Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человекомным слоям населения, что в его речи преобладает диалект Рейн- ско-Рурской области, хотя встречаются и выражения, свойствен- ные говору германского юго-запада. Впоследствии их вывод под- твердился. По радио несколько раз передавали магнитную запись речи преступника и обратились с призывом к населению помочь установить его личность по голосу. Чтобы внимание слушателей не отвлекалось содержанием разговора, а было приковано иск- лючительно к особенностям речи, криминалисты сделали монтаж, включающий в себя повторение одних и тех же фраз и оборотов. Шесть радиослушателей узнали голос и назвали имя человека, его владельца. Указанный ими человек действительно оказался тем" преступником, которого искали 19.
Исследователи, например Г. Олпорт, опираясь на собранные факты, полагают, что присущие каждому человеку временные и устойчивые состояния наиболее адекватно и тонко выражаются, как правило, одним-двумя способами экспрессии. Для одного та- ким выделяющим личность способом оказываются характерные изменения в выражении глаз, для другого - движения рук, для третьего - изменения в походке и позе, для четвертого - голос и т. д. Это утверждение верно лишь отчасти, ибо ученый не прияял во внимание значение силы переживания в связи с тем или иным событием в жизни человека. Как известно, в зависимости от зна- чения события для личности и степени сохранения контроля над своими движениями возбуждение может охватывать большее или меньшее число областей экспрессии.
19 См.: Ваксберг А. Преступник будет найден. М., 1963.
26
Эта зависимость в определенной мере прослеживается в ис- следовании Гельма, который пытался установить различия в характере мимических проявлений в зависимости от интенсив- ности аффективных состояний и того, в какой мере воздействие затрагивает наиболее существенные стороны личности. Когда аффектогенное воздействие затрагивает человека менее серьезно (не колеблет его социальную позицию, не изменяет мнения, сло- жившегося о нем у авторитетных для него людей, и т. п.), его аффективные проявления выражаются свободнее как в мимичес- ком, так и в речевом плане. Когда же воздействия затрагивают человека более глубоко, более личностно и колеблют, как ему кажется, его жизненную позицию, начинается видимое и осознан- ное владение собой, что отражается на характере мимики и пан- томимики. Гельм пишет по этому поводу: <Просто <нормальный> аффективный процесс выражается непосредственнее и понятнее, ; чем управляемый аффект средней интенсивности> 20.
Изучению механизмов выразительного поведения людей пос- вящено очень много исследований21. После классических работ И. П. Павлова была сделана не одна попытка осмыслить выра- зительное поведение и формирование выразительных движений с позиций рефлекторной теории. П. В. Симонов, П. М. Якобсон, опираясь на новейшие факты, полученные как в их лабораториях, так и другими исследователями, при разработке общей теории эмоций анализируют и их двигательный момент: жесты, мимику, интонацию22. В эмоциях, имеющих сложную рефлекторную струк- туру, двигательные и вегетативные компоненты связаны между собой самым тесным образом. Двигательные компоненты при возникновении эмоционального возбуждения играют роль функ- ционального стержня, вокруг которого формируется целостный рефлекторный акт. Эффекторное осуществление эмоционального акта ведет к торможению центральных образований, а задержка эффекторной деятельности усиливает эмоциональное возбуждение. Большое значение в развитии выразительных движений имеет подражательный рефлекс, при помощи которого у человека в дет- ские годы складывается и вырабатывается сложное индивидуаль- ное и социальное поведение.
Сравнительно недавно Н. А. Бернштейн попытался объяснить механизм походки, тембр голоса, произношение, почерк, исполь- зуя новейшие данные физиологии и кибернетики23. Он специаль-
м Не 1т Л. Ор. сИ., р. 75.
21 См.: Дарвин Ч. О выражении ощущений у человека и животных. Собр соч., т. III. М., 1908; Якобсон П. М. Психология чувств; Оип1ар К. ТЬе го1е о{ еуе-гпи8с1ез т йе ехргевзюп о( етоНопэ.- Оепе1. рзусЬо! Мопоег, 1927, N 3.
22 См.: Симонов П. В. Метод К. С. Станиславского и физиология эмо- ций. М., 1962; Якобсон П. М. Проблема психологии эмоций.-В кн.: Психо- логическая наука в СССР, т. 2. М., 1960.
23 См.: Берн штейн Н. А. Новые линии развития в физиологии и их со- отношение с кибернетикой.
27 STR.28 но выделял факт, характерный для каждого из совершаемых че- ловеком повторных навыковых движений, - <существенное сходство, т. е. равенство, по одной части имеющихся признаков при отсутствии конгруэнтности и размещаемость по другой, обыч- но метрической части признаков в вариационные ряды>24. Для объяснения этого явления Н. А. Бернштейн использовал матема- тическую идею, выдвинутую И. М. Гельфандом и М. Л. Цетли- ным и заключающуюся в приложении к разбираемому вопросу класса функций большого количества переменных, обозначаемых авторами как <хорошо организованные функции>25. <Влияние существенных переменных на небольших интервалах, - пишет Н. А. Бернштейн, - может в значительной степени маскироваться вмешательством сильно вариативного эффекта несущественных переменных, но в итоговом результате форма и протекание функ- ции определяются прежде всего существенными переменными> 2В. Определяющие закодированные в мозгу черты циклического на- выкового акта типа походки, письма реализуются, по мнению Н. А. Бернштейна, как продукт существенных переменных, а метрические признаки, каждый из которых дает вариационные ряды, - как результат влияния несущественных переменных.
Помимо признаков, образующих физический облик человека и его выразительное поведение, компонентом внешнего облика человека являются его одежда, прическа, украшения и прочие ) предметы и признаки, с помощью которых достигается то или иное внешнее <оформление> облика человека. Этот компонент облика может говорить о деятельности человека (военная форма, рабочий комбинезон), о его национальной принадлежности (на- циональный костюм), служить дополнительным признаком воз- раста, свидетельствовать о вкусах и привычках и т. д. От оформ- ления облика человека, следовательно, также зависит (больше или меньше) характер впечатления, которое складывается о нем у вос- принимающих его людей. В зависимости от деятельности, соеди- няющей людей, и от особенностей личности самих общающихся этот компонент внешности в одних случаях осознается больше, в других меньше. Оформление внешности человека оценивается, как правило, окружающими его людьми с позиций усвоенных ими этико-эететических норм.
Среди факторов, влияющих на развитие общения, внешность и выразительные движения человека могут занимать и занимают V важное место. Вместе с тем ясно, что громадную роль в общении
24 Там же, с. 315.
25 функция хорошо организована, если можно разгруппировать ее аргумен- ты на <существенные> и <несущественные> переменные и если все аргументы стойко сохраняют свою принадлежность к тому или другому подклассу (см.:
Гельфанд И. М., Ц е т л и н М. Л. О некоторых способах управления слож- нейшими системами.-Успехи математических наук, 1962, т. 17, вып. 1).
26 Бернштейн Н. А. Новые линии развития в физиологии и их соотно- шение с кибернетикой, с. 316.
28
выполняют отражение и психологическая интерпретация людьми тех движений партнеров, которые совершаются в связи с задача- ми, вытекающими из совместно выполняемой ими деятельности. Между тем во многих руководствах по психологии фактически высказывается взгляд, что информационное значение для субъ- екта восприятия имеют лишь речь и экспрессивные движения - мимика и пантомимика, выражающие состояние и отношение партнера по деятельности. Все прочие движения человека почему- то не принято рассматривать с точки зрения их информационного значения, которое они имеют для других людей. Но ведь ясно что положение тела человека в пространстве относительно гори- зонтали и вертикали, движения, им совершаемые, а также поло- жение отдельных частей тела относительно друг друга и тела в целом и движения этих частей не только сигнализируют другим людям об эмоциональном состоянии человека. Они дают инфор- мацию о намерениях воспринимаемого человека, о выполняемой им работе, о владении им определенными навыками, о степени развития у него тех или других привычек, о его возрасте и т. д. Чтобы адекватно отразить и правильно оценить выразительные движения партнера, познающий индивидуум должен обладать оп- ределенным опытом. Интерпретация и оценка всех названных дви- жений и действий также зависят от опыта познающего субъекта.
Движения и действия составляют поведение человека. В него входят и поступки - акты объективно и субъективно мотивиро- ванного поведения, которые имеют значение для окружающих людей и нравственно-психологические последствия для совершив- шей поступок личности27. Воспринимая движения, действия, пос- тупки, деятельность человека, люди проникают в их внутреннее психологическое содержание, познают убеждения, потребности,. интересы, чувства, характер, способности личности.
Непосредственно наблюдая внешнюю сторону поведения дру- гого человека, воспринимающий его индивид в меру своего уме- ния <читает> на основе контекста людских отношений выражае- мое в этом поведении психологическое содержание. С. Л. Рубин- штейн пишет об этом так: <В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы <читаем> его, т. е. расшифровываем значение его внешних данных. и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в кон- тексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это <чтение> протекает бегло, поскольку в процессе общения с окру- жающими у нас вырабатывается определенный более или менее
27 Подробный анализ сущности и проявлений личности не входит в задачу данного исследования. Научное освещение проблемы личности в целом, а также и отдельных вопросов, входящих в эту проблему, дается в работах Б. Г. Ананьева, Л. И. Анциферовой, Л. И. Божович, А. В. Веденова, А. Г. Ко- валева, В. Н. Колбановского, В. А. Крутецкого, Н. Д. Левитова, А. Н. Леон- тьева, В. С. Мерлина, В. Н. Мясищева, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна,. Ю. А. Самарина, Б. М. Теплова, Е. В. Шороховой, В. А. Ядова и других ав- торов.
29 STR.30 автоматически функционирующий психологический подтекст к их поведению>28.
В повседневных, ставших привычными для нас жизненных си- туациях, когда нет надобности глубоко проникать в смысл поведе- ния окружающих нас людей, в истинные мотивы их действий, процесс, раскрывающий действительное психологическое содержа- ние их поведения, свернут. Но стоит другому человеку отойти от ?<само собой разумеющейся> манеры поведения или небезразлич- | ному для нас лицу <огорошить> необычным для него поступком, I как процесс интерпретации их поведения выдвигается на перед- ний план. Мы не просто регистрируем внешнюю сторону их по- ведения, а пытаемся психологически объяснить их поступки, для чего порой начинаем дополнительно наблюдать за ними.
Особенность, на которую обратил внимание С. Л. Рубинштейн, чрезвычайно существенна для понимания процесса познания людьми друг друга в жизни, и границы, в пределах которых она дает себя знать, очень широки. Пока манера общения с другими, род занятий, качество труда, внешний облик, отклик на происхо- дящие события, преследуемые цели, весь уклад жизни, присущие другому человеку, соответствуют образцам, которым привык сле- довать общающийся с ним субъект, последний обычно проявляет своеобразное <равнодушие> к психологии другого. Он, так ска- }зать, без сомнений и доказательств полагает, что у другого че- ловека <психология> такая же, как и у него. И только когда об- раз жизни, манера вести себя, реагирование на происходящие со- бытия, внешний облик человека отходят от тех <образцов>, кото- рые в глазах общающегося с ним являются выражением <нормы>, последний от регистрации внешней стороны поведения познавае- мого человека переходит к психологической классификации его поступков, пытается дать им ту или иную оценку и понять этого человека как личность. При этом он всегда сталкивается с опре- деленными психологическими трудностями, которые являются, с одной стороны, следствием сложности познаваемой личности, а с другой - вызваны неизбежной ограниченностью познаватель- ных возможностей самого субъекта познания.
Внешняя сторона отдельно взятых поступков, как правило, не определяет однозначно их внутреннее психологическое содер- жание, и это превращает процесс познания индивидом другой личности т> ""ение им психологической задачи, на которую он может дать как правильный, так и неправильный ответ.
В сознании советского человека развито убеждение, что каче- ствам личности, содержание которых отвечает требованиям ком- мунистической морали, соответствуют определенные формы выра- жения этого содержания, определенные способы поведения лич- ности. И, наоборот, качествам, содержание которых расходится
28 Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959, с. 180.
30
с требованиями коммунистической морали, в свою очередь соот- ветствуют другие, также сравнительно определенные способы по- ведения. И такое убеждение в общем правильно, потому что дей- ствительно в состав качества личности входит, с одной стороны,. известная система потребностей, интересов, чувств субъекта, оп- ределяющая его отношение к действительности, с другой стороны,. способы поведения, являющиеся средством и формой осуществле- ния этих потребностей, интересов, принципов. Однако связь между содержанием качества и способом его выражения не всегда имеет однозначный характер. Практика взаимодействия людей и спе- циальные исследования, особенно исследования формирования ка- чества личности на разных возрастных этапах, дают нам факты,- свидетельствующие о том, что способ поведения личности может не полностью соответствовать или вообще не соответствовать име- ющемуся у личности отношению к какой-то стороне действитель- ности. Это, в частности, было выявлено нами в прежних работах при исследовании личности школьника29.
Возможные виды связи между содержанием качества личнос- ти, с одной стороны, и способом, формой проявления его в пове- дении личности - с другой, между мотивом и поступком личнос- ти широко освещены также в работах Л. И. Божович, А. В. Ве- денова, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна и ряда других иссле- дователей.
29 См.: Бодалев А. А. 1) Об отношении и способе его выражения у под- ростка.- В кн.: Материалы конференции психологии обучения и воспитания. Киев, 1961; 2) О понимании школьника воспитателями и проектировании ими развития его личности.- Тезисы докладов на II съезде Общества психологов,. вып. 2. М., 1963. STR.32 ГЛАВА 3
ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ (характеристика процесса)
Основными процессами, посредством которых человек принимает и перерабатывает информацию, поступающую от другого челове- ка, являются ощущение, восприятие, представление, мышление.
Чтобы раскрыть процесс познания человека человеком, надо проследить особенности формирования образа человека и понятия о нем как о личности у взаимодействующего с ним индивидуума.
Чувственный образ, который является первой ступенью позна- яия, формируется в процессе построения изображения. Образ че- ловека, как и любое изображение, представляет собой совокуп- ность элементов, находящихся в определенном соотношении с совокупностью элементов, составляющих облик отражаемого человека. В самом общем смысле это есть соотношение подобия или сходства. Оно характеризуется общностью модальности эле- ментов обоих множеств и общностью принципа их пространствен- но-временной упорядоченности. Хотя конкретные механизмы , формирования чувственного образа изучены еще недостаточно, од- нако данные, которыми располагает к настоящему времени наука, Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|