|
Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человекомчеловек сказали, что люди с большим лбом - умные, три чело- века полагали, что люди с жесткими волосами имеют непокорный характер, четырнадцать человек считали, что полные люди обла- дают добродушным характером, два человека сказали, что тол- стые губы свидетельствуют о большой сексуальности. Пять чело- век утверждали, что люди ниже среднего роста всегда отличаются властностью, энергией, большим желанием всеми командовать. Один человек написал, что люди с близко посаженными друг к другу глазами очень вспыльчивы. Пять человек убеждали нас, что красивые люди всегда или глупы, или большие себялюбцы. Двое утверждали, что, если у человека большой рот, <владелец> его - шутник и насмешник, а если у него тонкие, бескровные гу- бы, он - ханжа и ему присуща скрытность. Один из опрошенных сказал, что, по его мнению, постоянно приоткрытый рот - при- знак глупости. Далее было установлено, что если во внешности воспринимаемого человека оказывается какая-то из названных осо- бенностей, которую воспринимающий субъект еще раньше начал связывать с определенной чертой характера, типом личности и пр., то эта связь включается в формирующийся у него образ человека.
<Житейские обобщения>, на которые, часто не осознавая это- го, опираются в повседневном общении люди, вынося оценку ново- му для себя человеку, исследовал также Г. Олпорт4. Он предла- гал большим группам испытуемых по первому впечатлению, оце-
4 АПрог! О. У. РаПегп апа ОгоЩ ш РегэопаШу. N. У., 1961.
118
нивать качества личности до эксперимента незнакомых им людей и обнаружил тенденцию воспринимать людей, носящих очки или с высоким лбом, как более умных, заслуживающих доверия, при- лежных, видеть в пожилых и полных мужчинах людей надежных, уверенных в себе, ответственно относящихся к своему слову; вос- принимать улыбающиеся лица более умными, а владельцев их - дружелюбнее настроенными по отношению к другим людям. По- мимо названных найдены и другие оценочные тенденции, которые, хотя они довольно часто проявляются в практике общения людей, заключают в себе также лишь небольшую долю достоверности. Олпорт считает, что у большинства людей такие оценки образуют- ся как следствие легкой ассоциации идей. Люди, носящие очки, могли повредить свои глаза в учении, люди с высоким лбом имеют большое пространство для мозга и т. п. Конечно, подобные <обоб- щения> - свидетельства психологической необразованности тех, у кого они возникают, следствие односторонности и плохого ана- лиза ими собственного опыта общения, но эти тенденции - реаль- ный факт, и изучать их необходимо.
Вместе с тем на оценку, даваемую человеком познаваемой лич- ности, оказывают влияние и обобщения, в которых у него запе- чатлеваются наблюдаемые им в жизни связи между способами поведения людей и их отношениями к различным сторонам дей- ствительности.
Э. Холл в очерке <Наш безмолвный язык>5, опираясь на свои
-наблюдения особенностей общения у разных народов, направляет вним.ание читателя на анализ фактора, мимо которого часто про-
-ходят психологи, но который в процессе общения проявляется и может влиять на восприятие собеседниками друг друга, на возни- кающие при этом эмоциональные переживания и представления о качествах личности собеседника. Речь идет о так называемом <осиНоз> (<невидимом>), или, проще, об обычаях устанавливать и поддерживать контакты (деловые, дружеские и иные), приня- тых у данного народа и усвояемых каждым новым поколением. В статье, в частности, говорится о том, что у каждого народа существует свое представление о дистанции, которая должна раз- делять собеседника. По утверждению автора, типичная для янки дистанция, разговаривающего с другим взрослым мужчиной на деловую тему и в деловой обстановке, равняется приблизительно двум футам. Для взрослых жителей латиноамериканских стран это расстояние кажется непомерно большим, так как они усвоили принятую в их странах привычку во время разговора подходить к собеседнику почти вплотную. Эдвард Холл <сталкивал> в дело- вом разговоре до этого незнакомых коренных граждан своей стра- ны и типичных представителей стран Латинской Америки, и раз- ница в <привычных> дистанциях при разговоре немедленно ска- зывалась: один во время беседы, иногде не осознавая этого,
5 Н а 11 Е. Т. Оиг ЗИегй Ьап иаее.- 8с;епсе еев!, 1962, уо1. 52, N 2.
119 STR.120 стремился приблизиться к собеседнику, а второй все Время ото- двигался от него. И во многих случаях, разбираясь в своем пер- вом впечатлении о новом знакомом, североамериканец думал о латиноамериканце: какой он назойливый... претендует на уста- новление близких отношений, а представитель латиноамериканских стран также искренне полагал, что янки высокомерен, холоден, слишком официален. А все дело было в несхожести привычных расстояний для ведения разговора.
В упоминаемом очерке описываются и другие виды <осиНоз>, которые у одного народа не такие, как у других (отношение к вре- мени, к завязыванию знакомств и т. д.). Э. Холл не стремился в этом очерке к научной убедительности, но он правильно обра- щает внимание на то, что обычаи народа или общественной груп- пы, к которым принадлежит человек, непременно <говорят свое слово>, когда у него складывается впечатление о новом для него человеке.
Из-за узости практики общения, недостаточной научной воору- женности человек, взаимодействуя с другими людьми, в подобных случаях не может определить, какие же чувственные признаки во внешнем облике познаваемого человека и его поведении действи- тельно содержат информацию о качествах характера этого чело- века, об испытываемом им состоянии, а какие такой сигнальной нагрузки не несут. Умозаключения о внутренних качествах людей в таких случаях осуществляются на основе случайных ассоциаций внешнего сходства фактически совершенно различных людей, сов- падения явлений во времени и пространстве, не связанных между собой причинно-следственными отношениями.
Но, помимо <обобщений> указанного характера, при познании других людей и самого себя у каждого человека постоянно фор- мируются обобщения, которые верно фиксируют связь между осо- бенностями поведения личности и ее внутренним миром. Человек может их и не осознавать, но они тем не менее также всегда <ра- ботают>, когда он анализирует и оценивает поведение другой лич- ности. На такого рода обобщения человек в ходе своего повседнев- ного общения с другими людьми главным образом и опирается.
У каждого человека под влиянием общества, членом которого он является, формируются общие нравственно-эстетические требо- вания к другим людям и образуются воплощающие эти требова- ния более или менее конкретные эталоны, пользуясь которыми он дает оценку окружающим его людям. Одновременно у него скла- дываются и требования к людям, связанные с занимаемым ими конкретным положением в обществе и выполняемой ими ролью в том или ином виде деятельности. Соответственно этим требова- ниям у него возникают и определенные <эталоны>, с которыми он сопоставляет лиц, выполняющих данную общественную функцию. При этом указанный процесс вовсе не сводится лишь к образова- нию эталонов, в которых находит выражение представление чело- века о людях, наиболее полно отвечающих названным требова-
120
ниям, например о высоконравственной личности, о настоящем учи- теле, о блестящем специалисте, образцовом руководителе и т. д. Как показывают факты, у индивида вместе с тем формируются <представления-образцы> о людях, которые отвечают этим требо- ваниям в меньшей степени или совсем не соответствуют (надеж- ный, но не блестящий работник, средний ученик, посредственный актер, плохой учитель, руководитель-бюрократ, рабочий-рвач и т. д.).
Все эти <эталоны>, формирующиеся у индивида в процессе сов- местной деятельности его с другими людьми, по мере развития этой деятельности и с изменением самого индивида как личности, постоянно обогащаются новыми чертами, переосмысливаются, ста- новятся все более обобщенными. Однако это не меняет их функ- ции в процессе познания людьми друг друга, и для взрослого че- ловека, как прежде для дошкольника, они выполняют роль <мер- ки>, которую он прикладывает к личности, так или иначе проявляющей себя в труде, в общении, в познании.
Названные <эталоны>, используемые индивидом при оценке тех или иных людей, отличаются от научных понятий о типах людей и от типических образов искусства. Прежде всего это отличие в пу- тях их создания. Научные понятия о типах людей и типические образы, создаваемые искусством, это всегда плод творческого тру- да, сознательно подчиняемого решению определенных задач. Фор- мирование <эталонов>, которыми человек пользуется при оценке личности, хотя неизбежно и определяется многочисленными влия- ниями общества, для самого человека оказывается в большинстве случаев стихийным процессом, и он может и не сознавать, что у него формируются те или другие <эталоны> и что они всегда <говорят свое слово>, когда он оценивает другую личность.
Как и понятия о типах личности, создаваемые наукой, рас- сматриваемые <эталоны> также являются результатом анализа и синтеза человеком получаемых им при взаимодействии с людьми впечатлений. Они тоже представляют собой какую-то ступень от- влечения от индивидуального, в них нередко находят выражение черты тех общественных групп, представители которых составляют окружение человека. Вместе с тем на формировании этих <эта- лонов>, этих <мерок>, которые используются человеком при оцен- ке окружающих его людей, в очень сильной степени сказывается его личный опыт труда, познания и общения.
Наиболее отчетливо зависимость характера эталонов от лично- го опыта труда, познания и общения выступает при сравнении оце- нок, даваемых одной и той же личности людьми с резко противо- положными взглядами на обязанности человека в обществе (например, если мы сравним оценки, даваемые личности ударника коммунистического труда, тунеядцем, который не умеет и не хочет трудиться, и сознательным тружеником, для которого обществен- но полезная работа стала внутренней потребностью).
В эталонах, складывающихся у человека, прежде всего из-за
5 А. А. Бодлле
121
STR.122 ограниченности его личного опыта общения, не всегда могут найти отражение существенные для той или иной группы людей призна- ки. Приписывая отмечаемые у ограниченного числа людей при- знаки личности всем остальным представителям группы, к которой относятся эти люди, человек никогда не гарантирован от ошибки <поспешное обобщение>. Из числа существенных сторон, харак- теризующих определенную группу лиц, человек может выделить и абсолютизировать лишь какую-то одну. В этом случае форми- рующийся у него эталон неизбежно будет страдать схематизмом. Не только в оценке, даваемой личности, но и в тех эталонах, с ко- торыми человек эту личность сравнивает, прежде чем вынести ей ту или иную оценку, находят выражение идейная зрелость чело- века, его умение объективно фиксировать главное в окружающих его людях.
Конкретные попытки исследования содержания <эталонов> и их проявления у лиц, обладающих неодинаковым жизненным опы- том, находящихся как личности на разных ступенях развития, бы- ли предприняты в нашей лаборатории В. Н. Куницыной, В. М. Сен- ченко и Г. Г. Финиковой.
Эти работы показывают, что <эталоны>, актуализирующиеся у человека при оценке им другой личности, отличаются различной степенью обобщенности и выступают в различных формах. Это может быть образ конкретного человека, являющийся в глазах индивида персонифицированным носителем того или иного поло- жительного или отрицательного качества или группы качеств. Это может быть и более обобщенный образ <хорошего мальчика>, <руководителя>, <героя>, <лентяя> и др. Это, наконец, могут быть уже сложившиеся в предшествующем опыте человека понятия о типах личности и характерной для каждого из них совокупности качеств, а также о поведении человека, обладающего этими каче- ствами.
Исследования показывают, что степень обобщенности эталонов, используемых человеком при оценке поведения и психических ка- честв личности, растет по мере того, как сам человек формируется как субъект труда, познания и общения. Этот рост хорошо про- слеживается, когда сравниваются <эталоны>, имеющиеся у лиц разного возраста. Например, Г. Г. Финиковой выяснено, что у пер- воклассника с его еще небольшим опытом общения и малым запа- сом знаний о людях, полученных из различных источников, а так- же неумением мыслить не наглядно-образно, содержание <этало- нов> (Финикова выясняла содержание <эталонов> <добрый чело- век>, <рассеянный человек>, <злой человек> и некоторых других) очень узко, элементарно и конкретно. Первоклассники, раскрывая их содержание, неизменно приводили тот или иной пример, харак- теризующий поведение людей, или ссылались на конкретных лю- дей из своего окружения, а иногда указывали на какого-то героя из сказки. Лишь позже, с .появлением на жизненном пути школь- ника новых людей, обладающих неодинаковым физическим обли-
122
ком, но совершающих одинаковые действия и поступки и, наобо- рот, внешне похожих, но по-разному себя ведущих, а также с на- коплением у него знаний об оценках, даваемых авторитетными для него взрослыми поведению этих людей и качествам личности, которые они при этом проявляют, происходит постепенный рост обобщенности эталонов.
Для каждого школьника характерен какой-то период, в тече- ние которого связывание определенного физического облика и внутренних качеств человека сосуществует в его сознании со складывающимся у него убеждением в том, что о чертах личности человека надо судить не по его наружности, а по делам, по по- ступкам. Указанная особенность очень четко была, например, выявлена у подростков В. Н. Куницыной. Она .предлагала 43 уча- щимся 7-го класса ответить, какого человека они считают добрым, умным, злым, рассеянным, жестоким. По характеру ответов В. Н. Куницыной пришлось разделить подростков на четыре груп- пы. В первую группу она включила учащихся, у которых все выше- названные качества связываются исключительно с внешним (часто только с физическим) обликом человека. Учащиеся, отнесенные ко второй группе, характеризуя личность, отмечали в ней и опреде- ленные черты физического облика и в то же время называли ха- рактерные, по их мнению, для личности с таким качеством осо- бенности поведения. Подростки, объединенные в третьей группе, говоря о том, какими они представляют людей, обладающих одним из перечисленных свойств, совершенно не касались их физического облика и вообще их внешности и называли только особенности их дел, поступков, поведения. В последнюю, четвертую группу В. Н. Куницына отнесла подростков, у которых одни из названных качеств всецело связывались с определенным физическим обликом человека, а другие раскрывались исключительно через указание на поступки, мысли и чувства, которые кажутся этим подросткам типичными для людей, в личности которых доминирует какое-либо из названных качеств6.
Развитие содержания эталонов, связанное с изменениями в лич- ности тех, у кого эти эталоны формируются, было прослежено также В. М. Сенченко. Использовав статистические методы, он выявил основные направления перестройки <эталона советского солдата> в группах испытуемых, которые охватывали возрасты от младшего дошкольного до старшего школьного и, кроме того, включали солдат всех лет службы, а также офицеров, имевших 5 и более лет командирского стажа.
Вычислив показатели абсолютной вероятности включения раз- личных признаков в интересовавший его эталон представителями каждой из групп испытуемых, В. М. Сенченко убедительнейшим образом показал, что в эталоне солдата у младших дошкольников
6 На .основании данных опыта В. Н. Куницына к первой лруппе отнесла 30% участвовавших в выполнении этого задания подростков, ко второй, третьей и четвертой - соответственно 29, 26 и 16 % испытуемых подростков.
5 123 STR.124 Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|