|
Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личностиванием, усовершенствованием различных теорий, схем или техники; • получаете удовлетворение от проведения в жизнь пра- вил порядка, дисциплины, новых принципов в интере- сах дела; • стараетесь избегать сильных эмоциональных напряже- ний, так как они вас заметно «обескровливают». А сейчас попробуем для закрепления пройденного решить веселую задачку. Определите, пожалуйста, кто из героев хорошо известно- го анекдота этик, а кто — логик? Штирлиц ехал по дороге на своем автомобиле и уви- )дел на обочине голосующего Мюллера. Он проехал мимо, но через некоторое время Мюллер вновь воз- ник на обочине. Так повторилось несколько раз. «Издевается!» — подумал Мюллер. «Кольцевая дорога», — подумал Штирлиц. Уточним, насколько вы рациональны Леред тем как приступить к «строительству» исходной мат- рицы, осталось рассмотреть последнюю, четвертую «ось от Юнга»: рациональность — иррациональность. Данная ось не имеет своей символики в-нашей системе ус- ловных обозначений, однако это отнюдь не означает ее «не- полноценности» по сравнению со всеми предыдущими. Именно этот критерий часто является решающим при опре- делении психологического типа, так как от степени рацио- нальности зависит то, какую функцию можно считать преоб- ладающей (сильнейшей) в сознании индивидуума. Глава первая 47 Интересно, что определения «рациональный» и «иррацио- нальный» наиболее популярны из всех перечисленных в по- вседневно-житейском обиходе и, как правило, вполне адекват- но отражают исходное юнговское содержание этих понятий. Рациональный («рассудительный тип», по К. Г. Юнгу) чело- век отличается тем, что его «жизнь в высокой мере подчинена разумному суждению», что означает «сознательное исключение случайного и не соответствующего разуму» (К. Г. Юнг). Иррациональный же тип отличается тем, что «все его действия основаны не на суждении разума, а на абсолютной силе воспри- ятия....Но было бы совершенно неправильно понимать эти ти- пы как «неразумные» только потому, что они суждение ставят ниже восприятия. Они просто в высокой степени эмпиричны и основываются исключительно на опыте» (К. Г. Юнг). Не правда ли, так и видятся удовлетворенные улыбки мужчин, которые традиционно считают рациональность сво- им «природным» достоинством и снисходительно мирятся с женской иррациональностью и непредсказуемостью. Спе- шим разочаровать, а может, удивить наших дорогих мужчин: как рациональность, так и иррациональность не имеют пола, если можно так выразиться, и вы сейчас поймете, почему. Вспомним оси интуиция — сенсорика (И/С) и этика - ло- гика (Э/Л). Первую мы опре- делили как состояние души, а вторую — состояние ума. Ось интуиция — сенсорика имеет дело либо с потоком времени (И), либо с ощущени- ем пространства (С). Ее харак- терная черта — эмпиричность, 48 Глава первая то есть непосредственное восприятие реальности. Если одна из функций этой оси является вашей сильнейшей функцией, вы — иррациональны независимо от того, мужчина вы или женщина! Для наглядности уточним характерные черты человека иррационального типа: • стремление к действиям без подготовки, подчиненным импульсу (будь то интуитивное наитие или сенсорное ощу- щение ситуации); • работоспособность по настроению — повышается и по- нижается без видимых причин; • легкость переключения с одного дела на другое, особенно если эти дела увлекательные; • тяга к новым впечатлениям (даже в интровертном вари- анте, будучи сильнейшей функцией, интуиция и сенсорика дают жадное любопытство ко всему новому в интересую- щей области, будь то исторический факт или способ обра- ботки деталей). Как следствие иррационал проявляет некоторую «разбро- санность в делах», предпочитая ориентироваться и прини- мать решения «по обстановке». Он имеет склонность брать- ся за многое, но не все доводит до конца. При этом сам не очень расстраивается по этому поводу. Иррационал старает- ся избегать жестких обязательств, не очень любит размерен- ную, «заорганизованную» деятельность. Вообще, сама жизнь иррациональных людей — отчасти, а иногда и полностью импровизация. Им нередко бывает труд- но внятно ответить на вопрос: почему они поступили именно так, а не иначе в какой-то момент свЪей жизни? «Не знаю, по-другому я тогда поступить не мог. Сложись подобная ситу- ация снова — может быть, я поступлю совсем иначе», — ска- жет вам иррациональный мужчина. Глава первая 49 Сила восприятия реально- сти, будь то пространство или время, у иррациональ- ных людей занимает настоль- ко важное место в сознании, что для них просто не бывает полностью идентичных ситу- аций. Ось «состояния ума» эти- ка — логика (Э/Л) дает опосре- дованное взаимодействие с дей- ствительностью. Здесь важнее суждение, будь то логическое заключение (Л) или эмоциональная оценка ситуации (Э), нежели непосредственный опыт. И если одна из функций этой оси является вашей сильнейшей функцией, вы — рацио- нальны. ' Отличительные черты человека рационального типа: • стремление к подготовленным, организованным действи- ям, при этом характерно желание располагать предвари- тельной информацией (логического или этического свой- ства) об объекте или предмете предстоящего дела; • работоспособность достаточно стабильная', • предпочтение отдается определенному роду деятельнос- ти, не требующему частых переключений с одного на другое; • выражена склонность к упорядочению имеющейся инфор- мации и окружающей действительности: реальность долж- на быть «разложена по полочкам», все на своих местах — факты, распорядок дня, отношения с родственниками и сослуживцами, правила приличия, обувь в коридоре и т. п.; иногда это выливается в ярко выраженный педан- тизм даже при общей живости характера. 50 Глава первая Как следствие рационал склонен планировать жизнь «на- перед», предпочитая жить в размеренном ритме; начатые де- ла старается довести до конца. Рационал легко придержива- ется правил дисциплины и порядка: для логика это скорее производственная или личная дисциплина, для этика — уста- новленные правила поведения в обществе, «наука обхожде- ния», либо внутренние морально-нравственные критерии. Рациональные логики (Л) обычно слывут людьми пункту- альными и обязательными в делах; рациональные этики (Э) не- редко отличаются уважительным отношением к социальной иерархии, повышенной методичностью и последовательностью в вопросах воспитания и личных взаимоотношений. Рациональные люди на вопрос: «Если бы была возмож- ность родиться снова, как бы вы прожили свою жизнь?» — отвечают чаще других: «Точно так же». Ведь большинство се- рьезных решений в своей жизни они принимают не импуль- сивно, а взвешенно — с полной «выкладкой» логических или этических доводов. Таким образом, ось рациональность — иррациональность определяет, собственно говоря, что преобладает в сознании человека: состояние души или состояние ума. Подчеркнем еще раз: ни то, ни другое — не хорошо и не плохо, в любом варианте присутствуют свои плюсы и мину- сы. Главное для вас — правильно определить свои исходные предпочтения, ведь именно на них следует ориентироваться каждому человеку при строительстве собственной жизни! Теперь мы обладаем всеми необходимыми данными для того, чтобы построить «матрицу собственных предпочте- ний», а значит, определить свой психологический тип. ГЛАВА ВТОРАЯ Как сложить кувики «волшебной матрицы*, или Подвираем «ключик* к севе, ЛЮБИМОМУ • Чтобы доверять самому себе, неплохо сначала узнать, с кем имеешь дело. Давайте попробуем представить исходную матрицу в виде четырех энергетических ячеек — своеобразных проек- ций осей: интуиция — сенсорика (И/С) и этика — логика О/Л). В данном случае мы рассматриваем эти оси как некие энергетические каналы с циркулирующей по ним энергией, а ячейки - как проекции этих каналов. Казалось бы, чего проще? Рисуем четыре квадратика и заполняем их любимыми символами (И, С, Э, Л)! Однако есть несколько маленьких хитростей, без которых невозмож- но грамотно сложить эти «кубики». 52 Глава вторая Итак, несколько правил по заполнению энергетической матрицы: • Первые две ячейки матрицы заполняются «функциями ва- ших предпочтений». К примеру, человек отнес себя к интуитам (И) на оси ин- туиция — сенсорика и к логикам (Л) на оси этика — логика. Следовательно, первые две ячейки его матрицы будут запол- нены соответствующими символами — И и Л. Третья и чет- вертая ячейки заполняются автоматически, по принципу «зеркального отражения». Это значит, что, если в первой ячейке имеется интуиция (И), то в четвертой ей будет соответствовать ее оппозиция по соответствующей оси, а именно сенсорика (С). Логика (Л) во второй ячейке будет иметь своим отражени- ем этику (Э) в третьем канале. Стало быть, матрица человека описанного типа выражается формулой: ИЛ/ЭС, для нагляд- ности: И л Э с Но возникает закономерный вопрос: в какой после- довательности и с какими знаками — (+) или (—) — вы- страивать эти функции? Ведь недаром мы вели речь о различных, экстравертных и интровертных вариантах интуиции,сенсорики,этики и логики. • Первую ячейку должна зани- мать самая сильная функция, и ее знак определяет общий знак __ базовой энергетики: то есть яв- ляется ли человек экстравер- том (+) или интравертом (—). Глава вторая 53 К примеру, если вы уверенно относите себя к экстравер- там и при этом выбираете интуицию и -логику, то в первой ячейке у вас должна стоять либо экстравертная интуиция (И+), либо экстравертная логика (Л+)< Остается последняя проблема — решить, что же в структу- ре вашего сознания сильнее энергетически: интуиция (И) или логика (Л)? С этим выбором нам поможет оценка по оси рациональность — иррациональность, которая, как известно, определяет, что у человека на первом месте: состояние души или состояние ума. Итак: • Если человек иррационален, первую ячейку его матрицы за- нимает одна из функций иррациональной «оси души» — инту- иция (И) или сенсорика (С). • Если человек рационален, первую ячейку его матрицы зани- мает одна из функций рациональной «оси ума» — этика (Э) или логика (Л). • Функция, занимающая вторую ячейку, всегда имеет знак, противоположный первой функции, и относится к «оси ума», если человек иррационален, и к «оси души», если он ра- ционален. Последнее правило отражает «закон энергетического рав- новесия» человеческого сознания, если так можно выразиться. Таким образом, если в нашем примере человек принадле- жит к иррациональному типу, то в полном виде его «волшеб- ная матрица» выглядит таким образом: +ИЛ-/-ЭС+ В дальнейшем для удобства мы будем изображать ее (и другие матрицы) в упрощенном виде: +ИЛ/ЭС. Однако предположим, вы обнаружили, что ваша матрица совпадает с приведенной в нашем примере, но при этом вы, к примеру, интроверт? В этом случае ваша матрица с соответ- 54 Глава вторая ствующим разложением знаков функций будет выглядеть следующим образом: -ИЛ+/+ЭС- или -ил/эс. Вот, собственно, и все «хитрости». Остается лишь добавить, что две первые ячейки матрицы отражают не просто предпочтения, они диагностируют силь- ные качества личности. А третья и четвертая ячейки являют- ся проекциями противоположных полюсов осей и одновре- менно — отражением энергетически слабых сторон. Нетрудно подсчитать, что количество сочетаний четырех основных функций, составляющих оси интуиция — сенсори- ка (И/С) и этика — логика (Э/Л), с учетом различных знаков в левой стороне матрицы составляет 16. Это и есть количест- во соционических типов. Представим их читателю в виде таблицы. При этом вос- пользуемся сложившейся в соционике традицией обозначе- ния типов именами известных людей, персонажей книг и фильмов, достаточно ярко и точно отражающих характери- стики каждого типа. В данной таблице каждый психотип мы также обозначим принятыми в англоязычной литературе буквенными обозна- чениями — для приверженцев символики американских ав- торов О. Крегера и Дж. М. Тьюсон: экстравертность (Е)— интровертность (I); интуиция (N) — сенсорика (S); этика (F) — логика (Т); рациональность (J) — иррациональность (Р). В дальнейшем для удобства мы будем использовать только русскоязычную символику и традиционные соционические обозначения психотипов. 56 Глава вторая Небольшое эзотерическое отступление, повествующее о том, как стать энергичным человеком, независимо от комплекции и цвета лица От рождения на этом свете никто не застрахован. А. Кнышев А теперь, дорогой читатель, дабы от сухих выкладок перей- ти к животрепещущей теме оптимальной самореализа- ции, рискнем ввести в лексикон этой книги столь популяр- ное ныне слово «карма» и с помощью этого понятия поведем речь о том, как же все-таки заняться своим делом. Рассматривая нашу «волшебную матрицу», уточним на этот раз важный кармический момент ее содержания: • Левая часть матрицы (первая и вторая ячейки), основа базовой энергетики, — это тот потенциал, с которым вы при- шли в мир и который обязаны реализовать. Это ваша карми- ческая задача. • Правая часть матрицы (третья и четвертая ячейки) — ваш кармический груз. Это изначально слабые функции и болезнен- но уязвимые места. Что с ними делать — разговор отдельный. Хочу оговориться: под «карми- ческой задачей» мы в данном случае понимаем тип базовой энергетики, который наделяет • человека определенным набо- качеств и предопределяет Деятельности' в котором кЬагеет он способен добиться успеха. Именно такой самореализа- ции ждет от вас окружающий Глава вторая 57 мир, и внешний успех — лишь показатель правильности из- бранного пути. В успешной самореализации как раз и состо- ит касающийся лично вас фрагмент общекосмического за- мысла или, говоря проще, именно этого от вас хочет Космос, именно поэтому вы явились на свет с определенным набором качеств. Реализовать свою кармическую задачу можно по-разному, даже имея одинаковый набор сильных функций. В этом во- просе не последнюю роль играют ваше происхождение, привычное окружение с соответствующей системой ценно- стей и т. д. Преодолевать сопротивление своего кармического груза можно также по-разному. На то существует свобода воли, право на которую оставляет за нами Космос. Потому люди несчастливы «каждый по-своему» (вариан- тов явно больше 16, хотя причин определенно меньше!), а счастливые люди со стороны кажутся одинаковыми, «вы- зывающе довольными», хотя каждый трактует счастье по- своему. Отсутствие бессмысленных трудностей при достижении целей, достаточно быстрое исполнение желаемого — то, Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|