Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человекомна характер контакта, который устанавливается между людьми, и в случае отсутствия других внешних ориентирующих данных опре- деляет форму обращения одного человека к другому. Оценка воз- раста другого человека может косвенным образом отразить отно- шение к нему, служить косвенным показателем самооценки и
взаимоотношений людей.
Карстен, изучавший <восприятие возраста>23, указывает на существование <масштабного поля>, которым пользуется любой человек, устанавливая возраст другого. Масштабное поле вклю- чает в себя годы или поколения, к которым сам человек относится. Оно имеет определенные границы, пороги, которые воспринимают- ся как детство, отрочество, юность, молодость, зрелость и старость.
Мы не случайно назвали возраст очень сложным компонентом
в облике человека.
Возраст - не только временная характеристика, его нельзя
установить без пространственных признаков. В. А. Надеждин ука- зывает, что о возрасте человека прежде всего говорят количество и расположение морщин лица и шеи, так как топографическое распространение морщин всегда соответствует возрасту24. Старе- нию сопутствуют и другие признаки: изменение пигментации кожи> сухость и морщинистость кожи рук, атрофические изменения ног- тей, степень сношенности зубов и пр. Но, как показывают наблю- дения, если перед человеком не ставится конкретная задача вы- явить эти признаки, по которым можно с максимальным прибли- жением назвать возраст воспринимаемой личности, то он предпо- читает пользоваться методом сравнения, используя свой прошлый опыт. В таком случае приобретает большое значение не только физический облик человека, но и оформление ею внешности, его- манеры, поведение, выразительные свойства личности.
Различия в оценке возраста испытуемыми, находящимися как личности на разных ступенях развития, в нашей лаборатории изу- чала В.Н. Куницына. Различным коллективам учащихся она пред- лагала описать внешность человека, предъявляемого или непо- средственно или на фотографии. В основной части эксперимента,. где описание проводилось на основании непосредственного вос- приятия, на возрасте внимание специально не акцентировалось, и. эта деталь в инструкции преднамеренно опускалась. Это обстоя- тельство способствовало выявлению действительной значимости возрастной характеристики для испытуемых.
В качестве основных испытуемых в этом исследовании были взяты коллективы 7-х и 8-х классов трех школ-интернатов и ше- сти обычных школ Мурманской области и Ленинграда (всего в опытах участвовало 740 школьников). Разграничение в дальней-
ЙКаг8еп А. УайгпеЬтип йеа АИегпв. - Асга рэусЬо1о1са, уо1. XIX.
Ат51ег(1ат, 1961.
24 См.: Надеждин В. А. К семиотике возрастов: опыт числового учета- ряда внешних признаков постарения.-Врачебное дело, 1926, № 18-20.
95 STR.96 шем анализе группы испытуемых на семиклассников и восьми- классников при небольшой, казалось бы, разнице в возрасте оправ- дано практикой школы, отмечающей качественные сдвиги в разви- тии восьмиклассников-расширение умственного кругозора, появ- ление новых интересов, касающихся прежде всего общественной жизни.
В качестве воспринимаемых лиц была использована основная группа из четырех женщин (28, 29, 33 и 62 лет), шести мужчин (32, 37, 40, 45, 54 и 56 лет), двух подростков (девочка 14 и маль- чик 15 лет) и трех учеников 4-го класса (одна девочка и два мальчика 11 лет). Использование в опыте постоянной группы вос- принимаемых лиц дало экспериментатору единое основание для сравнения особенностей восприятия в различных условиях и при влиянии различных факторов. При проведении этого эксперимен- та и при анализе собранных данных учитывались: 1) степень зна- комства предъявляемой личности испытуемому (подросток видит человека в первый раз или знал его не менее года, но не имел тесного контакта, был хорошо знаком с ним и т. п.); 2) эмоцио- нально-динамическая выразительность. В зависимости от степени ее проявления воспринимаемые лица были разделены на две груп- пы. Первая группа лиц отличалась общей подвижностью, общи- тельностью, непринужденной и естественной манерой обращения, богатством мимики и пантомимики. Для второй, наоборот, были характерны медлительность, немногоречивость, скованность дви- жения и небогатая мимика.
По данным опытов, возраст оказался значимой для подростка характеристикой воспринимаемого человека. 61% участвовавших в опыте детей указал возраст описываемого человека. Причем если в группе семиклассников на эту сторону в облике обратили внимание 49% участвовавших в опыте, то в группе восьмиклассни- ков на возраст указали 75% испытуемых. Определение возраста оказалось довольно затруднительной для подростков задачей, что видно из нижеследующих фактов.
Количество точных оценок очень небольшое (13%). Даваемые определения возраста нередко соответствовали временным пред- ставлениям подростка, отличным от временного масштаба взрос- лых людей, - <возраст средний - 24 года>, <преклонный воз- раст - 38-40 лет>. При установлении возраста подростки исполь- зовали слишком большие временные интервалы. Иногда эти ин- тервалы достигали 10-15 лет25. (Например, подросток мог ска- зать: этому человеку 55-70 лет.) Отклонения на один-два года в сторону завышения или занижения действительного возраста вос- принимаемого взрослого человека были отмечены В. Н. Куюицы- ной у 10% участвовавших в опыте детей, а отклонения свыше двух лет-у 20-30%. В некоторых случаях величина этого отклоне- ния достигала 10-20 лет.
25 В старших классах этот интервал сокращается.
96
По данным В. Н. Куницыной, точность определения возраста зависит как от сформированности личности познающего субъекта, так и от состояния и внешнего вида воспринимаемого человека (что в свою очередь может зависеть от ряда причин: оформления внешности - одежды, прически, косметики, состояния здоровья, степени усталости, эмоционально-динамической выразительности и т. п.) и от условий восприятия (освещенности, местоположе- ния и пр.).
Больше всего совершается ошибок, когда некоторые признаки внешности человека не соответствуют его возрасту. Так, например, возраст 36-летнего мужчины, имеющего значительную лысину, всеми подростками был значительно завышен. Повышенная эмо- ционально-динамическая выразительность воспринимаемых лиц, наоборот, способствовала активному занижению их действитель- ного возраста.
По данным В. Н. Куницыной, повышению точности оценки воз- раста благоприятствует ряд обстоятельств. Во-первых, она связа- на с возрастом воспринимаемых лиц. Самая высокая точность была достигнута в описываемом опыте при восприятии подрост- ками ровесников (41,5% правильных ответов), затем детей млад- шего возраста (32%). Точность оценки возраста лиц зрелого и пожилого возраста была низка (соответственно 13 и 7%). Высо- кая точность оценки возраста в первых двух случаях объясняется не только близостью, соразмерностью возраста воспринимающих и воспринимаемых, так сказать, единым масштабным полем, но и тем, что в детстве и юности каждый новый год жизни ребенка сопровождается ощутимыми изменениями его физического облика (роста, голоса). Помимо этого внешнее оформление детей часто указывает на их возраст (дошкольники, октябрята, пионеры. комсомольцы). У взрослых таких внешних ориентиров значитель- но меньше, и установить их возраст по названным признакам ока- зывается поэтому более затруднительным.
При оценке возраста взрослого человека ее точность была тем выше, чем моложе был воспринимаемый человек. Так, при опре- делении возраста двух женщин (28 и 33 лет) неправильно ответили соответственно 11,7 и 6,58% участвовавших в опыте ребят, воз- раста двух мужчин (40 и 55 лет) -соответственно 42,85 и 22,86% испытуемых. Возраст мужчин устанавливался на основании пред- ставления, возраст женщин - на основе восприятия. Точность оценки возраста испытуемыми была ниже при непосредственном восприятии и выше при определении возраста на основе представ- лений в два раза у мальчиков и в три раза у девочек. Видимо, установлению истинного возраста человека при непосредственном восприятии мешают такие факторы, как особенности оформления внешности воспринимаемого, его физическое состояние и настрое- ние, освещенность и т. п., в то время как при определении воз- раста на основе представления все эти условия нивелируются, усредняются.
41/а А. А. Бодалев 97 STR.98 Число случаев правильного определения возраста человека оказалось выше (в описываемом опыте в два раза), когда этот человек был хорошо знаком испытуемым, и оно заметно упало, когда им пришлось определять возраст человека по первому впе- чатлению или устанавливать возраст малознакомого человека. Наконец, повышение количества правильных оценок возраста вос- принимаемых лиц оказалось в прямой связи с возрастом самих испытуемых. Разница в возрасте испытуемых отразилась на точ- ности их оценок в очень значительной степени.
В опыте, результаты которого здесь приводятся, девочки
8-го класса почти в два раза чаще, чем девочки-семиклассницы (14,9 и 8,8%), определяли возраст правильно. Различия между мальчиками 8-го и 7-го классов при определении ими возраста этих же лиц выступили менее резко. Однако и у мальчиков-восьмиклас- сников стало намного меньше определений возраста путем отнесе- ния человека к широкой возрастной группе по принципу масштаб- ного поля (<пожилой>, <среднего возраста>...). Особенно резко уве- личилось в 8-м классе число точных оценок при определении воз- раста на основе представления (в пять раз).
Таким образом, согласно данным, полученным в эксперименте
В. Н. Куницыной, возраст, являясь для подростков в другом чело- веке значимой характеристикой, определяется ими со все большей степенью точности по мере формирования их как субъектов дея- тельности, как личностей.
Данные В. Н. Кунищыной подтверждаются результатами иссле- дования, выполненного Н. А. Горбовской. Исследовательница пред- лагала испытуемым 8-9, 11-12 и 15-16 лет (каждая возрастная группа состояла из десяти человек) определять возраст семи малознакомых им лиц 15, 19, 25, 32, 39, 54, 59 лет. По ее данным, доля правильных оценок возраста (или содержащих ошибку, не превышающую + год) испытуемыми 8-9 лет составила 9,8%, испытуемыми 11-12 лет-21,0 и школьниками 15-16 лет-
30,3% 2е.
Формирование индивида как субъекта труда, познания и обще- ния вызывает прогресс в отражении и оценке им не только таких сравнительно броских особенностей облика другого человека, как , рост и возраст, о чем мы только что вели речь. Этот прогресс за- хватывает отражение и оценку индивидом и тех проявлений, в которых другой человек всесторонне выражает себя как личность.
26 Мы не видим противоречия в том, что испытуемые в данном исследова- нии, оценивая возраст, дали значительно больше верных ответов, чем испытуе- мые, с которыми работала В. Н. Куницына. В. Н. Куницына задачу определе- ния возраста перед испытуемыми специально не ставила. Н. А. Горбовская же перед началом опыта специально поставила перед ними эту цель.
ГЛАВА 5
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
Непременным условием превращения каждого человека в субъекта познания других людей является деятельность, включаясь в кото- рую человек оказывается связанным с этими людьми множеством определенных отношений. Не требует особых доказательств факт, что каждый человек познает других людей не ради праздного любопытства. Формирующиеся у него образы людей и понятия о личности служат целям регуляции его деятельности, его поведения в общественной среде - в производственном и учебном коллекти- вах, в семье, на отдыхе и пр.
Еще И. М. Сеченов отмечал, что трудовое действие в каждый
момент выполнения адекватно предмету, орудиям и условиям тру- да. При нормальном ходе деятельности в развивающемся процессе общения мы наблюдаем ту же картину: поступки человека адек- ватны поведению взаимодействующих с ним людей. А для этого участники деятельности, их дела и вся ситуация общения должны быть отражены в мозгу человека, и отражение должно регулиро- вать его поведение. Не только в трудовой деятельности, при ис- пользовании орудий, нацеленных на достижение определенного ма- териального результата, но и в разных видах непосредственного взаимодействия людей друг с другом психические процессы выпол- няют функцию программирования, регулирования и контроля по- ведения одного человека по отношению к другим.
Анализируя участие ощущений и восприятий в трудовом акте,
И. М. Сеченов указывал, что они являются не только системой пусковых сигналов для движения, но и меркой, образцом, в соот- ветствии с которым производится регулирование этого движения. И. М. Сеченов писал: <Чувствование повсюду имеет значение ре- гулятора движения, другими словами, первое вызывает последнее и видоизменяет его по силе и направлению> . Эти мысли Сечено- ва имеют очень большое значение для лонимания процесса не- посредственного общения людей в различных видах деятель- ности.
Отражение индивидом других людей и регуляция его поведения
по отношению к ним неотрывны друг от друга.
Исследуемые психологами (Л. М. Веккер, А. Н, Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Д. А. Ошанин) в системе <человек- машина> чувст- венный и логический уровни регуляции индивидом своих действий,
Сеченов И. М. Избр. произв., т. 1. М.-Л., 1952, с. 188.
99 STR.100 соответствующие основным формам отражения действительности , четко проявляются в процессе взаимодействия людей в разных видах деятельности. В любом виде непосредственного взаимодейст- вия людей эти уровни регуляции выступают в неразрывном и под- вижном единстве. Однако в зависимости от задач, содержания и условий протекания взаимодействия людей, а также и от индиви- дуальных особенностей самих общающихся может доминировать
один из этих видов регуляции.
Обычно в ситуациях непосредственного взаимодействия людей всегда решается какая-то определенная задача. И для каждого из участников этого взаимодействия в других партнерах по деятель- ности важны прежде всего те компоненты их облика и поведения, которые наиболее значимы для решения задачи деятельности. От- ражение этих компонентов в облике и поведении друг друга участ- никами деятельности включает два взаимосвязанных момента: во- первых непосредственное различение и опознание их среди других компонентов облика и в общей картине поведения и, во-вторых, интерпретацию того психологического содержания, которое, как кажется участникам деятельности, заключено в этих компонентах- сигналах и имеет отношение к решаемой задаче. Понятно, что ин- дивидуум может получать информацию о другом человеке не только путем непосредственного восприятия его внешнего облика и поведения, но и через речь. В этом случае слова выступают как код реальных признаков внешнего облика другого человека, пере- живаемых им состояний, его действий, намерений, мнения и пр.
Поскольку в каждом конкретном виде непосредственного взаи- модействия людей (общение педагога и школьника, контакт врача и больного, игра команд на футбольном поле и т. д.) для решения задачи деятельности имеют значение определенные компоненты облика и поведения, у общающихся лиц создается установка на отражение и осмысливание в другом человеке прежде всего этих
компонентов.
Влияние требований деятельности на характер отбора и оценки
человеком особенностей внешнего облика и поведения тех, кто с ним в этой деятельности участвует, хорошо прослеживается при
анализе отражения учителем ученика.
Мы предлагали 122 учителям, преподававшим в школе обще- образовательные дисциплины, словесно воссоздать облик извест- ных им учащихся (это задание учителя выполняли не на основе непосредственного восприятия определенных учащихся, а опи- раясь на представления памяти). Таким путем этой группой испы- туемых были <нарисованы> <портреты> учеников 5, 6, 7, 8, 9 и 10-го классов. Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|