внешний и внутренний мир других людей,  

усредняя и искажая таким образом их личностные особен-  

ности.  

 

Недостаток многих людей, мешающий им нормально  

строить свои контакты с другими людьми, состоит именно  

в том, что они не могут оценивая людей, преодолеть сло-  

жившихся у них в прошлом опыте общения стереотипов и,  

говоря образно, торопятся приклеить к своим новым знако-  

мым ярлыком. А уж когда ярлык приклеен, они считают,  

что носитель его обязан во что бы то ни стало оправдать  

ожидания автора ярлыка.  

 

50  

 

Снова возвращаясь к тем людям, у которых отмечаются  

отличающая их от других людей большая сосредоточен-  

ность на глубоком восприятии каждого данного человека и  

активная работа мысли при определении его сути, следует  

заметить, что исследования (В.В. Джое, Г.В. Дьяконов,  

Т.И. Пашукова, К.М. Романов и др.) выявляют высокое  

развитие у них интуитивной формы проникновения во  

внутренний мир других людей - способности постижения  

особенностей, характеризующих личность другого челове-  

ка, путем непосредственного их усмотргения, без обоснова-  

ния с помощью доказательства. Осмысление данных  

восприятия осуществляется у познающего другого человека  

субъекта в этих случаях путем мгновенного обобщения в  

порядке мысленного замыкания непосредственно от исход-  

ных данных к результату; у него происходит быстрая моби-  

лизация прошлого опыта на постижение психологической  

изнанки какого-то факта поведения или всей личности дру-  

гого человека.  

 

Изощренный громадным опытом глаз мудрого педагога  

без рассуждений, по незначительным (если брать мнение  

неопытного наблюдателя) признакам сразу схватывает ха-  

рактер состояния, переживаемого учеником, и причаст-  

ность или непричастность этого ученика к какому-либо  

событию, которое только что произошло в классе. Опытный  

руководитель по небольшому числу фактов поведения дру-  

гого человека мгновенно решает, к какому типу личности  

этот человек относится, а потом уже обосновывает правиль-  

ность своего чутья. Начав общаться с новыми для себя людь-  

ми, бывалый человек по некоторым, мало бросающимся в  

глаза особенностям их экспрессии сразу догадывается, ка-  

кое он на этих людей произвел впечатление.  

 

Ошибочно было бы полагать, что во всех подобных слу-  

чаях проявляется какая-то мистическая способность ума,  

наитие и пр. Способность интуитивно определять состояние  

другого человека, его отношение к делу, судить о нем как о  

личности развивается у индивида по мере накопления опы-  

та общения и совместной деятельности с разными людьми,  

в ходе анализа и обобщения им этого опыта. Интуиция,  

являющаяся одним из способов осознания человеком дей-  

ствительности, представляет собой такой феномен, в кото-  

ром тесно связаны восприятие мышление и чувство.  

Истинность знания о другом человеке, получаемого инту-  

итивным путем, находится в прямой зависимости от уровня  

 

51  

STR.52  

развития в познающей личности качеств психолога-прак-  

тика и от сложности явления, которое путем интуиции в  

другом человеке познается. Широкий и разнообразный за-  

пас хорошо систематизированных впечатлений о других  

людях, накопленный человеком в ходе прямого контакта с  

людьми и преломленный им сквозь призму научно-теоре-  

тических знаний о личности - важнейшее, но не единст-  

венное условие высокой продуктивности интуиции,  

 

Помимо этого необходимым условием интуитивного по-  

стижения состояния другой личности, ее отношения к че-  

ловеку, у которого отмечается интуиция, является наличие  

у этого человека способности к децентрации, которая вы-  

ступает в повседневной жизни как развитое до высокой  

степени умение ставить себя на место другого человека,  

влезать в шкуру другого человека. Эта способность тоже не  

в одинаковой степени присуща людям. Например, у лично-  

сти авторитарного склада она почти отсутствует, зато очень  

выражена у личности, относимой к демократическому ти-  

пу.  

 

Еще одним существенным условием постижения челове-  

ком другой личности интуитивным путем является присут-  

ствие V него среди прочих качеств так называемой эмпатии  

- способности чувствовать чужую боль как свою, пережи-  

вать чужую радость как свою.  

 

Эмпатия, если рассматривать ее проявление у взрослого  

человека, обычно выступает как очень сложное психологи-  

ческое Образование, в котором познавательные и эмоцио-  

нальные процессы оказываются связанными друг с другом  

теснейшими зависимостями.  

 

Так, внимание к мельчайшим колебаниям в экспрессив-  

ном поведении человека, восприятие в целом этого поведе-  

ния, правильное оценивание переживаний, которые за ним  

стоят, и причин, которые их вызывают, а также умение  

мысленно войти в состояние этого человека являются совер-  

шенно обязательным условием возникновения у личности  

состояния сонастроенности на переживания другого чело-  

века. И, наоборот, сама эта сонастроенность, если она воз-  

никла, как показывают факты, всегда более или менее  

сильно влияет на ход и результаты дальнейшего познания  

личностью этого человека.  

 

Вместе с тем, объективности ради, следует сказать, что  

в психологии есть работы, авторы которых (А.Ф. Копьев,  

Т.А. Флоренскаяидр.) утверждают, что даже для познания  

другого человека на уровне интуиции нельзя позволять себе  

 

52  

 

растворяться без остатка в его переживаниях и влезать, так  

сказать, и умом, и сердцем полностью в его шкуру. По их  

мнению, у человека, для которого другая личность - цен-  

ность, конечно, должна быть развита способность к децен-  

трации, должна быть у него и способность к эмпатии -  

сопереживанию. Однако, чтобы удержаться на позиции  

объективного видения другого человека и его правильной  

оценки, человек должен уметь занять положение вненахо-  

димости и осуществлять постоянное слежение и за собой,  

внося вовремя психологически целесообразные коррективы  

и в процесс познания другого человека и в свое поведение в  

акте общения.  

 

Раздумывая о причинах озарения, когда на уровне инту-  

иции мы начинаем вдруг отчетливо понимать внутреннюю  

суть какого-то человека, которая до этого от нас была скры-  

та, надо иметь в виду и роль в этом процессе подсознания.  

Мы ведь не все отражаем,встречаясь с другим человеком,  

на уровне сознания. Большее из того, что являет он нам,  

оседает в нашем подсознании.  

 

Во многих исследованиях (Г.В. Дьяконов, Ю.Н. Каран-  

дышев, А.П. Кемпинский, В.Н. Куницына, В.Н. Мясищев,  

П.М. Якобсон и др.) замечено, что по мере своего развития  

человек все более настраивается действовать, и в связи с  

этим все меньше обращает внимание на то, что чувствует  

другой человек. Он обращает внимание главным образом на  

его поведение. Другими словами, в межчеловеческих кон-  

тактах большую роль играет маска, нежели действительное  

эмоциональное состояние.  

 

Таким образом, напрямую воспринимая и поведение и  

маску, прикрывающую это поведение человека, личность  

отвечает соответственно своими действиями на них. Но при  

этом некоторые экспрессивные признаки истинного отно-  

шения человека к личности, которые он не в силах скрыть,  

тоже фиксируются ею, но только ее подсознанием. Накап-  

ливаясь при повторяющихся актах общения, следы таких  

фиксирований в какой-то момент, говоря образно, достига-  

ют критической массы, и личность уже на уровне своего  

сознания вдруг определяет, о чем они говорят. И после этого  

она совершенно по-новому начинает думать о чувствах че-  

ловека, с которым она общается, и соответственно оцени-  

вать его поведение.  

 

В реальном процессе общения и образы восприятия, ко-  

торые возникают у участников общения, и мысли, которые  

 

53  

STR.54  

появляются у них при этом друг о друге (или в результате  

раздумий по поводу увиденного и услышанного или интуи-  

тивным путем), выполняют своеобразную осведомитель-  

ную роль: они заключают информацию о состоянии  

собеседника, об его отношении к партнеру по общению, о  

степени его уверенности и о многом - многом другом. Но  

одновременно они выполняют и регулирующую роль. Они  

заставляют каждого участника общения, конечно, не упу-  

ская из вида цель, которую он преследует, под влиянием  

этой информации вносить больше или меньше коррективы  

в свое поведение. И какими эти коррективы оказываются,  

это опять будет связано с особенностями личности общаю-  

щихся. Одни отреагируют на эту информацию формально.  

Другие - творчески. И, конечно, при этом не может не  

сказаться стиль обращения с людьми, усвоенный челове-  

ком. Если иметь в виду формальное реагирование, то к нему  

можно, например, отнести неискренность ответа, попытки  

манипулирования собеседником, действие по привычке, а  

не с учетом ситуации и особенностей партнера по общению.  

Наверное, понятно: формально общаясь, мы травмируем  

людей, создаем нездоровый психологический климат во  

взаимоотношениях с ними. Иное - творческое общение. В  

этом случае личность, отталкиваясь от гуманистической  

парадигмы, пытаемся строитьобщение таким образом, что-  

бы оно, даже если в нем не удовлетворяется цель, которую  

преследует собеседник, было проникнуто уважением к не-  

му, не ущемляло бы его человеческого достоинства. А для  

этого от его партнера по общению требуется очень многое:  

 

по своей натуре быть не манипулятором, а актуализатором  

О. Шостром), обладать широчайшим набором способов об-  

ращения с человеком, чтобы из этого богатства выбрать как  

раз такой прием, который был бы адекватен ситуации, в  

которой происходило общение и, будучи соотнесенным с  

особенностями индивидуальности собеседника, актуализи-  

ровал бы светлые стороны в его Я.  

 

Разумеется, что в разных видах общения и мера творче-  

ства и характер самого этого творчества в них будут варьи-  

ровать. В кратковременном социально-ситуационном  

общении (пассажиров в метро, у покупателей, стоящих у  

прилавка и т.п.) элемент творчества, о котором выше шла  

речь, будет минимален. В деловом общении, в котором ни-  

куда не уйти от ролей, которые выполняют взаимодейству-  

ющие в нем люди (начальник и подчиненный, педагог и  

 

54  

 

учащийся, врач и больной, следователь и правонарушитель




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1445
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком » 30 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 26 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 19 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 18 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 17 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 16 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 15 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 11 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 10 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 9 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 8 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 7 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 20 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 21 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 27 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 28 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 29 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 31 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 32 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 33 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 24 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 23 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 22 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 13 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 6 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 5 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 25 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 12 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 14 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 1 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь