Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком



32 страница


дение, все испытуемые группы 15. Не смогли избежать ошибок при  

оценке цвета различных элементов одежды (темно-синий костюм,  

светло-серая рубашка, галстук синий в белую крапинку, черные  

матерчатые утепленные ботинки, серые носки) тринадцать человек.  

 

Неточности и разноречия обнаружились в этом опыте и при  

оценке людьми по первому впечатлению эмоционального состоя-  

ния, переживаемого человеком в момент наблюдения за ним.  

Неадекватная же оценка выразительного поведения и состояний,  

которые в нем проявлялись, породила искаженное представление  

о чертах личности человека при первой встрече с ним.  

 

Если сравнить сложившееся у испытуемых впечатление о чер-  

тах личности человека, игравшего роль объекта восприятия, с ре-  

зультатами специально проведенного психологического исследова-  

ния его личности, условно приняв эти результаты за эталон  

объективности, то оказывается, что правильно назвали по перво-  

му впечатлению черты личности наблюдаемого человека, выража-  

ющие его отношение к другим людям, 75% испытуемых из всех  

высказавшихся об этой группе черт. Неверно оценили эмоциональ-  

но-динамические качества личности 28% испытуемых, высказав-  

ших свое мнение об этой стороне личности. Ошиблись в оценке  

качеств воли 42% испытуемых. Был определенный процент оши-  

бок в оценках испытуемыми и других сторон воспринимаемой лич-  

ности. Особенно он был высоким (50% ошибочных суждений),  

когда испытуемые, анализируя ту небольшую по объему инфор-  

мацию, которую они смогли получить, пытались высказать пред-  

положение об основном роде занятий <объекта> наблюдения.  

 

Приведенные цифры говорят о трудностях, возникающих пе-  

ред человеком, когда ему .кого-то приходится оценивать как лич-  

ность при первом знакомстве. Однако и в указанном эксперименте  

одни испытуемые справлялись с задачей успешнее, чем другие,  

Естественно поставить вопрос: от чего это зависело?  

 

15 Степень правильности оценок испытуемых черт физического облика уста-  

навливалась путем сравнения их с данными об этих же чертах, полученными с  

помощью антропометрии.  

 

190  

 

В нашей лаборатории ответ на него пока не получен. Однако  

в ходе разработки проблемы познания людьми друг друга одним  

из основных вопросов, привлекающих к себе внимание других  

исследователей, оказался вопрос о том, насколько способность  

правильно оценивать психические качества людей у человека ге-  

нерализована, насколько она выступает у него как такое общее  

качество, которое характеризует всю его личность в целом. Одна  

группа ученых на основе полученных ими экспериментальных дан-  

ных выступила с утверждением, что лицо, которое правильно оце-  

нивает определенные категории людей, как правило, столь же ус-  

пешно проявляет себя по отношению и к остальным категориям.  

Другие ученые с такой же убедительностью показывают, что сфор-  

мировавшаяся у человека способность правильно оценивать от-  

дельное качество или определенные категории лиц вовсе не обя-  

зательно будет удачно <срабатывать> и во всех других случаях.  

 

В. Клейн и Д. Ричарде16, считающие, что указанная способ-  

ность может выступать как общее качество личности, основывают  

свой вывод на результатах опыта, к участию в котором они при-  

влекли 50 взрослых испытуемых. Эти испытуемые по ходу опыта  

смотрели 10 озвученных кинофильмов, в которых действовали в  

обычной будничной обстановке незнакомые им люди. Затем всем  

испытуемым было предложено сказать, как поведут увиденные  

ими люди в серии ситуаций, требующих обычно проявления раз-  

ных качеств личности. При обработке высказываний испытуемых  

экспериментаторы учитывали, во-первых, степень способности оце-  

нивающего предсказывать поведение людей в общем (<стереотип-  

ная точность>) и, во-вторых, степень его способности предсказы-  

вать различия между характером действий разных лиц (<различи-  

тельная точность>). Характер предсказаний действий пяти первых  

лиц в кинофильмах, сделанных каждым испытуемым, был про-  

коррелирован .с предсказаниями, относящимися к поведению пяти  

других лиц. Эти корреляции ранжировались от 66 до 79. Оказалось,  

что выявленная у человека высокая способность точно оценивать  

определенных лиц дает себя знать и во всех остальных случаях.  

 

В опыте Клейна и Ричардса испытуемые, правильно судившие  

об одних людях, столь же верно оценивали и других, а испытуе-  

мые, совершавшие грубые ошибки при психологической интерпре-  

тации одних лиц, столь же сильно ошибались, когда пробовали  

психологически характеризовать и других лиц, которые ранее им  

тоже не были известны.  

 

Показатели, характеризовавшие один вид точности оценок че-  

ловека как личности, которые были получены от испытуемых, бы-  

ли в этом опыте скоррелированы с показателями, характеризовав-  

шими другой вид. Полученные интеркорреляции расположились  

 

в ряд от 30 до 65, и все они, кроме одной, оказались статистиче-  

------  

 

16 С 11 п е V. В., К 1 с Ь а г а 5 ,1. М. Ассигасу о{ 1п1егрег8опа1 регсерИоп -  

а Оепега! ТгаИ?-.Тоигпа! о{ АЬпоггпа! апД 5о51а1 РвусЬо1оеу, 1960, N 60,  

р. 1-7.  

 

191  

STR.192  

ски достоверными. На основании всех этих данных Клейн и Ри-  

чарде сделали вывод, что способность правильно оценивать дру-  

гих может проявляться у некоторых лиц как интегральное свой-  

ство, которое <работает> у них при встречах с самыми разнооб-  

разными категориями людей 17.  

 

Вместе с тем другими исследователями (Гуилфорд, Ньюком  

и др.) были получены не менее убедительные данные, заставля-  

ющие предполагать, что способность правильно оценивать других  

людей является таким свойством человека, которое проявляется  

лишь по отношению к определенной категории лиц, и границы  

<работы> этого свойства прямо связаны с тем, насколько похож.  

или не похож своим внешним обликом и поведением оцениваемый  

человек на тех людей, с которыми познающему субъекту при-  

шлось в прошлом вместе жить, учиться, работать, отдыхать 18.  

 

Отмечая существование значительных различий в точности пер-  

вого впечатления об одном и том же человеке у разных людей,  

необходимо, видимо, еще и еще раз подчеркнуть, что эта точность  

связана не только с возможностями лица, выступающего в роли  

субъекта познания, но и с особенностями оцениваемого по пер-  

вому впечатлению человека. Указывая на трудности правильного  

суждения о человеке по первому впечатлению, уместно вспомнить  

слова Ф. М. Достоевского, который, говоря о недостатках простой  

фотографии фактов, тем самым предостерегал против опасности  

безапелляционных суждений о людях только на основании первых  

впечатлений. <Фотографические снимки,-писал Ф. М. Достоев-  

ский,- чрезвычайно редко выходят похожими, и это понятно: сам  

оригинал, т. е. каждый из нас, чрезвычайно редко бывает похож  

на себя. В редкие только мгновения человеческое лицо выражает  

главную черту свою, свою самую характерную мысль... Фотогра-  

фия же застает человека как есть, и весьма возможно, что На-  

полеон, .в иную минуту, вышел бы глупым, а Бисмарк нежным> 19.  

 

Спору нет, в проявлениях личности, отраженных в первом впе-  

чатлении, находит выражение ее сущность, поскольку <сущность  

является, явление существенно> (В. И. Ленин), но, чтобы действи-  

тельно раскрыть и понять эту сущность, надо увидеть личность во  

всех ее главных связях с действительностью, т. е. в труде, позна-  

нии и общении.  

 

Факты показывают, что формирование первого впечатления по-  

чти всегда означает отнесение индивидом воспринимаемого лица  

к одной из групп людей в тех <классификациях типов>, которые  

сложились у него в прошлом. Последующее познание им этого че-  

ловека при нормальном ходе процесса ведет к раскрытию в нем  

таких признаков, которые составляют своеобразие его личности и  

образуют его индивидуальность.  

 

17 1Шет.  

 

юшет. >  

 

КгесЬ О., Сги1сЬПе1(1 К. ., ВаПасЬеу Е. Т.. 1п(1таиа1 т 5о-  

п м-йй.  

 

с1е1у, р. 59-65.  

 

р. оа-ио.  

Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч., т. 19. Спб., 1902, с. 507.  

 

192  

 

Заключение  

 

Мы закончили рассмотрение основных вопросов, относящихся к  

проблеме познания людьми друг друга в условиях повседневной  

жизни. Как видно из содержания нашей работы, названная проб-  

лема, являясь самой психологической из всех психологических  

проблем, чрезвычайно сложна и представляет большую трудность  

для изучения. Она включает в себя множество аспектов, научное  

освещение которых невозможно без самого тесного содружества  

психологии и других наук: диалектического и исторического ма-  

териализма, этики, эстетики, социологии, педагогики, физиологии  

высшей нервной деятельности, этнографии.  

 

Как видно из изложенного, познание людьми друг друга яв-  

ляется обязательной стороной их взаимодействия и условием ре-  

гулирования каждым из них своего поведения в соответствии с  

обстоятельствами и решаемыми в этом взаимодействии задачами.  

Образы восприятия, представления и формирующиеся у индивида  

понятия о других людях, концентрируя в себе информацию об  

этих людях, дают ему возможность действовать по отношению к  

каждому из них целесообразно.  

 

Восприятие человека человеком - это непосредственное на-  

глядно-образное отражение одним человеком другого. Понятие,  

складывающееся у индивида о конкретной личности,- это форма  

его мышления о ней, в которой обобщенно фиксируются признаки  

данного человека, характеризующие его как субъекта труда, по-  

знания и общения.  

 

Занимаясь различными видами деятельности, человек, отвечая  

на требования каждой из них, обнаруживает то одни, то другие  

из присущих ему особенностей. Взаимодействующие люди по отно-  

шению друг к другу выступают в разных ролях (рабочий, началь-  

ник, партнер по команде, артист, зритель, учитель, учащий-  

ся и пр.). В связи со всем этим значение сигнализирующих чув-  

ственных признаков партнеров по деятельности не остается для  

воспринимающего их человека постоянным: на первый план вы-  

ступают те из них, которые в данных условиях особенно важны  

для успешного решения конкретной задачи.  

 

Деятельность, в которой взаимодействуют люди, определяет и  

формирование у них понятий о личности каждого из участников  

деятельности. В формирующееся у индивид? понятие о личности  

другого человека, сотоварища по деятельности, всегда включают-  

ся прежде всего те его качества, наибольшему проявлению (а зна-  

чит, и познанию) которых данная деятельность больше всего бла-  

гоприятствует.  

 

Любой вид непосредственного взаимодействия людей друг с  

другом, будь это совместный труд рабочих на производстве, рабо-  

 

193  

STR.194  

та учителя и учеников на уроке, встреча спортсменов на стадионе,  

неторопливая беседа пенсионеров на скамейке парка, всегда пред-  

полагает опору общающихся на многокомпонентную систему зна-  

ний и умений, формирующуюся в течение всей жизни человека.  

При общении человека с другими людьми у него так или иначе  

актуализируются и функционируют представления и понятия, в  

которых аккумулированы его знания о моральном и аморальном,  

прекрасном и безобразном и т. п., т. е. нормы и ценности, харак-  

терные для общества, сформировавшего личность этого человека.  

У него также проявляется в большей или меньшей степени выра-  

ботанное обществом умение <читать> экспрессию, психологически  

истолковывать поведение людей, сопереживать им, давать оценку.  

 

В условиях повседневного взаимодействия с различными людь-  

ми человек постепенно учится типизировать и классифицировать  

их, причем в эту классификацию включается большее или мень-  

шее число типов. Наличия такой <классификации> человек у се-  

бя, как правило, не осознает, тем не менее отдельные ее <звенья>  

при познании им других людей постоянно <говорят свое слово>,  

что особенно заметно, когда ему приходится воспринимать незна-  

комых людей и давать оценку их личности. При обнаружении у  

познаваемого лица таких же признаков, как те, на основании ко-  

торых у человека прежде сформировалось понятие об определен-  

ном типе личности, он, зная, как ведет себя данный тип в той или  

иной ситуации, прогнозирует поведение названного лица и изби-  

рает для себя по отношению к нему способ действий, которому он  

привык следовать при общении с представителями указанного  

типа.  

 

В образе, который у индивида возникает в процессе общения  

с другим человеком, в характере понимания им других людей  

всегда находит выражение сформированность самого познающего  

человека как субъекта труда, познания и общения. В них прояв-  

ляется уровень развития его как представителя определенного на-  

рода, общественного класса, группы, как члена определенного  

коллектива. В них выступает также его гражданская и психоло-  

гическая зрелость, его профессия, сформированные у него нрав-  

ственно-эстетические требования к людям.  

 

!. Система образов и понятий, в которых обобщен опыт познания  

людей и выражены требгяшгияк их облику и поведению, склады-  

вается в основном под влиянием общества, членом которого он  

является, и вместе с тем всегда несет на себе печать того неповто-  

римого пути, который прошел человек, формируясь как личность.  

В связи с этим названная <система> может в одних случаях очень  

далеко отстоять от действительности и включать в себя большое  

число неверных представлений и понятий о внутреннем мире лю-  

дей, мотивах их поведения, их возможностях, общественной цен-  

ности. В других же случаях эта система состоит из образов и поня-  

тий, верно отражающих и обобщающих психологию тех людей, с  

которыми индивид так или иначе сталкивался в своей жизни.  

 

194  

 

Образы _и_понятия, в форме которых у человека, принадлежа-  

щего к современному обществу, отлагается и существует знание  

людской психологии, складываются у него как п_р_и_нецосредст-вен-  

ном общении с другими людьми/так и опосредованным путем-  

через печать, .радию,._телевидение и пр. У одних людей может пре-  

обладать первый путь накопления психологических знаний, и не-  

посредственное общение с другими людьми может быть широким  

и разнообразным. У других накопление психологических знаний  

может идти главным образом вторым путем. При ограниченных  

личных контактах такие люди могут накапливать знания о других  

людях, сталкиваясь с продуктами их труда, слыша из различных  

источников об их деятельности, воспринимая оценки, которые дают  

им коллективы, общество. У третьих преобладания какого-то од-  

ного из названных способов познания людей может и не быть, и  

оба пути могут достаточно плодотворно вооружать индивида зна-  

нием человеческой психологии, в одних .случаях дополняя друг  

друга ,и действуя в одном направлении, а в других - больше или  

меньше противореча один другому.  

 

Но хотя обычно познание психологии людей и выработка кон-  

кретных <эталонов> их оценки формируются у человека благодаря  

анализу и обобщению впечатлений, получаемых из многих источ-  

ников, вместе с тем его личному опыту совместного труда с раз-  

ными людьми и непосредственному общению с ними принадлежит  

в этом процессе важнейшая роль. Знания, получаемые человеком  

о других людях при прямом контакте ними имея, как правило,  

сильнейшую эмоциональную окраску, облегчают выработку одних  

психологических обобщений и критериев оценки людей и затруд-  

няют формирование других. " "" ~  

 

Дела, поступки конкретных людей, все их поведение в целом  

в разных обстоятельств-ах,., являясь для отдельного человека ис-  

точником формирования знаний о каждом из них, вместе с тем  

в конечном итоге оказываются и_ показателем правильности этих  

знаний и оценок. Практика общения,"совместного труда, совмест-  

ной жизни людей является, таким образом, не только источником  

познания людьми друг друга и не только -сферой приложения  

накапливаемых индивидом знаний о людях, но вместе с тем  

эта практика выполняет функцию мерила объективности таких  

знаний.  

 

Образы восприятия людей, понятия о личности каждого из  

них, участвуя в регуляции действий познающего субъекта, тем  

самым играют роль фактора, который обусловливает выработку  

у него определенных_форм поведения по отношению к другим лю-  

дям, ощутимо влияющего на развитие его характера. Наличие  

в характере человека таких черт, как доверчивость:, искренность,




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1428
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь