|
Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человекомКомментируя этот факт, Джексон указывает, что изменения в не- произвольной оценке испытуемыми выражения одних и тех же ) 1лиц говорят о том, что подкрепление участвует в конструировании восприятия.
Исследования динамики <фигура - фон> в связи с характером подкрепления различных элементов предъявляемого сложного раздражителя, когда в качестве такового выступали человечес- кие лица, были осуществлены также Шефером и Мерфи19 и Мессиком и Соллей20. Проанализировав результаты своих экспе- | риментов, они делают вывод, что подкрепляемое лицо в подавля- ющем числе случаев воспринимается как <фигура>. Действие от- рицательного подкрепления в их опытах не было однозначным. Оно резко различалось по результатам в зависимости от того, была ли это начальная или конечная стадия опыта. Шефер и Мерфи пишут, что пороги восприятия лиц, связываемых с наказа- , нием, варьировали от индивидуума к индивидууму в более ши- роких пределах, чем пороги восприятия этими же индивидуумами лиц, связываемых с наградой. По утверждению указанных авто- ров, неодинаково четкое восприятие испытуемыми лиц, по-разному подкрепляемых, было связано и с уровнем развития индивидуума.
" 8 п у Д е г Р. У., 5 п у (1 е г С. V. ТЬе е{{ес18 о{ геуага апй ришзЬтеп! оп аи<Шогу регсерИоп.-.1. рзусЬо!., 1956, N 41, р. 177-184.
18 а с Ь з о п О. N. А {игйег ехатшаНоп о? 1Ье го1е оТ аиНзт т а у1эиа1 Пеиге-егоипа ге1аНопзЫр.- Л. рзусЬо!., 1954, N 38, р. 339-357.
19 5 с Ь а I е г К., МигрЬу О. ТЬе го1е о{ аиНзт ш Пиге-гоипс1 геМоп- зЫр.-Л. ехр. рзусЬо!., 1943, N 32, р. 335-343.
20 5 о 11 е у СЬ., МигрЬу О. Оеуе1ортеп1 о{ 1Ье регсер{иа1 т>г1(1. N. У., 1960, р. 265-274.
44
В то же время в их опытах дети 5-8 лет проявили сравнительно стойкую тенденцию воспринимать в двуликом изображении <по- ощряемое> лицо как <фигуру> и <наказываемое> лицо как <фон>, взрослые такой явной тенденции не обнаружили. Вместе с тем на всех возрастных уровнях проявились большие индивидуальные различия в степени и способе воздействия на восприятие, или, как говорят исследователи, на структурирование испытуемыми действующего на них стимула, <аффекта>, вызванного в одних случаях поощрением, а в других - наказанием. Этот <аффект>, как несколько раз подчеркивают названные авторы, - важная переменная в обусловливании того, что в воспринимаемом будет играть роль <фона> и что будет <фигурой>.
К названным работам примыкает исследование Януша Рей- ковски, который прямо попытался выяснить влияние эмоциональ- ного возбуждения на восприятие человеком человека 21. Источни- ком эмоционального возбуждения в опытах Рейковски была об- становка, предшествующая экзамену. Испытуемые перед самым экзаменом встречались с незнакомым им человеком, с которым вели короткую беседу, касающуюся анкетных данных и реакций на экзаменационную обстановку. После окончания экзамена ис- пытуемые студенты заполняли вопросные листки, обозначая с по- мощью шкалы черты внешнего и внутреннего облика лица, встре- ченного перед экзаменом. На следующий день испытуемые, поль- зуясь той же шкалой, оценивали другого, также совершенно не- знакомого им человека. Испытуемые были разделены на две груп- пы. Одна встречалась с личностью Л перед экзаменом (экзамена- ционная обстановка), а с В - во время тестового испытания (тестовая обстановка), вторая группа встречалась с В перед экзаменом, а с Л - в тестовой обстановке.
Благодаря такой процедуре Л и В получили две группы харак- теристик: характеристики, сделанные испытуемыми, находящими- ся в состоянии эмоционального возбуждения, и характеристики, сделанные испытуемыми, когда возбуждение у них вообще не про- являлось или проявлялось в небольшой степени. Разница между этими группами характеристик одних и тех же лиц указывала на влияние, какое имело эмоциональное возбуждение на восприя- тие людей.
Статистически обработанные результаты эксперимента позво- лили Рейковски выявить в восприятии других людей человеком, находящимся в состоянии эмоционального возбуждения, опреде- ленную тенденцию. Эта тенденция выражается в более низкой | оценке привлекательности воспринимаемого лица, в оценке этого /лица, как менее дружески расположенного, а его настроения, как более худшего. Величина перцептивной реакции была различной у разных лиц.
"КеуЬозЫ ,1. 51ап Етос]опа1пео Nаргса Азрозггеашс Ьис1з1.- 51ио;а РзусЬо1орегпе. Уагзгаа, 1963, N 4, зз. 153-175.
45 STR.46 При всей оправданности темы исследования Рейковски в нем имеются неясные положения. Например, как следует не раскрыто, что понимается под тем состоянием, которое вызывает перцептив- ную реакцию, исследуемую в работе. То, что определено как сос- тояние эмоционального возбуждения, представляет собой чрезвы- чайно сложное явление. Оно включает и предэкзаменационное и послеэкзаменационное волнение. А последнее не может быть оди- наковым у всех участников опыта, потому что экзамены они сдают с разным результатом. В исследовании не проверено, как влияет эффект первой встречи с новым знакомым на вторичное восприя- тие его, не выявлены различия в восприятии человека возбужден- ными людьми, отличающимися друг от друга возрастом, полом, степенью самоконтроля, уровнем культуры и пр.
Обнаруженные исследователем особенности <моделирования> испытуемыми физического облика человека, впервые встреченного перед началом экзамена, и характер прогнозирования ими его внутреннего облика вызваны тем, что знакомство с этим челове- ком произошло в аудитории, в которой вот-вот должен был на- чаться экзамен, и этот человек воспринимался испытуемыми как потенциальное препятствие к достижению желаемого ими резуль- тата на экзамене.
Выяснению влияния <аффекта>, или, если говорить точнее, от- ношения на восприятие человеком человека, помимо названных работ, посвящены также работы В. Виттрайха и К. Готтшальдта.
В. Виттрайх сосредоточил свое внимание на выяснении .вопро- са о связи восприятия величины и контуров тела человека эмо- ционального отношения, которое сформировано к этому человеку у воспринимающего его субъекта 22. Используя широко применя- емую в США методику восприятия лица и фигуры человека на фоне специально созданной комнаты, элементы которой распо- лагаются относительно друг друга непривычно для наблюдателя, Виттрайх установил факт, подтверждаемый и другими исследо- вателями 23. В зависимости от того, в какой точке эксперимен-. тальной комнаты находился воспринимаемый субъект, он казался воспринимающему его человеку то необычно высоким, то низким. Однако при дальнейшем проведении опытов выяснилось, что это явление имеет место не всегда и в ряде случаев испытуемые вос- принимали величину лиц и фигур передвигавшихся в пространст- ве экспериментальной комнаты людей стабильно, без искажений. Но для этого нужно было, чтобы воспринимаемый и воспринима- ющий до опыта были связаны определенными отношениями.
Виттрайх провел через эти опыты несколько десятков супру- жеских пар, чаще это были молодожены, и получил ряд фактов,
22 У;Иге1сЬ У. .1. Ап шуезНеаОоп ш1о 1Ье па1иге о? ашзеюошс сПз{ог- 1юп.- с1епНПс Атепсап, 1960, N 4,
23 А т е в А. У;эиа1 регсерУоп апй (Ье го1а1ш ; 1гаре2ойа1 утс1оу.- Рзу- сЬо1. топодг., 1951, N 7; КПраШсЬ Р. (ей.). Ехр1ога1юпз т 1гапзас1юпа1 рэу- сЫоеу. N. У., 1961.
46
когда один из супругов, воспринимая свою жену (или мужа) на фоне экспериментальной комнаты, не замечал никаких изменений в величине ее (его) лица и фигуры, но ясно фиксировал измене- ния величины лица и фигуры и искажения их, когда на этом же фоне он воспринимал незнакомых людей.
Далее опыты велись по другой методике. Испытуемому наде- вались на глаза специальные линзы, искажавшие внешность вос- принимаемых людей таким образом, что они казались наклонив- шимися вперед, нижняя половина их тел становилась шире, вос- принимаемые приобретали пирамидоподобный вид.
Одна серия этих опытов была проведена в госпитале, другая среди новобранцев, которые через анисейконические линзы долж- ны были воспринимать в одних случаях своих сотоварищей, в других - своих прямых начальников. И снова были получены факты избирательного видения искажений внешности восприни- маемых. Изменения во внешности других солдат отмечались сразу. Искажений же во внешности начальника новобранец не видел, или требовались более сильные линзы, чтобы образ восприятия начальника у него изменился.
Виттрайх считает, что феномены, выявившиеся во всех сериях проведенных им опытов, можно объяснить только отношениями, установившимися в жизни между воспринимаемым и восприни- мающим субъектами. Чувство страха по отношению к восприни- I маемому, преклонение перед ним могут оказать и оказывают сильное влияние на воспринимающих лиц. Восприятие человека, которого испытуемые боятся, оказывается не совсем таким, как у тех, кому он безразличен, и это, в частности, выражается у пос- ледних в меньшей устойчивости какого-либо одного образа восп- ринимаемого и легкой перестройке его при изменившихся усло- виях восприятия.
К. Готтшальдт в своих работах также поднимает вопросы, свя- занные с .восприятием и пониманием одного человека другимв за- висимости от отношения24. В описываемых им экспериментах применялись специально изготовленные фотографии, в которых силуэты заснятых на них людей были .искажены - более или менее расширены или сужены. К. Готтшальдтом была обнаруже- на интересная особенность. Хотя взрослые испытуемые, глядя на себя в зеркало, имели возможность в серии предложенных им собственных фотографий выбрать фотографии с нулевым искаже- нием, они тем не менее обнаружили, отыскивая наиболее <похо- жую> фотографию, стойкую тенденцию к выбору более расши- ренного или суженного изображения. По миению исследователя, в этом факте проявляется определенное притязание личности.
Далее подобные опыты были поставлены в подростковых клас- сах школы. Оказалось, что положение ученика в классе сказы-
СЮНэсЬаШ К. Ме1Ьоао1ор5сЬе РегвреЫгуеп т Дег Аизйгисог- 5сЬип.- Оег ВепсЫ йЬег аеп эесЬзгеЬпеп 1п1егпаНопа1еп Копгезз. Атз1ег- (1ат, 1961.
47 STR.48 вается на восприятии им собственных фотографий, а также на восприятии фотографий других учащихся, превосходящих его, стоящих ниже его, резко отклоняющихся от массы или входящих в ядро класса. К. Готтшальдт утверждает, что учащиеся, удов- летворяющиеся своей посредственной позицией и оценкой, дава- емой им классом, выбирают свои фото с .нулевым искажением. Их товарищи, активно протестующие против ущемления своей ин- дивидуальности в классе, также устойчиво склонны считать точно соответствующими друг другу свое изображение в зеркале и на фотографии, искажающей его в сторону расширения или су- жения, и воспринимать ее как наиболее правильную. При призна- нии превосходства соученика выявляется тенденция при выборе его <точной> фотографии предпочитать <широкое фото>, при пре- небрежительном отношении к нему - <узкое фото>.
Далее к участию в этих опытах были привлечены 10 и 16-лет- ние мальчики и девочки, которые должны были выбрать наиболее точные, <самые похожие> фотографии не только себя, но и роди- телей, учителей, нейтральных взрослых и одновозрастных партне- ров. Выявилось, что десятилетние ребята рассматривали свое изображение <наивно> и выбирали фото с нулевым искажением. .Фотографии матери и отца выбирались ими из тех, где изображе- ния были расширены. Фото с нулевым искажением в этих случаях ими большей частью подчеркнуто отвергались. Совсем иные ре- зультаты были получены при выполнении этого же задания 16- летними испытуемыми. В 80% случаев образ матери (или отца) выбирался ими из ряда фотографий, где искажение было равно нулю, в то время как для собственной личности устойчиво пред- почитались, особенно мальчиками, более <широкие> образы на фотографиях.
Заключая эту часть исследования, К. Готтшальдт пишет, что восприятие фотопортрета (это касается и восприятия лица чело- века и его фигуры) зависело от соотношения социальных позиций воспринимающего и воспринимаемого. Эта связь между ними с течением времени изменяется, что находит отражение в количе- ственных характеристиках образа другого, формирующегося у воспринимающего субъекта.
Несколько лет назад при исследовании учебных способностей подростка в связи с его интересами, использовав тахистоскопичес- кую методику, мы получили большое число фактов, говорящих о зависимости полноты, яркости и правильности образа восприя- тия от отношения, имеющегося у субъекта к отражаемому им объ- екту25. Среди объектов, предлагаемых испытуемым для восприя- тия, в наших опытах широко были использованы изображения людей.
25 См.: Б о д а л е в А. А. Попытка изучения <учебных способностей> под- ростка в связи с его интересами.-Учен. зап. ЛГУ, 160, № 287.
48
Во всех этих опытах отнесение предлагаемого для восприятия содержания к области действительности, к которой у школьника уже выработано устойчиво положительное отношение, вызывало активизацию восприятия. И, наоборот, отнесение предлагаемого для восприятия содержания к области действительности, к кото- рой у него уже выработано устойчиво безразличное отношение, вызывало понижение активности восприятия.
Л. И. Божович, В. Н. Мясищев, П. М. Якобсон и другие авто- ры также не раз показывали в своих работах, насколько сильным может быть воздействие отношения на характер формирующегося у субъекта образа другого человека.
Внешний облик и действия людей могут по-разному отвечать этико-эстетическим требованиям, сформированным у человека и более или менее им осознаваемым. Поэтому люди вызывают у него к себе неодинаковое эмоциональное отношение. Возникнув, это отношение вносит свой корректив в дальнейшее формирова- ние у индивида образа каждого из тех людей, с которыми он общается, затушевывая одни стороны этих людей и выпячивая другие.
Многие исследователи делали попытки описать и механизм влияния эмоционально-аффективного фактора на восприятие26. И хотя, если судить по этим попыткам, детального понимания этого механизма еще нет, однако в общем совершенно очевидно, что этот механизм имеет рефлекторную природу и сложившаяся в советской науке система понятий вполне раскрывает принцип действия этого механизма.
Опираясь на положения современной науки, мы изложили свое понимание познания человека человеком и рассмотрели его роль в процессе взаимодействия людей. Мы считаем, что теордя_инфод мации и кибернетика могут помочь в научной разработке этих важных и в теоретическом и практическом отношениях вопросов. Однако в психологической науке были предприняты и другие попытки объяснить феномен познания человека человеком. Как и при решении всех других научных проблем, и в этой области пси- хологической науки сталкиваются материализм и идеализм. >,
Откровенно идеалистической является теория врожденного знания и подобия. Отдельный человек рассматривается ею как воплощение жизни духа. Он - частица сущностной структуры и в качестве таковой наделен атрибутами сознания. Взаимное пони- мание основывается в конечном счете на причастности человека к всеобщему объективному разуму. Концепция Юнга, содержа- щая идеи о расовом бессознательном и прототипах, как и концеп- ции Вильяма Джемса о религиозном опыте27, фактически есть
26 5 о Не у СЬ., МигрЬу О. Оеуе1ортеп1 о{ 1Ье регсер1иа1 зд-огИ. N. У., 1960. Соллей и Мерфи употребляют понятия <мотивация>, <подкрепление> и <эмоционально-аффективный> фактор как тождественные, что, конечно, непра- вильно.
27 См.: Джеме В. Научные основы психологии. Спб., 1902.
49 STR.50 конкретное проявление теории врожденного знания и подобия. Несовместимость ее с подлинной наукой очевидна не только нам, но и многим зарубежным психологам28. Ее бесплодность в объяс- нении психологических фактов, в том числе и познания человека человеком, отмечают и некоторые западные ученые, в философ- ском плане не являющиеся последовательными материалистами. Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|