|
Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человекомпознании одной личностью другой, фактически отрицает возмож- ность формирования у человека верных образов других людей.
Рассмотрев состояние разработки теоретических аспектов познания человека человеком, мы имеем право сказать: эта задача еще ждет своего решения. Теории заключения, вчувствования, изо- морфизма, теория ролей отразили отдельные стороны процесса познания человека человеком, но ни одна из них не может пре- тендовать на исчерпывающее освещение всего процесса. Объясняя одни факты, обнаруженные при исследовании проблемы, сторон- ники этих теорий упускали из вида или не могли объяснить другие. В результате каждый из них выступал с теорией, страдавшей одно- сторонностью, ограниченностью приложения.
33 АПрог! О. У. РаИегп апс1 гоИЬ ш регэопаШу, р. 513.
55 STR.56 .[ГЛАВА 4
ВОЗРАСТНЫЕ
И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
Отражение человеком действительности всегда оказывается опо- средованным особенностями, которые характеризуют этого чело- века как личность, как субъекта труда, познания и общения. Эта закономерность распространяется и на процесс познания человека человеком. Выступая в качестве объекта познания и действия, че- ловек отражается в сознании людей и определяет их поведение, лишь <преломляясь> через их внутренний мир, сложившийся строй мыслей и отношений. Восприятие и понимание человека, формирующиеся у дошкольника или у школьника, отличаются от восприятия и понимания этого же человека взрослым,
Раскрыть основные особенности отражения человеком других людей, учитывая степень сформированности его как субъекта тру- да, познания и общения, - задача, в успешном решении которой заинтересованы как теория, так и практика. В последующем изло- жении освещается один из аспектов этой большой и сложной про- блемы. Мы поставили цель выявить конкретные особенности вос- приятия человеком других людей в зависимости от того, на какой ступени психического развития находится сам познающий субъект. В этой главе излагаются результаты изучения восприятия человека человеком, которое проводилось с учетом возраста воспринимаю- щих. В первой части дается анализ особенностей восприятия чело- века взрослыми людьми, во второй - детьми, подростками и юношами. Сравнивая восприятия людей представителями назван- ных возрастных групп, можно выяснить ряд существенных момен- тов, характеризующих развитие этого процесса.
В опытах, результаты которых излагаются ниже, испытуемыми были взрослые (студенты в возрасте 21-26 лет) и школьники всех возрастных групп.
В число испытуемых включались лишь те, в чьем внешнем облике не было броских признаков. Испытуемые, входящие в каждую возрастную группу, были членами одного коллектива и хорошо знали друг друга.
Для получения сравнимых данных при проведении эксперимен- та во всех возрастных группах применялась одна и та же мето- дика. Она заключалась в том, что лица одной возрастной группы приглашались в аудиторию (или класс) и перед каждым из них ставилась задача описать внешность всех остальных таким обра- зом, чтобы, если понадобится, только по одним <словесным портре-
56
там> 4 можно было разыскать тех, кто описывается. Испытуемые 13-26 лет могли выполнять это задание только письменно. Испы- туемые 10-12 лет могли выбрать по желанию или письменный, или устный вариант. Первоклассники (дети 7-8 лет) выполняли это задание устно. Содержание полученных таким образом 2275 <словесных портретов> было затем подвергнуто анализу, целью которого было:
1. Выяснить, какие элементы внешнего облика и с какой часто- той отображены испытуемыми в созданных ими <портретах>. Отме- чавшиеся испытуемыми во внешнем облике людей особенности были разделены на три группы. Они характеризовали: а) физи- ческий облик; б) выразительное поведение; в) оформление внеш- ности.
2. Установить, как изменяется отражение этих элементов обли- ка человека в зависимости от возраста испытуемых.
3. Проследить, как в зависимости от возраста испытуемых, точнее от степени развития их как субъектов труда, познания и общения в целом меняется характер восприятия ими других людей.
4. Выявить индивидуальные отличия в восприятии людьми друг друга при применении описанной выше методики.
Восприятие человека взрослыми людьми. 50 взрослых испы- туемых, которых мы разделили на пять групп по десять человек в каждой, на основе непосредственного восприятия дали 450 описа- ний внешнего облика (каждый испытуемый описал внешность де- вяти человек, входивших с ним в одну группу).
Основные элементы внешности человека представлены в этих описаниях очень неравномерно. Если принять за 100% общее число фиксирований испытуемыми всех элементов внешности, то отраже- ние элементов физического облика составляет 82,5%, экспрессии - 13,6, оформления внешности-3,9%.
Различные элементы внешнего облика человека отображены в <портретах> также не одинаково часто. Если все эти элементы расположить в ряд в зависимости от того, в каком количестве описаний каждый из них был назван, то получается такая последо- вательность (табл. 2).
Таким образом, воспринимая других людей и воссоздавая затем их облик, взрослые испытуемые выделяют прежде всего рост, глаза (цвет), волосы (цвет), мимику (выражение глаз и лица), нос, особенности телосложения человека. Все другие признаки при сло- весном воссоздании внешности отмечаются реже. Рост, цвет глаз и волос являются в глазах взрослых наиболее значимыми отличи- тельными элементами облика человека. При словесном воссоздании внешности людей для большинства испытуемых они выполняют
Термин <словесный портрет> употребляется нами не в том значении, в ка- ком его применяют криминалисты. В криминалистике <словесный портрет> - описание признаков внешности человека с помощью определенной и специально разработанной терминологии. В нашей работе <словесный портрет>-описание внешности человека любым испытуемым, который этого человека воспринимает.
57 STR.58 Таблица 2
Кол-во портретов, в которыхКол-во портретов, в кото- данный элемент названрых данный элемент назван Элементы внеш-Элементы внеш- него обликанего облика абс. цифры%абс. цифры% Рост37883Поза (осанка)4710,3 Глаза (цвет)34375Зубы439,5 Волосы (цвет)33173Голос и речь419 Мимика30266Косметика, ук-388,4 Лицо29164рашения Нос26759и пр. Телосложение24855Жестикуляция367,9 Губы18541Особые приме-357,7 Лоб16236ты (анатом.) Брови10423Кожа327 Подбородок9421Одежда316,8 Рот8519Походка173,7 Прическа5813Шея153,3 Уши4911Руки143,1 Ноги122,6 Плечи81,8
роль опорных признаков, с которыми испытуемые затем связы- вают другие элементы, если они отличаются какими-то характер- ными для воспринимаемого человека особенностями. Как мы увидим позже, названные элементы начинают играть роль таких главных опорных элементов лишь с определенного момента фор- мирования познающего субъекта как личности. Совершенно оче- видно, что важными признаками во внешнем облике являются также общий контур тела и форма лица воспринимаемого чело-
>/ века. Роль их как опознавательных признаков в практике обще- ния велика. Тем не менее в <портретах> они выделяются испытуе- мыми не в первую очередь.
Из особенностей, характеризующих экспрессию воспринимае- мого человека, чаще всего выделяется мимика (общее выражение лица, глаз другого человека), реже отмечается типичная для чело- века поза и еще реже другие особенности выразительного поведе- ния. В отличие от признаков, характеризующих физический облик или оформление внешности, особенности выразительного поведения включаются испытуемыми в <портреты> часто по памяти. Ни по- ходку, ни голос, ни речь, ни некоторые из жестов тех, чей облик нужно было воспроизвести, испытуемые в момент опыта не вос- принимали, тем не менее некоторые, используя результаты прош- лых наблюдений за этими людьми, отметили в их облике и назван- ные признаки. После опыта эти испытуемые пояснили, что в их сознании облик описываемых обязательно связывается и с назван- ными особенностями выразительного поведения. Поэтому они отме-
55
чают наиболее типичное для воспринимаемого человека выражение лица, позу, особенности походки, любимые жесты, характерную для него манеру говорить.
Вот несколько примеров фиксирования в облике человека по- добных признаков. Все они взяты из <портретов> одного и того же человека, Владимира П., нарисованных его товарищами по группе. <Поза чуть усталая. Обычно одна рука в кармане, другая засунута за пиджак. Говорит медленно, тихо>. <...Привычка закусывать губу... Походка с разворотом носков внутрь, немного меланхолич- ная манера движения...> <Очень вялый, частое выражение не- довольства проявляется в характерной мимике и позе... мимикой своего лица владеет, часто используя это, и поэтому иногда выра- жение лица не соответствует внутреннему состоянию>. <Когда увлекается, начинает сильно жестикулировать и лицо становится очень выразительным>. Воссоздавая облик участницы опыта П., испытуемый Л. отмечает, что она <четко очерченные маленькие губы любит сжимать в трубочку, когда на минуту над чем-то за- думывается>. Испытуемый Б., создавая <портрет> участника опыта У., замечает: <...для речи У. характерен лаконизм. Часто, произ- неся фразу, он оставляет рот слегка открытым...> и т д.
Широкое включение черт экспрессии в создаваемый на основе восприятия <портрет> человека существенно отличает моделирова- ние облика хорошо знакомых людей от моделирования испытуе- мыми облика тех, кого они видят впервые. Это, в частности, под- тверждается таким фактом: испытуемым 1-й группы наряду с зада- нием словесно воссоздать облик друг друга было предложено в другом опыте <нарисовать> <портреты> десяти совершенно незна- комых им людей. В этом случае черт экспрессии в облике было отмечено и названо в 8,5 раза меньше, чем при выполнении первого задания.
Сравнение описания внешности разных людей, созданных одни- ми и теми же испытуемыми, выявляет различие в образах, которые формируются у испытуемых при отражении этих людей. Таблица 3 показывает, какие элементы внешности в ходе опыта были отме- чены у каждого из тех, кто выступал в роли объекта восприятия в 1-й группе. Цифры в таблице, далее, говорят, сколько испытуемых отметило данный элемент в облике того или иного участника опыта.
Если не забывать, что максимально возможное число фиксиро- ваний каждого элемента внешности в облике одного человека в описываемом опыте равнялось девяти, то ясно, что, помимо глав- ных опорных опознавательных признаков (рост, глаза, волосы), во внешности почти каждого из воспринимавшихся людей имеются определенные элементы, которым <повезло>, так как их отобразили в описаниях облика этого человека все или по крайней мере боль- шинство испытуемых, и есть элементы, которые привлекли внима- ние немногих. Например, у Д. <везучими> элементами облика ока- зались мимика и нос, у Б. - форма лица, у Л. - волосы и тело- сложение и т. д.
59 STR.60 Таблица 3
Элементы внешнего об-Количество испытуемых, отметивших данный элемент внешности ликау участника опыта Ч.П.Ш.Д.Ф.Г.Л.Е.Б.У. Рост8768788797 Телосложе-5473379445 ние Лицо6156767688 Лоб5434-25473 Брови-11-22-51 Нос6778-55-65 Рот125312111 Губы351453-645 Подборо-1-1116224 док Уши22-1--1112 Глаза6776685556 Волосы7764499976 Шея------11 Зубы------3--- Кожа2--------- Прочие эле----21-2--- менты Мимика8979654366 Жестику----1-2-22- ляция Походка---1-1--1-- Поза---1-232 Голос и1-11-3---- речь Прическа21222-11-- Одежда3--------- Косметика,---23----- украше- ния и пр. Всего отме-66575967477064576857 чено эле- ментов
Это сходство в образах восприятия конкретных людей одними и теми же испытуемыми, выражавшееся в подчеркивании многими определенных черт, обусловливается особенностями, присущими внешности объектов восприятия. Видимо, в значительной степени действием этого же фактора объясняется и различие в восприя- тии испытуемыми разных людей: в облике одних воспринимаемых испытуемые отмечают большее число элементов и характеризую- щих их признаков, чем в облике других. При прочих равных усло- виях большинство людей во внешнем облике человека быстрее от- мечают особенности, которые оказываются отклонением от <образ- цов> облика, принятых этими людьми за норму.
60
При отражении испытуемыми одних и тех же людей ярко про- являются отличия, характеризующие индивидуальную манеру ви- дения. Внимательный анализ данных, показывающих, сколько раа каждый из испытуемых отметил тот или иной элемент во внеш- ности остальных девяти участников опыта, дает возможность про- следить, какие элементы в облике других людей для данного ис- пытуемого оказываются .более, а какие менее существенными.
Прежде всего при отражении физического облика проявляется характерная только для данного испытуемого тенденция чаще вы- делять и больше подчеркивать одни элементы облика и меньше другие. В табл. 4, где показано, сколько раз тот или иной элемент в облике одних и тех же людей назвал каждый из испытуемых
Таблица 4
ЭлементыКоличество фиксирований данного элемента испытуемым внешнего об- лика Ч.П.Ш. | Д.Ф.Г.Л.Е.Б. 1 У. Рост8999965659 Телосложе-5875173267 ние Лицо1949358669 Лоб617392-3-6 Брови523-----11 Нос81589-2259- Рот1--29---14 Губы4-56115-59. Подбородок4151--1213 Уши----7----3 Глаза719991277 Волосы6979981838 Шея-1-------- Зубы-------2-1 Кожа--------2- Прочие эле-2-----1-2- менты Мимика1257799797 Жестикуля----1-231-- ция Походка------2.-1- Поза----,-314-- Голос и-----1-14- речь Прическа12-12121-1 Одежда--2-1----- Косметика112---1--- и пр. Общее коли-60477070764746"52"5886 чество фик- сирований элементов облика
61 STR.62 1-й группы, эта тенденция хорошо прослеживается. Например, испытуемый Ч. часто отмечал рост, нос, глаза, но довольно редко отмечал форму лица и рот воспринимаемого и вовсе не фиксиро- вал в <портретах> уши, зубы и цвет кожи.
В табл. 5 на основе анализа данных табл. 4 прослежено, как упомянутая тенденция в восприятии физического облика прояви- лась у каждого испытуемого 1-й группы, какие элементы он фик- сировал хорошо (не менее чем в 70% <портретов>), какие удовле- творительно (не более 30%) и какие плохо (0% <портретов>).
Таблица 5
ИспытуемыйЭлементы физического облика, выделяемые хорошоудовлетворительноплохо Ч.рост, нос, глазаформа лица, ротуши, шея, зубы, кожа (цвет) п.рост, форма лица, тело-лоб, брови, нос, подбо-рот, губы, уши, зубы, сложение, волосыродок, глаза, шеякожа (цвет) ш.рост, телосложение, гла-бровирот, уши, шея, зубы, за, волосы, лобкожа (цвет) д.рост, форма лица, нос,лоб, рот, подбородокброви, уши, шея, зу- глаза, волосыбы, кожа (цвет) ф.рост, лоб, нос, рот, гла-телосложение, форма ли-брови, подбородок, за, волосы, ушица, губышея, зубы, кожа (цвет) г.телосложение, волосылоб, губы, глаза, шеяброви, нос, рот, под- бородок, уши, зубы, кожа (цвет) .л.форма лицателосложение, нос, под-лоб, брови, рот, уши, бородок, глаза, волосышея, зубы, кожа (цвет) Е.глаза, волосытелосложение, лоб, нос,брови, рот, губы, подбородок, зубыуши, шея, кожа (цвет) Б.глазаброви, рот, подбородок,лоб, уши, шея, зубы волосы, кожа (цвет) У.рост, телосложение, фор-брови, подбородок, уши,шея, кожа (цвет) ма лица, нос, губы,зубы глаза, волосы
Таким образом, у испытуемых выявилась стойкая тенденция отмечать в облике воспринимаемых людей одни черты, одни эле- менты и совсем или почти не фиксировать другие. Чтобы прове- рить степень устойчивости этой тенденции, характеризующей вос- приятие людьми физического облика друг друга, нами была ис- пользована дополнительная методика. Испытуемым через тахи- стоскоп предъявлялась состоящая из 20 карточек серия контурных изображений человеческого лица. В каждом изображении лица недоставало каких-то двух основных элементов, например глаз и рта, волос и носа, контура лица и бровей (лишь одно изображе- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|