|
Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личностиухода одного из лидеров. В чем тут дело? А в том, что чем вы- ше стартовый потенциал и обрушившийся на головы твор- ческих личностей успех, тем быстрее они утверждаются в опасной мысли о своей всесильности и начинается «крен» в сторону слабых, в данном случае — деловых, качеств. Это игра на тему: «Я — гений, и никто мне не указ! Я сам себе ди- ректор, менеджер, продюсер! Не нужны мне руководители, помощники, советчики, композиторы, солисты и т. д.!» Вот вам и наглядное подтверждение «принципа Пите- ра»* — человек стремительно возносит себя до уровня преде- ла собственной компетенции. Но возможности абсолютно любого человека ограничены сферой его сильных функций. Что же делать во всех этих ситуациях? • Во-первых, честно оценить и интенсивно и добросове- стно использовать СЁОЙ потенциал. • Во-вторых, признать и оставить в покое свои слабые стороны, предоставив другим людям решать соответствую- щие проблемы. Естественно, вам, в свою очередь, придется делиться своими сильными качествами. Только в этом случае вы имеете все шансы быть оцененным по достоинству окру- жающим миром и получить все то, о чем мечтаете. Вспоминается по этому поводу известная молитва Госпо- ду нашему: Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить! Дай мне терпение принять то, что я изменить не в силах! Дай мне мудрость отличить первое от второго! Мы очень надеемся, что наша книга поможет вам в обре- тении этой мудрости! *См: Лоуренс Джонстон Питер. «Принципы Питера», впервые опублико- ван в 1969 г. в соавторстве с драматургом Р. Халлом. ГЛАВА ТРЕТЬЯ Немного занимательной селекции. или Как найти свою игру и стать в ней повелителем С Фортуной не шутят. Без нее — тем более. Стремясь к вершине, не перепутай Олимп с Везувием. А. Кнышев Итак, дорогие друзья, давайте займемся «увлекательной се- лекцией». Необходимо отметить сей знаменательный мо- мент - именно сейчас мы вступаем на тропу энергетического титрования. Зачем это нужно? Да затем, чтобы определить, в какую «игру» вам нужно играть в этой жизни. Правила ее известны заранее, поскольку обусловлены вашей базовой энергетикой. Эта «игра» определяет ваше характерное поведение в «ситуа- циях жизненного выбора», из которых и складывается судьба. Беда в том, что чаще всего человек играет пьесу своей жиз- ни, не догадываясь о том, что он вовлечен в какую-либо игру. Глава третья 79 В итоге он становится пожизненным статистом, ограничива- ясь хорошо заученным: «Кушать подано!» С годами растет недоумение: «Почему все происходит именно так, ведь у со- седа все иначе?!» Ответ тут один: прежде всего нужно найти свою роль и «играть» ее осознанно, хорошо представляя себе основную канву, — тогда можно говорить о «нюансах испол- нения», степени таланта и даже мечтать об аплодисментах (читай — признании). Начиная осознанную игру, неплохо бы ознакомиться с ее правилами, не так ли? В этой главе мы поведем речь о вашем энергетическом потенциале и путях его эффективного ис- пользования, то есть будем рассматривать левую часть «вол- шебной матрицы». Сага ОБ анализаторах Моя беда: никто не задает мне вопросов, на которые у меня есть ответы! А. Кнышев Рассказывая о принципе устройства «волшебной матрицы», мы рассматривали случай, когда места сильных функций занимали интуиция (И) и логика (Л). Теперь, не задаваясь вопросом, в каком порядке эти функции должны выстраиваться и какой знак имеют, по- пробуем определить особенности данного варианта базо- вой энергетики. Количество возможных сочетаний «скрещивания» инту- иции и логики в левой части матрицы равно четырем, не правда ли? (+)ИЛ/ЭС — Дон-Кихот (Изобретатель) (-)ИЛ/ЭС — Бальзак (Банкир) 80 Глава третья (+)ЛИ/СЭ — Джек (Предприниматель) (-)ЛИ/СЭ - Робеспьер (Ученый). Если любая из перечисленных вариантов исходных мат- риц — ваша, вы — анализатор. Анализаторы — это люди, которые анализируют все и всюду, это теоретики-стратеги, нацеленные на перспектив- ную оценку ситуации. gg Интуиция как состояние души в сочетании с логикой, на которую настроен их ум, дают эту непреходящую потреб- ность (не всегда осознаваемую, заметим!). Это прирожден- ные «космические умники» — мыслители, теоретики и стра- теги, которые призваны анализировать прошлое, видеть и оценивать будушее, намечать перспективы и новые направ- ления развития. Их истинный удел и предначертание — ин- теллектуальная деятельность, в ходе которой они «добыва- ют» для человечества новые знания, а также помогают ис- пользовать уже имеющиеся. Анализаторы любят сравнивать и сопоставлять одно с дру- гим, выстраивать структуры и выдвигать гипотезы; им нра- вится придумывать теории и «складывать мозаику» из имею- щихся фактов, выискивая в прошлом и предполагая в буду- щем недостающие фрагменты; истинным творческим наслаждением для них является процесс вынашивания и вы- дачи логических заключений и прогнозов. gg Можно смело сказать, что любой анализатор — это человек, «беременный умом». Разре- шиться от этого бремени мож- но, лишь приблизившись к Ее Величеству Истине, что и пыта- ется всю свою жизнь делать лю- бой анализатор. По этой причи- не такие люди нередко зараба- Глава третья 81 тывают себе имидж борцов за истину. Вообще, если вы — ана- лизатор, неплохо сознавать, что где-то внутри вас сидит этакий почтальон Печкин — «вредный человек», для которого служе- ние некой Истине (это могут быть и почтовые инструкции!) становится вопросом жизненной важности гораздо чаще, чем для других людей, что может их немало удивлять, мягко говоря. Ум любого анализатора — это в потенциале и его величие, и его проклятие, в зависимости от того, как этим природным даром распорядиться. Дело в том, что анализатор не может не думать. Он энергетически заряжен на непрерывный мысли- тельный процесс: «Я мыслю — значит, я существую!» С этим связана и характерная черточка анализаторов — склонность к интеллектуальному юмору, который нередко переходит в безжалостный, едкий сарказм, особенно присущий нашим отечественным сатирикам (М. Жванецкий, М. Задорнов). Когда потребность непрерывно мыслить осуществляется сознательно, она дает соответствующие результаты: много- мерный анализ ситуации, объективные выводы, неожидан- ные парадоксальные заключения, находящие подтверждение в будущем («гений — парадоксов друг»), научные теории, точные прогнозы. Никому все вышеперечисленное не удает- ся лучше, чем анализаторам. Именно за эту впечатляющую продукцию мир готов пла- тить соответствующую цену (как в денежном эквиваленте, так и в форме общественного признания). Среди анализато- ров самый большой процент ученых и исследователей — Менделеев, Бор, Фрейд, Эйн- штейн, Циолковский, Саха- ров; среди них много финан- систов и банкиров (а теперь и маркетологов), а также писа- телей «энциклопедического» масштаба — Толстой, Бальзак. 82 Глава третья Люди этого типа могут найти ответ практически на любой вопрос. Если анализатор не готов удовлетворить ваше любо- пытство сразу, но заинтересовался проблемой, можете быть уверены, что спустя некоторое время он выдаст свое заклю- чение, даже если вы уже забыли думать об этом! Анализатору свойственна «нечеловеческая», бесстраст- ная объективность — это в определенной степени человек- компьютер. Основные проблемы Проблемные области любого анализатора — сенсорика (С) и этика (Э) (в любом сочетании). Поэтому анализатору трудно быть «здесь и сейчас» и нелегко выстраивать отношения с людьми. ^дАнализатор способен великолепно оценить любого чело- века, но в отвлеченном процессе умственного анализированш, когда «объект» выступает для него в качестве составного эле- мента какой-либо ситуации. Когда же дело касается живых людей, с которыми нужно выстраивать реальные отношения, реагировать на их поступ- ки, принимать конкретные решения по поводу их проблем, анализатор теряется. Он склонен впадать в излишний идеализм и доверчи- вость или, напротив, проявлять крайнюю подозрительность (до мнительности) и нигилизм. В поведении это выражает- ся соответственно в излишней мягкости и преувеличенной вежливости либо в неоправданной резкости и неадекватной жесткости. Нередко последний вариант является попыткой взять ре- ванш за предыдущие долготерпение и всепрощение, в резуль- тате которых на шее анализатора удобно устраивается и «нож- ками болтает» кто-нибудь из ловких близких или сослужив- цев (как правило, этик). Порой на этой хрупкой шее удобно Глава третья 83 размещается большинство окружающих анализатора людей, искренне полагающих, что молчание — знак согласия. цщ Слабость этики и сенсорики анализатора сказывается и в том, что ему трудно отследить текущие эмоции и настро- ения окружающих, и это тоже вызывает трудности в повсед- невном общении. Когда эти проблемы человеком не осознаются (характер- но для экстравертов, переполненных жаждой общения), то в ситуативном поведении анализатор может предстать не- лепым до невоспитанности выскочкой или многословным занудой, назойливо объясняющим вполне ясные или просто малоинтересные на данный момент вещи. И если вы при этом куда-то торопитесь или просто намереваетесь скоротать время в транспорте за интересным чтением, неизбежно при- дется отделываться от назойливого «всезнайки» всеми воз- можными способами, говоря про себя в сердцах знаменитую фразу: «Если ты такой умный, отчего ж такой бедный?!» Но дело в том, что для анализатора крайне важно прибли- зиться к ее величеству Истине, и, если ему кажется, что это хоть в какой-то степени удалось (в виде собственных умоза- ключений), он считает необходимым донести свою радость до мира. Он спешит поделиться с вами из лучших побуждений, ведь Истина для него — достояние всего человечества! Когда трудности с общением осознаются анализатором (характерно для интровертов, так как эта проблема в целом созвучна знаку их энергетики), то они нередко возводятся в ранг непреодолимого барьера, фатально препятствующего нормальному, живому общению с миром. В этом случае характерны варианты сознательного ухода от возможных повседневных контактов с людьми: в горы, в море или в науку... Иными словами, человек выбирает про- фессию или хобби, наименее связанные с общением, а в ка- 84 Глава третья честве «собеседника» предпочитает природу или технику: они «не предают», и если «поворачиваются спиной», то «сам виноват — допустил ошибку». (5§|Как следствие для анализатора по-настоящему пробле- матична область чувств. Это его «минное поле». Здесь в пол- ной мере проявляется его оторванность от реальной жизни. Извечное стремление к истине — на этот раз в чувствах — выливается в крайний идеализм, то есть желание и потреб- ность найти или создать жизненное соответствие некоему умозрительному идеалу. У анализатора в подсознании сидит идеальная модель человеческих отношений, в поисках кото- рой он готов, образно говоря, обойти весь шар земной. Одна- ко это страстное желание оборачивается часто нулевым, а то и отрицательным результатом. Почему? Дело в том, что мощнейший мыслительно-аналитический аппарат анализатора постоянно в действии, он непрестанно изучает происходящее на предмет соответствия идеалу. Ана- лизу подвергается буквально все: поведение человека, его по- тенциальные желания, даже мысли — развитая интуиция по- могает все это уловить! Естественно, несовершенства окружающих очень быстро обнаруживаются. А поскольку планка требований у анализа- тора, как правило, завышена (иногда непомерно), то нередко его жизнь превращается в гонку за ускользающей мишенью и бесконечный путь к линии горизонта. При этом человек искренне страдает от несовершенства бренного мира. Правда, часть анализаторов вообще никуда не ходит (ха- рактерно для интровертов). Они анализируют жизнь, не под- нимаясь с дивана, и приходят к выводу, что достойные кан- дидатуры на воплощение «великой» мечты вряд ли найдутся. А посему лучше не нарушать гармонию сложившегося обра- за неудачными попытками найти ему соответствие в реаль- ности. Безопаснее оставить свою Галатею в воображении Глава третья 85 и с наслаждением предаваться идеальной любви. Вспомните героя фильма «Формула любви», решившего всю оставшую- ся жизнь обожать гипсовую статую в парке. анализатор склонен анализировать все даже, так сказать, от нечего делать: и поведение людей в трамвае, и ассортимент вин в магазинах, и методики курсов изучения иностранного языка, то уж когда речь идет о деле, он прини- мается размышлять с утроенной силой — ведь необходимо принять оптимальное решение, взвесив и приняв во внима- ние все нюансы! В результате мыслительный процесс может затянуться на- столько, что отшлифованное до блеска резюме бывает уже ни к чему —дорога ложка к обеду! Вот он, недостаток сенсори- ки — в данном случае преимущественно волевой (С+). Иногда таким образом анализатор упускает не только пре- доставляемые ему судьбой возможности, но и собственную жизнь. Люди этого типа, как никто, склонны подменять ре- альное бытие рассуждениями о нем. Порой, устав от собственной нерешительности и бездейст- вия, бесконечных затягиваний в принятии решений, анализа- тор внезапно начинает действовать... в самый неподходящий момент и делает поспешные и далеко не лучшие выводы в важ- ном для себя вопросе (например, выбирая спутника жизни). ^Слабость сенсорики ощущений (С-) затрудняет для анализаторов получение полноценных чувственных ощу- щений от самого жизненного процесса. Им не хватает того, что называется «вкусом к жизни», полнотой и радостью бытия. Чаще других людей анализаторы чувствуют уста- лость и физическое недомогание. Они всегда слегка боль- ны, нередко бледны и несколько вялы. Видимо, в этом кро- ется причина часто наблюдающегося у анализаторов стремления к опасным профессиям и увлечениям, богатым 86 Глава третья острыми ощущениями. Они будто стараются восполнить то, что недодала природа. Итак, главное для анализатора — всеобъемлющий анализ ситуации и заключение, максимально приближенное к исти- не, а также принятие соответствующих оптимальных реше- ний и правильные действия. Анализатор искренне убежден, что миром правит интеллект. Визитная карточка интуита-логика — ум и дальновид- ность. Для него важно, чтобы именно эти его качества были оценены окружающими. Выводы и рекомендации Анализатор будет жить в мире с собой и добьется желае- мого при соблюдении следующих правил*. И Правил о первое и наиважнейшее: НЕ УПОДОБЛЯЙТЕ СЕБЯ БОТУ! Другими словами: анализируя, не пытайтесь объять необъ- ятное! Вы обычный человек и способны осмысливать происхо- дящее лишь в пределах реальности, данной нам в ощущениях! абсолютно все невозможно — все известно лишь Богу, а потому правило второе: ПОЛЕЗНО ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С СИСТЕМОЙ ПРИОРИТЕТОВ - КАКАЯ СТЕПЕНЬ ДОСТОВЕРНОСТИ ВАШИХ ВЫВОДОВ В КАКИХ СЛУЧАЯХ ТРЕБУЕТСЯ. * Для всех четырех энергетических типов правила формулируются почти одинаково. Пусть это не смущает читателя: «расшифровка» в каждом случае идивидуальная. (Примеч. автора.) Глава третья 87 Как это сделать? Можно выстроить систему внутрейних ограничителей (красных семафоров) на путях возможного ненужного пере- напряжения. Симптомы «скатывания» е это болезненное со- стояние таковы: ощущение нездоровой усталости (усталость должна быть приятной), отсутствие удовольствия от люби- мого процесса анализирования, вы чувствуете себя «загнан- ной лошадкой». Возникновение всех этих «прелестей» свидетельствует о том, что вас сковала излишняя боязнь выдать неточное заключение или сделать недостаточно верный и красивый ход и вы перенапрягаетесь гораздо больше, чем нужно в данном вопросе, в данном месте и в данный момент. Дру- гими словами — вы неэффективно используете свою базо- вую энергетику, нещадно эксплуатируя ее в ненужном на- правлении. Основной совет в этом случае таков: постарайтесь от- влечься, расслабиться, отдохнуть и подумать о вечном («Откупори шампанского бутылку Иль перечти «Женитьбу Фигаро»). А после этого — взглянуть на терзающую вас Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|