Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком



21 страница


главенствующее положение занимают признаки оформления внеш-  

ности (форма, снаряжение, оружие). Старшие дошкольники почти  

столь же часто, как признаки оформления внешности, начинают  

включать в эталон солдата признаки телосложения (рост, величи-  

на фигуры и некоторые другие). В глазах учащихся 1-го класса  

значение двух названных групп признаков для солдата сохраняет-  

ся, однако первоклассники часто включают в его эталон функцио-  

нальные характеристики (стреляет из автомата, водит танк, лежит  

в окопах, пускает ракеты и т. п.). В следующих возрастных груп-  

пах учащихся содержание эталона солдата обогащается качества-  

ми, относящимися к воле, а также к мотивам поведения. Особенно  

сильно волевые качества личности выявляются в эталонах солдата  

подростками.  

 

В дальнейшем в содержании эталонов солдата резко изменяет-  

ся соотношение групп признаков. Уже у семиклассников, по дан-  

ным В. М. Сенченко, заметно снижается доля признаков, относя-  

щихся к оформлению внешности, и столь же сильно возрастает  

фиксирование признаков, свидетельствующих о характере совет-  

ского солдата. В старших классах эти характерологические при-  

знаки в эталонах солдата начинают играть ведущую роль. Этало-  

ны солдата, имеющиеся у самих солдат, особенно <старослужа-  

щих>, отличаются большей представленностью в них, помимо ха-  

рактерологических качеств, в которых выражается отношение к  

большим социальным институтам и к воинскому труду, коммуни-  

кативных черт личности, ее контактности с другими, развитости  

чувства товарищества и др. В структуре групп признаков, которые  

В. М. Сенченко были обнаружены при анализе эталонов солдата,  

имевшихся у строевых офицеров со стажем, в качестве очень зна-  

чимой группы признаков выступили обобщенные умения и навы-  

ки, а также отвечающие определенным критериям знания, которые  

делают человека, именуемого солдатом, действительно солдатом.  

Эти признаки по частоте фиксирования у этой группы испытуемых  

заняли место сразу после характерологических качеств.  

 

Факты, собранные В. М. Сенченко, показывают, таким обра-  

зом, что развитие <эталонов>, начавшееся у человека в пору до-  

школьного детства, продолжается не только в школьном возрасте,  

но и в пору юности и во все последующие годы его жизни.  

 

У всех людей в связи с тем конкретным видом деятельности,  

которой они по преимуществу заняты, и характером общения глав-  

ным образом с определенными категориями людей, помимо этало-  

нов, относимых к большим группам людей, формируются специаль-  

ные, частные эталоны, имеющие более ограниченное приложение.  

У каждого человека, воплощаясь в образно-понятийную форму,  

развиваются <эталоны> плохого и хорошего учителя, рабочего, сту-  

дента, руководителя, родителя и т. д. При частом общении с опре-  

деленной категорией людей: с рабочими, колхозниками, учащими-  

ся, спортсменами, руководителями, врачами - у человека разви-  

вается более дифференцированное понимание типов лиц, чред-  

 

124  

 

ставляющих данную деятельность, профессию, специальность, воз-  

раст, пол и т. д., и соответственно увеличивается число оценочных  

эталонов. При этом у каждого человека, как правило, наблюдает-  

ся сосуществование эталонов, различающихся степенью соответст-  

вия их содержания сущности тех людей, оценке которых эти эта-  

лоны служат. В то время как в содержании одних эталонов, сло-  

жившихся у человека, сущность определенной категории людей  

воплощена в полной мере и они хорошо выполняют функцию <мер-  

ки> при оценке новых лиц, в содержании других эталонов типич-  

ные особенности какой-то группы людей оказываются запечатлен-  

ными с большими искажениями или даже не фиксируются вовсе.  

И эти последние эталоны, актуализируясь у субъекта при взаимо-  

действии его с другими людьми, не способствуют правильной  

оценке тех лиц, к которым они прилагаются субъектом. Такое  

неодинаковое соответствие содержания эталонов, формирующихся  

у личности, в действительности является, как правило, результа-  

том того, что у каждого человека в ходе жизни при общении с раз-  

ными группами людей обычно накапливается неравновеликий и  

неравноценный запас впечатлений.  

 

Например, у школьника опыт общения со сверстниками растет  

обычно интенсивнее, чем опыт взаимодействия с представителями  

других возрастов. Соответственно формирование правильных эта-  

лонов. у него при познании сверстников происходит быстрее, чем  

развитие эталонов, актуализирующихся в процессе общения с пред-  

ставителями других возрастов. У учителя, проработавшего всю  

жизнь с младшими школьниками, образуются обобщенные и вме-  

сте с тем точные эталоны, в которых находят отражение сущест-  

венные, с точки зрения учителя, особенности наиболее распростра-  

ненных вариаций личности младших школьников. В то же время  

у него, вследствие ограниченности опыта общения со старшими  

школьниками, могут сформироваться эталоны, которые в своей  

совокупности лишь в самой небольшой мере отразят многообразие  

вариаций личности старших школьников. Разную степень объек-  

тивности эталонов и большее или меньшее соответствие их всех  

тому многообразию основных вариаций личности, которое есть  

в действительности, легко можно обнаружить у любого человека  

по отношению к различным категориям людей.  

 

Широкий и разнообразный опыт общения с людьми является  

важным, но не единственным условием успешного формирования  

объективных и дифференцированных эталонов, используемых при  

оценке той или иной личности. Труд человека на различных попри-  

щах, деятельность, направленная на познание различных сторон  

действительности, вооружают его такими знаниями, которые, хотя  

подчас и не заключают в себе информации о психологии других  

людей, тем не менее могут облегчить более глубокое проникнове-  

ние в нее. Занимаясь непосредственно тем или другим видом тру-  

да, человек действенно познает требования, которые этот труд  

предъявляет работнику; у него накапливается знание о трудностях,  

 

125  

STR.126  

которые приходится преодолевать, решая те или иные з;адачи,  

и т. д. В процессе личного участия в труде у человека вырабаты-  

ваются собственные эталоны успешного или неуспешного освоения  

требований участниками трудового процесса и преодоления ими  

трудностей. В зависимости от того, насколько далеки от этих эта-  

лонов результаты труда познаваемых им людей, человек предпо-  

лагает у последних сформированность одних качеств и отсутствие  

других. Личный труд человека способствует, таким образом, раз-  

витию у него <меры>, которую он начинает прилагать к другим  

людям.  

 

При оценке индивидом отдельных актов поведения, а также и  

всей личности человека у него актуализируются обобщения, обра-  

зовавшиеся не только в процессе общения с различными людьми,  

но и непосредственно с этим человеком. Повседневное общение  

ведет к тому, что наиболее часто фиксируемые способы поведения  

в разных ситуациях также начинают выполнять для индивида роль  

эталонов при оценке им действий этого человека в последующем.  

Действие таких индивидуальных эталонов проявляется ярко, на-  

пример, тогда, когда поступки и манера поведения знакомого нам  

человека в данный момент расходятся с тем, что мы привыкли  

видеть у него раньше, и мы думаем о нем: это на него не похоже  

или он перестал быть самим собой.  

 

Совершенно ясно, что признаки внутреннего облика и поведе-  

ния человека, которые роднят его со всеми другими людьми, ха-  

рактеризуют его как представителя определенной группы лиц,  

отличают от всех других людей и придают его личности индиви-  

дуальное своеобразие, не отделены друг от друга <китайской сте-  

ной>. Общее и особенное существует в единичном и через единич-  

ное. Но всегда каждая из групп этих признаков в одной и той же  

личности может быть абстрагирована при необходимости харак-  

теристики человека под определенным углом зрения. Соответствен-  

но и общечеловеческие, и групповые, и индивидуальные эталоны,  

формирующиеся у каждого человека, взаимопроникают друг  

в друга и при оценке им личности актуализируются в теснейшей  

связи друг с другом.  

 

Хотя для образования <индивидуальных эталонов> требуется  

прежде всего накопление у человека впечатлений о поведении кон-  

кретных людей, однако формирование этих эталонов всегда обу-  

словлено знанием общечеловеческих и групповых норм поведения  

и представлений о том или другом типе личности, которые уже  

успели сложиться у индивида в прошлом.  

 

Исследование содержания эталонов, которые актуализируются  

при оценке лиц, выполняющих различные социальные функции,  

а также обладающих тем или иным социальным положением,  

у типичных представителей различных социальных общностей  

является по всем данным одним из важных направлений в разра-  

ботке психологии познания людьми друг друга. Знание этих эта-  

лонов дает возможность заранее предвидеть, как в главном будет  

 

126  

 

оценен данным лицом какой-то конкретный человек, если этому  

лицу известна принадлежность оцениваемого к людям, объединяе-  

мым на основании каких-то общих у них признаков в одну и ту  

же группу.  

 

Установление устойчивых зависимостей между содержанием и  

структурой оценочных эталонов и такими, например, характеристи-  

ками субъекта восприятия, как его пол, возраст, профессия, позво-  

ляет затем с большой долей вероятности предугадывать направле-  

ния развития процесса оценивания одной личностью другой лич-  

ности и намеренно использовать это знание при решении задач  

воспитания, организации психотерапии, а также в ходе примене-  

ния так называемых средств массовых коммуникаций.  

 

Формирование у каждого человека все новых эталонов по мере  

установления у него контактов со все новыми категориями лиц  

и накопления все новых впечатлений о них теснейшим образом  

связано с одновременно развертывающимся у человека процессом  

классифицирования познаваемых людей на основе установления  

сходства и различия в их личностных характеристиках на более  

или менее определенные группы.  

 

В одних случаях такая классификация производится человеком  

с целью решения той или иной задачи и с начала и до конца осу-  

ществляется сознательно. В других случаях она развертывается  

 

стихийно.  

 

Мы знаем, например, что А. С. Макаренко, исходя из опреде-  

ленных критериев, подразделял своих воспитанников на актив,  

гниющий актив, резерв актива, здоровый пассив, <болото> и <шпа-  

ну>. Точно так же учителя в школе одних учащихся относят к силь-  

ным ученикам, других - к <середнячкам>, третьих - к <слабым  

учащимся> и т. д.  

 

Мы попросили девяносто двух выпускников вузов Ленинграда  

ответить, существуют ли, на их взгляд, определенные типы студен-  

тов и преподавателей. После того, как все они дали па этот вопрос  

утвердительный ответ (каждый из них отвечал без свидетелей),  

перед ними была поставлена задача перечислить эти типы.  

 

Называя <типы студентов>, выполнявшие эту часть задания  

выпускники пользовались неодинаковыми основаниями, относя сту-  

дентов к различным группам. Одни из отвечавших делили всех  

студентов на две категории: на пришедших в вуз по призванию  

и не по призванию. Другая группа отвечавших утверждала, что  

существуют четыре типа студентов: 1) студент, гармонично соче-  

тающий учение и общественную работу; 2) студент - большой  

общественник, у которого учение на втором плане; 3) студент -  

<академист>, признающий только учение и <бегающий> от общест-  

венных поручений; 4) студент, формально относящийся и к уче-  

нию, и к общественной работе. Третья группа опрошенных выпуск-  

ников в качестве основания деления студентов на определенные  

категории избрала регулярность и систематичность их учебной  

работы в течение года, и, таким образом, ею были названы сту-  

 

727  

STR.128  

денты, занимающиеся серьезно постоянно, и студенты, в полную  

силу работающие только во время экзаменационной сессии. Была,  

наконец, группа отвечавших, которые полагали, что есть все осно-  

вания выделить тип студента с широкими разносторонними позна-  

вательными интересами, тип студента с узким интересом, прояв-  

ляющимся только к тому, что непосредственно связано с приобре-  

таемой специальностью, и тип студента, вовсе лишенного познава-  

тельных интересов и занимающегося ради диплома.  

 

Называя типы преподавателей, опрошенные нами выпускники  

выделяли такие типы: 1) хороший лектор, но плохой ученый (спе-  

циалист); 2) большой ученый (специалист), но плохой лектор;  

 

3) большой ученый (специалист) и хороший лектор; 4) плохой  

лектор и посредственный ученый (специалист); 5) плохой препо-  

даватель (лектор), но хороший человек; 6) человек так себе, но  

преподаватель (лектор) хороший; 7) настоящий человек, большой  

ученый и хороший преподаватель. Некоторая часть отвечавших,  

называя типы преподавателей, руководствовалась уровнем требо-  

ваний, которые они обычно предъявляли студентам. Таким обра-  

зом, всех преподавателей они подразделяли на <добряков>, <фор-  

малистов>, <строгих, но справедливых>.  

 

Указанные представления о студентах и преподавателях, фор-  

мируясь у человека в условиях непосредственного взаимодействия  

с ними, вместе с тем участвуют в оценке этим человеком людей,  

ранее ему незнакомых, но также являющихся преподавателями или  

студентами. Такие представления выполняют в этом случае функ-  

цию эталонов.  

 

Другая группа бывших выпускников ленинградских вузов,  

имевшая пятилетний стаж работы на предприятии, называла типы  

руководителей. Одни из этих молодых специалистов сказали, что,  

по их мнению, есть: 1) руководители, знающие производство и хо-  

рошие организаторы; 2) руководители, знающие производство, но  

плохие организаторы; 3) руководители - хорошие организаторы,  

но плохо знающие производство. Другие молодые специалисты раз-  

делили руководителей на требовательных и вежливых с подчинен-  

ными и требовательных, но грубых с подчиненными. Наконец,  

третьи, называя типы руководителей, помимо перечисленных при-  

знаков, важным признаком типа считали отношение человека,  

являющегося руководителем, к своему делу: болеет он за него или  

нет.  

 

Мы привели лишь отдельные примеры классификаций, склады-  

вающихся у общающихся в некоторых видах деятельности. Вооб-  

ще же весь этот вопрос требует всесторонней и углубленной раз-  

работки, потому что знание подобных классификаций, различаю-  

щихся по разным параметрам, фактически означает постижение  

системы понятий и представлений, в которых оказывается акку-  

мулирован (отражен и так или иначе обобщен) опыт познания  

людей представителями различных социальных групп.  

 

Помимо эталонов, выполняющих при познании одним челове-  

 

128  

 

ком другого роль <мерок>, которые, образно говоря, приклады-  

ваются к познаваемой личности и которые дают возможность от-  

нести эту личность к какому-то <классу> з той системе <типов>,.  

которая у познающего субъекта сформировалась, у человека -  

субъекта познания других людей всегда могут быть выявлены и  

<наборы> качеств, которые он имеет тенденцию приписывать тем  

лицам, <класс> которых, как ему кажется, им установлен. Это-  

явление <приписывания> познаваемой личности целых <наборов>  

определенных качеств на основе отнесения ее по увиденным в ней  

отдельным качествам к какому-то <классу> лиц было хорошо изу-  

чено Келли, Вайшнером и Эшом, которые экспериментально пока-  

зали, что за ним стоит факт так называемого <безотчетного струк-  

турирования личности>7. Это явление <приписывания> получило  

у исследовавших его ученых название <стереотипизация>, а <набо-  

ры> качеств, которые человек <придает> познаваемой им лично-  

сти, соответственно были названы <оценочными стереотипами>.  

 

Впоследствии многочисленными исследователями было по-  

казано, что в этих стереотипах всегда находит выражение запас  

теоретических и практических знаний, которыми располагает чело-  

век о каждом народе, о каждом из общественных классов, о .поле,  

возрасте, профессии. Поскольку опыт общения каждого человека  

детерминирован его принадлежностью к определенному народу,  

общественному классу, полу, возрастной группе, профессии, то  

оценочные стереотипы представителей разных демографических и  

социальных групп наряду с чертами сходства включают в себя-  

 

очень существенные и характерные различия.




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1198
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком » 30 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 14 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 13 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 15 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 16 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 17 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 18 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 19 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 20 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 22 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 23 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 24 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 25 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 26 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 27 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 28 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 29 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 33 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 32 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 31 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 12 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 1 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 2 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 3 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 4 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 5 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 6 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 7 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 8 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 9 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь