|
Бодалев А.А. » Психология общенияк речевым контактам людей друг с другом и только к обмену их той информацией, которая заключена в речи, обращае- мой ими друг к другу. В общении участники его преследуют определенные цели. Их побуждают к нему какие-то моти- вы. На характеристики его всегда влияет ситуация, в кото- рой оно протекает. Но, перечисляя все эти относящиеся к общению особенности, безусловно, надо прежде всего по- мнить: взаимодействуют в общении друг с другом люди, которые являются личностями и, контактируя друг с дру- гом, они выступают друг для друга в качестве объектов и субъектов познания. И от того, какие характеристики, про- являя себя в этом качестве, они обнаруживают, зависит очень многое как в конкретной картине их общения, так и в его результатах.
Как объекты познания участвующие в общении люди могут отличаться большей или меньшей открытостью перед другими участниками общения, обладать более богатой или более бедной мимикой, актерскими способностями, чтобы формировать о себе нужное им впечатление, или таковых не иметь вовсе. И особенностями своего физического обли- ка, оформления внешности они также могут подталкивать вступающих с ними в контакты людей к очень определен- ным суждениям о себе - о состоянии своего здоровья, о характере переживаемых эмоций, о своих вкусах, о мате- риальном достатке, о своих привычках и т.д. Понятно также и своим поведением, осуществляемыми действиями чело- век в момент контакта с другими людьми тоже дает им информацию о себе.
Еще более длинный ряд более простых и более сложных психических характеристик отмечается у человека, когда ему приходится проявлять себя в качестве субъекта позна- ния во время общения. Однако прежде чем раскрывать все эти характеристики, надо, наверное, помнить не только о том, что по степени сформированности их, а также по их наличию люди будут очень сильно отличаться друг от друга,
48
но что и само проявление этих характеристик будет зави- сеть от того, какие цели преследует человек, общаясь с. другой личностью.
Если, начиная общение, ставить перед собой цель отве- тить себе на такие трудные вопросы: что представляет из себя другой человек и почему он такой? У решающего эту задачу в общении человека будет мобилизована одна сте- пень его познавательных ресурсов. Если же будет пресле- доваться другая цель, например, вступив в общение с каким-то человеком, убить время, то это повлечет совсем другой уровень активности, также связанный с познанием этого человека.
И не только уровень познавательной активности, прояв- ляемой человеком в общении, но и внешняя или внутренняя концептуальная схема, которой пользуется человек для оценивания другой личности, зависит от поставленной про- блемы. От того, в чем ее суть, будут зависеть и направлен- ность внимания, и особенности фиксируемой в образах восприятия информации, даваемой обликом и поведением другого человека, и характер ее отбора, систематизации и обобщения в понятиях, относящихся к расшифровке лич- ностной сути этого человека, и работа памяти и воображе- ния, инициируемая впечатлениями, которые вызвал о себе этот человек.
Что же касается сравнительно устойчивых характери- стик, которые обнаруживаются у человека, когда он оказы- вается в роли субъекта познания других людей, то они многочисленны и их можно классифицировать по разным основаниям (Г.М. Андреева, Б.А. Еремеев, В.Н. Куницы- на, В.А. Лабунская, А.А. Леонтьев, В.Н. Панферов, Л.А. Петровская, А.У. Хараш и др.).
Я же хочу предварить раскрытие и группирование этих характеристик одним очень важным психическим свойст- вом личности, которое определяет многие их параметры. Свойство это - наличие у человека отношения к другому человеку как к ценности или его антипода - отношения к нему как к лишенной души вещи. Кардинальная разница в этих отношениях глубочайшим образом влияет на развитие и на работу интеллекта личности, когда он оказывается направленным на познание и на оценку другого человека.
Нужно, чтобы люди испытывали потребность в том ве- личайшем богатстве, каким является другой человек,- пи- сал К. Маркс. Если такая потребность у человека формируется, то у него одновременно во всех составляющих
49 STR.50 его интеллект элементах нарабатываются характеристики, дающие ему возможность знать и понимать людей и уметь к каждому из них подойти. (В.Н. Мясищев).
У первых, для которых типично отношение к другому человеку как к ценности, внимание, восприятие, память, воображение, мышление оказываются более продуктивно и результативно функционирующими, чем у вторых. И это прежде всего выражается в более глубоком постижении личностной сути другого человека, в схватывании его ин- дивидуально-неповторимого своеобразия.
Многими исследованиями в психологии (А.Б. Добрович, В.Н. Мясищев, В.Н. Панферов и др.) установлено, что на- личие у человека постоянно интереса к другим людям уси- ливает сосредоточенность его внимания на них, делает более ярким и содержательно насыщенными его образы вос- приятия их, активизирует извлечение им из своей памяти представлений, связанных с прошлым опытом общения, могущих помочь лучше понять тех, с кем ему проходится общаться сейчас, интенсифицирует деятельность вообра- жения, чтобы по особенностям экспрессии и вообще по по- ведению участников общения судить об их отношении к происходящему, активизирует работу его мышления по вы- явлению наиболее существенного в фиксируемой у них по ходу общения информации, чтобы на основе ее сделать верный вывод о каждом из тех, с кем пришлось общаться.
Поскольку при контактах с другими людьми у человека с гуманистическим отношением к ним постоянно срабаты- вает установка выявлять индивидуально неповторимое сво- еобразие каждого человека и достоинства, которые этот человек в себе несет, то у него, в его опыте общения, не наблюдается образования и накопления в большом числе стереотипов, через призму которых он на каждом шагу преломлял бы внешний и внутренний мир других людей, усредняя и искажая таким образом их личностные особен- ности.
Недостаток многих людей, мешающий им нормально строить свои контакты с другими людьми, состоит именно в том, что они не могут оценивая людей, преодолеть сло- жившихся у них в прошлом опыте общения стереотипов и, говоря образно, торопятся приклеить к своим новым знако- мым ярлыком. А уж когда ярлык приклеен, они считают, что носитель его обязан во что бы то ни стало оправдать ожидания автора ярлыка.
50
Снова возвращаясь к тем людям, у которых отмечаются отличающая их от других людей большая сосредоточен- ность на глубоком восприятии каждого данного человека и активная работа мысли при определении его сути, следует заметить, что исследования (В.В. Джое, Г.В. Дьяконов, Т.И. Пашукова, К.М. Романов и др.) выявляют высокое развитие у них интуитивной формы проникновения во внутренний мир других людей - способности постижения особенностей, характеризующих личность другого челове- ка, путем непосредственного их усмотргения, без обоснова- ния с помощью доказательства. Осмысление данных восприятия осуществляется у познающего другого человека субъекта в этих случаях путем мгновенного обобщения в порядке мысленного замыкания непосредственно от исход- ных данных к результату; у него происходит быстрая моби- лизация прошлого опыта на постижение психологической изнанки какого-то факта поведения или всей личности дру- гого человека.
Изощренный громадным опытом глаз мудрого педагога без рассуждений, по незначительным (если брать мнение неопытного наблюдателя) признакам сразу схватывает ха- рактер состояния, переживаемого учеником, и причаст- ность или непричастность этого ученика к какому-либо событию, которое только что произошло в классе. Опытный руководитель по небольшому числу фактов поведения дру- гого человека мгновенно решает, к какому типу личности этот человек относится, а потом уже обосновывает правиль- ность своего чутья. Начав общаться с новыми для себя людь- ми, бывалый человек по некоторым, мало бросающимся в глаза особенностям их экспрессии сразу догадывается, ка- кое он на этих людей произвел впечатление.
Ошибочно было бы полагать, что во всех подобных слу- чаях проявляется какая-то мистическая способность ума, наитие и пр. Способность интуитивно определять состояние другого человека, его отношение к делу, судить о нем как о личности развивается у индивида по мере накопления опы- та общения и совместной деятельности с разными людьми, в ходе анализа и обобщения им этого опыта. Интуиция, являющаяся одним из способов осознания человеком дей- ствительности, представляет собой такой феномен, в кото- ром тесно связаны восприятие мышление и чувство. Истинность знания о другом человеке, получаемого инту- итивным путем, находится в прямой зависимости от уровня
51 STR.52 развития в познающей личности качеств психолога-прак- тика и от сложности явления, которое путем интуиции в другом человеке познается. Широкий и разнообразный за- пас хорошо систематизированных впечатлений о других людях, накопленный человеком в ходе прямого контакта с людьми и преломленный им сквозь призму научно-теоре- тических знаний о личности - важнейшее, но не единст- венное условие высокой продуктивности интуиции,
Помимо этого необходимым условием интуитивного по- стижения состояния другой личности, ее отношения к че- ловеку, у которого отмечается интуиция, является наличие у этого человека способности к децентрации, которая вы- ступает в повседневной жизни как развитое до высокой степени умение ставить себя на место другого человека, влезать в шкуру другого человека. Эта способность тоже не в одинаковой степени присуща людям. Например, у лично- сти авторитарного склада она почти отсутствует, зато очень выражена у личности, относимой к демократическому ти- пу.
Еще одним существенным условием постижения челове- ком другой личности интуитивным путем является присут- ствие V него среди прочих качеств так называемой эмпатии - способности чувствовать чужую боль как свою, пережи- вать чужую радость как свою.
Эмпатия, если рассматривать ее проявление у взрослого человека, обычно выступает как очень сложное психологи- ческое Образование, в котором познавательные и эмоцио- нальные процессы оказываются связанными друг с другом теснейшими зависимостями.
Так, внимание к мельчайшим колебаниям в экспрессив- ном поведении человека, восприятие в целом этого поведе- ния, правильное оценивание переживаний, которые за ним стоят, и причин, которые их вызывают, а также умение мысленно войти в состояние этого человека являются совер- шенно обязательным условием возникновения у личности состояния сонастроенности на переживания другого чело- века. И, наоборот, сама эта сонастроенность, если она воз- никла, как показывают факты, всегда более или менее сильно влияет на ход и результаты дальнейшего познания личностью этого человека.
Вместе с тем, объективности ради, следует сказать, что в психологии есть работы, авторы которых (А.Ф. Копьев, Т.А. Флоренскаяидр.) утверждают, что даже для познания другого человека на уровне интуиции нельзя позволять себе
52
растворяться без остатка в его переживаниях и влезать, так сказать, и умом, и сердцем полностью в его шкуру. По их мнению, у человека, для которого другая личность - цен- ность, конечно, должна быть развита способность к децен- трации, должна быть у него и способность к эмпатии - сопереживанию. Однако, чтобы удержаться на позиции объективного видения другого человека и его правильной оценки, человек должен уметь занять положение вненахо- димости и осуществлять постоянное слежение и за собой, внося вовремя психологически целесообразные коррективы и в процесс познания другого человека и в свое поведение в акте общения.
Раздумывая о причинах озарения, когда на уровне инту- иции мы начинаем вдруг отчетливо понимать внутреннюю суть какого-то человека, которая до этого от нас была скры- та, надо иметь в виду и роль в этом процессе подсознания. Мы ведь не все отражаем,встречаясь с другим человеком, на уровне сознания. Большее из того, что являет он нам, оседает в нашем подсознании.
Во многих исследованиях (Г.В. Дьяконов, Ю.Н. Каран- дышев, А.П. Кемпинский, В.Н. Куницына, В.Н. Мясищев, П.М. Якобсон и др.) замечено, что по мере своего развития человек все более настраивается действовать, и в связи с этим все меньше обращает внимание на то, что чувствует другой человек. Он обращает внимание главным образом на его поведение. Другими словами, в межчеловеческих кон- тактах большую роль играет маска, нежели действительное эмоциональное состояние.
Таким образом, напрямую воспринимая и поведение и маску, прикрывающую это поведение человека, личность отвечает соответственно своими действиями на них. Но при этом некоторые экспрессивные признаки истинного отно- шения человека к личности, которые он не в силах скрыть, тоже фиксируются ею, но только ее подсознанием. Накап- ливаясь при повторяющихся актах общения, следы таких фиксирований в какой-то момент, говоря образно, достига- ют критической массы, и личность уже на уровне своего сознания вдруг определяет, о чем они говорят. И после этого она совершенно по-новому начинает думать о чувствах че- ловека, с которым она общается, и соответственно оцени- вать его поведение.
В реальном процессе общения и образы восприятия, ко- торые возникают у участников общения, и мысли, которые
53 STR.54 появляются у них при этом друг о друге (или в результате раздумий по поводу увиденного и услышанного или интуи- тивным путем), выполняют своеобразную осведомитель- ную роль: они заключают информацию о состоянии собеседника, об его отношении к партнеру по общению, о степени его уверенности и о многом - многом другом. Но одновременно они выполняют и регулирующую роль. Они заставляют каждого участника общения, конечно, не упу- ская из вида цель, которую он преследует, под влиянием этой информации вносить больше или меньше коррективы в свое поведение. И какими эти коррективы оказываются, это опять будет связано с особенностями личности общаю- щихся. Одни отреагируют на эту информацию формально. Другие - творчески. И, конечно, при этом не может не сказаться стиль обращения с людьми, усвоенный челове- ком. Если иметь в виду формальное реагирование, то к нему можно, например, отнести неискренность ответа, попытки манипулирования собеседником, действие по привычке, а не с учетом ситуации и особенностей партнера по общению. Наверное, понятно: формально общаясь, мы травмируем людей, создаем нездоровый психологический климат во взаимоотношениях с ними. Иное - творческое общение. В этом случае личность, отталкиваясь от гуманистической парадигмы, пытаемся строитьобщение таким образом, что- бы оно, даже если в нем не удовлетворяется цель, которую преследует собеседник, было проникнуто уважением к не- му, не ущемляло бы его человеческого достоинства. А для этого от его партнера по общению требуется очень многое:
по своей натуре быть не манипулятором, а актуализатором О. Шостром), обладать широчайшим набором способов об- ращения с человеком, чтобы из этого богатства выбрать как раз такой прием, который был бы адекватен ситуации, в которой происходило общение и, будучи соотнесенным с особенностями индивидуальности собеседника, актуализи- ровал бы светлые стороны в его Я.
Разумеется, что в разных видах общения и мера творче- ства и характер самого этого творчества в них будут варьи- ровать. В кратковременном социально-ситуационном общении (пассажиров в метро, у покупателей, стоящих у прилавка и т.п.) элемент творчества, о котором выше шла речь, будет минимален. В деловом общении, в котором ни- куда не уйти от ролей, которые выполняют взаимодейству- ющие в нем люди (начальник и подчиненный, педагог и
54
учащийся, врач и больной, следователь и правонарушитель Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|