Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком; риментально созданных конфликтных ситуациях, пришел к выво- , ду, что существуют корреляции между различными непроизволь- ными жестами и определенными состояниями. Пальцы, сведенные кончиками вместе, означают, по его мнению, покорность, смире- ние; палец у губ-стыд; палец, зажатый обвившими его пальца- ми другой руки, - самоободрение. Подобным образом он пыта- ется связать еще ряд жестов, с одной стороны, и состояний - с другой. Анализируя отношения между жестами и состояниями, Кроут, помимо общих особенностей, разбирает индивидуальные
7 См.: Якобсон П. М. Изучение чувств у детей и подростков. М., 1961.
8 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1945, с. 482.
20
вариации в жестикуляции, соответствующей разным состояниям, а также пробует установить особенности жестикуляции в связи с требованиями, предъявляемыми к принятой для представите- лей разных полов манере вести себя в обществе9.
Бесспорно значение разработки проблемы, которая заинтере- совала Кроута, но его выводы нуждаются в экспериментальной проверке.
Жестикуляция, как и мимика, голос и отмечаемые у данного человека позы, может войти в образ, формирующийся у людей при отражении этого человека. Однако она может быть и типич- ной для этого человека и совсем не характерной для него, а вы- ражать только случайное состояние.
Интересный материал о жестикуляции и мимических движе- ниях содержится в исследовании Гельма, изучавшего влияние аффективных напряжений на умственную деятельность10. Этот автор указывает, что ж состоянии эмоционального напряжения и конфликта возникают многообразные движения смущения и бес- (Покойства. <Большинство замеченных здесь движений смущения (заключается в почесывании и трении разных частей головы.
Глаза, лоб, темя, подбородок и нос трут так же часто, как губы, ; щеки, уши. Такие действия над предметами, как повторное за- кручивание и раскручивание футляра самописки, галстука, тро- гание костюма и т. д., следует причислить сюда же> н. Движе- < ния же беспокойства, по данным Гельма, заключаются в усилен- | ной мимике рта, закусывании губ, частом покачивании головы, ерзании на стуле, в отбрасывании <мешающих> волос.
Характерная для человека осанка и типичные позы являются одним .из компонентов облика человека, также влияющих на ха- рактер впечатления, которое о нем складывается у взаимодейст- вующего с ним индивидуума. Осанка придает фигуре общий вид и зависит от привычного положения корпуса и головы. Осанка классифицируется как прямая, сутуловатая и сгорбленная, как вялая и бодрая.
Истолкованию позы человека также посвящен ряд работ. А. Олсен провел исследование восприятия человеком движений и поз других людей 12. Рассматривая позы и движения как ответы на действие окружающих условий, как знаки, сигнализирующие о состоянии человека, которые, повторяясь, могут свидетельство- вать о некоторых .относительно устойчивых особенностях его лич- ности, А. Олсен предлагал испытуемым по фотографиям опреде-
9 К г о и 1 М. Н. Ап ехрептеп1а1 аНетр! 1о ргоаисе ипсопзсюиз тапиа! аутЬоИс тотетепз.-РзусЬо!. ]. еп. рзусЬо!., 1954, N 51, р. 93-152; Кго- и 1 М. Н. АиНзИс ез1игез. Ап ехрептеп1а1 з1и(1у т зутЬоНс тоуетеп!- РвусЬо!. топоег., 1935, N 208. .
10 Н е 1 т ,1. ОЬег Деп ЕшПизз аНесНуег 8раппип еп аи( Дез ПепЬЬап- <1е1п.-2з. {. РзусЬо!., Вс1 157, Н. 1-2.
" 1Ый., 5. 73.
12 О 1 з е п А. М. Роз1иге апс1 ЬоДу тоуетеп! регсерИоп. РгосееДшз о1 1Ье 8;х1ееп1Ь т1егпа(юпа1 сопгезз о1 рзусЬо1оу. Атз1ег(1ат, 1961.
21 STR.22 лять их значение. Он нашел ряд индивидуальных различий в вос- приятии и толковании движений и поз.
Сабин и Хардик предприняли исследование с целью выявить влияние поз на ролевое восприятие 13. Полученные данные они интерпретировали с позиций распространенной сейчас на Западе теории ролей. В ходе эксперимента они предъявляли испытуемым одну за другой сорок две так называемые <палочные> фигуры человека, которым придавались раз- личные позы. Каждый участвующий в опыте должен был сказать, какое со- стояние, по его мнению, испытывает человек, для которого характерна та или другая смоделированная с по- мощью <палочной> фигуры поза. Авто- ры пришли к выводу, что определен- ные позы связываются с определенны- ми действиями или качествами личнос- ти. Примеры некоторых из полученных ими от испытуемых ответов - толкова- ний поз мы приводим (рис. 1).
Походка человека также обога- щает наше впечатление о нем. Отра- женная нами, она может быть сигна- лом состояния человека, иногда гово- рить о перенесенных им болезнях, о роде его занятий (походка альпини- ста, моряка, солдатский шаг и пр.)-
Ходить, как известно, учатся, не руководствуясь каким-то общим об- разцом. Тем не менее все индивиду- альные варианты походок можно све- сти к определенным средним формам и в них выделить объединяющие их признаки. Походка каждого человека
Рис. 1
Истолкование паз испытуемыми в опыте Сабина и Хардика. /- описывающий, соглашающийся, вопрошающий, сомневающийся, 2- ожидающий, описывающий, 3 - печальный, ушедший в себя, нереша- ющийся, 4 - удивленный, власт- ный, самоуверенный, отчужденный
характеризуется рядом черт: ритмом, скоростью, давлением на по- верхность, длиной шага, эластичностью, определенностью направ- ления и изменчивостью. Походке может быть присуща большая или меньшая естественность. Неестественность в походке появля- ется у человека при состоянии <скованности>, чрезмерного нап- ряжения. Эта неестественность может быть связана и с телесными аномалиями. Изучением механизма ходьбы и исследованием по- ходки занимались Н. А. Бернштейн н, Вебер/Браун, Фишер, Бой- тендайк, Энке, Покорны и др. Установлено, что темп ходьбы мо- жет быть замедленным или убыстренным, и в нем, как и вообще
13 Ып иге у О. (еа.). НапаЬооЬ о! вос1а1 р5усЬо1о у. ЬопДоп, 1959.
14 См.: Бернштейн Н. А. Новые линии развития в физиологии и их со- отношение с кибернетикой.- В кн.: Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963.
22
в моторике человека, находят выражение общее состояние орга- низма и, по утверждению ряда исследователей, такие оробеннос- ти, как экстра- или интравертированность личности. В работах, посвященных анализу походки, мы находим и другие попытки связывать ее особенности с состоянием человека и чертами его характера. Так, Р. Покорны в работе <О выражении человека в походке> 15 указывает, что раскачивание при ходьбе - признак
Л аккуратности, точности, иногда даже педантичности. В некоторых
(случаях раскачивающаяся походка, по уверению указанного пси- холога, свидетельствует о тщеславии. Он же полагает, что нару- шение нормальных пропорций между ростом человека и длиной его шага тоже может свидетельствовать об определенном состоя- нии или даже чертах характера. Например, необычно большие
Л шаги малорослого могут означать желание быстрее достичь цели, стремительность, энергию. Маленькие шаги высокого челойека
( могут говорить не только о неторопливости, но и о робости, о же- лании отдалить встречу с кем-то и т. п.
Помимо общих принято выделять еще особенные признаки по- ходки. К ним относятся элементы движений при ходьбе, которые связаны с отдельными положениями тела в целом или его частей. Такими особенными признаками являются, например, положение носков ног при ходыбе и стоянии, движения рук, так называемая пяточная и пальцевая ходьба. В эту же группу признаков входят наблюдаемые при ходьбе и явно выраженные у некоторых людей содвижения бедер, поясные движения, движение плечами.
Авторы, интересующиеся вопросом о том, насколько в походке человека проявляются его состояние и черты личности, наряду с верными наблюдениями действительных фактов позволяют себе делать обобщения, которые не отвечают требованиям научной достоверности и порой звучат просто наивно. Однако они верно подметили одну из особенностей формирования образа человека окружающими. Характер походки действительно связывается людьми с физическим самочувствием и возрастом (старческая походка), иногда с полом (мужская походка), с состоянием (<ви- новатая> походка) я пр., и, если походка является для индивиду- ума значимым признаком, он будет отмечать ее, воспринимая других людей. Она как один из признаков постоянно будет вхо- дить в образы, людей, формирующиеся у этого индивидуума.
Голос также является одним из компонентов облика и влияет на впечатление, производимое человеком на окружающих. Голоса людей в широких пределах различаются по высоте, тембру, мане- ре произношения и, если они специально не тренированы, как бы- вает, например, с голосом ораторов или дикторов, оказываются довольно тонким инструментом выражения состояния и некоторых других особенностей их владельцев. Тем не менее голос из-за
15 Роботу К. ОЬег йеп АивйгисЬ Дез тепэсЬИсЬеп Сап ;ез.- Пег ВепсЫ йЬег Деп весЬэгеЬпеп т1егпаУопа1еп К.оп;геэз. Атз1егйат, 1961.
23 STR.24 трудности его анализа в психологии исследуется пока мало, и главным образом изучается речь. А между тем голосу каждого человека присущи определенный ритм, отрывистость или плав- ность произношения, характерность интонации, большая или меньшая музыкальность при рассказывании. И они, так же как высота и тембр, делают голос каждого человека индивидуально своеобразным 16 и влияют на то впечатление, которое складыва- ется о владельце голоса у воспринимающего его индивидуума.
-. Г. Олпорт попытался установить корреляции между голосом и некоторыми чертами физического и -психического облика челове- ка и выявить, как голос сказывается на формировании образа того, кому он принадлежит 17. Собранные Олпортом факты, по его мнению, свидетельствуют о том, что восприятие голоса дает человеку знание не только о состоянии владельца этого голоса,
(но и о его возрасте, причем возраст по голосу может быть назван с точностью до десяти лет. Прямых корреляций между голосом, с одной стороны, и комплекцией и ростом человека - с другой, Олпорт не установил. Лишь некоторым его испытуемым случайно удавалось по голосу угадывать черты физического облика вла- дельца голоса, предъявленного для восприятия. Вместе с тем ряд испытуемых под влиянием имевшегося у них опыта общения с оп- ределенными людьми обнаружили стойкую тенденцию связывать воспринимаемый голос с определенным физическим обликом чело- века. Испытуемые Олпорта, как он пишет, <с явным успехом> по >голосу устанавливали, экстравертированный .или интравертиро- ванный тип личности характерен для его владельца. При дальней- шем анализе собранных материалов Г. Олпорт идет еще дальше и в заключение утверждает, что, на его взгляд, голос хорошо сог- ласуется с личностью как целым и по нему можно <набросать эскиз> человека, которому он принадлежит.
Нельзя отрицать ценности проведенного Олпортом изучения корреляций между голосом и чертами облика, а также роли его в формировании впечатления о человеке, которому он принадле- жит. Однако при обобщении собранных данных Олпорт допустил ошибку, аналогичную ошибкам графологов, которые проводили прямую связь между почерком и характером человека и пытались определить содержание и форму такого сложного психического свойства, как характер, проанализировав лишь почерк человека.
Голос действительно может <выдать> переживания человека, сказать об отношении его владельца к тому или иному факту, помочь лучше понять самочувствие и темперамент человека и даже раскрыть некоторые черты его характера, окажем, такие, как уверенность или неуверенность человека в себе. Однако ут-
16 Исследование фонограмм звуковой речи, проведенное в лаборатории фо- нетики Московского института иностранных языков, с большой убедительностью показало, что голос относится к числу строго индивидуальных человеческих свойств.
17 АПрог! С. У. Райегп апс1 его-йЬ ш регвопаШу. N. У., 1961.
24
верждать, как это делает Олпорт, что голос сочетается с типом
-личности как целым, значит выдвигать совершенно неправильное положение. Если рассматривать личность как ансамбль психичес- ких свойств, таких, как характер, являющийся обобщенной и
-закрепленной совокупностью побуждений, регулирующих поведе- ние, и как способности, представляющие собой закрепленную в индивиде систему обобщенных психических деятельностей, то голос никак не может быть показателем типа личности.
В создании впечатления о воспринимаемом человеке большую роль играет и его речь. .Как мы знаем, и устной и письменной речи любого человека присущ ряд индивидуальных особенностей. К рим относятся характерная для данного человека скорость-го- ворения, длина фраз, типичные для него конструкции предложе- ний, использование прилагательных, наклонений глаголов, упот- ребление жаргонных словечек, метафор, грамматические ошибки и оговорки, расстановка ударений и пр. Стиль речи, характерный для воспринимаемого человека, оценивается другой личностью с точки зрения соответствия определенным речевым эталонам, сформировавшимся у этой личности, и сказывается на общем мнении, которое складывается у нее о воспринимаемом человеке.
Исследователи Сабин и Вильяме интересовались, как люди, слушая голос, могут <конструировать> личность говорящего. Они записали на ленту магнитофона 38 фраз, произнесенных разными людьми неодинаковым тоном. Например, одно из предложений было выкрикнуто человеком среднего возраста: <Очень хорошо, ребята, выходите и покажите им!>, другое было произнесено <хныкающей маленькой девочкой>, крикнувшей: <Кто-то сломал мою куклу!>, третье - человеком, сказавшим: <Я люблю сидеть у огня и читать - читать стихи> 18. Эти записи были воспроизве- дены перед различными группами испытуемых. Последние должны были указать возраст, пол, род занятий каждого из говоривших и высказать предположение об особенностях их личности и о ситу- ации, в которой произнесена данная фраза. Хотя соответствие содержания ответов действительности было нулевым, так как все вышеназванные фразы были сказаны или студентами или зрелыми актерами, степень совпадения оценок, данных испытуемыми про- слушанным репликам, была очень высокой. Например, прослушав первую фразу, 90% отвечающих решили, что ее произнес тренер, обращаясь к футболистам перед выходом их на поле.
Авторы этого исследования, исходя из анализа полученных материалов, считают, что определенно можно говорить о положи- тельной корреляции в ответах у женщин между частотой оценки ими возраста и частотой приписывания лицам, произносившим различные фразы, соответствующих социальных ролей. У мужчин исследователи нашли положительную корреляцию между частотой представления ими социальной роли и социальной ситуации.
18 1-;п<32еу О. (еД.). НапсЗЬоок о1 эос!а1 рвусЬо1о у. ЬогкЭоп, 1959.
25 STR.26 В своем исследовании Сабин и Вильяме предприняли также попытку установить корреляцию между оценкой испытуемым личности того, кто произносил ту или иную фразу, и качествами
личности испытуемого.
Работа Сабина и Вильямса, таким образом, показывает, что если жизненный опыт данной группы людей в основном одинаков, то сходными будут восприятие ими определенных фраз и пред- ставления о тех, кто эти фразы произнес, и о том, в какой обста- новке они были произнесены.
Поскольку характеризующая человека манера речи, а также его голос в общении играют роль опознавательного признака, кри- миналистика, когда другие способы не эффективны, используя технику, находит нужных ей людей <по голосу> и по <особеннос- тям речи>. Вот один из таких случаев. В Западной Германии преступник, похитив семилетнего мальчика, позвонил его отцу и предложил <выкупить> сына. Отец поставил об этом в извест- ность полицию. Все его последующие телефонные разговоры с вы- могателем были записаны на магнитофонную пленку. Большая группа специалистов по научной фонетике и диалектам, познако- мившись с этими записями, единодушно пришла к выводу, что преступнику около 40 лет, что он не принадлежит к образован- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|