|
Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личностилер за спиной и необходимость постоянно что-то делать или куда-то двигаться — идти, ехать, плыть, лететь и т. д.? У каждого мотора есть такой пропеллер, не дающий ему покоя. Поведение людей этого типа — пример ярко выражен- ной экстравертности. Они, как чуткие антенны, всегда наст- роены вовне — на внешние объект, стимул или раздражитель. Моторов влечет все новое и необычное, таящее в себе не- изведанные ранее впечатления и возможности. Моторы — прирожденные первооткрыватели и первопро- ходцы, и в смысле покорения, новых земель, ив смысле осво- ения-новых областей знаний и видов занятий. Поскольку моторы переполнены жаждой деятельности (им необходимо сбрасывать переполняющую их энергию), их начинания обычно очень энергичны и в этот период их трудно остановить. Человек этого типа, начавший двигаться к желаемой на данный момент цели или интересующему его объекту, прак- тически не способен воспринять слова «нет» или «нельзя», Глава третья 109 а также советы людей, знаю- щих, «как лучше». Объяснить ему, что «надо сначала все об- думать» (анализаторский со- вет) или что «так не принято и так не делается» (контролер- . ское внушение), — практичес- l\ i ки невозможно. ^ЯМоторам не сидится на одном месте. Все постоянное и привычное им быстро наскучивает, а новое кажется волшеб- ным и волнующим. Оттого им свойственна легкая и быстрая вовлекаемость в любое предприятие. Это как раз тот случай, когда за компанию можно и к бесу на рога. Маленькие мотор- чики по этой причине — сущее наказание для родителей, а по- том и для школьных учителей. Взрослым моторам просто про- тивопоказана монотонная, сидячая работа в конторах и офи- сах. Их окружение в этом случае страдает не меньше, так как постоянное присутствие такого человека очень скоро стано- вится предпосылкой к развалу дисциплины, сопровождается суетой, шумом и общей неразберихой, в которой нет никакой возможности сосредоточиться. Призывать же мотор к поряд- ку — дело довольно трудное. Но... не безнадежное! §ДНа самом деле нейтрализовать мотор вполне возможно. Наиболее мудрые и опытные школьные учителя их легко «вычисляют» и успешно используют наработанные средства для погашения суперактивности своих беспокойных подо- печных. Дело в том, что мотор, будучи экстравертом и эти- ком, в своих поступках чаще всего ориентирован на то, что- бы быть замеченным, а еще лучше — одобренным. Другими словами, он жаждет признания и славы! Для кого-то из них достаточно доброго слова (желательно с оттенком похвалы!), другому же необходимо приковать по Глава третья к себе внимание полного зрительного зала (лучше, конечно, всего земного шара), чтобы быть уверенным в том, что его существование на этим свете не осталось незамеченным. Интересно, что чем выше планка внутреннего самомне- ния и внешней самоуверенности мотора, тем более он зави- сим от реакций и оценок окружающих. Это как печь, в которую нужно постоянно бросать дрова. И чем больше печь — тем больше требуется топлива! В любом случае, отметив неповторимость и непревзой- денность мотора, вы имеете шанс обратить (причем стреми- тельно!) неуправляемого горе-ученика или безумно раздра- жающего вас коллегу в друга, союзника, а нередко — и в не- заменимого помощника, ведь его «атомную» энергию можно использовать и в нужных, желательно мирных целях. 1емаловажный вопрос в случае с моторами — какая функ- ция наряду с этикой присутствует в левой части матрицы. По этому показателю Гюго и Цезарь — моторы сенсорные, а Гамлет и Гексли —интуитивные. В чем разница? Гюго и Цезарь — наиболее ярко выраженные случаи мо- торности, что называется — клинические. Их достаточно легко распознать в повседневной жизни, так как присутствие сенсорики наряду с этикой дает всю полноту и яркость спо- собности быть «здесь и сейчас». Это практики-тактики, для которых характерно супер- активное и заинтересованное участие во всем происходя- щем по принципу: «Что тут интересного? Кто еще не по- бежден?» (Цезарь) или: «Что тут интересного? Чем можно поживиться? Где можно себя проявить с хорошей сторо- ны?» (Гюго). Интуитивные моторы не всегда так ярко проявляют свою сущность, так как наличие интуиции в качестве сильной функции привносит некоторую (иногда достаточно силь- ную) склонность к анализаторству. Глава третья 111 Здесь интересен момент «дискретности» работы сильных функций, наблюдающийся у этих типов-. Так, интуиция, не подкрепленная логикой и не способная оформляться в стройные умозаключения, тем не менее посто- янно и щедро одаривает интуитивных моторов ярчайшими от- кровениями или гениальными идеями («брызгами Истины»). Ловя эти «брызги», интуитивный мотор на время «выпада- ет» из реальности, то есть ведет себя как ярко выраженный интуит. К примеру, стала уже притчей во языцех потребность актеров перед спектаклем отгородиться от всех и «уйти в се- бя» — так работает интуиция! Позже — выход на сцену и яр- чайший выплеск эмоций, гениальная игра — работает этика. Точно так же журналист, работая с людьми, сначала актив- но использует свою этику, затем, обрабатывая собранный ма- териал и переплавляя его в статью или телерепортаж, он мол- чалив и погружен в себя — работает интуиция. И вот статья опубликована,, идет формирование общественного мнения, взывание к массовому сознанию и т. п. — вновь начинает к делу подключаться этика. §ЗЧто же объединяет всех моторов? Бесспорно, дух авантю- ризма. И если сенсорным моторам свойствен авантюризм практический, земной — политический, социальный, ком- мерческий, то интуитивные моторы — нередко авантюристы от науки, литературы или искусства. Изобретать и «проби- вать» новые направления в науке или умопомрачительные альтернативные жанры в искусстве — их любимое дело. Как водится, любой авантюризм в этом мире в той или иной степени обречен на провал — на то он и авантюризм. Ведь, как мы уже понимаем, на каждого мотора найдется свой контролер или анализатор, для которых идеологичес- ки важно показать «этому выскочке», что почем в этой жиз- ни, и поставить его на место. Жизнь моторов поэтому не- редко напоминает пресловутые «американские горки» — 112 Глава третья взлет, падение, крутой вираж и т. д. «Из грязи — в князи» — это то- же о моторах. Правда, данная поговорка скорее отражает со- кровенные стремления и чая- ния этих людей, нежели фор- мулирует итог «этапов их боль- шого пути». Даже, казалось бы, сняв с неба свою звезду, мотор очень скоро может вновь оказаться «на задворках» жизни. Вспомним еще один пример из незабвенной «Санта-Барба- ры»: крутые виражи судьбы неутомимой Джины. Характеристика же «из грязи — в князи» применима пре- имущественно к контролерам. Достаточно вспомнить рус- ских купцов, которым царь-батюшка жаловал дворянские титулы за заслуги перед Отечеством. 1нтересен тот факт, что свои провалы моторы пережива- юТдостаточно легко, если не сказать — философски. Для них такая нестандартная (с общепринятой точки зрения) жизнь — еще одно доказательство собственной исключи- тельности и неповторимости. В этом смысле им можно поза- видовать. Наиболее характерна легкость мироощущения для сен- сорных моторов. Моторы интуитивные несколько больше склонны впадать в уныние в периоды затянувшихся неудач. Но и их способность «восставать из пепла» поражает вообра- жение. Достаточно дуновения свежего ветерка в виде какой- либо новости или яркого впечатления — и от былой ипохон- дрии не остается и следа! А уж красивый комплимент может просто вдохнуть в них новую жизнь! То, что для контролера или анализатора явилось бы пол- ным крушением планов и надежд, вылилось бы в эмоцио- Глава третья 113 нальную катастрофу и идеологическое фиаско (вплоть до по- тери смысла жизни), для мотора — лишь>выбоина на трассе, стремительно несущейся дальше. Как говорила моя подруга (ярко выраженный Цезарь) — «Сел в лужу? Ничего страшно- го! Встал, отряхнулся и дальше побежал». Действительно, энергетика моторов такова, что остается только удивляться их живучести и восстанавливаемости после многочислен- ных, иногда сокрушительных поражений. _ «нелюбие, активность, оптимизм, энтузиазм, яркость самовыражения — отличительные черты моторов. Это люди, «беременные идеями и энтузиазмом». Они легковерны и незлопамятны, самоуверенны и хва- стливы. Это самые большие фантазеры и выдумщики, они обожают «пускать пыль в глаза» и при этом по-детски ра- нимы, уязвимы и в глубине души жаждут заботы, ласки и похвалы. В сущности, это большие дети, упорно не жела- ющие взрослеть. Большинство национальных героев, первооткрывателей, выдающихся актеров, наших веселых бесшабашных друзей, без которых праздник не праздник, — именно моторы. И кто, как не они, способен «вращать земную ось»? Основные проблемы Причина большинства проблем моторов — слабая логика в сочета- нии с активной экстравертностью. Бессистемность использования собственной базовой энергетики — недостаток, свойственный подавляющему числу людей, у моторов гипертрофирован до крайности. 1збыток энергии в сочетании с исходной экстравертнос- тью постоянно толкает моторов к активным действиям во внешнем мире. 114 Глава третья Мотор обуреваем желанием допрыгнуть до неба. Окружа- ющие, которые таким желанием не горят, воспринимаются им как «ничтожные, жалкие личности». Иногда это качество вырастает в ярко выраженную манию величия. Мотор жаж- дет видеть мир у своих ног. Но как именно, когда и в чем проявить себя, он чаще всего не задумывается (не хватает логики). Главное — не остаться не- замеченным. ^Ориентированность вовне, определяемая исходной экс- травертностыо, постоянно заставляет моторов «хватать на- живки», в избытке поставляемые внешним миром. Слабая ло- гика при этом затрудняет для них возможность просчитать по- следствия собственных поступков. Поэтому характерная черта моторов, приносящая немало проблем, — действие, не под- крепленное размышлением: «Сначала делает, потом думает». Естественно, в большинстве случаев такие поступки имеют многочисленные и далеко не безобидные последствия, кото- рые чаще всего приходится расхлебывать уже не одному мото- ру. При этом масштаб вызываемой его поведением, мягко гово- ря, досады и немалое количество сыплющихся на его голову упреков и проклятий никак не добавляют ему положительной кармы. Упорная, кипучая деятельность мотора в лучшем случае оборачивается сизифовым трудом, но чаще вместо шумного признания приносит ему незавидную славу Герострата. Другой вариант неприятных для мотора последствий, которые он наживает неиссякаемым желанием эффектно от- личиться, — это месть сильных мира сего. Увлекшись очередной затеей, мотор не задумывается о це- не, которую неизбежно рано или поздно придется платить за сиюминутный блеск, фурор, мимолетную победу и пр. Но «счета» приходят, причем неожиданно и «в самый неподхо- дящий момент» — так действуют реальные «хозяева жизни», Глава третья 115 если мотор задевает или тревожит их своей необдуманной «прыгучестью», а то и откровенным бунтарством. Вообще отношения моторов с названными господами — тема отдельная и интереснейшая. Думается, что наш «цивилизованный» мир в настоящее время устроен достаточно сурово и опирается преимущест- венно на контролерские принципы. Моторы со своей энер- гетикой менее всего способны плавно и органично вписать- ся в эти жесткие рамки. Исключение составляют, пожалуй, лишь некоторые пред- ставители сенсорных моторов (в основном Цезари). Прояв- ляя присущую им ловкость и фантастический «нюх», позво- ляющий безошибочно угадывать интересы вышестоящих, они добиваются «степеней известных». Порой они становят- ся высокопрофессиональными и «непотопляемыми» функ- ционерами, всплывающими вновь и вновь при любой власти. _ ругая проблема, вызванная недостатком логики, — частая и хаотичная смена целей. Ориентиры, к которым стремится мотор, сменяют друг друга, словно стеклышки в калейдоскопе. Мотор — не логик и не стратег, а потому не стайер, хотя ко- личество задач и планов, которые он хотел бы реализовать, обычно грандиозно и рассчитано на длинную дистанцию. Но увы! Мотор чаще всего оказывается спринтером, всю жизнь совершающим забеги на одну и ту же стометровку. Почему? Слабость логики не позволяет мотору критично оцени- вать реальность, а также степень необходимости достижения возникающих перед ним целей. Для моторов характерно «планов громадье». В этом смыс- ле они принципиально отличаются от контролеров, которые тратят силы только на реальные цели и имеют, как мы по- мним, самый высокий кпд в деле их достижения. Конкрет- ное и целесообразное планирование своей жизни, присущее контролерам, моторам непонятно и навевает скуку. В равной 116 Глава третья степени не привлекают их и бесконечные размышления и колебания анализаторов. Моторам свойственен максима- лизм — «все или ничего», искать и находить «золотую сере- дину» они не умеют и соответственно не любят. ^Планы моторов, как правило, масштабны, смелы (до дер- зости), характеризуются полетом фантазии и при всем при этом сумбурны и непоследовательны. В очередной раз броса- ясь в новое дело, как в омут головой, мотор совершенно ис- кренне с пеной у рта будет доказывать себе и окружающим, что наконец-то совершил «единственно правильный выбор». Об эффективности путей достижения своих целей мотор вообще не склонен задумываться. Зачем? При таком-то ко- личестве энергии! В итоге он постоянно и с упоением лезет в гору вместо того, чтобы ее обойти (как сделал бы логик) или хотя бы запастись необходимым снаряжением. Интерес- но, что сам мотор воспринимает это бессмысленное карабка- нье как «объективные трудности» и даже испытывает порой удовлетворение от их героического преодоления. Большинству моторов нравится ощущать себя «борцами». Но если спросить их, за что и с чем они сражаются, вразуми- тельного ответа скорее всего не будет. «Чтобы все было хорошо» — обычный в таком случае «ар- гумент». Более сознательный вариант: «Когда легко — неин- тересно». Это что касается недостатка критической оценки реальности. _ Еще одна проблема -^ неспособность определить сте- пень насущности поставленных задач — наиболее болез- ненна для моторов, потому что гораздо реже и труднее ими осознается. Несмотря на его уверения, мотору очень трудно опреде- лить, какие цели соответствуют его истинным желаниям и жизненной необходимости, а какие — нет. Другими слова- Глава третья 117 ми, куда стоит бежать, а куда не следует, что нужно именно ему, а что — его окружению. Как экстраверт, мотор падок на внешние эффекты. «Это же круто!» — часто его основной ответ, на возможные недо- умения: «Зачем тебе это нужно?» Многие из заманчивых целей, к которым мотор начинает стремиться с энтузиазмом, достойным лучшего применения, при внимательном рассмотрении оказываются наведенны- ми, то есть внедренными в его подсознание помимо его воли и понимания. Вы спросите: «Кем и с какой целью?» Да в том и беда, что чаще всего конкретно и сознательно никем (хотя бывают случаи и корыстного умысла!). В силу своей экстравертности и эмоциональности мо- тор нередко проникается взглядами симпатичных ему или на данный момент покоривших его воображение людей и начинает осознавать их как свои собственные. Это могут быть красиво лоданные нравственные или социальные ценности, а также умело разрекламированный стиль и об- раз жизни. При этом у мотора обычно отсутствует как общая крити- ческая оценка этих ценностей (на чем основаны, насколько искренне и какие люди их исповедуют), так и — главное — надо ли эти идеи реализовывать ему самому. В итоге мотор постоянно оказывается активно включен- ным в энергетические программы других людей, совершенно не соответствующие его собственным интересам и не прино- сящие потому ничего, кроме пустых хлопот и затрат энерге- тических, временных и материальных. Постоянно воплощаемый моторами лозунг: «Что бы ни делать — лишь бы ничего не делать!» — внешне выглядит как Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|