Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человекомА. А. БОДАЛЕВ
ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 1982 г. 200 страниц.
Монография посвящена восприятию и пониманию людьми друг друга. В ней рассматриваются закономерности я механизмы воспри- ятия и понимания человека как объекта познания, дается анализ психологической интерпретации личности личностью и показывается, как на эту интерпретацию воздействуют характеристики личности, связанные с ее возрастом, профессией и индивидуально-неповтори- мым своеобразием. Модография рассчитана на специалистов, пред- ставляющих гуманитарные науки, но ее с интересом причтут все читателя, которые хотят разобраться в законах, по которым стро- ится общение людей.
Б 04000000017 _ 077(02)-82
c Издательство Московского университета, 1982 г.
str. 3
Предисловие
В настоящее время во всем мире все новые ученые включаются в раз- работку комплекса проблем, составляющих психологию познания людьми друг друга. Каждый ученый интересуется, как правило, отдельными и частными вопросами, относящимися к этому большому комплексу, но все вместе они создают предпосылки для глубокого проникновения в существо процесса формирования у человека знания других людей, а также для подлинного постижения роли этих знаний в поведении и дея- тельности человека. Исследуются общие особенности формирования об- раза другого человека и понятия о его личности, выясняется значение пола, возраста, профессии и принадлежности человека к той или иной социальной общности для образования у него знания о других людях, выявляются типичные ошибки, которые допускает человек, оценивая ок- ружающих его людей, прослеживаются связи между познанием им са- мого себя и отражением других лиц. Ранее неизвестными фактами, таким образом, обогащаются многие отрасли психологической науки, а прак- тики получают дополнительные возможности для более эффективного ру- ководства организацией взаимоотношений людей, оптимизации процесса
их общения в сфере труда, учения, быта.
Накапливаемые факты, проясняющие все новые взаимозависимости
характеристик человека, когда он выступает одновременно как объект и субъект познания других людей и как объект и субъект общения и воздействия на других и со стороны других, дают все больше оснований для выделения психологии познания людьми друг друга в относительно . самостоятельную область научного исследования. Бесспорно, формиро- вание образов людей и формирование понятий о личностных качествах их подчиняются тем же законам, по которым развертывается формиро- вание у человека образа предмета или обобщенного о нем знания. Но поскольку в этом случае в качестве объекта познания выступает человек, а не предмет, не вещь, познание его приобретает новые черты. Он отражается в образах и понятиях, которые возникают у познающих его людей, не только своими пространственно-временными характеристи- ками и даже не только как лицо определенного физического склада, по- ла, возраста, но и непременно как личность, т. е. как член социальной общности, как индивид, обладающий каким-то характером, способностя- ми, конкретно проявляющимися у него и в том, что он делает, и в том,
что он говорит, и в том, что он познает.
Говоря о специфичности познания человеком человека, необходимо
также видеть, что оно, как правило, связано с установлением и сохра- нением коммуникаций. Будучи проявлением такого познания, образы других людей и складывающееся у человека обобщенное знание о них постоянно зависят от целей и характера его коммуникаций с другими людьми, а на эти коммуникации в свою очередь всегда влияет та дея- :ельяость, которая объединяет людей, ее содержание, ход и результаты, 3 STR.4 Образы и понятия, которые формируются у людей друг о друге, неся людям информацию об объективных характеристиках каждого уча- стника деятельности и о его возможностях, позволяют им вести себя в соответствии с отмечаемыми ими у другого человека свойствами и целесообразно планировать свое поведение. Таким образом, названные формы отражения выполняют, важнейшую функцию при объединении людей - они являются регулятором общения.
Человек в роли объекта познания, как и любой объект действитель- ности, вызывает у познающих его людей определенное отношение. Но по причине того, что он сам способен <творить мир>, активно влиять на ход общения, на результаты труда с другими, он своим поведением сильней- шим образом воздействует на отношение к нему со стороны окружающих его людей. А имеющиеся у этих людей оценочные эталоны, стереотипы и установки, актуализируясь при взаимодействии с оцениваемым челове- ком, в свою очередь в громадной степени обусловливают конкретное своеобразие впечатления, которое этот человек затем у каждого из них вызывает.
В познании человеком других людей без большого труда могут быть выделены этическая, эстетическая и аксиологическая характерис- тики. Этическим, эстетическим и просто широким ценностным нормам человек постоянно следует в своем выразительном поведении, оформле- нии внешности и поступках, когда он оказывается в роли объекта по- знания для других. И он более или менее сознательно исходит из этих же норм, когда ему приходится оценивать любого из окружающих его людей. Во всех таких случаях сформированные у него критерии нрав- ственного и безнравственного, важного и неважного, ценного и не име- ющего цены неизменно определяют характер восприятия им других людей и интерпретацию их внутреннего мира. В этих образах и в этом пони- мании, в конце концов, всегда отражается положение, которое вообще занимает человек в тон системе ценностей, на которую познающий субъ- ект ориентируется в своем повседневном поведении. Положение челове- ка в системе ценностей проявляется четко в том, насколько устойчиво субъект стремится к раскрытию индивидуально-неповторимых характе- ристик каждого из познаваемых им лиц и, стало быть, насколько он тя- готеет к выбору оптимальных способов поведения по отношению к этим лицам. Как свидетельствуют факты, устойчивость такого стремления у лиц, для которых работа с людьми является их профессиональным делом, оказывается одним из важнейших условий общего успеха их деятельности.
Вместе с тем к настоящему времени накоплено значительное коли- чество данных, которые в разных планах освещают процесс психологи- ческой интерпретации человеком другого человека как личности. В пред- лагаемой читателю монографии предпринята попытка свести все эти данные вместе и в единой системе представить особенности, которые характеризуют формирование понятия у личности о личности.
ГЛАВА 1
ПОЗНАНИЕ
ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
1
:<а
Среди проблем, в глубокой и всесторонней разработке которых одинаково заинтересованы как теоретические науки о человеке, так и практика, важное место занимает проблема отражения людьми друг друга в процессе различных видов деятельности. Этой проблеме и посвящена данная работа. Опираясь на теорию формирования человека как субъекта труда, познания и общения, основы которой были заложены Б. Г. Ананьевым , мы делаем попытку проанализировать процесс познания человека человеком и, привлекая экспериментальные данные, раскрыть ряд возраст- ных, профессиональных и индивидуальных особенностей, харак- терных для этого процесса.
Познание и взаимное воздействие людей друг на друга - обя- зательный элемент любой совместной деятельности, даже если ее целью не является прямое решение задач воспитания и она все- цело направлена к достижению .какого-то материального резуль- тата. От того, как люди отражают и интерпретируют облик и по- дведение и оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они прихо- дят в совместной деятельности.
Главными видами деятельности, в которых люди выступают
1 субъектами познания других людей, являются общение и труд. Процесс общения является таким видом взаимодействия людей, в котором последние выступают по отношению друг к другу одно-
временно (или последовательно) и объектами, и субъектами. Именно благодаря общению поступок личности А становится об- стоятельством жизни В, С, Д и т. д., а их поступки, экспрессивные действия в свою очередь оказываются обстоятельством жизни для А. Этот осуществляемый различными видами коммуникаций пере- ход поступка одного человека в обстоятельства жизни других лю- дей является характерной особенностью совместной жизни и дея- тельности людей. Но каждый человек выступает по отношению к партнерам по общению не только как объект и субъект воздей- ствия, но одновременно и как объект и субъект познания.
См.: Ананьев Б. Г. 1) Педагогические приложения современной психо- логии.-Советская педагогика, 1964, № 8; 2) Человек как предмет воспита- ния.-Советская педагогика, 1965, № 1; 3) Человек как предмет познания. Л., 1968.
STR.6 В процессе общения достигается взаимопонимание, слажен- ность при выполнении работы, растет способность прогнозировать поведение друг друга в тех или иных обстоятельствах или, наобо- рот, возникают конфликты и моральные противоречия, разлад в работе, проявляется неспособность предугадать поведение парт- нера по общению. Достижение положительного результата в об- щении, как правило, связано с адекватным чувственным отраже- нием друг друга общающимися субъектами, накоплением и пра- вильным обобщением ими информации друг о друге. Отрицатель- ный результат в общении часто оказывается следствием неадек- ватного отражения общающимися друг друга, недостаточности и неправильного истолкования информации, которой каждый из них располагает. Громадное значение в интерпретации чувственных данных отражения облика и поведения других людей и регуляции взаимодействия с ними в общении имеет опыт труда, познания и общения, который накоплен человеком в ходе жизни, а этот опыт у каждого человека всегда индивидуально своеобразен, и обща- ющиеся всегда более или менее отличаются друг от друга как личности. Кроме того, взаимодействующие в процессе общения индивиды могут преследовать как одну и ту же, так и разные цели. Поэтому общение - это и сложнейшее переплетение отно- шений общающихся друг к другу, к совместной деятельности и ее результатам, и к самим себе, и одновременно яркий показатель умения общающихся понять и объективно оценить друг друга.
Общение как процесс непосредственного установления межин- дивидуальных связей и взаимодействий людей определяется сис- темой конкретных общественных отношений. Оно, как указывает Б. Г. Ананьев, всегда соответствует определенным, исторически сложившимся и социально необходимым формам коммуникаций и регулируется нормами общественного поведения2. Социальное и личное связаны как в структуре, так и в динамике процесса об- щения самым теснейшим образом. Взаимодействуют в этом .про- цессе общественные индивиды, формирование которых как лич- ностей является конкретным выражением конвергенции труда, общения и познания. Средства коммуникации, которыми они поль- зуются для установления контакта друг с другом, общественны по своему происхождению и индивидуальны по употреблению. Такова речь - индивидуальное проявление важнейшего средства связи, созданного обществом, - языка. Таковы мимика и панто- мимика, когда они начинают выполнять коммуникативную роль;
таковы, наконец, и способы поведения каждого человека по от- ношению к другим людям.
Человек формируется как субъект познания других людей, накапливая и расширяя жизненный опыт, овладевая знаниями о природе, обществе, человеке и его сознании.
- Советская педа-
2 См.: Ананьев Б. Г. Человек как предмет воспитания.- гогика, 1965, № 1.
Обязательное преломление индивидуального опыта через сис- тему научных знаний об обществе и человеке, а также идей и об- разов искусства - одно из важнейших условий формирования человека как субъекта познания в современную эпоху.
Но общением с людьми, усвоением научных знаний, идей и об- разов искусства не исчерпывается процесс формирования человека как субъекта познания себя и других. Громадную роль в выра- ботке у человека общего подхода к другим людям, определения действительной ценности личности каждого из них играют личный труд и место, занимаемое этим человеком в системе общественных отношений.
Для достижения целей трудовой деятельности каждый из ее участников должен отвечать каким-то требованиям и обладать определенными качествами. Усваивая эти требования, человек учится искать и отмечать наличие или отсутствие этих качеств у других людей и у себя. Место человека в обществе, его классо- вая принадлежность, роль в процессе создания материальных ценностей и усваиваемые им в связи с этим морально-эстетические нормы всегда сказываются на объективности восприятия и пони- мания этим человеком других людей, на том отношении, которое у него к каждому из этих людей складывается.
Отражение человеком других людей нельзя рассматривать как нечто статичное, раз навсегда данное. Развитие индивида как субъекта познания других людей проходит много фаз и этапов, которым соответствуют и глубокие изменения в структуре инди- видуального сознания. Мысли, чувства и поведение человека V ( по отношению к другим людям свидетельствуют об общем разви- тии личности. Поэтому отражение одного человека другим может развертываться на различных уровнях. В конечном счете эти уровни опять-таки зависят от того, каким, образно говоря, <фон- дом> трудовой деятельности, познания и общения обладает лич- ность. Незначительный или только еще начавший складываться у человека опыт труда, познания и общения неизбежно приводит к низкому-уровню адекватности отражения им других людей.
На разных возрастных ступенях содержание, конкретное соот- ношение и характер взаимодействия труда, познания, общения и производных от них видов деятельности, в которые включается человек, неодинаковы. Соответственно неодинаковы на каждом из этапов и результаты совокупного и индивидуального воздейст- вия всех этих видов деятельности на формирование человека не только как субъекта познания в целом, но и как субъекта по- знания других людей в частности. На всех ступенях формирова- ния человека как личности уровень воспитанности субъекта вли- яет на характер поведения и отношения к нему окружающих, а стало быть, и на характер впечатлений, которые накапливаются у субъекта от общения с людьми.
Сущность и роль познания человека человеком в процессе взаимодействия людей станут яснее, если мы попытаемся взгля- STR.8 путь на них, используя понятия кибернетики. Норберт Винер именно с кибернетической точки зрения рассматривает процесс взаимодействия людей, когда пишет: <Устанавливая связь с дру- гим лицом, я сообщаю ему сигнал, а когда это лицо в свою оче- редь устанавливает связь со мной, оно возвращает подобный сиг- нал, содержащий информацию, первоначально доступную для него, а не для меня. Управляя действием другого лица, я сообщаю ему сигнал, и, хотя сигнал дан в императивной форме, техника коммуникации в данном случае не отличается от, техники комму- никации при сообщении сигнала факта. Более того, чтобы мое управление было действенным, я должен следить за любыми пос- тупающими от него сигналами, которые могут указывать, что приказ понят и выполняется> 3. Таким образом, необходимым ус- ловием взаимодействия между людьми является непрерывное по- лучение информации каждым из его участников о различных сторонах и компонентах процесса взаимодействия.
Информация, поступающая в процессе взаимодействия людей к каждому из его участников, слагается, во-первых, из тех сиг- налов, которые человек в ходе совместной деятельности получает непосредственно о других участниках; во-вторых, в нее обяза- тельно входит информация, которую он также прямо черпает о себе через посредство своих экстеро-, проприо- и интерецепто- ров, сигнализирующих ему о ходе его собственного участия в дея- тельности, достигнутых результатах, его состоянии и пр. В-треть- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|