|
Бодалев А.А. » Психология общенияот того, какая сторона в другом человеке его вызвала. Так, например, внешний облик другого человека может пробу- дить у общающейся с ним личности чувство восхищения, или тревогу, или недоумение, приписываемые цели и моти- вы могут вызвать протест. По своему знаку, как видно из приведенного примера, отношения могут заметно отли- чаться друг от друга, но они могут и совпадать, выступая как одно общее проявляемое к личности положительное, отрицательное, безразличное или противоречивое отноше- ние. В одних случаях названные отношения оказываются
68
1
одинаковыми по своей силе, в других - по этому показате- лю они очень несхожи. Бывают психологические ситуации, когда одна сторона отношения более или менее значительно доминирует над остальными. Например, кому-то могут нравиться наружность другого человека, манера держаться на людях, неистребимый оптимизм, но одновременно вы- зывать крайнее возмущение политические взгляды челове- ка, с которым эта личность общается.
В отдельных случаях этот доминирующий аспект может достигать такой высокой степени интенсивности, что ока- зываются нейтрализованными или заторможенными все другие стороны отношения, которые обычно актуализиро- вались у личности при общении с определенным человеком.
Напрашивается вопрос: какова причина появления та- кой доминанты в отношениях?
Один из возможных ответов заключается в следующем:
у каждого человека есть система ценностей; одни из них для него всегда более субъективно значимы, другие менее. Кро- ме того, эти ценности сопрягаются самым тесным образом с имеющимися у него материальными и духовными потреб- ностями, которые обычно отличаются друг от друга по сте- пени своей выраженности. Таким образом, если облик, слова, дела другого человека соответствуют ценностям лич- ности, отвечают ее потребностям, к этому человеку форми- руется общее положительное отношение. Но может быть и по-другому: одна из этих ценностей и стоящая за ней по- требность имеют для личности наиглавнейшее значение, и если другой человек совершает поступок, отвечающий под- держанию этой ценности, к нему устанавливается положи- тельное отношение, которое иррадирует на все стороны его внешнего и внутреннего облика, нивелируя отрицательное отношение к каким-то характеристикам, если оно прежде было. Точно так же, если другой человек позволяет себе действие, идущее вразрез с главной ценностью личности и противоречащее ее основной потребности, он вызовет резко отрицательное к себе отношение, которое нейтрализует (в лучшем случае) прежние положительные реакции на про- явления других сторон характера этого человека. Особой проблемой при изучении взаимозависимостей общения и отношения является установление соответствия характера и способов выражения отношения. Формируясь как лично- сти в конкретной социальной среде, люди усваивают и ха- рактерный для этой среды язык выражения отношений. Не
69
STR.70 говоря сейчас об особенностях выражения отношений, от- мечаемых у представителей различных этнических общно- стей, важно иметь в виду, что даже в границах одной этнической общности, но в ее разных социальных группах названный язык может иметь свою весьма определенную специфику.
Интеллигентный человек свое недовольство может выра- зить в корректной, не унижающей достоинство другого че- ловека форме. Совсем другая форма выражения этого недовольства у плохо воспитанного, грубого человека. Да- же у представителей одной социальной подгруппы прояв- ления отношений могут быть разными, если, например, им присущи разные типы темперамента. Естественно, чтобы при общении с другим человеком адекватно воспринимать и понимать его отношение, надо проявлять весьма тонкую наблюдательность, в том числе и по отношению к форме выражения этого отношения. Разумеется, не следует ду- мать, что отношение передается лишь с помощью речи и голоса. В живом, непосредственном общении этой цели слу- жат и мимика, и пантомимика. И, наконец, формой выра- жения отношения могут стать и действие, и поступок.
Вместе с тем необходимо отметить, что существуют не только индивидуальные формы выражения одного и того же отношения - имеют место случаи, когда человек в обще- нии искусно имитирует проявление какого-то отношения, не испытывая его на самом деле. Такой человек необяза- тельно окажется лицемером. Например, А.С. Макаренко не раз подчеркивал, что педагог, считающий себя мастером, обязательно должен научиться имитировать отношение, но при этом боже упаси, чтобы дети почувствовали фальшь. Но чаще всего такая имитация имеет место совсем по другой причине: из желания в глазах людей, чьим мнением мы дорожим, казаться лучше, чем мы есть на самом деле. Мы завидуем своему более преуспевающему коллеге, а делаем вид, что радуемся его успехам. Нам не нравится стиль ру- ководства нашего начальника, а мы не только ему не пере- чим, но вслух одобряем его деяния. Конечно, в подобных случаях люди вступают в сделку со своей совестью, и нрав- ственная цена тем выше, чем больше общественные послед- ствия нашего двуличия.
Сказанное вовсе не означает призыва никогда, ни при каких жизненных обстоятельствах не скрывать своего ис- тинного отношения к чему-то или к кому-то. Например, в
70
работе врача, следователя, тренера порой возникают си+у- ации, когда без маскировки переживаемого отношения им свои профессиональные задачи не решить.
Межличностное общение тем и отличается от общения межролевого, что участники такого общения стараются, решая свои задачи, делать поправку при выборе поведения, передающего отношение, на индивидуально неповторимые особенности друг друга. Уместно добавить, что умение пси- хологически искусно инструментовать форму выражения своих отношений крайне необходимо лицам, основной дея- тельностью которых является воспитание и детей, и моло- дежи, и взрослых.
Обсуждая проблему взаимосвязи общения и отношения, а также зависимости между содержанием отношения и фор- мой его выражения, следует подчеркнуть, что выбор чело- веком наиболее психологически целесообразной формы выражения своего отношения в общении происходит без напряжения и бросающейся в глаза нарочитости, если у него сформированы психические свойства личности, кото- рые обязательны для успешного межличностного общения. Это прежде всего способность к идентификации и децент- рации, эмпатии и саморефлексии.
Приведенный анализ взаимосвязи общения и отношения носит несколько упрощенный характер, поскольку речь в основном шла об отношении лишь одного из участников общения к другому; кроме того, перечисленные зависимо- сти рассматривались в значительной мере в статике, а не в динамике.
В реальном общении даже двух людей все выглядит на- много сложнее: осуществление каждым из участников тех или иных целей под влиянием самых разных побуждений, использование для этого различных способов воздействия;
фиксирование ими изменений в эмоциональном настрое друг друга, предположения о намерениях партнера по об- щению; догадки каждого участника о том, как его воспри- нимает и как к нему относится его партнер; большее или меньшее корректирование каждым своего поведения; дей- ствительно проявляющееся в общении отношение одного его участника к другому. Кроме того, на общение наклады- вает отпечаток несходство присущих партнерам по обще- нию психических свойств, в том числе уровня притязаний и характеристик Я-концепции. Общение обыкновенно про- исходит в условиях определенной социальной ситуации: в
71 STR.72 присутствии других людей, которые для общающихся в раз- ной степени субъективно значимы, на фоне какой-то кон- кретной деятельности, при действии каких-то экспериментальных факторов и т.д. Наконец, общение ведь может только-только начаться между познакомившимися, так сказать, здесь и теперь людьми, но может оно происхо- дить и между людьми, давно знающими друг друга, принад- лежащими к одной общности или к совершенно различным социальным объединениям людей.
Все это означает, что для действительной полноты ана- лиза общения и связей его с отношениями необходимо оце- нивать по крайней мере главные объективные и субъективные характеристики этого процесса, имея также в виду и одного, и другого взаимодействующих в нем людей (если это диадное общение).
То обстоятельство, что участники общения испытывают глубоко неприязненное отношение друг к другу или столь же сильно друг другу симпатизируют, обязательно сказы- вается на непринужденности и искренности общения, на степени легкости выработки единого мнения, на тех психо- логических последствиях, с которыми каждый из участни- ков <выходит> из состоявшегося общения. Психологический механизм действия отношения на разво- рачивающийся процесс общения довольно понятен: непри- язненное отношение делает личность слепой к достоинствам партнера по общению и подталкивает к недо- оцениванию позитивных шагов с его стороны, направлен- ных на успешный итог общения, если они есть. Точно так же неприязненное отношение провоцирует личность на по- ведение, которое не ведет к углублению взаимопонимания общающихся, к установлению подлинного сотрудничества между ними. Наоборот, отношение симпатии способствует преимущественному фиксированию во внешнем и внутрен- нем облике другого участника общения, в его поведении положительных характеристик, <работает> на создание об- щей установки на взаимопонимание, на максимальную ус- пешность общения.
Если отношения участников общения, так сказать, асим- метричны, например, один из общающихся проявляет к другому пылкую любовь, а этот другой испытывает к своему партнеру по общению неприязнь и даже, может быть, нена- висть, нормального межличностного общения не произой- дет. Чаще всего со стороны одного из общающихся будут
72
попытки к подлинному межличностному взаимодействию, а со стороны другого - либо общение на формальном уров- не, либо грубые попытки поставить партнера по общению на место, либо откровенное избегание общения.
Выше мы рассматривали случаи влияния отношения на общение, когда это отношение, положительное или отрица- тельное, участники общения вызывали друг у друга как личности, т.е. имелись в виду главным образом и прежде всего особенности внешнего облика, манера вести себя во время контактов с людьми, которые имели место у участ- ников общения и которые располагали их друг к другу. Однако помимо такой совместимости или несовместимости пбхарактерйстйкаигтгзаимной коммуникабельности, при- .чйной появления положительного или отрицательного от- ношения у одного человеках другому или у обоих взаимно может быть наличие или отсутствие знан.ий_,8 области нау- ки, техники, искусства илйжизненного опытао взаимном .обмене которыми испытывают острую потребность оба уча- стника общения.
Рассматриваемая связь отношения и общения имеет и более общее социальное значение. Фактов, когда общность ситуации, в которой оказываются люди, глубоко затраги- вающая их мотивационно-потребностную сферу, побужда- ет их, если употребить слова А.Н. Радищева, совозмущаться, сопечалиться и через общение ослаблять переживаемое состояние внутреннего напряжения, повсед- невная жизнь дает нам очень много. Если общающиеся были заинтересованы друг в друге и, находясь в одинаковом по- ложении, через прямое взаимодействие более или менее успешно нормализовали свое состояние, то можно вспом- нить большое число других ситуаций из жизни, когда при наличии положительного отношения друг к другу и общей сонастроенности на общение его участники входят в это общение, имея диаметрально противоположный эмоцио- нальный личностный настрой: если один, истерзанный ка- кой-то проблемой, стремится излить душу, то второй, проявляя участие, терпеливо выслушивает рассказ первого и таким образом помогает ему уменьшить или полностью снять внутреннее напряжение. В рассматриваемом случае не имеется в виду посещение невротиком психотерапевта, а именно еще один вариант возможной в жизни сопряжен- ности общения и отношения.
Возможен и еще один случай такой взаимосвязи: сфор- мированность у личности глубокого и стойкого интереса не
73 STR.74 вообще к людям, а к каждому отдельному человеку, соеди- ненного с развитыми умениями устанавливать коммуника- тивные контакты. Следует подчеркнуть: речь здесь идет не о поверхностной общительности, а именно об интересе как положительном познавательном отношении личности к каждому человеку. Такой человек всегда оказывается ли- дером в общении, но это лидерство не тяготит тех, с кем он взаимодействует, поскольку сочетается с умением созда- вать атмосферу доверительности и раскованности по ходу общения. Люди такого типа встречаются не часто, но все- таки среди, например, воспитателей-мастеров, талантли- вых врачей, главным образом среди тех, кто обладает большой внутренней культурой, они есть. Эта их уникаль- ная особенность как субъектов общения, разумеется, рабо- тает на успешность их профессионального труда.
Мы прослеживали влияние характера обращения обща- ющихся друг с другом на формирование у них отношения, а также уже имеющегося отношения на форму их поведения в общении. Но отношение не в меньшей степени определяет и содержание общения. Если человек глубоко интересуется личностью и деятельностью Петра Великого и его знакомят с историком - знатоком Петровской Руси и реформ этого царя-преобразователя, естественно, он будет поворачивать разговор со специалистом историком в интересующую его область. Таким образом, интерес будет направленно влиять на содержание общения. Или возьмем другой случай. Чело- век до мнительности волнуется за состояние своего здо- ровья и ему представляют доброго молодца, который из хилого и немощного сделал себя невосприимчивым к обыч- ным хворям большинства людей и сильным физически, чем он к тому же очень гордится. Совершенно очевидно, и здесь отношение повлияет на содержание общения.
Из всего сказанного выше об отношении следует также, что оно несет в себе и побуждение к действию. Сила его как побуждения находится в прямой зависимости от степени включенности отношения в систему ценностей человека и связи его в этой системе с доминирующими ценностями. Например, если главной ценностью для человека являются деньги, его отношение к ним будет побудителем действий, направленных на их накопление, а если нормы высокой нравственности в систему ценностей этого человека не вхо- дят, тогда это накопление будет достигаться им любыми средствами.
74
Роль отношения как побуждения к действию нельзя ни- коим образом преуменьшать, поскольку от особенностей сформированных у личностей отношений зависит характер активности личности, прежде всего направленность этой активности и ее уровень, в том числе в общении. С другой стороны, понятно, что ход и результаты общения влияют сильнейшим образом на отношения общающихся, упрочи- вая или ослабляя их, а случается, и переформировывая на противоположные. Получается, что человек, побуждаемый к общению одним отношением, продолжает свое общение или прекращает его, побуждаемый совершенно другим от- ношением.
Так, включившись в общение под влиянием побуждения прервать показавшееся неестественным затянувшееся мол- чание, человек вдруг обнаруживает, что субъект, с которым он заговорил,- его антипод в оценке событий, происходя- щих в обществе. Этот факт порождает новое отношение - досаду из-за того, что новый знакомый не единомышлен- ник, и сразу же возникает побуждение попытаться его пе- реубедить или, при отсутствии надежды на успех, прекратить общение с ним.
Вместе с тем, у личности, вступающей в общение с дру- гим человеком, отношение к объекту, по поводу которого она вступает во взаимодействие с этим человеком, необя- зательно однозначно.
Оно может быть и противоречивым. По этой причине и побуждения, заставляющие личность проявлять актив- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|