Рекомендации по оптимизации развития личности и группы



7 страница


цессов, устанавливающих различные связи и зависимости меж-  

ду людьми в процессе этой деятельности или общения.  

 

Это мнение подтверждает факт разделения условий деятель-  

ности и взаимодействия. Й-Лингард выделяет две обратные свя-  

зи: собственно-обратную связь об индивидуальной деятельности  

и социально-обратную связь, обусловленную взаимодействием  

между индивидами. Обратная связь - это один из важнейших  

компонентов регуляции' любой биологической и социальной  

системы. Если при дей^ствии человека с орудием и объектом  

^руда практическая деятельность немыслима без обратной свя-  

зи, то в условиях взаимодействия большего числа людей систе-  

ма обратной связи усложняется. В зависимости от этого Курт  

Бак выделяет два типа коммуникаций (которым соответствуют  

определенные структуры языка):  

а) направленных на огйошения, т.е. взаимодействия;  

б) направленных на действия и деятельность.  

Р.Бейлз выделяет в совместной деятельности область эмоций  

и область решения задач. Область эмоций характеризуется на-  

личием таких форм речевых и поведенческих реакций, которые  

в большей мере направлены не на саму деятельность (решение  

задач), а на взаимодействие (межличноотные отношения). Эти  

реакции имеют эмоциональную, субъективную окраску, харак-  

теризуют степень удовлетворенности совместной деятельно-  

стью. Другое дело - область решения задач. Эта фаза связана с  

выдвижением гипотез, их обсуждением и принятием решений.  

Выбор способа решения, в свою очередь, связан с определенны-  

ми эмоциональными переживаниями участников групповой  

деятельности. Итак, ,мы выяснили принцип разграничения та-  

ких понятий, как "деятельность" и ^взаимодействие".  

 

Ясно, что эффективность деятельности группы зависит от  

Шюгих факторов, а также йот условий, в которых она протека-  

ет. Это могут быть спокойная деловая обстановка, отсутствие  

давления извне или стрессовые условия, когда группа работает  

в экстремальной ситуации.  

 

1. Одним Из важнейший факторов, определяющих эффектив-  

ность совместной деятельности группы, является специфика и  

сложность задач. Это внегрупповой фактор, он задается извне и  

определяет содержание совместной деятельности. Сложность за-  

 

дачи зависит не только от того, какие психические процессы и  

функции вовлекаются в деятельность (сенсорно-перцептивные,  

мнемические, логические), но и оттого, как часто выполняются  

действия и вырабатываются навыки - нормы взаимодействия с  

^.орудием и объектом труда.   

 

1 ^ 2. Время совместной работы любого другого вида взаимодей-  

1втвия, например общения приятелей, супругов, может рассмат-  

1 .^хиваться с различных позиций. "  

1 При официальной организации взаимодействия людей время  

^оценивается как фактор объективной необходимости ддя совме-  

i сгнои деятельности; время же взаимодействия при неофициаль-  

1иых отношениях определяется внутренними потребностями ка-  

^ждогоиз участников общения. Время совместной работы и со-  

1вместного проживания - это не только условие прочерки проч-  

1<ости отношений, ной, что еще более важно, -фактор форми-  

1?ования личностных, в частности характерологических, особен-  

ртостей взаимодействующих людей. С.Л.Рубинштейн пишет по  

1^тому поводу: "При ддительном общении взаимное воздействие  

11бюдей друг на друга накладывает часто значительный отпечаток  

Ца их характер, причем в одних случаях происходит как быоб-  

^н характерологических свойств и взаимное уподобление: в  

^зультате длительной совместной жизни люди иногда приобре-  

ают общие черты, станрвятся в некоторых отношениях похо-  

Еимидругнадруга^[цит.по: 12].  

 

"3. Количественный состав групп в условиях официальных  

юшений (например, учебная деятельность) определяется из-  

?. Количественный состав имеет определенное значение для  

уляции эффективности групповой деятельности. Б.Ф.Ломов  

сал: "С увеличением группы ее эффективность возрастает, но  

Шъ до определенного уровня: при достижении некоторого  

Е)итического значения" величина группы перестает влиять на  

жгивность ее деятельности, а затем - при ее большем уве-  

Пии - эффективность снижается (слишком большая чис-  

iocTb приводит к тому, что люди начинают мешать друг дру-  

1)". Но при этом необходимо соотносить специфику деятель-  

1 сти группы, сложность решаемых задач с реальной численно-  

 

1 Соотношение количества членов группы и эффективности ее  

ы имеет криволинейную зависимость. В проявлении этого  

)ра следует различать пороговые значения численности  

 

группы: а) нижний порог - это число лиц, способных спра-  

виться с' общей задачей; 6) верхний порог - это число л^иц, эф-  

фективно справляющихся с заданием, но которое может быть  

незначительно сокращено без видимого ущерба.  

 

4. Взаимосвязанность является одним из основных факторов,  

влияющих на взаимодействия л группе. При этом под взаимо-  

действием надо понимать такую систему действие участников,  

когда действия одного обусловливают определенные действия  

других людей. Степень взаимосвязанности определяется тем,  

каков характер взаимодействия междуиндивидами: официаль-  

ный или неофициальный. В официальной организации прин-  

.цип взаимосвязанности не зависит от желаний людей. Неофи-  

циальные межличностные взаимоотношения не являются задан-  

ными, они регулируются самими участниками общения.  

 

Малая взаимосвязаниость представляет большие возможно-  

сти для самостоятельной работы. По мере усиления взаимной  

связанность возможности самостоятельных .действий уменьша-  

ются, но одновременно-усиливается роль общегрупповых дости-  

жений. Больше того, увеличение взаимосвязанности усиливает  

значение руководителя.  

 

И. Лингард попытался определить уровни взаимной зависи-  

мости с учетом сложности и качества межличностных связей:  

 

1-й уровень взаимосвязанности-характеризуется изменением  

поведения под влиянием присутствия других лиц, ведущих себя  

подобно зрителям, и обозначен ученым как "публичный эф-  

фект";  

 

2-й уровень - взаимосвязанность, при которой поведение  

изменяется под влиянием активно участвующих других лиц в  

конкретной деятельности. Совместное действие в данном случае  

необходимо различать по степени взаимосвязанности: "... от,  

эмоциональной и заинтересованной совместной деятельности  

других лиц без непосредственной помощи... - до взаимного, со-  

трудничества...".  

 

5. Функциональную структуру группы можно дифференци-  

ровать на: первичную (заданная условиями, а также формаль-  

ными признаками организации); вторичную (распределение ро-  

левых функций в процессе решения задач, например в зависи-  

мости от коммуникативных качеств участников). Любця группо-  

вая деятельность требует элементарного разделения функций.  

Без этого невозможно функционирование даже такой системы,  

 

как отношения между двумя людьми. Для оптимального рег^ли-  

^ рования системы управления необходимо рациональное соотно-  

дшение междузаданным и произвольным распределением функ-  

Цциональных обязанностей. Произвольное (вторичное) распреде-  

р^ление функций определяется, с одной стороны, системой задач,  

Которые решает группа, а с другой - индивидуально-типиче-  

(яшми, личностными и социально-психологическими особен-  

нЬстями членов группы. В сплоченных группах лидер эффек-  

тивнее, чем в менее сплоченных. "Сплочённость группы" и  

"эффективность лидерства" - это взаимозависимые перемен-  

ные. Группа может быть сплоченной только при оптимальном  

распределении функций между ее членами, поэтому естествен-  

1' Но, что и. эффективность лидерства будет больше; это качество  

1 'сплоченной группы есть следствие согласия внутри группы.  

1 6. Для нас также является интересным тот факт, что многие  

1'группы являются изолированными от обычной социальной сре-  

1ды (экспедиции, экипажи морских судов и космических кораб-  

лей). Мера автономности группы может выражаться в характере  

^поведения ее в конфликтной ситуации. При высокой автоном-  

IHOCTH группы конфликт "замыкается" на какой-либо внешний  

^Объект (например, любое лицо, ни входящее в состав группы;  

рибор, расцениваемый как внешний элемент). Слабая авто-  

омность группы выражается в конфликте, который замыкается  

ежду ее членами. Социальная изоляция более, пожалуй, чем  

йзическая, действует на самочувствие человека. Но в отличие  

Р индивидуальной изоляции отсутствие обычного круга обще-  

<я компенсируется возрастанием уровня межличностных огно-  

иений внутри самой группы, хотя до известных пределов. Су-  

ение круга и углубление общения быстрее исчерпывают ин-  

ормативную ценность каждого из членов группы, что в конеч-  

зм счете приводит к индивидуальной изоляции.  

Автономность группы выступает как следствие не только фи-  

ческих условий, но и внутренних и внешних социально-пси-  

догических. Это выражается в том, что хорошо сработавшаяся  

^ппа, включаемая во взаимодействия с другими группами, по-  

й проявляет агрессивность по отношению к членам других  

fim.  

 

7. В деятельности любого человека или группы людей выде-  

п мотив. Как побуждение - это источник или причина дей-  

дя. В условиях индивидуального решения задач мотив связан  

 

с уровнем притязания данного человека и его возможностями.  

А в условиях совместной работы группы людей притязание од-  

ного может не согласовываться с притязаниями другого.  

 

Характер мотивации каждого члена группы и всей группы в  

целом различается по силе и направленности. Внутренняя мо-  

тивация каждого члена группы, коллектива определяется преж-  

де всего условиями решения задач, которые могут усиливать  

или ослаблять ее. Сила мотивированности зависит от взаимного  

влияния членов группы друг на друга. При высоком уровне по-  

ложительного отношения к работе происходит усиление моти-  

вированности каждого члена и всей группы. Направленность  

мотивации выражается через ориентацию личности на личный  

успех (на самого себя), коллективистский (на группу) и деловой  

(на задание). Ориентация на собственный или групповой ре-  

зультат находится в непосредственной зависимости от степени  

взаимосвязанности между членами группы. При большей моти-  

вации увеличивается мотивация членов группы на общую эф-  

фективность совместной деятельности, либо в группе возникает  

конфликт вплоть до отказа решения задачи.  

 

8. Разнообразной по структуре является система дополни-  

тельных факторов.  

 

Индивидуальные психологические особенности членов группы  

и однородность-разнородность ее по различным психологическим  

характеристикам - суть внутригрупповые факторы (их два):  

 

- первый фактор - уровень индивидуальных характеристик  

членов группы. Это показатель тех возможностей, которыми обла-  

дает каждый участник совместных действий в отдельности (сюда  

можно включить нейродинамические, психомоторные, интеллекту-  

альные, социально-психологические особенности людей);  

 

- второй фактор - однородность-разнородность группы  

(степень подобия между людьми в группе). Для-одного типа со-  

вместной деятельности важным является близость, подобие чле-  

нов группы по каким-либо параметрам. Для других видов работ  

контраст и различия являются условием успешного выполнения  

групповых задач. Особое значение имеют возрастные и половые  

различия людей: их роль в регулировании взаимодействий (об-  

щения, отношений) чрезвычайно велика.  

Фактор однородности-разнородности группы имеет два уровня:  

-1-й уровень однородности-разнородности группы (степень  

подобия-контраста вероятных участников взаимодействия) есть  

 

соотношение их индивидных (природных), личностных и соци-  

.ально-психологических параметров (темперамента, интеллекта,  

характера, мотивации, интересов, ценностных ориентаций, ми-  

ровоззренческих позиций). Этот уровень участвует в регуляции  

эффективности совместной деятельности и межличностных от-  

ношений людей. Однако его регулирующая функция может ма-  

ло осознаваться членами группы. Это совсем не означает, что  

партнеры не видят реального сходства или различия между со-  

бой. Просто это настолько очевидно, что воспринимается как  

^амо собой разумеющееся;  

 

~ 2-й уровень однородности-разнородности группы есть со-  

.отнощение (сходство-различие) их мнений, оценок, отношений  

1к себе, к партнеру, к другим людям, предметному миру. Второй  

1 уровень подразделяется на два подуровня:  

1 - первичный (или исходный). Этот подуровень -есть ис-  

1ходные данные до взаимодействия соотношения мнений, оце-  

1иок (о мире предметов и о себе подобных) и отношений (к ми-  

1ру предметов и к себе подобным);  

 

1 - вторичный подуровень - есть соотношение (сходство-раз-  

личие) мнений, оценок и отношений как следствие взаимодей-  

1ствия между членами группы. Он является следствием взаимо-  

1действия мнений, оценок и отношений общающихся партнеров  

IK регулируется такими механизмами социального поведения,  

ак подражание, внушение, конформность. Степень позитивной  

Изменчивости мнений, оценок, позиций - один из основных  

показателей сплоченности, солидарности группы. Этот подуро-  

^нь преобразуется благодаря изменчивости. Изменчивость за-  

ясит не только от исходного соотношения параметров первич-  

ого подуровня неоднородности, но и от первого уровня неод-  

ородности группы, т.е. от соотношения индивидных, личност-  

ых и социально-психологических особенностей членов груп-  

1пы. В свою очередь, изменение и принятие других мнений, оце-  

)к, отношении участвует в формировании ценностных ориен-  

ций, интересов, т.е. происходит изменение первого уровня  

(нородности-разнородности. ^  

 

Исходное, первоначальное соотношение мнений, оценок и  

ношений в группе характеризует единство взглядов и выража-  

сходство-различие интересов, ценностных ориентаций и лич-  

ных установок. Партнеры не только осознают сходство-раз-  

ie в своих мнениях, оценках, отношениях, но и ощущают  

 

его реальную значимость для совместной деятельности и меж-  

личностных СУГНОШСНИЙ.  

 

Из всего выше изложенного можно сделать вывод о том, что  

в регуляции эффективности групповой деятельности участвуют  

самые разные системы факторов:  

а) внегрупповые (физические и социальные);  

б) внутригрупповые (нормы, межличностные отношения, ис-  

ходные и результативные);  

 

в) внеличностные (однородность-разнородность по индиви-  

дуально-психологическим параметрам);  

 

г) внутриличностные (индивидуально-психологические осо-  

бенности членов 'группы, их состояния, Исходные мнения,  

оценки и отношения).  

 

Фактором, связывающим все перечисленные системы, явля-  

ется фактор общественной значимости совместной деятельно-  

сти группы людей (12. С. 126-139].  

 

3.2.2. Фило- и онтогенез совместной деятельности  

 

В Истории человечества совместная деятельность (СД) детей  

была частью производительного труда взрослых. В первобытном  

обществе (а также в современных архаичных культурах) дети яв-  

лялись равноправными членами общины ввиду отсутствия рез-  

кой грани между ними и взрослыми В совместно осуществляе-  

мой деятельности. Дети не только были включены в посильные  

форм^ самообслуживания, но и участвовали в охоте, обработке  

эемий1,уходезаживсу1иымиипр.  

 

Исследования, проведенные в архаичных культурах, свиде-  

тельствуют о том, что уже с 4--5 лет мальчики ббльшую часть  

времени проводят со сверстниками, начинают охотиться, умеют  

управлять лодкой и т.д. В 6-8 лет дети могут жить почти само-  

стоятельно и вести образ жизни, близкий к взрослому.  

 

В процессе развития культуры совместная деятельность детей  

возникает как их общая деятельность со взрослыми на основе  

бытовых, трудовых и ритуальных форм жизнедеятельности. Ус-  

ложнение средств производства приводит к тому, что совмест-  

ная деятельность детей постепенно начинает отделяться от труда  

взрослых, приобретая при этом черты подражания ему (напри-  

мер, поярляются игрушки как символическая замена реальных  

 

. 146.  

 

орудий труда). Период взросления удлиняется,-у детей высвобо-  

ждается время для идеального воссоздания жизни взрослых в  

условных формах - появляется игра.  

 

Вместе с усложнением и ростом производительных сил воз-  

никает необходимость в групповом обучении детей военному  

искусству, ремеслу, навыкам счета и письма и др. Детей соби-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 884
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 9 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 4 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 5 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 6 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 10 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 11 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 12 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 3 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 2 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 1 страница
  • Поведение людей в организации » 2 страница
  • Поведение людей в организации » 3 страница
  • Поведение людей в организации » 4 страница
  • Поведение людей в организации » 1 страница
  • Поведение людей в организации » 5 страница
  • Поведение людей в организации » 6 страница
  • Поведение людей в организации » 7 страница
  • Поведение людей в организации » 8 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 11 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 12 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 13 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 14 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 15 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 16 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 17 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 9 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 8 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 7 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 6 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь