Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59 Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 4 страница



Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком



4 страница


; риментально созданных конфликтных ситуациях, пришел к выво-  

, ду, что существуют корреляции между различными непроизволь-  

ными жестами и определенными состояниями. Пальцы, сведенные  

кончиками вместе, означают, по его мнению, покорность, смире-  

ние; палец у губ-стыд; палец, зажатый обвившими его пальца-  

ми другой руки, - самоободрение. Подобным образом он пыта-  

ется связать еще ряд жестов, с одной стороны, и состояний -  

с другой. Анализируя отношения между жестами и состояниями,  

Кроут, помимо общих особенностей, разбирает индивидуальные  

 

7 См.: Якобсон П. М. Изучение чувств у детей и подростков. М., 1961.  

 

8 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1945, с. 482.  

 

20  

 

вариации в жестикуляции, соответствующей разным состояниям,  

а также пробует установить особенности жестикуляции в связи  

с требованиями, предъявляемыми к принятой для представите-  

лей разных полов манере вести себя в обществе9.  

 

Бесспорно значение разработки проблемы, которая заинтере-  

совала Кроута, но его выводы нуждаются в экспериментальной  

проверке.  

 

Жестикуляция, как и мимика, голос и отмечаемые у данного  

человека позы, может войти в образ, формирующийся у людей  

при отражении этого человека. Однако она может быть и типич-  

ной для этого человека и совсем не характерной для него, а вы-  

ражать только случайное состояние.  

 

Интересный материал о жестикуляции и мимических движе-  

ниях содержится в исследовании Гельма, изучавшего влияние  

аффективных напряжений на умственную деятельность10. Этот  

автор указывает, что ж состоянии эмоционального напряжения и  

конфликта возникают многообразные движения смущения и бес-  

(Покойства. <Большинство замеченных здесь движений смущения  

(заключается в почесывании и трении разных частей головы.  

 

Глаза, лоб, темя, подбородок и нос трут так же часто, как губы,  

; щеки, уши. Такие действия над предметами, как повторное за-  

кручивание и раскручивание футляра самописки, галстука, тро-  

гание костюма и т. д., следует причислить сюда же> н. Движе-  

< ния же беспокойства, по данным Гельма, заключаются в усилен-  

| ной мимике рта, закусывании губ, частом покачивании головы,  

ерзании на стуле, в отбрасывании <мешающих> волос.  

 

Характерная для человека осанка и типичные позы являются  

одним .из компонентов облика человека, также влияющих на ха-  

рактер впечатления, которое о нем складывается у взаимодейст-  

вующего с ним индивидуума. Осанка придает фигуре общий вид  

и зависит от привычного положения корпуса и головы. Осанка  

классифицируется как прямая, сутуловатая и сгорбленная, как  

вялая и бодрая.  

 

Истолкованию позы человека также посвящен ряд работ.  

А. Олсен провел исследование восприятия человеком движений и  

поз других людей 12. Рассматривая позы и движения как ответы  

на действие окружающих условий, как знаки, сигнализирующие  

о состоянии человека, которые, повторяясь, могут свидетельство-  

вать о некоторых .относительно устойчивых особенностях его лич-  

ности, А. Олсен предлагал испытуемым по фотографиям опреде-  

 

9 К г о и 1 М. Н. Ап ехрептеп1а1 аНетр! 1о ргоаисе ипсопзсюиз тапиа!  

аутЬоИс тотетепз.-РзусЬо!. ]. еп. рзусЬо!., 1954, N 51, р. 93-152; Кго-  

и 1 М. Н. АиНзИс ез1игез. Ап ехрептеп1а1 з1и(1у т зутЬоНс тоуетеп!-  

РвусЬо!. топоег., 1935, N 208. .  

 

10 Н е 1 т ,1. ОЬег Деп ЕшПизз аНесНуег 8раппип еп аи( Дез ПепЬЬап-  

<1е1п.-2з. {. РзусЬо!., Вс1 157, Н. 1-2.  

 

" 1Ый., 5. 73.  

 

12 О 1 з е п А. М. Роз1иге апс1 ЬоДу тоуетеп! регсерИоп. РгосееДшз о1 1Ье  

8;х1ееп1Ь т1егпа(юпа1 сопгезз о1 рзусЬо1оу. Атз1ег(1ат, 1961.  

 

21  

STR.22  

лять их значение. Он нашел ряд индивидуальных различий в вос-  

приятии и толковании движений и поз.  

 

Сабин и Хардик предприняли исследование с целью выявить  

влияние поз на ролевое восприятие 13. Полученные данные они  

интерпретировали с позиций распространенной сейчас на Западе  

теории ролей. В ходе эксперимента они предъявляли испытуемым  

одну за другой сорок две так называемые <палочные> фигуры  

человека, которым придавались раз-  

личные позы. Каждый участвующий  

в опыте должен был сказать, какое со-  

стояние, по его мнению, испытывает  

человек, для которого характерна та  

или другая смоделированная с по-  

мощью <палочной> фигуры поза. Авто-  

ры пришли к выводу, что определен-  

ные позы связываются с определенны-  

ми действиями или качествами личнос-  

ти. Примеры некоторых из полученных  

ими от испытуемых ответов - толкова-  

ний поз мы приводим (рис. 1).  

 

 

 

 

Походка человека также обога-  

щает наше впечатление о нем. Отра-  

женная нами, она может быть сигна-  

лом состояния человека, иногда гово-  

рить о перенесенных им болезнях, о  

роде его занятий (походка альпини-  

ста, моряка, солдатский шаг и пр.)-  

 

Ходить, как известно, учатся, не  

руководствуясь каким-то общим об-  

разцом. Тем не менее все индивиду-  

альные варианты походок можно све-  

сти к определенным средним формам  

и в них выделить объединяющие их  

признаки. Походка каждого человека  

 

Рис. 1  

 

Истолкование паз испытуемыми  

в опыте Сабина и Хардика. /-  

описывающий, соглашающийся,  

вопрошающий, сомневающийся, 2-  

ожидающий, описывающий, 3 -  

печальный, ушедший в себя, нереша-  

ющийся, 4 - удивленный, власт-  

ный, самоуверенный, отчужденный  

 

характеризуется рядом черт: ритмом, скоростью, давлением на по-  

верхность, длиной шага, эластичностью, определенностью направ-  

ления и изменчивостью. Походке может быть присуща большая  

или меньшая естественность. Неестественность в походке появля-  

ется у человека при состоянии <скованности>, чрезмерного нап-  

ряжения. Эта неестественность может быть связана и с телесными  

аномалиями. Изучением механизма ходьбы и исследованием по-  

ходки занимались Н. А. Бернштейн н, Вебер/Браун, Фишер, Бой-  

тендайк, Энке, Покорны и др. Установлено, что темп ходьбы мо-  

жет быть замедленным или убыстренным, и в нем, как и вообще  

 

13 Ып иге у О. (еа.). НапаЬооЬ о! вос1а1 р5усЬо1о у. ЬопДоп, 1959.  

 

14 См.: Бернштейн Н. А. Новые линии развития в физиологии и их со-  

отношение с кибернетикой.- В кн.: Философские вопросы физиологии высшей  

нервной деятельности и психологии. М., 1963.  

 

22  

 

в моторике человека, находят выражение общее состояние орга-  

низма и, по утверждению ряда исследователей, такие оробеннос-  

ти, как экстра- или интравертированность личности. В работах,  

посвященных анализу походки, мы находим и другие попытки  

связывать ее особенности с состоянием человека и чертами его  

характера. Так, Р. Покорны в работе <О выражении человека  

в походке> 15 указывает, что раскачивание при ходьбе - признак  

 

Л аккуратности, точности, иногда даже педантичности. В некоторых  

 

(случаях раскачивающаяся походка, по уверению указанного пси-  

холога, свидетельствует о тщеславии. Он же полагает, что нару-  

шение нормальных пропорций между ростом человека и длиной  

его шага тоже может свидетельствовать об определенном состоя-  

нии или даже чертах характера. Например, необычно большие  

 

Л шаги малорослого могут означать желание быстрее достичь цели,  

стремительность, энергию. Маленькие шаги высокого челойека  

 

( могут говорить не только о неторопливости, но и о робости, о же-  

лании отдалить встречу с кем-то и т. п.  

 

Помимо общих принято выделять еще особенные признаки по-  

ходки. К ним относятся элементы движений при ходьбе, которые  

связаны с отдельными положениями тела в целом или его частей.  

Такими особенными признаками являются, например, положение  

носков ног при ходыбе и стоянии, движения рук, так называемая  

пяточная и пальцевая ходьба. В эту же группу признаков входят  

наблюдаемые при ходьбе и явно выраженные у некоторых людей  

содвижения бедер, поясные движения, движение плечами.  

 

Авторы, интересующиеся вопросом о том, насколько в походке  

человека проявляются его состояние и черты личности, наряду  

с верными наблюдениями действительных фактов позволяют себе  

делать обобщения, которые не отвечают требованиям научной  

достоверности и порой звучат просто наивно. Однако они верно  

подметили одну из особенностей формирования образа человека  

окружающими. Характер походки действительно связывается  

людьми с физическим самочувствием и возрастом (старческая  

походка), иногда с полом (мужская походка), с состоянием (<ви-  

новатая> походка) я пр., и, если походка является для индивиду-  

ума значимым признаком, он будет отмечать ее, воспринимая  

других людей. Она как один из признаков постоянно будет вхо-  

дить в образы, людей, формирующиеся у этого индивидуума.  

 

Голос также является одним из компонентов облика и влияет  

на впечатление, производимое человеком на окружающих. Голоса  

людей в широких пределах различаются по высоте, тембру, мане-  

ре произношения и, если они специально не тренированы, как бы-  

вает, например, с голосом ораторов или дикторов, оказываются  

довольно тонким инструментом выражения состояния и некоторых  

других особенностей их владельцев. Тем не менее голос из-за  

 

15 Роботу К. ОЬег йеп АивйгисЬ Дез тепэсЬИсЬеп Сап ;ез.- Пег ВепсЫ  

йЬег Деп весЬэгеЬпеп т1егпаУопа1еп К.оп;геэз. Атз1егйат, 1961.  

 

23  

STR.24  

трудности его анализа в психологии исследуется пока мало, и  

главным образом изучается речь. А между тем голосу каждого  

человека присущи определенный ритм, отрывистость или плав-  

ность произношения, характерность интонации, большая или  

меньшая музыкальность при рассказывании. И они, так же как  

высота и тембр, делают голос каждого человека индивидуально  

своеобразным 16 и влияют на то впечатление, которое складыва-  

ется о владельце голоса у воспринимающего его индивидуума.  

 

-. Г. Олпорт попытался установить корреляции между голосом и  

некоторыми чертами физического и -психического облика челове-  

ка и выявить, как голос сказывается на формировании образа  

того, кому он принадлежит 17. Собранные Олпортом факты, по  

его мнению, свидетельствуют о том, что восприятие голоса дает  

человеку знание не только о состоянии владельца этого голоса,  

 

(но и о его возрасте, причем возраст по голосу может быть назван  

с точностью до десяти лет. Прямых корреляций между голосом,  

с одной стороны, и комплекцией и ростом человека - с другой,  

Олпорт не установил. Лишь некоторым его испытуемым случайно  

удавалось по голосу угадывать черты физического облика вла-  

дельца голоса, предъявленного для восприятия. Вместе с тем ряд  

испытуемых под влиянием имевшегося у них опыта общения с оп-  

ределенными людьми обнаружили стойкую тенденцию связывать  

воспринимаемый голос с определенным физическим обликом чело-  

века. Испытуемые Олпорта, как он пишет, <с явным успехом> по  

>голосу устанавливали, экстравертированный .или интравертиро-  

ванный тип личности характерен для его владельца. При дальней-  

шем анализе собранных материалов Г. Олпорт идет еще дальше  

и в заключение утверждает, что, на его взгляд, голос хорошо сог-  

ласуется с личностью как целым и по нему можно <набросать  

эскиз> человека, которому он принадлежит.  

 

Нельзя отрицать ценности проведенного Олпортом изучения  

корреляций между голосом и чертами облика, а также роли его  

в формировании впечатления о человеке, которому он принадле-  

жит. Однако при обобщении собранных данных Олпорт допустил  

ошибку, аналогичную ошибкам графологов, которые проводили  

прямую связь между почерком и характером человека и пытались  

определить содержание и форму такого сложного психического  

свойства, как характер, проанализировав лишь почерк человека.  

 

Голос действительно может <выдать> переживания человека,  

сказать об отношении его владельца к тому или иному факту,  

помочь лучше понять самочувствие и темперамент человека и  

даже раскрыть некоторые черты его характера, окажем, такие,  

как уверенность или неуверенность человека в себе. Однако ут-  

 

16 Исследование фонограмм звуковой речи, проведенное в лаборатории фо-  

нетики Московского института иностранных языков, с большой убедительностью  

показало, что голос относится к числу строго индивидуальных человеческих  

свойств.  

 

17 АПрог! С. У. Райегп апс1 его-йЬ ш регвопаШу. N. У., 1961.  

 

24  

 

верждать, как это делает Олпорт, что голос сочетается с типом  

 

-личности как целым, значит выдвигать совершенно неправильное  

положение. Если рассматривать личность как ансамбль психичес-  

ких свойств, таких, как характер, являющийся обобщенной и  

 

-закрепленной совокупностью побуждений, регулирующих поведе-  

ние, и как способности, представляющие собой закрепленную  

в индивиде систему обобщенных психических деятельностей, то  

голос никак не может быть показателем типа личности.  

 

В создании впечатления о воспринимаемом человеке большую  

роль играет и его речь. .Как мы знаем, и устной и письменной речи  

любого человека присущ ряд индивидуальных особенностей.  

К рим относятся характерная для данного человека скорость-го-  

ворения, длина фраз, типичные для него конструкции предложе-  

ний, использование прилагательных, наклонений глаголов, упот-  

ребление жаргонных словечек, метафор, грамматические ошибки  

и оговорки, расстановка ударений и пр. Стиль речи, характерный  

для воспринимаемого человека, оценивается другой личностью  

с точки зрения соответствия определенным речевым эталонам,  

сформировавшимся у этой личности, и сказывается на общем  

мнении, которое складывается у нее о воспринимаемом человеке.  

 

Исследователи Сабин и Вильяме интересовались, как люди,  

слушая голос, могут <конструировать> личность говорящего. Они  

записали на ленту магнитофона 38 фраз, произнесенных разными  

людьми неодинаковым тоном. Например, одно из предложений  

было выкрикнуто человеком среднего возраста: <Очень хорошо,  

ребята, выходите и покажите им!>, другое было произнесено  

<хныкающей маленькой девочкой>, крикнувшей: <Кто-то сломал  

мою куклу!>, третье - человеком, сказавшим: <Я люблю сидеть  

у огня и читать - читать стихи> 18. Эти записи были воспроизве-  

дены перед различными группами испытуемых. Последние должны  

были указать возраст, пол, род занятий каждого из говоривших и  

высказать предположение об особенностях их личности и о ситу-  

ации, в которой произнесена данная фраза. Хотя соответствие  

содержания ответов действительности было нулевым, так как все  

вышеназванные фразы были сказаны или студентами или зрелыми  

актерами, степень совпадения оценок, данных испытуемыми про-  

слушанным репликам, была очень высокой. Например, прослушав  

первую фразу, 90% отвечающих решили, что ее произнес тренер,  

обращаясь к футболистам перед выходом их на поле.  

 

Авторы этого исследования, исходя из анализа полученных  

материалов, считают, что определенно можно говорить о положи-  

тельной корреляции в ответах у женщин между частотой оценки  

ими возраста и частотой приписывания лицам, произносившим  

различные фразы, соответствующих социальных ролей. У мужчин  

исследователи нашли положительную корреляцию между частотой  

представления ими социальной роли и социальной ситуации.  

 

18 1-;п<32еу О. (еД.). НапсЗЬоок о1 эос!а1 рвусЬо1о у. ЬогкЭоп, 1959.  

 

25  

STR.26  

В своем исследовании Сабин и Вильяме предприняли также  

попытку установить корреляцию между оценкой испытуемым  

личности того, кто произносил ту или иную фразу, и качествами  

 

личности испытуемого.  

 

Работа Сабина и Вильямса, таким образом, показывает, что  

если жизненный опыт данной группы людей в основном одинаков,  

то сходными будут восприятие ими определенных фраз и пред-  

ставления о тех, кто эти фразы произнес, и о том, в какой обста-  

новке они были произнесены.  

 

Поскольку характеризующая человека манера речи, а также  

его голос в общении играют роль опознавательного признака, кри-  

миналистика, когда другие способы не эффективны, используя  

технику, находит нужных ей людей <по голосу> и по <особеннос-  

тям речи>. Вот один из таких случаев. В Западной Германии  

преступник, похитив семилетнего мальчика, позвонил его отцу и  

предложил <выкупить> сына. Отец поставил об этом в извест-  

ность полицию. Все его последующие телефонные разговоры с вы-  

могателем были записаны на магнитофонную пленку. Большая  

группа специалистов по научной фонетике и диалектам, познако-  

мившись с этими записями, единодушно пришла к выводу, что  

преступнику около 40 лет, что он не принадлежит к образован-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1694
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком » 30 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 10 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 25 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 24 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 1 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 2 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 3 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 5 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 6 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 7 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 8 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 23 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 22 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 9 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 33 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 11 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 12 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 13 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 14 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 15 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 16 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 17 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 18 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 19 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 20 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 21 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 32 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 31 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 29 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 28 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь