|
Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личноститатка. Но если уж кому-то не верит или с чем-то не согласен, он становится несговорчивым и неуступчивым, вплоть до полной непримиримости. «Что такое хорошо и что такое плохо» Драйзер знает назу- ж и редко кому удается сбить его с этой проторенной и ос- вещенной дороги, верным часовым которой он является. В итоге Драйзеру часто недостает гибкости, тонкости, терпи- мости, а то и элементарного юмора в важных для него оцен- ках и действиях. Он порой заведомо исключает из своей жиз- ни массу интересных (иногда любимых и близких!) людей и перспективных возможностей, если они не «вписываются» в его систему ценностей, что приводит к возникновению у него глубинно-пессимистичного и предвзятого отношения к жизни. Показательным примером может служить героиня кино- фильма «Неподсуден», для которой внутренние морально- 282 Глава пятая Глава пятая 283 этические установки оказались сильнее настоящего, живого чувства любви. ^^Слабость научной логики выражается у Драйзера в недо- оценке собственных интеллектуальных способностей и как следствие профессиональных возможностей (особенно в на- чале жизни). Ему легко внушить, что высшее образование или научная и профессиональная карьера не для него, и таким образом человечество недополучает массу прекрасных врачей, юрис- тов и педагогов. В других случаях Драйзер в силу своей преданности семье слепо следует советам старших, желающих видеть его в ка- ком-либо новомодном учебном заведении, и приобретает техническую или экономическую специальность, по которой добросовестно трудится годами, не переставая в глубине ду- ши (а то и вслух) сожалеть о несбывшемся. Интересно, что часто в таких случаях Драйзер с упоением «воспитывает» или «лечит» окружающих — своих коллег по работе, знакомых, не говоря уже о родных и близких. ^[Оказавшись в технической или научной сфере, Драйзер становится демонстративно методичным и скрупулезным — любит раскладывать все по полочкам, в рассуждениях прояв- ляя многословие, а в подходах — основательность. Ему нра- вится с некоторым менторством вещать, включая в свою речь многочисленные «во-первых, во-вторых, в-третьих», — та- ким образом он хочет показать миру «четкость» и «науч- ность» своей позиции. Дуал: Джек; Родственник: Достоевский; Полудуальные отношения: Штирлиц; Активатор: Бальзак; Деловые отношения: Максим; Конфликтер: Дон-Кихот; Параллельность: Гюго; Суперэго: Робеспьер; Социальный заказ: Подзаказный — Есенин, Заказчик - Габен; Ревизия: Ревизуемый — Жуков, Ревизор — Гексли. ДОСТОЕВСКИЙ (Психолог, Философ, Священник) Ф. Достоевский, Н. Бердяев, А. Солженицын, А. Мень, Д. Лихачев, М. Монро, Ю. Соломин, Н. Белохвостикова, Т. Друбич. ПОДДЕРЖКА. РАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТРОВЕРТ. ^ Характерный1 внешний признак: при общей мягкости и миловидности облика нередко отсутствующее выражение лица, отсутствующий взгляд: человек погружен в себя, далек от суеты земной, его естественное состояние — размышле- ния о разумном, добром, вечном. В одежде — стиль, соответ- ствующий настроению: от безупречной элегантности до не- приметного наряда «серой мышки» в приступах желания «раствориться в толпе», харак- терном для периодических де- j^ прессий. г/ ^ Манера поведения в незна- комой обстановке: осторож-- ная и деликатная с оттенком боязливости и неуверенности в себе, голос негромкий. Ино- гда кажется, что им бы хоте- лось быть бестелесными, дабы не причинять никому беспо- 284 Глава пятая койства и не нарушать общую гармонию тишины и спокой- ствия. Не получив ответа на свой вопрос или просьбу, могут тихо уйти, так как не считают возможным настаивать на сво- ем и «быть назойливым». Однако в случае откровенного иг- норирования или невежливого обращения могут, «стиснув зубы», довольно настойчиво добиваться своего, уже не боясь привлекать к себе внимания. Кармический потенциал СИЛЬНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ (ПЕРВЫЙ КАНАЛ) - ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ (Э-). ТВОРЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ (ВТОРОЙ КАНАЛ) - ИНТУИЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ (И+). ЙЯОбласть интересов: Достоевский — «космический родст- венник» Драйзера, и для него также наиважнейшими являют- ся вопросы человеческой этики и морали. Отличие же состоит в том, что Достоевского больше вол- нует не поддержание уже существующих в обществе норм и правил, а духовные и нравственные поиски более совер- шенных, «будущих» форм отношений между людьми, а так- же отношений человека с Богом. Достоевский всеми фибрами души ощущает несовершен- ство этого грешного мира и в глубине души жаждет его нрав- ственного улучшения и духовного очищения. Однако мень- ше всего он готов винить конкретных людей в том, что мир полон насилия, обмана и грубости. §ДДля Достоевского каждый человек — это целый мир, пол- ный высот и глубин, и он, как правило, уверен, что у любого человека всегда есть причины, по которым тот поступает так, а не иначе. Поэтому Достоевский склонен рассматривать любого на- рушителя морали и закона скорее как жертву обстоятельств, нежели как сознательного преступника, и не считает воз- Глава пятая 285 можным, «не разобравшись», огульно осуждать, наказывать, отторгать человека от общества. Если бь! суды присяжных состояли только из Достоевских, они выносили бы сплошь оправдательные приговоры. Вообще в вопросе противостояния «общество — человек» Достоевский всегда стоит на стороне человека, особенно «ма- ленького», и в этом его принципиальное отличие от Драйзера. Из этих же соображений Достоевский считает недопусти- мым вторгаться без спроса в «святая святых» — человеческую душу. Однако если его просят о духовной и психологической по- мощи или он чувствует и видит сам чье-то душевное смятение, «униженное и оскорбленное» положение (а чувствует он очень тонко!), грудь его расправляется, в голосе появляется уверен- ность, в поступках — решимость. Достоевский оказывается в родном кармическом потоке: ведь это прирожденный духов- ный пастырь, защитник обиженных и обездоленных. Помогая людям, он чувствует себя причастным к великому таинству привнесения в мир гармонии и духовного единства. ^ЯИмея столь пристрастное отношение к человеческой ду- ше, Достоевский обычно уверен, что путь к мировой гармо- нии лежит именно в русле самосовершенствования, и, помо- гая кому-либо, он старается одновременно наставить челове- ка «на путь истинный». В этом своем стремлении «притянуть в рай» он порою бывает излишне методичен и даже суров. Правда, еще более суров Достоевский по отношению к са- мому себе — уровень требований здесь крайне высок (иногда непомерно) и может граничить с самоистязанием. Дело в том, что Достоевский подсознательно стремится к некоему духовно- му идеалу, сформированному обычно еще в детстве, — так ра- ботает творческая функция интуиции возможностей, и отступ- ления от этого «совершенного образа» для него нестерпимы. В итоге непрерывная психологическая работа «с самим собой» нередко дает Достоевскому высочайшую внутреннюю 286 культуру и глубинную интеллигентность вне зависимости от происхождения, воспитания и образования. Можно сказать, что каждый Достоевский от природы обладает истинной, а не показной религиозностью. ЙЙПо степени остроты и тонкости восприятия человеческих эмоций Достоевского можно сравнить с предельно натянутой струной. Из-за неосторожного и резкого движения струна мо- жет порваться — так же иногда «надламывается» психика этих людей, если они оказываются не в силах выносить затянувшу- юся или усиливающуюся дисгармонию окружающего мира (князь Мышкин из романа Ф. М. Достоевского «Идиот»). В реальной, будничной жизни все эти особенности Досто- евского выражаются в преувеличенной (с обычной точки зрения) предупредительности, внимательности, чуткости, способности к пониманию и прощению. «Понять — значит простить» — психологическая установ- ка Достоевского, и он, следуя своей родной энергетике, час- то естественным образом оказывается «общественной жи- леткой», куда многочисленные желающие спешат «выпла- каться», а то и исповедаться или покаяться. Совет: старайтесь избегать методичной назидательности и отвлеченного морализаторства. Стремитесь быть духов- ным светочем и поводырем в каждом конкретном случае человеческой судьбы! Кармический груз БОЛЕЗНЕННАЯ ФУНКЦИЯ (ТРЕТИЙ КАНАЛ) - ВОЛЕВАЯ СЕНСОРИКА (С+). АДАПТИВНАЯ ФУНКЦИЯ (ЧЕТВЕРТЫЙ КАНАЛ) - НАУЧНАЯ (СТРУКТУРНАЯ) ЛОГИКА (Л-). Глава пятая 287 лезненная функция волевой сенсорики наделяет До- стоевского уже упомянутой нетерпимостью к собственным недостаткам и несовершенствам, а также, в отдельных случа- ях, — непримиримостью к несовершенствам системы обще- ства и государства, связанным с «насилием над личностью». По отношению к себе Достоевский Нередко выступает на- стоящим тираном. Уже в подростковом возрасте он оцени- вает себя со взрослых позиций и может с недетской жесткос- тью ставить самому себе жизненные задачи, составлять «план мероприятий» по совершенствованию собственной личности — «освоению» чего-то одного и «искоренению» другого. Особенно «популярно» здесь вырабатывание силы воли (иногда — силы мускулов), четкости, умения логично мыс- лить, искоренение внутренней и внешней слабости, расхля- банности — список этот может быть обширным и касается, в основном, области слабых функций сенсорики и логики. Интересно, что все намеченное Достоевский старается вы- полнять столь методично и скрупулезно, с таким негромким, но поистине яростным упорством, что у окружающих это не- редко вызывает реакции от снисходительной улыбки и мяг- кого недоумения до неприятия и раздраженных советов «найти силам лучшее применение». §ДДело в том, что Достоевский часто стремится к надуман- ным, иногда откровенно иллюзорным и оторванным от жиз- ни целям (что хорошо видно со стороны) и при этом затрачи- вает на их достижение совершенно неадекватные усилия. Это непревзойденный мастер усложнять себе жизнь и видеть проблему там, где другой «спит спокойно». Свое поведение при этом Достоевский часто объясняет тем, что «делать надо не то, что нравится, а то, что требуется». Вообще мотив долженствования для Достоевского очень важен: он любит его подчеркнуть в своих рассуждениях и при случае продемонстрировать в действиях — здесь наряду с во- левой сенсорикой работает адаптивная функция структур- ной логики. 288 Глава пятая Глава пятая 289 BaJHa самом деле слабость логики во многом лишает Досто- евского способности отделять главное от второстепенного и выстраивать реальные и земные планы, однако дает повы- шенное стремление к рациональным и логичным рассужде- ниям и действиям. К примеру, А. И. Солженицын создал не- обычайно обширную картотеку при написании романа «Ар- хипелаг ГУЛ аг». Общая слабость сенсорики и логики нередко приводит к тому, что при всех своих благих чаяниях и желании спасти и обогреть человечество Достоевский оказывается не в состо- янии наладить элементарный быт и создать хотя бы мини- мальный комфорт для самого себя. Вечно погруженный в глу- бины своих философских размышлений, сочинительств и прочее, он напоминает беспомощного ребенка, сталкиваясь с необходимостью решать насущные житейские проблемы. ВЯСтав родителем, Достоевский проявляет чудеса самопо- жертвования, но при этом в первую очередь старается при- вить своему чаду нравственные и этические нормы поведе- ния, отказывая ребенку в простых, земных, человеческих радостях. К примеру, такая жертвенная мать, отдавая все силы вос- питанию и становлению ребенка, усиленно взывает к его ду- ше и, сама того не замечая, может держать его впроголодь, искренне полагая, что главное — покормить хоть чем-ни- будь, но вовремя. Вот она — исходная рациональность! Все жалобные просьбы ребенка «о вкусненьком» в таком случае почитаются капризами и стойко игнорируются под девизом: «Нужно вырабатывать терпение». Неожиданную резкость и строгость Достоевский может выказывать и в от- ношении просьб ребенка о модной и дорогой одежде — это объявляется мещанством либо претензиями не по заслугам и не по возраст и т. п. ^^Вообще в деле самопожертвования, спасения и помощи Достоевскому не только трудно грамотно организовать свои усилия (из-за слабости логики), но и верно выбрать «объект служения». Достоевский склонен впадать в безграничную жертвенность, которая обращена преимущественно к душе и эмоциям подопечных, и нередко проявляет ее по отноше- нию к тем, кто меньше всего этого заслуживает. Женщины этого типа редко способны противиться сило- вому давлению в силу болезненности волевой сенсорики, да- ющей внутренний страх перед внешней силой и неумение адекватно защищаться. Для них велика опасность оказаться во власти грубого и агрессивного партнера-вампира. Реко- мендации по этому поводу лучше прочесть в главе, посвя- щенной общему описанию энергетики поддержки. §ДВ заключение хочется отметить, что именно Достоевскому более чем кому-либо противопоказано заниматься не своим делом, то есть жить по слабым функциям. Он имеет слишком уязвимую и ранимую психику, которая может не выдержать подобного отклонения или раздвоения. Достаточно вспом- нить трагический пример — жизнь и загадочную кончину Мэрилин Монро. Самое лучшее в обращении с Достоевским — предоставить ему возможность и право быть самим собой. Дуал: Штирлиц; Родственник: Драйзер; Полудуальные отношения: Джек; Активатор: Габен; Деловые отношения: Робеспьер; Конфликтер: Жуков; Параллельность: Гамлет; Суперэго: Максим; Социальный заказ: Подзаказный — Дюма, Заказчик — Бальзак; Ревизия: Ревизуемый — Дон-Кихот, Ревизор — Цезарь. 10—471 ЗАКЛЮЧЕНИЕ, или Немного для самых Благодарных читателей Итак, дорогие друзья, мы приближаемся к финишной чер- те нашего повествования. И адресовать эту заключитель- ную главу хотелось бы самым внимательным и пристраст- ным читателям, добросовестно добравшимся до последних страниц книги. Возможно, теперь вы полны горячего энтузиазма присту- пить к определению собственного соционическрго типа, а также типов своих родных, близких и т. п. Далее естествен- ным образом возникает желание определить виды взаимоот- ношений и вплотную подступиться к распутыванию карми- ческих узлов со всеми вытекающими из них жизненными проблемами. Как говорится, Бог в помощь! Однако хотелось бы предо- стеречь от общей поспешности, возможных ошибок и после- дующих «глубоких выводов», а также предложить дополни- тельные «ключики» к этому «ларчику». В первую очередь придется остудить пыл читателей, мало- мальски подкованных в популярной астрологии. Это почита- Глава пятая 291 тели Линды Гудмен, Луиса Хамона и т. п., которые в целом представляют себе характеристики зодиакальных знаков и ос- ведомлены о символическом делении на стихийные тригоны Огня, Воздуха, Воды, Земли. Именно уних может возникнуть «гениальная»-идея провести аналогии между типами карми- ческой энергетики и характеристиками зодиакальных стихий. Действительно, как славно и просто было бы отнести всех людей знаков Воды к типу поддержки, а всех людей знаков Огня — к моторам и т. п. Увы, так легко не получается. В реальной жизни встреча- ются «жесточайшие» анализаторы-интроверты, рожденные под знаком Овна, и в то же время — моторы типа Гамлет, рожденные под знаками Тельца и Рака. Автор знакома с ни- ми лично и имела возможность вести наблюдение в течение не одного года. Если уж говорить о совмещении кармической или энер- гетической соционики с основными понятиями астроло- гии, то стоит напомнить, что фраза «родиться под знаком Тельца, Рака и т. п.» подразумевает лишь положение Солн- ца на момент вашего рождения и ничего более этого. А кроме Солнца, как известно, имеется еще такое важней- шее светило, как Луна (отражает душу человека!), пять планет септенера (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Са- турн) и три высшие планеты (Уран, Нептун, Плутон), не го- —/~ / воря о более мелких, фиктив- ^ (/ -^ ных, гипотетических и прочих планетах, с пристрастием рас- сматриваемых в астрологии различными авторами. Изве- стны случаи, когда одна пла- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|