Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человекомства сравнительно стойко влияют на способ проявления отноше- ния, делая его для каждого подростка индивидуально типичным. У названных шестиклассников при совпадении содержания их от- ношения к товарищам, при одинаковости (в смысле соответствия этому содержанию) поступков, в которых это отношение реализо- валось, внешнее оформление этих поступков было неодинаковым.
В ходе дальнейшего исследования у ряда других шестикласс- ников был выявлен в общем такой же уровень содержательной
112
стороны отношения к товарищам по коллективу, как у названных подростков. Однако форма проявления содержания этого отноше- ния и у них, помимо общих признаков, формируемых у всех детей, воспитывающихся в хорошем коллективе, в каждом отдельном случае имела особенности, наблюдавшиеся только у данного кон- кретного подростка. И эти особенности, делавшие способ поведе- ния, в котором проявлялась содержательная сторона отношения, в каждом случае индивидуально своеобразным, развились и закре- пились у подростка как итог взаимодействия конкретных прямых и косвенных воздействий на него и его собственных ответов на них в прошлом.
Помимо фактов, сущность которых вкратце только что была изложена и в которых содержательная сторона отношения и спо- соб ее выражения относительно соответствовали друг другу, в хо- де исследования пришлось столкнуться с серией случаев, для кото- рых было характерно расхождение между содержательной сторо- ной отношения и формой ее проявления.
Наташа И. - грубая в общении с окружающими, часто недис- циплинированная, вечно всем недовольная, все в интернате гро- могласно критикующая, склонная к ссорам по пустякам школь- ница. Однако она оказалась большим патриотом своего коллекти- ва. Выяснилось, что она к нему сильно привязана и не хотела бы расстаться ни с одним из своих одноклассников. В то же время со всеми вежливый, послушный и аккуратно исполняющий все по- ручения и воспитателей, и пионерского актива Алик Б., однокласс- ник Наташи, коллективом не дорожит, в беседах с <посторонни- ми> зло и часто несправедливо критикует почти всех его членов и из интерната готов уйти немедленно.
В этих двух случаях речь шла о несоответствии действитель- ного отношения подростка к коллективу и способа его поведения;
возможность существования такого расхождения была выявлена и при исследовании отношения шестиклассников к учению, а так- же и к некоторым из внеучебных дел.
Саша Б. - неорганизованный, часто нарушающий дисциплину как на уроках, так и в часы самостоятельного приготовления за- даний подросток. Он неряшливо пишет, торопится, готовя уроки, многое не доводит до конца. Всем своим поведением он как бы доказывает, что учение как деятельность и знания, приобретаемые при этом, ему постылы. Однако проверка этого не подтвердила. Оказалось, что Саша Б. активно положительно относится к уче- нию и у него проявляется познавательная потребность, удовлетво- ряемая им прежде всего за счет знаний, приобретаемых в процес- се учебной деятельности. Но еще до интерната мальчик был сильно педагогически запущен, и сейчас, на фоне более благополучных детей, выработавшийся у него в прошлом способ поведения все еще дает себя знать и принимается поверхностными наблюдателя- ми за доказательство отсутствия у этого подростка интереса к учеиию.
113 STR.114 Гера К. при систематической и организованной работе над учебными предметами, большой дисциплинированности как в часы так называемой самоподготовки, так и на уроках, не обнаружил активно положительного отношения к содержанию учебной дея- тельности. Нам не удалось найти у него потребность в знаниях, даваемых учителями и учебниками. Как оказалось, поведение это- го школьника при занятии учебной деятельностью было имитацией в действительности отсутствовавшего у него отношения, вызывае- мого другим имевшимся у него отношением (страхом перед роди- телями).
Такие же вариации связи между содержательной стороной от- ношения и способами ее выражения обнаружились при исследо- вании выполнения детьми трудовых поручений.
Лариса С. с большой тщательностью занимается уборкой клас- са, когда приходит ее очередь, добросовестно дежурит на кухне и в спальне. Воспитатель считает ее трудолюбивой девочкой и ставит в пример тем, кто отлынивает от так называемой черной работы. А в действительности Лариса - воспитанница с сильно развитыми интеллектуальными интересами не любит эту работу. Она сама говорит по этому поводу следующее: <Ненавижу ее, скучно, время зря уходит, но стараюсь, потому что без нее не обой- тись>.
Валя П., наоборот, когда приходит ее очередь дежурить, под- метает пол не весь, оставляет пыль на цветах, неаккуратно укла- дывает книги в шкафу. Создается впечатление, что она нерадиво занимается данным видом труда. Но это не так. Она с удовольст- вием, как показала проверка, выполняет эту работу, но, еще не- давно очень неряшливая, она не научилась делать ее так, как давно умеют лучше ее воспитанные в этом отношении однокласс- ники. Способ выражения содержательной стороны отношения здесь значительно отстал в своем развитии.
Какие же выводы можно сделать из собранных фактов? |,
Прежде всего, нам кажется, нельзя упрощенно представлять себе связь между содержанием качества личности, каким является отношение, и формой его выражения. Факты в действительности свидетельствуют, что, хотя форма проявления отношения, способ поведения, через который отношение выражается, и определяются содержанием последнего, все же они имеют некоторую относитель- ную самостоятельность. И поэтому форма, способ поведения лич- ности могут и не полностью соответствовать или даже вообще ле соответствовать содержанию отношения личности к какой-то сто- роне действительности. Исходя из имеющихся фактов, есть основа- ние говорить о следующих возможных вариантах такого соотно- шения:
1. При положительном характере отношения у человека наблю- даются и адекватные этому отношению способы поведения.
2. При отрицательном характере отношения у него наблюдают- ся и соответствующие способы поведения. В этих двух случаях
114
имеется полное соответствие содержания отношения и способа его выражения.
3. При положительном характере отношения способ его выра- жения и поведение человека неадекватны такому отношению.
4. При отрицательном (или безразличном) характере отноше- ния к чему-то человек ведет себя так, будто у него имеется к этому объекту устойчиво положительное отношение.
В двух последних случаях содержание отношения и способ его выражения не соответствуют друг другу.
В одних случаях такое соответствие (несоответствие) оказы- вается сравнительно устойчивым, но в других может иметь место своеобразная борьба двух способов выражения содержания одно- го и того же отношения - старого, неадекватного, и нового, адек- ватного этому содержанию. И тогда оценивать подлинную сущ- ность человека бывает особенно трудно.
Несоответствие содержания какого-то отношения и способа его выражения у личности может быть также сравнительно независи- мым от других отношений, и оно же может быть и результатом какого-то вмешательства другого отношения, также характеризую- щего личность, но более сильного. И это, конечно, тоже увели- чивает трудности адекватной оценки личности. В подобном случае необходимо проникнуть в структуру личности и устано- вить субординацию составляющих ее отношений, а это задача не- легкая.
Пока мы говорили преимущественно о том, как может соотно- ситься содержательная сторона и способ ее выражения в одном отношении. Но раз личность представляет собой систему отноше- ний, не обойти вопроса о том, как же обстоит дело с соотношения- ми содержательных сторон и способов их выражения у личности в целом. Исследования показывают, что в ряде случаев у человека может наблюдаться сосуществование разных степеней развития отношений и способов их выражения в повседневном поведении. Например, у одного и того же подростка содержание отношения к учению может соответствовать способу его выражения, а содер- жание отношения к общественной работе не соответствовать спо- собу поведения.
Мы рассмотрели некоторые аспекты связи содержательной сто- роны отношения и способов ее выражения у человека. Сказанное, нам кажется, позволяет понять одну из причин того, почему вос- приятие нами поведения другого человека не всегда может дать. правильную информацию о том, какое отношение к действитель- ности ему присуще. Кроме того, разные стороны личности одного и того же человека не одинаково сложны и по своей структуре и по формам возможных проявлений, и поэтому для их познания и оценки требуется разное время. Исходя из этого предположе- ния и в подкрепление его, Тажиури, Брунер и Блейк эксперимен- тально установили, что, например, отношение человека к вещам
115 STR.116 улавливается и правильно оценивается обычно быстрее, чем отно- шение к людям2.
На характер оценки человека как личности другими влияет и то, насколько много информации этот человек вольно или неволь- но предоставляет о себе людям, для которых он оказывается в ро- ли объекта познания. Вместе с тем это количество информации о другом человеке должно быть строго определенным - иначе у окружающих его людей может сложиться о нем неадекватное представление.
По данным Саймондса и Холландера, проверенным недавно Ньюкомом, правильное понимание человека как личности обра- зуется у общающихся с ним людей при не очень длительном и, главное, при не очень тесном знакомстве. В противном случае оце- нивающие, как правило, не могут преодолеть в себе тенденции быть снисходительными и проявляют своеобразный фаворитизм по отношению к старым знакомым или необъективность негативно- го характера при оценке личности своих недругов. Развитие тес- ных контактов между людьми, как оказывается, может привести и к тому, что субъект будет с опозданием фиксировать или даже вообще не замечать изменения во внутреннем мире другого чело- века и строить свое поведение по отношению к последнему, исхо- дя из устарелых представлений о его личности. В этих случаях развивается явление, которое в психологической литературе полу- чило название <эффекта ореола>.
Уже указанный факт говорит, что содержание понятия, кото- рое формируется у нас о личности того или иного человека, всегда определяется и тем, насколько мы сами сформированы как лич- ности, как субъекты труда, познания и общения.
Всякое мышление совершается в обобщениях. Для процесса <формирования у индивида знания другого человека как личности также характерны образование обобщений и вместе с тем опора на ранее сформированные обобщения.
Сравнение понятий об одной и той же личности, которые фор- мируются у различных людей, раскрывает особенности <видения> одной личностью другой. Если, например, экономист или политик, создавая понятие о типе людей, намеренно отвлекается от их инди- видуальных особенностей, схватывая лишь их социальную сущ- ность, а писатель при помощи абстрактного мышления стремится верно постичь главное в изображаемом человеке и определить кон- кретные признаки, являющиеся его наиболее полным воплощением, чтобы затем это найденное общее, единичное и особенное воссоз- дать в художественном типе, добиться <воспроизведения типичных характеров в типических обстоятельствах>, то в повседневном об- щении картина формирования понятия о личности оказывается совершенно иной. В этом случае в содержание понятия личности
2 Т а и т I К., В г и п е г .1. ТЬе РегсерИоп о{ Реор1е.- 1п: О. ЫпДгеу (е<1.). НапаЬооЬ о! 5ос1а1 РвусЬо1оеу, уо1. 2. ЬопДоп, 1959.
116
входят, как правило, лишь те качества, которые человек, исходя из своего опыта общения с людьми и познания их, успел в этой личности рассмотреть в конкретных условиях своего взаимодейст- вия с ней. Вообще факт, когда из-за узости сферы общения и свя- занной с этой узостью ограниченностью впечатлений о человеке в понятии индивида, о познаваемой личности оказывается отра- женной лишь одна часть присущих ей качеств и не находят отра- жения остальные ее качества, в практике взаимодействия людей является скорее правилом, чем исключением. Ошибочно думать, что в понятии, которое формируется у человека о другой личности, всегда находят выражение все действительно присущие этой лич- ности качества и отражается ее индивидуально неповторимая структура. Факты свидетельствуют, что в очень многих случаях познание человеком другой личности сводится к отнесению ее на основании оценки ее поведения и действий лишь к определенной категории людей (хороший специалист, слабый ученик и пр.). При таком неполном познании в личности неизбежно остаются нерас- крытыми черты и признаки, составляющие ее индивидуальность.
Мы знаем, что уже при отражении облика и поведения другого человека одни признаки могут запечатлеваться в образе этого человека, формирующемся у познающего его индивида, ярко и точно, другие - бледно и с искажениями, третьи - не фиксиро- ваться совсем 3. То же может происходить и с выделением субъек- том в личности другого человека характеризующих ее черт. Из-за этой неполноты фиксирования качеств, присущих личности, инди- вид понимает эту личность очень часто более или менее схематич- но и упрощенно. Не является подлинным пониманием и другая крайность, когда индивид отмечает в познаваемой личности бес- конечно большое число фактов поведения в разнообразных усло- виях, но не умеет подняться над ними, увидеть черты личности, в них проявляющиеся, отделить случайное от существенного.
Обязательным компонентом мыслительного процесса, направ- ленного .на постижение сущности того или иного конкретного че- ловека как личности, являются актуализация в сознании познаю- щего субъекта психологических знаний, накопленных им в ходе взаимодействия с людьми, опора на обобщения, сформировавшие- ся у субъекта при познании других людей. Роль обобщений, в ко- торых у индивида аккумулированы его впечатления от личных встреч с людьми в прошлом, всегда так или иначе сплавленные со знаниями о людях, полученными им из других источников (кни- ги, устные рассказы, кино, телевидение и пр.), в познании им каж- дого определенного человека очень значительна. Вынося оценку особенностям личности нового для него человека, индивид на такие обобщения опирается постоянно, хотя они и не всегда могут быть верными. Вообще система понятий и общих представлений, в ко- торой у каждого человека оказывается запечатленным его опыт
3 См. с. 57 этой книги.
117 STR.118 общения с людьми и познания их в прошлом, как показывают на- блюдения, содержит, во-первых, обобщения, которые правильно- фиксируют устойчивые зависимости между особенностями внешне- го облика, формой поведения людей, с одной стороны, и обычно- стоящими за ними качествами личности - с другой. Во-вторых,. в эту систему всегда входят обобщения, которые в действительно- сти отражают лишь случайные связи. Наконец, в ней могут найти какое-то место <обобщения>, фиксирующие связи там, где их нет вовсе. У разных людей доля каждого из этих видов обобщений в системе знаний, в которой запечатлен их опыт познания челове- ка, не одинакова.
Нами были опрошены разные люди (пенсионеры, рабочие, сту- денты, школьники), которые должны были сказать, имеют ли они обыкновение связывать психические качества людей с особенностя- ми их внешности, и в случае положительного ответа на этот вопрос привести примеры таких имеющихся, по их мнению, отношений. Оказалось, что, несмотря на то что наукой показана ошибочность. так называемой физиогномики, френологии и не подтверждена пра- вильность учения Кречмера о типах конституции и связи их с опре- деленными чертами характера, среди людей имеют хождение идеи, в свое время фигурировавшие в названных концепциях- Из 72 опрошенных, например, девять человек заявили, что люди с квадратными подбородками обладают сильной волей, семнадцать Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|