Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком



5 страница


ным слоям населения, что в его речи преобладает диалект Рейн-  

ско-Рурской области, хотя встречаются и выражения, свойствен-  

ные говору германского юго-запада. Впоследствии их вывод под-  

твердился. По радио несколько раз передавали магнитную запись  

речи преступника и обратились с призывом к населению помочь  

установить его личность по голосу. Чтобы внимание слушателей  

не отвлекалось содержанием разговора, а было приковано иск-  

лючительно к особенностям речи, криминалисты сделали монтаж,  

включающий в себя повторение одних и тех же фраз и оборотов.  

Шесть радиослушателей узнали голос и назвали имя человека,  

его владельца. Указанный ими человек действительно оказался  

тем" преступником, которого искали 19.  

 

Исследователи, например Г. Олпорт, опираясь на собранные  

факты, полагают, что присущие каждому человеку временные и  

устойчивые состояния наиболее адекватно и тонко выражаются,  

как правило, одним-двумя способами экспрессии. Для одного та-  

ким выделяющим личность способом оказываются характерные  

изменения в выражении глаз, для другого - движения рук, для  

третьего - изменения в походке и позе, для четвертого - голос  

и т. д. Это утверждение верно лишь отчасти, ибо ученый не прияял  

во внимание значение силы переживания в связи с тем или иным  

событием в жизни человека. Как известно, в зависимости от зна-  

чения события для личности и степени сохранения контроля над  

своими движениями возбуждение может охватывать большее или  

меньшее число областей экспрессии.  

 

19 См.: Ваксберг А. Преступник будет найден. М., 1963.  

 

26  

 

Эта зависимость в определенной мере прослеживается в ис-  

следовании Гельма, который пытался установить различия  

в характере мимических проявлений в зависимости от интенсив-  

ности аффективных состояний и того, в какой мере воздействие  

затрагивает наиболее существенные стороны личности. Когда  

аффектогенное воздействие затрагивает человека менее серьезно  

(не колеблет его социальную позицию, не изменяет мнения, сло-  

жившегося о нем у авторитетных для него людей, и т. п.), его  

аффективные проявления выражаются свободнее как в мимичес-  

ком, так и в речевом плане. Когда же воздействия затрагивают  

человека более глубоко, более личностно и колеблют, как ему  

кажется, его жизненную позицию, начинается видимое и осознан-  

ное владение собой, что отражается на характере мимики и пан-  

томимики. Гельм пишет по этому поводу: <Просто <нормальный>  

аффективный процесс выражается непосредственнее и понятнее,  

; чем управляемый аффект средней интенсивности> 20.  

 

Изучению механизмов выразительного поведения людей пос-  

вящено очень много исследований21. После классических работ  

И. П. Павлова была сделана не одна попытка осмыслить выра-  

зительное поведение и формирование выразительных движений  

с позиций рефлекторной теории. П. В. Симонов, П. М. Якобсон,  

опираясь на новейшие факты, полученные как в их лабораториях,  

так и другими исследователями, при разработке общей теории  

эмоций анализируют и их двигательный момент: жесты, мимику,  

интонацию22. В эмоциях, имеющих сложную рефлекторную струк-  

туру, двигательные и вегетативные компоненты связаны между  

собой самым тесным образом. Двигательные компоненты при  

возникновении эмоционального возбуждения играют роль функ-  

ционального стержня, вокруг которого формируется целостный  

рефлекторный акт. Эффекторное осуществление эмоционального  

акта ведет к торможению центральных образований, а задержка  

эффекторной деятельности усиливает эмоциональное возбуждение.  

Большое значение в развитии выразительных движений имеет  

подражательный рефлекс, при помощи которого у человека в дет-  

ские годы складывается и вырабатывается сложное индивидуаль-  

ное и социальное поведение.  

 

Сравнительно недавно Н. А. Бернштейн попытался объяснить  

механизм походки, тембр голоса, произношение, почерк, исполь-  

зуя новейшие данные физиологии и кибернетики23. Он специаль-  

 

м Не 1т Л. Ор. сИ., р. 75.  

 

21 См.: Дарвин Ч. О выражении ощущений у человека и животных. Собр  

соч., т. III. М., 1908; Якобсон П. М. Психология чувств; Оип1ар К. ТЬе  

го1е о{ еуе-гпи8с1ез т йе ехргевзюп о( етоНопэ.- Оепе1. рзусЬо! Мопоег,  

1927, N 3.  

 

22 См.: Симонов П. В. Метод К. С. Станиславского и физиология эмо-  

ций. М., 1962; Якобсон П. М. Проблема психологии эмоций.-В кн.: Психо-  

логическая наука в СССР, т. 2. М., 1960.  

 

23 См.: Берн штейн Н. А. Новые линии развития в физиологии и их со-  

отношение с кибернетикой.  

 

27  

STR.28  

но выделял факт, характерный для каждого из совершаемых че-  

ловеком повторных навыковых движений, - <существенное  

сходство, т. е. равенство, по одной части имеющихся признаков  

при отсутствии конгруэнтности и размещаемость по другой, обыч-  

но метрической части признаков в вариационные ряды>24. Для  

объяснения этого явления Н. А. Бернштейн использовал матема-  

тическую идею, выдвинутую И. М. Гельфандом и М. Л. Цетли-  

ным и заключающуюся в приложении к разбираемому вопросу  

класса функций большого количества переменных, обозначаемых  

авторами как <хорошо организованные функции>25. <Влияние  

существенных переменных на небольших интервалах, - пишет  

Н. А. Бернштейн, - может в значительной степени маскироваться  

вмешательством сильно вариативного эффекта несущественных  

переменных, но в итоговом результате форма и протекание функ-  

ции определяются прежде всего существенными переменными> 2В.  

Определяющие закодированные в мозгу черты циклического на-  

выкового акта типа походки, письма реализуются, по мнению  

Н. А. Бернштейна, как продукт существенных переменных, а  

метрические признаки, каждый из которых дает вариационные  

ряды, - как результат влияния несущественных переменных.  

 

Помимо признаков, образующих физический облик человека  

и его выразительное поведение, компонентом внешнего облика  

человека являются его одежда, прическа, украшения и прочие  

) предметы и признаки, с помощью которых достигается то или  

иное внешнее <оформление> облика человека. Этот компонент  

облика может говорить о деятельности человека (военная форма,  

рабочий комбинезон), о его национальной принадлежности (на-  

циональный костюм), служить дополнительным признаком воз-  

раста, свидетельствовать о вкусах и привычках и т. д. От оформ-  

ления облика человека, следовательно, также зависит (больше или  

меньше) характер впечатления, которое складывается о нем у вос-  

принимающих его людей. В зависимости от деятельности, соеди-  

няющей людей, и от особенностей личности самих общающихся  

этот компонент внешности в одних случаях осознается больше,  

в других меньше. Оформление внешности человека оценивается,  

как правило, окружающими его людьми с позиций усвоенных ими  

этико-эететических норм.  

 

Среди факторов, влияющих на развитие общения, внешность и  

выразительные движения человека могут занимать и занимают  

V важное место. Вместе с тем ясно, что громадную роль в общении  

 

24 Там же, с. 315.  

 

25 функция хорошо организована, если можно разгруппировать ее аргумен-  

ты на <существенные> и <несущественные> переменные и если все аргументы  

стойко сохраняют свою принадлежность к тому или другому подклассу (см.:  

 

Гельфанд И. М., Ц е т л и н М. Л. О некоторых способах управления слож-  

нейшими системами.-Успехи математических наук, 1962, т. 17, вып. 1).  

 

26 Бернштейн Н. А. Новые линии развития в физиологии и их соотно-  

шение с кибернетикой, с. 316.  

 

28  

 

выполняют отражение и психологическая интерпретация людьми  

тех движений партнеров, которые совершаются в связи с задача-  

ми, вытекающими из совместно выполняемой ими деятельности.  

Между тем во многих руководствах по психологии фактически  

высказывается взгляд, что информационное значение для субъ-  

екта восприятия имеют лишь речь и экспрессивные движения -  

мимика и пантомимика, выражающие состояние и отношение  

партнера по деятельности. Все прочие движения человека почему-  

то не принято рассматривать с точки зрения их информационного  

значения, которое они имеют для других людей. Но ведь ясно  

что положение тела человека в пространстве относительно гори-  

зонтали и вертикали, движения, им совершаемые, а также поло-  

жение отдельных частей тела относительно друг друга и тела  

в целом и движения этих частей не только сигнализируют другим  

людям об эмоциональном состоянии человека. Они дают инфор-  

мацию о намерениях воспринимаемого человека, о выполняемой  

им работе, о владении им определенными навыками, о степени  

развития у него тех или других привычек, о его возрасте и т. д.  

Чтобы адекватно отразить и правильно оценить выразительные  

движения партнера, познающий индивидуум должен обладать оп-  

ределенным опытом. Интерпретация и оценка всех названных дви-  

жений и действий также зависят от опыта познающего субъекта.  

 

Движения и действия составляют поведение человека. В него  

входят и поступки - акты объективно и субъективно мотивиро-  

ванного поведения, которые имеют значение для окружающих  

людей и нравственно-психологические последствия для совершив-  

шей поступок личности27. Воспринимая движения, действия, пос-  

тупки, деятельность человека, люди проникают в их внутреннее  

психологическое содержание, познают убеждения, потребности,.  

интересы, чувства, характер, способности личности.  

 

Непосредственно наблюдая внешнюю сторону поведения дру-  

гого человека, воспринимающий его индивид в меру своего уме-  

ния <читает> на основе контекста людских отношений выражае-  

мое в этом поведении психологическое содержание. С. Л. Рубин-  

штейн пишет об этом так: <В повседневной жизни, общаясь с  

людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы  

<читаем> его, т. е. расшифровываем значение его внешних данных.  

и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в кон-  

тексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это  

<чтение> протекает бегло, поскольку в процессе общения с окру-  

жающими у нас вырабатывается определенный более или менее  

 

27 Подробный анализ сущности и проявлений личности не входит в задачу  

данного исследования. Научное освещение проблемы личности в целом, а также  

и отдельных вопросов, входящих в эту проблему, дается в работах  

Б. Г. Ананьева, Л. И. Анциферовой, Л. И. Божович, А. В. Веденова, А. Г. Ко-  

валева, В. Н. Колбановского, В. А. Крутецкого, Н. Д. Левитова, А. Н. Леон-  

тьева, В. С. Мерлина, В. Н. Мясищева, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна,.  

Ю. А. Самарина, Б. М. Теплова, Е. В. Шороховой, В. А. Ядова и других ав-  

торов.  

 

29  

STR.30  

автоматически функционирующий психологический подтекст к их  

поведению>28.  

 

В повседневных, ставших привычными для нас жизненных си-  

туациях, когда нет надобности глубоко проникать в смысл поведе-  

ния окружающих нас людей, в истинные мотивы их действий,  

процесс, раскрывающий действительное психологическое содержа-  

ние их поведения, свернут. Но стоит другому человеку отойти от  

?<само собой разумеющейся> манеры поведения или небезразлич-  

| ному для нас лицу <огорошить> необычным для него поступком,  

I как процесс интерпретации их поведения выдвигается на перед-  

ний план. Мы не просто регистрируем внешнюю сторону их по-  

ведения, а пытаемся психологически объяснить их поступки, для  

чего порой начинаем дополнительно наблюдать за ними.  

 

Особенность, на которую обратил внимание С. Л. Рубинштейн,  

чрезвычайно существенна для понимания процесса познания  

людьми друг друга в жизни, и границы, в пределах которых она  

дает себя знать, очень широки. Пока манера общения с другими,  

род занятий, качество труда, внешний облик, отклик на происхо-  

дящие события, преследуемые цели, весь уклад жизни, присущие  

другому человеку, соответствуют образцам, которым привык сле-  

довать общающийся с ним субъект, последний обычно проявляет  

своеобразное <равнодушие> к психологии другого. Он, так ска-  

}зать, без сомнений и доказательств полагает, что у другого че-  

ловека <психология> такая же, как и у него. И только когда об-  

раз жизни, манера вести себя, реагирование на происходящие со-  

бытия, внешний облик человека отходят от тех <образцов>, кото-  

рые в глазах общающегося с ним являются выражением <нормы>,  

последний от регистрации внешней стороны поведения познавае-  

мого человека переходит к психологической классификации его  

поступков, пытается дать им ту или иную оценку и понять этого  

человека как личность. При этом он всегда сталкивается с опре-  

деленными психологическими трудностями, которые являются,  

с одной стороны, следствием сложности познаваемой личности, а  

с другой - вызваны неизбежной ограниченностью познаватель-  

ных возможностей самого субъекта познания.  

 

Внешняя сторона отдельно взятых поступков, как правило,  

не определяет однозначно их внутреннее психологическое содер-  

жание, и это превращает процесс познания индивидом другой  

личности т> ""ение им психологической задачи, на которую он  

может дать как правильный, так и неправильный ответ.  

 

В сознании советского человека развито убеждение, что каче-  

ствам личности, содержание которых отвечает требованиям ком-  

мунистической морали, соответствуют определенные формы выра-  

жения этого содержания, определенные способы поведения лич-  

ности. И, наоборот, качествам, содержание которых расходится  

 

28 Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959,  

с. 180.  

 

30  

 

с требованиями коммунистической морали, в свою очередь соот-  

ветствуют другие, также сравнительно определенные способы по-  

ведения. И такое убеждение в общем правильно, потому что дей-  

ствительно в состав качества личности входит, с одной стороны,.  

известная система потребностей, интересов, чувств субъекта, оп-  

ределяющая его отношение к действительности, с другой стороны,.  

способы поведения, являющиеся средством и формой осуществле-  

ния этих потребностей, интересов, принципов. Однако связь между  

содержанием качества и способом его выражения не всегда имеет  

однозначный характер. Практика взаимодействия людей и спе-  

циальные исследования, особенно исследования формирования ка-  

чества личности на разных возрастных этапах, дают нам факты,-  

свидетельствующие о том, что способ поведения личности может  

не полностью соответствовать или вообще не соответствовать име-  

ющемуся у личности отношению к какой-то стороне действитель-  

ности. Это, в частности, было выявлено нами в прежних работах  

при исследовании личности школьника29.  

 

Возможные виды связи между содержанием качества личнос-  

ти, с одной стороны, и способом, формой проявления его в пове-  

дении личности - с другой, между мотивом и поступком личнос-  

ти широко освещены также в работах Л. И. Божович, А. В. Ве-  

денова, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна и ряда других иссле-  

дователей.  

 

29 См.: Бодалев А. А. 1) Об отношении и способе его выражения у под-  

ростка.- В кн.: Материалы конференции психологии обучения и воспитания.  

Киев, 1961; 2) О понимании школьника воспитателями и проектировании ими  

развития его личности.- Тезисы докладов на II съезде Общества психологов,.  

вып. 2. М., 1963.  

STR.32  

ГЛАВА 3  

 

ВОСПРИЯТИЕ  

ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ  

(характеристика процесса)  

 

Основными процессами, посредством которых человек принимает  

и перерабатывает информацию, поступающую от другого челове-  

ка, являются ощущение, восприятие, представление, мышление.  

 

Чтобы раскрыть процесс познания человека человеком, надо  

проследить особенности формирования образа человека и понятия  

о нем как о личности у взаимодействующего с ним индивидуума.  

 

Чувственный образ, который является первой ступенью позна-  

яия, формируется в процессе построения изображения. Образ че-  

ловека, как и любое изображение, представляет собой совокуп-  

ность элементов, находящихся в определенном соотношении  

с совокупностью элементов, составляющих облик отражаемого  

человека. В самом общем смысле это есть соотношение подобия  

или сходства. Оно характеризуется общностью модальности эле-  

ментов обоих множеств и общностью принципа их пространствен-  

но-временной упорядоченности. Хотя конкретные механизмы  

, формирования чувственного образа изучены еще недостаточно, од-  

нако данные, которыми располагает к настоящему времени наука,




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1447
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь