Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59 Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 18 страница



Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком



18 страница


<общее сложение>, отмечают особенности его рук и ног. Они зна-  

чительно чаще, чем люди далеких от хореографии специальностей,  

обращают внимание на то, какова общая подвижность восприни-  

маемого человека, насколько соразмерны и ловки его движения,  

легок и пластичен этот человек или он угловат, неуклюж... Также  

намного чаще, чем испытуемые из нехудожественных групп, пре-  

подаватели хореографии отмечали в <словесных портретах> осо-  

бенности походки и давали ей эстетическую оценку.  

 

Испытуемые-хореографы общие особенности телосложения вы-  

делили в облике воспринятых лиц в 63% случаев. Испытуемые из  

обычной группы указали на этот элемент внешности лишь в 55%  

<портретов>. Испытуемые из последней группы обратили внимание  

на руки воспринимаемых ими людей в 3,1% случаев и на ноги -  

в 2,6% случаев. Стажеры-хореографы отметили эти части тела  

в 37% <портретов>. Возрастные особенности (анатомические)  

в облике воспринятых лиц хореографы фиксировали в пять раз  

чаще, чем это делали испытуемые из обычной группы. В экспрес-  

сии воспринимаемых лиц испытуемые-хореографы выделяли осанку  

в четыре раза чаще, чем испытуемые из обычной группы (в 42%  

<портретов> против 10,3). Походку они фиксировали в 11 с лиш-  

ним раз чаще, чем испытуемые из общей группы. В два раза чаще,  

чем последние, стажеры-хореографы фиксировали жесты воспри-  

нимаемых лиц. Мимику они отмечали также чаще, чем испытуе-  

мые из обычной группы (84% <портретов> против 66).  

 

Общую подвижность воспринятых лиц испытуемые-хореографы  

охарактеризовали в 32% <портретов>. Высказались о физической  

силе лиц, облик которых они воссоздали в <портретах>, в 16% слу-  

чаев. Степень соразмерности движений была отмечена этой груп-  

пой испытуемых в 37% случаев, и дана общая эстетическая оцен-  

ка наружности воспринятых лиц в 47% случаев.  

 

Приводим два типичных для стажеров-хореографов <портрета>.  

 

1. <Худенькая средних лет брюнетка. Рост средний. Большие,  

выразительные глаза, красивые зубы. Длинные густые волосы,  

немного вьющиеся от природы. Удлиненные кисти рук, не холеные,  

но красивой формы. Стройные ноги. Держится прямо, не сутулит-  

ся. Хорошая посадка головы. Несмотря на возраст, у нее фигура,  

как у мальчишки. Энергичная, стремительная походка> (автор  

<портрета> Я. Стаж работы в театре 20 лет.)  

 

2. <Передо мной - молодой мужчина, среднего роста, строй-  

ный, с мягкими движениями гибкого, сильного тела (способного  

к хореографии). Лицо приятное, чисто выбритое. Волосы светлые,  

с рыжинкой, даже с каким-то легким пушком. Спереди немного  

лысоват. Кожа лица имеет розовато-белый оттенок, как у всех  

очень светловолосых людей. Нос почти прямой, на конце чуть за-  

 

107  

STR.108  

гнут кверху. Губы не очень тонкие, но и не полные. На щеках  

ямочки. Подбородок чуть выдается вперед. Глаза голубые, под  

ними небольшие мешки. Руки и ноги хорошо развиты и пропор-  

циональны телу. Одет в спортивного покроя костюм> (автор <порт-  

рета> Ж. Стаж работы преподавателем хореографии 10 лет.)  

 

Таким образом, восприятие людьми друг друга, выполняя в дея-  

тельности, которая их объединяет, осведомительную и регулятив-  

ную роль, вместе с тем само оказывается под сильный влиянием  

этой деятельности. Следы его дают себя знать и тогда, когда люди  

взаимодействуют в иных, чем эта деятельность, условиях.  

 

Создавая устойчивый образ и фиксируя изменения в этом че-  

ловеке и его поведении в связи с определенными причинами, вос-  

приятие дает личности возможность действовать целесообразно.  

 

Заканчивая рассмотрение поставленной проблемы, мы можем  

сказать: восприятие человека человеком - это непосредственное  

наглядно-образное отражение одним человеком другого. Как и про-  

чие психические процессы, оно имеет познавательную и эмоцио-  

нально-волевую стороны. Объем и степень достоверности инфор-  

мации о человеке, отражением которого является его восприятие,  

зависят от того, какими особенностями обладает, во-первых, вос-  

принимаемый, во-вторых, воспринимающий человек. В-третьих, на  

них влияют условия, в которых человек воспринимает другого.  

 

Если говорить о воспринимаемом человеке, то одни признаки  

в нем видны всем, другие - менее очевидны, третьи - прямо за-  

метить нельзя, и о них можно судить только предположительно,  

на основании косвенных данных. Но все вместе они образуют  

облик человека. В него входят и признаки пола, и тип конститу-  

ции, и возрастные признаки, и детали оформления внешности. Но  

не только они определяют образ человека. Каждому присущ свой  

индивидуально неповторимый стиль .выразительного поведения, ко-  

торый проявляется и в типичной для данного человека мимике  

лица, и в манере говорить, и в походке, и в привычной для него  

жестикуляции, и вообще во всей внешности человека. Стиль, рас-  

сматриваемый уже как индивидуально-своеобразная манера дей-  

ствования, которая дает себя знать при выполнении человеком фи-  

зической и всякой иной работы, в учении, в отдыхе, в жизни в це-  

лом, выражая сущность личности воспринимаемого, также может  

быть отражен воспринимающей личностью.  

 

Восприятие человека человеком, вместе с основывающимся на  

нем пониманием одним человеком другого, является совершенно  

обязательной стороной процесса любой совместной деятельности  

людей, необходимым условием целесообразной ориентировки и  

действий воспринимающего субъекта в общественной среде. В лю-  

бом акте непосредственного общения людей рельефно выступает  

связь формирующегося восприятия другого человека с движения-  

 

108  

 

ми и действиями воспринимаемого и предваряющими их или от-  

ветными движениями и действиями воспринимающего. Весь про-  

цесс, начиная с воздействия человека и кончая ответной реакцией  

на него воспринимающего, представляет собой единый рефлектор-  

ный акт взаимодействия человека с человеком в определенной си-  

туации.  

 

Как только та или иная особенность в облике человека, изме-  

нения в оттенках интонации его голоса, в позе и прочее, приобре-  

тут сигнальное значение по отношению к совместной с восприни-  

маемым деятельности (или по отношению к последнему), чувст-  

вительность к ним повышается. Тонкость различения оттенков  

выражения лица, позы, походки, отклонений от обычной для вос-  

принимаемого манеры поведения неодинакова у разных людей.  

Это явление нельзя объяснить только многократной фиксацией  

всех колебаний во внешнем облике воспринимаемого человека  

субъектом восприятия. Эффект достигается тем, что в процессе  

многократного восприятия другого человека дифференцируются  

чувственные свойства, выступающие в качестве сигналов его <внут-  

реннего состояния>, его <отношения> к чему-то и т. п., и различе-  

ние чувственных свойств <подкрепляется> результатом регулируе-  

мой ими деятельности (труд, учение, совместная игра, разговор  

и пр.). С. Л. Рубинштейн, говоря о формировании образа вещи  

у воспринимающего, указывал, что <практика как бы моделирует  

образ вещей>6. Это можно полностью отнести и к восприятию  

человеком человека. Практика как бы моделирует образ человека.  

Занимаясь различными деятельностями, человек, отвечая на тре-  

бования каждой из них, обнаруживает то одни, то другие из при-  

сущих ему особенностей. Партнеры по деятельности по отношению  

друг к другу выступают в разных ролях (рабочий, начальник  

партнер по команде, артист, зритель, учитель, учащийся и пр.).  

В связи со всем этим не остается постоянным значение различных  

чувственных качеств для воспринимающего. Те из них в облике,  

экспрессии и действиях воспринимаемого, которые в данных усло-  

виях приобретают особое значение, выступают на передний план  

(поскольку на них распространяется вторичное возбуждение от  

актуализации состояний и свойств, ими сигнализируемых).  

 

Связывание видимой манеры поведения, стиля действовани>  

воспринимаемого с предполагаемыми у него устремлениями, по-  

тенциальными возможностями и состояниями означает, что другой  

человек воспринимается не только в своих исходных физических  

качествах (такой-то рост, пол, фигура, лицо, глаза и пр.), но и как  

личность, имеющая определенное значение для воспринимающего  

 

и ценность для дела, для общества.  

 

Восприятие человеком других людей включается в его жизнь.  

и вместе с яим претерпевает изменения. Но возможность измене-  

ния в восприятии человека человеком не исключает его относи-  

тельной устойчивости, соответствующей относительной устойчиво-  

 

6 Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957, с. 99.  

 

109  

STR.110  

стц внешнего и внутреннего облика и образа поведения людей  

в жизни, связанных отчасти с относительным постоянством выпол-  

няемых каждым из них обязанностей в той среде и в то время,  

в которых мы привыкли их видеть. По этой причине в каждом  

человеке заключено побуждение к восприятию его с определенной  

точки зрения и к установлению к нему определенного отношения.  

Посредством слов, обозначающих воспринимаемого человека (ху-  

дожник, член бригады коммунистического труда, снайпер, стиляга,  

капиталист и т. п.), в образ его, возникающий у другого, вклю-  

чается обобщенное знание о данной категории людей, сложившее-  

ся в результате общественной практики и более или менее усвоен-  

ное воспринимающим этого человека субъектом.  

 

Полнота и правильность отражения в образе восприятия основ-  

ных сторон облика человека, широта дифференцирования их эле-  

ментов, различение в каждом из них характерных признаков и  

фиксирование богатства оттенков зависят от степени сформирован-  

ноеT личности отражающего других людей субъекта. Образ вос-  

приятия, который один и тот же человек вызывает у людей неоди-  

накового жизненного опыта, принадлежащих к различным общест-  

венным классам, различающихся этико-эстетическими требования  

эди, представляющих различные возрастные группы, пол, профес-  

сии, не бывает совершенно одинаковым.  

 

Проанализированные материалы, нам кажется, достаточно убе-  

дительно раскрывают зависимость формирования образа другого  

человека у индивида от того, в какой степени этот индивид сфор-  

мирован как субъект познания и общения. Они показывают, на-  

сколько тесно между собой связаны в каждый момент непосред-  

ственное познание индивидом другого человека и система тех  

представлений и понятий, в которых у этого индивида аккумули-  

рован и обобщен запас различных знаний о людях, приобретен-  

ный как в практике прямого общения, так и из других источников.  

 

Вместе с тем эти данные выявляют некоторые из форм лично-  

стных установок, формирующихся у людей в ходе жизни и прояв-  

ляющихся в характере осмысления ими внешнего облика челове-  

ка. Представляя собой сложное производное от всего опыта чело-  

века, от сформированных у него потребностей и выработанных  

в связи с ними критериев оценок облика других людей, эти <уста-  

новки> обусловливают лучшее видение и более быструю оценку  

человеком во внешности других людей одних элементов и призна-  

ков и худшее видение и более медленную оценку других.  

 

Накопление личного опыта общения с людьми у познающего  

их субъекта хотя и расширяет объем впечатлений о них, не обя-  

зательно ведет к развитию умения на основе восприятия все более  

глубоко проникать в их сущность. Многое здесь зависит от того,  

насколько различными как субъекты труда, общения и познания  

оказываются те лица, с которыми повседневно взаимодействует  

воспринимающий их человек, насколько широкого и глубокого по-  

яимания их требует та деятельность, которой человек занят.  

 

ГЛАВА 6  

 

ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ  

ПОНИМАНИЯ ЛЮДЬМИ  

ДРУГ ДРУГА  

 

Человек - живой организм и вместе с тем общественное суще-  

ство: в этом своем качестве он выступает как личность. Сущность  

человека как личности, как объекта и субъекта истории общества,  

говорил К. Маркс, составляет <совокупность всех общественных  

отношений>. Как личность человек вступает в общение с другими  

людьми, как личность он проявляет себя в учении, труде, в отдыхе,  

как личность, как живой реальный, действующий человек, член  

определенного 0бщества он воспринимается и оценивается окру-  

жающими его людьми. Определяющими в формировании и разви-  

тии личности являются конкретно-исторические условия, в рамках  

которых проходит ее жизненный путь, ее участие в общественной  

жизни и практической деятельности. Личность каждого человека  

своеобразна и вместе с тем ей свойственны черты, общие с други-  

ми людьми, в классовом обществе - с представителями своего  

класса. Каждая общественно-историческая формация накладывает  

отпечаток на духовный облик личности. Определяясь условиями  

жизни и деятельности, личность сама является активным участни-  

ком и деятелем общественной жизни, играет действенную роль  

в истории общества.  

 

Духовный облик личности представляет собой исторически  

складывающуюся совокупность наиболее существенных, относи-  

тельно устойчивых психических свойств, каждое из которых пред-  

ставляет собой сформированную у индивида способность законо-  

мерно отвечать определенными психическими деятельностями на  

определенные объективные воздействия.  

 

В этой совокупности всегда четко выделяются две группы пси-  

хических свойств. Первая связана с побудительной (мотивацион-  

ной), вторая - с организационно-исполнительской стороной пси-  

хической регуляции поведения человека.  

 

Это внутреннее психологическое содержание человека (его  

убеждения, потребности, интересы, чувства, характер, способности)  

обязательно выражается у него в движениях, действиях, поступ-  

ках. Воспринимая движения, действия, поступки, деятельность че-  

ловека, люди проникают в его внутреннее психологическое содер-  

жание, познают его убеждения, потребности, интересы, чувства,  

характер, способности.  

 

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 3.  

 

111  

STR.112  

Вместе с тем мы знаем, что связь между отношением к дейст-  

вительности как содержанием качества личности и способом его  

выражения не всегда имеет однозначный характер. Практика взаи-  

модействия людей и специальные исследования, особенно исследо-  

вания формирования качеств личности на разных возрастных эта-  

пах, дают нам факты, свидетельствующие о том, что способ пове-  

дения личности может не полностью соответствовать или вообще  

не соответствовать характеру отношения, имеющегося у личности  

к какой-то стороне действительности. Это, в частности, было выяв-  

лено нами при исследовании личности подростка, проведенном в  

одной из школ-интернатов Ленинграда. У значительного числа  

подростков содержательные стороны отношения к учению, коллек-  

тиву и товарищам, к самообслуживанию и т. п. совпадали, но вме-  

сте с тем, как выяснилось, эти отношения проявлялись у них че-  

рез способы, на которых лежала печать пути, пройденного каж-  

дйм из этих школьников.  

 

Вот, например, как проявлялась <одинаковость> содержания  

отношения к товарищам у трех изучавшихся нами шестиклассни-  

ков: Вити М., Вовы М. и Вовы К. Все трое - члены дружного,  

жизнерадостного, инициативного и требовательного коллектива,  

лучшего среди первичных коллективов интерната. К шестому клас-  

су уних успело выработаться сходное и с точки зрения морали  

нашего общества правильное убеждение в том, кого можно счи-  

тать настоящим товарищем и как каждый из них должен посту-  

пать. И сами они отзывчивые, всегда готовые прийти на помощь  

нуждающемуся в ней однокласснику пионеры. Однако сколь раз-  

лично конкретное проявление этого отношения у каждого из трех  

подростков! Поведению, в котором повседневно проявляется отно-  

шение Вити М. к одноклассникам, присущи грубоватость и прямо-  

линейность. Для поведения Вовы М., в котором выражается его  

отношение к товарищам, характерны, наоборот, вежливость и так-  

тичность. У Вовы К., третьего шестиклассника, содержательная  

сторона отношения к товарищам на таком же уровне развития,  

как и у первых двух учащихся, но яркой и устойчивой особенно-  

стью ее проявления в повседневном поведении, при общении маль-  

чика со сверстниками является добродушная насмешливость, обя-  

зательное присутствие шутки.  

 

Таким образом, в отношении к товарищам каждого из этих  

подростков при сходстве в главном все время дают себя знать  

другие, свойственные им характерологические качества. Эти каче-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1235
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком » 30 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 26 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 19 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 20 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 21 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 22 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 23 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 24 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 25 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 17 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 27 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 28 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 29 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 31 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 32 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 33 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 9 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 1 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 2 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 3 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 4 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 5 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 6 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 7 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 8 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 10 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 11 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 12 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 13 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 14 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь