Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человекомму человеку приходится встречать новых для себя людей. Во мно- гих случаях обстоятельства складываются таким образом, что на основе одного только кратковременного восприятия мы бываем вынуждены оценивать этих людей и выбирать кажущийся нам наиболее разумным способ поведения и действия по отношению к каждому из них. Во всех подобных случаях мы имеем дело с так называемым первым впечатлением и с актами поведения на его основе.
Что же такое первое впечатление, если попытаться более по- дробно раскрыть содержание данного понятия? Это сложный пси- хологический феномен, включающий в себя чувственный, логиче- ский и эмоциональный компоненты. В него всегда входят те или иные особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом познания. Первое впечатление содержит также более или менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения. Нако- нец, в лем всегда присутствует эмоциональное отношение к тому человеку, который оказался предметом восприятия и оценки.
Первое впечатление формируется как при специальном наме- рении оценить человека с какой-то точки зрения, так и при отсут- ствии такого намерения.
Физиологический механизм формирования первого впечатления в основном тот же, что и механизм формирования образа, а затем и понятия о том или ином объекте. Образ человека, формирующий- ся у познающего его субъекта, выступает как совокупность после- довательно совершающихся и друг с другом связывающихся, смы- кающихся в единое целое рефлекторных актов, в результате кото- рых перед нами симультанно выступает познаваемый человек в .многообразии ему присущих признаков.
Первое впечатление является результатом аналитико-синтети-
ческой деятельности, осуществляемой совместной работой первой ;и второй сигнальных систем. В случае необходимости сформиро- вать обобщенное мнение о человеке на основе непродолжительного
наблюдения за ним ведущую роль начинает играть вторая сигналь- ная система, которая, тесно взаимодействуя с первой сигнальной .системой, определяет направление анализа и синтеза данных чув- ственного отражения.
Рефлекторные акты, результатом которых является образова- ли
ние первого впечатления, особенно если его формирование подчи- нено определенной цели, как правило, протекают при ином уровне активности коры больших полушарий, чем акты, |результатом кото- рых является восприятие человеком знакомых ему людей, ведущих себя, по его мнению, обычно. Это происходит потому, что в меха- низм образования первого впечатления включается ориентировоч- ный рефлекс. При появлении в классе незнакомой учительницы, при приходе в бригаду нового рабочего и в массе других подобных
случаев эта реакция имеет место.
Физиологические и электрофизиологические исследования (П. К. Анохин, Е. Н. Соколов, И. М. Фейгенберг, Хьюбел, Хенсон, Галамбос и др.) говорят о наличии в мозге механизмов, которые реагируют не на все раздражители, а лишь на новые и на значи- мые. Прежде незнакомые человеку люди, с которыми ему пред- стоит в дальнейшем вместе работать или учиться, если говорить языком физиологии, являются для него новыми и значимыми раз- дражителями.
Как теперь установлено, ориентировочная реакция - это реак- ция на новизну, неожиданность, значимость, т. е. реакция на ко- личество ц важность информации, которую несет тот или иной сигнал данному индивиду. Чем, например, больше несоответствие между внешним обликом и поведением .нового учителя, впервые вошедшего в .класс, и тем, каким его ожидали увидеть ученики, тем большее количество информации о себе он им несет. Ориен- тировочная реакция угасает при повторении сигнала, потому что последний, оставаясь физически таким же, несет индивиду все
меньшее количество информации.
Ориентировочная реакция связана с развитием у человека спо- собности прогнозировать еще не наступившие события и подго- тавливаться к ним. Это прогнозирование, как выяснили Д. Н. Уз- надзе и Ф. В. Бассин2, может быть и неосознаваемым. Основой прогнозирования, проявляющегося .при ориентировочной реакции, являются сохраняемые мозгом следы ранее полученной информа- ции, следы временных соотношений, имевших место в прошлом. Этот опыт используется не слепо, а с экстраполяцией связей, об- наруженных в одной группе явлений, на другие, похожие явления.
Как сейчас выяснено, процессы вероятностного прогнозирова- ния и сличения играют важную роль в развитии того или иного эмоционального состояния и связанных с ним соматических изме- нений (И. М. Фейгенберг).
См.: Анохин П. К. Методологический анализ узловых проблем услов- ного рефлекса.- В кн.: Философские вопросы физиологии высшей нервной дея- тельности и психологии. М., 1963; Соколов Е. Н. Вероятностная модель вос- приятия.-Вопросы психологии, 1960, № 2; Фейгенберг И. М. Вероятност- ное прогнозирование в деятельности мозга.-Вопросы психологии, 1963, № 2.
2 См.: Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961; Бассин Ф. В. Сознание и бессознательное.-В кн.: Философ- ские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963.
179 STR.180 Впечатление, которое формируется о другом человеке у впер- вые видящего его субъекта, определяется прежде всего особенно- стями, присущими облику и поведению воспринимаемого челове- ка. Эти особенности в значительной мере направляют течение по- знавательных процессов у воспринимающего субъектаи обуслов- ливают содержание его образов восприятия. Вот эксперимент, который, как нам кажется, подтверждает высказанную мысль.
Группе взрослых испытуемых из четырнадцати человек было оказано, что в комнату, где они расположились, несколько раз войдет незнакомый им человек, и перед ними ставится задача, внимательно наблюдая за этим человеком, всякий раз после его ухода записывать впечатление, которое он у них вызовет. В каче- стве объекта восприятия перед группой выступал двадцатишести- летний человек, обладавший выраженными актерскими способно- стями.
В первый раз он приоткрыл дверь в аудиторию, где сидели ис- пытуемые, поискал глазами кого-то и, тихо оказав: Простите, прикрыл дверь. В следующий раз он, войдя в комнату, со спокой- ным выражением лица и с руками по швам на одну минуту замер у стола. В третий раз, появившись в аудитории, он прошел между столами, за которыми сидели испытуемые, заглянул к од- ному из них в записи, погрозил пальцем девушке, хотевшей в этот момент заговорить с соседом, потом посмотрел в окно и удалился. Вернувшись в аудиторию снова, он мастерски начал читать, пока его не прервали, басню С. Михалкова. При следующем появлении молодого человека испытуемым было разрешено задавать ему лю- бые вопросы, кроме тех, которые требовали бы от него прямого ответа, какие черты личности он себе приписывает.
Все перерывы между названными сеансами равнялись трем минутам. Незнакомый человек был в поле зрения испытуемых в первый раз десять секунд, во второй, третий и четвертый разы - по одной минуте и в последний раз - пять минут.
Высказывания испытуемых о новом для них человеке после каждой из встреч с ним были сгруппированы в зависимости от того, относились ли они к: 1) характеристике физического обли- ка, 2) его экспрессии, 3) оформлению им своей внешности, 4) вы- полняемым им действиям, 5) переживаемому состоянию, 6) ка- чествам его личности. Седьмую группу составили высказывания испытуемых об отношении, которое этот человек у них вызвал.
Количество высказываний испытуемых о названных сторонах облика и поведения человека, который был объектом восприятий, на всех стадиях знакомства с ним не оставалось неизменным. Большое число высказываний испытуемых об одних сторонах обли- ка и поведения молодого человека и незначительное число выска- зываний о других его сторонах оказались обусловленными преж- де всего тем, какие особенности своего облика неизвестный чело- век проявил наиболее сильно на данной стадии. Это хорошо вид- но в предлагаемой для рассмотрения таблице.
180
Таблица 26
УШ1. ул ы. "1 . ,. - RРЯёзКолич 1-ео та Количество фиксирований на предъявление ество фикси2-е4ри>апп>1 пнЗр -с4-е5- Характеризуемая сторона8|3Хэ... аЇ30.-и00-..а-Гя Я>Ї3а1я яаЇ Физический облик Экспрессия Психическое состояние Действия Оформление внешности Психические свойства149 93 22 39 114 9560 18 1 5 41 1 140 19 5 13 36 1 1740 8 6 11 4227 9 27 28 3728 27 4 12 20 319 29 18 31 18 318 29 4 6 6 3512 31 18 15 5 373 11 7 Отношение испытуемых6 к воспринимаемому1 человеку
Как видно из таблицы, на первых стадиях знакомства с новым для себя человеком испытуемые отразили главным образом черты его физического облика и особенности оформления им своей внеш- ности. Это и понятно. Поведение человека, который был объектом восприятия на этих стадиях, его выразительные движения и дей- ствия были сведены к минимуму, и у наблюдавших за ним лиц оказалось в этот момент слишком мало данных для заключения о возможных качествах его личности. Иное мы видим на четвер- той и пятой стадиях знакомства испытуемых с новым для них че- ловеком. Первая из них, напоминаем, открыла испытуемым этого человека как искусного декламатора, а вторая дала ряд данных для заключения о его интересах, вкусах, кругозоре, при- вязанностях. И именно на эти стадии приходятся почти все вы- сказывания испытуемых о чертах личности наблюдаемого челове- ка и о том впечатлении, которое он на них произвел. Столь же явно выступает зависимость содержания восприятия испытуемыми этого человека от богатства или бедности его экспрессии на каж- дой из стадий общения с испытуемыми. Например, при второй встрече с испытуемыми человек, бывший объектом восприятия, старался не обнаруживать своего состояния в мимике и пантоми- мике, последние специально были сведены в этой сцене до ми- нимума. И соответственно, воспринимая на этой стадии показы- ваемого им человека, испытуемые почти не фиксируют в своих
отчетах особенностей его экспрессии.
Таблица показывает, что на последнюю стадию знакомства с
новым человеком пришлось 32% высказываний испытуемых по по- воду его состояния, 59% суждений о его психических свойствах и большая часть суждений (83%), в которых испытуемые выра- жали свое отношение к новому для них человеку, также была высказана ими опять-таки на этой последней стадии знакомства
с ним.
181 STR.182 Большая обусловленность первого впечатления теми признака- ми, которые лучше всего выражены в облике воспринимаемого че- ловека, выявившаяся в изложенном эксперименте, отмечается так- же Г. Клаусом и Г. Фомэ3. Первый из названных исследователей предъявлял большим группам будущих учителей фотографии уче- ников, различавшихся степенью выразительности лиц, а второй показывал с частыми остановками (для проведения письменного опроса испытуемых) специально снятый фильм о детях, облик и поведение которых постепенно обрастали новыми, поддающи- мися строгому учету деталями.
Было установлено, что на содержание складывающегося у лю- дей понятия о личности впервые воспринимаемого человека влия- ют не только сила и яркость проявления в его поведении опреде- ленного качества, частота, с которой это качество обнаруживает себя, но и последовательность, в которой познающие другого человека люди получают знания о разных сторонах его лич- ности.
Значение последнего обстоятельства особенно убедительно вы- явлено в экспериментах А. Лачинсом 4. Изучая значение порядка поступающей информации о человеке в формировании впечатле- ния о нем у других людей, Лачинс давал четырем группам испы- туемых ряд описаний его поведения. Описания, предложенные одной группе, характеризовали предъявляемого для оценки чело- века как экстраверта. Сведения, сообщенные об этом же человеке другой группе, наоборот, рисовали его как ярко выраженного ин- траверта. Третьей и четвертой группам испытуемых были даны комбинированные описания поведения и деятельности человека, ставшего объектом оценки. По первой серии содержащихся в них фактов одна группа могла заключить сначала, что он экстраверт, а по второй - что он интраверт. Другая же группа испытуемых на основе содержания полученных ею сведений могла подумать сначала об этом человеке, что он интраверт, а затем, что он экстраверт.
После этого всем группам испытуемых Лачинс предложил об- разцы различных ситуаций, и они должны были сказать, как про- явит себя в них человек, с некоторыми фактами поведения кото- рого они только что были ознакомлены. Оказалось, что порядок, в котором испытуемым сообщалась информация о новом для них человеке, определил характер предсказания ими типа его поведе- ния (экстравертированного или интравертированного) в различ- ных ситуациях. Вот результаты, которые были получены в опи- санном опыте Лачинсом:
3 С 1 а и в з О. 2иг РЬапотепо1о!е Дег Апти1ип . взепбсЬайИсЬе 2е;1- эсЬпН. Ье1рг;е, 1956-1957; ТЬотае Н. ВеоЬасЫип уоп КтДег ипД .1иепс1- КсЬеп, Вазе1, 1954.
4 Г. и с Ь 1 п в А. Рптагу-Кесепсу т 1трге58юп РогтаНоп.- 1п: С. Ноу- 1апс1 (е3.). ТЬе Огаег о{ РгевепЫюп т Регэиаэюп. Уа1е Цту. Ргезв, 1957.
182
Характеристики типа поведения человека в различных ситуациях
Процент этих характеристик в группах Э ЭЙ ИЭ И
Экстравертированное Интравертиррванное
79 14
52 36
34 56
16 73
Хотя первое впечатление о человеке в первую очередь опреде- ляется присущими еу особенностями, но то, каким оно будет - более обобщенным ил более конкретным, полным или отрывоч- ным, положительным ли отрицательным - зависит от личности того, у кого оно формируется. Здесь действует та же закономер- ность, которая характеризует отражение человеком любого объек- та действительности: Внешние причины действуют через посред- ство внутренних условий... Всякое психическое явление обуслов- лено в конечном счете внешними воздействиями, но любое внеш- нее .воздействие определяет психическое явление лишь опосредо- ванно, преломляясь через свойства, состояния и психическую дея- тельность личности, которая этому воздействию подвергается>5.
Таблица 27
Фиксирование испытуемыми различных сторон облика человека
(абсолютные цифры)
Количество фиксирований испытуемыми Отмеченные стороныП.Кп.К.X.Р.Т.Б.Л.Я.А.Шк.М.3.Ш. Физический481271312151016141161011 обликКППРРРИЯч05920925125125 8213 6 1 ГЛ. 11 р Су- - И I Действия Состояние Оформление64 23 33 1 119 2 121 1 102 102 64 9174 111 122791 5 внешности Психические6576446891184152 свойства
В нашем эксперименте, о котором рассказывалось выше, испы- туемые, впервые встретившись с новым для них человеком, отра- зили его облик и дали оценку ему как личности заметно неоди- наково. Таблица 27 показывает, насколько большими оказались индивидуальные различия в отражении тех или иных сторон обли- ка незнакомого человека.
Анализируя результаты количественной обработки отчетов ис- пытуемых о замеченных ими 0собенностях незнакомого человека, мы можем сказать, что они по-разному полно отразили различные стороны облика. Например, Б. и Я. назвали в два с лишним раза
5 Рубинштейне. Л. Бытие и сознание. М., 1968, с. 14.
183 STR.184 больше признаков в физическом облике нового человека, чем X. Зато X. намного детальнее, чем Б. и Я. и остальные испытуемые, отобразил особенности экспрессии человека, бывшего объектом восприятия. Ряд испытуемых детально отразили особенности оформления внешности человека - особенности его прически, одежды, обуви и пр. Испытуемые А. и 3. назвали больше, чем другие испытуемые, психических качеств, кбторые, как им каза- лось, были у наблюдаемого человека. Соответственно, каждый из испытуемых, называя те или иные признаки, выделил в облике и поведении незнакомого человека разное ч,йсло элементов, которые обычно входят в каждую из сторон облика. Так, например, испы- туемые Кп. и А. выделили в выразительном поведении незнакомца только мимику, Б.-мимику и позу, X. выделил мимику, жестику- ляцию, походку, голос, дикцию. Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|