Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человекомдъявлялись глубоко личные особенности; е) выражение состояния личности через словесные и голосовые- средства отклонялось от ставшей привычной для нее манеры. Все эти изменения не в оди- наковой мере проявлялись у разных испытуемых. У некоторых сравнительно быстро наступала адаптация. У других же, когда нарушались обратные связи, указанные выше отклонения от нор- мы проявлялись достаточно сильно.
Когда исключалась возможность зрительного восприятия собе- седника и, стало быть, опять же нарушались обратные связи, ком- муникативных жестов у испытуемых становилось меньше, но чис- ло жестов некоммуникативных, аутистических возрастало.
Участвующие в регулировании взаимодействия одного челове- ка с другим обратные связи отличаются друг от друга степенью сложности. В простейших обратных связях в грубой форме ( фиксируется успех или неуспех в достижении несложной цели, например удалось ли. нам произвести строгим тоном какую-то фразу, чтобы удержать детей от шалости, и пр. С помощью меха- низма более сложных обратных связей в регулирующий аппарат человека поступает информация не о результатах выполнения от- ( дельных действий, а о поведении в течение более длительного вре- 1 мени и в системе многих обстоятельств. <Логический тип> т.дксй обратной связи иной, чем в элементарных обратных связях.
Пройденный человеком путь воспитания развивает у него при- вычку давать способам действия другого человека определенное истолкование и, чаще наблюдая одни из них и реже другие, зак- лючать об устойчивых особенностях последнего. Человек накап- ливает статистические данные об особенностях поведения другого человека. Перерабатывая и обобщая их, он превращает эти све- дення в командную информацию, участвующую в регулировании его поведения по отношению к этому человеку и позволяющую ему более или менее предугадывать наиболее вероятные действия последнего.
Изменения в поведении индивидуума, которые диктуются по- явлением нового в действиях другого человека и определенно ис- толкованной информацией, в конечном итоге опять-таки связаны с проявлением очень общего вида обратной связи.
Хорошо функционирующая обратная сзязь выступает одним )из необходимых условий успешной работы руководителя, воспи- тателя, учителя. Неналаженность ее или пренебрежительное к ней отношение приводят субъекта деятельности к действиям вслепую,
14
потому что отсутствие обратной связи фактически означает отрыв от действительности. Когда по какой-либо причине механизм об- ратной связи начинает <работать> с перебоями, человек, взаимо- действующий,с другими людьми, не фиксирует всех их действий, отражает их выборочно, случайно, вне связи друг с другом, неправильно их интерпретирует и, соответсгвенно, неадекватно , на них отвечает. Контакт между людьми разлаживается, взаимо- действие нарушается. STR.16 ГЛАВА 2
ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
Человек - не только субъект, но и объект познания, и в качест- ве такового он предстает перед людьми как индивид, как лич- ность, как индивидуальность. Как индивид он всегда характери- зуется определенными морфоконституционными, нейротипологи- ческими, половыми и возрастными особенностями. Как личность. он оказывается представителем определенной общественно-эконо- мической формации, народа, класса, социальной группы, коллек- тива. Вместе с тем каждый человек выступает всегда и как инди- видуальность, как неповторимый продукт, как единичный резуль- тат конвергенции совершенно конкретных естественных и общест- венных условий и обстоятельств, формировавших его как субъекта труда, познания и общения.
/ Особенности, характеризующие человека как индивида, как личность и как индивидуальность, всегда так или иначе запечат-
{деваются в образах и понятиях, которые возникают у взаимодей- ствующих с ним людей. В зависимости от задач, решаемых людь- ми в совместной деятельности, значимость каждой из названных сторон человека может быть различной для окружающих и поэто- му больше или меньше запечатлеваться в сознании последних. В повседневном общении каждый человек отражает физический облик других людей, их речь, особенности выразительного пове-
. дения, одежду, различные детали оформления внешности, выпол- няемые ими действия, выделяет признаки, которые могут говорить об их профессии, переживаемом состоянии и т. д.
Физический облик человека характеризуется типом сложения, половыми, возрастными и расовыми особенностями. Тип сложе- ния человека в целом определяется его конституцией, которую современная наука рассматривает как совокупность морфологи- ческих, функциональных и реактивных особенностей организма, сложившихся на основе определенной наследственности и воздей- ствий конкретной среды .
Сопоставляя, дифференцируя и оценивая анатомические при- знаки, образующие физический облик человека, взаимодействую- щие с этим человеком люди судят о его поле, расовой принадлеж- ности, возрасте, состоянии здоровья и пр.
В разных видах взаимодействия физический облик человека и различные его элементы играют то большую, то меньшую роль.
См.: Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Основы антропологии. М., 155;
Г и н з б у р г В. В. Элементы антропологии для медиков. Л., 1963.
16
/<-___
- /}/" /
Взаимодействуя с людьми, ттндйвПд, <выбирая> стиль общения с ними, учитывает, как правило, их пол и возраст. В ряде дея- тельностей: работе врача, педагога-хореографа, тренера, закрой- щика - правильная оценка особенностей физического облика людей - одно из условий успешного выполнения ими трудовых задач. При отборе исполнителей той или иной роли в кинофильме или спектакле черты физического облика артиста также оказы- ваются значимым компонентом.
. Помимо анатомических признаков, которые образуют физичес- кий облик человека, важным компонентом его внешнего облика
являются так называемые функциональные признаки. К ним от вносятся мимика, жестикуляция, походка, осанка, голос, а также
речь.
Психические процессы и присущие человеку в каждый момент внутренние психические состояния коррелируют с конкретными нервно-физиологическими и биохимическими характеристиками организма. Сложные психологические образования, которые пред- ставляют собой непрерывно перестраивающиеся по ходу деятель- ности ансамбли процессов и состояний, динамично выражаются во внешнем облике и поведении человека в виде совокупности определенных признаков, организующихся в пространственно-вре- менные структуры. Каждая такая структура включает конкретные- характеристики мимики, пантомимики, интонации, темла движе- ний, качества деятельности и прочее и является сигнальным комп- лексом, информирующим другого человека о психических процес сах и состояниях его партнера по деятельности. Следует отметить,
(что осведомительную и регулятивную функции несет комплекс в целом, а его компоненты в отдельности воспринимаются далеко не всегда. В осуществлении указанных функций эти компоненты не равноценны, и, если во внешнем облике или поведении чело- века появляется только один или небольшая часть признаков сиг- нального комплекса, взаимодействующему с ним индивидууму , трудно уловить изменения в психическом состоянии партнера.
Совокупность мимических и пантомимических особенностей, соответствующих состояниям грусти, гнева, радости, страха и
I прочим, является сигналами этих состояний. Каждый из таких сигналов, имеющих как осведомительное, так и регулятивное зна- чение для отразившего их человека, обладает сложной структу- рой. В нее, как правило, входят признаки разных модальностей (воспринимаемые зрительно, на слух, иногда кожно-мышечным путем). Одни из признаков, образующих структуру такого сигна- ла, характеризуются постоянством, другие - вариативностью.
Человек, осваивая сигналы состояний в ходе взаимодействия с людьми, выделяет и объединяет признаки, характерные для каждого состояния.
Важнейшим элементом в физическом облике человека явля- ется лицо. Как ни режет слух фраза: <лицо - важнейший инст- румент общения>, однако факт остается фактом - большинство
17 STR.18 .людей в процессе общения чаще всего концентрируют свое внима- ние на лицах партнеров и больше всего на глазах, которые ока- зываются видимым центром человека для воспринимающего субъекта. Это значение лица в процессе общения определяется тем, что на лице расположены важнейшие дистантрецепторы, от яйца исходит голос, слышимый другим человеком. Сокращения .лицевых мышц изменяют выражение лица и сигнализируют о сос- тояниях человека. Привычка смотреть в лицо партнера по обще- нию и более или менее тонко отмечать смену выражений разви-
I вается у каждого человека постепенно, начиная с первых недель жизни. Появление ее дает ребенку возможность предвидеть дей- ствия взрослого с <таким> лицом и соответственно строить свое поведение.
Точность и тонкость дифференцирования выражений лиц и со-
1 .ответствующих им состояний у разных людей неодинаковы.
Изучению особенностей восприятия человеком лиц других лю- дей и дифференциации их выражений посвящено много исследова- ний 2. Авторы этих работ стремятся проследить, как развивается способность распознавать эмоциональные состояния по выраже- нию лица по мере формирования личности воспринимающего, выявить характерные особенности распознавания у людей, стра- дающих расстройством психического здоровья, установить осно- вания, которыми руководствуются люди, определяя выражения лиц, соответствующие разным эмоциональным состояниям, и пр.
Например, Ф. Ленард и Э. Банлаки3 изучали, как развивается
"способность распознавать выражения лиц у учащихся 7-17 лет. Исследованием было охвачено 613 учеников разного возраста, которые должны были определять чувства людей, изображенных на фотографиях. В опытах использовались портреты с выраже- нием боли, плохого настроения, отчаяния, удивления, испуга, ужаса, ненависти, ярости, сомнения, сочувствия, отвращения, зло- радства, подозрения, соблазна, иронии, большой радости. Ученые установили, что в распознавании эмоциональных состояний по выражениям лиц у школьников с возрастом наблюдается прог- ресс. Вместе с тем они выявили разницу в темпах развития спо- собности распознавать разные эмоциональные состояния. У школьников 11-13 лет они обнаружили явление временного рег- ресса в распознавании ряда чувств. Этот факт они объясняют тем, что восприятия лиц и толкование их выражений связаны
1 с особенностями личности воспринимающего. В образах, говорят авторы, проецируются особенности не только объектов, но и субъ-
гипзЬ Е., КеНег I.. ЕтагисЬзсЬагаЫеге зсЬетаИз;ег(ег Сез;сЬ- 1ег.-2з. {. РзусЬо!., 1937, 5. 67-134; ЬегзсЬ РЬ, ЕшГйЬгип т (Не РвусЬо- <Иа;поэН1{ ип1ег Ъезопаегег с1ег АизагискзрзусЬо1о{е. МйпсЬеп, 1952; Р1и1- с Ь I с К. А з1иау о1 аяа! ехргеззюп ш 1Ье ИЫ: о{ а пеуу Цлеогу оГ етоУоп.- Рег ВепсМ йЬег зесЬзгеЬп1еп ;п1егпаиопа1еп Копгезз. Агиз1егс1ат, 1961.
3 Ь е п а г с1 Р., Рогга;-Вап1аЫ Е. Рзг;сЬо1о;а1 1апие1тапуо1(. 3 1<о- Ы. ВиДарез!, 1960.
.18
I екта восприятия. Поэтому характер распознавания человеком эмоциональных состояний может иметь диагностическое значение. Р. Плучек4 предъявлял испытуемым подросткам фотографии трех главных областей лица - лба, глаз и рта с различными ха- рактерными выразительными особенностями. Ученый получил данные о дифференциации подростками выражений лица, которые соответствовали восьми так называемым начальным, или первич- ным, эмоциям, в совокупности образующим <эмоциональный круг>.
С. Ванденберг и М. Маттиссон Ї выясняли, насколько точно определяют выражения лиц, соответствующие различным эмоци- ональным состояниям, шизофреники и другие душевнобольные по сравнению со здоровыми людьми. Испытуемым предлагались наборы фотографий мужских и женских лиц, выражающих состо- яние радости, печали, беспокойства, страха, гнева, смущения, пре- зрения, удивления и подозрения. Основанием использовать в экс- перименте именно эти фотографии служило единодушное мнение двенадцати здоровых людей об эмоциональных состояниях лиц, изображенных на портретах. Исследователи установили, что на- рушение внутриличностных связей и потеря социальных комму- никаций, характерные для больных шизофренией, а также для страдающих некоторыми другими видами душевных расстройств, в каждом случае определенным образом снижают способность правильно определять выражения лиц. Например, по статистичес- ки обработанным данным, собранным Ванденбергом и Маттиссо- ном, шизофреники-параноики дают более высокий процент адек- ватного толкования выражений лиц, чем другие шизофреники. Анализируя собранные данные, авторы учитывали влияние <вер- бальной интеллигентности> испытуемого на показываемые им ре- зультаты.
Изучая восприятие человеком мимики, ряд ученых (М. Шер- ман, Ч. Ландис и др.) 6 предприняли попытку найти определенный <код>, который, по их мнению, характеризует каждую эмоцию. В расшифровывании такого <кода>, по мнению этих исследова- телей, заключается процесс узнавания и распознавания пережива- ний тем или другим человеком. Однако такой подход к изучению закономерностей прочтения переживаний человека, несмотря на всю его оправданность, все же не ведет к полному решению проблемы, так как при этом, во-первых, не учитывается значение других, помимо выражения лица, особенностей его экспрессии при расшифровывании переживаний и состояния воспринимаемо-
4 Р 1 и 1 с Ь; Ь К. Ор. сИ.
УапаепЬег 3., МаШэзоп М. ТЬе 1п(егрге(а11оп о1 {ас;а1 ехргез- зюпз Ьу а.сЫ2орЬгешсз оЙег теп1а1 ра(;еп{з, погта! аДиИз апй сЫИгеп.- Ас1а рзусЬо1о!са, уб1. XIX. Атзегйат, 1961.
6 Ь а п (11 з С. ТЬе 1п1егрге1аИоп о{ Гас1а1 ехргевзюп т ето-Иоп.- ,1. еп. рзусЬо!., 1929, N 2, р. 59-72; ЗЬегтап М. ТЬе (ШГегепЫюп о{ етоУопа! гезропзез ш 1п1ап1з.-3. сотр., рзусЬо!., 1927, N 7, р. 265-284.
19 STR.20 то человека, а во-вторых, не принимается во внимание роль всей ситуации, в условиях которой происходит общение людей.
Влияние ситуации на характер интерпретации мимических движений экспериментальным путем убедительно показывает П. М. Якобсон7. Теоретически значение ситуации общения в-рас- шифровывании переживаний человека, его состояний хорошо рас- крывает С. Л. Рубинштейн: <В изолированно взятом выражении лица напрасно ищут раскрытие существа эмоции; но из того, что ,по изолированно взятому выражению лица, без знания ситуации, не всегда удается определить эмоции, неправильно заключают, что мы узнаем эмоцию не по выражению лица, а по ситуации, .которая ее вызывает. В действительности из этого можно заклю- чить только то, что для распознавания эмоций, особенно сложных
-и тонких, выражение лица служит не само по себе, не изолиро- ванно, а в соотношении со всеми конкретными взаимоотношения- ми человека с окружающими>8.
В образе, формирующемся в процессе общения, могут быть за- лечатлены жесты партнера. По ним мы можем заключить об от- ношении воспринимаемого человека к какому-то событию, лицу, предмету и пр. Жест может нам сказать о желании этого челове- ка, о его состоянии. Особенности жестикуляции, наблюдаемые длительное время, могут оказаться для нас одним из оснований , для вывода о каком-то качестве воспринимаемого человека, на-
- пример о суетливости, склонности к мелодраматичности и пр.
Жесты, являющиеся одним из видов выразительных движений человека, нельзя считать спонтанным проявлением активности.
-Любой человек, формируясь как личность в конкретной социаль- ной среде, усваивает характерные для этой среды способы жести- куляции и, так сказать, правила их применения и прочтения. Внешне похожие жесты у людей, формировавшихся в разных культурно-исторических условиях, могут иметь неодинаковое зна- чение.
Человек может жестикулировать как произвольно, так и не- произвольно. По мнению ряда исследователей, для определения ; состояния, переживаемого человеком, особое значение имеет не- произвольная жестикуляция. Кроут, наблюдая за людьми в экспе- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|