Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности



19 страница


наиболее социально активный канал Заказчика получает как  

бы энергетическую подпитку в этих отношениях и таким об-  

разом «использует» Исполнителя в своих целях.  

Обратная компенсация идет в направлении со второго ка-  

нала Заказчика на первый канал Исполнителя и ощущается  

последним гораздо слабее.  

Ведь, как известно, в области первой функции человек  

«запрограммирован» генерировать и раздавать энергию да-  

ром, а по второй (творческой) функции он уже не склонен ею  

разбрасываться, так как это область его самореализации,  

и энергия должна использоваться более целенаправленно.  

Куда же в таком случае уходит «дармовая» энергия сильней-  

шей функции Заказчика? Она уходит на подсознательную  

компенсацию третьей (наиболее болезненной) функции Ис-  

полнителя.  

Это не совсем равноценный обмен, если говорить об ак-  

тивной, творческой (социальной) деятельности. Если же го-  

ворить о внутреннем психологическом комфорте, то он здесь  

действительно присутствует, но опять же в весьма своеобраз-  

ном виде и пропорциях.  

Заказчик самим своим присутствием и поведением словно  

демонстрирует Исполнителю, что жить можно совершенно  

спокойно и вовсе без тех навязчивых проблем, которые пре-  

следуют Исполнителя в его болезненной сфере. Это как-то  

успокаивает, но в целом проблем не снимает.  

190  

Глава четвертая  

Заказчик, в свою очередь, на-  

блюдая за всеми взлетами  

и падениями Исполнителя,  

либо посмеивается над его за-  

цикленностыо на «пустяш-  

ных» мелочах (из серии —  

«Мне бы его проблемы!»), ли-  

бо «греет душу», убеждаясь  

в правильности собственного  

подхода к жизни: «Уж таких проблем у меня, слава Богу, нет!»  

Вот вам и взаимный комфорт!  

Считается, что семейная жизнь в случае отношений соци-  

ального заказа возможна лишь при условии социальной реа-  

лизованности Исполнителя. Состоявшись во внешнем мире,  

он как бы получает компенсацию за свою «угнетенность»  

в семье, и отношения тем самым выравниваются.  

Яркий пример: отношения Аллы Пугачевой и Филиппа Кир-  

корова (Жуков - Гюго), где Заказчиком выступает супруга,  

а результатом является все более активная концертная и про-  

дюсерская деятельность Филиппа.  

В противном случае Исполнитель, сам того не желая,  

а иногда и в некую тайную «отместку», может буквально из-  

водить Заказчика активно-назойливым или уныло-занудным  

потоком своих проблем. Тут уж не позавидуешь обоим!  

Гораздо более предпочтительными и выгодными отноше-  

ния социального заказа оказываются в случае групповой ра-  

боты. Дело в том, что связки «Заказчик — Исполнитель» за-  

мыкаются в кольца, состоящие из четырех человек.  

Так, в случае Дон-Кихота кольцо социального заказа вы-  

глядит следующим образом:  

• Дон-Кихот — Гамлет — Цезарь — Штирлиц —  

Дон-Кихот.  

Глава четвертая  

191  

Как мы видим, круг замкнулся. В данном случае перед на-  

ми — экстравертный вариант кольца, состоящего из двух мо-  

торов, анализатора и контролера. Это достаточно активная  

группа, нацеленная вовне и готовая к восприятию и перера-  

ботке новой информации.  

Такая четверка вполне может показать себя «великолеп-  

ной» при постановке и решении общих задач или просто  

в случае неформального общения.  

Обиды здесь не застаиваются, энергия передается по  

кольцу, кроме того, — присутствует взаимный интерес  

и привкус здоровой конкуренции внутри кольца (благодаря  

отношениям суперэго, возникающим наперекрест между  

первым — третьим и между вторым — четвертым участника-  

ми группы).  

Пример аналогичного интровертного кольца:  

• Робеспьер — Габем — Драйзер — Есенин — Робеспьер.  

Здесь мы видим интровертного анализатора, интроверт-  

ного контролера и двух поддержек.  

Быть может, это не столь активная четверка (в отличие от  

предыдущей), но в любом случае — очень деловитая группа,  

с успехом решающая поставленные извне задачи. Для приня-  

тия оптимальных решений и «налаживания процесса» луч-  

ший коллектив придумать трудно.  

Приведем схемы двух оставшихся колец:  

• экстравертное: Гюго — Гексли —Джек — Жуков — Гюго;  

• интровертное: Дюма — Максим — Бальзак —  

Достоевский — Дюма.  

Нетрудно заметить, что каждой экстравертной «четверке»  

соответствует определенная интровертная «четверка», где  

каждый участник-интроверт является дуалом участника-  

экстраверта.  

192  

Глава четвертая  

В соционике считается, что подобный коллектив-«вось-  

мерка» — наиболее дееспособная и эффективная структура  

для групповой работы.  

Однако стоит заметить, что в этом случае в качестве «пере-  

крестных» отношений между участниками группы дополни-  

тельно возникают отношения параллельности (уже упомяну-  

тые) и отношения ревизии, к описанию которых мы подходим.  

Насколько они уместны в групповой работе — судить вам,  

дорогой читатель!  

ОТНОШЕНИЯ РЕВИЗИИ  

Считаются в соционике откровенно неблагоприятными  

в силу их неравноценности для партнеров. Однако нам хотелось  

бы уточнить само понятие «неравноценность» в данном случае.  

Основная «несправедливость» отношений ревизии состо-  

ит в том, что один из партнеров здесь оказывается Ревизуе-  

мым, другой же соответственно — Ревизором. Почему?  

Сильнейшая (первая) функция Ревизора попадает в точку  

наименьшего сопротивления Ревизуемого (являясь третьей  

функцией последнего). Ревизуемый же своей сильнейшей  

функцией попадает лишь во второй канал Ревизора. Это про-  

сто дружественный обмен по сравнению с агрессией Ревизо-  

ра по третьему каналу.  

Возникающую при таком раскладе ревизию можно на-  

звать психологической: Ревизор самим своим существовани-  

ем и текущим поведением демонстрирует Ревизуемому его  

несостоятельность в самой уязвимой и болезненной области.  

Интересно, что сам Ревизор, как правило, даже не подо-  

зревает о своем столь сильном психологическом «оружии».  

Напротив, он нередко посматривает на Ревизуемого с ин-  

тересом и даже некоторой опаской.  

В чем тут дело? Да в том, что Ревизуемый не настолько  

«беззащитен» и «безответен» перед Ревизором, как это ка-  

Глава четвертая  

193  

жется на первый взгляд. «От-  

вет» Ревизуемого состоит  

в том, что его вторая функция  

попадает в слабейший (четвер-  

тый) канал Ревизора.  

Тем самым уже Ревизуемый  

демонстрирует Ревизору свою  

активность и умение там, где  

последний откровенно слаб —  

в сфере адаптивной функции.  

Разница в том, что здесь эта демонстрация имеет специ-  

фический социально-общественный характер (то есть про-  

является в социальных контактах) в отличие от глубинной  

психологической (или «космической») ревизии в первом  

случае.  

В итоге получается интереснейшая вещь: Ревизор, часто  

не подозревая о своей «силе» по отношению к Ревизуемому,  

смотрит на него «снизу вверх», пытаясь подражать его соци-  

альному поведению в соответствующей области, и изо всех  

сил старается заслужить его одобрение.  

Психологическое напряжение, исходящее от Ревизуемо-  

го, он относит на счет своей нерадивости и искренне расст-  

раивается по этому поводу, вновь и вновь пытаясь прибли-  

зиться к Ревизуемому, как ученик к учителю, чтобы получше  

«рассмотреть», как и что он делает.  

Ревизуемый, в свою очередь, при приближении Ревизора  

испытывает сильный психологический дискомфорт, так как  

близкое присутствие автоматически «включает» у первого  

комплекс внутренней неполноценности. А кому нравится  

жить с сознанием собственного несовершенства?!  

Как естественная реакция — Ревизуемый начинает «от-  

ползать», то есть стремится дистанцию общения увеличить.  

Если же Ревизор при этом не ощущает признаков «обороны»  

и продолжает «наступление», Ревизуемый начинает «отстре-  

7—471  

194  

Глава четвертая  

ливаться». Нередко эта оборо-  

на принимает абсолютно не-  

адекватные формы и сравнима  

с пальбой из пушек по воробь-  

ям — ведь третий канал отли-  

чается неадекватностью вос-  

приятия!  

Другими словами, само при-  

сутствие Ревизора, не говоря  

уже о его самых невинных  

и безобидных инициативах,  

ощущается Ревизуемым как непосредственная угроза своему  

(а иногда и общему) спокойствию и благополучию, от кото-  

рой он считает нужным всеми силами защититься.  

В результате Ревизор уязвлен и обижен: «Неужели я на-  

столько назойлив?» или: «Разве трудно объяснить, если тебя  

об этом просят?!»  

Ревизуемый же, «отстрелявшись», испытывает нескрывае-  

мое облегчение, которое чаще всего не только не скрывает,  

но и активно демонстрирует окружающим. Это что-то вроде  

компенсации за пережитое беспокойство. Тем самым Ревизу-  

емый обижает и задевает Ревизора еще больше.  

Таким образом, отношения ревизии можно назвать отно-  

шениями «двойной несправедливости», или «потенциальной  

агрессии».  

Подходят ли они для семейной жизни? Вряд ли. Слишком  

чреватый непредсказуемыми и неблагоприятными последст-  

виями вариант.  

Это вечная жизнь на цыпочках. Ревизору нужно посто-  

янно помнить об осторожности в поведении: «Как бы не за-  

деть и не обидеть ненароком», Ревизуемому же приходится  

выбирать из двух зол, одно из которых — активная неадек-  

ватная оборона, другое — подчиненное бессловесно-сми-  

ренное существование, полное ощущений собственной  

Соционическое обозначение типа Рекомендуемая сфера самореализации Есенин (Историк, поэт о. о X § 1 Бальзак (Банкир) Габен (Мастер) Достоевский (Психолог) 1 а S I ,*-v s 3 X и ? N_^ О, и, Максим (Диспетчер) Гексли (Консультант) Цезарь '(Политик) 1 i Жуков (Руководитель) Гамлет (Артист) Пого (Продавец) Джек (Предприниматель) x~s сх о о> X и S =  

«ический груз блокировка шлощения) налы № 3-4 + S И 1 5 1 Л и Л S и 7 S и Л 5 1 Л и S  

 

р.~а s  

Ш- + + + + i 1 1 i 1 1 1  

Ц1| S Л и 1 5 Л 1 S и Я S Л и 3 5 s Л и s и  

0. л s а н s о. н !• н !• s  

« S о о s о о и X и д X S 1 б 5 1 б 1 о и и и 1 s о и U и X S о X и О  

и  

о  

5  

т s ' I s 1 s о этики логики этики логики этики s 1  

!•  

о ' Ш ' и  

О «я  

я Я X > 3 0 X 6 X  

СИ i-Ч S Л %? S Л  

U т Oi ^V ОЗ И  

s s x О.Х S X О.Х  

о  

X  

s С | |  

1 я  

196  

Глава четвертая  

никчемности, нередко веду-  

щее к патологическим откло-  

нениям в организме и неизле-  

чимым болезням.  

Хотя один «спасательный  

круг» здесь имеется: «учитель-  

ство» по второй (творческой)  

функции, которое Ревизуе-  

мый может осуществлять по отношению к Ревизору в облас-  

ти социального поведения.  

Главное, чтобы такое «преподавание-обучение» было со-  

знательным и добровольным с обеих сторон, и тогда Ревизу-  

емый имеет шанс увидеть в партнере не агрессора, а внима-  

тельного и благодарного ученика, поднимающего «учителя»  

в его собственных глазах.  

Одним словом, терпение, терпение и еще раз терпение!  

Иногда подобные варианты организуются Космосом для от-  

работки семейной или любовной кармы.  

Печальный исторический пример: отношения Марины Цвета-  

евой с сыном Георгием (Жуков — Робеспьер), в которых Реви-  

зором была Марина Ивановна. Именно она пыталась посто-  

янно опекать сына, не отпуская его от себя ни на шаг, что  

привело к «жестокой обороне» с его стороны и во многом  

явилось причиной ее самоубийства.  

Для социальных контактов отношения ревизии, думает-  

ся, подходят немногим больше ввиду упомянутых возмож-  

ных — и отнюдь не дружественных — взаимных демонстра-  

ций. Подобные психологические «штормы» всегда лихора-  

дят коллектив и, конечно, не способствуют слаженной,  

плодотворной работе.  

Итак, мы завершили рассмотрение всех видов человечес-  

ких взаимоотношений, принятых в соционике. Настает пора  

Глава четвертая  

197  

приступить к физиономическому и характерологическому  

описанию самих соционических типов. •  

Предваряя это описание, приведем еще одну краткую таб-  

лицу известных нам соционических типов, но уже с добавле-  

нием таких понятий, как кармический потенциал и кармиче-  

ский груз. Укажем и рекомендуемые сферы самореализации  

для каждого типа.  

ГЛАВА ПЯТАЯ  

Скажи мне, как ты выглядишь,  

и я скажу - кто ты  

«ачиная конкретное описание соционических типов, хо-  

чется отметить, что мы постараемся дать некие «зарисов-  

ки», или «наброски» человеческих лиц и характеров, соответ-  

ствующих тому или иному типу.  

Не секрет, что образ мыслей, а соответственно и действий  

накладывает выразительную «печать» на внешность челове-  

ка. С определенной степенью уверенности можно сказать,  

что образ мыслей во многом формирует облик.  

Наиболее опытные физиономисты могут почерпнуть мас-  

су информации о человеке, глядя лишь на выражение его ли-  

ца. Играют роль и взгляд, и выражение губ, и характерная за-  

кладка морщин и т. д. и т. п.  

Кстати, о взглядах. Вспомните замечание Гоши из филь-  

ма «Москва слезам не верит»: «У вас взгляд оценивающий.  

Так смотрят только незамужние женщины, милиционеры  

и руководящие работники». А мы добавим: так смотрят кон-  

тролеры! Плотно сжатые губы, цепкий, оценивающий  

взгляд.  

Глава пятая  

199  

У анализатора взгляд отвлеченно-рассеянный, он смотрит  

немного «поверх вашей головы», а то и ЕГ сторону. Как инту-  

ит, он витает в потоке времени и будто хочет рассмотреть  

что-то интересное или важное по вашему поводу.  

У моторов взгляд оживленно-подвижный, можно ска-  

зать — ищущий, ведь они находятся в вечном поиске новых  

заманчивых целей и редко концентрируются на чем-то од-  

ном. Гамма эмоций при этом — от озорного любопытства до  

надменно-победного взора: «Гром победы, раздавайся!»  

У поддержки взгляд ласково-участливый, если она смот-  

рит на вас, и озабоченный, обращенный внутрь, если она  

предоставлена сама себе. Она словно спрашивает себя: «Все  

ли я сделала? А сделала ли я все так, как надо?» В отличие от  

контролера поддержка обычно оценивает не собеседника —  

на предмет возможной пользы, а самое себя — на предмет  

пользы для человечества.  

ч  

Вообще можно отметить следующие общие закономер-  

ности.  

• Интуиты гораздо чаще, чем сенсорики, имеют проблемы со  

зрением. Проще говоря, среди них неизмеримо больше лю-  

дей в очках, нежели среди сенсориков.  

Это вполне объяснимо. Сенсорик, как мы знаем, осваива-  

ет окружающее пространство, концентрирует на нем свой  

взгляд, и глаза «приучаются» давать четкую картину действи-  

тельности. Интуит же, осваивая время, находится всегда не-  

много «не здесь» и тем самым словно рассеивает свое зрение.  

Глаза «привыкают» лениться, ведь хозяин не требует четкого  

изображения! Особенно это относится к анализаторам.  

• Отметим также, что интуиты обычно имеют относительно  

узкие, «вытянутые» лица и, как правило, не отличаются  

большой физической силой и выносливостью. Нередко  

собственное здоровье является для них предметом беспо-  

койств и тревоги (иногда — излишней).  

200  

Глава пятая  

• Сенсорики, осваивающие  

пространство, — люди более  

широколицые и крепкие фи-  

зически. Болеют они по прин-  

ципу «редко, но метко» и в здо-  

ровом состоянии предпочита-  

ют о болезнях не вспоминать.  

• Логики, вечно озабоченные  

оценкой ситуации, отличают-  

ся от этиков, как правило, своеобразным очертанием рта: гу-  

бы обычно достаточно узкие, плотно сжатые, уголки опуще-  

ны вниз.  

• У этиков, всегда готовых к эмоциональному контакту, рот бо-  

лее выразительный, «живой», чувственный. Губы обычно более  

полные, четко очерченные, уголки чаще всего приподняты.  

Выражение глаз у этиков, ориентированных на эмоцио-  

нальный контакт, тоже более живое, порой игривое, по срав-  

нению с логиками, имеющими «статичный» взгляд,  

поскольку голова у них занята раскладкой фактов.  

• Лица у этиков, как правило, овальной или круглой формы,  

с относительно мягкими чертами.  

• Логики в этом смысле — словно высечены из камня, у них  

чаще всего угловатые или квадратные лица, с четко выражен-  

ными, если не сказать, резкими чертами с подчеркнутой ли-  

нией скул и подбородка.  

Повторимся, что это — самые общие внешние признаки,  

по которым можно делать лишь первые «прикидки». Полез-  

нее всего понаблюдать за человеком. При этом необходимо  

учитывать, какова для него в данный момент обстановка:  

привычная или нет.  

В первом случае будет работать скорее первая (сильней-  

шая) функция, во втором — слабейшая (адаптивная). Очень




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1612
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Блаватская Елена Петровна » Является Ли Самоубийство Преступлением » 1 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь