Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности



11 страница


лер за спиной и необходимость постоянно что-то делать или  

куда-то двигаться — идти, ехать, плыть, лететь и т. д.?  

У каждого мотора есть такой пропеллер, не дающий ему  

покоя. Поведение людей этого типа — пример ярко выражен-  

ной экстравертности. Они, как чуткие антенны, всегда наст-  

роены вовне — на внешние объект, стимул или раздражитель.  

Моторов влечет все новое и необычное, таящее в себе не-  

изведанные ранее впечатления и возможности.  

Моторы — прирожденные первооткрыватели и первопро-  

ходцы, и в смысле покорения, новых земель, ив смысле осво-  

ения-новых областей знаний и видов занятий.  

Поскольку моторы переполнены жаждой деятельности  

(им необходимо сбрасывать переполняющую их энергию),  

их начинания обычно очень энергичны и в этот период их  

трудно остановить.  

Человек этого типа, начавший двигаться к желаемой на  

данный момент цели или интересующему его объекту, прак-  

тически не способен воспринять слова «нет» или «нельзя»,  

Глава третья  

109  

а также советы людей, знаю-  

щих, «как лучше». Объяснить  

ему, что «надо сначала все об-  

думать» (анализаторский со-  

вет) или что «так не принято  

и так не делается» (контролер- .  

ское внушение), — практичес- l\ i  

ки невозможно.  

^ЯМоторам не сидится на одном месте. Все постоянное  

и привычное им быстро наскучивает, а новое кажется волшеб-  

ным и волнующим. Оттого им свойственна легкая и быстрая  

вовлекаемость в любое предприятие. Это как раз тот случай,  

когда за компанию можно и к бесу на рога. Маленькие мотор-  

чики по этой причине — сущее наказание для родителей, а по-  

том и для школьных учителей. Взрослым моторам просто про-  

тивопоказана монотонная, сидячая работа в конторах и офи-  

сах. Их окружение в этом случае страдает не меньше, так как  

постоянное присутствие такого человека очень скоро стано-  

вится предпосылкой к развалу дисциплины, сопровождается  

суетой, шумом и общей неразберихой, в которой нет никакой  

возможности сосредоточиться. Призывать же мотор к поряд-  

ку — дело довольно трудное. Но... не безнадежное!  

§ДНа самом деле нейтрализовать мотор вполне возможно.  

Наиболее мудрые и опытные школьные учителя их легко  

«вычисляют» и успешно используют наработанные средства  

для погашения суперактивности своих беспокойных подо-  

печных. Дело в том, что мотор, будучи экстравертом и эти-  

ком, в своих поступках чаще всего ориентирован на то, что-  

бы быть замеченным, а еще лучше — одобренным.  

Другими словами, он жаждет признания и славы!  

Для кого-то из них достаточно доброго слова (желательно  

с оттенком похвалы!), другому же необходимо приковать  

по  

Глава третья  

к себе внимание полного зрительного зала (лучше, конечно,  

всего земного шара), чтобы быть уверенным в том, что его  

существование на этим свете не осталось незамеченным.  

Интересно, что чем выше планка внутреннего самомне-  

ния и внешней самоуверенности мотора, тем более он зави-  

сим от реакций и оценок окружающих.  

Это как печь, в которую нужно постоянно бросать дрова.  

И чем больше печь — тем больше требуется топлива!  

В любом случае, отметив неповторимость и непревзой-  

денность мотора, вы имеете шанс обратить (причем стреми-  

тельно!) неуправляемого горе-ученика или безумно раздра-  

жающего вас коллегу в друга, союзника, а нередко — и в не-  

заменимого помощника, ведь его «атомную» энергию можно  

использовать и в нужных, желательно мирных целях.  

1емаловажный вопрос в случае с моторами — какая функ-  

ция наряду с этикой присутствует в левой части матрицы.  

По этому показателю Гюго и Цезарь — моторы сенсорные,  

а Гамлет и Гексли —интуитивные. В чем разница?  

Гюго и Цезарь — наиболее ярко выраженные случаи мо-  

торности, что называется — клинические. Их достаточно  

легко распознать в повседневной жизни, так как присутствие  

сенсорики наряду с этикой дает всю полноту и яркость спо-  

собности быть «здесь и сейчас».  

Это практики-тактики, для которых характерно супер-  

активное и заинтересованное участие во всем происходя-  

щем по принципу: «Что тут интересного? Кто еще не по-  

бежден?» (Цезарь) или: «Что тут интересного? Чем можно  

поживиться? Где можно себя проявить с хорошей сторо-  

ны?» (Гюго).  

Интуитивные моторы не всегда так ярко проявляют свою  

сущность, так как наличие интуиции в качестве сильной  

функции привносит некоторую (иногда достаточно силь-  

ную) склонность к анализаторству.  

Глава третья  

111  

Здесь интересен момент «дискретности» работы сильных  

функций, наблюдающийся у этих типов-.  

Так, интуиция, не подкрепленная логикой и не способная  

оформляться в стройные умозаключения, тем не менее посто-  

янно и щедро одаривает интуитивных моторов ярчайшими от-  

кровениями или гениальными идеями («брызгами Истины»).  

Ловя эти «брызги», интуитивный мотор на время «выпада-  

ет» из реальности, то есть ведет себя как ярко выраженный  

интуит. К примеру, стала уже притчей во языцех потребность  

актеров перед спектаклем отгородиться от всех и «уйти в се-  

бя» — так работает интуиция! Позже — выход на сцену и яр-  

чайший выплеск эмоций, гениальная игра — работает этика.  

Точно так же журналист, работая с людьми, сначала актив-  

но использует свою этику, затем, обрабатывая собранный ма-  

териал и переплавляя его в статью или телерепортаж, он мол-  

чалив и погружен в себя — работает интуиция. И вот статья  

опубликована,, идет формирование общественного мнения,  

взывание к массовому сознанию и т. п. — вновь начинает  

к делу подключаться этика.  

§ЗЧто же объединяет всех моторов? Бесспорно, дух авантю-  

ризма. И если сенсорным моторам свойствен авантюризм  

практический, земной — политический, социальный, ком-  

мерческий, то интуитивные моторы — нередко авантюристы  

от науки, литературы или искусства. Изобретать и «проби-  

вать» новые направления в науке или умопомрачительные  

альтернативные жанры в искусстве — их любимое дело.  

Как водится, любой авантюризм в этом мире в той или  

иной степени обречен на провал — на то он и авантюризм.  

Ведь, как мы уже понимаем, на каждого мотора найдется  

свой контролер или анализатор, для которых идеологичес-  

ки важно показать «этому выскочке», что почем в этой жиз-  

ни, и поставить его на место. Жизнь моторов поэтому не-  

редко напоминает пресловутые «американские горки» —  

112  

Глава третья  

взлет, падение, крутой вираж  

и т. д.  

«Из грязи — в князи» — это то-  

же о моторах. Правда, данная  

поговорка скорее отражает со-  

кровенные стремления и чая-  

ния этих людей, нежели фор-  

мулирует итог «этапов их боль-  

шого пути». Даже, казалось бы,  

сняв с неба свою звезду, мотор  

очень скоро может вновь оказаться «на задворках» жизни.  

Вспомним еще один пример из незабвенной «Санта-Барба-  

ры»: крутые виражи судьбы неутомимой Джины.  

Характеристика же «из грязи — в князи» применима пре-  

имущественно к контролерам. Достаточно вспомнить рус-  

ских купцов, которым царь-батюшка жаловал дворянские  

титулы за заслуги перед Отечеством.  

1нтересен тот факт, что свои провалы моторы пережива-  

юТдостаточно легко, если не сказать — философски. Для них  

такая нестандартная (с общепринятой точки зрения)  

жизнь — еще одно доказательство собственной исключи-  

тельности и неповторимости. В этом смысле им можно поза-  

видовать.  

Наиболее характерна легкость мироощущения для сен-  

сорных моторов. Моторы интуитивные несколько больше  

склонны впадать в уныние в периоды затянувшихся неудач.  

Но и их способность «восставать из пепла» поражает вообра-  

жение. Достаточно дуновения свежего ветерка в виде какой-  

либо новости или яркого впечатления — и от былой ипохон-  

дрии не остается и следа! А уж красивый комплимент может  

просто вдохнуть в них новую жизнь!  

То, что для контролера или анализатора явилось бы пол-  

ным крушением планов и надежд, вылилось бы в эмоцио-  

Глава третья  

113  

нальную катастрофу и идеологическое фиаско (вплоть до по-  

тери смысла жизни), для мотора — лишь>выбоина на трассе,  

стремительно несущейся дальше. Как говорила моя подруга  

(ярко выраженный Цезарь) — «Сел в лужу? Ничего страшно-  

го! Встал, отряхнулся и дальше побежал». Действительно,  

энергетика моторов такова, что остается только удивляться  

их живучести и восстанавливаемости после многочислен-  

ных, иногда сокрушительных поражений.  

_ «нелюбие, активность, оптимизм, энтузиазм, яркость  

самовыражения — отличительные черты моторов. Это люди,  

«беременные идеями и энтузиазмом».  

Они легковерны и незлопамятны, самоуверенны и хва-  

стливы. Это самые большие фантазеры и выдумщики, они  

обожают «пускать пыль в глаза» и при этом по-детски ра-  

нимы, уязвимы и в глубине души жаждут заботы, ласки  

и похвалы. В сущности, это большие дети, упорно не жела-  

ющие взрослеть.  

Большинство национальных героев, первооткрывателей,  

выдающихся актеров, наших веселых бесшабашных друзей,  

без которых праздник не праздник, — именно моторы. И кто,  

как не они, способен «вращать земную ось»?  

Основные проблемы  

Причина большинства проблем моторов — слабая логика в сочета-  

нии с активной экстравертностью.  

Бессистемность использования собственной базовой энергетики —  

недостаток, свойственный подавляющему числу людей, у моторов  

гипертрофирован до крайности.  

1збыток энергии в сочетании с исходной экстравертнос-  

тью постоянно толкает моторов к активным действиям во  

внешнем мире.  

114  

Глава третья  

Мотор обуреваем желанием допрыгнуть до неба. Окружа-  

ющие, которые таким желанием не горят, воспринимаются  

им как «ничтожные, жалкие личности». Иногда это качество  

вырастает в ярко выраженную манию величия. Мотор жаж-  

дет видеть мир у своих ног.  

Но как именно, когда и в чем проявить себя, он чаще всего  

не задумывается (не хватает логики). Главное — не остаться не-  

замеченным.  

^Ориентированность вовне, определяемая исходной экс-  

травертностыо, постоянно заставляет моторов «хватать на-  

живки», в избытке поставляемые внешним миром. Слабая ло-  

гика при этом затрудняет для них возможность просчитать по-  

следствия собственных поступков. Поэтому характерная черта  

моторов, приносящая немало проблем, — действие, не под-  

крепленное размышлением: «Сначала делает, потом думает».  

Естественно, в большинстве случаев такие поступки имеют  

многочисленные и далеко не безобидные последствия, кото-  

рые чаще всего приходится расхлебывать уже не одному мото-  

ру. При этом масштаб вызываемой его поведением, мягко гово-  

ря, досады и немалое количество сыплющихся на его голову  

упреков и проклятий никак не добавляют ему положительной  

кармы. Упорная, кипучая деятельность мотора в лучшем случае  

оборачивается сизифовым трудом, но чаще вместо шумного  

признания приносит ему незавидную славу Герострата.  

Другой вариант неприятных для мотора последствий,  

которые он наживает неиссякаемым желанием эффектно от-  

личиться, — это месть сильных мира сего.  

Увлекшись очередной затеей, мотор не задумывается о це-  

не, которую неизбежно рано или поздно придется платить за  

сиюминутный блеск, фурор, мимолетную победу и пр. Но  

«счета» приходят, причем неожиданно и «в самый неподхо-  

дящий момент» — так действуют реальные «хозяева жизни»,  

Глава третья  

115  

если мотор задевает или тревожит их своей необдуманной  

«прыгучестью», а то и откровенным бунтарством.  

Вообще отношения моторов с названными господами —  

тема отдельная и интереснейшая.  

Думается, что наш «цивилизованный» мир в настоящее  

время устроен достаточно сурово и опирается преимущест-  

венно на контролерские принципы. Моторы со своей энер-  

гетикой менее всего способны плавно и органично вписать-  

ся в эти жесткие рамки.  

Исключение составляют, пожалуй, лишь некоторые пред-  

ставители сенсорных моторов (в основном Цезари). Прояв-  

ляя присущую им ловкость и фантастический «нюх», позво-  

ляющий безошибочно угадывать интересы вышестоящих,  

они добиваются «степеней известных». Порой они становят-  

ся высокопрофессиональными и «непотопляемыми» функ-  

ционерами, всплывающими вновь и вновь при любой власти.  

_ ругая проблема, вызванная недостатком логики, — частая  

и хаотичная смена целей. Ориентиры, к которым стремится  

мотор, сменяют друг друга, словно стеклышки в калейдоскопе.  

Мотор — не логик и не стратег, а потому не стайер, хотя ко-  

личество задач и планов, которые он хотел бы реализовать,  

обычно грандиозно и рассчитано на длинную дистанцию.  

Но увы! Мотор чаще всего оказывается спринтером, всю жизнь  

совершающим забеги на одну и ту же стометровку. Почему?  

Слабость логики не позволяет мотору критично оцени-  

вать реальность, а также степень необходимости достижения  

возникающих перед ним целей.  

Для моторов характерно «планов громадье». В этом смыс-  

ле они принципиально отличаются от контролеров, которые  

тратят силы только на реальные цели и имеют, как мы по-  

мним, самый высокий кпд в деле их достижения. Конкрет-  

ное и целесообразное планирование своей жизни, присущее  

контролерам, моторам непонятно и навевает скуку. В равной  

116  

Глава третья  

степени не привлекают их и бесконечные размышления  

и колебания анализаторов. Моторам свойственен максима-  

лизм — «все или ничего», искать и находить «золотую сере-  

дину» они не умеют и соответственно не любят.  

^Планы моторов, как правило, масштабны, смелы (до дер-  

зости), характеризуются полетом фантазии и при всем при  

этом сумбурны и непоследовательны. В очередной раз броса-  

ясь в новое дело, как в омут головой, мотор совершенно ис-  

кренне с пеной у рта будет доказывать себе и окружающим,  

что наконец-то совершил «единственно правильный выбор».  

Об эффективности путей достижения своих целей мотор  

вообще не склонен задумываться. Зачем? При таком-то ко-  

личестве энергии! В итоге он постоянно и с упоением лезет  

в гору вместо того, чтобы ее обойти (как сделал бы логик)  

или хотя бы запастись необходимым снаряжением. Интерес-  

но, что сам мотор воспринимает это бессмысленное карабка-  

нье как «объективные трудности» и даже испытывает порой  

удовлетворение от их героического преодоления.  

Большинству моторов нравится ощущать себя «борцами».  

Но если спросить их, за что и с чем они сражаются, вразуми-  

тельного ответа скорее всего не будет.  

«Чтобы все было хорошо» — обычный в таком случае «ар-  

гумент». Более сознательный вариант: «Когда легко — неин-  

тересно». Это что касается недостатка критической оценки  

реальности.  

_ Еще одна проблема -^ неспособность определить сте-  

пень насущности поставленных задач — наиболее болез-  

ненна для моторов, потому что гораздо реже и труднее ими  

осознается.  

Несмотря на его уверения, мотору очень трудно опреде-  

лить, какие цели соответствуют его истинным желаниям  

и жизненной необходимости, а какие — нет. Другими слова-  

Глава третья  

117  

ми, куда стоит бежать, а куда не следует, что нужно именно  

ему, а что — его окружению.  

Как экстраверт, мотор падок на внешние эффекты. «Это  

же круто!» — часто его основной ответ, на возможные недо-  

умения: «Зачем тебе это нужно?»  

Многие из заманчивых целей, к которым мотор начинает  

стремиться с энтузиазмом, достойным лучшего применения,  

при внимательном рассмотрении оказываются наведенны-  

ми, то есть внедренными в его подсознание помимо его воли  

и понимания. Вы спросите: «Кем и с какой целью?» Да в том  

и беда, что чаще всего конкретно и сознательно никем (хотя  

бывают случаи и корыстного умысла!).  

В силу своей экстравертности и эмоциональности мо-  

тор нередко проникается взглядами симпатичных ему или  

на данный момент покоривших его воображение людей  

и начинает осознавать их как свои собственные. Это могут  

быть красиво лоданные нравственные или социальные  

ценности, а также умело разрекламированный стиль и об-  

раз жизни.  

При этом у мотора обычно отсутствует как общая крити-  

ческая оценка этих ценностей (на чем основаны, насколько  

искренне и какие люди их исповедуют), так и — главное —  

надо ли эти идеи реализовывать ему самому.  

В итоге мотор постоянно оказывается активно включен-  

ным в энергетические программы других людей, совершенно  

не соответствующие его собственным интересам и не прино-  

сящие потому ничего, кроме пустых хлопот и затрат энерге-  

тических, временных и материальных.  

Постоянно воплощаемый моторами лозунг: «Что бы ни  

делать — лишь бы ничего не делать!» — внешне выглядит как




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1454
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Поведение людей в организации » 6 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь