|
Рекомендации по оптимизации развития личности и группыцессов, устанавливающих различные связи и зависимости меж- ду людьми в процессе этой деятельности или общения.
Это мнение подтверждает факт разделения условий деятель- ности и взаимодействия. Й-Лингард выделяет две обратные свя- зи: собственно-обратную связь об индивидуальной деятельности и социально-обратную связь, обусловленную взаимодействием между индивидами. Обратная связь - это один из важнейших компонентов регуляции' любой биологической и социальной системы. Если при дей^ствии человека с орудием и объектом ^руда практическая деятельность немыслима без обратной свя- зи, то в условиях взаимодействия большего числа людей систе- ма обратной связи усложняется. В зависимости от этого Курт Бак выделяет два типа коммуникаций (которым соответствуют определенные структуры языка): а) направленных на огйошения, т.е. взаимодействия; б) направленных на действия и деятельность. Р.Бейлз выделяет в совместной деятельности область эмоций и область решения задач. Область эмоций характеризуется на- личием таких форм речевых и поведенческих реакций, которые в большей мере направлены не на саму деятельность (решение задач), а на взаимодействие (межличноотные отношения). Эти реакции имеют эмоциональную, субъективную окраску, харак- теризуют степень удовлетворенности совместной деятельно- стью. Другое дело - область решения задач. Эта фаза связана с выдвижением гипотез, их обсуждением и принятием решений. Выбор способа решения, в свою очередь, связан с определенны- ми эмоциональными переживаниями участников групповой деятельности. Итак, ,мы выяснили принцип разграничения та- ких понятий, как "деятельность" и ^взаимодействие".
Ясно, что эффективность деятельности группы зависит от Шюгих факторов, а также йот условий, в которых она протека- ет. Это могут быть спокойная деловая обстановка, отсутствие давления извне или стрессовые условия, когда группа работает в экстремальной ситуации.
1. Одним Из важнейший факторов, определяющих эффектив- ность совместной деятельности группы, является специфика и сложность задач. Это внегрупповой фактор, он задается извне и определяет содержание совместной деятельности. Сложность за-
дачи зависит не только от того, какие психические процессы и функции вовлекаются в деятельность (сенсорно-перцептивные, мнемические, логические), но и оттого, как часто выполняются действия и вырабатываются навыки - нормы взаимодействия с ^.орудием и объектом труда.
1 ^ 2. Время совместной работы любого другого вида взаимодей- 1втвия, например общения приятелей, супругов, может рассмат- 1 .^хиваться с различных позиций. " 1 При официальной организации взаимодействия людей время ^оценивается как фактор объективной необходимости ддя совме- i сгнои деятельности; время же взаимодействия при неофициаль- 1иых отношениях определяется внутренними потребностями ка- ^ждогоиз участников общения. Время совместной работы и со- 1вместного проживания - это не только условие прочерки проч- 1<ости отношений, ной, что еще более важно, -фактор форми- 1?ования личностных, в частности характерологических, особен- ртостей взаимодействующих людей. С.Л.Рубинштейн пишет по 1^тому поводу: "При ддительном общении взаимное воздействие 11бюдей друг на друга накладывает часто значительный отпечаток Ца их характер, причем в одних случаях происходит как быоб- ^н характерологических свойств и взаимное уподобление: в ^зультате длительной совместной жизни люди иногда приобре- ают общие черты, станрвятся в некоторых отношениях похо- Еимидругнадруга^[цит.по: 12].
"3. Количественный состав групп в условиях официальных юшений (например, учебная деятельность) определяется из- ?. Количественный состав имеет определенное значение для уляции эффективности групповой деятельности. Б.Ф.Ломов сал: "С увеличением группы ее эффективность возрастает, но Шъ до определенного уровня: при достижении некоторого Е)итического значения" величина группы перестает влиять на жгивность ее деятельности, а затем - при ее большем уве- Пии - эффективность снижается (слишком большая чис- iocTb приводит к тому, что люди начинают мешать друг дру- 1)". Но при этом необходимо соотносить специфику деятель- 1 сти группы, сложность решаемых задач с реальной численно-
1 Соотношение количества членов группы и эффективности ее ы имеет криволинейную зависимость. В проявлении этого )ра следует различать пороговые значения численности
группы: а) нижний порог - это число лиц, способных спра- виться с' общей задачей; 6) верхний порог - это число л^иц, эф- фективно справляющихся с заданием, но которое может быть незначительно сокращено без видимого ущерба.
4. Взаимосвязанность является одним из основных факторов, влияющих на взаимодействия л группе. При этом под взаимо- действием надо понимать такую систему действие участников, когда действия одного обусловливают определенные действия других людей. Степень взаимосвязанности определяется тем, каков характер взаимодействия междуиндивидами: официаль- ный или неофициальный. В официальной организации прин- .цип взаимосвязанности не зависит от желаний людей. Неофи- циальные межличностные взаимоотношения не являются задан- ными, они регулируются самими участниками общения.
Малая взаимосвязаниость представляет большие возможно- сти для самостоятельной работы. По мере усиления взаимной связанность возможности самостоятельных .действий уменьша- ются, но одновременно-усиливается роль общегрупповых дости- жений. Больше того, увеличение взаимосвязанности усиливает значение руководителя.
И. Лингард попытался определить уровни взаимной зависи- мости с учетом сложности и качества межличностных связей:
1-й уровень взаимосвязанности-характеризуется изменением поведения под влиянием присутствия других лиц, ведущих себя подобно зрителям, и обозначен ученым как "публичный эф- фект";
2-й уровень - взаимосвязанность, при которой поведение изменяется под влиянием активно участвующих других лиц в конкретной деятельности. Совместное действие в данном случае необходимо различать по степени взаимосвязанности: "... от, эмоциональной и заинтересованной совместной деятельности других лиц без непосредственной помощи... - до взаимного, со- трудничества...".
5. Функциональную структуру группы можно дифференци- ровать на: первичную (заданная условиями, а также формаль- ными признаками организации); вторичную (распределение ро- левых функций в процессе решения задач, например в зависи- мости от коммуникативных качеств участников). Любця группо- вая деятельность требует элементарного разделения функций. Без этого невозможно функционирование даже такой системы,
как отношения между двумя людьми. Для оптимального рег^ли- ^ рования системы управления необходимо рациональное соотно- дшение междузаданным и произвольным распределением функ- Цциональных обязанностей. Произвольное (вторичное) распреде- р^ление функций определяется, с одной стороны, системой задач, Которые решает группа, а с другой - индивидуально-типиче- (яшми, личностными и социально-психологическими особен- нЬстями членов группы. В сплоченных группах лидер эффек- тивнее, чем в менее сплоченных. "Сплочённость группы" и "эффективность лидерства" - это взаимозависимые перемен- ные. Группа может быть сплоченной только при оптимальном распределении функций между ее членами, поэтому естествен- 1' Но, что и. эффективность лидерства будет больше; это качество 1 'сплоченной группы есть следствие согласия внутри группы. 1 6. Для нас также является интересным тот факт, что многие 1'группы являются изолированными от обычной социальной сре- 1ды (экспедиции, экипажи морских судов и космических кораб- лей). Мера автономности группы может выражаться в характере ^поведения ее в конфликтной ситуации. При высокой автоном- IHOCTH группы конфликт "замыкается" на какой-либо внешний ^Объект (например, любое лицо, ни входящее в состав группы; рибор, расцениваемый как внешний элемент). Слабая авто- омность группы выражается в конфликте, который замыкается ежду ее членами. Социальная изоляция более, пожалуй, чем йзическая, действует на самочувствие человека. Но в отличие Р индивидуальной изоляции отсутствие обычного круга обще- <я компенсируется возрастанием уровня межличностных огно- иений внутри самой группы, хотя до известных пределов. Су- ение круга и углубление общения быстрее исчерпывают ин- ормативную ценность каждого из членов группы, что в конеч- зм счете приводит к индивидуальной изоляции. Автономность группы выступает как следствие не только фи- ческих условий, но и внутренних и внешних социально-пси- догических. Это выражается в том, что хорошо сработавшаяся ^ппа, включаемая во взаимодействия с другими группами, по- й проявляет агрессивность по отношению к членам других fim.
7. В деятельности любого человека или группы людей выде- п мотив. Как побуждение - это источник или причина дей- дя. В условиях индивидуального решения задач мотив связан
с уровнем притязания данного человека и его возможностями. А в условиях совместной работы группы людей притязание од- ного может не согласовываться с притязаниями другого.
Характер мотивации каждого члена группы и всей группы в целом различается по силе и направленности. Внутренняя мо- тивация каждого члена группы, коллектива определяется преж- де всего условиями решения задач, которые могут усиливать или ослаблять ее. Сила мотивированности зависит от взаимного влияния членов группы друг на друга. При высоком уровне по- ложительного отношения к работе происходит усиление моти- вированности каждого члена и всей группы. Направленность мотивации выражается через ориентацию личности на личный успех (на самого себя), коллективистский (на группу) и деловой (на задание). Ориентация на собственный или групповой ре- зультат находится в непосредственной зависимости от степени взаимосвязанности между членами группы. При большей моти- вации увеличивается мотивация членов группы на общую эф- фективность совместной деятельности, либо в группе возникает конфликт вплоть до отказа решения задачи.
8. Разнообразной по структуре является система дополни- тельных факторов.
Индивидуальные психологические особенности членов группы и однородность-разнородность ее по различным психологическим характеристикам - суть внутригрупповые факторы (их два):
- первый фактор - уровень индивидуальных характеристик членов группы. Это показатель тех возможностей, которыми обла- дает каждый участник совместных действий в отдельности (сюда можно включить нейродинамические, психомоторные, интеллекту- альные, социально-психологические особенности людей);
- второй фактор - однородность-разнородность группы (степень подобия между людьми в группе). Для-одного типа со- вместной деятельности важным является близость, подобие чле- нов группы по каким-либо параметрам. Для других видов работ контраст и различия являются условием успешного выполнения групповых задач. Особое значение имеют возрастные и половые различия людей: их роль в регулировании взаимодействий (об- щения, отношений) чрезвычайно велика. Фактор однородности-разнородности группы имеет два уровня: -1-й уровень однородности-разнородности группы (степень подобия-контраста вероятных участников взаимодействия) есть
соотношение их индивидных (природных), личностных и соци- .ально-психологических параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентаций, ми- ровоззренческих позиций). Этот уровень участвует в регуляции эффективности совместной деятельности и межличностных от- ношений людей. Однако его регулирующая функция может ма- ло осознаваться членами группы. Это совсем не означает, что партнеры не видят реального сходства или различия между со- бой. Просто это настолько очевидно, что воспринимается как ^амо собой разумеющееся;
~ 2-й уровень однородности-разнородности группы есть со- .отнощение (сходство-различие) их мнений, оценок, отношений 1к себе, к партнеру, к другим людям, предметному миру. Второй 1 уровень подразделяется на два подуровня: 1 - первичный (или исходный). Этот подуровень -есть ис- 1ходные данные до взаимодействия соотношения мнений, оце- 1иок (о мире предметов и о себе подобных) и отношений (к ми- 1ру предметов и к себе подобным);
1 - вторичный подуровень - есть соотношение (сходство-раз- личие) мнений, оценок и отношений как следствие взаимодей- 1ствия между членами группы. Он является следствием взаимо- 1действия мнений, оценок и отношений общающихся партнеров IK регулируется такими механизмами социального поведения, ак подражание, внушение, конформность. Степень позитивной Изменчивости мнений, оценок, позиций - один из основных показателей сплоченности, солидарности группы. Этот подуро- ^нь преобразуется благодаря изменчивости. Изменчивость за- ясит не только от исходного соотношения параметров первич- ого подуровня неоднородности, но и от первого уровня неод- ородности группы, т.е. от соотношения индивидных, личност- ых и социально-психологических особенностей членов груп- 1пы. В свою очередь, изменение и принятие других мнений, оце- )к, отношении участвует в формировании ценностных ориен- ций, интересов, т.е. происходит изменение первого уровня (нородности-разнородности. ^
Исходное, первоначальное соотношение мнений, оценок и ношений в группе характеризует единство взглядов и выража- сходство-различие интересов, ценностных ориентаций и лич- ных установок. Партнеры не только осознают сходство-раз- ie в своих мнениях, оценках, отношениях, но и ощущают
его реальную значимость для совместной деятельности и меж- личностных СУГНОШСНИЙ.
Из всего выше изложенного можно сделать вывод о том, что в регуляции эффективности групповой деятельности участвуют самые разные системы факторов: а) внегрупповые (физические и социальные); б) внутригрупповые (нормы, межличностные отношения, ис- ходные и результативные);
в) внеличностные (однородность-разнородность по индиви- дуально-психологическим параметрам);
г) внутриличностные (индивидуально-психологические осо- бенности членов 'группы, их состояния, Исходные мнения, оценки и отношения).
Фактором, связывающим все перечисленные системы, явля- ется фактор общественной значимости совместной деятельно- сти группы людей (12. С. 126-139].
3.2.2. Фило- и онтогенез совместной деятельности
В Истории человечества совместная деятельность (СД) детей была частью производительного труда взрослых. В первобытном обществе (а также в современных архаичных культурах) дети яв- лялись равноправными членами общины ввиду отсутствия рез- кой грани между ними и взрослыми В совместно осуществляе- мой деятельности. Дети не только были включены в посильные форм^ самообслуживания, но и участвовали в охоте, обработке эемий1,уходезаживсу1иымиипр.
Исследования, проведенные в архаичных культурах, свиде- тельствуют о том, что уже с 4--5 лет мальчики ббльшую часть времени проводят со сверстниками, начинают охотиться, умеют управлять лодкой и т.д. В 6-8 лет дети могут жить почти само- стоятельно и вести образ жизни, близкий к взрослому.
В процессе развития культуры совместная деятельность детей возникает как их общая деятельность со взрослыми на основе бытовых, трудовых и ритуальных форм жизнедеятельности. Ус- ложнение средств производства приводит к тому, что совмест- ная деятельность детей постепенно начинает отделяться от труда взрослых, приобретая при этом черты подражания ему (напри- мер, поярляются игрушки как символическая замена реальных
. 146.
орудий труда). Период взросления удлиняется,-у детей высвобо- ждается время для идеального воссоздания жизни взрослых в условных формах - появляется игра.
Вместе с усложнением и ростом производительных сил воз- никает необходимость в групповом обучении детей военному искусству, ремеслу, навыкам счета и письма и др. Детей соби- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|