|
Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личностинаиболее социально активный канал Заказчика получает как бы энергетическую подпитку в этих отношениях и таким об- разом «использует» Исполнителя в своих целях. Обратная компенсация идет в направлении со второго ка- нала Заказчика на первый канал Исполнителя и ощущается последним гораздо слабее. Ведь, как известно, в области первой функции человек «запрограммирован» генерировать и раздавать энергию да- ром, а по второй (творческой) функции он уже не склонен ею разбрасываться, так как это область его самореализации, и энергия должна использоваться более целенаправленно. Куда же в таком случае уходит «дармовая» энергия сильней- шей функции Заказчика? Она уходит на подсознательную компенсацию третьей (наиболее болезненной) функции Ис- полнителя. Это не совсем равноценный обмен, если говорить об ак- тивной, творческой (социальной) деятельности. Если же го- ворить о внутреннем психологическом комфорте, то он здесь действительно присутствует, но опять же в весьма своеобраз- ном виде и пропорциях. Заказчик самим своим присутствием и поведением словно демонстрирует Исполнителю, что жить можно совершенно спокойно и вовсе без тех навязчивых проблем, которые пре- следуют Исполнителя в его болезненной сфере. Это как-то успокаивает, но в целом проблем не снимает. 190 Глава четвертая Заказчик, в свою очередь, на- блюдая за всеми взлетами и падениями Исполнителя, либо посмеивается над его за- цикленностыо на «пустяш- ных» мелочах (из серии — «Мне бы его проблемы!»), ли- бо «греет душу», убеждаясь в правильности собственного подхода к жизни: «Уж таких проблем у меня, слава Богу, нет!» Вот вам и взаимный комфорт! Считается, что семейная жизнь в случае отношений соци- ального заказа возможна лишь при условии социальной реа- лизованности Исполнителя. Состоявшись во внешнем мире, он как бы получает компенсацию за свою «угнетенность» в семье, и отношения тем самым выравниваются. Яркий пример: отношения Аллы Пугачевой и Филиппа Кир- корова (Жуков - Гюго), где Заказчиком выступает супруга, а результатом является все более активная концертная и про- дюсерская деятельность Филиппа. В противном случае Исполнитель, сам того не желая, а иногда и в некую тайную «отместку», может буквально из- водить Заказчика активно-назойливым или уныло-занудным потоком своих проблем. Тут уж не позавидуешь обоим! Гораздо более предпочтительными и выгодными отноше- ния социального заказа оказываются в случае групповой ра- боты. Дело в том, что связки «Заказчик — Исполнитель» за- мыкаются в кольца, состоящие из четырех человек. Так, в случае Дон-Кихота кольцо социального заказа вы- глядит следующим образом: • Дон-Кихот — Гамлет — Цезарь — Штирлиц — Дон-Кихот. Глава четвертая 191 Как мы видим, круг замкнулся. В данном случае перед на- ми — экстравертный вариант кольца, состоящего из двух мо- торов, анализатора и контролера. Это достаточно активная группа, нацеленная вовне и готовая к восприятию и перера- ботке новой информации. Такая четверка вполне может показать себя «великолеп- ной» при постановке и решении общих задач или просто в случае неформального общения. Обиды здесь не застаиваются, энергия передается по кольцу, кроме того, — присутствует взаимный интерес и привкус здоровой конкуренции внутри кольца (благодаря отношениям суперэго, возникающим наперекрест между первым — третьим и между вторым — четвертым участника- ми группы). Пример аналогичного интровертного кольца: • Робеспьер — Габем — Драйзер — Есенин — Робеспьер. Здесь мы видим интровертного анализатора, интроверт- ного контролера и двух поддержек. Быть может, это не столь активная четверка (в отличие от предыдущей), но в любом случае — очень деловитая группа, с успехом решающая поставленные извне задачи. Для приня- тия оптимальных решений и «налаживания процесса» луч- ший коллектив придумать трудно. Приведем схемы двух оставшихся колец: • экстравертное: Гюго — Гексли —Джек — Жуков — Гюго; • интровертное: Дюма — Максим — Бальзак — Достоевский — Дюма. Нетрудно заметить, что каждой экстравертной «четверке» соответствует определенная интровертная «четверка», где каждый участник-интроверт является дуалом участника- экстраверта. 192 Глава четвертая В соционике считается, что подобный коллектив-«вось- мерка» — наиболее дееспособная и эффективная структура для групповой работы. Однако стоит заметить, что в этом случае в качестве «пере- крестных» отношений между участниками группы дополни- тельно возникают отношения параллельности (уже упомяну- тые) и отношения ревизии, к описанию которых мы подходим. Насколько они уместны в групповой работе — судить вам, дорогой читатель! ОТНОШЕНИЯ РЕВИЗИИ Считаются в соционике откровенно неблагоприятными в силу их неравноценности для партнеров. Однако нам хотелось бы уточнить само понятие «неравноценность» в данном случае. Основная «несправедливость» отношений ревизии состо- ит в том, что один из партнеров здесь оказывается Ревизуе- мым, другой же соответственно — Ревизором. Почему? Сильнейшая (первая) функция Ревизора попадает в точку наименьшего сопротивления Ревизуемого (являясь третьей функцией последнего). Ревизуемый же своей сильнейшей функцией попадает лишь во второй канал Ревизора. Это про- сто дружественный обмен по сравнению с агрессией Ревизо- ра по третьему каналу. Возникающую при таком раскладе ревизию можно на- звать психологической: Ревизор самим своим существовани- ем и текущим поведением демонстрирует Ревизуемому его несостоятельность в самой уязвимой и болезненной области. Интересно, что сам Ревизор, как правило, даже не подо- зревает о своем столь сильном психологическом «оружии». Напротив, он нередко посматривает на Ревизуемого с ин- тересом и даже некоторой опаской. В чем тут дело? Да в том, что Ревизуемый не настолько «беззащитен» и «безответен» перед Ревизором, как это ка- Глава четвертая 193 жется на первый взгляд. «От- вет» Ревизуемого состоит в том, что его вторая функция попадает в слабейший (четвер- тый) канал Ревизора. Тем самым уже Ревизуемый демонстрирует Ревизору свою активность и умение там, где последний откровенно слаб — в сфере адаптивной функции. Разница в том, что здесь эта демонстрация имеет специ- фический социально-общественный характер (то есть про- является в социальных контактах) в отличие от глубинной психологической (или «космической») ревизии в первом случае. В итоге получается интереснейшая вещь: Ревизор, часто не подозревая о своей «силе» по отношению к Ревизуемому, смотрит на него «снизу вверх», пытаясь подражать его соци- альному поведению в соответствующей области, и изо всех сил старается заслужить его одобрение. Психологическое напряжение, исходящее от Ревизуемо- го, он относит на счет своей нерадивости и искренне расст- раивается по этому поводу, вновь и вновь пытаясь прибли- зиться к Ревизуемому, как ученик к учителю, чтобы получше «рассмотреть», как и что он делает. Ревизуемый, в свою очередь, при приближении Ревизора испытывает сильный психологический дискомфорт, так как близкое присутствие автоматически «включает» у первого комплекс внутренней неполноценности. А кому нравится жить с сознанием собственного несовершенства?! Как естественная реакция — Ревизуемый начинает «от- ползать», то есть стремится дистанцию общения увеличить. Если же Ревизор при этом не ощущает признаков «обороны» и продолжает «наступление», Ревизуемый начинает «отстре- 7—471 194 Глава четвертая ливаться». Нередко эта оборо- на принимает абсолютно не- адекватные формы и сравнима с пальбой из пушек по воробь- ям — ведь третий канал отли- чается неадекватностью вос- приятия! Другими словами, само при- сутствие Ревизора, не говоря уже о его самых невинных и безобидных инициативах, ощущается Ревизуемым как непосредственная угроза своему (а иногда и общему) спокойствию и благополучию, от кото- рой он считает нужным всеми силами защититься. В результате Ревизор уязвлен и обижен: «Неужели я на- столько назойлив?» или: «Разве трудно объяснить, если тебя об этом просят?!» Ревизуемый же, «отстрелявшись», испытывает нескрывае- мое облегчение, которое чаще всего не только не скрывает, но и активно демонстрирует окружающим. Это что-то вроде компенсации за пережитое беспокойство. Тем самым Ревизу- емый обижает и задевает Ревизора еще больше. Таким образом, отношения ревизии можно назвать отно- шениями «двойной несправедливости», или «потенциальной агрессии». Подходят ли они для семейной жизни? Вряд ли. Слишком чреватый непредсказуемыми и неблагоприятными последст- виями вариант. Это вечная жизнь на цыпочках. Ревизору нужно посто- янно помнить об осторожности в поведении: «Как бы не за- деть и не обидеть ненароком», Ревизуемому же приходится выбирать из двух зол, одно из которых — активная неадек- ватная оборона, другое — подчиненное бессловесно-сми- ренное существование, полное ощущений собственной Соционическое обозначение типа Рекомендуемая сфера самореализации Есенин (Историк, поэт о. о X § 1 Бальзак (Банкир) Габен (Мастер) Достоевский (Психолог) 1 а S I ,*-v s 3 X и ? N_^ О, и, Максим (Диспетчер) Гексли (Консультант) Цезарь '(Политик) 1 i Жуков (Руководитель) Гамлет (Артист) Пого (Продавец) Джек (Предприниматель) x~s сх о о> X и S = «ический груз блокировка шлощения) налы № 3-4 + S И 1 5 1 Л и Л S и 7 S и Л 5 1 Л и S
р.~а s Ш- + + + + i 1 1 i 1 1 1 Ц1| S Л и 1 5 Л 1 S и Я S Л и 3 5 s Л и s и 0. л s а н s о. н !• н !• s « S о о s о о и X и д X S 1 б 5 1 б 1 о и и и 1 s о и U и X S о X и О и о 5 т s ' I s 1 s о этики логики этики логики этики s 1 !• о ' Ш ' и О «я я Я X > 3 0 X 6 X СИ i-Ч S Л %? S Л U т Oi ^V ОЗ И s s x О.Х S X О.Х о X s С | | 1 я 196 Глава четвертая никчемности, нередко веду- щее к патологическим откло- нениям в организме и неизле- чимым болезням. Хотя один «спасательный круг» здесь имеется: «учитель- ство» по второй (творческой) функции, которое Ревизуе- мый может осуществлять по отношению к Ревизору в облас- ти социального поведения. Главное, чтобы такое «преподавание-обучение» было со- знательным и добровольным с обеих сторон, и тогда Ревизу- емый имеет шанс увидеть в партнере не агрессора, а внима- тельного и благодарного ученика, поднимающего «учителя» в его собственных глазах. Одним словом, терпение, терпение и еще раз терпение! Иногда подобные варианты организуются Космосом для от- работки семейной или любовной кармы. Печальный исторический пример: отношения Марины Цвета- евой с сыном Георгием (Жуков — Робеспьер), в которых Реви- зором была Марина Ивановна. Именно она пыталась посто- янно опекать сына, не отпуская его от себя ни на шаг, что привело к «жестокой обороне» с его стороны и во многом явилось причиной ее самоубийства. Для социальных контактов отношения ревизии, думает- ся, подходят немногим больше ввиду упомянутых возмож- ных — и отнюдь не дружественных — взаимных демонстра- ций. Подобные психологические «штормы» всегда лихора- дят коллектив и, конечно, не способствуют слаженной, плодотворной работе. Итак, мы завершили рассмотрение всех видов человечес- ких взаимоотношений, принятых в соционике. Настает пора Глава четвертая 197 приступить к физиономическому и характерологическому описанию самих соционических типов. • Предваряя это описание, приведем еще одну краткую таб- лицу известных нам соционических типов, но уже с добавле- нием таких понятий, как кармический потенциал и кармиче- ский груз. Укажем и рекомендуемые сферы самореализации для каждого типа. ГЛАВА ПЯТАЯ Скажи мне, как ты выглядишь, и я скажу - кто ты «ачиная конкретное описание соционических типов, хо- чется отметить, что мы постараемся дать некие «зарисов- ки», или «наброски» человеческих лиц и характеров, соответ- ствующих тому или иному типу. Не секрет, что образ мыслей, а соответственно и действий накладывает выразительную «печать» на внешность челове- ка. С определенной степенью уверенности можно сказать, что образ мыслей во многом формирует облик. Наиболее опытные физиономисты могут почерпнуть мас- су информации о человеке, глядя лишь на выражение его ли- ца. Играют роль и взгляд, и выражение губ, и характерная за- кладка морщин и т. д. и т. п. Кстати, о взглядах. Вспомните замечание Гоши из филь- ма «Москва слезам не верит»: «У вас взгляд оценивающий. Так смотрят только незамужние женщины, милиционеры и руководящие работники». А мы добавим: так смотрят кон- тролеры! Плотно сжатые губы, цепкий, оценивающий взгляд. Глава пятая 199 У анализатора взгляд отвлеченно-рассеянный, он смотрит немного «поверх вашей головы», а то и ЕГ сторону. Как инту- ит, он витает в потоке времени и будто хочет рассмотреть что-то интересное или важное по вашему поводу. У моторов взгляд оживленно-подвижный, можно ска- зать — ищущий, ведь они находятся в вечном поиске новых заманчивых целей и редко концентрируются на чем-то од- ном. Гамма эмоций при этом — от озорного любопытства до надменно-победного взора: «Гром победы, раздавайся!» У поддержки взгляд ласково-участливый, если она смот- рит на вас, и озабоченный, обращенный внутрь, если она предоставлена сама себе. Она словно спрашивает себя: «Все ли я сделала? А сделала ли я все так, как надо?» В отличие от контролера поддержка обычно оценивает не собеседника — на предмет возможной пользы, а самое себя — на предмет пользы для человечества. ч Вообще можно отметить следующие общие закономер- ности. • Интуиты гораздо чаще, чем сенсорики, имеют проблемы со зрением. Проще говоря, среди них неизмеримо больше лю- дей в очках, нежели среди сенсориков. Это вполне объяснимо. Сенсорик, как мы знаем, осваива- ет окружающее пространство, концентрирует на нем свой взгляд, и глаза «приучаются» давать четкую картину действи- тельности. Интуит же, осваивая время, находится всегда не- много «не здесь» и тем самым словно рассеивает свое зрение. Глаза «привыкают» лениться, ведь хозяин не требует четкого изображения! Особенно это относится к анализаторам. • Отметим также, что интуиты обычно имеют относительно узкие, «вытянутые» лица и, как правило, не отличаются большой физической силой и выносливостью. Нередко собственное здоровье является для них предметом беспо- койств и тревоги (иногда — излишней). 200 Глава пятая • Сенсорики, осваивающие пространство, — люди более широколицые и крепкие фи- зически. Болеют они по прин- ципу «редко, но метко» и в здо- ровом состоянии предпочита- ют о болезнях не вспоминать. • Логики, вечно озабоченные оценкой ситуации, отличают- ся от этиков, как правило, своеобразным очертанием рта: гу- бы обычно достаточно узкие, плотно сжатые, уголки опуще- ны вниз. • У этиков, всегда готовых к эмоциональному контакту, рот бо- лее выразительный, «живой», чувственный. Губы обычно более полные, четко очерченные, уголки чаще всего приподняты. Выражение глаз у этиков, ориентированных на эмоцио- нальный контакт, тоже более живое, порой игривое, по срав- нению с логиками, имеющими «статичный» взгляд, поскольку голова у них занята раскладкой фактов. • Лица у этиков, как правило, овальной или круглой формы, с относительно мягкими чертами. • Логики в этом смысле — словно высечены из камня, у них чаще всего угловатые или квадратные лица, с четко выражен- ными, если не сказать, резкими чертами с подчеркнутой ли- нией скул и подбородка. Повторимся, что это — самые общие внешние признаки, по которым можно делать лишь первые «прикидки». Полез- нее всего понаблюдать за человеком. При этом необходимо учитывать, какова для него в данный момент обстановка: привычная или нет. В первом случае будет работать скорее первая (сильней- шая) функция, во втором — слабейшая (адаптивная). Очень Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|