Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком



23 страница


 

Группа свойств, характеризующих умственные способности, об-  

ладала сравнительно высокой вероятностью и имела место во всех  

пяти интерпретациях. Видимо, для студентов степень выраженно-  

сти ума у других людей, в частности у своих товарищей, является  

 

весьма важной.  

 

Интересно, что при интерпретации воспринимаемого лица  

с установкой <хвостист> испытуемые-студенты объясняли отстава-  

ние в учебе не столько отсутствием интеллектуальных способно-  

стей, сколько какими-либо привходящими причинами, в числе ко-  

торых наибольшей вероятностью обладало не способствующее  

успеху в учении отношение к деятельности.  

 

В число мешающих учебе .причин испытуемые-студенты вклю-  

чили широкие недифференцированные интересы и потребности,,  

а также повышенные сексуальные потребности, отрицательное  

отношение к труду и легкомысленное отношение к жизни. Самый  

удивительный в данных опытах факт заключался в том, что по-  

средством словесной установки, выражающей социально-психоло-  

гическую сущность человека, удается изменить мнение субъектов.  

вплоть до противоположного о целом ряде качеств личности одно-  

го и того же человека-объекта. И это происходит несмотря на то,.  

что испытуемые-студенты не только не питают крайнего антаго-  

низма к <хвостистам>, но относятся к ним даже с некоторым со-  

чувствием.  

 

Таким образом, с помощью установки можно направить отра-  

жательную деятельность человека, а вслед за тем, видимо, и его  

поведение в желаемое русло, т. е. установка может выступать как  

психологический механизм воздействия на человеческое отраже-  

ние, взаимоотношения и поведение.  

 

Итак, мы рассмотрели некоторые общие вопросы формирования  

у каждого человека понятия о другой личности, проанализировали.  

особенности обобщений, развивающихся у него в процессе взаимо-  

действия с другими людьми, охарактеризовали эталоны, которые,.  

когда они возникают у человека, выполняют для него роль <ме-  

рок>, прикладываемых к другой личности. Мы остановились так-  

же и на значении так называемых оценочных стереотипов, выпол-  

няющих в акте познания, образно говоря, роль <одежек>, в кото-  

рые одевает познаваемого человека познающее его лицо, после  

того как оно отнесло его к определенной категории людей.  

 

Теперь мы кратко рассмотрим некоторые особенности психиче-  

ских процессов, наиболее заметно проявляющиеся, когда человек.  

познает окружающих его людей.  

 

Большое значение в формировании у человека понятийно-об-  

разного .знания психологии других людей и в развитии у него уме-  

ния быстро и правильно проникать в их состояние, предугадывать  

их действия имеет развитие у .него наблюдательности. И. В. Стра-  

 

135  

STR.136  

хов13, анализируя проявление наблюдательности у педагогов,  

а С. Р. Янкелевич - у людей разного возраста и специальности  

самым убедительным образом прослеживают влияние этого каче-  

ства на форму общения и характер контактов, которые устанавли-  

ваются между людьми. Названные авторы показывают различия  

в содержании, в форме, а также в степени действенности наблю-  

дательности, проявляемой разными лицами по отношению к окру-  

жающим их людям. С. Р. Яикелевич, кроме того, прослеживает  

связь между уровнем сформированности у индивида наблюдатель-  

ности, проявляемой по отношению к другим людям, и развитием  

у человека различных свойств личности.  

 

Как показывают факты, наблюдательность, . выражающаяся  

в умении фиксировать в поведении человека мало заметные, но  

психологически значимые детали, теснейшим образом связана со  

способностью индивида различать незначительные изменения  

в макро- и микроэкспрессии других людей.  

 

Разные деятельности, в которых непосредственно взаимодейст-  

вуют друг с другом люди, требуют от общающихся неодинакового  

охвата компонентов, образующих выразительную сторону поведе-  

ния другого, и предполагают разную степень расшифровки их пси-  

хологического значения. Например, практика воспитательной ра-  

боты требует от лиц, непосредственно организующих воспитатель-  

ный процесс, высокой сенсорной культуры, проявляющейся, в ча-  

стности, в сильно развитом умении различать и правильно истол-  

ковывать очень тонкие нюансы в макро- и микроэкспрессии вос-  

питанников.  

 

А. С. Макаренко прямо указывал: <Можно и нужно развивать  

дрение, просто физическое зрение. Это необходимо для воспита-  

теля. Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка,  

и это чтение может быть описано в специальном курсе. Ничего  

хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать  

о некоторых признаках душевных движений> 14.  

 

Эффект достигается тем, что в процессе многократного вос-  

приятия другого человека дифференцируются чувственные свой-  

ства, выступающие в качестве сигналов его внутренних состояний,  

его отношения к различным сторонам действительности и т. п., и  

их различение <подкрепляется> результатом регулируемой дея-  

тельности (совместный труд, учение, совместная игра, разговор  

и пр.).  

 

3 понимании состояния другого человека очень большую роль  

играет степень развития у другого человека воображения. Прав  

был Б. М. Теплов, когда писал: <Чтобы веселиться чужим весельем  

и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображе-  

ния перенестись в положение другого человека, мысленно стать  

 

13 См.: Страхов И. В. Очерки психологии педагогического такта. Сара-  

тов, 1961.  

 

14 Макаренко А. С. Соч., т. V. М., 1958, с. 268.  

 

136  

 

на его место. Подлинно чуткое и отзывчивое отношение к людям  

 

предполагает живое воображение> 15.  

 

Специфической особенностью анализируемого вида воображе-  

ния является то, что процесс мысленного воссоздания чужих  

чувств и намерений развертывается у человека в ходе непосредст-  

венного взаимодействия его с другим человеком. Деятельность  

воображения в этом случае протекает на основе прямого восприя-  

тия человеком поступков, экспрессии, содержания речей, качества  

деятельности другой личности. Очень хорошо об этом специфиче-  

ском виде воображения, проявляющемся в общении и обслуживаю-  

щем его, сказал Н. П. Акимов: <... все эти короткие общения го-  

раздо сильнее воздействуют на нас, чем думают те люди, которые  

делают это общение неприятным. Причина здесь в одном качестве  

человека, которое является непременным для каждого чувствую-  

щего и мыслящего человека, - в его фантазии... Каждый человек  

невольно продолжает и завершает в своем воображении все мел-  

кие проявления его ближнего, воспринимаемые им при встречах,  

и на этой способности фантазирования и строятся наши <первые  

впечатления> и сила их воздействия на наше настроение> 16.  

 

Способность с помощью воображения проникать в состояние  

другого человека формируется у человека постепенно, и развита  

она у разных людей неодинаково. Степень проявления воображе-  

ния у одного и того же человека подвержена колебаниям.  

 

В деятельности воображения рассматриваемого вида можно,  

по всей вероятности, выделить несколько уровней.  

 

Первый - низший уровень. Воображение в этом случае пас-  

сивно. Общаясь с другим человеком, личность проявляет своеоб-  

разную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям, мыслям  

другого человека. Актуализации соответствующих образов на ос-  

нове наглядных впечатлений у индивида нет. Характерные для  

этой ступени особенности воображения могут быть следствием за-  

торможенности первой сигнальной системы, ее относительной сла-  

бости, а также бедности выработанных у человека в прошлом  

связей между отражаемыми им более или менее устойчивыми чер-  

тами поведения людей, с одной стороны, и переживаниями, внут-  

ренними качествами этих людей - с другой.  

 

Второй уровень - неупорядоченная, эпизодически проявляю-  

щаяся деятельность воображения. Основная особенность его -  

возникновение по ходу общения отдельных отрывочных представ-  

лений о переживаниях другого человека. Условиями развертыва-  

ния деятельности воображения в этом случае оказываются глав-  

ным образом или сильная выраженность в деятельности, в пове-  

дении, в экспрессии воспринимаемого человека его состояния, или  

появление у индивида специального намерения понять пережива-  

ния другого человека.  

 

15 Теплов Б. М. Психология. М., 1951, с. 127-128.  

 

16 Цит. по: Эстетика поведения. М., 1964, с. 27.  

 

<Э А. А. Бодалев  

 

137  

STR.138  

Третий уровень характеризуется проявлением у личности спо- И  

собности к мысленному воссозданию особенностей переживаний  

другого человека не только в отдельных ситуациях, а на протяже-  

нии всего процесса взаимодействия с ним. Существенными при-  

знаками этого уровня является, во-первых, то, что <слежение за  

состоянием партнера по общению, осуществляясь непроизвольно>  

приобретает постоянный характер; во-вторых, для этого уровня  

характерны свертывание процессов воображения и вместе с тем  

вхождение индивида в состояние другого человека сразу, <с ме-  

ста>, в каждый момент общения с ним. На этой ступени процессы  

анализа и синтеза происходят на уровне как первой, так и второй  

сигнальных систем в соответствии с целями и особенностями об-  

щения.  

 

В зависимости от того, насколько велик и систематизировав  

опыт общения человека с другими людьми и насколько он сам  

сформирован как личность, образы, мысли и чувства, которые у не-  

го возникают, когда он пытается представить состояние другого  

человека, в различной степени соответствуют действительности.  

В нашем исследовании обнаружилось, что у лиц, даже достаточно-  

интеллектуально развитых и легко вступающих в контакт с дру-  

гими людьми, воображение при взаимодействии с ними может  

работать недостаточно контекстно и неадекватно оценивать и вос-  

создавать переживания тех, с кем они взаимодействуют.  

 

И в то же время встречаются люди, обладающие ярко выра-  

женной способностью проникать во внутренний мир другого чело-  

века, сопереживать ему, ставить себя на его место. Эту черту как  

особую способность отмечал в себе О. Бальзак. В предисловии  

к <Фачино Кане> он указывал, что она приобрела у него остроту  

инстинкта: <Не пренебрегая телесным обманом, она разгадывала  

душу - вернее сказать, она так схватывала внешность человека,,  

что тотчас проникала и в его внутренний мир, она позволяла мне  

жить жизнью того, на кого была обращена, ибо наделяла меня  

способностью отождествлять с ними самого себя... Слушая этих  

людей (жителей предместья.- А. Б.), я приобщался к их жизни..  

ощущал их лохмотья на своей спине и сам шагал в их рваных  

башмаках; их желанья, их потребности - все передавалось моей  

душе или, вернее, я проникал душою в их душу> 17.  

 

Очевидно, при таком проникновении одного человека во внут-  

ренний мир других людей большое значение имеет интуиция -  

способность постижения особенностей, характеризующих личность.  

другого человека, путем непосредственного их усмотрения, без:  

 

обоснования с помощью доказательства. Осмысление данных вос-  

приятия осуществляется у познающего другого человека субъекта  

в этих случаях путем мгновенного обобщения в порядке мыслен-  

ного замыкания непосредственно от исходных данных к резуль-  

тату; у него происходит быстрая мобилизация прошлого опыта на  

 

17 Бальзак О. Собр. соч., т. 7. М., 1958, с. 340-341.  

 

138  

 

постижение сути какого-либо поступка, факта поведения или всей  

личности другого человека. Изощренный громадным опытом глаз  

мудрого педагога без рассуждений, по незначительным признакам  

сразу схватит характер состояния, переживаемого учеником, и  

причастность или непричастность этого ученика к какому-то собы-  

тию, которое только что произошло в классе. Опытный руководи-  

тель по небольшому числу фактов поведения другого человека  

мгновенно решает, к какому типу личности этот человек относит-  

ся, а потом уже обосновывает правильность своего <чутья>. Начав  

общаться с новыми для себя людьми, бывалый человек по некото-  

рым, мало бросающимся в глаза особенностям их экспрессии сра-  

зу догадывается, какое он на этих людей произвел впечатление.  

 

Ошибочно было бы полагать, что во всех этих случаях прояв-  

ляются какая-то мистическая способность ума, наитие и пр. Спо-  

собность интуитивно определять состояние другого человека, его  

отношение к делу, судить о нем как о личности развивается у ин-  

дивидуума по мере накопления опыта общения и совместной дея-  

тельности с разными людьми, в ходе анализа и обобщения им это-  

го опыта. Интуиция, являющаяся одним из способов осознания  

человеком действительности, представляет собой такой феномен,  

в котором тесно связаны восприятие, мышление и чувство. Истин-  

ность знания о другом человеке, получаемого интуитивным путем,  

находится в прямой зависимости от уровня развития в познающей  

личности качеств психолога-практика и от сложности явления,  

которое путем интуиции в другом человеке познается. Широкий и  

разнообразный запас хорошо систематизированных впечатлений  

о других людях, накопленный человеком в ходе прямого контакта  

с людьми и преломленный им сквозь призму научно-теоретических  

знаний о личности, - важнейшее условие высокой продуктивности  

интуиции.  

 

Срабатывание интуиции при оценке личности, зависящее от  

опыта человека, можно проиллюстрировать следующим примером.  

Алексей Максимович Горький в своих воспоминаниях о В. И. Ле-  

нине пишет: <Как-то, входя в его кабинет, я застал там человека,  

который, пятясь к двери задом, раскланивался с Владимиром  

Ильичом, а Владимир Ильич, не глядя на него, писал.  

 

- Знаете этого? - спросил он, показав пальцем на дверь;  

 

я сказал, что раза два обращался к нему по делам <Всемирной  

литературы>.  

 

- И - что?  

 

- Могу сказать: невежественный и грубый человек.  

 

- Гм-гм ... Подхалим какой-то. И, вероятно, жулик. Впрочем,  

я его первый раз вижу, может быть ошибаюсь.  

 

Нет, Владимир Ильич не ошибся; через несколько месяцев че-  

ловек этот вполне оправдал характеристику Ленина> 18.  

 

18 Горький М. Собр. соч., т. 18. М., 1963, с. 283.  

 

139  

STR.140  

Успех допроса при ведении расследования часто зависит от  

того, насколько следователь умеет правильно определить индиви-  

дуальные особенности человека, которого он допрашивает, и из-  

брать оправданную тактику допроса. Опытные следователи могут  

определить правильный <подход> к допрашиваемому сразу же, при  

первом знакомстве, даже по тому, как он здоровается, как садит-  

ся, какие слова произносит первыми и т. д. При этом ни один из  

следователей не может определенно ответить на вопрос, почему  

он применяет тот или иной прием в данном случае. Он обычно  

ссылается на свое <чутье>, на <следственную интуицию>. Неопыт-  

ные же следователи применяют различные приемы <по очереди> до  

тех пор, пока какой-нибудь из них не <пройдет> 19.  

 

Исследования Б. М. Теплова и С. Л. Рубинштейна20 показа-  

ли, что основным звеном мышления является анализ через синтез,  

заключающийся в том, что в процессе мышления объект <вклю-  

чается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых  

качествах, которые фиксируются в новых понятиях: из 0бъекта,  

таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание; он  

как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем  

выявляются все новые свойства>21. Раскрытие в другой личности  

все новых сторон, их фиксирование в определенных понятиях, обоб-  

щение выявленных отношений - это типичнейшие особенности  

процесса познания одной личностью другой.  

 

Накопление у человека понятийного знания о других людях  

приводит к совершенствованию у него процессов различения, раз-  

витию большей обобщенности восприятия, когда объектом его ока-  

зываются другие люди, и формирует у него способность к интуи-  

тивному познанию последних.  

 

1 Каждый человек - его наружность, действия, поступки, вся  

личность - всегда познается и оценивается окружающими его  

людьми в соответствии с морально-эстетическими критериями, дей-  

ствующими в том обществе, членами которого эти люди являются.  

Другой человек может оцениваться с точки зрения соответствия его-  

внешности эстетическому идеалу, имеющемуся у воспринимающе-  

го его лица, с точки зрения соответствия требованиям деятельно-  

сти, которой он занят, наконец, с точки зрения соответствия ка-  

честв его личности чертам, которые должны быть у настоящего-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1157
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком » 30 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 1 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 18 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 17 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 16 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 15 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 14 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 13 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 11 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 10 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 9 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 8 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 7 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 5 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 4 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 3 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 2 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 12 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 26 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 24 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 22 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 19 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 27 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 21 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 28 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 29 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 33 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 32 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 31 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 6 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь