Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59 Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 19 страница



Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком



19 страница


ства сравнительно стойко влияют на способ проявления отноше-  

ния, делая его для каждого подростка индивидуально типичным.  

У названных шестиклассников при совпадении содержания их от-  

ношения к товарищам, при одинаковости (в смысле соответствия  

этому содержанию) поступков, в которых это отношение реализо-  

валось, внешнее оформление этих поступков было неодинаковым.  

 

В ходе дальнейшего исследования у ряда других шестикласс-  

ников был выявлен в общем такой же уровень содержательной  

 

112  

 

стороны отношения к товарищам по коллективу, как у названных  

подростков. Однако форма проявления содержания этого отноше-  

ния и у них, помимо общих признаков, формируемых у всех детей,  

воспитывающихся в хорошем коллективе, в каждом отдельном  

случае имела особенности, наблюдавшиеся только у данного кон-  

кретного подростка. И эти особенности, делавшие способ поведе-  

ния, в котором проявлялась содержательная сторона отношения,  

в каждом случае индивидуально своеобразным, развились и закре-  

пились у подростка как итог взаимодействия конкретных прямых  

и косвенных воздействий на него и его собственных ответов на них  

в прошлом.  

 

Помимо фактов, сущность которых вкратце только что была  

изложена и в которых содержательная сторона отношения и спо-  

соб ее выражения относительно соответствовали друг другу, в хо-  

де исследования пришлось столкнуться с серией случаев, для кото-  

рых было характерно расхождение между содержательной сторо-  

ной отношения и формой ее проявления.  

 

Наташа И. - грубая в общении с окружающими, часто недис-  

циплинированная, вечно всем недовольная, все в интернате гро-  

могласно критикующая, склонная к ссорам по пустякам школь-  

ница. Однако она оказалась большим патриотом своего коллекти-  

ва. Выяснилось, что она к нему сильно привязана и не хотела бы  

расстаться ни с одним из своих одноклассников. В то же время  

со всеми вежливый, послушный и аккуратно исполняющий все по-  

ручения и воспитателей, и пионерского актива Алик Б., однокласс-  

ник Наташи, коллективом не дорожит, в беседах с <посторонни-  

ми> зло и часто несправедливо критикует почти всех его членов  

и из интерната готов уйти немедленно.  

 

В этих двух случаях речь шла о несоответствии действитель-  

ного отношения подростка к коллективу и способа его поведения;  

 

возможность существования такого расхождения была выявлена  

и при исследовании отношения шестиклассников к учению, а так-  

же и к некоторым из внеучебных дел.  

 

Саша Б. - неорганизованный, часто нарушающий дисциплину  

как на уроках, так и в часы самостоятельного приготовления за-  

даний подросток. Он неряшливо пишет, торопится, готовя уроки,  

многое не доводит до конца. Всем своим поведением он как бы  

доказывает, что учение как деятельность и знания, приобретаемые  

при этом, ему постылы. Однако проверка этого не подтвердила.  

Оказалось, что Саша Б. активно положительно относится к уче-  

нию и у него проявляется познавательная потребность, удовлетво-  

ряемая им прежде всего за счет знаний, приобретаемых в процес-  

се учебной деятельности. Но еще до интерната мальчик был сильно  

педагогически запущен, и сейчас, на фоне более благополучных  

детей, выработавшийся у него в прошлом способ поведения все  

еще дает себя знать и принимается поверхностными наблюдателя-  

ми за доказательство отсутствия у этого подростка интереса  

к учеиию.  

 

113  

STR.114  

Гера К. при систематической и организованной работе над  

учебными предметами, большой дисциплинированности как в часы  

так называемой самоподготовки, так и на уроках, не обнаружил  

активно положительного отношения к содержанию учебной дея-  

тельности. Нам не удалось найти у него потребность в знаниях,  

даваемых учителями и учебниками. Как оказалось, поведение это-  

го школьника при занятии учебной деятельностью было имитацией  

в действительности отсутствовавшего у него отношения, вызывае-  

мого другим имевшимся у него отношением (страхом перед роди-  

телями).  

 

Такие же вариации связи между содержательной стороной от-  

ношения и способами ее выражения обнаружились при исследо-  

вании выполнения детьми трудовых поручений.  

 

Лариса С. с большой тщательностью занимается уборкой клас-  

са, когда приходит ее очередь, добросовестно дежурит на кухне  

и в спальне. Воспитатель считает ее трудолюбивой девочкой и  

ставит в пример тем, кто отлынивает от так называемой черной  

работы. А в действительности Лариса - воспитанница с сильно  

развитыми интеллектуальными интересами не любит эту работу.  

Она сама говорит по этому поводу следующее: <Ненавижу ее,  

скучно, время зря уходит, но стараюсь, потому что без нее не обой-  

тись>.  

 

Валя П., наоборот, когда приходит ее очередь дежурить, под-  

метает пол не весь, оставляет пыль на цветах, неаккуратно укла-  

дывает книги в шкафу. Создается впечатление, что она нерадиво  

занимается данным видом труда. Но это не так. Она с удовольст-  

вием, как показала проверка, выполняет эту работу, но, еще не-  

давно очень неряшливая, она не научилась делать ее так, как  

давно умеют лучше ее воспитанные в этом отношении однокласс-  

ники. Способ выражения содержательной стороны отношения здесь  

значительно отстал в своем развитии.  

 

Какие же выводы можно сделать из собранных фактов? |,  

 

Прежде всего, нам кажется, нельзя упрощенно представлять  

себе связь между содержанием качества личности, каким является  

отношение, и формой его выражения. Факты в действительности  

свидетельствуют, что, хотя форма проявления отношения, способ  

поведения, через который отношение выражается, и определяются  

содержанием последнего, все же они имеют некоторую относитель-  

ную самостоятельность. И поэтому форма, способ поведения лич-  

ности могут и не полностью соответствовать или даже вообще ле  

соответствовать содержанию отношения личности к какой-то сто-  

роне действительности. Исходя из имеющихся фактов, есть основа-  

ние говорить о следующих возможных вариантах такого соотно-  

шения:  

 

1. При положительном характере отношения у человека наблю-  

даются и адекватные этому отношению способы поведения.  

 

2. При отрицательном характере отношения у него наблюдают-  

ся и соответствующие способы поведения. В этих двух случаях  

 

114  

 

имеется полное соответствие содержания отношения и способа  

его выражения.  

 

3. При положительном характере отношения способ его выра-  

жения и поведение человека неадекватны такому отношению.  

 

4. При отрицательном (или безразличном) характере отноше-  

ния к чему-то человек ведет себя так, будто у него имеется к этому  

объекту устойчиво положительное отношение.  

 

В двух последних случаях содержание отношения и способ его  

выражения не соответствуют друг другу.  

 

В одних случаях такое соответствие (несоответствие) оказы-  

вается сравнительно устойчивым, но в других может иметь место  

своеобразная борьба двух способов выражения содержания одно-  

го и того же отношения - старого, неадекватного, и нового, адек-  

ватного этому содержанию. И тогда оценивать подлинную сущ-  

ность человека бывает особенно трудно.  

 

Несоответствие содержания какого-то отношения и способа его  

выражения у личности может быть также сравнительно независи-  

мым от других отношений, и оно же может быть и результатом  

какого-то вмешательства другого отношения, также характеризую-  

щего личность, но более сильного. И это, конечно, тоже увели-  

чивает трудности адекватной оценки личности. В подобном  

случае необходимо проникнуть в структуру личности и устано-  

вить субординацию составляющих ее отношений, а это задача не-  

легкая.  

 

Пока мы говорили преимущественно о том, как может соотно-  

ситься содержательная сторона и способ ее выражения в одном  

отношении. Но раз личность представляет собой систему отноше-  

ний, не обойти вопроса о том, как же обстоит дело с соотношения-  

ми содержательных сторон и способов их выражения у личности  

в целом. Исследования показывают, что в ряде случаев у человека  

может наблюдаться сосуществование разных степеней развития  

отношений и способов их выражения в повседневном поведении.  

Например, у одного и того же подростка содержание отношения  

к учению может соответствовать способу его выражения, а содер-  

жание отношения к общественной работе не соответствовать спо-  

собу поведения.  

 

Мы рассмотрели некоторые аспекты связи содержательной сто-  

роны отношения и способов ее выражения у человека. Сказанное,  

нам кажется, позволяет понять одну из причин того, почему вос-  

приятие нами поведения другого человека не всегда может дать.  

правильную информацию о том, какое отношение к действитель-  

ности ему присуще. Кроме того, разные стороны личности одного  

и того же человека не одинаково сложны и по своей структуре и  

по формам возможных проявлений, и поэтому для их познания  

и оценки требуется разное время. Исходя из этого предположе-  

ния и в подкрепление его, Тажиури, Брунер и Блейк эксперимен-  

тально установили, что, например, отношение человека к вещам  

 

115  

STR.116  

улавливается и правильно оценивается обычно быстрее, чем отно-  

шение к людям2.  

 

На характер оценки человека как личности другими влияет и  

то, насколько много информации этот человек вольно или неволь-  

но предоставляет о себе людям, для которых он оказывается в ро-  

ли объекта познания. Вместе с тем это количество информации  

о другом человеке должно быть строго определенным - иначе  

у окружающих его людей может сложиться о нем неадекватное  

представление.  

 

По данным Саймондса и Холландера, проверенным недавно  

Ньюкомом, правильное понимание человека как личности обра-  

зуется у общающихся с ним людей при не очень длительном и,  

главное, при не очень тесном знакомстве. В противном случае оце-  

нивающие, как правило, не могут преодолеть в себе тенденции  

быть снисходительными и проявляют своеобразный фаворитизм  

по отношению к старым знакомым или необъективность негативно-  

го характера при оценке личности своих недругов. Развитие тес-  

ных контактов между людьми, как оказывается, может привести  

и к тому, что субъект будет с опозданием фиксировать или даже  

вообще не замечать изменения во внутреннем мире другого чело-  

века и строить свое поведение по отношению к последнему, исхо-  

дя из устарелых представлений о его личности. В этих случаях  

развивается явление, которое в психологической литературе полу-  

чило название <эффекта ореола>.  

 

Уже указанный факт говорит, что содержание понятия, кото-  

рое формируется у нас о личности того или иного человека, всегда  

определяется и тем, насколько мы сами сформированы как лич-  

ности, как субъекты труда, познания и общения.  

 

Всякое мышление совершается в обобщениях. Для процесса  

<формирования у индивида знания другого человека как личности  

также характерны образование обобщений и вместе с тем опора  

на ранее сформированные обобщения.  

 

Сравнение понятий об одной и той же личности, которые фор-  

мируются у различных людей, раскрывает особенности <видения>  

одной личностью другой. Если, например, экономист или политик,  

создавая понятие о типе людей, намеренно отвлекается от их инди-  

видуальных особенностей, схватывая лишь их социальную сущ-  

ность, а писатель при помощи абстрактного мышления стремится  

верно постичь главное в изображаемом человеке и определить кон-  

кретные признаки, являющиеся его наиболее полным воплощением,  

чтобы затем это найденное общее, единичное и особенное воссоз-  

дать в художественном типе, добиться <воспроизведения типичных  

характеров в типических обстоятельствах>, то в повседневном об-  

щении картина формирования понятия о личности оказывается  

совершенно иной. В этом случае в содержание понятия личности  

 

2 Т а и т I К., В г и п е г .1. ТЬе РегсерИоп о{ Реор1е.- 1п: О. ЫпДгеу  

(е<1.). НапаЬооЬ о! 5ос1а1 РвусЬо1оеу, уо1. 2. ЬопДоп, 1959.  

 

116  

 

входят, как правило, лишь те качества, которые человек, исходя  

из своего опыта общения с людьми и познания их, успел в этой  

личности рассмотреть в конкретных условиях своего взаимодейст-  

вия с ней. Вообще факт, когда из-за узости сферы общения и свя-  

занной с этой узостью ограниченностью впечатлений о человеке  

в понятии индивида, о познаваемой личности оказывается отра-  

женной лишь одна часть присущих ей качеств и не находят отра-  

жения остальные ее качества, в практике взаимодействия людей  

является скорее правилом, чем исключением. Ошибочно думать,  

что в понятии, которое формируется у человека о другой личности,  

всегда находят выражение все действительно присущие этой лич-  

ности качества и отражается ее индивидуально неповторимая  

структура. Факты свидетельствуют, что в очень многих случаях  

познание человеком другой личности сводится к отнесению ее на  

основании оценки ее поведения и действий лишь к определенной  

категории людей (хороший специалист, слабый ученик и пр.). При  

таком неполном познании в личности неизбежно остаются нерас-  

крытыми черты и признаки, составляющие ее индивидуальность.  

 

Мы знаем, что уже при отражении облика и поведения другого  

человека одни признаки могут запечатлеваться в образе этого  

человека, формирующемся у познающего его индивида, ярко и  

точно, другие - бледно и с искажениями, третьи - не фиксиро-  

ваться совсем 3. То же может происходить и с выделением субъек-  

том в личности другого человека характеризующих ее черт. Из-за  

этой неполноты фиксирования качеств, присущих личности, инди-  

вид понимает эту личность очень часто более или менее схематич-  

но и упрощенно. Не является подлинным пониманием и другая  

крайность, когда индивид отмечает в познаваемой личности бес-  

конечно большое число фактов поведения в разнообразных усло-  

виях, но не умеет подняться над ними, увидеть черты личности,  

в них проявляющиеся, отделить случайное от существенного.  

 

Обязательным компонентом мыслительного процесса, направ-  

ленного .на постижение сущности того или иного конкретного че-  

ловека как личности, являются актуализация в сознании познаю-  

щего субъекта психологических знаний, накопленных им в ходе  

взаимодействия с людьми, опора на обобщения, сформировавшие-  

ся у субъекта при познании других людей. Роль обобщений, в ко-  

торых у индивида аккумулированы его впечатления от личных  

встреч с людьми в прошлом, всегда так или иначе сплавленные  

со знаниями о людях, полученными им из других источников (кни-  

ги, устные рассказы, кино, телевидение и пр.), в познании им каж-  

дого определенного человека очень значительна. Вынося оценку  

особенностям личности нового для него человека, индивид на такие  

обобщения опирается постоянно, хотя они и не всегда могут быть  

верными. Вообще система понятий и общих представлений, в ко-  

торой у каждого человека оказывается запечатленным его опыт  

 

3 См. с. 57 этой книги.  

 

117  

STR.118  

общения с людьми и познания их в прошлом, как показывают на-  

блюдения, содержит, во-первых, обобщения, которые правильно-  

фиксируют устойчивые зависимости между особенностями внешне-  

го облика, формой поведения людей, с одной стороны, и обычно-  

стоящими за ними качествами личности - с другой. Во-вторых,.  

в эту систему всегда входят обобщения, которые в действительно-  

сти отражают лишь случайные связи. Наконец, в ней могут найти  

какое-то место <обобщения>, фиксирующие связи там, где их нет  

вовсе. У разных людей доля каждого из этих видов обобщений  

в системе знаний, в которой запечатлен их опыт познания челове-  

ка, не одинакова.  

 

Нами были опрошены разные люди (пенсионеры, рабочие, сту-  

денты, школьники), которые должны были сказать, имеют ли они  

обыкновение связывать психические качества людей с особенностя-  

ми их внешности, и в случае положительного ответа на этот вопрос  

привести примеры таких имеющихся, по их мнению, отношений.  

Оказалось, что, несмотря на то что наукой показана ошибочность.  

так называемой физиогномики, френологии и не подтверждена пра-  

вильность учения Кречмера о типах конституции и связи их с опре-  

деленными чертами характера, среди людей имеют хождение  

идеи, в свое время фигурировавшие в названных концепциях-  

Из 72 опрошенных, например, девять человек заявили, что люди  

с квадратными подбородками обладают сильной волей, семнадцать




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1133
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком » 30 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 13 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 22 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 21 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 20 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 18 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 17 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 16 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 15 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 14 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 1 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 12 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 11 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 10 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 9 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 8 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 7 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 6 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 5 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 4 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 33 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 2 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 3 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 23 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 32 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 31 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 29 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 28 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 27 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 26 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь