|
Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком
сы Мотивы
шении к труду, другим людям. Специфику характеристик обвиняе- мых в убийстве определяет доминирующее положение сведений об эмоциональной сфере. Особенностью характеристик обвиняемых в изнасиловании является увеличение количества сведений об ин- тересах и склонностях и об их резко выраженном отрицательном
характере.
Процент таких сведений почти в два раза превышает средние
данные. Специфика характеристик обвиняемых в служебных зло- употреблениях состоит в частом доминировании сведений об ин- теллекте и опыте. Сравнительно со рредними данными количество свойств интеллекта, назвавных при характеристике обвиняемых этой группы, увеличилось в полтора раза, а число оценок опы- та - в два с половиной раза.
Таким образом, в материалах, которые собрала Н. Ф. Федото- ва, изучавшая особенности познания других людей следователя- ми, отчетливо выступает определяющая роль деятельности в фор- мировании у ее участников знаний о людях.
Любой конкретный вид деятельности всегда требует от чело- века проявления совершенно определенных качеств личности, и, по мере того как участники этой деятельности усваивают ее за- дачи, у них создается тенденция отмечать в человеке такие ка- чества, а также соотносить уровень их развития с требованиями
159
STR.160 деятельности. Таким образом, в формирующееся у участника дея- тельности знание о личности другого человека, сотоварища по деятельности, прежде всего включаются качества личности этого человека, наибольшему проявлению (а следовательно, и позна- нию) которых данная деятельность благоприятствует. При вклю- чении человека в другую деятельность, требующую от него актуа- лизации иных качеств, в формирующемся о нем мнении участни- ков этой деятельности на первый плата выступят новые качест- ва, а те, которые были значимы в условиях первой деятельности, отходят на второй план или подвергаются переоденке.
Факты, собранные Н. Ф. Федотовой, показали также, что, на- блюдая за человеком, анализируя, синтезируя, обобщая инфор- мацию о нем, люди опираются на свой прежний опыт и круг тео- ретических знаний о той категории лиц, к которой они его отнес- ли. И, как показывают те же исследования, уровень квалифика- ции человека-<оценщика> играет очень существенную роль в том, что он <увидит> в другом человеке и какой <приговор> ему вы- несет.
Это исследование свидетельствует также о том, что отмечае- мые в другой личности качества не структурируются в формирую- щемся у человека понятии о ней рядоположно. Какие из них на- чинают играть роль своего рода основы, с которой связываются все остальные важные, по мнению оценивающего, для деятельно- сти характеристики, а какие качества занимают подчиненное по- ложение - это опять-таки связано прежде всего с требованиями деятельности, в условиях которой взаимодействуют оцениваемый и оценивающий, а, во-вторых, это, безусловно, зависит и от инди- видуальных характеристик оцениваемого. Указанный факт был специально прослежен Ю. П. Степкиньгм, исследовавшим на ле- нинградском заводе им. Козицкого по нашей просьбе понимание рабочими тех качеств деятельности мастера, которые обусловли- вают его социально-психологическую совместимость с коллекти- вом рабочих.
На основании оценок рабочими девяти позитивных признаков психологической структуры деятельности мастера были выявле- ны три соотносительных уровня рассматриваемого явления. Каж- дый из них характеризуется определенными значениями и соот- ношениями оценок. Так, если на <высоком> уровне оценки рабо- чими умения мастера организовать работу, поддерживать трудо- вую дисциплину и знание производства близки к возможной мак- симальной, то на двух других уровнях оценки этих признаков зна- чительно ниже и достоверно отличаются от оценок признаков пер- вого уровня.
Этими качествами были: 1) умение организовать работу; 2) умение под- держивать дисциплину; 3) знание производства; 4) умение отстоять интересы бригады; 5) правильное решение производственных вопросов; 6) оказание ква- лифицированной помощи рабочим; 7) умение советоваться с ними по яроизвод- ственным вопросам; 8) техническая образованность; 9) доступность.
160
Показательно и соотношение значимостей этих признаков на каждом уровне. Если на <высоком> уровне первое место занимает умение мастера организовать работу, а умение поддерживать дис- циплину и знание производства - соответственно второе и третье, то на <среднем> и <низком> уровнях порядок противоположный. Знание производства на <среднем> уровне занимает первое мес- то, а умение организовать работу - только третье. На <низком> уровне ни один из этих признаков не выступает в качестве доми- нирующего. Прослеживание изменения оценок признаков от од- ного уровня к другому позволяет выявить значимость того или иного признака в психологической деятельности мастера, как она выступает в глазах подчиненных. Из рассмотренных признаков наиболее значимым является умение мастера организовать рабо- ту. Видимо, это наиболее интегральный признак психологической структуры его деятельности, ассимилирующий в себе влияние всех остальных признаков и ими опосредуемый.
Понятно, что в ходе совместной деятельности предварительно сложившееся у человека впечатление о каждом из ее участников не остается неизменным. Однако и в этом случае образ челове- ка и понятие о его личности, меняющиеся со временем у его парт- неров по деятельности, продолжают выполнять для них регулятив- ную роль, оказывая воздействие не только на дальнейшее плани- рование ими своего поведения, но и на их самооценки.
Динамика межличностного восприятия, а также те изменения, которые отмечаются в содержании понятий о личности друг дру- га в ходе деятельности у ее участников, изучались в лаборатории ЛГУ В. В. Унгулом и Н. Ф. Федотовой. Первый прослеживал эти изменения в условиях спортивного состязания борцов, а вто- рая - при решении учащимися гомеостатических задач.
В. В. Унгул проводил свое исследование в два этапа. На пер- вом этапе он изучал изменения в содержании перцептивных об- разов. На втором этапе исследовался вопрос точности знаний о себе и своем противнике. В обоих случаях испытуемыми у него были студенты ленинградских вузов, занимающиеся борьбой (на первом этапе 60 человек, на втором - 48), различающиеся по уровню спортивной квалификации и по продолжительности заня- тия этим видом спорта.
Испытуемые, которые в качестве спортивных противников встречались впервые, были разбиты на пары для спортивной борьбы, и каждому из них было предложено дважды охарактери- зовать своего противника - сначала перед поединком, а затем после его окончания. В качестве эталона при оценке точности зна- ний о противнике использовались обобщенные характеристики, данные четырьмя компетентными лицами: старшим тренером бор- ца, тренером, преподавателем по основам физической подготовки
и экспериментатором.
Сравнение характеристик, данных борцами до соревнования, с характеристиками, данными друг другу по окончании схватки,
161 STR.162 Таблица 24
Частота фиксирования спортсменами-борцами характеристик
облика противника (%)
Характеристи-Мастера и кандидаты в мастераПерворазрядникиСпортсмены II разрядаСпортсмены III разряда и новичкиОбщие данные ки ДОпослеДОпослеДОпослеДОпоследопосле схваткисхваткисхваткисхваткисхваткисхваткисхваткисхваткисхваткисхватки Рост10093938693 Телосло-7480866476 жение Возраст9374269371 Вес74865855 Развитие рук58526444 Развитие ног42204226 Развитие шеи7202613 Фигура644227 Экспрессия361212 лица Особые при-2678 меты Сила100100861009393861009198 Быстрота526480869358745275 Выносли-1001006480.4258365269 вость Ловкость649339 Гибкость20333652586436523850 <Чувство646452642932 против- ника> <Тягучесть>3642721 Техника1001001001009310064938998 Тактика1001001001009310020587890 Смелость58643652425864745062 Решитель-36423352587426583857 ность Инициа-4258588033807203660 тивность Настойчи-26522026265833362643 вость Упорство588042587122738 Собранность3342122671119 Хитрость748042581272939 Выдержка2072057 Хладнокро-362616 вие Воля в целом4211 Опытность526433581220362643 Перспек-8658583660 тивность Активность6436424246 Жесткость7426727 Взрывиость80585849 Среднее по62695062585148464150 всем эле- ментам
162
свидетельствует о значительной перестройке содержания их зна- ний о противнике. Как видно из таблицы 24, во втором случае в характеристики не включается описание внешности противника, но зато дается более полное описание психических свойств его личности: увеличивается частота фиксирования свойств личности, упоминаемых до схватки, .и отмечаются новые свойства (актив- ность, жесткость, хладнокровие и др.). Ряд свойств, отмеченных до схватки только борцами высшей квалификации, после поедин- ка отмечается также борцами I и II разрядов.
Как видно из таблицы 24, все характеристики противника, да- ваемые спортсменами высокой квалификации., значительно полнее характеристик, которые дали спортсмены более низкой квалифи- кации. Это проявляется как в большей частоте фиксаций ряда важных для бцрьбы свойств (выносливость, особенности техники и тактики, собранность, активность), так и в умении фиксировать такие <тонкие> свойства борца, которые спортсмены более низкой квалификации не замечают или почти не замечают (<чувство про- тивника>, <тягучесть>, упорство).
Оценки, даваемые борцами высокой спортивной квалификации, как установил В. В. Унгул, отличались также большей точностью, чем оценки, даваемые борцами более низкой спортивной квали- фикации и с меньшим опытом спортивной борьбы. Средняя вели- чина ошибок в характеристиках, даваемых своему противнику до схватки, у мастеров и кандидатов в мастера в 1,5 раза меньше, чем у перворазрядников, в 2,2 раза меньше, чем у второразряд- ников, и в 3,9 раза меньше, чем у третьеразрядников и новичков. Ошибок характеристик противника после схватки у мастеров и кандидатов в мастера в 1,2 раза меньше, чем у борцов I разряда, в 2 раза меньше, чем у борцов II разряда, и в 3,4 раза меньше, чем у третьеразрядников и новичков.
Тот факт, что характеристики противника включают главным образом свойства личности, от учета которых зависит успех в соревновании, а также большая содержательность и точность характеристик, данных спортсменами высокой квалификации, свидетельствует о том, что эти знания являются психологичес- кой основой для формирования тактики борьбы и как компо- нент2 включаются в тактическое мышление борца во время со- стязания с противником.
Интересно отметить также, что в исследовании, проведенном В. В. Унгулом, обнаружилось влияние результата поединка на характер оценок и самооценок. Особенно отчетливо оно прояви- лось у борцов низшей квалификации. После успешно проведен- ного поединка их самооценки значительно повышались, а оценки противника снижались. Неуспех приводил к обратному результа- ту: снижению уровня самооценки и повышению оценки против- ника.
2 Другим обязательным компонентом являются самохарактеристики борцов. 163 STR.164 Н. Ф. Федотова и Р. А. Максимова также изучали изменения в суждениях людей друг о друге, когда они решали задачи, тре- бовавшие от них взаимодействия. В качестве испытуемых в этом опыте выступали абитуриенты факультета психологии Ленин- градского университета, впервые познакомившиеся друг с другом в момент выполнения экспериментального задания.
Испытуемые в этих опытах объединялись для решения задачи в группы по три человека. Каждый из них последовательно вы- полнял три задания: 1) используя разработанную эксперимента- торами шкалу, характеризовал по первому впечатлению двух своих товарищей по <тройке>; 2) вместе с ними решал гомеоста- тическую задачу; 3) снова характеризовал своих партнеров, при- держиваясь той же шкалы, что и в начале опыта.
Решая гомеостатическую задачу, которая, повторяем, была рассчитана на согласованные действия, испытуемые могли обме- ниваться информацией в виде: 1) сообщений о положении стрел- ки на приборе; 2) предложений и команд; 3) соображений о спо- собах решения задачи; 4) выражения согласия и несогласия с предложениями партнеров; 5) вопросов к ним (запроса информа- ции).
Решение гомеостатической задачи, помимо получения данных о степени согласованности действий в группах, позволило оцени- вать степень активности каждого участника деятельности. Пока- зателем степени активности служило отношение числа предло- жений, команд и запросов информации, высказанное испытуемы- ми, к общему числу высказываний.
При обработке характеристик подсчитывались частота оценок и средний балл по каждому из обозначенных на шкале качеств, которые могли быть приписаны оцениваемому. Те же данные под- считывались и по каждому испытуемому.
Сопоставление характеристик, данных участниками опыта друг другу до работы на гомеостате и после такой работы, вы- явило существенные различия между ними. Вместе с тем эти различия в первой и последующей оценках коснулись не всех перечисленных в шкале качеств личности (всего их было 33), о выраженности которых можно было высказываться, а лишь отно- шения к труду, к другим людям, а кроме того, качеств воли и ума. По частоте оценок этих свойств различия достоверны (1=2,70 при табл.=2,01), по среднему баллу - не достоверны.
Значительно повысилась частота оценок и заметно изменился средний балл оценки десяти качеств. Качества эти следующие:
1) властный; 2) дисциплинированный; 3) решительный; 4) на- стойчивый; 5) собранный; 6) быстрый; 7) добросовестный; 8) уве- ренный в себе; 9) умеющий считаться с .мнением группы; 10) со- образительный. Особенно сильно изменились оценки последних двух качеств.
Вероятность оценки качества <умеет считаться с мнением других> поднялась с 0,45 в первых характеристиках до 0,93 в ха-
164
рактеристиках, составленных после работы на гомеостате. Часто- та оценки сообразительности возросла с 0,31 до 0,83.
Н. Ф. Федотова и Р. А. Максимова, далее, сопоставили сте- пень активности испытуемого при решении гомеостатической за- дачи со средним баллом, которым его оценили партнеры (по отно- шению к труду, к другим людям, по волевым и интеллектуальным чертам). Между этими признаками обнаружилась положительная корреляционная связь (коэффициент корреляции г=0,650). Бо- лее высокая корреляция между уровнем активности и средним баллом оценки обнаружена по десяти выборочным качествам (г=0,91; корреляция значима для всех уровней значимости).
Обнаружена зависимость .между уровнем активности при ре- шении гомеостатических задач и средним баллом оценок отдель- ных качеств. Например, корреляция между уровнем активности и уровнем оценки по качеству <властный> оказалась равной 0,495 (коэффициент значим для р=0,1; р==0,05 и р==0,02). Каче- ство <умеет считаться с мнением других> наиболее высоко оце- нивалось у лиц с низким уровнем активности, но умевших под- чиняться команде лидера.
Продолжая это исследование, Н. Ф. Федотова далее установи- ла, что характер знаний, формирующихся о другом человеке у взаимодействующих с ним людей, зависит от успешности сов- местной деятельности, а также от ролей, которые им приходится
при этом выполнять.
75 молодых людей, которые до этого не общались друг с Дру- гом, были объединены в группы, состоящие из трех человек. Каждой группе предлагалось решить задачу, заключающуюся в подборе трех рядов из десяти числовых значений по заданным условиям. Условия были таковы, что для решения задачи требо- валась согласованность действий. Чтобы обеспечить ее, членам группы разрешалось вести переговоры между собой.
После окончания эксперимента каждой из групп давались оценки успешности решения. И по тому, как они решали задачу и какое количество времени затрачивали на ее решение, они по- лучали одну из трех (высокая, средняя, низкая) категорий ус- пешности. Вслед за этим каждому члену группы давали оценоч- ные листы и предлагали оценить свойства личности двух своих Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|