Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком
Группа свойств, характеризующих умственные способности, об- ладала сравнительно высокой вероятностью и имела место во всех пяти интерпретациях. Видимо, для студентов степень выраженно- сти ума у других людей, в частности у своих товарищей, является
весьма важной.
Интересно, что при интерпретации воспринимаемого лица с установкой <хвостист> испытуемые-студенты объясняли отстава- ние в учебе не столько отсутствием интеллектуальных способно- стей, сколько какими-либо привходящими причинами, в числе ко- торых наибольшей вероятностью обладало не способствующее успеху в учении отношение к деятельности.
В число мешающих учебе .причин испытуемые-студенты вклю- чили широкие недифференцированные интересы и потребности,, а также повышенные сексуальные потребности, отрицательное отношение к труду и легкомысленное отношение к жизни. Самый удивительный в данных опытах факт заключался в том, что по- средством словесной установки, выражающей социально-психоло- гическую сущность человека, удается изменить мнение субъектов. вплоть до противоположного о целом ряде качеств личности одно- го и того же человека-объекта. И это происходит несмотря на то,. что испытуемые-студенты не только не питают крайнего антаго- низма к <хвостистам>, но относятся к ним даже с некоторым со- чувствием.
Таким образом, с помощью установки можно направить отра- жательную деятельность человека, а вслед за тем, видимо, и его поведение в желаемое русло, т. е. установка может выступать как психологический механизм воздействия на человеческое отраже- ние, взаимоотношения и поведение.
Итак, мы рассмотрели некоторые общие вопросы формирования у каждого человека понятия о другой личности, проанализировали. особенности обобщений, развивающихся у него в процессе взаимо- действия с другими людьми, охарактеризовали эталоны, которые,. когда они возникают у человека, выполняют для него роль <ме- рок>, прикладываемых к другой личности. Мы остановились так- же и на значении так называемых оценочных стереотипов, выпол- няющих в акте познания, образно говоря, роль <одежек>, в кото- рые одевает познаваемого человека познающее его лицо, после того как оно отнесло его к определенной категории людей.
Теперь мы кратко рассмотрим некоторые особенности психиче- ских процессов, наиболее заметно проявляющиеся, когда человек. познает окружающих его людей.
Большое значение в формировании у человека понятийно-об- разного .знания психологии других людей и в развитии у него уме- ния быстро и правильно проникать в их состояние, предугадывать их действия имеет развитие у .него наблюдательности. И. В. Стра-
135 STR.136 хов13, анализируя проявление наблюдательности у педагогов, а С. Р. Янкелевич - у людей разного возраста и специальности самым убедительным образом прослеживают влияние этого каче- ства на форму общения и характер контактов, которые устанавли- ваются между людьми. Названные авторы показывают различия в содержании, в форме, а также в степени действенности наблю- дательности, проявляемой разными лицами по отношению к окру- жающим их людям. С. Р. Яикелевич, кроме того, прослеживает связь между уровнем сформированности у индивида наблюдатель- ности, проявляемой по отношению к другим людям, и развитием у человека различных свойств личности.
Как показывают факты, наблюдательность, . выражающаяся в умении фиксировать в поведении человека мало заметные, но психологически значимые детали, теснейшим образом связана со способностью индивида различать незначительные изменения в макро- и микроэкспрессии других людей.
Разные деятельности, в которых непосредственно взаимодейст- вуют друг с другом люди, требуют от общающихся неодинакового охвата компонентов, образующих выразительную сторону поведе- ния другого, и предполагают разную степень расшифровки их пси- хологического значения. Например, практика воспитательной ра- боты требует от лиц, непосредственно организующих воспитатель- ный процесс, высокой сенсорной культуры, проявляющейся, в ча- стности, в сильно развитом умении различать и правильно истол- ковывать очень тонкие нюансы в макро- и микроэкспрессии вос- питанников.
А. С. Макаренко прямо указывал: <Можно и нужно развивать дрение, просто физическое зрение. Это необходимо для воспита- теля. Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть описано в специальном курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений> 14.
Эффект достигается тем, что в процессе многократного вос- приятия другого человека дифференцируются чувственные свой- ства, выступающие в качестве сигналов его внутренних состояний, его отношения к различным сторонам действительности и т. п., и их различение <подкрепляется> результатом регулируемой дея- тельности (совместный труд, учение, совместная игра, разговор и пр.).
3 понимании состояния другого человека очень большую роль играет степень развития у другого человека воображения. Прав был Б. М. Теплов, когда писал: <Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображе- ния перенестись в положение другого человека, мысленно стать
13 См.: Страхов И. В. Очерки психологии педагогического такта. Сара- тов, 1961.
14 Макаренко А. С. Соч., т. V. М., 1958, с. 268.
136
на его место. Подлинно чуткое и отзывчивое отношение к людям
предполагает живое воображение> 15.
Специфической особенностью анализируемого вида воображе- ния является то, что процесс мысленного воссоздания чужих чувств и намерений развертывается у человека в ходе непосредст- венного взаимодействия его с другим человеком. Деятельность воображения в этом случае протекает на основе прямого восприя- тия человеком поступков, экспрессии, содержания речей, качества деятельности другой личности. Очень хорошо об этом специфиче- ском виде воображения, проявляющемся в общении и обслуживаю- щем его, сказал Н. П. Акимов: <... все эти короткие общения го- раздо сильнее воздействуют на нас, чем думают те люди, которые делают это общение неприятным. Причина здесь в одном качестве человека, которое является непременным для каждого чувствую- щего и мыслящего человека, - в его фантазии... Каждый человек невольно продолжает и завершает в своем воображении все мел- кие проявления его ближнего, воспринимаемые им при встречах, и на этой способности фантазирования и строятся наши <первые впечатления> и сила их воздействия на наше настроение> 16.
Способность с помощью воображения проникать в состояние другого человека формируется у человека постепенно, и развита она у разных людей неодинаково. Степень проявления воображе- ния у одного и того же человека подвержена колебаниям.
В деятельности воображения рассматриваемого вида можно, по всей вероятности, выделить несколько уровней.
Первый - низший уровень. Воображение в этом случае пас- сивно. Общаясь с другим человеком, личность проявляет своеоб- разную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям, мыслям другого человека. Актуализации соответствующих образов на ос- нове наглядных впечатлений у индивида нет. Характерные для этой ступени особенности воображения могут быть следствием за- торможенности первой сигнальной системы, ее относительной сла- бости, а также бедности выработанных у человека в прошлом связей между отражаемыми им более или менее устойчивыми чер- тами поведения людей, с одной стороны, и переживаниями, внут- ренними качествами этих людей - с другой.
Второй уровень - неупорядоченная, эпизодически проявляю- щаяся деятельность воображения. Основная особенность его - возникновение по ходу общения отдельных отрывочных представ- лений о переживаниях другого человека. Условиями развертыва- ния деятельности воображения в этом случае оказываются глав- ным образом или сильная выраженность в деятельности, в пове- дении, в экспрессии воспринимаемого человека его состояния, или появление у индивида специального намерения понять пережива- ния другого человека.
15 Теплов Б. М. Психология. М., 1951, с. 127-128.
16 Цит. по: Эстетика поведения. М., 1964, с. 27.
<Э А. А. Бодалев
137 STR.138 Третий уровень характеризуется проявлением у личности спо- И собности к мысленному воссозданию особенностей переживаний другого человека не только в отдельных ситуациях, а на протяже- нии всего процесса взаимодействия с ним. Существенными при- знаками этого уровня является, во-первых, то, что <слежение за состоянием партнера по общению, осуществляясь непроизвольно> приобретает постоянный характер; во-вторых, для этого уровня характерны свертывание процессов воображения и вместе с тем вхождение индивида в состояние другого человека сразу, <с ме- ста>, в каждый момент общения с ним. На этой ступени процессы анализа и синтеза происходят на уровне как первой, так и второй сигнальных систем в соответствии с целями и особенностями об- щения.
В зависимости от того, насколько велик и систематизировав опыт общения человека с другими людьми и насколько он сам сформирован как личность, образы, мысли и чувства, которые у не- го возникают, когда он пытается представить состояние другого человека, в различной степени соответствуют действительности. В нашем исследовании обнаружилось, что у лиц, даже достаточно- интеллектуально развитых и легко вступающих в контакт с дру- гими людьми, воображение при взаимодействии с ними может работать недостаточно контекстно и неадекватно оценивать и вос- создавать переживания тех, с кем они взаимодействуют.
И в то же время встречаются люди, обладающие ярко выра- женной способностью проникать во внутренний мир другого чело- века, сопереживать ему, ставить себя на его место. Эту черту как особую способность отмечал в себе О. Бальзак. В предисловии к <Фачино Кане> он указывал, что она приобрела у него остроту инстинкта: <Не пренебрегая телесным обманом, она разгадывала душу - вернее сказать, она так схватывала внешность человека,, что тотчас проникала и в его внутренний мир, она позволяла мне жить жизнью того, на кого была обращена, ибо наделяла меня способностью отождествлять с ними самого себя... Слушая этих людей (жителей предместья.- А. Б.), я приобщался к их жизни.. ощущал их лохмотья на своей спине и сам шагал в их рваных башмаках; их желанья, их потребности - все передавалось моей душе или, вернее, я проникал душою в их душу> 17.
Очевидно, при таком проникновении одного человека во внут- ренний мир других людей большое значение имеет интуиция - способность постижения особенностей, характеризующих личность. другого человека, путем непосредственного их усмотрения, без:
обоснования с помощью доказательства. Осмысление данных вос- приятия осуществляется у познающего другого человека субъекта в этих случаях путем мгновенного обобщения в порядке мыслен- ного замыкания непосредственно от исходных данных к резуль- тату; у него происходит быстрая мобилизация прошлого опыта на
17 Бальзак О. Собр. соч., т. 7. М., 1958, с. 340-341.
138
постижение сути какого-либо поступка, факта поведения или всей личности другого человека. Изощренный громадным опытом глаз мудрого педагога без рассуждений, по незначительным признакам сразу схватит характер состояния, переживаемого учеником, и причастность или непричастность этого ученика к какому-то собы- тию, которое только что произошло в классе. Опытный руководи- тель по небольшому числу фактов поведения другого человека мгновенно решает, к какому типу личности этот человек относит- ся, а потом уже обосновывает правильность своего <чутья>. Начав общаться с новыми для себя людьми, бывалый человек по некото- рым, мало бросающимся в глаза особенностям их экспрессии сра- зу догадывается, какое он на этих людей произвел впечатление.
Ошибочно было бы полагать, что во всех этих случаях прояв- ляются какая-то мистическая способность ума, наитие и пр. Спо- собность интуитивно определять состояние другого человека, его отношение к делу, судить о нем как о личности развивается у ин- дивидуума по мере накопления опыта общения и совместной дея- тельности с разными людьми, в ходе анализа и обобщения им это- го опыта. Интуиция, являющаяся одним из способов осознания человеком действительности, представляет собой такой феномен, в котором тесно связаны восприятие, мышление и чувство. Истин- ность знания о другом человеке, получаемого интуитивным путем, находится в прямой зависимости от уровня развития в познающей личности качеств психолога-практика и от сложности явления, которое путем интуиции в другом человеке познается. Широкий и разнообразный запас хорошо систематизированных впечатлений о других людях, накопленный человеком в ходе прямого контакта с людьми и преломленный им сквозь призму научно-теоретических знаний о личности, - важнейшее условие высокой продуктивности интуиции.
Срабатывание интуиции при оценке личности, зависящее от опыта человека, можно проиллюстрировать следующим примером. Алексей Максимович Горький в своих воспоминаниях о В. И. Ле- нине пишет: <Как-то, входя в его кабинет, я застал там человека, который, пятясь к двери задом, раскланивался с Владимиром Ильичом, а Владимир Ильич, не глядя на него, писал.
- Знаете этого? - спросил он, показав пальцем на дверь;
я сказал, что раза два обращался к нему по делам <Всемирной литературы>.
- И - что?
- Могу сказать: невежественный и грубый человек.
- Гм-гм ... Подхалим какой-то. И, вероятно, жулик. Впрочем, я его первый раз вижу, может быть ошибаюсь.
Нет, Владимир Ильич не ошибся; через несколько месяцев че- ловек этот вполне оправдал характеристику Ленина> 18.
18 Горький М. Собр. соч., т. 18. М., 1963, с. 283.
139 STR.140 Успех допроса при ведении расследования часто зависит от того, насколько следователь умеет правильно определить индиви- дуальные особенности человека, которого он допрашивает, и из- брать оправданную тактику допроса. Опытные следователи могут определить правильный <подход> к допрашиваемому сразу же, при первом знакомстве, даже по тому, как он здоровается, как садит- ся, какие слова произносит первыми и т. д. При этом ни один из следователей не может определенно ответить на вопрос, почему он применяет тот или иной прием в данном случае. Он обычно ссылается на свое <чутье>, на <следственную интуицию>. Неопыт- ные же следователи применяют различные приемы <по очереди> до тех пор, пока какой-нибудь из них не <пройдет> 19.
Исследования Б. М. Теплова и С. Л. Рубинштейна20 показа- ли, что основным звеном мышления является анализ через синтез, заключающийся в том, что в процессе мышления объект <вклю- чается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях: из 0бъекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства>21. Раскрытие в другой личности все новых сторон, их фиксирование в определенных понятиях, обоб- щение выявленных отношений - это типичнейшие особенности процесса познания одной личностью другой.
Накопление у человека понятийного знания о других людях приводит к совершенствованию у него процессов различения, раз- витию большей обобщенности восприятия, когда объектом его ока- зываются другие люди, и формирует у него способность к интуи- тивному познанию последних.
1 Каждый человек - его наружность, действия, поступки, вся личность - всегда познается и оценивается окружающими его людьми в соответствии с морально-эстетическими критериями, дей- ствующими в том обществе, членами которого эти люди являются. Другой человек может оцениваться с точки зрения соответствия его- внешности эстетическому идеалу, имеющемуся у воспринимающе- го его лица, с точки зрения соответствия требованиям деятельно- сти, которой он занят, наконец, с точки зрения соответствия ка- честв его личности чертам, которые должны быть у настоящего- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|