Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности



5 страница


ванием, усовершенствованием различных теорий, схем  

или техники;  

• получаете удовлетворение от проведения в жизнь пра-  

вил порядка, дисциплины, новых принципов в интере-  

сах дела;  

• стараетесь избегать сильных эмоциональных напряже-  

ний, так как они вас заметно «обескровливают».  

А сейчас попробуем для закрепления пройденного решить  

веселую задачку.  

Определите, пожалуйста, кто из героев хорошо известно-  

го анекдота этик, а кто — логик?  

Штирлиц ехал по дороге на своем автомобиле и уви-  

)дел на обочине голосующего Мюллера. Он проехал  

мимо, но через некоторое время Мюллер вновь воз-  

ник на обочине. Так повторилось несколько раз.  

«Издевается!» — подумал Мюллер.  

«Кольцевая дорога», — подумал Штирлиц.  

Уточним, насколько вы рациональны  

Леред тем как приступить к «строительству» исходной мат-  

рицы, осталось рассмотреть последнюю, четвертую «ось  

от Юнга»: рациональность — иррациональность.  

Данная ось не имеет своей символики в-нашей системе ус-  

ловных обозначений, однако это отнюдь не означает ее «не-  

полноценности» по сравнению со всеми предыдущими.  

Именно этот критерий часто является решающим при опре-  

делении психологического типа, так как от степени рацио-  

нальности зависит то, какую функцию можно считать преоб-  

ладающей (сильнейшей) в сознании индивидуума.  

Глава первая  

47  

Интересно, что определения «рациональный» и «иррацио-  

нальный» наиболее популярны из всех перечисленных в по-  

вседневно-житейском обиходе и, как правило, вполне адекват-  

но отражают исходное юнговское содержание этих понятий.  

Рациональный («рассудительный тип», по К. Г. Юнгу) чело-  

век отличается тем, что его «жизнь в высокой мере подчинена  

разумному суждению», что означает «сознательное исключение  

случайного и не соответствующего разуму» (К. Г. Юнг).  

Иррациональный же тип отличается тем, что «все его действия  

основаны не на суждении разума, а на абсолютной силе воспри-  

ятия....Но было бы совершенно неправильно понимать эти ти-  

пы как «неразумные» только потому, что они суждение ставят  

ниже восприятия. Они просто в высокой степени эмпиричны  

и основываются исключительно на опыте» (К. Г. Юнг).  

Не правда ли, так и видятся удовлетворенные улыбки  

мужчин, которые традиционно считают рациональность сво-  

им «природным» достоинством и снисходительно мирятся  

с женской иррациональностью и непредсказуемостью. Спе-  

шим разочаровать, а может, удивить наших дорогих мужчин:  

как рациональность, так и иррациональность не имеют пола,  

если можно так выразиться, и вы сейчас поймете, почему.  

Вспомним оси интуиция —  

сенсорика (И/С) и этика - ло-  

гика (Э/Л). Первую мы опре-  

делили как состояние души,  

а вторую — состояние ума.  

Ось интуиция — сенсорика  

имеет дело либо с потоком  

времени (И), либо с ощущени-  

ем пространства (С). Ее харак-  

терная черта — эмпиричность,  

48  

Глава первая  

то есть непосредственное восприятие реальности. Если одна  

из функций этой оси является вашей сильнейшей функцией,  

вы — иррациональны независимо от того, мужчина вы или  

женщина!  

Для наглядности уточним характерные черты человека  

иррационального типа:  

• стремление к действиям без подготовки, подчиненным  

импульсу (будь то интуитивное наитие или сенсорное ощу-  

щение ситуации);  

• работоспособность по настроению — повышается и по-  

нижается без видимых причин;  

• легкость переключения с одного дела на другое, особенно  

если эти дела увлекательные;  

• тяга к новым впечатлениям (даже в интровертном вари-  

анте, будучи сильнейшей функцией, интуиция и сенсорика  

дают жадное любопытство ко всему новому в интересую-  

щей области, будь то исторический факт или способ обра-  

ботки деталей).  

Как следствие иррационал проявляет некоторую «разбро-  

санность в делах», предпочитая ориентироваться и прини-  

мать решения «по обстановке». Он имеет склонность брать-  

ся за многое, но не все доводит до конца. При этом сам не  

очень расстраивается по этому поводу. Иррационал старает-  

ся избегать жестких обязательств, не очень любит размерен-  

ную, «заорганизованную» деятельность.  

Вообще, сама жизнь иррациональных людей — отчасти,  

а иногда и полностью импровизация. Им нередко бывает труд-  

но внятно ответить на вопрос: почему они поступили именно  

так, а не иначе в какой-то момент свЪей жизни? «Не знаю,  

по-другому я тогда поступить не мог. Сложись подобная ситу-  

ация снова — может быть, я поступлю совсем иначе», — ска-  

жет вам иррациональный мужчина.  

Глава первая  

49  

Сила восприятия реально-  

сти, будь то пространство  

или время, у иррациональ-  

ных людей занимает настоль-  

ко важное место в сознании,  

что для них просто не бывает  

полностью идентичных ситу-  

аций.  

Ось «состояния ума» эти-  

ка — логика (Э/Л) дает опосре-  

дованное взаимодействие с дей-  

ствительностью. Здесь важнее суждение, будь то логическое  

заключение (Л) или эмоциональная оценка ситуации (Э),  

нежели непосредственный опыт. И если одна из функций  

этой оси является вашей сильнейшей функцией, вы — рацио-  

нальны. '  

Отличительные черты человека рационального типа:  

• стремление к подготовленным, организованным действи-  

ям, при этом характерно желание располагать предвари-  

тельной информацией (логического или этического свой-  

ства) об объекте или предмете предстоящего дела;  

• работоспособность достаточно стабильная',  

• предпочтение отдается определенному роду деятельнос-  

ти, не требующему частых переключений с одного на  

другое;  

• выражена склонность к упорядочению имеющейся инфор-  

мации и окружающей действительности: реальность долж-  

на быть «разложена по полочкам», все на своих местах —  

факты, распорядок дня, отношения с родственниками  

и сослуживцами, правила приличия, обувь в коридоре  

и т. п.; иногда это выливается в ярко выраженный педан-  

тизм даже при общей живости характера.  

50  

Глава первая  

Как следствие рационал склонен планировать жизнь «на-  

перед», предпочитая жить в размеренном ритме; начатые де-  

ла старается довести до конца. Рационал легко придержива-  

ется правил дисциплины и порядка: для логика это скорее  

производственная или личная дисциплина, для этика — уста-  

новленные правила поведения в обществе, «наука обхожде-  

ния», либо внутренние морально-нравственные критерии.  

Рациональные логики (Л) обычно слывут людьми пункту-  

альными и обязательными в делах; рациональные этики (Э) не-  

редко отличаются уважительным отношением к социальной  

иерархии, повышенной методичностью и последовательностью  

в вопросах воспитания и личных взаимоотношений.  

Рациональные люди на вопрос: «Если бы была возмож-  

ность родиться снова, как бы вы прожили свою жизнь?» —  

отвечают чаще других: «Точно так же». Ведь большинство се-  

рьезных решений в своей жизни они принимают не импуль-  

сивно, а взвешенно — с полной «выкладкой» логических или  

этических доводов.  

Таким образом, ось рациональность — иррациональность  

определяет, собственно говоря, что преобладает в сознании  

человека: состояние души или состояние ума.  

Подчеркнем еще раз: ни то, ни другое — не хорошо и не  

плохо, в любом варианте присутствуют свои плюсы и мину-  

сы. Главное для вас — правильно определить свои исходные  

предпочтения, ведь именно на них следует ориентироваться  

каждому человеку при строительстве собственной жизни!  

Теперь мы обладаем всеми необходимыми данными для  

того, чтобы построить «матрицу собственных предпочте-  

ний», а значит, определить свой психологический тип.  

ГЛАВА ВТОРАЯ  

Как сложить кувики «волшебной матрицы*,  

или  

Подвираем «ключик* к севе, ЛЮБИМОМУ  

• Чтобы доверять самому себе,  

неплохо сначала узнать,  

с кем имеешь дело.  

Давайте попробуем представить исходную матрицу в виде  

четырех энергетических ячеек — своеобразных проек-  

ций осей: интуиция — сенсорика (И/С) и этика — логика  

О/Л).  

В данном случае мы рассматриваем эти оси как некие  

энергетические каналы с циркулирующей по ним энергией,  

а ячейки - как проекции этих каналов.  

Казалось бы, чего проще? Рисуем четыре квадратика  

и заполняем их любимыми символами (И, С, Э, Л)! Однако  

есть несколько маленьких хитростей, без которых невозмож-  

но грамотно сложить эти «кубики».  

52  

Глава вторая  

Итак, несколько правил по заполнению энергетической  

матрицы:  

• Первые две ячейки матрицы заполняются «функциями ва-  

ших предпочтений».  

К примеру, человек отнес себя к интуитам (И) на оси ин-  

туиция — сенсорика и к логикам (Л) на оси этика — логика.  

Следовательно, первые две ячейки его матрицы будут запол-  

нены соответствующими символами — И и Л. Третья и чет-  

вертая ячейки заполняются автоматически, по принципу  

«зеркального отражения».  

Это значит, что, если в первой ячейке имеется интуиция  

(И), то в четвертой ей будет соответствовать ее оппозиция по  

соответствующей оси, а именно сенсорика (С).  

Логика (Л) во второй ячейке будет иметь своим отражени-  

ем этику (Э) в третьем канале. Стало быть, матрица человека  

описанного типа выражается формулой: ИЛ/ЭС, для нагляд-  

ности:  

И л Э с  

Но возникает закономерный вопрос: в какой после-  

довательности и с какими знаками — (+) или (—) — вы-  

страивать эти функции? Ведь недаром мы вели речь  

о различных, экстравертных  

и интровертных вариантах  

интуиции,сенсорики,этики  

и логики.  

• Первую ячейку должна зани-  

мать самая сильная функция,  

и ее знак определяет общий знак  

__ базовой энергетики: то есть яв-  

ляется ли человек экстравер-  

том (+) или интравертом (—).  

Глава вторая  

53  

К примеру, если вы уверенно относите себя к экстравер-  

там и при этом выбираете интуицию и -логику, то в первой  

ячейке у вас должна стоять либо экстравертная интуиция  

(И+), либо экстравертная логика (Л+)<  

Остается последняя проблема — решить, что же в структу-  

ре вашего сознания сильнее энергетически: интуиция (И)  

или логика (Л)? С этим выбором нам поможет оценка по оси  

рациональность — иррациональность, которая, как известно,  

определяет, что у человека на первом месте: состояние души  

или состояние ума. Итак:  

• Если человек иррационален, первую ячейку его матрицы за-  

нимает одна из функций иррациональной «оси души» — инту-  

иция (И) или сенсорика (С).  

• Если человек рационален, первую ячейку его матрицы зани-  

мает одна из функций рациональной «оси ума» — этика (Э)  

или логика (Л).  

• Функция, занимающая вторую ячейку, всегда имеет знак,  

противоположный первой функции, и относится к «оси  

ума», если человек иррационален, и к «оси души», если он ра-  

ционален.  

Последнее правило отражает «закон энергетического рав-  

новесия» человеческого сознания, если так можно выразиться.  

Таким образом, если в нашем примере человек принадле-  

жит к иррациональному типу, то в полном виде его «волшеб-  

ная матрица» выглядит таким образом:  

+ИЛ-/-ЭС+  

В дальнейшем для удобства мы будем изображать ее  

(и другие матрицы) в упрощенном виде:  

+ИЛ/ЭС.  

Однако предположим, вы обнаружили, что ваша матрица  

совпадает с приведенной в нашем примере, но при этом вы,  

к примеру, интроверт? В этом случае ваша матрица с соответ-  

54  

Глава вторая  

ствующим разложением знаков функций будет выглядеть  

следующим образом:  

-ИЛ+/+ЭС-  

или  

-ил/эс.  

Вот, собственно, и все «хитрости».  

Остается лишь добавить, что две первые ячейки матрицы  

отражают не просто предпочтения, они диагностируют силь-  

ные качества личности. А третья и четвертая ячейки являют-  

ся проекциями противоположных полюсов осей и одновре-  

менно — отражением энергетически слабых сторон.  

Нетрудно подсчитать, что количество сочетаний четырех  

основных функций, составляющих оси интуиция — сенсори-  

ка (И/С) и этика — логика (Э/Л), с учетом различных знаков  

в левой стороне матрицы составляет 16. Это и есть количест-  

во соционических типов.  

Представим их читателю в виде таблицы. При этом вос-  

пользуемся сложившейся в соционике традицией обозначе-  

ния типов именами известных людей, персонажей книг  

и фильмов, достаточно ярко и точно отражающих характери-  

стики каждого типа.  

В данной таблице каждый психотип мы также обозначим  

принятыми в англоязычной литературе буквенными обозна-  

чениями — для приверженцев символики американских ав-  

торов О. Крегера и Дж. М. Тьюсон:  

экстравертность (Е)— интровертность (I);  

интуиция (N) — сенсорика (S);  

этика (F) — логика (Т);  

рациональность (J) — иррациональность (Р).  

В дальнейшем для удобства мы будем использовать только  

русскоязычную символику и традиционные соционические  

обозначения психотипов.  

56  

Глава вторая  

Небольшое эзотерическое отступление,  

повествующее о том, как стать энергичным  

человеком, независимо от комплекции  

и цвета лица  

От рождения на этом свете  

никто не застрахован.  

А. Кнышев  

А теперь, дорогой читатель, дабы от сухих выкладок перей-  

ти к животрепещущей теме оптимальной самореализа-  

ции, рискнем ввести в лексикон этой книги столь популяр-  

ное ныне слово «карма» и с помощью этого понятия поведем  

речь о том, как же все-таки заняться своим делом.  

Рассматривая нашу «волшебную матрицу», уточним на  

этот раз важный кармический момент ее содержания:  

• Левая часть матрицы (первая и вторая ячейки), основа  

базовой энергетики, — это тот потенциал, с которым вы при-  

шли в мир и который обязаны реализовать. Это ваша карми-  

ческая задача.  

• Правая часть матрицы (третья и четвертая ячейки) — ваш  

кармический груз. Это изначально слабые функции и болезнен-  

но уязвимые места. Что с ними делать — разговор отдельный.  

Хочу оговориться: под «карми-  

ческой задачей» мы в данном  

случае понимаем тип базовой  

энергетики, который наделяет  

• человека определенным набо-  

качеств и предопределяет  

Деятельности' в котором  

кЬагеет он способен добиться успеха.  

Именно такой самореализа-  

ции ждет от вас окружающий  

Глава вторая  

57  

мир, и внешний успех — лишь показатель правильности из-  

бранного пути. В успешной самореализации как раз и состо-  

ит касающийся лично вас фрагмент общекосмического за-  

мысла или, говоря проще, именно этого от вас хочет Космос,  

именно поэтому вы явились на свет с определенным набором  

качеств.  

Реализовать свою кармическую задачу можно по-разному,  

даже имея одинаковый набор сильных функций. В этом во-  

просе не последнюю роль играют ваше происхождение,  

привычное окружение с соответствующей системой ценно-  

стей и т. д.  

Преодолевать сопротивление своего кармического груза  

можно также по-разному. На то существует свобода воли,  

право на которую оставляет за нами Космос.  

Потому люди несчастливы «каждый по-своему» (вариан-  

тов явно больше 16, хотя причин определенно меньше!),  

а счастливые люди со стороны кажутся одинаковыми, «вы-  

зывающе довольными», хотя каждый трактует счастье по-  

своему.  

Отсутствие бессмысленных трудностей при достижении  

целей, достаточно быстрое исполнение желаемого — то,




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1575
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 23 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь