|
Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человекомглавенствующее положение занимают признаки оформления внеш- ности (форма, снаряжение, оружие). Старшие дошкольники почти столь же часто, как признаки оформления внешности, начинают включать в эталон солдата признаки телосложения (рост, величи- на фигуры и некоторые другие). В глазах учащихся 1-го класса значение двух названных групп признаков для солдата сохраняет- ся, однако первоклассники часто включают в его эталон функцио- нальные характеристики (стреляет из автомата, водит танк, лежит в окопах, пускает ракеты и т. п.). В следующих возрастных груп- пах учащихся содержание эталона солдата обогащается качества- ми, относящимися к воле, а также к мотивам поведения. Особенно сильно волевые качества личности выявляются в эталонах солдата подростками.
В дальнейшем в содержании эталонов солдата резко изменяет- ся соотношение групп признаков. Уже у семиклассников, по дан- ным В. М. Сенченко, заметно снижается доля признаков, относя- щихся к оформлению внешности, и столь же сильно возрастает фиксирование признаков, свидетельствующих о характере совет- ского солдата. В старших классах эти характерологические при- знаки в эталонах солдата начинают играть ведущую роль. Этало- ны солдата, имеющиеся у самих солдат, особенно <старослужа- щих>, отличаются большей представленностью в них, помимо ха- рактерологических качеств, в которых выражается отношение к большим социальным институтам и к воинскому труду, коммуни- кативных черт личности, ее контактности с другими, развитости чувства товарищества и др. В структуре групп признаков, которые В. М. Сенченко были обнаружены при анализе эталонов солдата, имевшихся у строевых офицеров со стажем, в качестве очень зна- чимой группы признаков выступили обобщенные умения и навы- ки, а также отвечающие определенным критериям знания, которые делают человека, именуемого солдатом, действительно солдатом. Эти признаки по частоте фиксирования у этой группы испытуемых заняли место сразу после характерологических качеств.
Факты, собранные В. М. Сенченко, показывают, таким обра- зом, что развитие <эталонов>, начавшееся у человека в пору до- школьного детства, продолжается не только в школьном возрасте, но и в пору юности и во все последующие годы его жизни.
У всех людей в связи с тем конкретным видом деятельности, которой они по преимуществу заняты, и характером общения глав- ным образом с определенными категориями людей, помимо этало- нов, относимых к большим группам людей, формируются специаль- ные, частные эталоны, имеющие более ограниченное приложение. У каждого человека, воплощаясь в образно-понятийную форму, развиваются <эталоны> плохого и хорошего учителя, рабочего, сту- дента, руководителя, родителя и т. д. При частом общении с опре- деленной категорией людей: с рабочими, колхозниками, учащими- ся, спортсменами, руководителями, врачами - у человека разви- вается более дифференцированное понимание типов лиц, чред-
124
ставляющих данную деятельность, профессию, специальность, воз- раст, пол и т. д., и соответственно увеличивается число оценочных эталонов. При этом у каждого человека, как правило, наблюдает- ся сосуществование эталонов, различающихся степенью соответст- вия их содержания сущности тех людей, оценке которых эти эта- лоны служат. В то время как в содержании одних эталонов, сло- жившихся у человека, сущность определенной категории людей воплощена в полной мере и они хорошо выполняют функцию <мер- ки> при оценке новых лиц, в содержании других эталонов типич- ные особенности какой-то группы людей оказываются запечатлен- ными с большими искажениями или даже не фиксируются вовсе. И эти последние эталоны, актуализируясь у субъекта при взаимо- действии его с другими людьми, не способствуют правильной оценке тех лиц, к которым они прилагаются субъектом. Такое неодинаковое соответствие содержания эталонов, формирующихся у личности, в действительности является, как правило, результа- том того, что у каждого человека в ходе жизни при общении с раз- ными группами людей обычно накапливается неравновеликий и неравноценный запас впечатлений.
Например, у школьника опыт общения со сверстниками растет обычно интенсивнее, чем опыт взаимодействия с представителями других возрастов. Соответственно формирование правильных эта- лонов. у него при познании сверстников происходит быстрее, чем развитие эталонов, актуализирующихся в процессе общения с пред- ставителями других возрастов. У учителя, проработавшего всю жизнь с младшими школьниками, образуются обобщенные и вме- сте с тем точные эталоны, в которых находят отражение сущест- венные, с точки зрения учителя, особенности наиболее распростра- ненных вариаций личности младших школьников. В то же время у него, вследствие ограниченности опыта общения со старшими школьниками, могут сформироваться эталоны, которые в своей совокупности лишь в самой небольшой мере отразят многообразие вариаций личности старших школьников. Разную степень объек- тивности эталонов и большее или меньшее соответствие их всех тому многообразию основных вариаций личности, которое есть в действительности, легко можно обнаружить у любого человека по отношению к различным категориям людей.
Широкий и разнообразный опыт общения с людьми является важным, но не единственным условием успешного формирования объективных и дифференцированных эталонов, используемых при оценке той или иной личности. Труд человека на различных попри- щах, деятельность, направленная на познание различных сторон действительности, вооружают его такими знаниями, которые, хотя подчас и не заключают в себе информации о психологии других людей, тем не менее могут облегчить более глубокое проникнове- ние в нее. Занимаясь непосредственно тем или другим видом тру- да, человек действенно познает требования, которые этот труд предъявляет работнику; у него накапливается знание о трудностях,
125 STR.126 которые приходится преодолевать, решая те или иные з;адачи, и т. д. В процессе личного участия в труде у человека вырабаты- ваются собственные эталоны успешного или неуспешного освоения требований участниками трудового процесса и преодоления ими трудностей. В зависимости от того, насколько далеки от этих эта- лонов результаты труда познаваемых им людей, человек предпо- лагает у последних сформированность одних качеств и отсутствие других. Личный труд человека способствует, таким образом, раз- витию у него <меры>, которую он начинает прилагать к другим людям.
При оценке индивидом отдельных актов поведения, а также и всей личности человека у него актуализируются обобщения, обра- зовавшиеся не только в процессе общения с различными людьми, но и непосредственно с этим человеком. Повседневное общение ведет к тому, что наиболее часто фиксируемые способы поведения в разных ситуациях также начинают выполнять для индивида роль эталонов при оценке им действий этого человека в последующем. Действие таких индивидуальных эталонов проявляется ярко, на- пример, тогда, когда поступки и манера поведения знакомого нам человека в данный момент расходятся с тем, что мы привыкли видеть у него раньше, и мы думаем о нем: это на него не похоже или он перестал быть самим собой.
Совершенно ясно, что признаки внутреннего облика и поведе- ния человека, которые роднят его со всеми другими людьми, ха- рактеризуют его как представителя определенной группы лиц, отличают от всех других людей и придают его личности индиви- дуальное своеобразие, не отделены друг от друга <китайской сте- ной>. Общее и особенное существует в единичном и через единич- ное. Но всегда каждая из групп этих признаков в одной и той же личности может быть абстрагирована при необходимости харак- теристики человека под определенным углом зрения. Соответствен- но и общечеловеческие, и групповые, и индивидуальные эталоны, формирующиеся у каждого человека, взаимопроникают друг в друга и при оценке им личности актуализируются в теснейшей связи друг с другом.
Хотя для образования <индивидуальных эталонов> требуется прежде всего накопление у человека впечатлений о поведении кон- кретных людей, однако формирование этих эталонов всегда обу- словлено знанием общечеловеческих и групповых норм поведения и представлений о том или другом типе личности, которые уже успели сложиться у индивида в прошлом.
Исследование содержания эталонов, которые актуализируются при оценке лиц, выполняющих различные социальные функции, а также обладающих тем или иным социальным положением, у типичных представителей различных социальных общностей является по всем данным одним из важных направлений в разра- ботке психологии познания людьми друг друга. Знание этих эта- лонов дает возможность заранее предвидеть, как в главном будет
126
оценен данным лицом какой-то конкретный человек, если этому лицу известна принадлежность оцениваемого к людям, объединяе- мым на основании каких-то общих у них признаков в одну и ту же группу.
Установление устойчивых зависимостей между содержанием и структурой оценочных эталонов и такими, например, характеристи- ками субъекта восприятия, как его пол, возраст, профессия, позво- ляет затем с большой долей вероятности предугадывать направле- ния развития процесса оценивания одной личностью другой лич- ности и намеренно использовать это знание при решении задач воспитания, организации психотерапии, а также в ходе примене- ния так называемых средств массовых коммуникаций.
Формирование у каждого человека все новых эталонов по мере установления у него контактов со все новыми категориями лиц и накопления все новых впечатлений о них теснейшим образом связано с одновременно развертывающимся у человека процессом классифицирования познаваемых людей на основе установления сходства и различия в их личностных характеристиках на более или менее определенные группы.
В одних случаях такая классификация производится человеком с целью решения той или иной задачи и с начала и до конца осу- ществляется сознательно. В других случаях она развертывается
стихийно.
Мы знаем, например, что А. С. Макаренко, исходя из опреде- ленных критериев, подразделял своих воспитанников на актив, гниющий актив, резерв актива, здоровый пассив, <болото> и <шпа- ну>. Точно так же учителя в школе одних учащихся относят к силь- ным ученикам, других - к <середнячкам>, третьих - к <слабым учащимся> и т. д.
Мы попросили девяносто двух выпускников вузов Ленинграда ответить, существуют ли, на их взгляд, определенные типы студен- тов и преподавателей. После того, как все они дали па этот вопрос утвердительный ответ (каждый из них отвечал без свидетелей), перед ними была поставлена задача перечислить эти типы.
Называя <типы студентов>, выполнявшие эту часть задания выпускники пользовались неодинаковыми основаниями, относя сту- дентов к различным группам. Одни из отвечавших делили всех студентов на две категории: на пришедших в вуз по призванию и не по призванию. Другая группа отвечавших утверждала, что существуют четыре типа студентов: 1) студент, гармонично соче- тающий учение и общественную работу; 2) студент - большой общественник, у которого учение на втором плане; 3) студент - <академист>, признающий только учение и <бегающий> от общест- венных поручений; 4) студент, формально относящийся и к уче- нию, и к общественной работе. Третья группа опрошенных выпуск- ников в качестве основания деления студентов на определенные категории избрала регулярность и систематичность их учебной работы в течение года, и, таким образом, ею были названы сту-
727 STR.128 денты, занимающиеся серьезно постоянно, и студенты, в полную силу работающие только во время экзаменационной сессии. Была, наконец, группа отвечавших, которые полагали, что есть все осно- вания выделить тип студента с широкими разносторонними позна- вательными интересами, тип студента с узким интересом, прояв- ляющимся только к тому, что непосредственно связано с приобре- таемой специальностью, и тип студента, вовсе лишенного познава- тельных интересов и занимающегося ради диплома.
Называя типы преподавателей, опрошенные нами выпускники выделяли такие типы: 1) хороший лектор, но плохой ученый (спе- циалист); 2) большой ученый (специалист), но плохой лектор;
3) большой ученый (специалист) и хороший лектор; 4) плохой лектор и посредственный ученый (специалист); 5) плохой препо- даватель (лектор), но хороший человек; 6) человек так себе, но преподаватель (лектор) хороший; 7) настоящий человек, большой ученый и хороший преподаватель. Некоторая часть отвечавших, называя типы преподавателей, руководствовалась уровнем требо- ваний, которые они обычно предъявляли студентам. Таким обра- зом, всех преподавателей они подразделяли на <добряков>, <фор- малистов>, <строгих, но справедливых>.
Указанные представления о студентах и преподавателях, фор- мируясь у человека в условиях непосредственного взаимодействия с ними, вместе с тем участвуют в оценке этим человеком людей, ранее ему незнакомых, но также являющихся преподавателями или студентами. Такие представления выполняют в этом случае функ- цию эталонов.
Другая группа бывших выпускников ленинградских вузов, имевшая пятилетний стаж работы на предприятии, называла типы руководителей. Одни из этих молодых специалистов сказали, что, по их мнению, есть: 1) руководители, знающие производство и хо- рошие организаторы; 2) руководители, знающие производство, но плохие организаторы; 3) руководители - хорошие организаторы, но плохо знающие производство. Другие молодые специалисты раз- делили руководителей на требовательных и вежливых с подчинен- ными и требовательных, но грубых с подчиненными. Наконец, третьи, называя типы руководителей, помимо перечисленных при- знаков, важным признаком типа считали отношение человека, являющегося руководителем, к своему делу: болеет он за него или нет.
Мы привели лишь отдельные примеры классификаций, склады- вающихся у общающихся в некоторых видах деятельности. Вооб- ще же весь этот вопрос требует всесторонней и углубленной раз- работки, потому что знание подобных классификаций, различаю- щихся по разным параметрам, фактически означает постижение системы понятий и представлений, в которых оказывается акку- мулирован (отражен и так или иначе обобщен) опыт познания людей представителями различных социальных групп.
Помимо эталонов, выполняющих при познании одним челове-
128
ком другого роль <мерок>, которые, образно говоря, приклады- ваются к познаваемой личности и которые дают возможность от- нести эту личность к какому-то <классу> з той системе <типов>,. которая у познающего субъекта сформировалась, у человека - субъекта познания других людей всегда могут быть выявлены и <наборы> качеств, которые он имеет тенденцию приписывать тем лицам, <класс> которых, как ему кажется, им установлен. Это- явление <приписывания> познаваемой личности целых <наборов> определенных качеств на основе отнесения ее по увиденным в ней отдельным качествам к какому-то <классу> лиц было хорошо изу- чено Келли, Вайшнером и Эшом, которые экспериментально пока- зали, что за ним стоит факт так называемого <безотчетного струк- турирования личности>7. Это явление <приписывания> получило у исследовавших его ученых название <стереотипизация>, а <набо- ры> качеств, которые человек <придает> познаваемой им лично- сти, соответственно были названы <оценочными стереотипами>.
Впоследствии многочисленными исследователями было по- казано, что в этих стереотипах всегда находит выражение запас теоретических и практических знаний, которыми располагает чело- век о каждом народе, о каждом из общественных классов, о .поле, возрасте, профессии. Поскольку опыт общения каждого человека детерминирован его принадлежностью к определенному народу, общественному классу, полу, возрастной группе, профессии, то оценочные стереотипы представителей разных демографических и социальных групп наряду с чертами сходства включают в себя-
очень существенные и характерные различия. Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|