Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59 Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 8 страница



Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком



8 страница


Комментируя этот факт, Джексон указывает, что изменения в не-  

произвольной оценке испытуемыми выражения одних и тех же )  

1лиц говорят о том, что подкрепление участвует в конструировании  

восприятия.  

 

Исследования динамики <фигура - фон> в связи с характером  

подкрепления различных элементов предъявляемого сложного  

раздражителя, когда в качестве такового выступали человечес-  

кие лица, были осуществлены также Шефером и Мерфи19 и  

Мессиком и Соллей20. Проанализировав результаты своих экспе-  

| риментов, они делают вывод, что подкрепляемое лицо в подавля-  

ющем числе случаев воспринимается как <фигура>. Действие от-  

рицательного подкрепления в их опытах не было однозначным.  

Оно резко различалось по результатам в зависимости от того,  

была ли это начальная или конечная стадия опыта. Шефер и  

Мерфи пишут, что пороги восприятия лиц, связываемых с наказа- ,  

нием, варьировали от индивидуума к индивидууму в более ши-  

роких пределах, чем пороги восприятия этими же индивидуумами  

лиц, связываемых с наградой. По утверждению указанных авто-  

ров, неодинаково четкое восприятие испытуемыми лиц, по-разному  

подкрепляемых, было связано и с уровнем развития индивидуума.  

 

" 8 п у Д е г Р. У., 5 п у (1 е г С. V. ТЬе е{{ес18 о{ геуага апй ришзЬтеп!  

оп аи<Шогу регсерИоп.-.1. рзусЬо!., 1956, N 41, р. 177-184.  

 

18 а с Ь з о п О. N. А {игйег ехатшаНоп о? 1Ье го1е оТ аиНзт т а у1эиа1  

Пеиге-егоипа ге1аНопзЫр.- Л. рзусЬо!., 1954, N 38, р. 339-357.  

 

19 5 с Ь а I е г К., МигрЬу О. ТЬе го1е о{ аиНзт ш Пиге-гоипс1 геМоп-  

зЫр.-Л. ехр. рзусЬо!., 1943, N 32, р. 335-343.  

 

20 5 о 11 е у СЬ., МигрЬу О. Оеуе1ортеп1 о{ 1Ье регсер{иа1 т>г1(1.  

N. У., 1960, р. 265-274.  

 

44  

 

В то же время в их опытах дети 5-8 лет проявили сравнительно  

стойкую тенденцию воспринимать в двуликом изображении <по-  

ощряемое> лицо как <фигуру> и <наказываемое> лицо как <фон>,  

взрослые такой явной тенденции не обнаружили. Вместе с тем  

на всех возрастных уровнях проявились большие индивидуальные  

различия в степени и способе воздействия на восприятие, или,  

как говорят исследователи, на структурирование испытуемыми  

действующего на них стимула, <аффекта>, вызванного в одних  

случаях поощрением, а в других - наказанием. Этот <аффект>,  

как несколько раз подчеркивают названные авторы, - важная  

переменная в обусловливании того, что в воспринимаемом будет  

играть роль <фона> и что будет <фигурой>.  

 

К названным работам примыкает исследование Януша Рей-  

ковски, который прямо попытался выяснить влияние эмоциональ-  

ного возбуждения на восприятие человеком человека 21. Источни-  

ком эмоционального возбуждения в опытах Рейковски была об-  

становка, предшествующая экзамену. Испытуемые перед самым  

экзаменом встречались с незнакомым им человеком, с которым  

вели короткую беседу, касающуюся анкетных данных и реакций  

на экзаменационную обстановку. После окончания экзамена ис-  

пытуемые студенты заполняли вопросные листки, обозначая с по-  

мощью шкалы черты внешнего и внутреннего облика лица, встре-  

ченного перед экзаменом. На следующий день испытуемые, поль-  

зуясь той же шкалой, оценивали другого, также совершенно не-  

знакомого им человека. Испытуемые были разделены на две груп-  

пы. Одна встречалась с личностью Л перед экзаменом (экзамена-  

ционная обстановка), а с В - во время тестового испытания  

(тестовая обстановка), вторая группа встречалась с В перед  

экзаменом, а с Л - в тестовой обстановке.  

 

Благодаря такой процедуре Л и В получили две группы харак-  

теристик: характеристики, сделанные испытуемыми, находящими-  

ся в состоянии эмоционального возбуждения, и характеристики,  

сделанные испытуемыми, когда возбуждение у них вообще не про-  

являлось или проявлялось в небольшой степени. Разница между  

этими группами характеристик одних и тех же лиц указывала  

на влияние, какое имело эмоциональное возбуждение на восприя-  

тие людей.  

 

Статистически обработанные результаты эксперимента позво-  

лили Рейковски выявить в восприятии других людей человеком,  

находящимся в состоянии эмоционального возбуждения, опреде-  

ленную тенденцию. Эта тенденция выражается в более низкой  

| оценке привлекательности воспринимаемого лица, в оценке этого  

/лица, как менее дружески расположенного, а его настроения, как  

более худшего. Величина перцептивной реакции была различной  

у разных лиц.  

 

"КеуЬозЫ ,1. 51ап Етос]опа1пео Nаргса Азрозггеашс Ьис1з1.-  

51ио;а РзусЬо1орегпе. Уагзгаа, 1963, N 4, зз. 153-175.  

 

45  

STR.46  

При всей оправданности темы исследования Рейковски в нем  

имеются неясные положения. Например, как следует не раскрыто,  

что понимается под тем состоянием, которое вызывает перцептив-  

ную реакцию, исследуемую в работе. То, что определено как сос-  

тояние эмоционального возбуждения, представляет собой чрезвы-  

чайно сложное явление. Оно включает и предэкзаменационное и  

послеэкзаменационное волнение. А последнее не может быть оди-  

наковым у всех участников опыта, потому что экзамены они сдают  

с разным результатом. В исследовании не проверено, как влияет  

эффект первой встречи с новым знакомым на вторичное восприя-  

тие его, не выявлены различия в восприятии человека возбужден-  

ными людьми, отличающимися друг от друга возрастом, полом,  

степенью самоконтроля, уровнем культуры и пр.  

 

Обнаруженные исследователем особенности <моделирования>  

испытуемыми физического облика человека, впервые встреченного  

перед началом экзамена, и характер прогнозирования ими его  

внутреннего облика вызваны тем, что знакомство с этим челове-  

ком произошло в аудитории, в которой вот-вот должен был на-  

чаться экзамен, и этот человек воспринимался испытуемыми как  

потенциальное препятствие к достижению желаемого ими резуль-  

тата на экзамене.  

 

Выяснению влияния <аффекта>, или, если говорить точнее, от-  

ношения на восприятие человеком человека, помимо названных  

работ, посвящены также работы В. Виттрайха и К. Готтшальдта.  

 

В. Виттрайх сосредоточил свое внимание на выяснении .вопро-  

са о связи восприятия величины и контуров тела человека эмо-  

ционального отношения, которое сформировано к этому человеку  

у воспринимающего его субъекта 22. Используя широко применя-  

емую в США методику восприятия лица и фигуры человека  

на фоне специально созданной комнаты, элементы которой распо-  

лагаются относительно друг друга непривычно для наблюдателя,  

Виттрайх установил факт, подтверждаемый и другими исследо-  

вателями 23. В зависимости от того, в какой точке эксперимен-.  

тальной комнаты находился воспринимаемый субъект, он казался  

воспринимающему его человеку то необычно высоким, то низким.  

Однако при дальнейшем проведении опытов выяснилось, что это  

явление имеет место не всегда и в ряде случаев испытуемые вос-  

принимали величину лиц и фигур передвигавшихся в пространст-  

ве экспериментальной комнаты людей стабильно, без искажений.  

Но для этого нужно было, чтобы воспринимаемый и воспринима-  

ющий до опыта были связаны определенными отношениями.  

 

Виттрайх провел через эти опыты несколько десятков супру-  

жеских пар, чаще это были молодожены, и получил ряд фактов,  

 

22 У;Иге1сЬ У. .1. Ап шуезНеаОоп ш1о 1Ье па1иге о? ашзеюошс сПз{ог-  

1юп.- с1епНПс Атепсап, 1960, N 4,  

 

23 А т е в А. У;эиа1 регсерУоп апй (Ье го1а1ш ; 1гаре2ойа1 утс1оу.- Рзу-  

сЬо1. топодг., 1951, N 7; КПраШсЬ Р. (ей.). Ехр1ога1юпз т 1гапзас1юпа1 рэу-  

сЫоеу. N. У., 1961.  

 

46  

 

когда один из супругов, воспринимая свою жену (или мужа) на  

фоне экспериментальной комнаты, не замечал никаких изменений  

в величине ее (его) лица и фигуры, но ясно фиксировал измене-  

ния величины лица и фигуры и искажения их, когда на этом же  

фоне он воспринимал незнакомых людей.  

 

Далее опыты велись по другой методике. Испытуемому наде-  

вались на глаза специальные линзы, искажавшие внешность вос-  

принимаемых людей таким образом, что они казались наклонив-  

шимися вперед, нижняя половина их тел становилась шире, вос-  

принимаемые приобретали пирамидоподобный вид.  

 

Одна серия этих опытов была проведена в госпитале, другая  

среди новобранцев, которые через анисейконические линзы долж-  

ны были воспринимать в одних случаях своих сотоварищей,  

в других - своих прямых начальников. И снова были получены  

факты избирательного видения искажений внешности восприни-  

маемых. Изменения во внешности других солдат отмечались сразу.  

Искажений же во внешности начальника новобранец не видел,  

или требовались более сильные линзы, чтобы образ восприятия  

начальника у него изменился.  

 

Виттрайх считает, что феномены, выявившиеся во всех сериях  

проведенных им опытов, можно объяснить только отношениями,  

установившимися в жизни между воспринимаемым и восприни-  

мающим субъектами. Чувство страха по отношению к восприни-  

I маемому, преклонение перед ним могут оказать и оказывают  

сильное влияние на воспринимающих лиц. Восприятие человека,  

которого испытуемые боятся, оказывается не совсем таким, как  

у тех, кому он безразличен, и это, в частности, выражается у пос-  

ледних в меньшей устойчивости какого-либо одного образа восп-  

ринимаемого и легкой перестройке его при изменившихся усло-  

виях восприятия.  

 

К. Готтшальдт в своих работах также поднимает вопросы, свя-  

занные с .восприятием и пониманием одного человека другимв за-  

висимости от отношения24. В описываемых им экспериментах  

применялись специально изготовленные фотографии, в которых  

силуэты заснятых на них людей были .искажены - более или  

менее расширены или сужены. К. Готтшальдтом была обнаруже-  

на интересная особенность. Хотя взрослые испытуемые, глядя  

на себя в зеркало, имели возможность в серии предложенных им  

собственных фотографий выбрать фотографии с нулевым искаже-  

нием, они тем не менее обнаружили, отыскивая наиболее <похо-  

жую> фотографию, стойкую тенденцию к выбору более расши-  

ренного или суженного изображения. По миению исследователя,  

в этом факте проявляется определенное притязание личности.  

 

Далее подобные опыты были поставлены в подростковых клас-  

сах школы. Оказалось, что положение ученика в классе сказы-  

 

СЮНэсЬаШ К. Ме1Ьоао1ор5сЬе РегвреЫгуеп т Дег Аизйгисог-  

5сЬип.- Оег ВепсЫ йЬег аеп эесЬзгеЬпеп 1п1егпаНопа1еп Копгезз. Атз1ег-  

(1ат, 1961.  

 

47  

STR.48  

вается на восприятии им собственных фотографий, а также на  

восприятии фотографий других учащихся, превосходящих его,  

стоящих ниже его, резко отклоняющихся от массы или входящих  

в ядро класса. К. Готтшальдт утверждает, что учащиеся, удов-  

летворяющиеся своей посредственной позицией и оценкой, дава-  

емой им классом, выбирают свои фото с .нулевым искажением.  

Их товарищи, активно протестующие против ущемления своей ин-  

дивидуальности в классе, также устойчиво склонны считать  

точно соответствующими друг другу свое изображение в зеркале  

и на фотографии, искажающей его в сторону расширения или су-  

жения, и воспринимать ее как наиболее правильную. При призна-  

нии превосходства соученика выявляется тенденция при выборе  

его <точной> фотографии предпочитать <широкое фото>, при пре-  

небрежительном отношении к нему - <узкое фото>.  

 

Далее к участию в этих опытах были привлечены 10 и 16-лет-  

ние мальчики и девочки, которые должны были выбрать наиболее  

точные, <самые похожие> фотографии не только себя, но и роди-  

телей, учителей, нейтральных взрослых и одновозрастных партне-  

ров. Выявилось, что десятилетние ребята рассматривали свое  

изображение <наивно> и выбирали фото с нулевым искажением.  

.Фотографии матери и отца выбирались ими из тех, где изображе-  

ния были расширены. Фото с нулевым искажением в этих случаях  

ими большей частью подчеркнуто отвергались. Совсем иные ре-  

зультаты были получены при выполнении этого же задания 16-  

летними испытуемыми. В 80% случаев образ матери (или отца)  

выбирался ими из ряда фотографий, где искажение было равно  

нулю, в то время как для собственной личности устойчиво пред-  

почитались, особенно мальчиками, более <широкие> образы на  

фотографиях.  

 

Заключая эту часть исследования, К. Готтшальдт пишет, что  

восприятие фотопортрета (это касается и восприятия лица чело-  

века и его фигуры) зависело от соотношения социальных позиций  

воспринимающего и воспринимаемого. Эта связь между ними  

с течением времени изменяется, что находит отражение в количе-  

ственных характеристиках образа другого, формирующегося  

у воспринимающего субъекта.  

 

Несколько лет назад при исследовании учебных способностей  

подростка в связи с его интересами, использовав тахистоскопичес-  

кую методику, мы получили большое число фактов, говорящих  

о зависимости полноты, яркости и правильности образа восприя-  

тия от отношения, имеющегося у субъекта к отражаемому им объ-  

екту25. Среди объектов, предлагаемых испытуемым для восприя-  

тия, в наших опытах широко были использованы изображения  

людей.  

 

25 См.: Б о д а л е в А. А. Попытка изучения <учебных способностей> под-  

ростка в связи с его интересами.-Учен. зап. ЛГУ, 160, № 287.  

 

48  

 

Во всех этих опытах отнесение предлагаемого для восприятия  

содержания к области действительности, к которой у школьника  

уже выработано устойчиво положительное отношение, вызывало  

активизацию восприятия. И, наоборот, отнесение предлагаемого  

для восприятия содержания к области действительности, к кото-  

рой у него уже выработано устойчиво безразличное отношение,  

вызывало понижение активности восприятия.  

 

Л. И. Божович, В. Н. Мясищев, П. М. Якобсон и другие авто-  

ры также не раз показывали в своих работах, насколько сильным  

может быть воздействие отношения на характер формирующегося  

у субъекта образа другого человека.  

 

Внешний облик и действия людей могут по-разному отвечать  

этико-эстетическим требованиям, сформированным у человека и  

более или менее им осознаваемым. Поэтому люди вызывают  

у него к себе неодинаковое эмоциональное отношение. Возникнув,  

это отношение вносит свой корректив в дальнейшее формирова-  

ние у индивида образа каждого из тех людей, с которыми он  

общается, затушевывая одни стороны этих людей и выпячивая  

другие.  

 

Многие исследователи делали попытки описать и механизм  

влияния эмоционально-аффективного фактора на восприятие26.  

И хотя, если судить по этим попыткам, детального понимания  

этого механизма еще нет, однако в общем совершенно очевидно,  

что этот механизм имеет рефлекторную природу и сложившаяся  

в советской науке система понятий вполне раскрывает принцип  

действия этого механизма.  

 

Опираясь на положения современной науки, мы изложили свое  

понимание познания человека человеком и рассмотрели его роль  

в процессе взаимодействия людей. Мы считаем, что теордя_инфод  

мации и кибернетика могут помочь в научной разработке этих  

важных и в теоретическом и практическом отношениях вопросов.  

Однако в психологической науке были предприняты и другие  

попытки объяснить феномен познания человека человеком. Как и  

при решении всех других научных проблем, и в этой области пси-  

хологической науки сталкиваются материализм и идеализм. >,  

 

Откровенно идеалистической является теория врожденного  

знания и подобия. Отдельный человек рассматривается ею как  

воплощение жизни духа. Он - частица сущностной структуры и  

в качестве таковой наделен атрибутами сознания. Взаимное пони-  

мание основывается в конечном счете на причастности человека  

к всеобщему объективному разуму. Концепция Юнга, содержа-  

щая идеи о расовом бессознательном и прототипах, как и концеп-  

ции Вильяма Джемса о религиозном опыте27, фактически есть  

 

26 5 о Не у СЬ., МигрЬу О. Оеуе1ортеп1 о{ 1Ье регсер1иа1 зд-огИ. N. У.,  

1960. Соллей и Мерфи употребляют понятия <мотивация>, <подкрепление> и  

<эмоционально-аффективный> фактор как тождественные, что, конечно, непра-  

вильно.  

 

27 См.: Джеме В. Научные основы психологии. Спб., 1902.  

 

49  

STR.50  

конкретное проявление теории врожденного знания и подобия.  

Несовместимость ее с подлинной наукой очевидна не только нам,  

но и многим зарубежным психологам28. Ее бесплодность в объяс-  

нении психологических фактов, в том числе и познания человека  

человеком, отмечают и некоторые западные ученые, в философ-  

ском плане не являющиеся последовательными материалистами.  




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1567
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком » 30 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 20 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 31 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 32 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 33 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 24 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 23 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 22 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 21 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 28 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 19 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 18 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 17 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 16 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 12 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 13 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 14 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 15 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 10 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 27 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 26 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 25 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 29 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 1 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 2 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 3 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 4 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 5 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 6 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 7 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь