Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человекомдение, все испытуемые группы 15. Не смогли избежать ошибок при оценке цвета различных элементов одежды (темно-синий костюм, светло-серая рубашка, галстук синий в белую крапинку, черные матерчатые утепленные ботинки, серые носки) тринадцать человек.
Неточности и разноречия обнаружились в этом опыте и при оценке людьми по первому впечатлению эмоционального состоя- ния, переживаемого человеком в момент наблюдения за ним. Неадекватная же оценка выразительного поведения и состояний, которые в нем проявлялись, породила искаженное представление о чертах личности человека при первой встрече с ним.
Если сравнить сложившееся у испытуемых впечатление о чер- тах личности человека, игравшего роль объекта восприятия, с ре- зультатами специально проведенного психологического исследова- ния его личности, условно приняв эти результаты за эталон объективности, то оказывается, что правильно назвали по перво- му впечатлению черты личности наблюдаемого человека, выража- ющие его отношение к другим людям, 75% испытуемых из всех высказавшихся об этой группе черт. Неверно оценили эмоциональ- но-динамические качества личности 28% испытуемых, высказав- ших свое мнение об этой стороне личности. Ошиблись в оценке качеств воли 42% испытуемых. Был определенный процент оши- бок в оценках испытуемыми и других сторон воспринимаемой лич- ности. Особенно он был высоким (50% ошибочных суждений), когда испытуемые, анализируя ту небольшую по объему инфор- мацию, которую они смогли получить, пытались высказать пред- положение об основном роде занятий <объекта> наблюдения.
Приведенные цифры говорят о трудностях, возникающих пе- ред человеком, когда ему .кого-то приходится оценивать как лич- ность при первом знакомстве. Однако и в указанном эксперименте одни испытуемые справлялись с задачей успешнее, чем другие, Естественно поставить вопрос: от чего это зависело?
15 Степень правильности оценок испытуемых черт физического облика уста- навливалась путем сравнения их с данными об этих же чертах, полученными с помощью антропометрии.
190
В нашей лаборатории ответ на него пока не получен. Однако в ходе разработки проблемы познания людьми друг друга одним из основных вопросов, привлекающих к себе внимание других исследователей, оказался вопрос о том, насколько способность правильно оценивать психические качества людей у человека ге- нерализована, насколько она выступает у него как такое общее качество, которое характеризует всю его личность в целом. Одна группа ученых на основе полученных ими экспериментальных дан- ных выступила с утверждением, что лицо, которое правильно оце- нивает определенные категории людей, как правило, столь же ус- пешно проявляет себя по отношению и к остальным категориям. Другие ученые с такой же убедительностью показывают, что сфор- мировавшаяся у человека способность правильно оценивать от- дельное качество или определенные категории лиц вовсе не обя- зательно будет удачно <срабатывать> и во всех других случаях.
В. Клейн и Д. Ричарде16, считающие, что указанная способ- ность может выступать как общее качество личности, основывают свой вывод на результатах опыта, к участию в котором они при- влекли 50 взрослых испытуемых. Эти испытуемые по ходу опыта смотрели 10 озвученных кинофильмов, в которых действовали в обычной будничной обстановке незнакомые им люди. Затем всем испытуемым было предложено сказать, как поведут увиденные ими люди в серии ситуаций, требующих обычно проявления раз- ных качеств личности. При обработке высказываний испытуемых экспериментаторы учитывали, во-первых, степень способности оце- нивающего предсказывать поведение людей в общем (<стереотип- ная точность>) и, во-вторых, степень его способности предсказы- вать различия между характером действий разных лиц (<различи- тельная точность>). Характер предсказаний действий пяти первых лиц в кинофильмах, сделанных каждым испытуемым, был про- коррелирован .с предсказаниями, относящимися к поведению пяти других лиц. Эти корреляции ранжировались от 66 до 79. Оказалось, что выявленная у человека высокая способность точно оценивать определенных лиц дает себя знать и во всех остальных случаях.
В опыте Клейна и Ричардса испытуемые, правильно судившие об одних людях, столь же верно оценивали и других, а испытуе- мые, совершавшие грубые ошибки при психологической интерпре- тации одних лиц, столь же сильно ошибались, когда пробовали психологически характеризовать и других лиц, которые ранее им тоже не были известны.
Показатели, характеризовавшие один вид точности оценок че- ловека как личности, которые были получены от испытуемых, бы- ли в этом опыте скоррелированы с показателями, характеризовав- шими другой вид. Полученные интеркорреляции расположились
в ряд от 30 до 65, и все они, кроме одной, оказались статистиче- ------
16 С 11 п е V. В., К 1 с Ь а г а 5 ,1. М. Ассигасу о{ 1п1егрег8опа1 регсерИоп - а Оепега! ТгаИ?-.Тоигпа! о{ АЬпоггпа! апД 5о51а1 РвусЬо1оеу, 1960, N 60, р. 1-7.
191 STR.192 ски достоверными. На основании всех этих данных Клейн и Ри- чарде сделали вывод, что способность правильно оценивать дру- гих может проявляться у некоторых лиц как интегральное свой- ство, которое <работает> у них при встречах с самыми разнооб- разными категориями людей 17.
Вместе с тем другими исследователями (Гуилфорд, Ньюком и др.) были получены не менее убедительные данные, заставля- ющие предполагать, что способность правильно оценивать других людей является таким свойством человека, которое проявляется лишь по отношению к определенной категории лиц, и границы <работы> этого свойства прямо связаны с тем, насколько похож. или не похож своим внешним обликом и поведением оцениваемый человек на тех людей, с которыми познающему субъекту при- шлось в прошлом вместе жить, учиться, работать, отдыхать 18.
Отмечая существование значительных различий в точности пер- вого впечатления об одном и том же человеке у разных людей, необходимо, видимо, еще и еще раз подчеркнуть, что эта точность связана не только с возможностями лица, выступающего в роли субъекта познания, но и с особенностями оцениваемого по пер- вому впечатлению человека. Указывая на трудности правильного суждения о человеке по первому впечатлению, уместно вспомнить слова Ф. М. Достоевского, который, говоря о недостатках простой фотографии фактов, тем самым предостерегал против опасности безапелляционных суждений о людях только на основании первых впечатлений. <Фотографические снимки,-писал Ф. М. Достоев- ский,- чрезвычайно редко выходят похожими, и это понятно: сам оригинал, т. е. каждый из нас, чрезвычайно редко бывает похож на себя. В редкие только мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль... Фотогра- фия же застает человека как есть, и весьма возможно, что На- полеон, .в иную минуту, вышел бы глупым, а Бисмарк нежным> 19.
Спору нет, в проявлениях личности, отраженных в первом впе- чатлении, находит выражение ее сущность, поскольку <сущность является, явление существенно> (В. И. Ленин), но, чтобы действи- тельно раскрыть и понять эту сущность, надо увидеть личность во всех ее главных связях с действительностью, т. е. в труде, позна- нии и общении.
Факты показывают, что формирование первого впечатления по- чти всегда означает отнесение индивидом воспринимаемого лица к одной из групп людей в тех <классификациях типов>, которые сложились у него в прошлом. Последующее познание им этого че- ловека при нормальном ходе процесса ведет к раскрытию в нем таких признаков, которые составляют своеобразие его личности и образуют его индивидуальность.
17 1Шет.
юшет. >
КгесЬ О., Сги1сЬПе1(1 К. ., ВаПасЬеу Е. Т.. 1п(1таиа1 т 5о- п м-йй.
с1е1у, р. 59-65.
р. оа-ио. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч., т. 19. Спб., 1902, с. 507.
192
Заключение
Мы закончили рассмотрение основных вопросов, относящихся к проблеме познания людьми друг друга в условиях повседневной жизни. Как видно из содержания нашей работы, названная проб- лема, являясь самой психологической из всех психологических проблем, чрезвычайно сложна и представляет большую трудность для изучения. Она включает в себя множество аспектов, научное освещение которых невозможно без самого тесного содружества психологии и других наук: диалектического и исторического ма- териализма, этики, эстетики, социологии, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, этнографии.
Как видно из изложенного, познание людьми друг друга яв- ляется обязательной стороной их взаимодействия и условием ре- гулирования каждым из них своего поведения в соответствии с обстоятельствами и решаемыми в этом взаимодействии задачами. Образы восприятия, представления и формирующиеся у индивида понятия о других людях, концентрируя в себе информацию об этих людях, дают ему возможность действовать по отношению к каждому из них целесообразно.
Восприятие человека человеком - это непосредственное на- глядно-образное отражение одним человеком другого. Понятие, складывающееся у индивида о конкретной личности,- это форма его мышления о ней, в которой обобщенно фиксируются признаки данного человека, характеризующие его как субъекта труда, по- знания и общения.
Занимаясь различными видами деятельности, человек, отвечая на требования каждой из них, обнаруживает то одни, то другие из присущих ему особенностей. Взаимодействующие люди по отно- шению друг к другу выступают в разных ролях (рабочий, началь- ник, партнер по команде, артист, зритель, учитель, учащий- ся и пр.). В связи со всем этим значение сигнализирующих чув- ственных признаков партнеров по деятельности не остается для воспринимающего их человека постоянным: на первый план вы- ступают те из них, которые в данных условиях особенно важны для успешного решения конкретной задачи.
Деятельность, в которой взаимодействуют люди, определяет и формирование у них понятий о личности каждого из участников деятельности. В формирующееся у индивид? понятие о личности другого человека, сотоварища по деятельности, всегда включают- ся прежде всего те его качества, наибольшему проявлению (а зна- чит, и познанию) которых данная деятельность больше всего бла- гоприятствует.
Любой вид непосредственного взаимодействия людей друг с другом, будь это совместный труд рабочих на производстве, рабо-
193 STR.194 та учителя и учеников на уроке, встреча спортсменов на стадионе, неторопливая беседа пенсионеров на скамейке парка, всегда пред- полагает опору общающихся на многокомпонентную систему зна- ний и умений, формирующуюся в течение всей жизни человека. При общении человека с другими людьми у него так или иначе актуализируются и функционируют представления и понятия, в которых аккумулированы его знания о моральном и аморальном, прекрасном и безобразном и т. п., т. е. нормы и ценности, харак- терные для общества, сформировавшего личность этого человека. У него также проявляется в большей или меньшей степени выра- ботанное обществом умение <читать> экспрессию, психологически истолковывать поведение людей, сопереживать им, давать оценку.
В условиях повседневного взаимодействия с различными людь- ми человек постепенно учится типизировать и классифицировать их, причем в эту классификацию включается большее или мень- шее число типов. Наличия такой <классификации> человек у се- бя, как правило, не осознает, тем не менее отдельные ее <звенья> при познании им других людей постоянно <говорят свое слово>, что особенно заметно, когда ему приходится воспринимать незна- комых людей и давать оценку их личности. При обнаружении у познаваемого лица таких же признаков, как те, на основании ко- торых у человека прежде сформировалось понятие об определен- ном типе личности, он, зная, как ведет себя данный тип в той или иной ситуации, прогнозирует поведение названного лица и изби- рает для себя по отношению к нему способ действий, которому он привык следовать при общении с представителями указанного типа.
В образе, который у индивида возникает в процессе общения с другим человеком, в характере понимания им других людей всегда находит выражение сформированность самого познающего человека как субъекта труда, познания и общения. В них прояв- ляется уровень развития его как представителя определенного на- рода, общественного класса, группы, как члена определенного коллектива. В них выступает также его гражданская и психоло- гическая зрелость, его профессия, сформированные у него нрав- ственно-эстетические требования к людям.
!. Система образов и понятий, в которых обобщен опыт познания людей и выражены требгяшгияк их облику и поведению, склады- вается в основном под влиянием общества, членом которого он является, и вместе с тем всегда несет на себе печать того неповто- римого пути, который прошел человек, формируясь как личность. В связи с этим названная <система> может в одних случаях очень далеко отстоять от действительности и включать в себя большое число неверных представлений и понятий о внутреннем мире лю- дей, мотивах их поведения, их возможностях, общественной цен- ности. В других же случаях эта система состоит из образов и поня- тий, верно отражающих и обобщающих психологию тех людей, с которыми индивид так или иначе сталкивался в своей жизни.
194
Образы _и_понятия, в форме которых у человека, принадлежа- щего к современному обществу, отлагается и существует знание людской психологии, складываются у него как п_р_и_нецосредст-вен- ном общении с другими людьми/так и опосредованным путем- через печать, .радию,._телевидение и пр. У одних людей может пре- обладать первый путь накопления психологических знаний, и не- посредственное общение с другими людьми может быть широким и разнообразным. У других накопление психологических знаний может идти главным образом вторым путем. При ограниченных личных контактах такие люди могут накапливать знания о других людях, сталкиваясь с продуктами их труда, слыша из различных источников об их деятельности, воспринимая оценки, которые дают им коллективы, общество. У третьих преобладания какого-то од- ного из названных способов познания людей может и не быть, и оба пути могут достаточно плодотворно вооружать индивида зна- нием человеческой психологии, в одних .случаях дополняя друг друга ,и действуя в одном направлении, а в других - больше или меньше противореча один другому.
Но хотя обычно познание психологии людей и выработка кон- кретных <эталонов> их оценки формируются у человека благодаря анализу и обобщению впечатлений, получаемых из многих источ- ников, вместе с тем его личному опыту совместного труда с раз- ными людьми и непосредственному общению с ними принадлежит в этом процессе важнейшая роль. Знания, получаемые человеком о других людях при прямом контакте ними имея, как правило, сильнейшую эмоциональную окраску, облегчают выработку одних психологических обобщений и критериев оценки людей и затруд- няют формирование других. " "" ~
Дела, поступки конкретных людей, все их поведение в целом в разных обстоятельств-ах,., являясь для отдельного человека ис- точником формирования знаний о каждом из них, вместе с тем в конечном итоге оказываются и_ показателем правильности этих знаний и оценок. Практика общения,"совместного труда, совмест- ной жизни людей является, таким образом, не только источником познания людьми друг друга и не только -сферой приложения накапливаемых индивидом знаний о людях, но вместе с тем эта практика выполняет функцию мерила объективности таких знаний.
Образы восприятия людей, понятия о личности каждого из них, участвуя в регуляции действий познающего субъекта, тем самым играют роль фактора, который обусловливает выработку у него определенных_форм поведения по отношению к другим лю- дям, ощутимо влияющего на развитие его характера. Наличие в характере человека таких черт, как доверчивость:, искренность, Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|