Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком



10 страница


познании одной личностью другой, фактически отрицает возмож-  

ность формирования у человека верных образов других людей.  

 

Рассмотрев состояние разработки теоретических аспектов  

познания человека человеком, мы имеем право сказать: эта задача  

еще ждет своего решения. Теории заключения, вчувствования, изо-  

морфизма, теория ролей отразили отдельные стороны процесса  

познания человека человеком, но ни одна из них не может пре-  

тендовать на исчерпывающее освещение всего процесса. Объясняя  

одни факты, обнаруженные при исследовании проблемы, сторон-  

ники этих теорий упускали из вида или не могли объяснить другие.  

В результате каждый из них выступал с теорией, страдавшей одно-  

сторонностью, ограниченностью приложения.  

 

33 АПрог! О. У. РаИегп апс1 гоИЬ ш регэопаШу, р. 513.  

 

55  

STR.56  

.[ГЛАВА 4  

 

ВОЗРАСТНЫЕ  

 

И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  

 

ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ  

 

Отражение человеком действительности всегда оказывается опо-  

средованным особенностями, которые характеризуют этого чело-  

века как личность, как субъекта труда, познания и общения. Эта  

закономерность распространяется и на процесс познания человека  

человеком. Выступая в качестве объекта познания и действия, че-  

ловек отражается в сознании людей и определяет их поведение,  

лишь <преломляясь> через их внутренний мир, сложившийся  

строй мыслей и отношений. Восприятие и понимание человека,  

формирующиеся у дошкольника или у школьника, отличаются  

от восприятия и понимания этого же человека взрослым,  

 

Раскрыть основные особенности отражения человеком других  

людей, учитывая степень сформированности его как субъекта тру-  

да, познания и общения, - задача, в успешном решении которой  

заинтересованы как теория, так и практика. В последующем изло-  

жении освещается один из аспектов этой большой и сложной про-  

блемы. Мы поставили цель выявить конкретные особенности вос-  

приятия человеком других людей в зависимости от того, на какой  

ступени психического развития находится сам познающий субъект.  

В этой главе излагаются результаты изучения восприятия человека  

человеком, которое проводилось с учетом возраста воспринимаю-  

щих. В первой части дается анализ особенностей восприятия чело-  

века взрослыми людьми, во второй - детьми, подростками и  

юношами. Сравнивая восприятия людей представителями назван-  

ных возрастных групп, можно выяснить ряд существенных момен-  

тов, характеризующих развитие этого процесса.  

 

В опытах, результаты которых излагаются ниже, испытуемыми  

были взрослые (студенты в возрасте 21-26 лет) и школьники всех  

возрастных групп.  

 

В число испытуемых включались лишь те, в чьем внешнем  

облике не было броских признаков. Испытуемые, входящие в  

каждую возрастную группу, были членами одного коллектива и  

хорошо знали друг друга.  

 

Для получения сравнимых данных при проведении эксперимен-  

та во всех возрастных группах применялась одна и та же мето-  

дика. Она заключалась в том, что лица одной возрастной группы  

приглашались в аудиторию (или класс) и перед каждым из них  

ставилась задача описать внешность всех остальных таким обра-  

зом, чтобы, если понадобится, только по одним <словесным портре-  

 

56  

 

там> 4 можно было разыскать тех, кто описывается. Испытуемые  

13-26 лет могли выполнять это задание только письменно. Испы-  

туемые 10-12 лет могли выбрать по желанию или письменный,  

или устный вариант. Первоклассники (дети 7-8 лет) выполняли  

это задание устно. Содержание полученных таким образом 2275  

<словесных портретов> было затем подвергнуто анализу, целью  

которого было:  

 

1. Выяснить, какие элементы внешнего облика и с какой часто-  

той отображены испытуемыми в созданных ими <портретах>. Отме-  

чавшиеся испытуемыми во внешнем облике людей особенности  

были разделены на три группы. Они характеризовали: а) физи-  

ческий облик; б) выразительное поведение; в) оформление внеш-  

ности.  

 

2. Установить, как изменяется отражение этих элементов обли-  

ка человека в зависимости от возраста испытуемых.  

 

3. Проследить, как в зависимости от возраста испытуемых,  

точнее от степени развития их как субъектов труда, познания и  

общения в целом меняется характер восприятия ими других людей.  

 

4. Выявить индивидуальные отличия в восприятии людьми друг  

друга при применении описанной выше методики.  

 

Восприятие человека взрослыми людьми. 50 взрослых испы-  

туемых, которых мы разделили на пять групп по десять человек  

в каждой, на основе непосредственного восприятия дали 450 описа-  

ний внешнего облика (каждый испытуемый описал внешность де-  

вяти человек, входивших с ним в одну группу).  

 

Основные элементы внешности человека представлены в этих  

описаниях очень неравномерно. Если принять за 100% общее число  

фиксирований испытуемыми всех элементов внешности, то отраже-  

ние элементов физического облика составляет 82,5%, экспрессии -  

13,6, оформления внешности-3,9%.  

 

Различные элементы внешнего облика человека отображены в  

<портретах> также не одинаково часто. Если все эти элементы  

расположить в ряд в зависимости от того, в каком количестве  

описаний каждый из них был назван, то получается такая последо-  

вательность (табл. 2).  

 

Таким образом, воспринимая других людей и воссоздавая затем  

их облик, взрослые испытуемые выделяют прежде всего рост, глаза  

(цвет), волосы (цвет), мимику (выражение глаз и лица), нос,  

особенности телосложения человека. Все другие признаки при сло-  

весном воссоздании внешности отмечаются реже. Рост, цвет глаз  

и волос являются в глазах взрослых наиболее значимыми отличи-  

тельными элементами облика человека. При словесном воссоздании  

внешности людей для большинства испытуемых они выполняют  

 

Термин <словесный портрет> употребляется нами не в том значении, в ка-  

ком его применяют криминалисты. В криминалистике <словесный портрет> -  

описание признаков внешности человека с помощью определенной и специально  

разработанной терминологии. В нашей работе <словесный портрет>-описание  

внешности человека любым испытуемым, который этого человека воспринимает.  

 

57  

STR.58  

Таблица 2  

 

 

 

Кол-во портретов, в которыхКол-во портретов, в кото-  

данный элемент названрых данный элемент назван  

Элементы внеш-Элементы внеш-  

него обликанего облика  

абс. цифры%абс. цифры%  

Рост37883Поза (осанка)4710,3  

Глаза (цвет)34375Зубы439,5  

Волосы (цвет)33173Голос и речь419  

Мимика30266Косметика, ук-388,4  

Лицо29164рашения  

Нос26759и пр.  

Телосложение24855Жестикуляция367,9  

Губы18541Особые приме-357,7  

Лоб16236ты (анатом.)  

Брови10423Кожа327  

Подбородок9421Одежда316,8  

Рот8519Походка173,7  

Прическа5813Шея153,3  

Уши4911Руки143,1  

Ноги122,6  

Плечи81,8  

 

роль опорных признаков, с которыми испытуемые затем связы-  

вают другие элементы, если они отличаются какими-то характер-  

ными для воспринимаемого человека особенностями. Как мы  

увидим позже, названные элементы начинают играть роль таких  

главных опорных элементов лишь с определенного момента фор-  

мирования познающего субъекта как личности. Совершенно оче-  

видно, что важными признаками во внешнем облике являются  

также общий контур тела и форма лица воспринимаемого чело-  

 

>/ века. Роль их как опознавательных признаков в практике обще-  

ния велика. Тем не менее в <портретах> они выделяются испытуе-  

мыми не в первую очередь.  

 

Из особенностей, характеризующих экспрессию воспринимае-  

мого человека, чаще всего выделяется мимика (общее выражение  

лица, глаз другого человека), реже отмечается типичная для чело-  

века поза и еще реже другие особенности выразительного поведе-  

ния. В отличие от признаков, характеризующих физический облик  

или оформление внешности, особенности выразительного поведения  

включаются испытуемыми в <портреты> часто по памяти. Ни по-  

ходку, ни голос, ни речь, ни некоторые из жестов тех, чей облик  

нужно было воспроизвести, испытуемые в момент опыта не вос-  

принимали, тем не менее некоторые, используя результаты прош-  

лых наблюдений за этими людьми, отметили в их облике и назван-  

ные признаки. После опыта эти испытуемые пояснили, что в их  

сознании облик описываемых обязательно связывается и с назван-  

ными особенностями выразительного поведения. Поэтому они отме-  

 

55  

 

чают наиболее типичное для воспринимаемого человека выражение  

лица, позу, особенности походки, любимые жесты, характерную  

для него манеру говорить.  

 

Вот несколько примеров фиксирования в облике человека по-  

добных признаков. Все они взяты из <портретов> одного и того же  

человека, Владимира П., нарисованных его товарищами по группе.  

<Поза чуть усталая. Обычно одна рука в кармане, другая засунута  

за пиджак. Говорит медленно, тихо>. <...Привычка закусывать  

губу... Походка с разворотом носков внутрь, немного меланхолич-  

ная манера движения...> <Очень вялый, частое выражение не-  

довольства проявляется в характерной мимике и позе... мимикой  

своего лица владеет, часто используя это, и поэтому иногда выра-  

жение лица не соответствует внутреннему состоянию>. <Когда  

увлекается, начинает сильно жестикулировать и лицо становится  

очень выразительным>. Воссоздавая облик участницы опыта П.,  

испытуемый Л. отмечает, что она <четко очерченные маленькие  

губы любит сжимать в трубочку, когда на минуту над чем-то за-  

думывается>. Испытуемый Б., создавая <портрет> участника опыта  

У., замечает: <...для речи У. характерен лаконизм. Часто, произ-  

неся фразу, он оставляет рот слегка открытым...> и т д.  

 

Широкое включение черт экспрессии в создаваемый на основе  

восприятия <портрет> человека существенно отличает моделирова-  

ние облика хорошо знакомых людей от моделирования испытуе-  

мыми облика тех, кого они видят впервые. Это, в частности, под-  

тверждается таким фактом: испытуемым 1-й группы наряду с зада-  

нием словесно воссоздать облик друг друга было предложено в  

другом опыте <нарисовать> <портреты> десяти совершенно незна-  

комых им людей. В этом случае черт экспрессии в облике было  

отмечено и названо в 8,5 раза меньше, чем при выполнении первого  

задания.  

 

Сравнение описания внешности разных людей, созданных одни-  

ми и теми же испытуемыми, выявляет различие в образах, которые  

формируются у испытуемых при отражении этих людей. Таблица 3  

показывает, какие элементы внешности в ходе опыта были отме-  

чены у каждого из тех, кто выступал в роли объекта восприятия в  

1-й группе. Цифры в таблице, далее, говорят, сколько испытуемых  

отметило данный элемент в облике того или иного участника опыта.  

 

Если не забывать, что максимально возможное число фиксиро-  

ваний каждого элемента внешности в облике одного человека в  

описываемом опыте равнялось девяти, то ясно, что, помимо глав-  

ных опорных опознавательных признаков (рост, глаза, волосы), во  

внешности почти каждого из воспринимавшихся людей имеются  

определенные элементы, которым <повезло>, так как их отобразили  

в описаниях облика этого человека все или по крайней мере боль-  

шинство испытуемых, и есть элементы, которые привлекли внима-  

ние немногих. Например, у Д. <везучими> элементами облика ока-  

зались мимика и нос, у Б. - форма лица, у Л. - волосы и тело-  

сложение и т. д.  

 

59  

STR.60  

Таблица 3  

 

 

 

Элементы внешнего об-Количество испытуемых, отметивших данный элемент внешности  

ликау участника опыта  

Ч.П.Ш.Д.Ф.Г.Л.Е.Б.У.  

Рост8768788797  

Телосложе-5473379445  

ние  

Лицо6156767688  

Лоб5434-25473  

Брови-11-22-51  

Нос6778-55-65  

Рот125312111  

Губы351453-645  

Подборо-1-1116224  

док  

Уши22-1--1112  

Глаза6776685556  

Волосы7764499976  

Шея------11  

Зубы------3---  

Кожа2---------  

Прочие эле----21-2---  

менты  

Мимика8979654366  

Жестику----1-2-22-  

ляция  

Походка---1-1--1--  

Поза---1-232  

Голос и1-11-3----  

речь  

Прическа21222-11--  

Одежда3---------  

Косметика,---23-----  

украше-  

ния и пр.  

Всего отме-66575967477064576857  

чено эле-  

ментов  

 

Это сходство в образах восприятия конкретных людей одними  

и теми же испытуемыми, выражавшееся в подчеркивании многими  

определенных черт, обусловливается особенностями, присущими  

внешности объектов восприятия. Видимо, в значительной степени  

действием этого же фактора объясняется и различие в восприя-  

тии испытуемыми разных людей: в облике одних воспринимаемых  

испытуемые отмечают большее число элементов и характеризую-  

щих их признаков, чем в облике других. При прочих равных усло-  

виях большинство людей во внешнем облике человека быстрее от-  

мечают особенности, которые оказываются отклонением от <образ-  

цов> облика, принятых этими людьми за норму.  

 

60  

 

При отражении испытуемыми одних и тех же людей ярко про-  

являются отличия, характеризующие индивидуальную манеру ви-  

дения. Внимательный анализ данных, показывающих, сколько раа  

каждый из испытуемых отметил тот или иной элемент во внеш-  

ности остальных девяти участников опыта, дает возможность про-  

следить, какие элементы в облике других людей для данного ис-  

пытуемого оказываются .более, а какие менее существенными.  

 

Прежде всего при отражении физического облика проявляется  

характерная только для данного испытуемого тенденция чаще вы-  

делять и больше подчеркивать одни элементы облика и меньше  

другие. В табл. 4, где показано, сколько раз тот или иной элемент  

в облике одних и тех же людей назвал каждый из испытуемых  

 

Таблица 4  

 

 

 

ЭлементыКоличество фиксирований данного элемента испытуемым  

внешнего об-  

лика  

Ч.П.Ш. | Д.Ф.Г.Л.Е.Б. 1 У.  

Рост8999965659  

Телосложе-5875173267  

ние  

Лицо1949358669  

Лоб617392-3-6  

Брови523-----11  

Нос81589-2259-  

Рот1--29---14  

Губы4-56115-59.  

Подбородок4151--1213  

Уши----7----3  

Глаза719991277  

Волосы6979981838  

Шея-1--------  

Зубы-------2-1  

Кожа--------2-  

Прочие эле-2-----1-2-  

менты  

Мимика1257799797  

Жестикуля----1-231--  

ция  

Походка------2.-1-  

Поза----,-314--  

Голос и-----1-14-  

речь  

Прическа12-12121-1  

Одежда--2-1-----  

Косметика112---1---  

и пр.  

Общее коли-60477070764746"52"5886  

чество фик-  

сирований  

элементов  

облика  

 

61  

STR.62  

1-й группы, эта тенденция хорошо прослеживается. Например,  

испытуемый Ч. часто отмечал рост, нос, глаза, но довольно редко  

отмечал форму лица и рот воспринимаемого и вовсе не фиксиро-  

вал в <портретах> уши, зубы и цвет кожи.  

 

В табл. 5 на основе анализа данных табл. 4 прослежено, как  

упомянутая тенденция в восприятии физического облика прояви-  

лась у каждого испытуемого 1-й группы, какие элементы он фик-  

сировал хорошо (не менее чем в 70% <портретов>), какие удовле-  

творительно (не более 30%) и какие плохо (0% <портретов>).  

 

Таблица 5  

 

 

 

ИспытуемыйЭлементы физического облика, выделяемые  

хорошоудовлетворительноплохо  

Ч.рост, нос, глазаформа лица, ротуши, шея, зубы, кожа  

(цвет)  

п.рост, форма лица, тело-лоб, брови, нос, подбо-рот, губы, уши, зубы,  

сложение, волосыродок, глаза, шеякожа (цвет)  

ш.рост, телосложение, гла-бровирот, уши, шея, зубы,  

за, волосы, лобкожа (цвет)  

д.рост, форма лица, нос,лоб, рот, подбородокброви, уши, шея, зу-  

глаза, волосыбы, кожа (цвет)  

ф.рост, лоб, нос, рот, гла-телосложение, форма ли-брови, подбородок,  

за, волосы, ушица, губышея, зубы, кожа  

(цвет)  

г.телосложение, волосылоб, губы, глаза, шеяброви, нос, рот, под-  

бородок, уши, зубы,  

кожа (цвет)  

.л.форма лицателосложение, нос, под-лоб, брови, рот, уши,  

бородок, глаза, волосышея, зубы, кожа  

(цвет)  

Е.глаза, волосытелосложение, лоб, нос,брови, рот, губы,  

подбородок, зубыуши, шея, кожа  

(цвет)  

Б.глазаброви, рот, подбородок,лоб, уши, шея, зубы  

волосы, кожа (цвет)  

У.рост, телосложение, фор-брови, подбородок, уши,шея, кожа (цвет)  

ма лица, нос, губы,зубы  

глаза, волосы  

 

Таким образом, у испытуемых выявилась стойкая тенденция  

отмечать в облике воспринимаемых людей одни черты, одни эле-  

менты и совсем или почти не фиксировать другие. Чтобы прове-  

рить степень устойчивости этой тенденции, характеризующей вос-  

приятие людьми физического облика друг друга, нами была ис-  

пользована дополнительная методика. Испытуемым через тахи-  

стоскоп предъявлялась состоящая из 20 карточек серия контурных  

изображений человеческого лица. В каждом изображении лица  

недоставало каких-то двух основных элементов, например глаз  

и рта, волос и носа, контура лица и бровей (лишь одно изображе-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1479
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком » 30 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 13 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 3 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 4 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 5 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 6 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 7 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 8 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 9 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 11 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 12 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 28 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 14 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 15 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 16 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 17 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 18 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 19 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 20 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 21 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 22 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 24 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 23 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 25 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 26 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 27 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 2 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 1 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 33 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 32 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь